Глава 14 1–14. Христос на обеде у фарисея. – 15–24. Притча о великой вечере. – 25–35. О последовании Христу. Лк.14:1 .  Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним. Рассказ о пребывании Господа у одного фарисея находится только у евангелиста Луки. «Из начальников фарисейских», т.е. из представителей фарисейства, какими были, например, Гиллел, Гамалиил. «Вкусить хлеба» (см. Мф.15:2 ). «И они» ( κα ατο...), т.е. они, фарисеи, со своей стороны. «Наблюдали за Ним», т.е. ожидали случая обличить Его в нарушении субботы (ср. Мк.3:2 ). Лк.14:2 .  И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью. В доме фарисея неожиданно встретил Христа человек, страдавший водянкой. Он был гостем фарисея (ср. стих 4) и дожидался Христа, вероятно, при входе в дом. Не смея прямо обратиться к Нему за исцелением в субботу, он только взорами своими молил Христа обратить на него Свое милостивое внимание (Евфимий Зигавин). Лк.14:3 .  По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? «По сему случаю» – правильнее: отвечая ( ποκριθες), т.е. отвечая на невысказанную, но ясно слышимую для Него просьбу больного. Лк.14:4 .  Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил. На ясно поставленный Христом вопрос фарисеи молчали, потому что они были настолько разумны, что не могли ответить отрицательно, а согласиться с Христом им не хотелось. Тогда Господь, взяв больного к Себе или обняв его ( πιλαβμενος – имеет именно такой смысл; в русском тексте неточно – «прикоснувшись»), исцелил и отпустил его домой. Лк.14:5 .  При сем сказал им: если у кого из вас осел или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу? Лк.14:6 .  И не могли отвечать Ему на это. Господь, подобно тому как ранее разъяснил необходимость исцеления скорченной женщины в субботу ( Лк.13:15 ), разъясняет теперь необходимость той помощи, которую Он только что оказал страдавшему водянкой. Если люди не стесняются вытащить и в субботу осла (согласно Тишендорфу – «сына», υς) или вола, попавших в колодезь, то – заключение это подразумевается – нужно было помочь и человеку, которого «заливала вода». И фарисеи опять не могли найти, что Ему отвечать на такое заявление.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Каноны на Страстную седмицу Предлагаемые каноны на Страстную седмицу принадлежат знаменитому Песнописцу 8-го века – св. Козьме, Епископу Маюмскому, кроме канона на Великую субботу, который отчасти принадлежит ему, отчасти – Марку, Епископу Идрунтскому, жившему в 9-м веке, и отчасти – благочестивой инокине Кассии, жившей в 9-м же веке. Подобно тому, как для утреннего богослужения предшествующих седмиц св. Четыредесятницы на каждый простый день написаны не полные каноны, а только трипеснцы и четырёхпеснцы, которые в течение недели как бы составляю один канон с шестикратным числом 8-х и 9-х песней, т. е. на понедельник песни 1-я, 8 и 9-я, на вторник – 2-я, 8 и 9-я, на среду – 3-я, 8 и 9-я, на четверток – 4-я, 8 и 9-я, на пяток – 5-я, 8 и 9-я, на субботу – 6-я, 7, 8 и 9-я; точно так же первоначально написаны были каноны и на Страстную седмицу, с тем только различаем, что св. Козьма опустил в них 2-ю песнь (падающую на Великий вторник), как это обыкновенно делается в канонах праздничных, и на Великий четверток, по причине особенной торжественности сего дня, вместо трёх песней (4-й, 8 и 9-й) составил полный канон из восьми песней. Все же эти песнопения на Великую седмицу св. Песнописец соединил следующими тремя акростихами, или тремя ямбическими шеститонными стихами: Τ δευτρ, τρτ τε τετρδι ψαλ (в понедельник, вторник и среду воспою), Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω (в великий четверток продолжительную песнь воспеваю), Προσββατον τε σββατον μλπω μγα (в пятницу и Великую субботу пою). По первому стиху расположены в последовательном порядке начальные буквы ирмосов и тропарей трипеснца на Великий понедельник, двупеснца на Великий вторник и трипеснца на Великую среду; по второму – ирмосы и тропари канона на Великий четверток; а по третьему – ирмосы и тропари трипеснца на Великий пяток и 6-й, 7 8 и 9-й песней канона на Великую субботу. В последствии времени, для большей торжественности богослужения Великой субботы, Епископ Идрунтский Марк составил тропари 1-й 3, 4 и 5-й песней по акростиху: κα σμερον δ (и ныне же), и заимствовав для сих песней бывшие ещё прежде него в церковном употреблении ирмосы, приписываемые инокине Кассии (стоящие вне акростиха), присоединил их к песнопениям св. Козьмы и составил таким образом полный канон на Великую субботу с шестистопным ямбическим акростихом:

