XIX - нач. XX в. иногда встречается еще одна дата кончины Юрьевских мучеников - 1482 г.; ее появление стало следствием опечатки в справочнике архим. Леонида (Кавелина). Св. Русь. 285. С. 70-71.) Почитание Служба Юрьевским мученикам известна в списках начиная с XVII в. Она основана на распространенной редакции Жития И., поэтому в ней прославляются помимо И. 72 мученика (в краткой редакции сообщается о 73 прихожанах, погибших вместе с И.). Первый храм в честь Юрьевских мучеников был заложен 16 мая 1896 г. в г. Валка (в 1920 разделен на города Валга (ныне в Эстонии) и Валка (ныне в Латвии)). В связи с этим событием в 1896 г. была составлена новая служба святым. В 1897 г. по указу Святейшего Синода И. и пострадавшие с ним 72 мученика были канонизированы. Юрьевские мученики входят в Соборы: Псковских святых (празднование установлено в 1987), Эстонских святых (празднование установлено в 2002). В 1898 г. настоятель правосл. эст. прихода в С.-Петербурге (учрежден 31 дек. 1894, богослужения первоначально совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской ц.) свящ. сщмч. Павел Кульбуш (впосл. еп. Платон ) и председатель об-ва религиозно-нравственного просвещения прот. Философ Орнатский основали правосл. эст. братство в честь И. Устав братства был утвержден 8 июня 1898 г., 29 нояб. того же года состоялось открытие братства. В янв. 1899 г. председателем его совета стал Гдовский еп. Вениамин (Муратовский) , товарищем председателя - прот. Философ Орнатский, делопроизводителем - свящ. Павел Кульбуш. Председателями братства до 1917 г. являлись Гдовские епископы, викарии С.-Петербургской епархии (см. Гдовское викариатство ). Задачами братства были забота о численном возрастании и укреплении правосл. эст. паствы, издание и распространение духовной лит-ры на эст. языке, устройство б-к, помощь нуждающимся, возведение приходского храма. В 1902 г. в Коломне (р-н С.-Петербурга), где жило много православных эстонцев, трудившихся в Н. Адмиралтействе и на Балтийском заводе, началось возведение эст. православного храма во имя И. Первый взнос (300 р.) еще в марте 1895 г. сделал прот. прав. Иоанн Кронштадтский , он присутствовал при закладке храма, позднее участвовал в работе комиссии по его постройке. В 1903-1904 гг. было окончено строительство братского дома, 21 дек. 1903 г. состоялось освящение временного храма во имя И. К 1907 г. основные работы по возведению 5-главого двухэтажного храма в русском стиле на 720 чел. (автор архитектурного проекта - А. А. Полещук) были окончены. 23 сент. 1907 г. С.-Петербургский и Ладожский митр. Антоний (Вадковский) возглавил освящение центрального престола верхнего храма во имя И., 30 марта 1908 г. нижний храм был освящен во имя свт. Николая Чудотворца. Рядом с церковью были построены часовня во имя свт. Николая Чудотворца и дом для церковноприходской школы. В 1910-1912 гг. работы по отделке храма продолжались.

