И.П. Ювачев XIV. У Гроба Господня Ротонда и кувуклия гроба Господня. – Придел Ангела. – Снимание обуви. – Гроб Господень. – Церковь Воскресения. – Место стояния Божией Матери. – Как слагаются легенды. – Голгофа. – Сокровенность Ковчега Завета. – Служба в русском храме. Из обширного предхрамия, где лежит камень миропомазания, я отправился вслед за своим приятелем-арабом в храм Гроба Господня. Мы вошли в высокое круглое здание, служащее как бы футляром, ротондою для маленькой часовни, или кувуклии, как ее называют греки. В ней имеются два отделения: в первом находится известный камень, отваленный ангелом от гроба; во втором – самая пещера Гроба Господня. В ротонде толпился народ, ожидая очереди войти внутрь кувуклии. Присоединился к нему и я со своим спутником. У входа стоят высокие подсвечники с пятиаршинными свечами. Тут же торчат гигантские палки, которыми тушат и зажигают эти свечи. Мраморные стены кувуклии украшены иконами, свечами и лампадами. Каждое вероисповедание –православные, католики, армяне, копты – имеют свои особенные лампады или свечи. В придел Ангела пробрались мы скоро. Здесь народ еще больше теснился, осаждая низенький вход в пещеру гроба. Посреди придела, как бы на пьедестале, стоит камень от дверей пещеры. Вероятно, часть камня, потому что он не так велик, как об этом известно из Евангелия. В боковых стенах придела прорезаны два круглых отверстия для передачи святого огня в Великую Субботу. Мне приходилось читать, что прежде паломники не осмеливались входить в сапогах в пещеру Гроба Господня, но теперь, сколько я мог заметить, почти все туда лезут, не снимая обуви. Если Господь велел Моисею на Хориве и Иисусу Навину близ Иерихона снять свою обувь, потому что они стояли на святом месте, то, конечно, для нас, христиан, тут и вопроса не может быть, входить ли в пещеру Святого Гроба в сапогах или без сапог. И что удивительно: мы, христиане, чрезвычайно послушны туркам и снимаем свою обувь, входя в их мечети, а место своей величайшей святыни мы топчем своими грязными сапогами!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И.П. Ювачев XXXVII. Пасха в Иерусалиме Обязательность ветхозаветного паломничества. – Пасхальная утреня у Гроба Господня.– «Пуп земли». – Розговенье в подворье Палестинского общества. – Емма- ус.–Путешествие в Горнюю. – У источника Иоанна Крестителя. – Католический монастырь. – У русских инокинь в Палестине. – Жалобы на строгие порядки. Мы, христиане, многое заимствовали из ветхозаветных установлений, но почему-то мало обратили внимания на следующую заповедь: ,, Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева, ибо Я прогоню народы от лица твоего и распространю пределы твои, и никто не пожелает земли твоей, если ты будешь являться пред лице Господа, Бога твоего, три раза в году». И известно, что родители Христа каждый год ходили в Иерусалим на праздник Пасхи. Наконец, сам Христос ежегодно приходил к Пасхе из Галилеи в Иерусалим. Посещать святые места, или «являться пред лице Владыки Господа Бога», вложено в самую природу человека, что мы можем видеть из многочисленных странствований нашего народа. Точно какая-то неведомая сила подымает весною и старых и молодых, и мужчин и женщин, и толкает их сходить куда-нибудь на богомолье. И я, повинуясь этому внутреннему голосу, тоже достиг святых мест и явился «пред лице Господа» в священный день воспоминания воскресения Христова у самого Его Гроба. Пасха в Иерусалиме! Каким благоговейным восторгом должно наполниться