Сектанты видят пророчество о «вечном субботстве» в следующих словах Исаии: «Тогда из месяца в месяц, из субботы в субботу будет приходить всякая плоть пред лице Мое на поклонение», – говорит Господь ( Ис. 66, 23 ). Заметим, что в цитируемом стихе пророк Исаия говорит, что «придет Господь... с огнем и мечом Своим» для свершения суда «над всякой плотью» и сотворит новое небо и новую землю ( Ис. 66, 15 – 22 ). Исаия для указания на небесную реальность пользуется распространенным смысловым термином. Но можно ли говорить, что и в Царстве Слова мы будем предстоять пред Господом только по праздничным дням? Спаситель также, говорят субботники, предупреждал: «Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу» ( Мф. 24, 20 ). В словах Спасителя видят доказательство сугубой необходимости соблюдать субботу. Но, если следовать такому ходу рассуждения, придется и зиму считать особым священным временем года. Если для учеников было грехом спасаться бегством в субботу, то грехом было бежать и зимой. Что Спаситель разумел, говоря эти слова? Очевидно, что не святость субботы, ибо Он не осудил Своих учеников, обвиненных фарисеями в нарушении субботы. Более того, хотя закон запрещал носить поклажу в день субботний ( Иер. 1, 21 ), расслабленному Он сказал: «Возьми постель свою и ходи» ( Ин. 5, 11 ). Если все же допустить, что у евангелиста Матфея (24, 20) речь идет о грехе нарушения дня покоя и ответственности за него, то при чем здесь зима? И почему беременным и кормящим должно быть тяжелее? Чем кормящие матери виновнее остальных женщин Иерусалима и почему они могли быть наказаны более всех прочих? Отсюда можно заключить, что любое передвижение (а тем более бегство) в зимнее время всегда тяжелее, а в субботу к тому же городские ворота могли быть заперты ( Неем. 13, 10 ). Очевидно, что пред нами аллегория, указывающая на грядущую великую скорбь во времена антихриста. Если даже принять сказанное Спасителем буквально, то чем может быть затруднительно бегство в субботу для субботствующих пятидесятников? Ведь живут они отнюдь не в Иерусалиме, в котором, кстати, по субботам ворота уже давно не закрываются. Вероятнее всего этими выражениями Спаситель образно показывает трудности жизни последних времен.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/sovremen...

Так и пред крестною казнию Спасителя, злоба врагов облекает Его в одежду багряного цвета, возлагает на Него терновый венец, дает трость в десницу Его – злоба ругается над Ним, а сама, не ведая того, служит к тому, что Господь является царем, в венце, в багрянице и со скипетром. Счастлив жребий, достоблаженна участь погребавших Христа! Можно ли и нам как-нибудь участвовать в них? продолжает проповедник. Храм Божий есть такое место, где находится гроб и плащаница Христова, это св. престол, где Спаситель почивает Своим телом и кровию. Способствуй благолепию храма своим посильным приношением, и ты поступишь подобно Иосифу, уступившему для Господа свой новый гроб и купившему плащаницу, и подобно Никодиму, принесшему драгоценные ароматы». 61. Б же т магдалина и дрга сдщ прм гроба. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. Была же там Мария Магдалина и другая Мария, которые сидели против гроба. О Марии Магдалине и другой Марии чит. объяс. 56 ст. Сидели против (седяще прямо) гроба, – они не осмеливались принять участие в погребении, а только смотрели на погребение, чтобы затем и самим приступить и намастить тело Христово миром. Зач. 114-е. Стража при гробе Господнем Евангелие 12-е страстей, в великий пяток, и в великую субботу на утрени. 62. Во же день, иже по птц, собрашас и къ На другой день, который следует за пятницею, собрались первосвященники и фарисеи к Пилату Во утрий день, иже есть по пятце (на другой день, который следует за пятницею), т. е. в субботу, на другой день смерти Христовой. Враги И. Христа не тотчас после погребения Его просили поставить стражу ко гробу, потому что вслед за погребением наступал час совершать пасхальную вечерю, когда запрещалось не только заниматься какими-либо посторонними делами, но даже и выходить из дому. Они могли быть спокойны, что в эту ночь, равно как и в самую субботу, когда также ничего не позволялось делать, ученики И. Христа не украдут тела Его, как они ложно подозревали их в сем намерении. Но по миновании субботы, когда разрешались дела житейские, по их мнению, ученики могли похитить тело своего Учителя. А потому в субботу, вероятно к вечеру, пришли к Пилату с просьбою о страже (Мих.). Другие толкователи думают, что стража поставлена была, в субботу утром, и первосвященники и фарисеи сделали это с явным нарушением покоя субботы, и еще субботы пасхальной; а между тем строго укоряли и преследовали Господа И. Христа, то что Он исцелял больных в субботу. 63. глаголюще: господи, помнхомъ, к льстецъ нъ реч, сый живъ: по днехъ востан: и говорили: господин! Мы вспомнили, что обманщик тот, еще будучи в живых, сказал: после трех дней воскресну;

