«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Православие и русская литература. Часть IV (III том) Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Часть IV посвящена творчеству Л.Н. Толстого, Н.С. Лескова, А.П. Чехова. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекции, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   Московская Духовная Академия М.М.Дунаев   Православие и русская литература Часть IV Издание второе, исправленное, дополненное   Москва Христианская литература 2003   Рецензенты кандидат богословия протоиерей Максим Козлов (Московская Духовная Академия), доктор филологических наук профессор В.А.Воропаев (филологический факультет МГУ им. М.В Ломоносова).   Дунаев М.М. Православие и русская литература. В 6-ти частях. Ч. IV. Издание второе, исправленное, дополненное.— М., Христианская литература. 2003.— 784 с. ISBN 5-900988-10-4   Впервые в литературоведении предлагается систематизированное религиозное осмысление особенностей развития отечественной словесности, начиная с XVII в. и кончая второй половиной XX в. Издание выпускается в 6-ти частях. Ч. IV посвящена творчеству Л.Н.Толстого, Н.С.Лескова, А.П.Чехова. Представляет интерес для всех неравнодушных к русской литературе. В основу книги положен курс лекций, прочитанный автором в Московской Духовной Академии.   ISBN 5-900988-10-4 (4.IV) ISBN 5-900988-14-7           Глава 11. Лев Николаевич Толстой (1828—1910)   В начале марта 1855 года, в самый разгар Крымской кампании, молодой офицер и начинающий писатель граф Лев Николаевич Толстой между дневниковыми записями о досадных карточных проигрышах помещает неожиданное рассуждение: «Нынче я причащался. Вчера разговор о божественном и вере навёл меня на великую и громадную мысль, осуществлению которой я чувствую себя способным посвятить жизнь. Мысль эта— основание новой религии, соответствующей развитию человечества, религии Христа, но очищенной от веры и таинственности, религии практической, не обещающей будущее блаженство, но дающей блаженство на земле. Привести эту мысль в исполнение я понимаю, что могут только поколения, сознательно работающие к этой цели. Одно поколение будет завещать мысль эту следующему, и когда-нибудь фанатизм или разум приведут её в исполнение. Действовать сознательно к соединению людей с религией, вот основание мысли, которая, надеюсь, увлечёт меня»

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=525...

поиск:   разделы   рассылка 1941-1945: битва продолжается Источник:  Октябрь Завтра народ России отметит трагическую и скорбную дату в истории Отечества – 72-ю годовщину начала Великой Отечественной войны. Всё дальше уходит от нас этот день народной памяти и боли, всё меньше в живых людей, для которых война стала страницей их личной судьбы – фронтовиков, узников фашистских концентрационных лагерей и гетто, тружеников тыла, ковавших Победу на пределе человеческих возможностей. И увы, всё чаще по никому не подконтрольным просторам соцсетей в интернете, а то и по страницам СМИ гуляет этакая " вольная интерпретация " нашей истории и нашей Победы. Причём " вольная интерпретация " – это ещё мягко сказано. Не бывает ничего случайного. Так и эти попытки очернить Победу советского народа в Великой Отечественной войне, конечно же, далеко не случайны. В канун 22 июня – Дня памяти и скорби мы попросили поразмышлять об этом на страницах газеты общественного деятеля и публициста А.В. ЩИПКОВА. – Великая Отечественная война связана в сознании нашего народа с двумя основными датами – 9 Мая, Днём Победы, и Днём памяти и скорби, 22 июня. По смыслу они коренным образом отличаются одна от другой. У каждого народа, и у нашего в том числе, есть свои поражения и свои победы, своя боль и своё ликование. Мы должны помнить и свято хранить обе эти даты. В последнее время в отдельных либеральных СМИ стали появляться статьи, в которых Великая Отечественная война подвергается ревизии. Пересмотру подвергаются её итоги, ход войны, значение Дня Победы и т.д. Нам пытаются внушить, что вообще-то никакой Победы не было. Что Вторая мировая война – это общемировая трагедия и вина за эту трагедию ложится в равной степени как на немцев, так и на русских. Это хитрый и лукавый пропагандистский ход, целью которого является попытка постепенно сначала как бы уравнять " две вины " (хотя совершенно очевидно: немцы были нападающей стороной, мы же защищали свою Родину!), а потом потихоньку историческую вину за Великую Отечественную войну вообще возложить... на СССР.