http://pravenc.ru/text/674906.html

А Вы вот не были в Почаевской Лавре, ни в Житомире, а если бы пожаловали, то были бы встречены с любовью. Говорят о моем вызове в Синод, хотя я вовсе не желаю служить духу праздности и уныния, в чем именно и заключается присутствование там. Но если придется ехать не с экстерностью (у меня в Новгородской епархии весьма больна мать 70 лет), то воспользуюсь Вашим братским приглашением. Сейчас пишу ночью, возвратившись с обеда – ужина у губернатора в честь министра Глазова. Видимо это хороший господин, но едва ли хороший руководитель школьного просвещения. Посылаю Вам номер «Китайского вестника» с замечательной и весьма симпатичною передовицей епископа Иннокентия [Фигуровского]. Прошу святительских молитв и остаюсь Вашего Преосвященства преданный во Христе собрат епископ Антоний 26 октября 1904 года 23 Друже и святителю! Выход Владимира Карловича [Саблера] из Духовного Ведомства и замена его Ширинским-Шихматовым есть факт. Крайне недружелюбное отношение Константина Петровича [Победоносцева], побудившего Владимира Карловича подать в отставку 7-го апреля. Меня и Никона [Рождественского] Константин Петрович вымарал из заготовленного по его же указанию наградного списка (архиепископа), — на что я бы с… хотел, — а вообще, почти никто из архиереев награды не получил, хотя черед был и трем митрополитам и Наследник родился и они его крестили. Вызываются (это секрет) Гурий [Охотин] Новгородский, Лаврентий [Некрасов] и Вениамин [Муратовский] Калужский — аховые ребята — два. Мы с киевскими святителем [Флавианом (Городецким)] поедем вероятно 22-го — раньше не пускают Никона 15, а Никон завтра — после общего съезда у митрополита Антония [Вадковского]. Здесь Преосвященный Димитрий (Абашидзе), Алексий [Баженов] Таврический, ожидается 6-го епископ Платон [Рождественский] ( барыши из Ялты). Преосвященный Алексий с Преосвященным Димитрием были за последние полгода в русско-японских отношениях. Саша М. был у меня: зубрит и тает от умиления. К великой радости моей на стороне патриаршества оказался и протопресвитер Янышев: Господь да будет милостив к нему. Ваш ректор новый получил орден 2-й степени, а отец Алексий — крест. Поздравляю их. Прошу Ваших святых молитв, благодарю за гостеприимство, ожидаю Вас в Почаевскую Лавру, где пробуду 24 мая — 8 июня и 13 августа — 26 сентября.

http://pravoslavie.ru/5541.html

Актуальность обсуждения положения женщин в обществе и Церкви связывалась с изменением производственных отношений и демографической ситуации, когда множество девиц оказывалось без семьи, и они должны были сами зарабатывать на жизнь 22 . И. И. Галахов предложил предоставить женщинам право: 1) участвовать в Соборах; 2) участвовать в делах управления, суда, церковного хозяйства; 3) исполнять в Церкви все должности, кроме иерархических 23 . Обсуждение доклада состоялось на заседании Отдела о церковной дисциплине 23 октября 1917 г. Положения доклада вызвали возражения членов Отдела. Во-первых, говорилось о пагубности равноправия для семьи и о предназначении женщины быть прежде всего матерью 24 . Во-вторых, возможность участия женщин в Соборах казалась необоснованной даже сторонникам института диаконисс 25 . Дискуссия растянулась на несколько заседаний. Только протоиерей П. А. Миртов поддержал необходимость участия женщин в Соборах, а также предоставление им возможности быть чтецами, певцами и диакониссами. Он был поддержан председателем Отдела митрополитом Владимиром (Богоявленским) . Во время голосования 21 голосом против 8 не было одобрено участие женщин в Соборе. В резолюции сказано, что Отдел отклонил «предложение об участии женщин в Соборе на том основании, что на это допущение нет никаких указаний в канонических правилах и древней церковной практике» 26 . Незадолго до окончания Собора, 13 сентября 1918 г., вновь был поставлен вопрос о возможности допущения на Собор женщин. Отдел о высшем церковном управлении обратился в Высший церковный совет с просьбой обсудить, можно ли допустить представительниц от женских монастырей, именно игумений, хотя бы с правом совещательного голоса 27 . Отрицательное решение было членами Отдела вынесено и по вопросу участия женщин в епископских советах, однако большинство голосов было подано за участие женщин в епархиальных съездах и в приходских советах (28 – за, 2 – против). Председатель особо высказывался против участия женщин в судебно-административных органах. Дискуссию вызвал и вопрос о праве женщин занимать должность псаломщиков. За предоставление женщинам этого права, ссылаясь на оскудение Церкви мужчинами в виду военных действий, высказались архиепископ Симбирский Вениамин (Муратовский), архиепископ Таврический Димитрий (Абашидзе), С. П. Старков,

http://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-...

