Как посредством дерева вследствие падения (в раю) нам приключилось зло, так же опять посредством дерева произошло возвращение наше в то, чем мы были в начале, и тревожделенное восприятие небесных благ, так как ради нас Христос возглавил в Себя как-бы самое начало недуга. Ин.19:20 . Сие же титло мнози чтоша от Иудей, яко близ бе место града, идеже распят был Иисус. И бе написано еврейски, римски, еллински. 1401 Каждый, конечно, скажет, что весьма искусно и по некоему божественному и неизреченному промышлению возложена была эта надпись, имевшая троякое —207— письмо: «еврейски, римски, еллински». Этим оно ясно предлагало исповедовать царство Спасителя на трех пока самых известных из всех языках и приносила Распятому как бы некий начаток изреченного о Нём пророчества. Именно премудрейший Даниил сказал в одном месте, что «Ему дана была честь и царство, и все колена и языки Ему будут служить» ( Дан.7:14 ). Также и священнейший Павел в одном послании взывает к нам, что «всякое колено поклонится – небесных и земных и подземных, и всякий язык будет исповедовать, что Господь – Иисус Христос, во славу Бога Отца» ( Флп.2:10–11 ). Таким образом, провозглашая Иисуса Царем, надпись эта была как бы некиим истинным начатком исповедания языков. Но, с другой стороны, она была и обвинительницею безбожия Иудеев, едва не восклицая громко сходившимся для чтения, что они распяли своего Царя и Господа, совершенно пренебрегши любовью к Нему и впав, несчастные, в самую крайнюю бесчувственность. Ин.19:21–22 . глаголаху же Пилату архиереи иудейстии: не пиши: царь иудейский, но яко Он (Сам) рече: царь есмь иудейский. Отвеща Пилат: еже писах, писах. 1402 Наставники иудейские не могут вынести этих слов надписи, и сильная зависть овладевает ими. Опять отрицаются от царства Христа и говорят, что в действительности Он не получил власти и никогда не был признан царем, а только пользовался этим словом, говорят, по весьма великой, им присущей, глупости не зная даже и того, что —208— природа истины никогда не может высказывать ложь, а Христос есть Истина.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

(Псалтирь митрополита Киприана, л. 191 об.). Отдаютжеся (прекращаются) поклоны святыя четыредесятницы въ церкви многая убо koлhonpekлohehiя въ великую среду, а иже посред coбpahiu u 3 beлukiя отпустная (т. е. поклоны на отпусте) въ пятокъ на вечерни бываютъ. Uмyщiu же зanobдь u npouзboляющiu рекше въ великую субботу въ keлiяxъ своихъ творятъ (т. е. поклоны), судивше се (на том основании) , яко за еже имти сей суббот постъ паче всего лта, (въ) субботу елико можетъ койждо творитъ и тако отдаваются, и паки отъ всхъ святыхъ начинаютъ koлhonpekлohehiя. Въ прочая же дни лта, егда нсть праздникъ, по ckohчahiu же 9-го часа въ пятокъ отдаются и даже до вечерни недльныя отъ сподоби господи въ вечеръ сей безъ грха и паки начинаются. Статья эта замечательна по некоторым указаниям на местную практику афонских монастырей относительно поклонов. Именно: поклоны прекращаются в великую среду, но не безусловно, а только в том числе, какое принято для великопостного периода. Так что в великую пятницу на вечерне остаются три великие поклона на отпуске. А в кельях, из уважения к строгому посту великой субботы, произволяющие продолжали поклоны и в этот день. С этого же дня до недели всех святых поклоны оставляются. В прочия недели, когда нет праздника, они прекращаются в пятницу вечером и начинаются „со сподоби Господи“ на вечерне воскресной, согласно с 90 правилом Трульского собора. В связи с этим обычаем мы объясняем себе 39 правило белецкого устава или заповеди, где говорится: въ среду страстныя недли полагается поклонъ (по другому чтению: полагаются поклоны), въ пятокъ тоя недли держати (Голуб. Истор. Р. Ц. I, 514). Мысль та, что, кроме среды страстной недели, поклоны продолжаются и в пятницу, конечно, с исключением четверга. Так как этот обычай противоречил практике иерусалимского устава и потому во многих местах не исполнялся, то в других списках белецкого устава замечания о пятнице нет вовсе, и дело представляется таким образом, что поклоны прекращаются в великую среду. Приложение VI. Синод. устав 330–380 л. 265

