Великую Субботу



  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Типикон и инжир / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... в сумерках. На средину храма выносится икона Рождества Христова, и приближение праздника в тот момент чувствуешь совсем по-другому, нежели когда служишь такую Литургию утром. На несколько часов прихожане расходятся домой – подкрепиться и отдохнуть – и вновь собираются в храм на всенощное бдение, которое по Уставу начинается в 4 часа утра. А сразу после бдения – праздничная Литургия. В Крещенский сочельник начинать вечерню с Литургией положено чуть раньше – в 11: 00 – из-за того, что служба затягивается освящением воды. После полудня положено совершать Литургию также в Великий четверток и Великую субботу и еще в некоторые дни. Вообще исключительная продуманность Устава – дело не человеческое, а Божие. Нам порой кажется, что Церковный устав чрезмерно строг. Однако это скорее ложные представления, основанные на выдернутых из контекста цитатах. И это касается не только богослужения, но и других ограничений. Например, уставных ограничений в пище. Трапеза Типикона Почти все знают, что в строгие дни поста Типикон предписывает два вида воздержания: совершенный отказ от пищи (например, в первые два дня Великого поста или в Великую пятницу) и сухоядение. Но тут же делает ... далее ...
Житие преподобного старца Севастиана (Фомина), ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... обычно старец о. Нектарий из келий выходил поздно, в 2-3 часа дня. Народ то и дело посылал о. Стефана сказать старцу, что его ждут, что многим надо уезжать домой. О. Стефан шел в келью к старцу, который тут же говорил: «Сейчас собираюсь, одеваюсь, иду», — но не выходил. А когда выйдет, то при всех обращается к о. Стефану: «Что же ты до сих пор ни разу не сказал, что меня ждет с нетерпением столько народа? » А о. Стефан просит прощения и кланяется ему в ноги. Но иногда старец говорил посетителям: «Вы об этом спросите моего келейника о. Стефана, он лучше меня посоветует, он прозорлив». В Великую Субботу, 13 апреля 1913 года в больнице от туберкулеза легких скончался о. Рафаил, будучи за день до смерти пострижен в схиму. Пострижение в мантию с именем Севастиан (в честь мученика Севастиана) память 18 31 декабря (о. Стефан принял в 1917 году. Прогремела революция. Рухнуло многовековое здание государства Российского. Началось время гонения на Церковь Христову. 10 23 января 1918 года декретом СНК Оптина пустынь была закрыта, но монастырь продолжал существовать под видом сельскохозяйственной артели. На территории монастыря был организован музей «Оптина пустынь». Скит уже не ... далее ...
Молчание Бога / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... свою волю, но Христос укорил его и сказал: — Постой, ты что, думаешь, что Я не могу защитить Себя? Если захочу, Я защищу Себя и могу представить здесь 12 тысяч ангелов, чтобы они защитили Меня [4], но Я не хочу этого и не нуждаюсь в человеческой защите. Я добровольно предаю Себя на смерть, не противясь происходящему. Естественно, подобное происходит в жизни каждого из нас, всех без исключения, тогда в душе действительно рождается такое чувство, что Бог больше не может молчать: «Боже, сделай же наконец что-нибудь! Восстань, пробудись! » У нас на Кипре многие думают, что богослужение в Великую субботу утром — это и есть Воскресение, когда мы поем: «Воскресни, Господи, суди земли» [5]. Но это не значит, что Христос воскрес тогда, это просто молитва Церкви, в которой мы молим Бога воскреснуть: «Восстань, воскресни наконец, не будь столь безмолвен, унижен, сокрыт во Гробе». Это человеческое ожидание, наше желание того, чтобы что-то произошло. И хорошо, что мы не боги. Ведь если бы мы были богами, мы за пару минут перевернули бы весь мир с ног на голову! Мы осудили бы всех и посадили на скамью подсудимых — по-человечески!.. Вспоминаю, как однажды, когда я был молодым диаконом, ... далее ...
