Страстная седмица – время духовно насыщенное, но и преисполненное многочисленными «недуховными заботами». Как не растерять пасхальный духовный настрой в суете? И вообще какой – нет, не должна: этот императив не применим к Празднику Праздников, – а хотелось бы, чтобы была Пасха Светлая ? Об этом, и не только, мы беседуем с протоиереем Андреем Ткачевым. Великая Пятница. Снятие со Креста. Книжная миниатюра      – Наступила Страстная седмица – время, когда Иисус Христос идет навстречу человеку. В дни Великого поста человек шел ко Христу, продираясь сквозь собственные грехи и болезни сердца, а сейчас все это на втором плане, все сконцентрировано на Нем. Как пережить это время по-настоящему глубоко? – Протопресвитер Александр Шмеман, вспоминая об архимандрите Киприане (Керне) – известном литургисте, которого называли «православным доминиканцем», то бишь ученым монахом, – писал, что отец Киприан жил только Страстной и Светлой седмицами. Он был несколько нелюдимым, сторонился общения. Будучи монахом, в любом семейном кругу чувствовал себя неуютно, старался скрыться, убежать. А вот на Страстной неделе оживал, расцветал. Мне кажется, это важные слова, характеризующие богослова, поскольку Страстная и Светлая – это концентрат наибольшей скорби и радости одновременно. А все остальное – этакая гомеопатия. – Дни Страстной седмицы чрезвычайно насыщены – и событиями, и переживаниями, эмоциями. Особенно начиная с Великого четверга, когда вспоминается Тайная вечеря, суд над Иисусом, приговор, затем в Великую пятницу распятие, вынос плащаницы, в Великую субботу Господь во гробе, и уже менее чем через сутки – Светлое Воскресение, Пасха. Как успеть прочувствовать весь этот стремительный путь Страстей Господних – от мрачной скорби к ликованию о Воскресшем Христе? – А как было в действительности в эти дни? Там все настолько быстро происходило, события сменяли друг друга с ускоренным темпом. В воскресенье народ кричал: «Осанна Сыну Давидову!», в среду блудница помазала Христа миром, в четверг Господь установил Таинство Евхаристии, потом молитва в Гефсиманском саду, взятие под стражу, хождение к Пилату, Ироду и обратно, битье, издевательства, ночной суд, распятие, покой Субботы и утро первого дня Воскресения.

http://pravoslavie.ru/70009.html

III. Душеспасительный разсказ о Св. Гробе О Св. граде Иерусалиме и всех местностях Земли Обетованной 1. Так как ты по благому своему произволению и желанию хотел знать о Св. граде Иерусалиме и Земле Обетованной, где ходили Господь наш Христос, Пречистая Матерь Его, славные Апостолы и остальные Святые, я пишу и описываю эти места на душевную тебе пользу. 2. Вот возлюбленный брат, очисти ум свой, слух и помыслы. Начнем отсюда. Храм Гроба Господня находится среди Св. града Иерусалима и имеет два купола. Один купол над хорами не крыт, кругом же он крыт свинцом на деревянном остове; по стенам купола мозаичные изображения, все Пророки. Под куполом хоры и кругом 12 колонн. У стен 30 порфирных колонн и кроме того 8 пиластров и пол из мрамора. По средине каменный Кувуклий и в нем живоносный Гроб Господа нашего Иисуса Христа и висят 30 неугасимых лампад. Здесь изображено обвитие пеленами Иисуса Христа по снятии Его со Креста, Воскресение, а кругом мраморная обшивка. Перед Гробом камень, который отвалил Ангел, как сказано: Ангел сидел на камне гроба. И тут висят четыре лампады и кругом Св. Гроба снаружи висят 4 лампады, и тут 10 колонн с позолоченым верхом. Над Св. Гробом красивейший Кувуклий, поддерживаемый 15 железными столбами, а внутри он расписан мозаикою: Вознесение. 3. Кругом под хорами имеют свои церкви еретики, во первых проклятые Армяне и Иаковиты, Несториане, Савеллиане, Марониты и богоотступники Латиняне. Всем еретикам анафема! Вечная память православным. 4. Православным христианам принадлежит главный храм (кафоликон) пред Св. Гробом, прекрасный и просторный; алтарь его имеет 12 колонн и кругом висят 6 лампад, и над Св. престолом 3 лампады. Пред Св. престолом на разстоянии 8 шагов пуп земли, т.е. средина Мира. Висят 4 лампады; пред ним на разстоянии 4 шагов Св. престол и жертвенник. Там у православных ризница. 5. Священный огонь нисходит в Святую и Великую Субботу во время вечерни. И когда сходит огонь, патриарх входит в тот Св. престол и оттуда все получают огонь. Над этим престолом высокий свод и мозаикою расписано Вознесение.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