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Вспомним, не унываем ли мы, обращаемся ли с горячей молитвой ко Господу, начинаем и заканчиваем ли ею день свой? Испрашиваем ли мы благословения Божия на каждое дело, к которому приступаем? А ведь молитва имеет огромную силу, она помогает нам нести наш жизненный крест и подает нам терпение, помогает не унывать на путях нашей жизни. А сколько грехов мы совершаем по отношению к нашим ближним, вместе с которыми совершаем жизненный путь! Как часто мы осуждаем других людей, как часто видим лишь свои скорби, свои болезни, но не замечаем, не чувствуем, не разделяем трудности ближних, не помогаем им в несении их скорбей и болезней. Бываем ли мы милосердны по отношению к ближним? Как часто мы замечаем и осуждаем каждый, даже малый проступок, который совершают окружающие нас люди, и в то же самое время не замечаем, что мы во много раз больше согрешаем подобным же образом. Мы не чувствуем свой грех и готовы все себе простить. В эти священные минуты следует еще и еще раз оглянуться на пройденный ранее путь, проверить свою жизнь в свете заповедей Христовых, осознать, что Господь за наши грехи принял вольные страдания, что Он претерпел Крестную смерть за спасение мира». Святейший Патриарх Алексий II говорил о Великой Пятнице так: «Поклоняясь Живоносному Гробу Спасителя, мы должны снять вину со своего сердца, прося Господа, чтобы Он покрыл Своим милосердием наши вольные и невольные согрешения и сподобил нас радости встретить Воскресшего Господа в спасительный и светлый праздник Пасхи Христовой». Читать также о Великой Пятнице: Великая Пятница. Видео по теме: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 18 марта, 2024 18 марта, 2024 7 апреля, 2024 1 апреля, 2024

http://pravmir.ru/velikaya-pyatnica/

После II Ватиканского Собора богослужение амвросианского обряда было максимально приближено к реформированному рим. чину. Утром совершается месса с освящением мира, целиком заимствованная из рим. обряда. Для вечерней мессы составлены 2 варианта богослужения: с чтениями Дан 13. 1-64 (или Быт 4. 1-10), Прем 2. 12-24, 3. 1-8 и Мф 26. 14-16 или с чтениями 2 Цар 5. 1-14 и Мк 2. 1-12 (последний вариант рассчитан на совершение таинства Покаяния). Византийская гимнография Практически все песнопения В. ч. известны со времен господства Студийского устава. К важнейшим относятся: тропарь 4-го плагального (8-го) гласа «λδβλθυοτεΟτε ο νδοξοι μαθητα» (      ); кондак 2-го гласа на подобен «Вышних ища»: «Τν ρτον λαβν ες χερας προδτης» (          ), канон утрени визант. гимнографа прп. Космы Маюмского (глас 2-й плагальный (т. е. 6-й), с проходящим через ирмосы и тропари акростихом «Τ μακρ πμπτ μακρν μνον ξδω» (            ); 1-й ирмос: «Τμηθεσ τμται, πντος ρυθρς» (        ), нач.: «Η πανταιτα κα παρεκτικ ζως» (        )), 11 самогласных стихир (10 на утрене, 6 из них повторяются на вечерне, где поется и 11-я; по ркп. известно еще ок. 50 самогласных и подобных стихир В. ч.- Карабинов. С. 280-282); 2 трипеснца повечерий (под В. ч. и в В. ч. вечером) прп. Андрея Критского (1-й трипеснец 2-го плагального (т. е. 6-го) гласа, ирмос: «    », нач.: «              »; 2-й трипеснец 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, ирмос: «      », нач.: «            ». В рукописях также встречается трипеснец Феодора на В. ч. 2-го гласа, ирмос: «Τν κ παρθνου σου γννησιν» (          ), нач.: «Τ τς παροσης μυστριον παναγας μρας» (Тайна настоящего всесвятого дня). В принятые ныне печатные издания литургических книг не вошли и мн. седальны и светильны В. ч., встречающиеся в рукописях (Там же. С. 283-284). Известны 2 кондака прп. Романа Сладкопевца , исполняемые в В. ч.