http://azbyka.ru/otechnik/Evgraf_Lovyagi...

На престоле Плащаница лежит до отдания праздника Пасхи, в изображение сорокадневного пребывания Господа на земле». 1 На чем основывается настоящий обряд в целом своем виде, сказать определенно трудно, но некоторые его частности имеют несомненные основания в практике восточных церквей, откуда получил свое начало и сам обычай выносить в Великую субботу после великого славословия вместе с Евангелием и св. Плащаницу. Так, несомненно, известно, что обычай полагать Плащаницу на престоле явился на Руси из современной нам практики церквей восточных 2 , хотя, впрочем, с некоторыми особенностями. Из современных уставов церквей греческой и болгарской можно видеть 3 , что на востоке Плащаница полагается на престоле непосредственно после входа с нею на утрени в Великую субботу, тогда как у нас ныне по входе при пении «Благообразный Иосиф» она относится снова на середину храма, откуда и переносится на престол, как мы уже сказали, перед началом пасхальной утрени, по окончании полунощницы. Этот последний обычай, находясь в некотором противоречии с современной практикой церквей восточных, не согласуется с предписаниями и нашего современного Типикона. Описывая вход с Плащаницею и Евангелием в Великую субботу на утрени, наш Типикон замечает: «сему же (т.е. Трисвятому, которое поется при совершении рассматриваемого нами входа) кончану бывшу, входит настоятель со Евангелием в царские двери и полагает Евангелие на престоле, уготованне столе во образ гроба» 4 Т. е. по нашему Типикону, Плащаница совершенно не лежит на престоле, а после входа с нею на утрени в Великую субботу вносится в алтарь и полагается на особенно для этого случая устроенном столе «во образ гроба», где и лежит до следующего года. Рассматриваемая нами практика относительно времени снятия Плащаницы с престола, не согласуется, наконец, и с древнейшею нашею богослужебною практикою, которая тоже допускала положение Плащаницы на престол, хотя, впрочем, только на одну неделю св. Пасхи до недели Фоминой. В 16 веке, когда впервые появился обычай выносить в Великую субботу на утрени вместе с Евангелием и Плащаницу, после входа с Евангелием и Плащаницею или «воздухом, на нем же образ положения во гроб Господа нашего Иисуса Христа, целуют и полагают св. Евангелие в алтари на святой трапезе, с ним же и воздух полагается на святой трапезе даже и до Фоминой недели " 5 . Этим воздухом в обителях Антониево-Сийской 6 , Кирилло-Белозерской 7 , Троице-Сергиевской 8 и на Прилуке 9 престол покрывался всю пасхальную неделю до субботы, а в этот день, после окончания литургии, снимали его с престола и убирали на прежнее место. Иногда, так как престол был мал, а Плащаница, или воздух велик, то для удобства священнодействия Евангелие не полагалось на престоле, «занеже воздух на престоле» 10 .

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Dmitri...

