I. Ныне празднуется Рождество Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Многократное обетование Божие о пришествии на землю Спасителя непреложно исполнилось в 5508 году от создания мира. Пресвятая Дева Мария, обрученная старцу Иосифу, жила в его доме, в Назарете. В девятый месяц после благовестия архангела, Она с Иосифом, во исполнение императорского указа о переписи, пришла в отечественный город Вифлеем. Здесь, в одной из загородных пещер, 25 декабря месяца Пресвятая Дева родила обетованного Спасителя мира. Пресвятая Дева спеленала Его и положила в ясли. В эту ночь пастухи, близ Вифлеема, пасли свои стада. Вдруг осиял их свет небесный, и ангел, явившись к ним, сказал: «не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям. Ныне, в городе Давидовом, родился Спаситель, Который есть Христос Господь. И вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях». Едва ангел сказал это, как явилось многочисленное воинство нсбесное, которое славило Господа и восклицало: «слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение». Когда исчезли ангелы, пастухи сказали друг другу: «пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь». Пришедши в Вифлеем, они нашли Младенца, лежащего в яслях, поклонились Ему и потом рассказали всем, что слышали. В это время пришли в Иерусалим волхвы (или мудрецы) с востока. Они знали, что ожидается пришествие Царя, Мессии, и старались узнать по звездам время Его рождения. Господь указал им на небе особенную, чудесную звезду, следуя за которой, они пришли в иудейскую землю. Царь Ирод, услышав, что они спрашивают о новорожденном Царе иудейском, очень встревожился, потому что, с восшествием на престол царя – потомка Давида, он, как иноплеменник, будет лишен престола. Собравь первосвященников и книжников народных, он спрашивал у них, где должно родиться Христу. Они сказали, что, по пророчеству Михея, он должен родиться в Вифлееме. Ирод послал волхвов в Вифлеем и велел им, идя оттуда, зайти к нему, чтобы и он мог поклониться новорожденному Царю. Волхвы, руководимые звездою, дошли до Вифлеема, поклонились Господу и принесли Ему дары: золото – как царю, ладан – как Богу, смирну – как человеку. Потом, получив во сне откровение – не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. Узнав об этом, Ирод велел в Вифлееме и в окрестностях его избить всех младенцев, от двух лет и моложе. Но Богомладенец Иисус был спасен от смерти: по наставлению ангела, Иосиф с Мариею и Младенцем отправились в Египет и прожили там до смерти Ирода. Между тем Ирод, осмеянный волхвами, избил до 14-ти тысяч невинных младенцев, которых церковь ублажает, как мучеников за Христа. По смерти Ирода, Иосиф, по внушению ангела, возвратился в землю Иудину; но, убоявшись Иродова сына, Архелая, поселился в галилейском городе Назарете.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

