3 марта 1898 г. состоялось наречение Н. во архиерея, 8 марта в Троицком соборе Александро-Невской лавры он был хиротонисан во епископа Вольского, викария Саратовской епархии (Высочайшие повеления: О бытие ректору Владимирской ДС архим. Никону епископом Вольским, викарием Саратовскй епархии//ЦВед. 1898. 7. 14 февр. С. 29). Хиротонию совершили митр. С.-Петербургский Палладий (Раев), митр. Киевский Иоанникий (Руднев), архиеп. Новгородский Феогност (Лебедев), архиеп. Финляндский Антоний (Вадковский), еп. Тверской Димитрий (Самбикин) , еп. Нарвский Иоанн (Кратиров) и еп. Гдовский Вениамин (Муратовский; позже обновленческий «первоиерарх»). 19 марта Н. прибыл в Саратов и поселился в Спасо-Преображенском мон-ре, 24 апр. приехал в Вольск. По воспоминаниям современников, Н. не отделял православных от старообрядцев, чем снискал среди последних особое уважение и доверие: так, во время совершения им вселенской панихиды по всем усопшим жителям Вольска Н. принимал записки и от православных, и от старообрядцев. В июле того же года в связи с болезнью и затем кончиной еп. Таврического и Симферопольского Михаила (Грибановского) Н. был назначен временно управляющим епархией и уехал в Крым. С 6 февр. 1899 г.- епископ Нарвский, викарий Санкт-Петербургской епархии (Высочайшие повеления: О перемещении викария Саратовской епархии преосвящ. Вольского Никона на кафедру епископа Нарвского//ЦВед. 1899. 8. 20 февр. С. 45). В том же году был награжден орденом св. Владимира 3-й степени. Был главным наблюдателем за преподаванием Закона Божия в светских средних и низших учебных заведениях С.-Петербурга. В 1901 г. стал одним из основателей Костромского благотворительного об-ва в С.-Петербурге. С 10 дек. 1901 г.- епископ Вятский и Слободской (Высочайшие повеления: О бытие первому викарию С.-Петербургской епархии преосвящ. Нарвскому Никону епископом Вятским и Слободским)//ЦВед. 1901. 50. 15 дек. С. 403). Посетил почти все приходы своей епархии. По предложению Н. в городских церквах Вятки в воскресные вечера проходили беседы клириков с прихожанами. Организовал ремонт Вятского кафедрального собора и архиерейского дома. Смог урегулировать конфликт с воспитанниками Вятской ДС (было уволено меньшее по сравнению с запланированным число учащихся, позже многие вновь были приняты в семинарию и завершили обучение). Н. поддерживал единоверческое движение, при нем были заложены 2 единоверческих храма. В одном из них, в дер. Осипинской Глазовского у. Вятской губ., Н. совершил по старым книгам всенощное бдение, продолжавшееся ок. 5 часов. Поощрял миссионерскую деятельность среди черемисов (марийцев), татар, вотяков (удмуртов), переводы религ. текстов на национальные языки. Организовал в Вятке миссионерские инородческие курсы и преподавал на них Свящ. Писание. На курсах учились представители малых народов, позже они становились псаломщиками и учителями церковноприходских школ, а затем и священниками. В 1902 г. награжден орденом св. Анны 1-й степени.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