«Христос преобразил смерть в сон» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... быстрый по натуре, обругал и тяжко оскорбил другого на одной дружеской встрече. И так установилась между ними великая вражда. Хотя обиженный и оскорбленный хотел подать в суд на обидевшего и обругавшего его, тем более что многие убеждали его сделать это, он тем не менее не сделал этого и всем сердцем хотел вернуть былой мир и дружбу. Однако второй никак не хотел его понять и своими злыми словами подстрекал его к вражде. И вот начался Великий пост, приближалась Святая Пасха, а в отношениях между ними не происходило никаких перемен, хотя оба они каждое воскресенье ходили в святой храм. В Великую субботу они исповедались, намереваясь причаститься на Святой литургии в Пасхальную ночь. Священник, хорошо знавший, что происходит между ними, много раз убеждал косневшего во вражде, чтобы тот пересмотрел свои мысли и слова и испросил прощения. То же самое увещание и твердую епитимию покаяться он дал ему и на исповеди. Но тот, хоть и обещал, не сделал этого. К полуночи колокола своим трогательным звоном созывали народ на Святое Воскресение. Один из них перешагнул порог храма с глубокой скорбью в душе оттого, что не был прощен соседом. Второй вошел в храм со страхом из-за того, что не ... далее ...
Пасха Христова и подвижный богослужебный круг / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... Службы Страстной седмицы очень важны и строги. Каждый день посвящен определенным воспоминаниям. Дни Страстной седмицы носят название Великих. В Великую Среду мы вспоминаем предательство Иуды. В Великий Четверг (Четверток) — Тайную Вечерю и установление Таинства причащения, в этот же день, накануне Страстной пятницы, на службе вечером читаются 12 Евангелий, посвященных страстям, страданиям Христовым. И в Великую Пятницу (Пяток) мы вспоминаем страдания, распятие и погребение Спасителя. Состоится вынос плащаницы (изображения Христа во гробе) , и вечером служится чин погребения. В Великую Субботу плащаница продолжает лежать во время всех служб в центре храма и только перед пасхальным богослужением заносится в алтарь. Пасха Христова и Светлая седмица Новозаветная Пасха — радостное переживание священнейшего события: воскресения из мертвых Господа нашего Иисуса Христа в третий день после дня распятия. Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор 5, 7) . Воскресение Христово знаменует победу над смертью и прообразует всеобщее воскресение. Пасхальная радость предызображает нескончаемое блаженство в невечерние дни в Царствии Небесном. Служба Святой Пасхи происходит ... далее ...
Таинство елеосвящения.Историко-динамический очерк ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... вполне естественно, ибо оно не соотносится со смыслом Таинства. Причем в окончательной редакции удерживается такое распределение заключительных молитвословий и действий, по которому сначала возлагается на голову больного Евангелие, а затем уже поются стихиры. Таким образом, редакция заключительного раздела последования Святого елея сложилась окончательно в XVI веке, о чем свидетельствуют синхронные рукописи Святогробской Константинопольской и Синайской библиотеки. В тесной связи с последованием Таинства Соборования находится так называемое общее маслосвящение в Великий Четверток или в Великую Субботу, которое не совершается в настоящее время и о котором чрезвычайно подробно, с привлечением многочисленных рукописных и печатных источников – преимущественно русского происхождения, писал Н. Ф. Красносельцев [10]. Указанный чин совершался в XIX столетии в Московском Успенском соборе – в Великий Четверток после утрени; в некоторых монастырях, например в Троице-Сергиевой Лавре, – в Великую Субботу, но уже тогда не упоминался в богослужебных книгах. При этом исконно его кодифицировали Требники, а общие его уставы помещались в кафедральных Чиновниках и монастырских ... далее ...
«Главное — передать мурашки!» / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... я и представления о Православии не имел. Да, и интереса, если честно. Это пришло потом, когда я стал переводить Пушкина. И многое я узнал, лишь когда начал переводить книгу отца Тихона. Спасибо ему! — А как же вы тогда пришли к вере? — Не могу объяснить. Скорее, вера ко мне пришла. Знаете, это как когда спрашивают: «А почему вы такого-то человека любите? » — «Не знаю. Люблю — и все». Как можно объяснить, разобраться в причинах таких явлений? Нужно просто разрешить, чтобы тебя привели к вере. Быть открытым. Быть немножко ребенком. Жить от сердца, жить от души. — В Православие вы перешли в Великую Субботу 2012 года? — Да! Я тогда сам попросил отца Тихона, сказал ему: «Пожалуйста, прошу вас». Он обрадовался, хотя и был удивлён, наверное. — Да, батюшка особенно отмечал тот факт, что вы крестились в тот день, когда в древней Церкви было принято крестить оглашенных… — Значит, может быть, есть во мне что-то? (смеется) … Хотя я и не разбираюсь в таких тонкостях, не знаю правил церковных. Это просто было движение души. И время совпало! — И всё же русская литература сыграла какую-то роль в вашем обращении в Православие? Джулиан Генри Лоуэнфельд Когда я вернулся в Америку и рассказал ... далее ...