Сортировать по Исключить новости Великая Суббота – обновление обетов крещения Если последний день поста приносит ощущение освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря 30 апреля, 2016 Если последний день поста приносит ощущение освобождения от уз поста, если мы надеемся завтра вздохнуть полной грудью и сбросить ярмо Господа, то пост прошел зря Великая суббота велика покоем, как земля перед рассветом. Еще солнце не показалось над лесом, но уже светло и птицы всё громче и громче приветствуют поднимающееся солнце. Суббота перед Пасхой – один из самых прекрасных дней в году. Это особенный день: еще пост, но в душе, как заря, занимается праздник. Уже куплены куличи, уже мы думаем, с кем мы будем есть пасху. В книге Бытия суббота была установлена как день покоя и тишины. Этот день посвящался Богу. Откладывались все заботы, и освободившаяся душа устремлялась к Богу. Но шло время, и становилось очевидно, что человеку не хватает сил выйти из покоя и устремиться к Богу всем своим существом. И тогда Богом было принято решение сделать шаг навстречу человеку. Господь шагнул в мир, чтобы исполнить то, чего искал и хотел украсть Адам в Раю – стать как боги. Творец, сжалившись над человеком, решил изменить мир и самого человека. Бог рисковал, создавая человека и делая его подобным Себе. И теперь, увидев немощь природы людей и их расслабленность, Он принимает парадоксальное решение – дать еще один аванс протратившемуся человечеству. Приняв на Себя плоть человека, Он кардинально меняет ее главное качество – способность к обожению. Теперь Бог не стоит вовне, а Сам входит в человека Своей плотью и кровью. Если мы читали в Псалтыри, что человек «мало чем умален от ангелов», то теперь мы видим, что Пресвятая Дева приняла в Себя не виртуальный или проецируемый образ Бога, но всего Сына приняла в Себя. Поэтому мы величаем Ее: «Честнейшая Херувим и славнейшая Серафим». Вслед за Ней и мы сами стали способны быть причастниками Бога. Наша степень подобия Богу увеличилась до абсолютного максимума. Более Богу нечего дать человеку.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-obnov...

Сортировать по Исключить новости Великая суббота Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. 14 апреля, 2012 Великая Суббота — день, исполненный тишины и покоя. И ветер в этот день утихает, молчит небо, молчит земля… Но для нас это день, исполненный не только печали, но и надежды, и ожидания. Повисают в воздухе капли святой воды, священник проходит, освящая куличи, яйца, пасхальную снедь. Еще кругом ночная мгла. Еще так рано в мире, Что звездам в небе нет числа, И каждая, как день, светла, И если бы земля могла, Она бы Пасху проспала Под чтение Псалтыри. Роман Бориса Пастернака «Доктор Живаго», опубликованный в 1957 году за границей, принятый там на ура и в первые же два года переведенный на 24 языка, в Советском Союзе имел хождение в списках и нелегальных копиях, впервые он был опубликован для российского читателя только в 1988 году, в перестройку. Из-за этого романа Пастернак подвергся жестокой травле советской общественности и властей. А многие российские деятели культуры, науки, политического андерграунда, пережившие то время, 60-е и 70-е годы, эпоху хрущевского самодурства и брежневского застоя, вспоминают: к христианству нас привел Пастернак. Стихи, написанные им от имени главного героя, Юрия Живаго, и присоединенные к роману, для многих людей в атмосфере свинцового атеистического давления стали окном в православную духовность … Одно из замечательных стихотворений этого цикла — «На Страстной», оно хорошо знакомо тысячам читателей, в наши дни вошло в школьные хрестоматии и антологии христианской лирики. И со Страстного четверга Вплоть до Страстной субботы Вода буравит берега И вьет водовороты. И лес раздет и непокрыт, И на Страстях Христовых, Как строй молящихся, стоит Толпой стволов сосновых. К какому именно дню Страстной недели относится стихотворение, читателю, хорошо разбирающемуся в православном богослужении, его реалиях и особенностях, нелегко определить точно. В нем есть приметы и седмиц Великого поста, когда за богослужением, кафизма за кафизмой, неоднократно прочитывается вся Псалтырь, и Великого Пятка — крестный погребальный ход с Плащаницей совершается именно в пятницу, да и та же Псалтырь, особенно 118 кафизма, традиционно читается при погребении… Что ж, «На Страстной» — поэтическое произведение, а не отрывок из Типикона, изучать по нему богослужебный устав было бы нелепо.