Занявший в июле 1925 г. Вселенский Престол Патриарх Василий III продолжил просоветскую и прообновленческую политику. В сентябре 1925 г., в преддверии очередного обновленческого лжесобора, он направил главе раскольников Вениамину (Муратовскому) как «возлюбленнейшему во Христе брату и сослужителю» письмо, в котором писал: «Заочно соприсутствуем с Вами. [...] Дух и любовь нашей и прочих братских церквей смотрит на вас и поможет Вам благополучно закончить дело» . Митрополит Евлогий (Георгиевский) осенью 1925 г. писал в Москву Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Петру (Полянскому): «Будете ли Вы писать Константинопольскому патриарху об его незаконном вмешательстве в дела русской церкви? Ведь, не только его Московский представитель, архим[андрит] Василий перешел явно на сторону обновленцев, но и сам патриарх пишет приветственные грамоты лжесобору» . Все это время греками велась подготовка к «Вселенскому Собору». В конце 1924 г. Поместные Церкви были извещены о его созыве в Иерусалиме на Пятидесятницу 1925 г. В Москве официальное сообщение об этом архимандрит Василий передал обновленческому «Синоду» . Для Фанара обновленческие раскольники были желанными участниками «Вселенского Собора». Ими, разумеется, это приглашение было с восторгом принято. «Тихоновцам», которые, собственно, и составляли Православную Российскую Церковь, греки в принципе тоже не отказывали в участии в затеваемом ими мероприятии, но обновленцы им явно были ближе. Однако со «Вселенским Собором» вышли сложности. Место его проведения было перенесено из Иерусалима на Афон, но ни в 1925-м, ни в 1926-м, ни в последующие годы провести его фанариотам так и не удалось. Патриарх Василий скончался в сентябре 1929 г., так и не сумев провести не только «Вселенский Собор», но и «Предсоборное совещание» («Просинод»). Новый Патриарх Фотий II по примеру предшественника сразу же вошел в переписку с обновленцами, тепло поблагодарив их за поздравление с избранием. В ответ они написали: «Идущие из глубины отеческого сердца Вашего Всесвятейшества [...] слова братского участия, готовности всегда оказывать дружескую помощь в испытываемых церковных затруднениях исполнили сердца членов Св. Синода и чувствами горячей сыновней благодарности к Вашему Всесвятейшеству. Мы живо и непосредственно ощутили в теплоте этих слов, что в лице Вашего Всесвятейшества Православная Русская церковь обрела такого же попечительного отца, участливого брата и верного друга, какового она имела в лице Вашего приснопамятного Предшественника на Вселенском Престоле Патриарха Василия III». Обновленцы пожелали Патриарху Фотию довершить в наступающем 1930 г. «великое дело предшественника» - «созвать Вселенский Собор, столь необходимый для авторитетного решения назревших первостепенных вопросов жизни церковной» .

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2016/m...