- «На умовение ног», посвященный Тайной вечере и предательству Иуды (3-й глас, акростих: «Το ταπ[ε]ινο Ρωμανο ποημα» (Смиренного Романа творение), 1-й проимий: «Πτερ πουρνιε» (Отче пренебесный), 2-й проимий: «Δεσπτου χερσ» (Руками Владыки), 1-й икос: «Τς κοσας οκ νρκησεν» (Кто, услышав, не оцепенеет?); см.: SC. 128. P. 55-97), и «На отречение Петра», по содержанию и месту в богослужении относящийся уже к Великой пятнице. Оба кондака не вошли в совр. богослужебные книги. Кроме того, в рукописях встречается анонимный кондак, посвященный установлению таинства Евхаристии и умовению ног (проимий этого кондака - это и есть т. н. кондак совр. Триоди) ( Grosdidier de Matons. P. 91-92).

http://pravenc.ru/text/150115.html

Все, говорит далее Паисий, одобрили Его слова, особенно патриархи. После того велели предложить основания царской власти у иудеев по св. Писанию. Читаны были из 1 книги царств 8:4–22 1420 . Газский после того встал и сказал: «я —413— хочу быть истолкователем прочитанного, хочу изъяснить «оправдания» единодержавной власти. И во-первых замечаю, что царь не подлежит законам». Доказательства для этого берутся Паисием из Диона Кассия и из какого-то пифагорейского философа. Затем он указывает на дозволение Синедриона иметь царю до 18 жен и на то, что Соломон имел их еще более. «Теперь я понимаю, говорить он, почему цари народов не хотели часто показываться подданным, – полагаю, по высочеству сана, как ассирийский царь Артаксеркс не только не хотел показываться, но и закон немилостивый установил – подвергать смерти, казнить незванно вошедшего к нему»... Ссылается, наконец, на 105-ю Юстинианову новеллу, где сказано: Царь царей Бог подчинил царям самые законы, дав в царе одушевленный закон людям, живущим под луною. Читано было из второй книги Ездры 4, 1–12 1421 . Пред —414— началом сего чтения Паисий замечает, что приводятся слова из апокрифической книги, которой нет ныне на греческом (но в действительности она есть на греческом, и считается первою Ездры); а по прочтении предложил свои замечания о всевластных распоряжениях царей, указав из языческой истории на пример Дария персидского и из церковной истории на пример Евдоксии в отношения к Златоустому. В конце говорит: собор разошелся по некоторым тайным причинам, о которых скажем сейчас ниже. Н. Каптерев (Окончание следует). Марков А.В. Определение хронологии русских духовных стихов в связи с вопросом об их происхождении: [Стихи о св. Пятнице и труженике, о Василии Кесарийском]//Богословский вестник 1910. Т. 2. 7/8. С. 415–425 (4-я пагин.). (Окончание.) —415— Стих о св. Пятнице и труженике В 21 вопросе 41 главы Стоглава мы читаем следующее: «По погостом, и по селом, и по волостем ходят лживые пророки, мужики, и жонки, и девки, и старыя бабы, наги и босы, и волосы отростив и распусти, трясутся и убиваются.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Духа и ваше милостливое о нас предстательство всегда, ныне и присно и во веки веков, аминь. 5) Св. Параскева 6 нареченная пятница – 28 октября. Эта святая пользуется в руск. народе величайшим уважением. В дни радости предки наши молились пред ее иконою, а еще чаще пред разным ее изображением. Св. Параскеву молодые девушки молили, чтобы им выйти за муж поскорее; люди торговые – призывали ее па помощь в своих торговых предприятиях; в день ее памяти начинали свои торговые дела; земледельцы просили св. пятницу дать земле плодородие и ей в жертвы приносили снопы разного рода хлеба, хозяйки-рукодельницы – на икону св. Параскевы вешали первину льна; вообще в старину на Руси православной св. Пятнице молились о всяком благополучии и семейном счастии. Ее же призывали и в дни скорби и во время домашнего и общественного бедствия. Так св. Пятнице молились о сохранении скота от падежей; во время скотского падежа (коровьей смерти) служили общественные молебны св. Параскеве; эту святую больные призывали в различных телесных недугах и преимущественно считали ее целительницею от зубной, трясавичной и головной болезней; к св. Пятнице прибегали об освобождении от всякого дьявольского навождения. 