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

Простая мысль: для чего скорбящим женщинам пережидать светлый вечер и затем часть ночи, чтобы затем в потёмках идти ко гробу? Ведь заповедь о субботнем покое прекращалась после захождения Солнца. Несомненно, Мария Магдалина вместе со Пресвятой Богородицей пошли ко гробу «свитающи во едину от суббот», как сказано в Евангелии, то есть на вечерней заре уже начавшегося следующего первого дня по ветхозаветному обиходу, по нашему же – в субботу вечером. Также рассуждает об этом и свт. Феофан Затворник с. И там предстал им Ангел Господень, который сказал: «не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого; Его нет здесь – Он воскрес, как сказал. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь и пойдите скорее, скажите ученикам Его, что Он воскрес из мёртвых» ( Мф. 28:5–7 ). И если бы Христос не воскрес до полуночи в Великую Субботу, то есть до времени смены дат, по юлианскому календарю, то нельзя было бы совершать Божественную Литургию в Великую Субботу! Как совершать Литургию, если Господь не воскрес из мёртвых? Потому она и не совершается в Великий Пяток, что Иисус Христос плотию пребывал во гробе: нет основания для Литургии. Весь строй и содержание стихир вечерни на Литургии в Великую Субботу говорит о Воскресении. Литургия начинается вечерней, в стихирах на «Господи, воззвах» поются воскресные песнопения 1-го гласа. При чтении на вечерне 15-ти паримий (ветхозаветных чтений) в ранней Церкви совершалось Таинство крещения оглашенных. И когда новокрещённых в белых одеждах вводили в храм, их встречало песнопение: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся. Аллилуиа!» , которое поётся в этот день вместо «Трисвятого». И далее, чтение «Апостола» (Послание к Римлянам, 91 зачало): «Или не разумеете, яко елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся; Спогребохомся убо Ему крещением в смерть: да якоже воста Христос от мертвых славою Отчею, тако и мы во обновлении жизни ходити начнем. Аще бо сообразни быхом подобию смерти Его, то и воскресения будем» ( Рим. 6:3–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Но во мраке этого суда над иудейским народом, этого отвержения иудейской гордости, ослепления мудрых и разумных, сиял радостный луч просвещения младенцев, спасения труждающихся и обремененных. В евангелии Луки, между повествованиями о посольстве от Иоанна и об учении притчами, передается о событии, которым освещается отношение ко Христу, с одной стороны, иудеев, мнивших себя разумными и праведными, и, с другой стороны, смиренных грешников. Некто из фарисеев просил Господа Иисуса вкусить с ним пищи; и Он, вошед в дом фарисея, возлег. И вот, женщина того города, грешница, пришла с алавастровым сосудом мира, стала позади у ног Его, начала обливать ноги Его слезами, и отирать волосами, и целовала ноги Его, и мазала миром. Видя это, фарисей подумал: если бы Он был пророк, то не позволил бы грешнице прикасаться к Нему. Но Господь Иисус в ответ разъяснил ему, что и он, фарисей, и грешница – должники пред Богом. Из двух должников больше любит тот, кому больше прощается. Женщина проявила ко Христу великую и смиренную любовь, тогда как фарисей, считавший честью не для себя принять Господа, но для Иисуса прийти к нему, не дал Ему ни воды на ноги, ни целования. Поэтому, продолжал Господь: «прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много; а кому мало прощается, тот мало любит»... 87 Св. Кирилл Александрийский , Толкование на ев. Иоанна: «Христос исцеляет человека в субботу и тотчас повелевает нарушит подзаконное установление, заставляя ходить в субботу и притом обремененного постелью» (in h. 1). 88 Конечно, этого момента нельзя принимать в безусловном смысле: как было видно, отчасти и прежде было место для соблазна. Желаем только оттенить степень. 90 Это чудо в евангелии Марка поставлено первым среди чудес, совершенных Христом. Но как известно, все четыре евангелиста различно начинают деятельность Иисуса Христа: Матфей – нагорною проповедью, Марк – исцелением в субботу бесноватого, Лука – отвержением Христа назаретянами и Иоанн – чудом в Кане Галилейской. За исключением последнего евангелиста, остальные руководятся не историческими соображениями, но каждый из них полагает во главу евангельской истории дело Христа, наиболее соответствующее характеру того или другого евангелия.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tareev/...