Значительная часть Церкви все же постаралась избежать разделения с митрополитом Сергием, посчитав, что в сложившихся обстоятельствах он не мог действовать иначе. Созвать Собор ему не позволяла коммунистическая власть, а выстраивать отношения с ней было необходимо. Имели место опасения, что советское руководство полностью ликвидирует Патриаршую Церковь , заменив ее обновленцами. Раскольники действительно имели шансы занять место законной Церкви: они постепенно отказывались от нововведений, главой обновленцев был иерарх дореволюционного рукоположения Вениамин (Муратовский), который носил громкий титул «митрополита Московского и Коломенского». Практически обновленческими были и целые регионы, например, Сибирь, Кубань и Ставрополье. Немаловажно было и то, что обновленческий раскол признавался Константинополем. Понимание, что собой представляет «Православная Российская Церковь » (или «Синодальная Церковь »), как именовали себя раскольники, было только у церковных людей, живущих духовной жизнью. Малоцерковный народ как правило, не разбирался в том, чем отличаются обновленцы от последователей патриарха Тихона, порой люди ориентировались на то, чей храм ближе к дому. В этих условиях государство могло сделать ставку на обновленцев, постепенно ликвидировав законную Церковь. Неудивительно, что церковное руководство пыталось найти выход из ситуации. Неслучайно, среди последователей митрополита Сергия было немало архипастырей и пастырей, причисленных к лику святых. В числе архиереев, подписавших «Декларацию», был богослов и историк священномученик Анатолий (Грисюк) . Другой замечательный архипастырь, чья подпись стоит под «Декларацией» – епископ Константин (Дьяков). Среди поддержавших митрополита Сергия были будущие священномученики митрополит Серафим (Чичагов) , архиепископы Иларион (Троицкий) , Захария (Лобов) и др. Священномученик Иларион настаивал, что в «Декларации» не содержится ничего предательского в отношении Церкви, что единство надо хранить, а разделения выгодны лишь богоборческим властям.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кроме председательства в синоде Е. также возглавлял его «иностранный» отдел, преподавал теорию проповеди и греч. язык в обновленческой Московской богословской академии (открыта в дек. 1923), возобновил издание ж. «Христианин» (с июня 1924). 24 авг. 1924 г. Е. был предоставлен длительный отпуск для «поправления здоровья», он отбыл для лечения в Гагру. По др. сведениям, был отстранен от руководства Тучковым за излишнюю самостоятельность. И. о. председателя обновленческого синода стал бывш. архиеп. Вениамин (Муратовский) , Е. считался «отсутствующим председателем». 19 апр. 1925 г. было официально объявлено об уходе Е. на покой, но он продолжал числиться постоянным членом обновленческого синода до 1934 г. Проживал в пос. Хоста под Сочи, служил в маленькой церкви без диакона и псаломщика. После закрытия церкви занимался подпольной юридической практикой, торговал с лотка. Умер вне общения с правосл. Церковью. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище. Соч.: Св. апостол и евангелист Иоанн Богослов: Его жизнь и благовестнические труды: Опыт библ.-ист. исслед. Серг. П., 1898, 1911-19122; Соловки: Страничка из дневника паломника. М., 1899; Новооткрытый рукописный Стоглав. Серг. П., 1899; Два дня в Кронштадте. Серг. П., 1900, 19022; О христианском браке. Серг. П., 1901; Иноки на службе ближним//БВ. 1902. Т. 3. 11. С. 305-358; 12. С. 576-635; Пастырь-учитель. Серг. П., 1903; На заре новой церк. жизни. Серг. П., 1905; Царь и Патриарх: К характеристике взаимных отношений//БВ. 1906. 4. С. 739-767 (отд. отт.: Серг. П., 1906); Святые минуты. Серг. П., 1909; На ниве Божией. Серг. П., 1909-1910. 2 т.; Из истории слова. Серг. П., 1909; Свобода печати. Серг. П., 1912; По церковно-обществ. вопросам: [Собр. тр.]: В 3 т. Серг. П., 1913-1915; Религ. жизнь в Америке. Серг. П., 1915. Лит.: Евдоким (Мещерский)//ПБЭ. Т. 5. С. 192-193; Польский. Т. 1. С. 149; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Т. 3. С. 112-117; Левитин, Шавров. Очерки смуты. С. 125-127, 130, 280, 326, 337-341, 348-352, 397, 405-431, 463-464, 468-470; Акты свт. Тихона. С. 218, 219, 315, 316, 908; Цыпин. История РЦ. С. 74, 104-106, 112-114; Голубцов С., протодиак. МДА в революционную эпоху. М., 1999. С. 16, 20, 21, 23-28, 41-44, 83-86, 162-168, 182, 188, 205-209; Проценко П. Г. Биография еп. Варнавы (Беляева). В Небесный Иерусалим: История одного побега. Н. Новг., 1999. С. 189-194, 216-218, 229-230, 253-254, 511-512; Свящ. Собор Правосл. Российской Церкви, 1917-1918 гг.: Обзор деяний. М., 2002. 2-я сессия. С. 188, 438, 454; 3-я сессия. С. 369-370; Кострома: Ист. энцикл. Кострома, 2002. С. 37; «Обновленческий раскол». С. 80-83, 88, 205-206, 329, 332, 344, 353-358, 393-395, 484, 746-747; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 409-410; Митрофан (Шкурин), игум. РПЦ и советская внешняя политика в 1922-1929 гг.: (По мат-лам Антирелигиозной комиссии)//ВЦИ. 2006. 1. С. 162-175.

http://pravenc.ru/text/Евдокиму ...