I. Сношения Российской Церкви с Восточною в княжение Иоанна III и Василия IV После завоевания Константинополя, не прекратились с ним церковные сношения наши, которые были так часты до его падения, когда все Митрополиты Русские ходили за поставлением к Патриархам Вселенским. Брак Великого Князя Uoahha III с Царевною Греческою Софиею, из дома Палеологов, способствовал к умножению сих сношений: однако первые уцелевшие акты встречаются в статейных списках Государственного Архива не прежде начала княжения сына его Василия; они служат драгоценным свидетельством той духовной любви и братского общения, которые никогда не переставали взаимно согревать сердца наши и единоверных нам Греков и соплеменных Славян, бедствовавших на Востоке под игом Оттоманским. Но мы имеем еще прежде сих актов несколько других, более древних, по счастию уцелевших для потомства и напечатанных археографическою Комиссиею для славы отечественной Церкви. Едва только пал Царьград и горькая сия весть поразила сердца верных, как уже раздался голос Пастыря в пользу страждущей на Востоке братии, и какого Пастыря? Святителя Ионы Митрополита! Окружное послание его ко всем православным Христианам Русским, проникнуто истинным духом Христовой любви. «Благословение Ионы Митрополита всея Русии, во Св. Духе, сынам нашего смирения, благоверным и благородным Великим Князьям и благоверным и благородным поместным Князьям, Архиепископам и Епископам и попам, и боярам и воеводам, и всем купно православным. Се, чада мои, человек Христианин православный, по имени Димитрий, Гречин, пришел до нас от великаго православия, от великаго того царствующаго Константина града, и поведал нам, что попущением Божиим, грех ради наших, тот, от толиких лет, никем не взятый и Богом хранимый Константиноград, взяли безбожные Турки, святые Божии церкви и монастыри раззорили и Св. мощи сожгли, старцев и стариц, иноков и инокинь, и весь Греческий род, многолетных мечу и огню предали, а юных и младых в плен отвели. И сей вышереченный Димитрий Гречин, тут же с женою и чадами, немилостиво в плен отведен, имение, как сказано, все взято, нечем себя, жены и чада, искупить от того горькаго пленения; он же, положа упование на великое Божие человеколюбие и слыша великую вашу веру к Богу, пришел, прося и желая принять, что от кого в милостыню, на искупление ему и жене и чадам. И благословляю вас, своих детей, что кому Бог положит на сердце, ради спасения души, подадите им что на милостыню, помня слово из самых Христовых уст: «блаженни милостивии, яко тии помиловани будут» ( Мф. 5:7 ) и паки: «даяй убогу, самому Христу дает и сторицею приимет в небесном царствии», которое, молюсь да получите все вы. А милость Божия, молитва моя и благословение, пребудет со всем великим вашим господством и со всеми купно православными Христианами.» 1

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

     Владыка Питирим, епископ Душанбинский и Таджикистанский – личность поистине уникальная. Возглавляемая им епархия Русской Православной Церкви существует в условиях, назвать которые непростыми – это значит сильно ситуацию приукрасить. Но даже в этих условиях и сам владыка Питирим, и вверенная ему епархия ведут работу, направленную не только на духовное окормление наших соотечественников в Таджикистане, но и буквально спасают некоторых из них от смерти физической. 7 июня Его Преосвященству, за неделю до этого принявшему участие в XI страновой конференции российских соотечественников в Таджикистане, исполнилось 50 лет, на юбилей владыки специально приехал митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий. - Ваше Преосвященство, спасибо Вам большое за то, что уделили время из Вашего плотного графика. Позвольте присоединиться к поздравлениям по поводу Вашего юбилея и задать несколько вопросов относительно деятельности Вашей и вверенной Вам епархии. Таджикистан – страна, по преимуществу, мусульманская. А какую роль играет Православие в жизни таджикистанского общества? - На первый, поверхностный взгляд – незаметную. Но если послушать рассказы наших прихожан, переживших здесь в 1990-е годы гражданскую войну, то значение Православия в Таджикистане окажется судьбоносным. В самые опасные минуты покровитель Душанбе святитель Николай Мирликийский сам спасал людей – выводил их из-под обстрела, предупреждал о смертельной опасности. А одной женщине было откровение во сне: она видела стекающую на город черную лавину вооруженных людей, но появился святой Николай Чудотворец, раскинул в сторону руки – и вся эта армада остановилась. В мирное же время в Свято-Никольском кафедральном соборе г. Душанбе каждый день совершается Божественная литургия, за которой священники молятся и мире на таджикской земле, властях и воинстве, о благосостоянии этой страны и всего мира. Молитва за литургией имеет великую силу. Но помимо молитвенного делания, мы осуществляем и просветительскую миссию – ту, которую начали здесь 150 лет назад наши славные предки. Православные верующие во всех храмах Таджикистана приобщаются к русской православной традиции. А это и русский и церковнославянский языки и литература, это отечественная история, церковная певческая культура, церковные праздники и посты – это все наши корни, которые питают древо православного русского мира, как бы широко ни раскинулись его могучие ветви. Окружающие нас мусульмане очень внимательно смотрят, как мы живем, как веруем, и по нашим делам судят о нашей вере. А это большая ответственность – свидетельствовать своей жизнью истинность христианской веры.

