Василий Никифоров-Волгин. «Торжество православия» Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. 1 марта, 2015 Протодьякон бросал с высоты восходницы огненосное, страшное слово: анна-фе-мма! В этот день мать плакала: Жалко их… Господи!.. Что чувствует сердце человека, когда в церкви раздаются возгласы дьякона об анафеме для грешников? Об этом — в рассказе Василия Никифорова-Волгина о сегодняшнем празднике Торжества Православия. Отец загадал мне мудреную загадку: — «Стоит мост на семь верст. У конца моста стоит яблоня, она пустила цвет на весь Божий Свет». Слова мне понравились, а разгадать не мог. Оказалось, что это семинедельный Великий пост и Пасха. Первая неделя поста шла к исходу. В субботу церковь вспоминала чудо великомученика Феодора Тирона. В этот день в церкви давали медовый рис с изюмом. Он так мне понравился, что я вместо одной ложечки съел пять, и дьякон, державший блюдо, сказал мне: – Не многовато ли будет? Я поперхнулся от смущения и закашлялся. В эти Богоспасенные дни (так еще называли пост) я часто подходил к численнику и считал листики: много ли дней осталось до Пасхи? Перелистал их лишь до Великой субботы, а дальше ух не заглядывал – не грешно ли смотреть на Пасху раньше срока? Отец, сидя за верстаком, пел великопостные слова: Возсия, благодать Твоя Господи, возсия просвещение душ наших; отложим дела тьмы, и облечемся во оружие света: яко да преплывше поста великую пучину. Все чаще и чаще заставляли меня читать по вечерам «Сокровище духовное от мира собираемое» св. Тихона Задонского. Я выучил наизусть вступительные слова к этой книге и любовался ими как бисерным кошелечком, вышитым в женском монастыре, и подаренным мне матерью в день Ангела: «Как купец от различных стран собирает различные товары, и в дом свой привозит, и сокрывает их: так христианину можно от мира сего собирать душеполезные мысли, и слагать их в клети сердца своего, и теми душу свою созидать». Многое что не понимал в этой книге. Нравились мне лишь заглавия некоторых поучений. Я заметил, что и матери эти заглавия были любы. Прочтешь, например: «Мир», «Солнце», «Сеятва и жатва», «Свеща горящая», «Вода мимотекущая», а мать уж и вздыхает:

http://pravmir.ru/vasiliy-nikiforov-volg...

«Ваше Высокопреосвященство, дорогой владыка митрополит! Сердечно благодарим Вас, что в пасхальные дни и в престольный праздник этого храма Вы посетили нашу христианскую общину, состоящую из многих людей. Может быть, в ней насчитывается не так много членов, как в приходах никогда не закрывавшихся храмов, которые находятся в густонаселенных районах Москвы, тем не менее, в наш храм ходят люди разных возрастов, разного социального положения, разного жизненного опыта, и всех нас ныне объединяет Пасха Христова. Сегодня в нашей общине присутствует полнота Церкви: здесь архипастырь, здесь пресвитеры, диаконский чин, монашествующие и миряне. В этом году светлый праздник Пасхи Христовой в чем-то особенный: люди, которые прежде, возможно, не посещали храмы или бывали в них лишь иногда, сейчас во множестве пришли в храмовые ограды в Великую субботу или же вошли в сами храмовые здания, чтобы излить в молитве душу Господу. И это о многом говорит: несмотря на немощные дерзости князя мира сего, народ начинает возвращаться к своей вере, начинает понимать простую истину, изложенную в русской поговорке, которую знают даже те, кто никогда в своей жизни не открывал Евангелие: " Без Бога — ни до порога " . Нет счастья, нет полноты жизни без того, чтобы человек оказался причастен смерти и Воскресению Христа и через Его жертву получил прощение, получил вечную жизнь. Прекрасно, что храмы наши все более наполняются в том числе и новыми людьми». Отец Всеволод особо отметил просветительские труды митрополита Илариона и его служение в сфере внешних церковных связей. «Желаем во всех этих трудах на многая, благая и благословенная лета помощи Божией Вам и тем, кто трудится вместе с Вами», — сказал он. Настоятель храма преподнес архипастырю памятный дар — литой образ святого врача, святителя и исповедника Луки (Войно-Ясенецкого), отметив, что жизнь этого святого отражает историю непростого для Церкви XX века: пройдя гонения, но всегда оставаясь со своим народом, святитель Лука помог Церкви в непростое время явить силу и славу свидетельства Христова.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2175471...

