Митрополит Сергий в первый же день войны написал и собственноручно отпечатал на машинке «Послание пастырям и пасомым Христовой Православной Церкви», в котором призвал православный русский народ на защиту Отечества: «Фашиствующие разбойники напали на нашу Родину. Попирая всякие договоры и обещания, они внезапно обрушились на нас, и вот кровь мирных граждан уже орошает родную землю. Повторяются времена Батыя, немецких рыцарей, Карла Шведского, Наполеона. Жалкие потомки врагов православного христианства хотят еще раз попытаться поставить народ наш на колени перед неправдой. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божией помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу... Вспомним святых вождей русского народа Александра Невского, Димитрия Донского, полагавших свои души за народ и Родину. Да и не только вожди это делали. Вспомним неисчислимые тысячи простых православных воинов... Православная наша Церковь всегда разделяла судьбу народа. Вместе с ним она испытания несла и утешалась его успехами. Не оставит она народа своего и теперь. Благословляет она небесным благословением и предстоящий всенародный подвиг... Если кому, то именно нам нужно помнить заповедь Христову: «Больше сея любве никтоже имать, да кто душу свою положит за други своя...» (Ин. 14, 13). Нам, пастырям Церкви, в то время, когда Отечество призывает всех на подвиги, недостойно будет лишь молчаливо посматривать на то, что кругом делается, малодушного не ободрить, огорченного не утешить, колеблющемуся не напомнить о долге и о воле Божией. А если сверх того молчаливость пастыря, его некасательство к переживаемому пастюй объяснится еще и лукавыми соображениями на счет возможных выгод на той стороне границы, то это будет прямая измена Родине и своему пастырскому долгу, поскольку Церкви нужен пастырь, несущий свою службу истинно «ради Иисуса, а не ради хлеба куса», как выражался святитель Димитрий Ростовский. Положим же души свои вместе с нашей паствой... Церковь благословляет всех православных на защиту священных границ нашей Родины. Господь нам дарует победу».

http://sedmitza.ru/lib/text/440004/

О самом главном и самом страшном для священника Донбасса сегодня — прот. Георгий Гуляев Здесь всеобщая Голгофа 27 февраля, 2015 Здесь всеобщая Голгофа О буднях священника, живущего под обстрелом, и о том, что самое страшное для священнослужителя даже не сами обстрелы. И почему участвовавшие в войне не хотят о ней говорить?  Какова реакция Церкви на военные действия в Донбассе? И что помогает «держаться», не унывать и не поддаваться общему настроению осуждения, а проповедовать вечное.  Об этом в интервью порталу «Православная жизнь» пресс-секретаря Донецкой епархии протоиерея Георгия Гуляева. Теперь я понимаю, почему мои дед, дошедший до Кенигсберга, и бабушка, окончившая войну в Венгрии, мало говорили о войне — Будни священника, живущего под обстрелом — Вы уже привыкли, или к этому невозможно привыкнуть?  — Признаюсь, как для любого мальчишки, образ войны с воинами – сильными крепкими мужчинами в красивой форме и оружием, с парадами военной техники и прочее — романтичен и привлекателен. Настоящую войну – грязную, страшную, разрушительную — в фильмах не прочувствуешь. Обстрелы… Всё происходит очень быстро. Это в кино про Великую Отечественную – сирена, все идут строем в бомбоубежище, пересидели, сирена, все выходят из бомбоубежища… А в реальности – обыденная жизнь, громкий хлопок и… трупы людей, пожар, разрушения… А ещё смешанное чувство – убили другого, а не тебя, прилетело в соседний район, а не к тебе домой… Вроде «Слава Богу», а на душе гадко. Война — это ещё и стыд, унижение, страх. Теперь я понимаю, почему мои дед, дошедший до Кенигсберга, и бабушка, окончившая войну на озере Балатон в Венгрии в мае 1945-го, мало говорили о войне. Нет в войне ничего хорошего. Реакция на войну у Церкви одна — идет братоубийственная война, никакой героизации, только скорбь о погибших — Работу ведь никто не отменяет. Как функционировала пресс-служба в этот сложный период? — Пресс-служба – это люди и события. Специфика церковной пресс-службы реакционна, т.е. есть события – есть реакция на него. Ну, в крайнем случае анонс. Реакция на войну у Церкви определённая – идет братоубийственная война – человек убивает человека, никакой героизации быть здесь не должно, только скорбь о погибших. Но мы бы хотели напомнить людям о нормальной, мирной жизни, к которой призван человек, поэтому наши новости кажутся такими «заоблачными» — престольные праздники и гуманитарная помощь. На самом деле среди «чернухи» военных сводок и «фейков» пропаганды слово о мире для многих становится надеждой на лучшее.

http://pravmir.ru/o-samom-glavnom-i-samo...