здесь сердце верующего человека! С сознанием важной минуты, вечером, в Великую субботу, я приоделся и отправился в храм Воскресения, чтобы провести эту в своем роде единственную ночь у Гроба Господня. Если мы другие храмы называем православными, католическими, лютеранскими, армянскими, тο этому храму, главным образом, приличествует название христианский в широком смысле этого слова. Среди густых масс народа я едва пробрался до южных дверей греческого придела. Сзади меня стояли турецкие солдаты с ружьями и не пропускали публику в переполненный храм. Произошла обычная в этом случае борьба. Солдаты как-нибудь еще умели сдерживать мужчин, но пред женщинами и они были бессильны.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

И Слово плоть бысть ( Ин.1:14 ). Богослужение первого дня Пасхи в отношении евангельского и апостольского чтений отличается от других праздников некоторыми особенностями. На утрени не читается ни одного из одиннадцати воскресных евангелий. Вместо того в Великую Субботу на литургии положена 28-я глава евангелия Матфея, содержащая в себе и первое воскресное евангелие, а на вечерне первого дня Пасхи, относящейся по церковному счислению уже ко второму дню, в отличие от обычных вечерен, положено читать Ин.20:19–25 , куда по частям входят 9-е и 11-е воскресные евангелия. Литургийное евангельское чтение Светлого Дня также не содержит в себе прямого повествования исторического о воскресении Христа, но представляет изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, служащего прологом к евангелию Иоанна и началом рядовых чтений года. Начальное рядовое чтение представляет и пасхальный апостол Деян.1:1–8 . В нем хотя и упоминается кратко о воскресении Христа и Его явлении ученикам, но также в проложном отделе книги, представляющем краткое указание на содержание прежней книги писателя (евангелия Луки). Нарочитым же содержанием апостольского зачала, из коего взято пасхальное чтение, служить повествование собственно о вознесении, а не о воскресении, Господа (ср. ст. 2 и 9 сл.), хотя самый рассказ о вознесении и исключен из чтения и отнесен на праздник Вознесения Господня. Возникают два вопроса. Первый: почему в день, нарочито посвященный воспоминанию воскресения Господа, нет ни евангельского, ни апостольского чтения с нарочитым историческим повествованием о сем событии, как это в других праздниках и в воскресных службах недельных? Второй: почему вместо такого, по-видимому, естественно ожидаемого, исторического повествования о воскресении Христовом Церковь положила читать изложение возвышенного учения евангельского о Боге-Слове, содержащегося в прологе евангелия Иоанна, и начальные стихи Книги Деяний Апостольских? Каковы бы ни были исторические условия образования теперешней пасхальной службы, они не только не исключают, по, напротив, предполагают другое, высшее, богословское освещение исторического явления. История без богословия есть сплетение случайных, идейно не связанных, сказаний о событиях, не имеющих ни надлежащего начала, ни настоящего конца, т.е. цели. Жизнь разумно-словесных существ без Божественного Разума- Слова есть бессмыслица ( Пс.13:1 ). Это дает богословию полное право искать идейно-богословского объяснения всей истории человечества, преимущественно церковной и особенно библейской. Смысл и цель всякой истории прошлого в будущем, – она состоит из прообразов и образов (ср. 1Пет.1:12 ; Евр.11:39–40 др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Mitrofan_Muret...