Там, где правильные пчелы / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... курева? – Нет, не сложно ничуть. Лень, достаток – это все-таки влияет на дух. Интересно получается: достаток материальный плохо отражается на столь нам необходимой нищете духовной. В начале прошлого века Россия жила богато, а во что превратилась из-за того, что стала богатство больше всего почитать и с ухмылкой поглядывать на Церковь? Кто-то говорит, что до революции даже в монастырях нравы уже такие были, что и чай пили, и кушали по кельям. Говорят, драки даже были на клиросе, и винопитие! Мы, кстати, запретили напрочь пить вино, это мы соблюдаем очень строго, беспрекословно. Раз в год, в Великую субботу, положено освящать вино: мы ставим на столы сто грамм вина, и всё. На Афоне я был, там на столах стоит вино, 6–7 градусов, приятно для аппетита выпить. Но у нас никакого вина не бывает – слишком всё это для русского человека опасно. Напугали обитель санкциями – Может, последние события помогут нам стать чуть более духовными? Я о санкциях, объявленных «цивилизованным человечеством» в отношении России. Так вот, о санкциях: стоит ли бояться того, что нам не будут поставлять всяческое продовольствие? и вообще чего стоит бояться России? – Общаясь с прихожанами, с паломниками, ... далее ...
Важнее воздуха / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... Важнее воздуха Взятие Иерихона В известном отрывке из Книги пророка Иезекииля, который читается в Великую субботу, пророк стоит на поле, полном сухих костей, и по велению Бога обращается к костям, как к людям: «Кости сухие! Слушайте слово Господне! » ( Иез. 37: 4 ) . Этим обращением было положено начало следующему затем чуду – восстанию из праха тех, от кого остались только высохшие останки ( см. Иез. 37: 1–14 ) . Это обращение к сухим костям наводит меня на мысль о проповеди – такой проповеди в духе, которая в древности именовалась «пророчеством». Проповедь слышна. Проповедь, казалось бы, струится и ширится. И вместе с тем проповеди очень мало. И что еще важно – многие православные христиане носят в себе усталое сомнение в полезности проповеди. На этом месте я скажу: «Вонмем! » Здесь нужно быть внимательным. Многие, повторяю, христиане – священники в том числе – не верят в силу благовествования, скептичны, подавлены и, словно унижая силу Божества, уверены, что ничего уже не исправить. Здесь – ответ на вопрос: почему Иезекииль, Исаия, Филарет (Дроздов) , Достоевский и проч. – всегда явления разовые, уникальные? Нам всякое время есть в них великая нужда, а ... далее ...
Схождение Благодатного огня / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... назад вперед Схождение Благодатного огня Схождение святого Благодатного огня происходит каждый год в Великую Субботу, накануне православной Пасхи. Раннее свидетельство о схождении огня в Иерусалиме относится к IV веку и принадлежит паломнице Этерии. Огонь сходит только накануне Пасхи, празднуемой по старому, юлианскому календарю, а мы знаем, что празднование Воскресения Христова приходится каждый год на разные дни. Благодатный огонь сходит только по молитвам православного патриарха. Иерусалимский храм Воскресения Христова покрывает своей кровлей гору Голгофу, и пещеру Гроба Господня, и сад, где произошло первое явление воскресшего Христа Спасителя Марии Магдалине. Храм этот воздвигнут в IV веке святым императором Константином и его матерью святой Еленой. В наши дни чудо схождения небесного огня происходит так. Около полудня Иерусалимский патриарх с духовенством и молящимися крестным ходом идет из Патриархии в храм Воскресения. Процессия входит в храм и, три раза обойдя часовню Гроба Господня, расположенную внутри храма, останавливается около входа в нее. В храме собираются паломники со всего мира, все свечи и огни в храме погашены. Каждый год несколько ... далее ...

  001   002  003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021

Постоянная ссылка на эту страницу: Великую Субботу
Православный справочник "ПОИСКОВ.РФ"