4. «Четвёртая — идеологи обновленчества. Блестящие, талантливые, честолюбивые люди, выплывшие на гребне революционной волны. (Так сказать, церковные Бонапарты). Среди них многие , хотя и не все, также были связаны с ГПУ». Краснов-Левитин А. Э. Лихие годы, 1925–1941: Воспоминания. — Paris: YMCA-Press, 1977.   Наиболее известные лидеры обновленческого движения Развернуть таблицу Как звали Кем являлся Принес ли покаяние Антонин (Грановский) «Митрополит» (позже «епископ») Московский и всея Руси, глава «Союза Церковного возрождения» По некоторым сведениям, перед смертью (1927) искал примирения с Патриаршей Церковью, чему помешал арест митрополита Сергия. Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью. Белоликов, Василий Захариевич Член обновленческого Синода от мирян, в 1934 году покаялся Скончался, не примирившись с Церковью и находясь в конфликте с обновленческой церковью (расстрелян в 1937). «Митрополит» Ивановский и Кинешемский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). Блинов, Пётр Фёдорович «Митрополит» Минский Данных о том, что скончался, примирившись с Церковью, нет (расстрелян в 1938). Введенский, Александр Иванович «Первоиерарх Православных Церквей в СССР», один из основных идеологов и фактический лидер обновленчества во все годы его существования Скончался, не примирившись с Церковью (1946). Введенский, Александр Петрович «Митрополит» Западно-Сибирский Скончался, не примирившись с Церковью (расстрелян в 1937). Вениамин (Муратовский) «Митрополит» Московский и Коломенский Скончался, не примирившись с Церковью (1930). Виталий (Введенский) «Первоиерарх Московский и всех православных церквей в СССР» Принес покаяние (1944) и был принят в церковное общение в сане епископа, какой имел до ухода в обновленчество. Зарин, Сергей Михайлович Богослов, член обновленческого Учебного комитета, профессор и проректор обновленческой Московской богословской академии, членом президиума, секретарь и заведующим юридическим отделом обновленческого Священного Синода

http://azbyka.ru/shemy/obnovlencheskoe-d...

А.И. Рыков пообещал Патриарху уменьшить давление на религиозные организации, снизить налоги на храмы и духовенство и даже освободить из тюрем некоторых иерархов. Некоторую поддержку позиции А.И. Рыкова оказал Нарком юстиции Д.И. Курский, ответив на запрос Предсовнаркома (письмо от 21 мая 1924 г.), что после прекращения дела в отношении Тихона нет для него препятствий идти путем легализации своей организации наряду с обновленцами. Д.И. Курский счел правильной линию на допущение свободной конкуренции тихоновской и обновленческой церквей . «В быстро меняющейся ситуации, в вихре событий, вчерашний «живоцерковный диктатор» был уже почти забыт, как вдруг в конце мая 1924 г. вся русская церковь ахнула», - писал А.Левитин-Краснов. Как известно из разных источников и отражено в дневнике прот. Николая Чукова, еще в сентябре 1923 г. обновленческий митр. Евдоким вел переговоры с Патриархом и членами патриаршего Синода во главе со сщмч. архиепископом Верейским Иларионом (Троицким), в ходе которых выяснилось, что Патриарху предлагалось «отречься». Несмотря на все старания Тучкова, Патриарх категорически отказался от дальнейших переговоров с митр. Евдокимом. 5 января 1924 г. временно управляющий Петроградской епархией епископ Мануил привез из Москвы сведения о том, что «Тучков говорил Патриарху о приеме и Красницкого, и о помеще­нии его членом Патриаршего Синода. На последнее Патриарх будто бы не согласился» [iv] . После того, как старший викарий Петроградской епархии еп. Венедикт 28 февраля 1924 г. по просьбе обновленческого митрополита Вениамина (Муратовского) провел с ним предварительные переговоры об объединении и легализации, на которых высказал обязательные требования «тихоновцев», в марте протоиереи Н.Чепурин и Н.Чуков по поручению Совета Петроградских епископов согласовали взаимоприемлемые документы с представителем власти. Однако переговоры Петроградских епископов с властями откладывались, поскольку намечалось «решение вопроса во всероссийском масштабе», которое, как вскоре выяснилось, вылилось в «принятие в общение» Патриархом Красницкого.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