На своем «Соборе» обновленцы образовали новый «Синод», включавший 35 человек. Во главе этого органа по-прежнему был «митрополит» Вениамин (Муратовский). В состав «Синода» вошли «митрополит-благовестник» Александр Введенский, «митрополит всея Сибири» Петр (Блинов), глава украинских обновленцев-автокефалистов Пимен (Пегов), «митрополит Московский» Серафим (Руженцов) и др. Обновленческий раскол был не единственной проблемой православной жизни. Летом 1925 г. отличился самочинием бывший епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), принявший миро от старообрядцев-беглопоповцев и помазавший себя им, присоединившись тем самым к старообрядчеству. Вскоре он единолично «рукоположил» принявшего его беглопоповца во «епископы». 28 августа священномученик Петр, в принципе избегавший применять меры канонического прещения, был вынужден запретить епископа Андрея (Ухтомского) в священнослужении. Тем временем при поддержке спецслужб был организован еще один автокефалистский раскол на Украине. Лидером нового движения стал викарий Полтавской епархии епископ Лубенский Феофил (Булдовский), добивавшийся автокефалии еще в 1924 г. и тогда же разорвавший общение с правящим архиереем архиепископом Полтавским Григорием (Лисовским). Созданная Бундовским «Инициативная группа собора православных епископов на Украине» в феврале 1925 г. заявила об отмежевании от «тихоновщины». Поводом для раскола стали требования о легализации в органах государственной власти, что означало для легализуемых выполнение тяжелых условий со стороны ОГПУ. Неслучайно священномученик епископ Дамаскин (Цедрик) писал, что «принадлежность к нелегальной тихоновщине есть пароль благочестия, принадлежность к иной церковной группировке, легальной, – пароль еретичества». Святейший патриарх призвал Феофила к покаянию, однако в связи со смертью главы Российской Церкви основная тяжесть борьбы с самочинниками легла на его преемников. 25 июня 1925 г. митрополит Петр запретил Феофила (Булдовского) в священнослужении и предал его церковному суду. Раскол, названный в народе «булдовщиной» и «лубенским расколом», не получил широкого распространения и имел последователей в основном на северо-востоке Украины. Здесь активно сопротивлялись самочинию митрополит Полтавский Григорий (Лисовский) (†1927) и священномученик епископ Прилуцкий Василий (Зеленцов).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобномученик Филарет родился 29 августа 1880 года в селе Чулково Пронского уезда Рязанской губернии в семье крестьянина Трофима Пряхина. И в крещении был наречен Иоанном. В 17 лет поступил в Спасскую Пронскую пустынь. В обители, кроме обязательных для всех хозяйственных послушаний, проходил послушание на клиросе. 21 апреля 1913 года был пострижен в монашество с именем Филарет и 18 августа рукоположен в иеродиакона. 16 ноября 1914 года он был рукоположен во иеромонаха. Главной святыней пустыни был чудотворный список иконы Божией Матери «Споручница грешных», с которым братия совершала крестные ходы по селам и деревням. После закрытия пустыни в 1919 году, отец Филарет перенес этот образ в храм Казанской иконы Божией Матери в село Срезнево Спасского уезда, где он тогда стал служить. Архиепископ Рязанский и Зарайский Вениамин (Муратовский) благословил отца Филарета возобновить монастырский обычай. 29 мая (11 июня) в приходе было установлено празднование в честь иконы «Споручница грешных». В этот день в село сходилось до восьми тысяч богомольцев и служило до двадцати священников. В 1926 году отец Филарет был возведен в сан игумена. В июле 1930 года Рязанский отдел ОГПУ сообщил в Москву, что 11 июня имел место массовый наплыв богомольцев в селе Срезнево, где служит священник Филарет, который, имея «чудотворную икону», проводит молебны с привлечением большого числа священнослужителей и монашествующих, с паломничеством крестьян из окружающих мест. Были приняты срочные меры... 31 мая 1931 года игумен Филарет был арестован и 12 ноября того же года приговорен к пяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере. Его отправили на строительство Беломорско-Балтийского канала. По окончании в 1936 году срока заключения отец Филарет по совету архиепископа Рязанского Иувеналия (Масловского) не вернулся на прежнее место службы, где был слишком заметен для местных властей. Он отправился в Тверь, где знакомый священник помог ему найти квартиру, в которой он прожил около двух лет, а затем перебрался к дальнему родственнику Ивану Зотову, приспособившему под жилье бывшую деревенскую баню около станции Кулицкая.

http://foma.ru/bibliografija-foma-3-215-...