http://religare.ru/2_101693.html

Смоленск в годы войны (1941–1943 гг.) К 80-летию освобождения Смоленска от немецко-фашистских захватчиков (1943–2023 гг.) Владимир Немыченков Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, По мертвому плачущий девичий крик, Седая старуха в салопчике плисовом, Весь в белом, как на смерть одетый, старик. Ну что им сказать, чем утешить могли мы их? Но, горе поняв своим бабьим чутьем, Ты помнишь, старуха сказала: – Родимые, Покуда идите, мы вас подождем. Константин Симонов, 1941 г. ПРЕДИСЛОВИЕ Смоленск называют западными воротами России, ключ от которых в течение веков попеременно переходил из рук в руки. С древности город стоял на пути, который вел вглубь страны, к её сердцу – Москве. Смоленская дорога видела и дипломатов, и купцов, и завоевателей. В Отечественную войну 1812 года по ней в два конца – к Москве со славой победителей и домой с позором гонимых грабителей и насильников – прошла многоязыкая «Великая армия» объединенной Европы под предводительством Наполеона Бонапарта . В Великую Отечественную войну 1941–1945 гг. этот путь – туда и обратно – повторили войска другого «объединителя Европы» и претендента на мировое господство Адольфа Гитлера. С древности Смоленск стоял на пути, который вел вглубь страны, к её сердцу – Москве Долгий путь к Победе складывался из длинной череды начавшихся 22 июня 1941 года приграничных боев, больших и малых сражений. Смоленску выпало испытать всё из возможного: отчаянную оборону, отступление Красной армии, жестокую оккупацию, бои за его освобождение. Согласно плану «молниеносной войны» с СССР, Адольф Гитлер рассчитывал уже к 7 августа 1941 года взять Москву, а к октябрю закончить войну. На направлении главного удара германской армии стоял Смоленск, открывавший путь к столице страны. Смоленское оборонительное сражение 1941 года сорвало планы гитлеровского блицкрига, героическая борьба смоленских партизан в тылу врага два года оттягивала на себя силы захватчиков, рвавшихся к Москве, а освобождение Красной армией Смоленска 25 сентября 1943 года открывало ей кратчайший путь на Берлин.

http://pravoslavie.ru/156238.html

Урок мира И вновь в День знаний во всех школах нашей страны прошел урок мира. Мир — территория жизни, благополучие государства и народа, безопасность семьи, каждого гражданина… Кто-кто, а Россия, знает и цену Победы, и цену мира. Государство Российское не только выстрадало свою свободу и независимость, на протяжении многих веков заботясь о своей безопасности, но и не раз спасало от уничтожения другие народы. В эти осенние дни, дни 60-летие завершения Второй Мировой войны, дни 625-летия Куликовской битвы, за спинами юных граждан, что вновь заполнили классы, в едином строю стоят и ратники Дмитрия Донского и солдаты Великой Отечественной… Но не только они — все защитники Отечества, кто на протяжение многих веков не жалел жизни за други своя! Они явились из прошлого, которое, по выражению отца Павла Флоренского, не проходит. Явились, чтобы вглядеться в лица самых юных наследников их героических побед. И вот теперь незримо присутствуют где-то рядом. Урок мира — настрой на весь учебный год. Низкий поклон за него подвижникам-учителям, нищенская зарплата которых теперь и на официальном уровне признана национальным позором. Слава Богу, этот необычный, поучительный урок не заказенивается, сверху, из Минобразнауки РФ, не спускаются какие-то обязательные стандарты. К восприятию того, что услышат школьники на уроке мира, к счастью, готовят и во многих семьях. Поэтому особая благодарность — свидетелям ратного и трудового подвига всех народов Советского Союза в Великой Отечественной войне. И тем, кто дожил, и тем, кто, увы, ушел от нас, не дождавшись еще одного юбилея Победы. Хорошо, что их воспоминания успели услышать внуки и правнуки. О чем же думают, как воспринимают Великую Отечественную войну и нашу современность сегодняшние школьники? Несмотря на «всемирный комитет антипобеды», многие из них остались детьми России, настоящими ее патриотами. Это подчеркнул председатель Союза писателей России Валерий Ганичев во время подведения итогов конкурса «Гренадеры, вперед!». Как и другие патриотические акции в нашей стране с участием школьников, этот конкурс, который организовали и провели группа компаний «Гренадеры» и Союз писателей России при участии детского журнала «О, русская земля!», Министерства образования и науки РФ и Министерства обороны РФ, был посвящен 60-летию Великой Победы. Но, что особенно ценно, в нем наиболее активно участвовали школьники из поселков, малых городов, станиц, сел — из настоящей, глубинной России.