игумен Илия (Жуков) Содержание Часть I 1. Человек, время и вечность 2. Пасха и церковный календарь Часть II Великий Четверток. О Тайной вечере Великий Пяток. О дате распятия Господа нашего Иисуса Христа Приложение Предложение будущему Вселенскому Православному Собору и всем православным христианам Пасхальный индиктион 1941– 2472 г.г. Литература     По благословению Архиепископа Ивановского и Кинешемского АМВРОСИЯ В то время как мир стремится к объединению, ожидая, по-видимому, единого правителя-антихриста, тёмные силы стараются разодрать хитон церковный. Немаловажную роль в деле разделения поместных Церквей играет богослужебный календарь. В это трудное, почти военное, время необходимо глубокое осознание истин Православия, в том числе и календаря, чтобы твёрдо стоять на позициях нашей Церкви. Читателю предлагается изложение святоотеческого понимания смысла главного нашего праздника – Пасхи, времени её празднования. Показаны неразрывная связь пасхального времени с месяцесловом, достоинства юлианского календаря, на котором основана наша Пасхалия. Рассматриваются некоторые вопросы, связанные с событиями последних дней земной жизни Спасителя, например предлагаются рассуждения о дате Его распятия, смысле богослужения в Великую субботу и др. Надеемся, что эта небольшая книга будет полезна для вдумчивого православного читателя. Ι5ΒΝ 5–93425–003–5 © Издательство Виктора Немтинова в Санкт–Петербурге, 2000 г. © Игумен Илия (Жуков), 2000 г. © Свято–Покровская монашеская община, 2000 г. Часть I В вопросе о Пасхалии и с нею тесно связанным годовым церковным календарем нужно примирить правду Божию с правдой человеческой. Поэтому важно, прежде всего, догматическое осознание существующей православной традиции, ибо любой календарь не идеальный и, скорее всего, невозможно создать календарь, удовлетворяющий всех. 1. Человек, время и вечность 1.1 Время уже было, а человека еще не было: Бог сотворил время прежде человека, которого создал «святым, бессмертным и безгрешным, по образу Своему и подо бию: и человек точно был подобен Богу, создавшему его»/прп. Симеон Новый Богослов /с. 28].

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

Илл. 1. Навершие Кувуклии. Фото Анны Гальпериной ЖМП 5 май 2016 /  12 мая 2016 г. 13:50 Отдали образу пообразное В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ ЗАВЕРШЕНА КОМПЛЕКСНАЯ НАУЧНАЯ РЕСТАВРАЦИЯ ГЛАВНОГО МОНАСТЫРСКОГО ХРАМА - СОБОРА ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА В конце минувшего года завершен важнейший этап многолетних, беспрецедентных по объему и по степени научной достоверности реставрационных работ в архитектурном ансамбле Ново-Иерусалимского монастыря , целиком отнесенном к объектам культурного наследия федерального значения (о начальном этапе: «Светися, Новый Иерусалиме!»//ЖМП. 2012. 7 ). Государственная комиссия приняла в эксплуатацию отреставрированный Воскресенский собор — уникальный памятник, задуманный еще Патриархом Никоном. И хотя восстановление всего комплекса зданий еще продолжается (основное количество памятников — 15 — намечено завершить в текущем году), главный результат уже налицо. Нынешний реставрационный цикл — первая в череде многочисленных попыток, которую удалось успешно завершить, — преобразовал собор, считавшийся холодным на протяжении трех с лишним веков, в теплый зимний храм. Благодаря современным отопительным системам температура здесь даже в самые морозные дни теперь не опустится ниже +10°С. А значит, нежные элементы лепнины и росписей, изразцового убранства больше не будут страдать от постоянных замерзаний и размерзаний. В Неделю Фомину Святейший Патриарх Кирилл возглавил чин великого освящения собора. Храм уже доступен для верующих. В ограниченном режиме здесь проводятся экскурсии для паломников и туристов, а главное — совершаются регулярные богослужения. «По патриаршему благословению в Великую субботу 2014 года я освятил собор малым иерейским чином, и мы служили здесь до 1 августа 2014 года, — рассказывает наместник обители архимандрит Феофилакт (Безукладников). — Но затем началась трудоемкая операция по демонтажу лесов в шатре ротонды, общий объем которых достигал тысячи кубометров. Спускали их с 70-метровой высоты. Конечно, совершать богослужения в таких условиях было невозможно, поэтому мы перешли в церковь Рождества Христова, расположенную у западной стены монастыря. С Рождественского сочельника 2016 года мы снова служим в главном соборе».

http://e-vestnik.ru/church/restavratsiya...