http://pravmir.ru/velikaya-subbota-3/

Скачать epub pdf Слово в день Преполовения А ще обрезание приемлет человек, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу ( Иоан. 7:23 )? Так Иисус Христос в преполовение праздника упрекал жестоковыйных иудеев, укорявших Его в благонамеренном, притом необходимом и спасительном нарушении субботы, – времени, которое, по их мнению, должно провождать в одном спокойном бездействии. Так Проницающий во глубину сердца человеческого, провидя все душевные помыслы предстоявших Ему иудеев, силившихся унизить славу и величие учения Его, изобличил их в невежестве и нелепом суждении о делах душеспасительных. В сих словах Он опровергнул все возражения лицемерного сонмища иудейского, непознавшего своего Спасителя, а потому всячески старавшегося обезобразить все благия и для самих неверующих полезные деяния Его. Безпорно, что исцеление расслабленного, которого не могли восставить ни гордый фарисей, ни просвещенный книжник, ни высокоумный левит, и который без сомнения все свое упование о спасении возлагал на пришедшего спасти весь род человеческий Искупителя, было действие весьма важное и достойное удивления: но человек, смотрящий на все окружающие его предметы не в чистом свете, или поверяющий самолюбивым своим разумом, и в самых великих и священных действиях всегда старается найти что-нибудь предосудительное и даже преступное. Человек естественный, видя себя на низшем степени нравственно-духовного бессилия, на котором он не может произвести ничего великого, всячески силится унизить поступки и деяния истинно великих людей; взвешивая оные на зыбких весах своего пристрастного суда, он видит в них или только обыкновенное, или даже больше достойное осуждения, нежели похвалы и славы. Посему-то Иисус Христос, упрекая иудеев в безрассудном их суждении об исцелении Им расслабленного в субботу, говорит: аще обрезание приемлет человек в субботу, да не разорится закон Моисеов: на Мя ли гневаетеся, яко всего человека здрава сотворих в субботу? Но что так сильно в сем случае побуждало иудеев восставать против Иисуса Христа? Исследуем это в настоящем слове.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Псалом 47 Истинная и глубокая радость Израиля – Господь, основавший на Сионе свой город и укрепивший его на век. 1. Псалом песни сынов Кореовых, вторыя субботы. Псалом песни, т. е. песнь, имеющая вид, характер и назначение такие же, как и псалом, хотя первоначально, может быть, она не назначалась для употребления при богослужении во храме. – Принадлежит эта песнь одному из левитов, потомков Корея. – Вторые субботы, точнее с греческого δευτρ Σαββτου – во второй субботы, т. е. во второй день по субботы, иначе – во второй день еврейской недели. 2–3. Велий Господь и хвален зело во граде Бога нашего, в горе святей Его, благокоренным радованием всея земли: горы Сионские, ребра северова: град Царя Великого. При созерцании святого города Иерусалима, чрезвычайно укрепленного на горе Сионе, псалмопевец в восторге восклицает: «велик Господь и всехвален во граде Бога нашего», – прославляя величие свойств и дел Господа, Ему постоянно воспевают священные песни в Его городе Иерусалиме, на святой горе Сионе, где был храм – место обитания Его ( Пс.45:5–6 ), – благокоренным радованием, т. е. Бог хвален или прославляем в радости всей земли, в радости, коренящейся в народе,благо, т.е. глубоко, твердо и неизменно, ибо, от времени до времени, сюда приходил весь Израиль и восторгался великолепием города, особенно храма. – Горы Сионские, ребра севера: гора Сион разделяется на два холма – собственно Сион и Мориа, простирающееся с севера на юг, и представляет, таким образом, два ребра или два бока одной и той же возвышенности, на которой и расположен град Царя Великого, именно Иерусалим, где собственно пребывает истинный и великий Царь народа Израильского, Господь Бог (ст. 9; Пс.45:5–6;45:9 ). 4–7. Бог в тяжестех его знаем есть, егда заступает и. Яко се царие земстии собрашася, снидошася вкупе. Тии видевше тако, удивишася, смятошася, подвигошася: трепет прият я: тамо болезни яко раждающия. Что город, построенный на Сионе, принадлежит Великому Царю, это очевидно из устройства самого этого города. – Бог в тяжестех его знаем, – величие царского могущества и власти Господа как бы запечатлевается, отражается, сказывается в тяжестях – в городских постройках разного рода из громадных и тяжелых камней: таковы особенно общественный здания и преимущественно – храм Божий, дворец царский и городские стены. В особенности это очевидно, когда Господь заступает и – его, город или является заступником его, этого своего города, именно – при нашествии врагов. – Ибо говорит псалмопевец, вот цари земли собрались, разумеется – воевать против Иерусалима, сошлись вместе – чтобы соединенными силами легче и вернее поразить и разрушить его: но, увидав так, – как сильно укреплен этот город Божий,– удивились, смутились и поколебались, точнее – обратились в бегство, в сознании, что этот город не сокрушим, ибо он пользуется очевидным заступлением Божиим. Страх объял их, там – при этом городе эти враги испытали болезни как рождающая при родах, т. е. сильнейшие болезни при совершенной беспомощности.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Troick...