Согласно представлению П. и по его программе указом Синода от 23 окт. 1862 г. было разрешено издание «Иркутских епархиальных ведомостей» . Первый номер вышел 1 янв. 1863 г. На основании Положения о приходских попечительствах 1864 г. при П. в епархии учреждались церковноприходские попечительства, устраивались б-ки, открывались школы грамотности. Действовали Братство взаимного вспоможения заштатным и сиротствующим Иркутской епархии (с 1 апр. 1867), Иркутское попечительство о бедных духовного звания. При церквах проводился сбор пожертвований на распространение в империи Православия между язычниками, на улучшение быта паломников в Палестине, в пользу Гроба Господня, на восстановление Православия на Кавказе, на построение и возобновление церквей и школ зап. губерний, на помощь афонскому Пантелеимонову мон-рю и др. цели. Современники П. отмечали его талант администратора. «В управлении консисторском он не нуждался в чужих указаниях, а сам всему давал ход и направление» (Отчет... за 1872 г. 1874. С. 62). Поездки для обозрения епархии П. часто совершал на лошадях или на лодках. Одну из первых поездок предпринял в июле-авг. 1863 г. по Московскому и Ангарскому трактам, преодолев 1700 верст и обозрев в 6 благочиннических округах более 50 церквей. В каждом селе он посещал храмы и дома священников, проводил ревизии «по части богослужения, назидания церковного и домашнего, управления нравственного и религиозного, на какой предмет священниками велись записи», лично экзаменовал диаконов и причетников (Из записей. 1863. 46. С. 760; Отчет... за 1872 г. 1874. С. 62). В 1861 г. в целях усиления миссионерской деятельности среди забайкальских бурят было учреждено Селенгинское викариатство Иркутской епархии, положившее начало Забайкальской духовной миссии . Первым Селенгинским епископом и начальником миссии назначен архим. Вениамин (Благонравов). С 1869 г. еп. Селенгинским был Мартиниан (Муратовский; † 1898). Местопребыванием викария определен Посольский в честь Преображения Господня монастырь на юж. берегу Байкала.

http://pravenc.ru/text/2579085.html

Бурную дискуссию на съезде вызвало обсуждение вопроса о церковных денежных средствах, особенно в связи с предложениями части делегатов ввести единую епархиальную кассу. В принятой резолюции признавалась необходимость передать все «кружечные, кошельковые, свечные и другие сборы» в непосредственное распоряжение ВЦУ, где ЖЦ занимала тогда господствующее положение. Делегаты съезда обратились к советским властям с просьбой передать ЖЦ значительную часть финансовых средств, получаемых от существовавших свечных заводов, имущества закрывавшихся храмов, доходов от бывш. мон-рей и часовен. Для «воспитания верующих» предлагалось взимать с них в пользу ЖЦ постоянный налог. Съезд выразил пожелание о снятии церковного отлучения с Л. Н. Толстого . 16 авг. с разрешения советских властей в Успенском соборе Московского Кремля живоцерковниками был отслужен благодарственный молебен, после чего Красницкому поднесли титул протопресвитера. 17 авг. делегация съезда во главе с Красницким была принята председателем ВЦИК М. И. Калининым. Программные установки съезда ЖЦ вызвали возмущение среди вовлеченных в обновленчество епископата, клира и мирян. С решительным протестом против постановлений съезда ЖЦ, принятых вместо основных требований церковной дисциплины, выступил признававший в то время ВЦУ Владимирский митр. Сергий (Страгородский ; впосл. Патриарх Московский и всея Руси). Несогласие с доктриной ЖЦ высказали и примкнувшие к обновленчеству архиепископы Евдоким (Мещерский) и Вениамин (Муратовский) . Резко критиковал живоцерковников их недавний союзник - глава ВЦУ еп. Антонин (Грановский), который покинул съезд ЖЦ после 1-го заседания. 24 авг. еп. Антонин встал во главе созданной им альтернативной ЖЦ обновленческой группировки «Союз церковного возрождения» (СЦВ). В сент. 1922 г. о разрыве с ЖЦ и переходе к СЦВ заявило обновленческое духовенство 12 епархий. Против Красницкого выступила даже петроградская орг-ция во главе с Введенским, Боярским и Белковым. Они поддержали еп. Антонина, а впосл. создали собственную обновленческую группировку «Союз общин древлеапостольской церкви» (СОДАЦ). Раскол произошел и в ЦК ЖЦ, где образовалось т. н. левое крыло во главе с А. Новиковым, вскоре исключенным из состава ЦК.

http://pravenc.ru/text/182247.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010