Повод для радости: монастырская жизнь в Крыму стремительно развивается Епископ Бахчисарайский Каллиник Источник: Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской Православной Церкви      Литургическая жизнь есть сегодня во всех крымских обителях. В крупных монастырях, насчитывающих несколько десятков человек, Божественная литургия совершается каждый день. В горных, где иеромонахов один-два, Литургию служат три-четыре раза в неделю. О том, как происходил процесс становления современного монашества в их крае, рассказал порталу «Монастырский вестник» епископ Бахчисарайский Каллиник, викарий Симферопольской епархии, благочинный по делам монастырей Симферопольской и Крымской епархии. Владыка, возрождение монастырей на Крымском полуострове, судя по статистике, идет стремительно.      Можно и так сказать, если принять во внимание тот факт, что до 1992 года здесь не было ни одной действующей обители, а с приходом на Крымскую кафедру митрополита Лазаря (тогда архиепископа) стали возрождаться монастыри, которых сейчас шестнадцать. Есть обители очень древние – в частности, пещерный Свято-Климентовской мужской монастырь в Инкермане (пригороде Севастополя). Такую его великую святыню как храм I века предание связывает со святым Климентом Римским, третьим преемником апостола Петра в качестве епископа Рима, и, следовательно, четвертым Папой Римским. Сосланный за проповедь христианства и неуважение к языческим богам в Крым – северную часть Римской империи – он вытесает в скале малую церковь в честь святого апостола Андрея Первозванного, и с этого начинается зарождение святого монашества на земле благословенной Тавриды. Сегодня эта церковь действующая, мы с братией там регулярно служим. В преддверии великого события, когда мы вступаем в лето Господне 75-летия нашей Победы в Великой Отечественной войне, в крымских монастырях вспоминают о тех, кто приближал этот праздник «со слезами на глазах». Так в рамках епархиального этапа XXVIII Международных Рождественских образовательных чтений в Свято-Климентовском Инкерманском монастыре прошла конференция «Крымские монастыри в годы войн: патриотическое служение».

http://pravoslavie.ru/127027.html

— Помимо богослужений во всех храмах, кульминация торжеств запланирована на 24-25 сентября. В эти дни Республику Северная Осетия (РСО — Алания) должен посетить с визитом Святейший Патриарх Кирилл. Предполагается, что Его Святейшество будет служить в кафедральном соборе великомученика Георгия во Владикавказе. Из гостей ожидаем наших соседей — архиепископов Пятигорского и Черкесского Феофилакта  и  Махачкалинского и Грозненского Варлаама ,  митрополита Ставропольского и Невинномысского Кирилла  и других. А в культурную программу войдет посещение наших древних святынь — Зругского храма XI века, Нузальской часовни, где сохранились старинные фрески (конец XIII – начало XIV вв.), поездка в Мамисонское ущелье к необычным каменным лабиринтам Лисри с полуразрушенной церковью Успения Божией Матери. Во владикавказском Национальном музее РСО планируется большая выставка, посвященная крещению Алании. Ожидается, что Святейший Патриарх совершит малое освящение бесланского храма Воскресения Христова, построенного рядом с местом трагических событий 1-3 сентября 2004 года. Визит Святейшего Патриарха привлечет внимание христиан всей страны к истории Православия на Северном Кавказе. — Вряд ли ваши гости останутся равнодушными, созерцая величественную красоту природы Северной Осетии и ее древнюю архитектуру. А что запомнилось вам, когда вы впервые приехали в эти края? — Тронуло то, что все храмы, где бы я ни служил, заполнены молящимися, и особо радостно было видеть среди них много молодых мужчин и детей. Такое и в Москве не везде встретишь. В Осетии так заведено, что если мужчина, глава семейства ведет христианский образ жизни, то вся семья будет брать с него пример. К слову, здесь очень почитают святого Георгия Победоносца, покровителя воинов, путников, мужчин. И в русско-турецкую войну 1877-1878 годов, и в Великую Отечественную осетинские мужчины шли в бой с именем святого Георгия на устах. Сохранилось это до сих пор — мужчины с малолетства исполнены любовью к святым. А девушки с детства почитают Богородицу.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5961760...