В 1929 г. окончил агрономические курсы при Ростовском гос. ин-те практических знаний. Заочно окончил 2 курса исторического отд-ния МГУ. 21 сент. (по другим данным, в нояб.) 1931 г., оставаясь в браке, хиротонисан председателем обновленческого синода митр. Вениамином (Муратовским) и А. И. Введенским во «епископа Темрюкского, викария Кубанской» обновленческой епархии. 7 марта 1932 г. назначен «епископом Кубанским». С 13 апр. 1932 г. «архиепископ». С марта 1934 г. «архиепископ Терский», временно управляющий Северокавказской обновленческой митрополией. В сент. 1934 г., на осенней сессии обновленческого синода, был назначен членом комиссии по изысканию средств борьбы против староцерковничества. 5 дек. 1935 г. стал обновленческим «митрополитом Северокавказским и Ставропольским». После 1936 г. Кожину стала подчиняться также Бакинская обновленческая епархия. Со слов Введенского, он видел в Кожине своего преемника. В 1937 г. Кожин был арестован, 7 месяцев провел в ставропольской тюрьме, затем освобожден. В 1942 г. эвакуировался в г. Грозный. В 1942 г., находясь в Грозном, организовал сбор средств для Красной Армии. В 1943 г. был членом Чрезвычайной государственной комиссии по расследованию зверств немцев на Сев. Кавказе. В 1943 г. награжден Введенским 2-й панагией. 1 февр. 1945 г. введен через покаяние в общение с Московской Патриархией в сане протоиерея. Чин покаяния принимал Ставропольский и Бакинский архиеп. Антоний (Романовский , впоследствии митрополит). Благодаря участию Кожина к Ставропольской епархии Московского Патриархата присоединилось 50 приходов Северокавказской обновленческой митрополии. Кожин был назначен настоятелем ц. арх. Михаила в Грозном и благочинным церквей Грозненской обл. 27 окт. 1945 г. архиеп. Антонием разведен с женой. 1 нояб. 1945 г. архим. Иоанном (Мирожниковым) пострижен в монашество с именем Ермоген. 1 февр. 1946 г. возведен в сан архимандрита. 28 дек. 1945 г. наречен, 18 февр. 1946 г. хиротонисан во епископа Казанского и Свияжского (в марте 1949 титул изменен на «Казанский и Чистопольский»). Хиротонию в Воскресенской ц. в Брюсовом пер. в Москве возглавил Патриарх Алексий I . Е. восстановил в Казани епархиальное управление (временно управлявший до того Казанской митрополией еп. Иларий (Ильин, с 1950 архиепископ) как епархиальный архиерей пребывал сначала в Ульяновске, затем в Чебоксарах). 6 нояб. 1946 г. добился возвращения Церкви Николо-Низского храма, к-рый стал кафедральным собором. В том же году были переданы Церкви храмы в с. Тавели Мамадышского р-на и в 1948 г. в с. Юдине (ныне в черте Казани).

http://pravenc.ru/text/190197.html

В декоре К. отказался от традиционной для эклектики штукатурки в пользу долговечных и разнообразных по фактуре материалов: лекального кирпича, гранита, радомского песчаника, изразцов, бетона. К штукатурному декору К. возвратился в последних своих церковных проектах, но трактовал его уже в модернизированных псковско-новгородских формах. В качестве прообразов церковных проектов К. также использовал форму памятников визант. архитектуры, в последних проектах - элементы модерна. Первой храмовой постройкой К. стала ц. в честь иконы Божией Матери «Милующая» в Галерной гавани в память коронования имп. Александра III и имп. Марии Феодоровны (С.-Петербург, Большой проспект Васильевского о-ва, 100; 1889-1898). Проект 3-престольного храма в визант. стиле на 1800 чел. был разработан К. совместно с гражданским инженером Д. К. Пруссаком в 1888 г. В данном проекте К. развил тип тетраконха - однокупольного визант. храма с 4 апсидами, возрожденный Д. И. Гриммом и Р. И. Кузьминым в 50-х гг. XIX в. Главный престол был освящен еп. Вениамином (Муратовским) в сослужении с прав. Иоанном Кронштадтским 25 окт. 1898 г., придел во имя прп. Сергия Радонежского и свт. Феодосия Черниговского - 28 марта 1900 г. Храм закрыт в 1932 г., богослужения возобновлены в 2008 г. (предполагается восстановление здания). Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг. Собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани. 1895–1902 гг. В 1889 г. К. спроектировал памятник в честь чудесного спасения царской семьи в железнодорожной катастрофе на ст. Борки в с. Высоком на Волыни, в том же краю, в с. Пилипы,- часовню. Также в память о «чуде в Борках» К. построил квадратную в плане часовню с шатровым верхом в честь иконы Божией Матери «Милующая» при ц. блгв. кн. Александра Невского, относившейся к С.-Петербургскому морскому госпиталю (Старо-Петергофский проспект, 9 (1891, не сохр.)). Кафедральный собор во имя равноап. кн. Владимира в Астрахани (ул. Епишева, 4) был сооружен в 1895-1902 гг. в память 900-летия Крещения Руси по итогам конкурса, объявленного Астраханской городской думой.