И смерть и ад повержены в озеро огненное. Это смерть вторая. И кто не был записан в книге жизни, тот был брошен в озеро огненное» ( Откр.20:12–15 ). Именно эту окончательную победу над смертью и созерцает Пасхальная служба, когда устами пророка восклицает: «Смерть! Где твое жало? Ад! Где твоя победа?» На таком понимании пасхального текста настаивал и свт. Иннокентий, когда в своей проповеди на Великую Субботу говорил, что пророки «…смотрели в будущее, еще не существовавшее и, несмотря на его отдаленность, видели многое гораздо лучше нас, хотя мы смотрим в прошедшее, уже совершившееся. Так, один из них как будто стоял над самим гробом Господа и видел Его воскресение, когда воскликнул: Смерть! где твое жало ? ад! где твоя победа? ( Ос.13:14 )». Как видим, и в случае со свт. Иннокентием Осипов выбрал из творений только то, что соответствует его, мягко говоря, нетрадиционным построениям. Интересно, что сразу же за цитированием свт. Иннокентия Алексей Ильич высказывает еще одну весьма спорную мысль о том, что сошествие во ад было актом вневременным и, следовательно, «… с этого исторического момента Христос стал доступен всем туда сходящим» 73 . Эта мысль, как можно было видеть, опровергается все тем же текстом свт. Иннокентия, составленным на Великую Субботу, который только выборочно цитируется Осиповым. Ибо в этом самом же поучении св. Иннокентий говорит: «Настоящая проповедь Христа во аде явно есть проповедь не повторяемая: ибо не повторяемо разлучение души Его с телом». А в другом своем слове на Великую Субботу святитель произносит: «Будем ли ожидать, чтобы и нам когда-либо, подобно современникам Ноевым, произнесена была проповедь уже не на земли, а во аде? Но возлюбленный Спаситель наш, Который един имеет ключи ада и смерти, раз только, по уверению слова Божия, сходил во ад со Креста, в день настоящий. Будем ли воображать, что Он для нас паки сойдет туда уже не со Креста, а с престола славы Своея? Нет, Он явится всем уже тогда, как предстанет пред Ним на Суд весь род человеческий, в конце мира; явится уже не для проповеди, а для произнесения суда последнего» 74 .

http://azbyka.ru/o-vechnosti-zametki

Если завтра Страшный Суд. Как провести Родительскую субботу Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва 1 марта, 2019 Не бойтесь «обидеть» своих усопших близких недостаточным вниманием. Им нужна только молитва Представим себе, что завтра настанет Страшный Суд. Мертвые воскреснут, Христос сойдет с небес, и все мы предстанем пред Ним такими, какие мы есть на самом деле, без прикрас. Это значит, что день накануне – последний день смерти. Последний шанс что-то исправить перед последней Встречей. Последнее время в буквальном смысле. Инокиня Евгения (Сеньчукова) Церковь издавна особым образом вспоминала усопших в связи с ожиданием Второго Пришествия Христова и Страшного Суда. Вот почему в субботу перед Неделей о Страшном Суде, за неделю до начала Великого поста, отмечается Вселенская родительская суббота с заупокойными богослужениями. Всенощное бдение в канун субботы в целом пронизано молитвой за усопших. Этот день настолько важен, что даже память святых переносится на другой – остается только «заупокойная» тема. В ходе богослужения совершают «великую панихиду», иначе называемую «Парастасом». Обычная панихида – ее сокращенный вариант. По уставу она совершается после вечерни, перед Шестопсалмием. В современной русской традиции Всенощное бдение накануне Родительской субботы не принято, служат только Парастас. На Литургии в субботу читают «заупокойные» фрагменты Священного Писания. Отрывок из 4-й главы первого послания апостола Павла к Фессалоникийцам начинается словами: «Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как прочие, не имеющие надежды. Ибо если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4:13-14). Евангельское чтение также посвящено надежде на вечную жизнь: «Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Пославшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь» (Ин. 5:24). После Литургии снова совершают панихиду.

http://pravmir.ru/esli-zavtra-strashnyiy...