Испытание огнем Еще с вечера в монастыре обсуждают, кто, когда и с кем идет на Благодать. Организованно этого не делают – только малыми группами или поодиночке. Кто-то из сестер решает в этом году остаться дома, кто-то берет у игумении благословение выйти с раннего утра, ведя с собой паломников, кто-то двинется сразу после монастырской Литургии. 14 апреля, 2012 Еще с вечера в монастыре обсуждают, кто, когда и с кем идет на Благодать. Организованно этого не делают – только малыми группами или поодиночке. Кто-то из сестер решает в этом году остаться дома, кто-то берет у игумении благословение выйти с раннего утра, ведя с собой паломников, кто-то двинется сразу после монастырской Литургии. К некоторым вещам трудно привыкнуть, даже если они случаются регулярно. Например, к Пасхе. Тем более, к Пасхе на Святой Земле. Много раз я праздновала ее в Иерусалиме, в гостях у одного из женских монастырей на Елеонской горе, Вознесенского или Гефсимании. Много раз в Великую субботу оказывалась в храме Гроба Господня и видела схождение Благодатного Огня. Это такое регулярное чудо, непременная часть местного пасхального обихода — Огонь, сходящий с неба строго по православному календарю, в день Великой субботы, приблизительно в одно и то же время. Но сколько бы раз оно ни повторялось, сколько бы раз ты ни становился ему свидетелем – привыкнуть уж точно никак невозможно. Еще с вечера в монастыре обсуждают, кто, когда и с кем идет на Благодать. Организованно этого не делают – только малыми группами или поодиночке. Кто-то из сестер решает в этом году остаться дома, кто-то берет у игумении благословение выйти с раннего утра, ведя с собой паломников, кто-то двинется сразу после монастырской Литургии. Позже всех из ворот выйдет монахиня Н. Она в монастыре с ранней юности, уже не первое десятилетие, и пока не пропустила ни одного схождения Благодатного Огня. Тщательно собираешься — удобная разношенная обувь, чтоб не жалко не только топтать по трудным склонам Иерусалима, но оттоптать. Потому что ноги сегодня обязательно оттопчут. Удобная одежда. Никаких сумок, вообще ничего такого, что можно потерять, оторвать, зацепить в давке – а давка будет. Мелочь, салфетки, свечи – в карман. Кажется, все. Пора.

http://pravmir.ru/ispytanie-ognem/

Книга 2 → На вечерни На литии На утрени Чин священныя и божественная литургии во святых отца нашего Иоанна Златоустаго: како подобает служити архиереем Божественная литургия во святых отца нашего Василиа Великаго, архиепископа Кесарии Каппадокийския Чин божественная литургии преждеосвященных: како подобает служити архиереем Чин на поставление чтеца и певца бывает сице Чин, бываемый на хиротонию в иподиакона Чин, бываемый на хиротонию диакона Чин, бываемый на произведение архидиакона и протодиакона Чин, бываемый на хиротонию пресвитера Чин последования во еже сотворити протопресвитера Чин, бываемый на произведение игумена Чин, бываемый на произведение архимандрита Отпусты владычних праздников, глаголемые в вечерню, в утреню и в литургию по чину Соборник двенадесяти месяцев Последование, како освящати антиминсы архиерею, на нихже священодействовати священнику во церкви, идеже не имать святая трапеза мощей Чин Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Чин великаго освящения воды святых богоявлений Молитвы в начале поста святыя Четыредесятницы Чин благословения колива сиреч кутии, или вареныя пшеницы с медом смешанныя и различными сладкими овощьми украшенныя, и в честь и память Господских праздников, кои святых Божии в церковь приносимыя Последование Недели Православия Молитва на освящение ваий Чин умовения ног в великий четверток Иже во святых отца нашего Иоанна, архиепископа Константинопольскаго, Златоустаго, слово огласительное во святую и великую Неделю Пасхи Молитва на благословение артоса во святую Неделю Пасхи Молитва на раздробление артоса в субботу Светлыя Недели Молитва вечерни святыя Пятидесятницы коленопреклонныя Молитва на освящение винограда Молитва на освящение плодов Чин освящения храма от архиерея творимаго     На вечерни Откровенною главою, глатолет молитвы светильничныя: Молитва а Г ди щедрый и милостивый, долготерпливе и многомилостиве, внш молитв наш и вонм глас нашег, сотвор съ нами во благо: настави насъ на пть твой, ходити во истин твоей: возвесел сердца наша, во ботиса имене твоег свтаг: зан ты и творй чдеса, ты бгъ и нсть подобенъ теб въ бозхъ, гди: силенъ въ милости и благъ въ крпости, во помогати, и тшати, и спасати вс повающы во им стое тво.