http://pravenc.ru/text/2458889.html

В Казанском духовном училище учились многие видные деятели церкви и ученые, в том числе архиепископы Гурий (Буртасовский), Вениамин (Муратовский), ученый-медик Михаил Федорович Кандаратский. С сайта " Объекты культурного наследия " Министерства культуры Республики Татарстан Накануне дня памяти святителя митрополита Киевского Филарета (Амфитеатрова) 3 января 2013 г митрополит Казанский и Татарстанский Анастасий совершил освящение домового храма Казанского епархиального управления в честь Воскресения Христова. Владыке сослужили настоятели монастырей и городских приходов. В богослужении принял участие хор Казанской духовной семинарии. По окончании чина освящения, в храме было совершено первое Всенощное бдение, а утром следующего дня митрополит Анастасий возглавил здесь служение Божественной литургии. Владыка отметил, что день освящения храма был выбран не случайно – именно святитель Филарет, в дни своего архипастырства на Казанской земле, много потрудился для сооружения этой церкви. Комплекс зданий Казанского епархиального управления – бывшего духовного училища – построен в 70-х годах XVIII века; здесь учились многие выдающиеся религиозные деятели. После Октябрьской революции, в 1918 году, училище было закрыто, а принадлежащие ему здания отобраны. В Советские годы они использовались в качестве жилых помещений. За последние несколько лет, при поддержке Правительства Республики Татарстан и лично Президента Рустама Минниханова, здесь были проведены восстановительные работы. После торжественного открытия комплекса зданий в нем разместилась администрация Татарстанской митрополии. . Православная история комплекса зданий, где ныне располагается Татарстанское и Казанское епархиальное управление, заслуживает более подробного рассмотрения, которая берет свое начало с размещения в нем в 1832 году духовного мужского училища. Обширный двухэтажный дом в конце ул. Грузинской на пересечении с ул. Казанской принадлежал состоятельной казанской помещице Екатерине Петровне Геркен (в девичестве Есиповой). В 1831 году она продает его казанскому духовному училищу, созданному еще в 1818-м, но не имевшему до сих пор своего здания. Кроме того, в собственность училища приобретаются и другие примыкающие к дому Е.П. Геркен здания, устроенные в различные времена и при различных обстоятельствах. Поэтому размещение в этом комплексе зданий учащихся такого учебного заведения имело достаточное количество неудобств. Но самое главное – это отсутствие собственной церкви. Вот как повествует об истории обустройства церкви в училище видный церковный археолог и историк Евфимий Александрович Малов, профессор Казанской духовной академии, в своей книге «Историческое описание церквей г.Казани»:

http://sobory.ru/article/?object=21157

В общении с людьми митрополит Петр отличался мягкостью и дупредительностью, но это не мешало ему проявлять настойчивость твердость в проведении канонически строгой церковной политики. Непреклонную линию занял он в отношениях с обновленцами, расходясь в этом с другими, более уступчивыми членами Патриаршего Синода. Вскоре после того как митрополит Петр возглавил Русскую Церковь, он дал интервью газете «Известия». Слова корреспондента о том, что среди населения циркулируют слухи о неподлинности завещания Патриарха Тихона, митрополит Петр прокомментировал так: «Слухи эти никакого основания не имеют. Если об этом и говорят, то две-три кликуши с Сухаревки. Что касается верующих, то они в подлинности завещания не сомневаются». На вопрос: «Когда намерены вы осуществить чистку контрреволюционного духовенства и черносотенных приходов, а также созвать Комиссию для суда над зарубежными архиереями»,- Митрополит ответил: «Для меня, как Местоблюстителя Патриаршего Престола, воля Патриарха Тихона священна, но я один не правомочен провести в жизнь эти пункты завещания». С кончиной Патриарха Тихона обновленцы связывали надежду на крах Патриаршей Церкви. Часть раскольников главный упор в борьбе с Православной Церковью сделала на испытанный уже метод политических обвинений и клеветы: «Как принципиальные и ярые гонители человеческой мысли, - писала обновленческая газета, - «тихоновцы»… вредны вообще в культурном отношении, равнодушно смотреть на всю работу «тихоновцев» значит допускать эксплуатацию человека в самой недопустимой форме». Но менее ретивые обновленцы взяли курс на так называемое «объединение с Тихоновской Церковью». 11 апреля обновленческий Синод, возглавляемый уже не митрополитом Евдокимом, ушедшим на покой, а лжемитрополитом Вениамином (Муратовским) (из епископов старого поставления) выступил с призывом к объединению, которое предполагалось осуществить на «III Соборе». Некоторые из православных архипастырей и пастырей (митрополит Уральский Тихон, епископ Уфимский Андрей (Ухтомский), влиятельный протоиерей Николай Чуков склонялись к тому, чтобы прислушаться к призывам умеренных обновленцев объединиться.