6) Св. Архистратиг Михаил. На иконе св. Сисиния изображается Архистр. Михаил, копьем поражающий окаянную трясавицу, потому что ему приписывали особый дар спасать людей от всякой болезни и, между прочим, от лихорадки. Это верование, должно быть, основывалось на том, что Архистр. Михаил считается покровителем человеческого рода и в частности христиан. В сказании о св. Сисиние говорится, что по его молитвам Бог посылает Архистр. Михаила для исцеления рода христианского от окаянной трясавицы, «Помолися Богу св. отец Сисиний: Господи избави род христианский от таковых (таковых диаволей). И посла Господь. Михаила Архаыыа и 4-х Евангелистов повелел им трясавицу мучити тремя (или семью) прутьями железными, давая им по триста ран на день. (Афанас. Поэтич воззр. Славян на природу). Окаянныя трясавицы создавали особенную власть над собою Архист.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

«Этот двор через Троицкую улицу находился против Голицынского двора, которым также владел Семен Лукьянович по наследству от отца». Далее Забелин пересказывает интригу 1677 г. о том, что вдовствующую царицу Наталью Кирилловну предполагалось переселить из старого царского дворца вместе с пятилетним сыном, царевичем Петром, на бывший двор боярина Стрешнева, где по указу Федора Алексеевича предписывалось построить для них специальные хоромы. В связи с этим «Стрешневский двор был измерен, причем оказалось, что по улице против Троицкого подворья его межа простиралась на 55 сажен… эта затея сторонников царевны Софьи осталась неисполненною. Вместо дворца царицы здесь был устроен дворцовый новый Запасный двор… Церковь св. Пятницы стала обозначаться: “что на новом Запасном государевом дворе”, а также – “что на дворе Стрешнева”. Последнее обозначение сохранялось даже и в 1722 г.». Очевидно, что здесь идет речь о Пятницкой церкви, находившейся уже по левую сторону Троицкой улицы при движении от Троицких ворот Кремля. Однако далее, рассказывая о владениях, находящихся по правой стороне Троицкой улицы при движении от Троицких ворот, Забелин отмечает сразу после Троицкого подворья «небольшую церковь во имя Прасковеи Пятницы, стоявшую возле Троицкого подворья. В XVII ст. ее местность соприкасалась с местностью государева дворца и во второй половине этого столетия принадлежала С. Л. Стрешневу… Можно предполагать, что церковь оставалась памятником какого-либо старого боярского двора, исчезнувшего в коловороте Кремлевского расселения». Таким образом, по Забелину, Пятницкая церковь располагалась по правую сторону Троицкой улицы. К сожалению, И. Е. Забелин не дает ссылок на используемые источники, разрозненные и часто противоречивые. Поэтому, несмотря на его огромную эрудицию, в его книге встречаются недостаточно обоснованные утверждения, гипотезы и догадки, которые нуждаются в проверке из независимых источников. Один из таких источников был впервые опубликован недавно. Это Ладанные книги конца XVI–XVII вв. В этой работе имеются сведения о трех выдачах ладана единственной тогда в Кремле церкви Параскевы Пятницы в 1617–1620 гг. В первой записи есть указание: «к Пятнице что у Троецкого подворья», во второй: «к пятнице что в Кремле городе против Троицкого подворья», в третьей – «к Пятнице Святой что в Кремле городе у Троецкого подворья». Как будто вторая запись прямо указывает на расположение Пятницкой церкви на противоположной стороне от Троицкого подворья Троицкой улицы.