II. Четыре литургии Копты служат четыре литургии: две св. Василия великого (одну по Коптски, другую по Гречески) почти во все дни года; св. Григория Богослова в господские праздники, именно, в Благовещение, в неделю Ваий, в Пасху, Вознесение, Пятидесятницу, Рождество Христово и Богоявдеше; св. Кирилла Александрийского в Великую Субботу. Все эти литургии переведены на Славянский язык с Латинского и Греческого по издания Ренодота. (Lilurgiarum orieotalium collectio opert et sludio Euseb. Renaudol. Parisiis. 1847). Первые две составлены Коптами по подражанию литургии св. Василия с разными дополнениями, а остальные, вероятно, приняты от тех, св. отцов, которых имена надписаны на них. Существенные части всех их суть: – молитвеннее приготовление всего нужного к священнодействию и возношение фимиама; чтение апостола и Евангелия; моленье о мире с взаимным лобзанием, прославление совершенств Божиих; воспоминание о создании и грехопадении человека, о сообщении ему закона и пророчеств, о воплощении сына Божия и установлении Тайной Вечери; призывание св. Духа не только на Дары, но и на верующих; прошение у Бога разных благ телесных и духовных; молитвенное общение со всеми святыми; моление об усопших; приготовление к Причащению молитвою, Отче наш; моление о разрешении грехов; причащение тела и крови Христовой; благодарение по причащении, и отпуст. В совершение литургии участвует весь народ с помощию диаконов, которые часто сказуют ему, что надобно делать, и о чем молиться в известные минуты. Такое участие показывает, что таинство причащения, по понятию Коптов, бывает действенно только при сочетании сердечной веры народа и священника, или епископа, совершающего оное. В первые христианские века епископы, служа литургию, произносили свои собственные молитвы над предложенными Дарами, как кто умел, сохраняя впрочем, одинаковый состав и порядок священнодействия, указанный апостолами. Те из епископов, которые не имели дара извитийствования сих молитв, заимствовали их, у мудрословесных святителей и вносили в свои служебники, означая или не означая имена этих святителей. Таких заимствованных молитв довольно много в Коптских литургиях, и они служат драгоценнейшим свидетельством той свободы облагодатстваванного духа, какая была в первобытной церкви. Кто внимательно сличит эти молитвы, тот заметит в них единство мысли и разнообразие выражения оной. Литургия святого Василия

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

VII. О граде Иерусалиме и окрестностях его, Земле Обетованной Богородица, помоги мне. 1. Так как ты, по благому своему произволению и просьбе, желал знать о Св. граде Иерусалиме и Земле Обетованной, где ходил Господь наш Иисус Христос , Пресвятая Богородица, Св. Апостолы, пророки и прочие Святые, я дарую тебе это письменное описание, дабы ты имел его на спасение души и телесное укрепление. 2. Знай это, любезный брат, и очисти ум, слух и разумение. Начнем о Св. Гробе. Храм Св. Гроба находится посредине города Иерусалима и имеет два купола. Один купол некрыт и кругом покрыт свинцом; а под ним хоры и кругом 12 мраморных колонн, и к стене прикреплены красные мраморные плиты, и под ним 8 колонн и пол устлан мраморными плитами. Среди него находится живоносный Гроб Господа нашего Иисуса Христа и кругом его мраморная обшивка. У Св. Гроба 30 неугасимых лампад и перед ним камень, где сидел ангел, как сказано: Ангел сидел на камне гроба 2436 . Там висят и четыре лампады и вокруг Св. Гроба снаружи висят 8 лампад. 3. Вокруг него под хорами имеют свои церкви и еретики, проклятые Армяне, Ариане, Яковиты, Несториане, Латиняне, Марониты. 4. Нам православным христианам принадлежит главный храм (кафоликон), а Грузинам принадлежит Голгофа, они также православные христиане. 5. Сходит священный огонь в Св. и великую Субботу, в час вечерни, во славу Христову. 6. Вокруг Св. Гроба 10 колонн с позолоченым верхом. В Св. Гробе три белые мраморные плиты и другие на стене, колонн 15. И есть над Св. Гробом кувуклий крытый свинцем, поддерживаемый 12 желтыми столбами, и внутри он росписан мозаикою: Вознесение Господа нашего И исуса Христа. 7. Перед Св. Гробом есть колонна, росписанная мозаикою, и тут Вознесение. 8. Немного перед ним храм, т.е. крытый храм православных христиан. На полу его Пуп земли, или середина мира, как говорит тропарь: Спасение соделаша посреди земли, Христе Боже. И пророк говорит: Боже, Царь мой от века, устрояющий спасение посреди земли 2437 . А пол мозаичный. Висят четыре лампады. Есть и четыре пилястра храма. Алтарь храма росписан мозаикою: Воскресение, а кругом буквы из мозаики. Внизу 12 колонн и престол патриарха. Висят кругом 6 лампад и над Св. престолом висят еще 3 лампады.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