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Книга IV. Письма 1. Ученику Вновь пишем тебе зная, что ты ожидаешь от нашего смирения назидательных слов, желая спастись и прийти в познание истины. Брат, не предавайся развлечениям, заботам и попечениям этой вредной для души жизни. Чего ты ждёшь? Будет ли у тебя время на покаяние? Человек подобен дуновению; дни его – как уклоняющаяся тень ( Пс. 143:4 ). А ты не радеешь о себе, украшая неодушевлённые стены. Господь сотворил тебя беспечальным, а ты мучишь себя хлопотами, Он избавил тебя от забот, а ты сам запутываешь себя в дрязгах. Всё, чем ты занимаешься, – не принесёт пользы душе. Смотри же сын, чтобы, ища славы человеческой, не лишиться тебе славы Божией. Потому что достигнуть славы можно, лишь избегая её, а пока мы гонимся за славой, она бежит от нас. Если хочешь быть славным – не вожделей славы. Если хочешь возвыситься – не возвышай себя. Будь внимателен к себе чадо, не обольщайся мыслями о священстве и настоятельстве. Опасаюсь за тебя, чтобы спасая других, не погубил ты свою душу. Ибо свят спасающий свою душу. Поэтому чадо, послушай меня, смиренного отца, во Христе любящего и жалеющего тебя. Оставь пресмыкающиеся по земле замыслы. Безмолвствуй в келье, закрыв её от всех, чтобы не общаться ни с кем, кроме одного богослужения в субботу и день воскресный. Тогда узнаешь ты, что полезно для души и то, что предстоит тебе претерпеть много скорбей, искушений, немощей. Но блажен ты, если претерпишь. А если не сделаешь этого, то лучше перейди оттуда в другое место. Желая прийти в сокрушение, не читай языческих книг, ни исторических, ни иносказательных, не касайся даже Ветхого Завета, лучше читай Новый Завет , мученические акты, писания отцов и повествования о преподобных от этого ты получишь великую пользу. Не советую читать ветхозаветных книг, не потому, что они отвергаются Церковью. Напротив, Церковь принимает их и не может без них обойтись, они изречены Духом Святым. Но в монахах и безмолвствующих они не вызывают сокрушения. Будь внимателен к себе, брат: жатвы много, а делателей мало ( Мф. 9:37 ). Не оставляй её, чтобы вместо колосьев не пожать солому. Сбор винограда обилен, не прекращай собирать духовные плоды, не начинай искать гроздья после собравших виноград. Оставь земное и займись небесным. Пожинай и собирай плоды правды. И если хочешь успокоиться и стать другом Господа – стань мертв для всякого человека. Стань рабом единого Владыки, тогда как ты порабощён многими. Кто благоговеет перед Единым, тот не убоится многих, лучше же сказать, многие убоятся одного.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Лавра и академия: к 70-летнему юбилею первой литургии в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры Источник Аннотация Возрождение Троице-Сергиевой Лавры в 1946 г. обычно рассматривается изолированно от возвращения московской духовной академии в Лавру в 1948 г. Однако, в данной статье сделана попытка представить возрождение Лавры и Московской духовной академии в ней как единый процесс, осуществлявшийся в качестве специальной стратегии Русской Православной Церкви, по замыслу и благословению Святейшего патриарха Алексия I (Симанского). В силу разных исторических причин и неблагоприятных обстоятельств возвращение Академии задерживалось и осуществилось, в конце концов, лишь в 1948 году. 1946 год, ставший годом возобновления богослужебной жизни в обители преподобного Сергия, застал Академию в предверии переезда в Новодевичьем