Православный мир отметил столетие прославления преподобного Серафима Саровского Фото: Седмица.Ru В 2003 году минуло 100 лет с момента прославления в лике святых великого подвижника Русской Земли, насельника Саровской пустыни старца Серафима. Подготовка к празднованию этого события впервые в истории России после 1917 года осуществлялось совместно представителями Церкви и государства. Проект по содействию проведения общественно значимых культурно-просветительских мероприятий, связанных с празднованием Русской Православной Церковью 100-летия канонизации преподобного Серафима Саровского носил комплексный характер и явился в своем роде уникальным. Все уровни власти: федеральная, областная, местная, Русская Православная Церковь и представители российского бизнеса консолидировались вокруг решения задачи по восстановлению православной святыни общенационального масштаба. 27 февраля 2001 года по распоряжению Полномочного представителя Президента РФ в Приволжском Федеральном округе был создан Попечительский совет по подготовки к празднованию. Его сопредседателями были назначены митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай и Сергей Обозов - в то время главный федеральный инспектор по Нижегородской федеральной области. Вскоре скончался митрополит Николай, фронтовик, прошедший Великую Отечественную, так что завершать начатое пришлось новому епископу Нижегородскому и Арзамасскому - Георгию (Данилову). 25 февраля 2003 года по распоряжению Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Касьянова утвержден состав Организационного комитета, сопредседателями которого стали Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Кириенко и Митрополит Минский и Слуцкий Филарет Патриарший Экзарх всея Белоруссии. В период с февраля до августа состоялось 5 заседаний оргкомитета. С целью формирования и реализации сводного плана подготовки и проведения празднования 100-летия канонизации преподобного Саровского, утвержденного Оргкомитетом, был создан Исполнительный комитет, сопредседателями которого стали: заместитель полномочного представителя Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе Сергей Обозов и Епископ Нижегородский и Арзамасский Георгий. Комитет состоял из 7 комиссий, каждую из которых возглавляли 2 сопредседателя: представитель светской власти и представитель Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/3.html

Предисловие Перед вами, дорогой читатель, впервые изданный труд Николая Евграфовича Пестова , посвящённый толкованию Апокалипсиса – последней книги Священного Писания . Откровение (по-гречески ποκλυψις) святого апостола Иоанна Богослова – самая трудная для восприятия из всех библейских книг: она насыщена аллегориями, сложной символикой, образы которой могут быть осмыслены по-разному. Привести толкование Апокалипсиса в стройную и понятную систему не удавалось ещё никому, и это закономерно: речь о будущем в Откровении идёт в форме иносказания, а каждый толкователь поневоле испытывает на себе влияние характерных особенностей своей эпохи, так что попытки последовательно и буквально расшифровать смыслы Апокалипсиса всякий раз были спорными. В результате так и не существует такого толкования Откровения, о котором Церковь свидетельствовала бы, что оно безошибочно. И тем интереснее познакомиться с попыткой осмысления самой труднопонимаемой из книг Священного Писания , предпринятой автором, чей авторитет как религиозного писателя в Русской Православной Церкви весьма велик. Николай Евграфович Пестов , которого наши современники знают прежде всего в качестве автора капитального богословского труда по нравственному богословию «Современная практика православного благочестия», в прошлом был более известен как крупный учёный-химик, доктор наук, профессор, преподававший во многих вузах. Ещё в довоенное время Пестов тайно исповедовал Православие – и при этом для большинства знавших его людей продолжал оставаться человеком науки. После смерти старшего сына Коли, погибшего в Великую Отечественную, у Николая Евграфовича открылся литературный талант, а также дар проповедника и богослова. Почти одновременно он начал писать биографическую книгу о сыне «Жизнь для Вечности», а также труд о православном благочестии (под видом работы над диссертацией), и – совсем уж тайно – «Размышления над Апокалипсисом» (таково рабочее название книги «Свет Откровения»). Путь Пестова к богословию, которым он занялся, уже перешагнув 50-летний рубеж, был непростым. Родился он в 1892 году в бедной многодетной семье. Когда в 1909 году Николай заканчивал реальное училище, он уже был убеждённым атеистом – благодаря соответствующему окружению и чтению марксистской литературы. Будучи студентом МВТУ, в 1914 году ушёл добровольцем на фронт. После революции поручик Царской армии Николай Пестов был арестован новой властью, и его спасло от гибели только то, что он был специалистом-химиком и в этом качестве понадобился властям. В 1919 году Пестов вступил в партию, затем занимал должность военного комиссара Приуральского военного округа – об этом времени у него остались самые тяжёлые воспоминания.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pestov...