Великая пятница. Что поется в этот день в храме. Утреня Великой Субботы. Чин выноса Плащаницы. 5 апреля, 2007. Редакция " Правмира " Тропарь, глас 2: Благообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Во святую и Великую Субботу клеплет ко Утрени в седмый час нощи. Начинаем Утреню по обычаю. И по шестопсалмии ектениа великая. На Б ог Господь: тропарь, глас 2: Б лагообразный Иосиф с древа снем Пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив и благоуханьми, во гробе нове покрыв положи. Слава: Е гда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества: егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава Тебе. И ныне: М ироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь. И, кадящу священнику весь храм, начинаем пети Непорочны со сладкопением: такожде по коемуждо стисе и похвалы. И абие поем тропари сия, во глас 5: Б лагословен еси, Господи, научи мя оправданием Твоим. А нгельский собор удивися, зря Тебе в мертвых вменившася, смерти же, Спасе, крепость разоривша, и с Собою Адама воздвигша, и от ада вся свобождша. Б лагословен еси, Господи: П очто мира с милостивными слезами, о ученицы, растворяете? Блистаяся во гробе Ангел мироносицам вещаше: видите вы гроб и уразумейте, Спас бо воскресе от гроба. Б лагословен еси, Господи: З ело рано мироносицы течаху ко гробу Твоему рыдающия, но предста к ним Ангел и рече: рыдания время преста, не плачите: Воскресение же апостолом рцыте. Б лагословен еси, Господи: М ироносицы жены, с миры пришедшия ко гробу Твоему, Спасе, рыдаху, Ангел же к ним рече, глаголя: что с мертвыми Живаго помышляете? Яко Бог бо воскресе от гроба. Слава, Троичен: П оклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во Едином Существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси, Господи. И ныне, Богородичен: Ж изнодавца рождши, греха, Дево, Адама избавила еси, радость же Еве в печали место подала еси: падшия же от жизни к сей направи из Тебе воплотивыйся Бог и Человек.

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica-chto...

«Верные, об оглашенных помолимся…», протоиерей Андрей Ткачев, «Православие.Ru» 20.06.2014 10:19:43 Протоиерей Андрей Ткачев Оглашенные как чин у нас отсутствуют. Не у нас одних. Вообще отсутствуют и давно. Не знаю, возможно ли в нашем информационно передозированном, урбанизированном, а значит густонаселенном, торопливом мире, полном одновременно и суеты, и отчуждения, воссоздать оглашенных как чин. То есть не просто батюшке учить и готовить к крещению людей на приходе, что необходимо, а собрать их вместе, внести в списки, регулярно изучать догматы и знакомиться с Писанием. Научить регулярно посещать богослужение и смиренно уходить на словах «Оглашенные, изыдите», а потом крестить всех подготовленных в Великую субботу и подвести к Евхаристии в белых одеждах и со следами мира на омытом теле к радости всей общины. Всё это в полноте и всюду воссоздать трудно, особенно в масштабах такой огромной Поместной Церкви, как Русская. Трудно как для духовенства (уж очень специфичен труд учительства и тайноводства), так и для мирян. Для последних потому, что, как сказано выше, живем мы в мире быстром и пустом, напичканном событиями, но бессодержательном. И от Церкви множество людей на каком-то подсознательном, столетиями воспитанном уровне ожидает треб, а не мудрости; обряда и кратковременного умиления, а не учения о новой жизни и соответствующей практики. Но молитвы об оглашенных у нас есть. А раз молитвы есть, то нужно наполнить их каким-то практическим смыслом, чтобы не бились слова в потолок, чтобы не блуждало сердце на молитве. Какой же смысл привязать к этой ектении? Если у кого-то есть друг (друзья), которые годами ходят вокруг да около храма, но внутрь не заходят, читают много всякой религиозной литературы, ищут, одним словом, то, быть может, самое время поминать их на этой ектении? Яко да Господь помилует их… Огласит их словом истины… Открыет им Евангелие правды… Они, положим, слышали уже о Христе, быть может уже и веруют, но мучатся, как в свое время блаженный Августин, от того, что не готовы отдать Богу сердце и жизнь.

http://radonezh.ru/monitoring/vernye-ob-...