     В последнее десятилетие Великим Постом, когда православные пребывают в тихом молитвенном состоянии, готовясь к встрече Светлого праздника Христовой Пасхи, со стороны воинствующих атеистов, досужих сплетников и скептиков, ревнующих к доказательству истинности Православной веры с её церковным календарём, стала прицельно вбрасываться «информация» для разжигания споров, как в храме Гроба Господня в Иерусалиме появляется Благодатный огонь: чудесным ли образом с Небес или с помощью неких мифических пиротехнических «фокусов» — от «зажигалки» в кармане Греческого Иерусалимского Патриарха Феофила, от спрятанной за иконой в Кувуклии таинственной лампады, от специально смазанных «белым фосфором» пучков стеариновых свеч... Все эти попытки скомпрометировать веру в Чудо схождения Святого Света, очевидцами которого благодаря телевидению ежегодно становятся миллионы людей по всему миру, отсылают нас к недоброй памяти массированным демаршам большевистских «союзов безбожников» и идейной борьбе с религией коммунистических кафедр «научного атеизма». Сегодня, в Великую Субботу, в преддверии Светлого праздника Пасхи, по молитвам Иерусалимского Патриарха и десятков тысяч верующих, собравшихся как в храме Воскресения Христова, так и на подступах к нему, человечеству вновь будет явлен Святой Нетварный Огонь, исходящий от Гроба Господня, — подобный тому, который увидел на горе Синай великий Ветхозаветный пророк и законоположник Моисей в образе Неопалимой Купины и который поразил трёх ближайших учеников Иисуса Христа в Евангельском «Свете без пламени» при Преображении Господнем на горе Фавор. Хочу поделиться воспоминаниями о личном опыте участия в ежегодном Знамении милости Божией в храме Воскресения Христова в Иерусалиме. В начале апреля 2004 года на Страстной неделе я впервые совершила десятидневное паломничество в Святую Землю. В тот год совпали православная и католическая Пасхи, предваряемые иудейским Песахом, который праздновался, начиная с Великой Среды. Политическая обстановка в Святой Земле была невероятно напряжённой. Ясиру Арафату оставалось жить всего семь месяцев. А спустя ещё год будет госпитализирован с обширным инсультом и впадёт в многолетнюю кому Ариэль Шарон.

http://pravoslavie.ru/112121.html

    Православные всего мира будут молиться о мире на Святой Земле В Россию к Пасхе доставят Благодатный Огонь   Да будут все едино; как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино Ин. 17, 21 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси  Алексия II Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и Центр Национальной Славы России обратились ко всем Православным Поместным Церквам с предложением совершить особую молитву о мире на Святой Земле 30 апреля 2005 года, в Великую Субботу. На этот призыв откликнулись все Поместные Православные Церкви. Молитва о мире на Святой Земле становится  ежегодным свидетельством стремления человечества к миру не только на земле Палестины, но и на всей планете; одним из событий народной дипломатии, действенным доказательством усилий простых граждан, общественных организаций в установлении мира и согласия. Впервые молитва «Просите миру Иерусалиму» прошла по  инициативе российских общественных организаций: Фонда Андрея Первозванного и Центра Национальной Славы России в канун Пасхи  2003 года. В ней приняли участие все Поместные Православные Церкви.  Миллионы людей в России, Израиле, Сербии, Японии, Бельгии, Германии, Канаде, Великобритании, Аргентине, Сирии, США, Албании, Чехии и других странах в этот день молились об установлении мира  в Иерусалиме. Испокон веков между Россией и Святой Землей существовала особая духовная связь. В течение тысячи лет к святым местам стремились паломники; большинство которых были простыми людьми.  Святая Земля влечет нас к себе, как никакое другое место на планете. Есть на Земле много стран, известных своей красотой, древностью своей истории, богатством своей культуры. Но на всей планете есть лишь одна Святая Земля, Земля, являющаяся родиной для каждого христианина.  Сегодня Святая Земля, хранящая  живую память о самых важных для христианства и других вероисповеданий событиях, оскверняется насилием и террором. Трагедия кровопролития и противостояния в Иерусалиме остро чувствуется православными людьми, где бы они ни проживали.