http://pravoslavie.ru/335.html

12. Кризис феодализма и народные движения. К Оглавлению Крестьянская война в Германии под руководством Томаса Мюнцера В отечественной историографии на крестьянскую войну в Германии под руководством Томаса Мюнцера существуют две основные точки зрения. Долгое время считалось, что типологически это была крестьянская война, но только с тем отличием, что она происходила в рамках Реформации. В последнее время оформлена иная версия: эта война — одна из ранних форм буржуазной революции. Говоря о причинах крестьянской войны, следует выделить две главные: 1) кризис феодальной системы в XVI в.; 2) раскол в реформационном движении. Крестьянской войне предшествовало появление различных народных еретических сект, ересиархи которых предсказывали грядущую великую войну. Среди этих сект наиболее значимой была секта анабаптистов . Своими действиями и идеологически анабаптисты в дальнейшем вольются в крестьянскую войну. В 20-х гг. XVI в. во главе анабаптистов стоял подмастерье Николай Шторх . Анабаптисты отрицали церковную организацию и считали, что каждый верующий обладает даром Божественного откровения. На кого снизошла Божественная благодать, тот становится пророком, вещает «живое Евангелие», поэтому, проповедовали анабаптисты, не нужен институт священства. Анабаптисты возвещали скорое наступление тысячелетнего царства Христова на земле и предрекали, что будут низвергнуты все земные троны и бедные будут возвышены, а богатые унижены. Реальными действиями анабаптисты сыграли заметную роль в крестьянской войне, которая началась в германских землях в 20-х гг. XVI в. Основоположником реформационного народного направления явился Томас Мюнцер (1490-1525). В качестве реформатора он начинал как единомышленник и соратник Лютера, но довольно скоро их пути разошлись. Мюнцер встает во главе крестьянско-плебейского крыла Реформации, с его идеями немедленных революционных действий, т.е. переходит от теории к революционной практике. Центром соратников Мюнцера и центром будущей войны становится город Цвиккау . Здесь к ним присоединяются анабаптисты, которые под влиянием Мюнцера выходят за рамки сектанства и примыкают к революционному крестьянско-плебейскому крылу Реформации.

http://sedmitza.ru/lib/text/441097/

#lx_706553 #lx_706553 .lx_home_button #lx_706553 .lx_home_button svg #lx_706553 .lx_home_button svg path #lx_706553 .lx_home_button:hover #lx_706553 #lx_706553 .lx_close_button #lx_706553 .lx_close_button .lx_close_button_text #lx_706553 .lx_no_click #lx_706553[data-height="" ] .lx_close_button #ya-site-form0 .ya-site-suggest#ya-site-form0 .ya-site-suggest-popup#ya-site-form0 .ya-site-suggest__opera-gap#ya-site-form0 .ya-site-suggest-list#ya-site-form0 .ya-site-suggest__iframe#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items#ya-site-form0 .ya-site-suggest-items li#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:link,#ya-site-form0 a.ya-site-suggest-elem:visitedhtml body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem-link,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem:hover,html body #ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_state_hover#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav:hover,#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_nav .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_translate .ya-site-suggest__link#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem .ya-site-suggest__info#ya-site-form0 .ya-site-suggest-elem_selected#ya-site-form0 .ya-site-suggest__fact#ya-site-form0 .ya-site-suggest__highlight Закрыть Чудо исцеления за любовь к храму Слово в Неделю 26-ю по Пятидесятнице Протоиерей Александр Шаргунов   21:18 11.12.2022 1102 Время на чтение 5 минут Фото: из открытых источников Господь сегодня в Евангелии снова напоминает нам о необходимости молитвы. Те из Его учеников, которые первыми услышали эти Его слова, говорят, чтобы мы непрестанно молились. Мы должны молиться всегда, и особенно когда у нас большая беда и нужда. Мы знаем, как в Великую Отечественную войну внезапно стали открываться храмы, потому что так велика была потребность народа в молитве, и вопль его достиг Господа. Храмы не могли вместить всех приходящих. Почему же не переполнены наши храмы сегодня? Разве мы меньше нуждаемся в молитве? Или кто-то надеется только на свои силы?

http://ruskline.ru/news_rl/2022/12/11/ch...