http://sedmitza.ru/lib/text/439998/

В пределах Омской епархии к 1895 г. состояло 194 самостоятельных прихода, действовали 86 церковноприходских школ и школ грамоты. В Омскую консисторию первоначально вошли протоиереи - К. Недосеков, С. Самойлов и Н. Никольский. При еп. Григории (1895-1900) в епархии было открыто 118 приходов. Работали Омский епархиальный училищный совет (имел 7 отд-ний) и инспекция церковных школ. С янв. 1898 г. начали издаваться «Омские епархиальные ведомости» . 9 сент. того же года в Омске освящен Успенский собор, к-рому был присвоен статус кафедрального. Учреждены Об-во попечения о начальном образовании в г. Омске (на его средства содержалась городская жен. Покровская профессиональная школа), Об-во вспомоществования учащим и учившим Акмолинской обл., Омский епархиальный комитет Православного миссионерского общества (ПМО), Об-во вспомоществования нуждающимся учащимся в школах всех типов, Омское епархиальное братство ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения, Об-во хоругвеносцев при омском Успенском кафедральном соборе, Братство ревнителей духовного просвещения. Состав правления Омского епархиального братства ревнителей Православия, самодержавия, русской народности и христианского благотворения утвержден резолюцией еп. Григория от 9 авг. 1898 г. Старшиной братства стал законоучитель омской жен. гимназии свящ. Пантелеимон Новиков, товарищем старшины - окружной интендант ген.-лейтенант П. С. Юнеев, советниками - правитель канцелярии, окружной интендант управления, статский советник П. Д. Соловьёв и член-делопроизводитель Омского епархиального училищного совета А. И. Васильев. В 1899 г. «для распространения и развития религиозно-нравственного просвещения в народе» братство открыло книжный склад и бесплатную народную читальню. Братство устраивало бесплатные трапезы, выдавало новокрещеным денежные пособия, оказывало помощь нуждающимся и передавало храмам богослужебные книги и брошюры религ. содержания. Почетными членами братства были С.-Петербургский митр. Антоний (Вадковский), Ямбургский еп. Вениамин (Муратовский; впосл. архиепископ), обер-прокурор Синода В. К. Саблер , прот. прав. Иоанн Кронштадтский, Степной ген.-губернатор генерал от кавалерии барон М. А. Таубе, военный губернатор Акмолинской обл. ген.-лейтенант Н. И. Санников.