монастыре в Москве. В данной статье, на основе архива Академии, собраны всевозможные свидетельства, подчеркивающие глубокую любовь Академии к Лавре и подлинное желание вернуться в нее – как в идеальное место для молитвенных, учебных и ученых трудов. В 2016 г. наступает 70-летний юбилей со времени первой службы в Лавре, заставляющий переосмыслить взаимоотношения Лавры и Академии на первоначальном этапе послевоенного становления. Этот юбилей оказывается очередной важной объединяющей вехой после масштабного празднования 700-летия со дня рождения основателя ТСЛ преподобного Сергия и 200-летия пребывания Академии в Лавре, отмечавшегося в 2014 году. 19 апреля 2016 года в Троице-Сергиевой Лавре состоялся съезд игуменов и игумений монастырей Русской Православной Церкви под председательством Высокопреосвященнейшего владыки Феогноста, архиепископа Сергиево-Посадского, председателя комиссии по монастырям и монашествующим. Заседания проходили в новом актовом зале Московской духовной академии, по Промыслу Божию, именно накануне юбилея: семьдесят лет назад, на Великую Субботу 1946 года, в Успенском соборе Троице-Сергиевой Лавры была отслужена первая после возрождения монастыря Литургия. На этом заседании рассматривались вопросы истории – возрождение Лавры и Академии, исторически располагавшейся в Лавре с 1814 г., но после Октябрьской революции вынужденной с 1919 года скитаться по Москве до полного прекращения своей деятельности в 1927 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИРИНЕЙ [греч. Ερηναος, Σκοπελτης Εμμανουλ; в миру Скопелитис Эммануил] (род. 17.04.1939, Хора, о-в Самос, Греция), Патриарх Иерусалимский (2001-2005). Получил начальное образование на Самосе, в 1953 г. поступил в Патриаршую школу в Иерусалиме, которую окончил в 1963 г. В 1958 г. принял монашеский постриг с именем Ириней в честь сщмч. Иринея, еп. Лионского; 19 дек. 1959 г. рукоположен во диакона, 7 июня 1965 г.- во иерея. В 1966 г. возведен в сан архимандрита. В 1970 г. окончил богословский факультет Афинского университета. Исполнял обязанности великого архидиакона Патриаршего престола, благочинного Патриархии, помощника скевофилакса (ризничего) храма Гроба Господня, главного редактора ж. «Новый Сион», председателя высшего церковного суда Иерусалимского Патриархата. В 1979-2001 гг. патриарший экзарх в Греции. В 1981 г. хиротонисан во архиепископа Иерапольского, а в 1994 г. возведен в сан митрополита Иерапольского. С 11 янв. 1983 г. член Свящ. Синода Иерусалимской Православной Церкви. Кроме обустройства иерусалимских подворий в Греции, сохранения и реставрации хранящихся в них реликвий в обязанности экзарха входила доставка благодатного огня в Великую субботу из Иерусалима в приходы Элладской Православной Церкви. И. отстроил резиденцию экзарха в Афинах, отреставрировал Святогробские подворья, содействовал развитию паломничества из Греции в Св. землю, издавал ж. «Глас Иерусалима». 13 авг. 2001 г. избран Патриархом Иерусалимским тайным голосованием 17 членов Свящ. Синода. И. получил 7 голосов, митр. Тимофей, генеральный секретарь Синода, и митр. Корнилий, местоблюститель Патриаршего престола,- по 5 голосов. Интронизация состоялась 15 сент. 2001 г., но израильское правительство, подозревая И. в проараб. настроениях, признало его Патриархом только в янв. 2004 г. В связи с этим И. не имел права подписывать к.-л. контракты, обязательства и платежные документы в пользу Патриархата, долг к-рого составлял свыше 85 млн шекелей. В качестве средства выхода из финансового кризиса И. решил продать земли Иерусалимского Патриархата на Кипре. Монастырские владения в Св. земле передавались в собственность лицам, назначенным из числа епископов и архимандритов, или управлялись ими по доверенности, что нередко вело к злоупотреблениям. Стремление И. установить финансовый контроль над мон-рями стало одной из причин возникновения оппозиции Патриарху.

http://pravenc.ru/text/673995.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010