http://moral.ru/news/05_0429_molitva.htm

  Накорми убиваемого   Протоиерей Владимир Переслегин   Так как любая неправда есть грех, в духовной жизни важна точность. Грех - неточно называть «реконструкцией» снос памятника архитектуры и возведение на его месте нового дома в прежних габаритах. Грех - неточно называть «странниками» бомжей, так как эти люди оставили кров не по собственной воле. Дом и прописку у них отняли. Поэтому они не жертвы «болезней и бездомности», а жертвы геноцида, подобно тому, как оставшееся в сентябре 1942 без крова мирное население Сталинграда нельзя назвать «жертвами бездомности», а правильно назвать жертвами бесчеловечия немецких люфтваффе. Грех - неточно называть растлеваемых детей России «жертвами пороков и преступлений взрослых», так как они – жертвы государственной политики. Грех - считать защитой детей от растления поднятие государством цены лицензии на их растление. Господь не заповедует посещать странников. Господь не просит одевать жаждущего или поить голодного. Господь не сказал: накормите вдову, оденьте угнетенного, посетите сироту. «Спасайте угнетенного, защищайте сироту, вступитесь за вдову» (Ис. гл.1)! «Алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня» (Мф. 25). Итак, если жаждущий умирает от обезвоживания, его сперва надо напоить, а затем – кормить и одевать. Если насилуют – любым способом обезвредить насильника, и лишь затем оказывать жертве психологическую и правовую помощь. Нарушение порядка влечет гибель человека, хотя выглядит в глазах мира делом милосердия. Заповедь направляет волю не на кажущееся, а на истинное добро, предотвращающее гибель. Этим Божии дела отличаются от «добрых делишек» (выражение Епископа Игнатия Брянчанинова) падшего естества человеческого. Нет ничего омерзительнее для христиан, чем ложное человеколюбие. И в Великую Субботу, когда «молчит всяка плоть человеча», Церковь Христова не забывает Иудиной «любви к нищим». Она со дна ада вызывает предателя, чтобы бросить ему: «яко человеколюбив некто притворяешися, буе и слепе, проклятейший сатано»!

http://moral.ru/O_Vlad_ubivaemy.htm

А.И. Никольский Сборники избранных служб 786. Сборник избранных служб , в четвертку, 266 лл., без конца, полууставом нескольких почерков XV в., в дощатом с кожею переплете; 266 лист порван с ущербом для текста. Нет нескольких листов между листами 34 и 35, 65 и 66, 200 и 201; 203 лист вставлен не на месте и заключает в себе отрывок из другой службы. На полях внизу листов 1–5 приписка полууставом: «Сию книгу Трефолой положили Никифор с братом Григорьем Климентьевы дети Марьина в дом Воздвиженью честного Креста и преподобного отца Ануфриа». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому, составлена Пахомием Логофетом (81–91); 2) 20 сентября – князю Михаилу Черниговскому и боярину его Феодору (239–249). Кроме служб, в рукописи находятся: 1) паремии, входящия в состав служб святым: Симеону столпнику, Сергию Радонежскому, Иоанну Богослову, апостолу Филиппу, Димитрию (?), Михаилу (?) и Преображению Господню (249–263 об.) и 2) неполный канон в великую субботу (264–266 об.). 787. Сборник избранных служб , в четвертку, 220 лл., без конца, полууставом XV в., с заставкою (1 л.), в дощатом с тисненою кожей и железными наугольниками переплете. Нет нескольких листов между листами 159 и 160. На полях внизу лисгов 1–5 приписка скорописью: «Сия книга Трефолоец дал ея к церкве Благовещениа Богородици и Николе чудотворцу в Коданово черной поп Иоиль». Службы русским святым: 1) 25 сентября – Сергию Радонежскому (58–71) и 2) 6 ноября – Варлааму Хутынскому (117–124). На лл. 219 и 220 отрывок из службы в неделю святых отец. 788. Сборник избранных служб , в четвертку, без начала и конца, 171 л., полууставом нескольких почерков XV в., в поврежденном дощатом с кожею переплете. Нет нескольких листов между листами 70 и 71, 107 и 108, 113 и 114, 117 и 118. Некоторые листы подклеены. На пюлях внизу листов 1–10 приписки скорописью: 1) «Сия книга Трефолой Благовещения Пресвятей владычици нашея Богородици Приснодевица Марии да Николы чудного чудотворца»; 2) «Книга Тр(еф)олой церкви Благовещ(ен)ия Богородицы что в Коданове».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Абрамцево. Церковь Спаса Нерукотворного Образа. Спасская церковь Карта и ближайшие объекты Усадебная Спасская церковь сооружена из кирпича в 1881-1882 гг. П.М. Самариным но эскизу В. Васнецова. По его же проекту в 1892 г. западный угол паперти был перестроен в часовню над могилой сына Мамонтова - Андрея. Здесь же в 1918 г. погребен С.И. Мамонтов. Художественные формы здания навеяны московско-новгородским зодчеством, резной белокаменный декор создан под влиянием владимиро-суздальских орнаментальных мотивов. Бесстолпный одноглавый храм с тремя апсидами разной высоты и звонницей на западной стене перекрыт сомкнутым сводом с отверстием для светового барабана. К северной стене примыкают паперть и часовня. Вычурные формы последней, заимствованные отчасти у деревянного зодчества, отличные от архитектуры церкви, предвосхищают появление неорусского стиля; фасады щедро украшены цветной майоликой. В скупом наружном и внутреннем убранстве храма принимали участие помимо Васнецова Поленов, Репин, Врубель, Антокольский и члены семьи Мамонтовых. Ими выполнен двухъярусный тябловый иконостас с иконами, киоты и роспись оконных амбразур и люнетов, бетонный пол с мозаичным орнаментом. Впоследствии забеленная живопись и элементы декора памятника реставрированы в 1970-х гг. под руководством Г.Е. Духаниной. http://spasa-abramtsevo.cerkov.ru/ «В 1880 году в Великую субботу речка Воря сильно разлилась, жители окрестных деревень были лишены возможности попасть через реку в ближайшую церковь и потому устремились в усадьбу, зная, что там будут служить заутреню. Абрамцевский дом переполнился массой молящихся. Тогда Савве Ивановичу пришла мысль в будущем помочь этому положению постройкой отдельной часовни… но до дела так и не дошло, – вспоминала участница Мамонтовского художественного кружка Н. В. Поленова. В 1881 году была чудесная весна, опять служили заутреню в доме, съехались все друзья, и снова подняли вопрос о постройке. Но тут уже решили, что часовня мала по вместимости, и что надо строить маленькую церковь. Выбрали место в парке и решили поставить храм во имя Спаса Нерукотворного, по образцу старых русских соборов».