Взять крест или умыть руки? Иоанн Богослов льет слезы, а другие апостолы разбежались, кто куда. Но это предательство — ничто в сравнении с тем одиночеством, которое Он испытал, приняв на Себя вместе с грехами всего мира и все последствия этих грехов, из коих самое страшное — богооставленность человека. 12 апреля, 2012 Иоанн Богослов льет слезы, а другие апостолы разбежались, кто куда. Но это предательство — ничто в сравнении с тем одиночеством, которое Он испытал, приняв на Себя вместе с грехами всего мира и все последствия этих грехов, из коих самое страшное — богооставленность человека. Вечером в четверг Церковь вспоминает Страдания и Крестную смерть Спасителя. Предлагаем вниманию читателей главу из книги «О чем говорит Христос? Разговор о Евангелии со священником Алексеем Уминским », вышедшей в 2011 году в издательстве «Никея». Беседа к пятнадцатой главе Евангелия от Очень трудно говорить о крестных муках Христа… Есть в нашей Церкви замечательное песнопение, которое поется в Великую субботу: «Да молчит всякая плоть человеческая, и да стоит со страхом и трепетом. И ничего же земного в себе не помышляет. Царь царствующих и Господь господствующих идет принести Себя в жертву и отдать Себя в снедь (то есть в пищу) верным». Когда перечитываешь страницы Нового Завета, повествующие о распятии Спасителя, когда присутствуешь в храме в дни Страстной седмицы , перед мысленным взором встают события, описанные евангелистами. Вот Христос молча предстает перед Пилатом: ведь Истина не нуждается в доказательствах, Истина не нуждается в оправданиях, Истина может только явить Себя и предоставить человеку возможность принять Ее или отвергнуть. Но Понтий Пилат, обладающий властью жестоко казнить этого Человека или, наоборот, отпустить Его с миром, лучше всех знает, что абсолютной Истины не существует, потому что он — римлянин, потому что он — циник, потому что он — прагматик. Пилат на все смотрит «со стороны», для него все на свете относительно. Он дивится тому, что Христос в Своем молчании, в Своем непротивлении, в Своей беспомощности вдруг являет Собой эту абсолютную Истину.

http://pravmir.ru/vzyat-krest-ili-umyt-r...

Во всей евангельской истории нам не рассказывается ни об одной женщине, которая относилась бы к Спасителю враждебно. И эта любовь не покидала Спасителя и во дни Его страданий и смерти. Мария в Вифании помазала Его драгоценным миром, чем приготовила Его для погребения. Жена Понтия Пилата заступается за невинного Спасителя перед своим мужем. В то время как почти все ученики Его разбежались, кроме только Иоанна, при Его кресте стояли жены, верно и самоотверженно любившие Спасителя. В Великую Субботу вечером на Его гробе последними были жены. Наутро же дня воскресения они были там первые. Также и в этом случае рассказывается, что, когда Спаситель шествовал на вольную смерть, «шло за Ним великое множество народа и женщин, которые плакали и рыдали о Нем». Они видели, что Тот, Который так часто возвещал им благодатные слова жизни и утешения, теперь в немом молчании шествует на смерть. Они видели Того, Который, так многим облегчив бремя страданий и печали, теперь гнется под тяжестью креста. Они видели, что Тот, Который всегда и везде только благодетельствовал, теперь как злодей ведется на смерть вместе с двумя разбойниками. Они видели, что Тот, Который часто говорил о небесной славе, откуда Он пришел и куда Он должен был идти, теперь идет к Лобному месту. На их глазах шел на горькую и позорную смерть Тот великий Пророк, Который так много возвестил слов истины, Тот милосердый Заступник и Утешитель, Который совершил много чудес и осушил многие слезы, Тот любвеобильный Друг детей, Который прижимал к сердцу их малюток и благословлял их, Тот святой Муж, Который никогда не сделал греха. И их сердца не выдержали! Забыли еврейские жены про закон, запрещавший под страхом тяжелого наказания оплакивать преступника, осужденного высшей властью на смерть, забыли… и громким плачем огласили улицы Иерусалима! Нам всем очень хорошо известно, что в часы скорби и печали участие сострадательного сердца действует на нас как целительный бальзам. Поэтому с большою вероятностью мы можем думать, что слезы тех женщин ободрили и обрадовали Спасителя, перенесшего столько насмешек, позора и страданий. Это была жертва благодарности и любви, принесенная Ему во время пути Его на смерть, и эта жертва была для Него так же благоприятна, как и драгоценный нард, которым помазала Его Мария. Слезы жен останавливают на минуту шествие Христово. Он выпрямляет свой согбенный и измученный стан, поворачивает в сторону жен Свою голову в терновом венце и к ним обращается кротко, но серьезно с прощальными словами.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/strasti...