Значение дня субботнего установлено Богом при сотворении мира. И благословил Бог седьмой день и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал ( Быт.2:3 ). О необходимости соблюдения и почитании субботнего дня гласит восьмая заповедь Господня: «Помни день субботний, чтобы святить его, шесть дней работай и делай в них всякие дела твои, а день седьмый – суббота Господу Богу твоему» ( Исх.20:8–10 ). Но еще прежде, чем дана была восьмая заповедь, израильтяне соблюдали субботу в пустыне. «В шестой же день собрали хлеба вдвое по два гомора на каждого. И пришли все начальники общества и донесли Моисею. И Моисей сказал им: вот что сказал Господь – завтра покой святая суббота Господня, что надобно печь – пеките, и что надобно варить – варите сегодня, а что останется, отложите и сберегите до утра ( Исх.16:22–23 ). Об установлении богослужения в субботний день с праздником труб и принесением жертвы говорится в книге Левит ( Лев.23:23–25 ). Для этой цели был составлен 91 псалом (см. надписание: псалом песни в день субботний). Важность субботы как праздника ветхозаветного, состояла в том, что покой субботы был прообразованием того смертного покоя, которым упокоился во гробе Иисус Христос после подвигов и страдании своей земной жизни 683]. Об этом поется в стихире на Господи воззвах в Великую субботу сие есть упокоения день в онь же почи от всех дел своих Единородный Сын Божий После Воскресения Христова суббота утратила то важнейшее значение праздника, какое ей придавалось в Ветхом Завете. По учению св. Афанасия Великого (293–373) празднование субботы Сам Господь перенес на день воскресный, праздновать которой и заповедано христианам правилом 29 Ладиокийского Собора (IV в.) 401]. Но по уважению к древнему празднику Святая Церковь отличает субботу от прочих дней седмицы (будней) особенностями в богослужении с пением целого ряда песнопений, поющихся в воскресный день или в праздники. В субботу, если совершается служба какому-либо святому в соединении с дневной службой всем святым, на Утрене поется «Бог Господь», если совершается заупокойное богослужение – на Утрене поется «Аллилуия» с заупокойными стихами, и в целом преобладают особые заупокойные песнопения 8 . 4. Богослужения годового круга. Праздники

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Иустина Философа -мученика, св. Иринея, епископа Лионского, и других. Св. Иоанн Златоуст , блаж. Иероним, Августин, Феодорит писали толкования на послание Ап. Павла к Галатам. Достойны также упоминания толкование на сие послание блаж. Феофилакта, архиепископа Болгарского, а также толкования Русских иерархов: Филарета, еп. Черниговского, Феофана, еп. Тамбовского, а равно архиепископа Агафангела и священника И. Галахова , труд которого отпечатан в 1896 году. Церковным употреблением, идущим от древнейших времен, пользовались все места послания к Галатам. Церковные чтения сего послания идут в таком порядке: I гл. ст. 1–10; 20–24 и II гл. ст. 1–5 в четверток 14 недели. I гл. ст. 11–19 в 20 неделю и в неделю по Рожд. Христ. II гл. ст. 6–10 в пяток 14 недели. II гл. ст. 11 –16 в понедельник 15 недели. II гл. ст. 16–20 в неделю 21 и по Воздвижении. II гл. ст. 21 и III гл. ст. 1–7 во вторник 15 недели. III гл. ст. 8–12 в субботу 26 недели и в субботу пред Рождеством Христовым. III гл. ст. 13–14 в великую Субботу. III гл. ст. 15–22 в среду 15 недели. III гл. ст. 23–29; IV, 1–5 в четверг той же 15 недели и преподобным женам до 29 ст. III гл. IV гл. ст. 4–7 на Рождество Христово. IV гл. ст. 8–21 в пяток 15 недели и о болящих до 14 ст. IV гл. ст. 23–31 св. Иоакиму и Анне (9 сентября). IV гл. ст. 28–31 и V гл. ст. 1 –10 в понедельник 16 недели. V гл. ст. 11–21 во вторник 16 недели. V гл. ст. 22–26 и VI гл. ст. 1–2 в субботу 27 недели, препод. VI гл. ст. 2–10 в среду 16 недели. VI гл. ст. 11–18 в 22 неделю и в Великий Пяток на 1 часе. Послание к Галатам святого Апостола Павла Глава 1 1. Павел Апостол избранный не человеками и не чрез человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом, воскресившим Его из мертвых, 2. и все находившиеся со мною братия – церквам Галатийским 291 : 3. благодать вам и мир от Бога Отца и Господа нашего Иисуса Христа, 4. Который отдал Себя Самого за грехи наши, чтобы избавить нас от настоящего лукавого века, по воле Бога и Отца нашего: 5. Ему слава во веки веков. Аминь 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Божественная Литургия продолжается в сиянии победного разрушения смерти Христом. Следующая песнь заменяет «Херувимскую»: Да молчит всякая плоть человеча и да стоит со страхом и трепетом, и ничтоже земное в себе да помышляет: Царь бо царствующих и Господь господствующих приходит заклатися и датися в снедь (т. е. в пищу) верным. Предходят же Сему лицы Ангельстии со всяким началом и властию, многоочитии херувими и шестокрылатии серафими, лица закрывающе и вопиюще песнь: аллилуйя. Вместо песни Богородице «Достойно есть…» поётся 9-я песнь канона Утрени «Не рыдай Мене, Мати…». Причастным стихом в Великую субботу служит строка из 77-го псалма: Восста яко спя (т. е. как бы от сна воспрянул) Господь, и воскресе спасали нас. Божественная Литургия завершается причащением Тому, Кто в человеческом теле лежит мёртвым, и в то же самое время восседает на Престоле по правую руку Отца; Тому, Кто будучи Творцом жизни мира, уничтожает смерть Своей животворящей смертью. Его гроб, который по-прежнему стоит в центре храма, называется в Литургии «источником нашего воскресения». Первоначально, Литургия Великой субботы была пасхальной крещальной Литургией, но и теперь она остаётся для каждого христианина ежегодным переживанием своих собственных смерти и воскресения с Господом. Если же мы умерли со Христом, то веруем, что и жить будем с Ним, зная, что Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. ( Рим.6:8–9 ) Христос лежит мёртвым, но Он жив. Он уже «попирает смертию смерть и сущим во гробех дарует живот». И нам больше ничего не остаётся, как прожить Благословенную субботу до конца, до того полунощного часа, когда пробьёт начало Дня Господа нашего и придёт эта ночь. Ночь, полная света, ночь, в которую мы провозгласим вместе с Ангелом: Он воскрес; Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. ( Мк.16:6 ) Воскресение Христово (Пасха) Незадолго до 12-ти часов ночи в Великую Субботу служится Полунощница. Священник снимает Плащаницу с гроба, вносит её в алтарь через Царские врата и помещает на престол, где она остаётся сорок дней, до Вознесения Господня.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/osn...