http://sobory.ru/article/?object=00084

Акция «Пасхальная весть» — Евангелие в каждый дом — присоединяйтесь! В дни Страстной седмицы в Москве стартует благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть», организатор которой — издательство «Никея», а информационный партнер — портал «Правмир». Об акции рассказывает главный редактор «Никеи» Владимир Лучанинов. 20 апреля, 2011 В дни Страстной седмицы в Москве стартует благотворительная просветительская акция «Пасхальная весть», организатор которой — издательство «Никея», а информационный партнер — портал «Правмир». Об акции рассказывает главный редактор «Никеи» Владимир Лучанинов. — Владимир, суть Вашей акции в Великую Субботу – раздача специального издания Евангелия. Почему выбор пал именно на этот Священный для христиан текст? — Евангелие – это первая и основополагающая книга для любого христианина, это тот фундамент, на котором базируются каноны Церкви, православное вероучение, творения святых отцов. Без опоры на Евангелие невозможно понять значение Искупительной Жертвы Христа. Заметьте, сектанты различного толка упрекают нас, православных, в недостаточном знании текста Священного Писания. Они говорят, что мы соприкасаемся с Евангелием только тогда, когда Его выносят на литургии для чтения. Действительно, многие люди охотно читают житийную литературу, книги о чудесах, о старцах. Среди прихожан, к сожалению, нередко встречаются и такие, кто за всю жизнь ни разу не читал Евангелия. Поэтому мы хотим, чтобы с этой Книгой познакомилось как можно больше людей. К тому же, глубоко символично, что слово «Евангелие» с греческого переводится на русский язык как «Благая Весть» о воскресшем Мессии , что перекликается с названием нашей акции. — Скажите, а почему Вы остановились на Евангелии от Марка? — Этот текст отличается краткостью, ясностью, динамикой построения. Но от этого нисколько не страдает его содержание. Первоначально это Евангелие предназначалось для проповеди язычникам. Главная цель евангелиста – утвердить в обращённых язычниках веру в божественность Спасителя и власть Христа, Сына Божия, над всей тварью. Не случайно значительная часть повествования посвящена рассказу о чудесах . Автор представляет Христа в Его общении с учениками, показывает процесс их воспитания и научения вере, подготовке апостолов к общественному служению.

http://pravmir.ru/akciya-pasxalnaya-vest...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010