Разделы портала «Азбука веры» митрополит Владимир (Иким) Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной " loading=" lazy " decoding=" async " title=" Врата покаяния: Слова, произнесенные в разные годы в период пения Триоди постной "/> Слово 35. О милости и жертве. В субботу 1й седмицы Великого поста (по Евангельскому чтению) И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы; посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. ( Мк.2:27-28 ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры! Вот и завершается первая седмица Великого поста. Молитвенными подвигами увенчан ныне день субботний. В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мк.2:23-3, 5 ), мы с вами слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос следовал засеянными полями вместе со своими учениками, которые, будучи голодны, стали дорогою срывать колосья. Это очень возмутило фарисеев и они сказали Господу: Смотри, что они делают в субботу, чего не должно делать? По иудейскому закону, которому учили народ раввины, в день субботний нельзя было творить никакого действа, нельзя производить никакой работы. Тем более, трудиться в поле. Фарисеи и книжники требовали строжайшего соблюдения этого правила. И тем самым подменяли сущность этого святого дня, поскольку перестали понимать то, что суббота дана была людям для достижения нравственного совершенства, для того, чтобы хоть на один день в неделю человек мог отречься от земной суеты и всего себя – все свои мысли, чувства, желания, действия и устремления – посвятить Богу. Этот день являлся одновременно днем покаяния, днем размышления о содеянных грехах и молитвенного воздыхания. Но разве Бог мог запретить в такой благодатный день совершать дела добра и милосердия, разве выступал Он против проявлений любви к ближним? Вы помните, братья и сестры, как после посещения мытаря Матфея Господь пояснял фарисеям, что значит выражение милости хочу, а не жертвы ( Мф.9:13 ). Спаситель говорил: Пойдите, научитесь , – но вожди иудейские так и не научились, так и не удосужились Его понять. Но ведь Бог ждет от нас не жертв, Ему не нужны посты и омовения, которыми так дорожили фарисеи. Господу нужна любовь, доброе сердечное расположение, отзывчивость и готовность помочь людям. Вот это ценится Отцом Небесным прежде и важнее всего! Если бы иудеи это поняли, то им стали бы ясны слова Иисуса Христа: Суббота для человека, а не человек для субботы. Посему Сын Человеческий есть Господин и субботы. Нельзя ради исполнения закона приносить в жертву добрые дела и устремления, подавлять в себе милосердие, потому что цель и значение жизни человеческой – снискание Царства Небесного, а все добрые начинания есть верные средства для его достижения.

http://azbyka.ru/propovedi/vrata-pokajan...