http://pravoslavie.ru/104425.html

     Иеромонах Даниил (Сычёв), старший священник Спасо-Богородицкого Одигитриевского женского монастыря Вяземской епархии Смоленской митрополии, участвовал почти во всех захоронениях на мемориале «Богородицкое поле», где с 2004 года было погребено более двух тысяч останков воинов. А чуть раньше, с 90-х годов прошлого века, он вместе с поисковиками, казаками и добровольными помощниками стал устанавливать поклонные кресты на местах кровопролитных боев, у братских могил, на кладбищах. За три десятилетия ими было установлено более 250 поклонных крестов. Тема войны – для пастыря особая тема. Оба его деда погибли в Великую Отечественную. Каков был путь будущего духовника женской обители к монашеству, как на его глазах и с его участием рождался первый в мире монастырь в память о той самой страшной, самой кровопролитной войне – об этом и многом другом рассказал отец Даниил порталу «Монастырский вестник». Избрав монашество, ты должен «сидеть в своем окопе до конца» Батюшка, в Вашей биографии написано, что в 1990 году по благословению митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла (ныне Святейшего Патриарха Московского и всея Руси) Вы поступили в возрождаемый Свято-Троицкий Болдинский монастырь, где выполняли различные послушания. Затем приняли монашество. Можете рассказать о благословении будущего Предстоятеля нашей Церкви, а также о своем выборе монашеского жития?      Вспомнить сегодня в деталях все беседы, происходившие 30 лет назад, конечно, сложно, но общая канва тех памятных встреч сохранилась. С владыкой Кириллом, архиепископом Смоленским и Вяземским, я впервые встретился в 1988 году, когда Русская Православная Церковь отмечала знаменательный юбилей своей истории и жизни – 1000-летие Крещения Руси. В тот год это событие стало главным и для Смоленской епархии. Праздничные мероприятия здесь начались в городе Сычевке, прошли в Рославле, Гагарине, Вязьме и завершились в Смоленске. В Вязьме, 7 августа 1988 года, в день Успения праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы, Высокопреосвященный Кирилл совершил Божественную литургию в Свято-Троицком соборе – единственном действующем в то время храме в самом городе и районе.

http://pravoslavie.ru/136130.html

  разделы   рассылка  распечатать Александр Нечаев Сергей Маковецкий: " Во время войны священникам было все равно, кто их убьет – свои или фашисты Источник:  Комсомольская правда С 4 апреля в кинотеатрах страны начался показ фильма " Поп " Владимира Хотиненко. В нем рассказывается история православного священника, согласившегося возглавить приход на территории оккупированной Псковской области во времена Великой Отечественной войны. Священника сыграл Сергей Маковецкий, с которым я побеседовал незадолго до премьеры картины. Между пародией и благостностью – Вы еще во время съемок фильма говорили, что эта роль для вас особенная. Почему? – Из-за доскональности и потрясающего внимания к деталям. Вот есть, скажем, сериал " Доктор Хаус " , в котором зазор между реальностью и художественным миром может быть сколь угодно большим. А мы работали в условиях, когда шаг влево – и получится пародия, шаг вправо – благостность, которой никто не поверит. Роль в " Попе " стала для меня исключительной. Когда у тебя в руках наперсный крест 1837 года, приходится выверять все по микронам. – В персонаже, которого вы играете, скрыто множество парадоксов. Он оказывается на оккупированных территориях и фактически соглашается сотрудничать с захватчиками. – Я понял, о чем вы говорите. Но это парадокс не нашего фильма и не моего персонажа, это парадокс истории. Про Великую Отечественную мы до сих пор не знаем очень многого – причем не из-за каких-то там засекреченных документов, а из-за собственной нелюбопытности. А там ведь много было такого, что не укладывается в официальную версию. Я перед съемками изучил много исторических трудов о войне и сам поразился чудовищным фактам. Вот вы знали, что после победы в лагеря отправились многие советские солдаты, дошедшие до Берлина? Отправились они туда по простой причине – потому что оказались на чужой территории. Я, честно скажу, не примерял на себя историю отца Александра. Я просто пытался осмыслить: а почему он поступил именно так? Каково было ему, до конца оставшемуся верным своему призванию, узнать, что избранный Патриарх Московский предает его анафеме? Я ужасался от осознания того, что пришлось пережить священникам Псковской миссии.