Глава 28 Зач. 115-е. Воскресение Господа Иисуса Христа. Путешествие мироносиц ко гробу Христову. Подкуп стражи при гробе Христовом Иудеями. Читается в великую субботу на литургии. 1. Въ вечеръ же сббтный вечери же свитающи во сббтъ, магдалина и дрга видти гробъ. По прошествии же субботы, на рассвете первого дня недели, пришла Мария Магдалина и другая Мария посмотреть гроб. В вечер субботний (по прошествии субботы). Суббота была вторым днем после смерти Христовой. Суббота, это седьмой и последний день недели у Евреев, день праздничный (4-я зап.). На рассвете первого дня недели (свитающи во едину от суббот), т. е. новой недели, дня, который со времени воскресения Христова в этот день, называется у нас воскресным. Господь имел воскреснуть в третий день по смерти. Так пророчески было представлено прор. Ионою; так неоднократно предсказывал Сам Господь Своим апостолам; так и совершилось на самом деле. «А как считается воскресение Христово тридневным, узнай, пишется в синаксаре пасхальном; вечер четверга и день пятка, вот сутки, по еврейскому счету. Ночь пятка и день субботний другие сутки. Субботняя ночь и день недельный – третьи сутки. Здесь начало дня принимается за целый день». В каком именно часу последовало воскресение Христово, этого определить нельзя; полагают утром, после полуночи. (Амврос. Медиол.) Мария Магдалина и другая Мария, это те самые жены, о которых говорилось выше. Мария Магдалина, одна из учениц Христовых, и Мария – Пресвятая Матерь Его (27 гл. 56 и 61 ст.). Они первые пришли на гроб Христов, первые и увидели Его воскресшего (9 ст.). «Первее убо воскресение Божией Матери познаваемо бывает, прямо седящей гроба с Магдалиною», пишется в синаксаре. Это и понятно: любящий Мать Свою, Господь первую Ее и утешил, воскреснув из мертвых. «Пресвятая Богородица ближе всех из земнородных была к Господу И. Христу, и сердце её более других было поражено невыносимою сердечною скорбию, когда Она видела на кресте Спасителя мира, по Своему человечеству Ею рожденного и воспитанного, и связанного с Нею самыми тесными кровными узами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/t...

диакон Александр Занемонец От издателя XX век в истории Православия на Святой Земле – стал временем испытаний. С особой силой он отразился на представителях Русской Церкви и на русских учреждениях в Палестине, которые лишились материальной и дипломатической помощи из России. Это время стало временем выживания и создания новых форм существования русских православных людей на Святой Земле. Те, кто после падения Российской Империи оказались в Иерусалиме и в Палестине – сделались по своей сути стражами святых мест. В очень трудных условиях они сохранили русскую собственность и само русское имя в сердце христианского мира – в Святом Граде. А сам Иерусалим, как и вся Святая Земля, в конечном счете стали в эмиграции кусочком живой старой России – Святой Руси. Судьба «Русской Палестины» оказалась не отделимой от судьбы России. Подобно ей она пережила трагический период, и мы надеемся, вместе с ней переживет возрождение и новый расцвет. «Русская Палестина» сегодня – это символ преодоления разделения русских православных людей. Наш долг – помнить о всех, кто в трудное время верил в возможность такого объединения, работал для него, хранил святые места, а вместе с тем хранил и традицию русского духовного и политического присутствия на Ближнем Востоке. Поэтому издательство «Индрик» планирует систематически публиковать материалы, связанные с историей Русской Православной Церкви, русской эмиграции и русского паломничества в Святой Земле в XX веке. Мы просим всех, кто располагает такими историческими материалами или другой информацией по этой теме, сообщать о них в редакцию издательства по электронной почте. Возобновление русских паломничеств из Западной Европы На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 190213.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход, – говорил владыка, – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