http://pravenc.ru/text/2578399.html

Вениамин Благонравов 1868–1873. Епископы Камчатские, Курильские и Благовещенские (с 1870 г.): Павел Попов 1873–1877. Мартиниан Муратовский 1877–1885. Гурий Буртасовский 1885–1892. Макарий Дарский 1892–1898. Епископы Приамурские и Благовещенские: Иннокентий Солодчин 1898–1900. Никодим Боков 1900–1906. Владимир Благоразумов 1906–1909. Евгений Бережков 1909. Варшавская, учр. в 1840 г. 4 Кафедра в Варшаве Архиепископы Варшавские и Новогреческие: Антоний Рафальский 1840–1843. Никанор Клементьевский 1843–1848. Арсений Москвин 1848–1860. Иоанникий Горский 1860–1875. Архиепископы Холмские и Варшавские: Леонтий Лебединский 1875–1891. Флавиан Городедкий 1891–1898. Архп. с 1892. Иероним Экземплярский 1898–1905. С 16 июня 1905 г. –«Варшавский и Привислинский». Архиепископы Варшавские и Привислинские: Никанор Каменский 1905–1908. Николай Зиоров 1908. Владивостокская, учр. в 1898 г. 5 Кафедра во Владивостоке. Епископы Владивостокские и Камчатские: Евсевий Никольский 1899. Архп. с 1906. Владикавказская 6 Кафедра во Владикавказе (с 1894 г.). Епископы Владикавказские и Моздокские: Иосиф Чениговский 1875–1889. Петр Лосев 1889–1891. Иоанникий Казанский 1891–1892. Феодосий Рождественский 1892–1893. Владимир Сеньковский 1893–1904. Гедеон Покровский 1904–1908. Агапит Вишневский 1908–1911. Питирим Окнов 1911. Архп. Пятигорское викариат., учр. в 1910 г. Епископы (в Пятигорске): Арсений Смоленец 1910. Владимирская 7 Кафедра во Владимире Епископы Суздальские и Владимирские: Св. Симон 1215–1226. Митрофан 1227–1238. Евфросин (Ефрем); хирот. 1240. Серапион 1274–1275. Феодор 1276–1286. Иаков (в схиме Иоанн) 1286–1297. Симеон 1297–1299. Епископы Суздальские: Даниил 1330–1347. Нафанаил 1347–1349. Даниил (вторично) 1350–1351. Св. Иоанн; хир. 1340; упр. вторично с 1351. Св. Алексий 1352–1354. Архиепископы Суздальские, Нижегородские и Городецкие: Св. Дионисий 1374–1383. Архп. с 1388. Евфросин 1386–1406. С 1394 «Суздальский, Калужский и Тарусский». Епископы Суздальские и Тарусские: Митрофан 1406–1427. Савватий.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Для управления Петроградской епархией был создан епископский совет, в к-рый вошли В., Шлиссельбургский еп. Григорий (Лебедев) и Колпинский еп. Серафим (Протопопов) . Деятельность совета в этот период была в основном посвящена борьбе с обновленчеством. Уже в первом своем обращении 22 февр. 1924 г. В. призвал духовенство и мирян держать связь с правосл. архиереями и предупреждал, чтобы никто не принимал участия в собраниях обновленцев ни в качестве представителей от общин, ни как частные лица. Храмы, переходящие из обновленчества, должны были снова освящаться. Были применены строгие меры к священнослужителям, к-рые уклонились в раскол. В. принимал участие в погребении Патриарха Тихона (см. ст. Архиерейское совещание РПЦ 12 апреля 1925 г .). После смерти Первосвятителя активность обновленцев возросла. В то время они готовились к проведению «III поместного всероссийского собора» и настойчиво призывали православных к «примирению» и участию в «соборе». В ответ на соответствующее письмо обновленческого «Ленинградского митрополита» Вениамина (Муратовского) В. вместе с епископами Сестрорецким Николаем (Клементьевым) и Ладожским Иннокентием (Тихоновым) 11 мая 1925 г. обратился к пастве с увещанием: «Опыт трех лет существования обновленчества показал нам, что все попытки сношений и переговоров обновленцев с православными приводили лишь к новым скорбям и соблазнам для православных и неизменно каждый раз были ложно истолкованы и использованы обновленцами во вред святой православной Церкви… Посему еще раз подтверждая свое обращение от нач. 24 г., рекомендуем воздерживаться в разговоре с обновленцами даже от выражения своих личных мнений по церковным вопросам». В воскресенье 31 мая 1925 г., в неделю памяти св. отцов I Вселенского Собора, в ознаменование 1600-летия годовщины этого Собора во всех правосл. храмах Ленинграда по распоряжению В. были отслужены молебны с прошениями об умиротворении Церкви. Среди правосл. протоиереев Ленинграда нашлась группа сторонников примирения (см. в ст. Василий Петрович Сокольский , сщмч.), к-рая в ходе переговоров с обновленцами 8 июля 1925 г. даже наметила пункты («положения») объединения. В. вместе с др. ленинградскими епископами категорически отверг эти пункты и запретил участникам группы продолжать к.-л. переговоры с обновленцами. Стойкость и последовательность в отношении к обновленчеству стали одной из причин ареста В. 16 дек. 1925 г. в ходе следствия по делу «нелегального совета епископов».

http://pravenc.ru/text/150215.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010