http://religare.ru/2_74532.html

Александровка. Церковь Александра Невского. Церковь Александра Невского в Тайцах Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Александровка, Церковь Александра Невского. Построена в 1794 г., авторство приписывается И. Старову. Закрыта в 1920-х гг., сейчас не используется. Каменный храм был построен в 1790-1794 гг. Есть предположение, что архитектором его был И.Е. Старов. В 1901-1906 гг. храм был перестроен под наблюдением архитектора А.А. Степанова. В кон. 1920 гг. церковь была закрыта, но пережила Великую Отечественную войну. Однако после войны купола были снесены и помещение использовалось в хозяйственных целях. В 2007 г. была образована община, которая занимается восстановлением храма (пока что - на уровне консервации). Прочитать подробнее об истории Александро-Невской церкви, а также найти старинные фотографии её внешнего вида и внутреннего убранства можно в статье " Таицкие храмы " , опубликованной в журнале " Санкт-Петербургские епархиальные ведомости " , 2002, выпуск 30-31, сс.198-200, или в электронной версии этого журнала на епархиальном сайте http://www.mitropolia-spb.ru/в разделе " Журналы " - " Санкт-Петербургские епархиальные ведомости " . В настоящее время автором этих строк к печати подготовлена более развернутая публикация по этому храму, включающая полный биографический список всех его настоятелей, а также список погребённых рядом с храмом членов семей Шишовых и Белавских (с указанием дат их рождения и кончины), составленные на основе находящихся в ЦГИА СПб клировых ведомостей и метрических книг этой церкви (в настоящее время с северной стороны храма находится семь старинных надгробий, в т.ч. Шишовых и Белавских, однако на многих из них утрачены старые тексты, а вместо них помещены современные могильные таблички без каких-либо дат и указаний конкретной родственной принадлежности). Построена тщанием коллежского советника Александра Григорьевича Демидова (правнука горнозаводчика Демидова) по проекту Старова И.Е. Освящена 18 июля 1794 года. Входит в состав республиканского значения " Усадьба Большие Тайцы " . Церковь была действующей до 1928 года. В настоящее время в храме ведутся восстановительные работы.

http://sobory.ru/article/?object=01193

архидиакон Павел Алеппский Выпуск 3. Москва От переводчика Настоящий, третий выпуск обнимает первые 2½ месяца пребывания патриарха Макария в Москве, со 2 февраля по 15 апреля 1655 г., и содержит, по обыкновению, массу разнообразнейших и интересных рассказов и описаний, собранных любознательным и неутомимым Павлом Алеппским. При сличении арабского текста с английским переводом оказалось (как это было и в предыдущих выпусках), что английский переводчик сделал местами значительные пропуски, а именно, опустил служение в неделю мясопустную (стр. 41–43), рассказы о приеме грузинской царицы Елены и ее сына (стр. 86–87), о крещении касимовского царевича и польского пана (стр. 87–93), описании Успенского и других кремлевских соборов, Ивановской колокольни и приготовлений к отливке огромного колокола (стр. 97–114) и наконец служение в Великую субботу (стр. 194–196). Обстоятельное описание Успенского собора, доселе остававшееся неизвестным, имеет, бесспорно, весьма немаловажное значение для отечественной археологии. Оно относится к 1655 г., следовательно, ко времени вскоре после того, как Успенский собор был роскошно поновлен стараниями патриарха Никона 372 и является прекрасным дополнением к дошедшим до нас четырем описям Успенского собора 373 , из коих первая относится к началу царствования Михаила Феодоровича, вторая – к 1627 г., третья – к 1638 г. и четвертая – к 1710 г. Описание Павла Алеппского есть единственное в своем роде; тщетно было бы искать подобного в записках других иностранцев, посещавших Россию в XVI и XVII вв.: как иноверцы, они не допускались в наши храмы. Мы не нашли его и в путешествии православного и, подобно Павлу Алеппскому, духовного лица, Арсения, архиепископа Элассонского, который приезжал в Москву в 1588 г. вместе с Константинопольским патриархом Иеремией. Английский переводчик, против своего обыкновения, не делает указания на пропуск этого описания там, где оно вставлено в нашей рукописи, а именно, при Рассказе о служении в воскресенье сыропуста; по ранее, среди описания служения в четверг на масленице, он делает в сноске заметку о том, что опускает подробное описание служения на тринадцати страницах in folio, как не представляющее, по его мнению, интереса для читателей. Мы полагаем, что английский переводчик ошибся, недостаточно внимательно просмотрев опущенный им отдел: наверно, в нем содержалось описание соборов, Ивановской колокольни и отливки колокола, только листы эти, очевидно, перепутаны в Лондонской рукописи и попали не на надлежащее место, ибо конец опущенного Бельфуром описания у него имеется в переводе (т. II, стр. 29), и именно там же, где и в нашей рукописи, но, странным образом, начинается такими словами: „Возвращаемся. Число ступеней этой колокольни“ и пр., хотя раньше ни одним словом о колокольне не упоминается. Переводчик как будто и не заметил этой несообразности.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