  разделы   рассылка  распечатать Доклад митрополита Калужского и Боровского Климента на XVI Международных Рождественских образовательных чтениях " Православные ценности и современное образование " Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства, многоуважаемые представители государственной власти, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! 2008-й год объявлен в России Годом семьи, что указывает на особое внимание государственной власти и гражданского общества к проблеме сохранения семейных ценностей, повышения в обществе авторитета материнства и ответственного отцовства. Эти темы неразрывно связаны с кругом вопросов, которые будут обсуждаться на XVI Рождественских чтениях, поскольку все они напрямую соотносятся со сферой нравственного воспитания и образования. Как и всегда Рождественские чтения, ставшие за минувшие полтора десятилетия крупнейшим общественно-церковным форумом нашего Отечества и стран ближнего зарубежья, в этом году посвящены одной из актуальнейших тем современности – обсуждению места и роли духовных ценностей Православия в сфере образования. В педагогике и в формировании общественных взглядов на воспитание подрастающих поколений в разные эпохи делались разные акценты: • воспитание христианина, подданного, гражданина, " человека с большой буквы " – с одной стороны и • энциклопедистов, специалистов с набором знаний, необходимых для чиновников, технических профессионалов, или просто " образованных граждан " – с другой. Формулируя сегодня главную цель отечественной педагогики и общественного воспитания, мы должны понимать, что школа призвана в первую очередь воспитывать в ребенке человека как носителя образа Божьего, обладающего высокими духовными, нравственными, культурными качествами, который был бы достойным представителем Великой России. Стране необходимо, чтобы система образования воспитывала у ребенка чувство национального (российского) достоинства и гражданского патриотизма. Ребенок с детства должен научиться ценить то, что он является гражданином России. Но для этого ему надо научиться ее любить, а чтобы научиться любить, надо ее знать. Надо знать не только даты (правда, многие молодые люди и их не знают), не только цифры – какой протяженности газопроводы, сколько запасов нефти, но надо знать и подвиг тех лиц, кто созидал Россию, кто ее защищал, кто был носителем духовности, кто создал великую русскую культуру. Только при этом условии наше образование будет способствовать созиданию России.

http://religare.ru/2_49941.html

В истории развития личности наблюдается одень неизменный закон – закон духовного сродства, по которому всякая мысль, каждое слово, каждый порыв сердца, так или иначе открыто заявленные и образующее собою как-бы „живые струи, входящие в состав атмосферы, обнимающей и наполняющей жизнь мира» 2 , не только вызывают сродные себе действия, но и предполагают для себя, в свою очередь, ряд условий, при которых вырабатывается то или другое мировоззрение. Это общее положение давно уже нашло свое оправдание в характеристиках биографов, которые, определяя заслуги и выясняя значение того или другого общественного деятеля, всегда справляются с теми условиями, при которых и под влиянием которых слагалась известная индивидуальность. Правда, не всегда своевременно справляются с тем, как загоралась заря жизни, как вырабатывался известный духовно-нравственный облик того или другого деятеля, или целого ряда их... Но проходит время и приходят моменты, когда как-бы сам собой утверждается вышеуказанный закон духовного сродства, но которому, как мы сказали, ни одна индивидуальность не слагается сама собой без стороннего влияния, когда по безотчетному, но вполне понятному желанию заглядывают в близкое и отдаленное прошлое и подводят итоги тому, что сделала для блага общества та или другая среда, каких деятелей порождала она и что полезного внесла через них в великую сокровищницу «всемирного человека», под которым олицетворяется иногда человечество в его прошлом, настоящем и будущем... Момент, переживаемый Вифанскою семинарией, и является благоприятным поводом к тому, чтобы в столетнюю годину её выяснить особенности быта и исторические условия существования этого скромного рассадника просвещения и показать в связи с этим, какую роль играла названная школа в деле подготовления деятелей церкви и просвещения. При этом общие цифровые данные, по которым за столетний период из стен этой духовной школы выпущено (не считая не окончивших полного курса) всего 3035 человек 3 , разумеется, не могут иметь для нас существенного значения, при выяснении заслуг Вифанской семинарии, потому что эти данные говорят только о том, что эта школа давала средства для образования юношества, т. е., выполняла и, нужно сказать, всегда добросовестно общую задачу семинарий. А между тем два исключительные обстоятельства: уединенное и по временам суровое существование этого рассадника просвещения, с одной стороны, и близость его к Московской духовной академии, с другой, – дают возможность рассматривать его значение с точки зрения именно этих особенностей, создавших Вифанскую семинарию, к её выгоде, и особую индивидуальность.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vveden...