Протоиерей Георгий Митрофанов теряет позиции Русская народная линия Православие. Самодержавие. Народность. Информационно-аналитическая служба Вход или регистрация Вход Регистрация / Забыли пароль? Закрыть Главная Авторы РНЛ ТВ Актуальные темы Союз писателей России Выбор читателей О нас itemscope itemtype="" > Протоиерей Георгий Митрофанов теряет позиции Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир исключил скандально известного священника из состава Комиссии по канонизации святых Власов   25.08.2009 299 Время на чтение 3 минуты " Согласно распоряжению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Владимира от 6 августа 2009 года, протоиерей Георгий Митрофанов больше не является членом Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии. В распоряжении за N793 сказано, что профессор протоиерей Георгий Николаевич Митрофанов исключается из состава Комиссии по канонизации святых Санкт-Петербургской епархии с 6 августа 2009 года " , - сообщил " Русской линии " источник в Санкт-Петербургской митрополии. Судя по всему, удаление священника из состава комиссии связано с бурной общественной реакцией на попытки отца Георгия представить Великую Отечественную войну как " советско-нацистский конфликт " и его апологией генерала-предателя Андрея Власова. Напомним, что в этом году прошел целый ряд презентаций уже нашумевшей и вызвавшей много откликов книги протоиерея Георгия Митрофанова " Трагедия России. " Запретные " темы истории ХХ века в церковной проповеди и публицистике " . Отец Георгий в своей книге не признает А.Власова предателем, считая, что генерал сражался не с русским народом, а со сталинским режимом во имя освобождения России. По мнению священника, деятельность генерала была направлена на то, чтобы русский народ покаялся за свое предательство дореволюционной России. Позиция протоиерея Георгия Митрофанова вызвала справедливую критику. Наиболее интересные критические статьи принадлежат доценту СПбГУ и СПбПДА диакону Владимиру Василику и известному историку Петру Мультатули .

http://ruskline.ru/news_rl/2009/08/37/pr...

Пьянство – это начало безбожия Из сердца человеческого могут исходить злые помыслы и злые дела. И одно из таких страшных дел – это пьянство. Очень много боли и скорби приносит этот недуг. У святого Василия Великого есть очень сильные слова: пьянство – это начало безбожия, потому что Бог познается в том числе и разумом, а разум от пьянства помрачается. Если продолжить мысль святого Василия, то пьянство не только начало безбожия, но и начало гибели человеческой, разрушения жизни, разрушения семьи, разрушения основ народного бытия. Вот почему с таким особым благоговением люди, осознающие пагубность винопития, приходят к чудотворному образу «Неупиваемая Чаша» и молятся о своем спасении. Молятся и матери, и жены, и сестры, и братья, и отцы. Будем и мы молиться о том, чтобы Царица Небесная приклонила милость Свою ко всем страждущим, чтобы был избавлен народ наш даже от остатков этого страшного недуга, чтобы с новыми силами мы могли обратить ум свой к Богу, сердце свое к ближнему человеку, наполнить добрыми делами свою жизнь, возродить дивный по красоте исторический лик нашего Отечества. И верим, что, соединяя веру, молитву и силу своей воли, те, кто страдает сим недугом, смогут его преодолеть во спасение души своей, во славу Отечества своего, во здравие и благополучие своих семей. Из слова к участникам крестного хода и молебна перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» на центральной площади г. Серпухова 18 мая 2015 года Мы знаем, почему мы вступили в «Бессмертный полк» Всякий раз, когда есть возможность, – в праздничные дни, в особые памятные дни, связанные с Великой Отечественной войной, – народ наш приходит к памятникам, приносит цветы, приносит свои молитвы, свои воспоминания. Это проистекает от внутреннего сердечного движения, потому что практически в каждой семье есть кто-то, кто погиб в Великую Отечественную войну. Этого не могут понять те люди, которые удивляются тому, что «Бессмертный полк» численностью в 500 тысяч человек вышел на улицы Москвы. Ищут какие-то прагматические объяснения этому явлению, а иногда просто плюют нам в душу, создавая мифы о якобы небрежении наших людей к памяти своих предков. Бог судья всем этим людям.