архиепископ Красноярский и Енисейский Антоний ЦВ 4 (425) февраль 2010 /  27 февраля 2010 г. Нива благодатная Иван Иванович Черемисов, будущий архиепископ Антоний, родился 17 ноября 1939 года на станции Терновка Воронежской области в большой крестьянской семье. Его отец, Иван Федорович Черемисов, пройдя Великую Отечественную войну, считал, что своим чудесным спасением от плена и пули врага он обязан Спасителю, Божией Матери и святым угодникам. Об этом он рассказывал по возвращении с фронта детям. Мать, Анна Ивановна, даже видела сон о монашеском призвании сына и понимала, что без молитвы, без Бога — детей на ноги не поднять, а самое главное — не дать им нравственного противоядия против всех соблазнов и зла мира, где разрушались вековые устои крестьянской России, закрывались храмы, а людей без вины ссылали, расстреливали, уничтожали. Как вспоминал владыка, и в вере, и в жизненных вопросах мать для него была «бережным и неназойливым» воспитателем, направляя его сердце к опыту познания Бога в Любви Его. После переезда семьи из Воронежской области в Вильнюс мечта молиться за всеми воскресными и праздничными богослужениями в храме исполнилась. В 1954 году начались новые гонения на Церковь. Колокольный звон запретили, колокола умолкли, но вера в людях не угасла. Продолжал петь и архиерейский хор Свято-Духова собора, продолжал в нем петь и Ваня Черемисов — для этого мальчику приходилось вставать затемно, к чему он был давно привычен, и тайком от педагогов и членов специальных атеистических комиссий пробираться в монастырь. С семи лет он помогал монастырской братии во главе с аввой Сергием (Вощенко). На родительских собраниях его матери угрожали исключением юного «богомола» из школы. Мальчика заставляли публично отказаться от вступления в пионеры или отречься от Бога. В Вильнюсском музыкальном техникуме, куда поступил Иван после окончания восьмого класса, было меньше интенсивной богоборческой «воспитательной» работы. Иван Черемисов осознал, что влияние «мира» на его жизнь значимо гораздо в меньшей степени, чем глубинная связь с наставниками из Свято-Духова. Владыка до сих пор помнит каждого из тринадцати иноков и четырех послушников, составлявших монастырскую братию в первые послевоенные годы, и особенно отца Антония (Войтовича), принявшего на короткий срок наместничество после аввы Сергия.

http://e-vestnik.ru/church/niva_blagodat...