Война: чудо и сказки Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 12 августа, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 38, 2003 В советских школах говорили, что русские солдаты прошли Великую войну с верой в Сталина и партию. Это было неверно и психологически, и исторически. Исторически это было неверно хотя бы потому, что даже по Всесоюзной переписи 38 года больше половины населения СССР открыто называло себя верующими. Психологически тезис советской пропаганды был неверен по той причине, что в годы войны число молитв, возносимых и на фронте, и в тылу всегда резко возрастает. Под бомбежкой да перед атакой вряд ли кто удержался от молитвы — и молитвы эти были не к партии. Наверно, и коммунисты “грешили”, обращаясь в те минуты к Богу. Так во всяком случае свидетельствует писатель-фронтовик Виктор Астафьев в романе “Прокляты и убиты”: “О, Господи, Господи! — занес Финифатьев руку для крестного знамения и не донес, опять вспомнил, что партия не велит ему креститься ни при каких обстоятельствах… Спаси и помилуй, Господи! Вот опять Бога всуе помянул. А эть коммунист, коммунист, будь я проклятой. Ну, да [парторга] Мусенка поблизости нету, и все вон потихоньку крестятся да шопчут божецкое. Ночью, на переправе кого звали-кликали? Мусенка? Партия, спаси! А-а! То-то и оно-то…”. С самого начала было ясно, что начавшаяся война — Отечественная. А раз так — пришло понимание того, что пора сворачивать войну гражданскую. Мудрость проявили обе стороны. “Братья и сестры”, “сооте­чественники” в речи Сталина вместо партийного “товарищи” было знаком долгожданного конца революции. Уже летом 41-го сворачивается антицерковная пропаганда, прекращается выпуск антирелигиозных журналов. С другой стороны — митрополит Сергий уже в июне 41-го года объявляет начавшуюся войну “священной”. Сегодня это кажется очевидным. Но ведь легко было бы дать волю обидам. Самолеты-то немецкие были с крестами, и сбрасывали эти самолеты не только бомбы, но и листовки, гласившие, что новые крестоносцы пришли избавить русскую землю от комиссаров, от которых и вправду ведь настрадались церковные люди Руси…

http://pravmir.ru/voyna-chudo-i-skazki/

Время на чтение 5 минут Выступление в Бундестаге учащегося гимназии из Нового Уренгоя (Ямало-Ненецкий автономный округ) вызвало бурю комментариев на ТВ и в СМИ. Что же конкретно задело комментаторов? Как уже известно российский школьник в своем выступлении назвал великую победу СССР в Сталинградской битве «так называемым котлом» и говорил, что, посетив в России «захоронения солдат вермахта» в Челябинской области, «увидел невинно погибших людей, среди которых многие хотели жить мирно и не желали воевать». По его мнению, они умерли «от тяжелых условий плена». Искренне жаль этого школьника. Даже не знаю, как он жить дальше будет. Его матери уже поступают угрозы от «защитников» Великой Победы. А уж что станет с ним – Бог весть. То, что по возвращении в Россию он получит тяжелую психологическую травму, – это однозначно. Дело дошло до того, что школьника стал защищать пресс-секретарь Президента РФ Дмитрий Песков . Это тот редкий случай, когда я согласен со словами пресс-секретаря, который, вольно или невольно, но довольно часто лицемерит в тех или иных оценках событий, волнующих общество. Несчастный гимназист, выступивший в Бундестаге – не виноват в том, что назвал фашистов невинными. Он жертва нашего либерального образования, которое предлагает учащимися «альтернативные» точки зрения на отечественную историю. А вернее – не предлагает, а навязывает и не «альтернативный», а ложный взгляд на наше прошлое, особенно на прошлое великой страны - СССР. Ложный взгляд как на ее достижения, победы, так и на неудачи и провалы. Еще 10-20 лет назад такие «точки зрения» не разделялись учителями старой, советской закалки. Но вот пришли новые креативные, и что же? Защищая выступившего в Германии своего воспитанника, одна из его преподавателей сказала о том, что он – лучший ученик, победитель олимпиад. Право слово – молчание золото и лучше бы «защитница» не говорила этих слов. Впрочем, лучше для нее, а для нас – это хорошо, потому что ее слова наглядно иллюстрируют уровень российского образования. Вы только подумайте – если лучший школьник, победитель олимпиад проявил такой откровенно антипатриотичный подход к истории и «выборочно-выморочный» подход к конкретным людям, воевавшим в Великой Отечественной войне, то что сказать об остальных? Даже не о двоечниках. Что сказать о «хорошистах»? Хорошо хоть, что Министерством образования ныне не руководит пресловутый Фурсенко или же ему подобные.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/11/21/ru...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010