В Великую субботу В пятницу вечером пришёл к Пилату Иосиф из Аримафеи, человек богатый и знатный, член Синедриона, тайный ученик Христа, и просил тело Иисусово. Пилат, узнав от сотника, что Иисус умер, отдал тело Его Иосифу. Иосиф купил плащаницу (полотно для погребения), снял со креста тело Иисусово и обвил Его плащаницею. Пришёл также и Никодим, тайный ученик Иисуса Христа, и принёс около ста фунтов благовонного состава из смирны и алоя для погребения. Иосиф и Никодим взяли тело Иисуса Христа, обвили Его пеленами с благовониями, как обыкновенно погребали иудеи. Близко от того места, где Иисус Христос был распят, находился сад Иосифа, а в саду новый гроб (пещера), высеченный в скале, в котором ещё никто не был положен. В этом гробе Иосиф с Никодимом положили тело Иисуса Христа и, привалив большой камень к двери гроба, удалились. В снятии Иисуса Христа со креста и погребении участвовала и Пресвятая Матерь Его. При этом были также и жены-мироносицы, пришедшие за Иисусом Христом из Галилеи. Возвратившись с погребения, они приготовили благовония и масти, чтобы помазать тело Иисуса Христа по прошествии субботы, первого дня иудейской Пасхи, в который по закону всем следовало пребывать в покое. В субботу «собрались первосвященники и фарисеи к Пилату и говорили: «Господин! мы вспомнили, что обманщик тот, ещё будучи в живых, сказал: после трёх дней воскресну; итак, прикажи охранять гроб до третьего дня, чтобы ученики Его, придя ночью, не украли Его и не сказали народу: воскрес из мёртвых; и будет последний обман хуже первого. Пилат сказал им: имеете стражу; пойдите, охраняйте, как знаете. Они пошли и поставили у гроба стражу и приложили к камню печать» ( Мф. 27:63–66 ). Когда тело Иисуса Христа лежало во гробе, Он душою Своею сошёл в ад, возвестил находящимся там душам умерших людей о Своей победе над дьяволом и смертью, вывел оттуда в рай души праведников, с верою ожидавших Его пришествия, а Божеством Своим был на престоле с Богом Отцом и Духом Святым. В Великую субботу на утрени при погребальном звоне колоколов и пении «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» Плащаница выносится священнослужителями из храма и обносится вокруг церкви в воспоминание пребывания тела Иисуса Христа во гробе плотски, сошествия Его духовного во ад и победы над адом и смертью . Затем, по внесении плащаницы в храм, она подносится к открытым царским вратам в знамение того, что Спаситель Божеством Своим неразлучно пребыл на престоле с Богом Отцом и Духом Святым.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010