Брянский Горне-Никольский мужской монастырь ЖМП 6 июнь 2019 /  22 ноября 2019 г. 15:59 Брянск — Севск — Карачев: паломничество по главным святыням Брянскую епархию не отнесешь к землям, сильно исхоженным православными паломниками. Тем не менее маршруты как для индивидуальных, так и для групповых туров здесь можно составить очень интересные и весьма насыщенные. Предлагаем свой вариант, включающий областную столицу и два райцентра. PDF-bepcuя Брянск Троицкий кафедральный собор с деревянной церковью в честь Новомучеников и исповедников Брянских. Пр-т Ленина, 58. Веб-сайт: http://kafedralny.ru. Расстояние между зданиями: 50 м. Здание прежнего Покровского кафедрального собора, находившегося на теперешней улице Калинина, сильно пострадало в Великую Отечественную войну. В начале 1960-х годов его разрушили, но осталась древняя колокольня. Были предложения реставрировать ее и передать музею, но 20 июля 1968 года по решению местной власти колокольню взорвали. Разбор руин собора и колокольни продолжался до 1974 года, теперь это место занято киноконцертным залом «Дружба». Нынешний Троицкий кафедральный собор возводился в 2000-е годы по иници­ативе управлявшего тогда епархией епископа Феофилакта. Освящен Святейшим Патриархом Кириллом в 2012 году. Святыни: рака с мощами святого благоверного князя Олега Брянского в правом приделе, мощевик с 33 частицами святых Русской Церкви. Важное из истории храма: между собором и деревянной церковью — 80-метровая коло­кольня «Пересвет» с одноименным 16-тонным главным благовестником. Рядом — памятник герою Куликовской битвы святому иноку Александру Пересвету. Воскресенская церковь (относится к кафедральному соборному комплексу). Пр-т Ленина, 58. Расстояние от кафедрального собора: 100 м. Тел.: +7 (4832) 74-34-69. Исторически — соборный храм девичьего монастыря. В современном виде возведен в 1741 году. Четверть века спустя монастырь был упразднен, и с того момента церковь функционирует как приходская. Богослужения возобновлены в период немецкой оккупации. С 1991 года до освящения Троицкого собора здесь располагалась кафедра управлявших епархией архиереев.

http://e-vestnik.ru/analytics/palomniche...

В Северном округе Москвы в районе метро «Войковская» есть улица Зои и Александра Космодемьянских. Когда-то по этой улице брат и сестра бегали в школу 201. Отсюда, они ушли на войну – Великую Отечественную. Они не вернулись с неё, пали смертью храбрых. 160 выпускников этой школы участвовали в боях за Родину. Высокого звания Героя Советского Союза удостоены четыре выпускника школы: Зоя и Александр Космодемьянские, Георгий Лашин и Павел Гражданинов. Здание школы, построенное в 1935 году, является памятником истории федерального значения. За прошедшие годы оно обветшало и нуждалось в капитальном ремонте. Рядом, буквально в 20 метрах, в 2001 году выросло новое здание школы, которая приняла и номер и почетное наименование. В 2008 году Правительством Москвы и Министерством культуры принято решение о проведении реконструкции старого здания для дальнейшего использования по прямому назначению, но с тех пор ситуация не только не улучшилась, но и усугубилась. В здании старой школы случился пожар, выгорело многое, а то, что не сгорело, было растащено. Погибли и многие экспонаты школьного музея, интернет пестрит неприглядными картинками гибели школьного наследия. Вот уже 13 лет возле старого, сгоревшего здания, напоминающего здания разрушенного Сталинграда, как часовые стоят два бюста Героев Советского Союза – брата и сестры Космодемьянских. Они не понадобились новой школе, носящей их имена. Они прямой укор всем нам. Мы не смогли за 70 лет захоронить всех погибших, а теперь вот не можем достойно чтить память тех, кому сами же поставили памятники. Мы забываем свою историю, забываем умышленно. Люди творят историю, люди её пишут, и люди же историю переписывают. Мы сейчас её переписываем. В новом варианте истории нет места Героям. Это показывает весь мой многолетний опыт работы по патриотическому воспитанию молодежи. Я провел сотни встреч с учащимися школ, высших учебных заведений и картина везде одна – практически никто не может назвать ни одного Героя Советского Союза, Российской Федерации. Мало того, неоднократно в ходе встреч слышу такие слова: «Я к Героям отношусь двойственно, это еще как посмотреть на их поступок». Понимаете, молодой человек, который еще ничего не сделал для своего Отечества, уже ставит под сомнение жертвенность своих предшественников и современников, шедших на верную гибель ради его будущего и настоящего. Запущенная технология разрушения образов, достойных для подражания, приносит свои плоды.

http://ruskline.ru/special_opinion/chtot...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010