диакон Александр Занемонец Представленная статья посвящена незаурядной личности епископа Кампанского Мефодия (Кульмана) , благодаря трудам и опеке которого сотни русских паломников из Русского Зарубежья впервые после полувекового перерыва смогли снова посещать Святую землю. «Владыка Мефодий молился, он был большой молитвенник. Говорят, он очень хороший администратор. Он был главное – монах, он главное был – молитвенник. И любящий молитвенник. Понимаете, он любил людей. Вот его, я бы сказала, самое главное качество, что он подходил к каждому человеку особенно, как будто он один для него. Это редко бывает. И это у него осталось навсегда. В паломничестве говорили: как он все организовал! А я говорю: как он подходил к каждому паломнику! Все узнавал: у кого беда какая, радость, как они живут... А администрация -- да, все это было. Но на первом месте у него была душа человека». Игуменья Ольга (Слезкина) На одной из могил в крипте Успенской церкви на русском кладбище св. Женевьевы под Парижем есть надпись: «Епископ Мефодий. 25.VII. 1902 – 13.IV.1974. Настоятель Храма Христа Спасителя в Аньере. Возобновитель Православных Паломничеств на Святую Землю. Отошел ко Господу в Великую Субботу 1974. Слава Богу за все». Епископ Мефодий (Кульман) родился и вырос в дореволюционной России. После революции и Гражданской войны, как и многие, он оказался в изгнании и большую часть жизни провел во Франции. В течение более чем сорока лет он являлся настоятелем небольшого приходского храма в Аньере, под Парижем, который назвал во имя Христа Спасителя, так как приход был создан в год взрыва московского Храма Христа Спасителя («наш приход – говорил владыка – это наше общее бревнышко на устроение многострадальной русской церкви» 1 ). В 1953 году о. Мефодий был возведен в епископский сан с титулом Кампанский, являясь викарным архиереем при митрополите Владимире (Тихоницком), а затем архиепископе Георгие (Тарасове) – предстоятелях русского Экзархата в Западной Европе (Вселенский патриархат). Так о приходской деятельности о.Мефодия писал в середине 40х гг. его епархиальный архиерей – митрополит Евлогий (Георгиевский), – оставивший в своей книге «Путь моей жизни» описание многих русских приходов в Западной Европе, в том числе – и прихода о. Мефодия (Кульмана) в Аньере:

http://azbyka.ru/otechnik/Mefodij_Kulman...

Диалог с Патриархом: О возрождении Отечества, социальной работе и эмоциональном выгорании Ответы на вопросы участников V Общецерковного съезда по социальному служению 3 сентября, 2015 Ответы на вопросы участников V Общецерковного съезда по социальному служению С 1 по 3 сентября в Москве прошел V Общецерковный съезд по социальному служению. На вопросы участников съезда ответил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Каменская епархия, Галахова Людмила Александровна, руководитель отдела социального служения. — Ваше Святейшество, вы сейчас в своем докладе отметили, какую роль играет работа с семьей, и особенно с теми женщинами, которые приняли решение совершать аборты. Также вы назвали то небольшое количество городов, в которых открыты дома для мам. Мы видим, какое пристальное внимание вы лично уделяете пагубности абортов. Мы в своей Каменской епархии тоже сейчас принимаем решение о том, чтобы открыть такой дом для мам. Можно ли епархиям надеяться, что будет дополнительное финансирование, если будут открываться такие дома для мам? Спасибо. — Я исхожу из того, что всегда нужно проявлять инициативу, даже несмотря на неясность финансовой ситуации. Этот подход, конечно, не очень прагматический, и в светском мире так не поступают. А я всю жизнь так поступал. Я начинал строить храм без копейки денег. И построил, не я лично, а возглавляемая мной епархия уже сотни. Но никогда никто не пришел и не сказал, что вот у меня деньги, давайте построим храм. Более того, если такое и происходит, то всегда плохо кончается. Потому что наши церковные проекты важны не только на том этапе, когда всё уже завершено и проект начинает реализовываться, а по мере создания проекта. Важен не только храм, важно строительство храма. Вот сейчас по городу Москве я вижу, что происходит. Еще не храм, еще сарайчик – сотни людей. Посещая один из наших новых районов, где строится такой храм, в Великую Субботу я видел перед собой дивную картину: сотни людей со светлыми лицами пришли к этому строящемуся храму. Тогда я пожалел, что не взял с собой никого из критиков, которые выступают против строительства новых храмов в Москве. Потому что надо было видеть этих людей. И подумал, что само по себе строительство является очень важным фактором мобилизации. Эти проекты нужно в первую очередь использовать для вовлечения людей. А потом или параллельно ставить задачи для епархиального руководства.

http://pravmir.ru/dialog-s-patriarhom-o-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010