http://pravoslavie.ru/79530.html

Разделы портала «Азбука веры» Иерей Андрей Маношкин " decoding="" title="" Путь к священству это не всегда прямая и гладкая дорога. Очень часто человек преодолевает трудности и препятствия, прежде чем осознает, что именно это его предназначение посвятить жизнь служению Богу . У духовника Дзержинской православной гимназии имени преподобного Серафима Саровского и старшего священника Воскресенского храма иерея Андрея Маношкина в жизни все было именно так. И батюшка благодарен Господу, что Он вывел его на правильный путь: от сомнений и раздумий к храму. Дедушкины наставления Кто стал моим проводником пути к вере? Пожалуй, это был мой дедушка. Его звали Филипп. Очень интересный, неординарный человек. Фронтовик, прошел Великую Отечественную войну, имел ранения. Дедушка был пулеметчиком, и перед войной его жена моя бабушка подарила ему иконку Богородицы. Чтобы хранила его, защищала. И случилось так, что в одном из боев, это было на Украине, немецкая пуля попала прямо в иконку, пробила ее и остановилась рядом с сердцем. Пулю так и не смогли потом вынуть проводили обследование, хотели оперировать, но опытные врачи сказали, что пуля расположена слишком близко к сердцу и «обросла», оперировать нельзя… В Казахстане, где я родился, православных храмов тогда было мало, да и сама мысль о крещении ребенка в годы советской власти считалась неприемлемой. Священников в семье у нас не было, но мой дедушка, отец матери, был глубоко верующим человеком. Он и отвез меня в храм, за 200 километров от дома, и там крестил . Дедушка передавал мне знания о Боге. Он очень любил рассказывать об ангелах , о Страшном Суде и о любви Бога к людям. Дед верил в Господа, и даже жизненные неурядицы, как мне казалось, он переносил с терпением и благодушием. С потерей зрения у него обострились другие чувства осязание, например. Когда он перекрывал вслепую крышу, я даже недоумевал. Говорю: «Дедушка, ты, наверное, притворяешься». А он эти моменты сглаживал: «Я слепой, а Господь мне дает возможность даже слепому делать нужные вещи». В семинарию привела книга

http://azbyka.ru/way/ierej-andrej-manosh...

Родился в 1896 г. в Переславле-Залесском в семье священномученика иерея Евгения Елховского, расстрелянного 29 октября 1937 г. В 1910 г. Владимир поступил во Владимирскую духовную семинарию, где слушал курс гомилетики и литургики у иеромонаха Афанасия (Сахарова) . В своем дневнике, написанном во время Великой Отечественной войны, в перерывах между боями, Владимир Евгеньевич вспоминал о полученной им единице по гомилетике и о том, как однажды по предложению о. Афанасия семинаристы подготовили «такую всенощную, какая пелась в старину», продлившуюся с 6 часов вечера до 3 часов утра. Окончив Владимирскую духовную семинарию, Владимир Елховский поступил в Московский университет на историко-филологический факультет. В связи с мобилизацией студентов перевелся в Александровское военное училище и в 1917 г. попал на Западный фронт, откуда через год вернулся домой в Переславль из-за начавшегося в армии морального разложения. В тяжелейших условиях полуголодного существования Владимир Евгеньевич продолжил учебу в университете. В 1918 г. в Москве произошла его встреча с иеромонахом Афанасием – членом проходившего в это время Поместного Собора Православной Российской Церкви, который пригласил бывшего ученика на одно из заседаний. В 1919–1920 гг. В. Е. Елховский служил в Красной армии. В 1920–1930-е гг. ему, как сыну священника, приходилось часто менять место работы – отовсюду увольняли. Он работал в Переславле, в Москве, некоторое время жил с женой и двумя дочерьми в Таганроге. Незадолго до ареста отца и всего городского духовенства вернулся в Переславль. После смерти отца, пройдя всю Великую Отечественную войну, Владимир Евгеньевич в ноябре 1946 г. принял священный сан и был назначен в Успенский храм с. Жилино Московской обл. В феврале 1948 г. он был переведен в московский храм Воскресения Словущего в Брюсовском переулке (ныне ул. Неждановой), в 1953 г. стал его настоятелем. В 1948–1950 гг. был священником Русской духовной миссии в Иерусалиме. По возвращении в Москву работал в Отделе внешних церковных сношений, был благочинным Москворецкого благочиния, работал в Патриархии: в Хозяйственном управлении, Пенсионном фонде, канцелярии. В 1974 г. ушел за штат по болезни. Скончался в 1977 г. и был похоронен на Даниловском кладбище в Москве. 1. 12 мая 1956 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Sahar...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010