Беседа 40 «И, отойдя оттуда, вошел Он в синагогу их. И вот, там был человек, имеющий сухую руку». ( Мф. 12:9–10 ) Изъяснение 12:9–24. Милосердие Господа и бесчеловечие и злоба иудеев. – Благодеяния, оказываемые Христом, особенно возбуждали против Него ненависть иудеев. – Зависть – худшее из зол. – Средства освобождения от зависти: сознание великой греховности ее, причиняемого ею вреда самому завидующему и ничтожества внешних преимуществ, возбуждающих зависть. 1. Опять Христос в субботу исцеляет, и тем оправдывает поступки учеников Своих. Другие евангелисты говорят, что Он вызвал человека на средину и вопрошал иудеев, можно ли в субботу делать добро ( Мк. 3:4 ; Лк. 6:9 )? Заметь милосердие Господа. Он вызвал человека на средину, чтобы смягчить их видом его; чтобы они, тронувшись этим зрелищем, оставили злобу свою и, устыдившись человека, перестали свирепствовать. Но неукротимые и бесчеловечные лучше хотят помрачить славу Христову, нежели видеть больного исцеленным, сугубо показывают злобу свою, т. е. враждою и сопротивлением Христу и таким упорством против Него, что хулили даже Его благодеяния, оказываемые другим. Другие евангелисты говорят, что Христос сам вопросил; а Матфей, говорит, что Его вопрошали. «И спросили Иисуса, – говорит он,– чтобы обвинить Его: можно ли исцелять в субботы?». Вероятно, и то и другое было. Иудеи, будучи нечестивы, и зная, что Он непременно приступит к исцелению, спешили предупредить Его вопросом, надеясь тем воспрепятствовать Ему. Потому и вопрошали: «Можно ли исцелять в субботы?», с намерением не научиться от Него, но обвинить Его. Хотя довольно было самого дела для обвинения, но они старались уловить Его и в словах, чтобы иметь больше предлогов к обвинению. Но Человеколюбец и исцеление совершает, и ответствует, научая нас скромности и кротости, и обращает все против них, показывая их бесчеловечие. Он вызывает человека на средину не потому, чтобы их боялся, но желая принести пользу и расположить к состраданию. А когда и этим не мог смягчить их, тогда опечалился, говорит евангелист ( Мк. 3:5 ), и разгневался на них за ожесточение сердца их, и сказал: «кто из вас, имея одну овцу, если она в субботу упадет в яму, не возьмет ее и не вытащит? Сколько же лучше человек овцы! Итак можно в субботы делать добро» ( Мф. 12:11–12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Священное Писание и неканоничность Доклад Макарие-Калязинскому клубу 16.11.2023 208 Время на чтение 17 минут Фото: Из личного архива автора Дорогие друзья и уважаемые коллеги! Благодарю Анатолия Дмитриевича Степанова за возможность выступить перед вами с докладом по поводу эссе «Размышляя об Адаме из Эдема и не только…», выложенному Вконтакте 25 августа и 15 ноября . К началу подготовки доклада пришёл отзыв нашего коллеги, заведующего кафедрой религиоведения Курского государственного университета Владимира Михайловича Меньшикова, из которого он разрешил процитировать вот эти слова: «Прочитал Вашу книгу… Конечно, Ваш анализ – это далеко не канонический анализ. Как Вы знаете, есть каноническое изображение сюжетов Священного Писания – иконопись, а есть неканоническое – изобразительное искусство. Вы работаете не в каноническом жанре… в любом случае это очень интересное видение проблемы управления». Именно эти слова привлекли внимание к проблеме неканоничности в связи со Священным Писанием, что и отражено в названии доклада. Точнее, не к одной проблеме, а к трём. Первая касается неканонических терминов в обычном языке, вторая – жанров обращения к сюжетам Писания, третья, самая сложная – неканоничность (небоговдухновенность) некоторых текстов Писания. По-видимому, самым неканоничным в обычном языке является слово «воскресенье» в качестве обозначения дня недели, а также слова «неделя» в качестве обозначения семидневного цикла, а не одного из его дней перед понедельником. Не знаю, когда и почему великороссы, и только они, решили вне церковной ограды отказаться от употребления термина «седмица». Точнее, так: они решили пожертвовать этот количественный ветхозаветный термин, чтобы сохранить в обычном мирском языке качественный, можно даже сказать сакральный, термин «неделя». Почти во всех славянских языках неделей и сейчас называется последний день семидневного цикла. И только у славян есть чёткое разделение, если не противопоставление названий будничных дней («второй», «средний», «четвёртый», «пятый») и двух дней, имеющих отношение к Богу. Суббота – копия названия седьмого дня у иудеев: «день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела…» (Исх. 20:10, 4-я заповедь Декалога). Неделя – просто перевод слова «суббота» («ша-баш»).

http://ruskline.ru/news_rl/2023/11/16/sv...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010