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Ай взойдет Михаила Архангел, Кузьма-Демьян сы апостолы. (5, 170) Особое упоминание Кузьмы-Демьяна нашли и в «заздравом стихе», где нет ни Николы, ни других великих святых, но где содержится очень ценное именование высших небесных сил: Сохрани вас и помилуй Сам Христос, Царь Небесный, Богородица, Мать Божия, Мать Пречистая Царица, Воскресение Христово, Вознесение Святое, Святый Петр и Павел, И Кузьма со Демьяном, Херувимы, Серафимы, Вся небесная сила, Свет Михайло Архангел И Гаврила Благоверный, Сохрани вас и помилуй. (I, 35) Другой перечень святых дает нам покровителей сельского труда - так называемая «Песнь богоносцев»: Попаси ж ему, Господь Бог, Хлор, Лавёр, лошадок, Уласий коровок, Настасей овецек, Василий свинок, Мамонтий козок, Терентий курок, Зосим Соловецкий пцолок. (I, 38) Особое положение между миром ангелов и святых занимают в народной религии святые олицетворения. Смерть является одной из таких оживших и воплощенных идей. Другую мы встречаем в таинственной Пятнице, матушке Пятнице - Параскеве, о которой сложен особый стих. К сожалению, в этом стихе ее образ выступает довольно бледно. Она является пустыннику, чтобы послать его на проповедь грешникам. В ее уста стих влагает нравственный кодекс, который сам по себе очень интересен, но связь его с Пятницей как особой духовной сущностью не сразу обнаруживается. Мы вернемся еще к этому пятничному закону. Но, вообще говоря, народную религию Пятницы удобнее изучать по легендам и повериям, чем по духовным стихам. Здесь отметим лишь тенденцию к персонификации идей, священных дней или праздников. Недаром в перечне небесных сил, который мы привели выше, среди прочих небожителей появляется Воскресение Христово, Вознесение Святое. Но это лишь имена без определенного лица, какое Воскресение (Неделя) получает, напр., в южнославянских легендах и песнях.  Мать-Земля С. 64-78   Изучая «силы небесные», объекты народной веры, мы не раз должны были констатировать земное пребывание этих сил: в гробницах, в храмах, на престолах. Переходя к народной космологии, к силам земным, мы сразу же сталкиваемся с их сверхприродным, священным характером. В сущности, мы имели бы право говорить о божественности и небесных и земных сил, не теряя из виду некоторой пограничной линии, которая проходит между божественно-церковным и божественно-природным миром. Что эта линия проходит не между Богом и тварным миром или Богом и человеком, видно из божественного положения Богородицы и полубожественной природы святых.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=839...

Постараемся, с Божией помощью, предложить читателю наши рассуждения и исследования по этой проблеме. Они основаны не на каких-либо архивных документах или археологических изысканиях, но вытекают из углублённого рассмотрения мест Священного Писания , относящихся к этому вопросу и Пасхалии. Выше (в первой части) было сказано о таинственном смысле времени страданий Спасителя, раскрытом Святителем Иоанном Златоустом : седмица страданий являет седмицу творения мира Творцом. Время воссоздания человека избирается таким же, как при творении. Здесь глава времени. Надо искать именно такое, по-видимому, неповторимое сосредоточение времени: по Солнцу, Луне, дню недели, и чтобы была иудейская пасха. Для полноты изложения снова приведем здесь выписку из слова Иоанна Златоуста о Пасхе: «Пострадал Христос после равноденствия и именно в пятницу, как мы знаем и как известно из Священного Писания ; пятница же тогда приходилась на четырнадцатый день Луны; затем пострадал Он во время иудейской пасхи, а пасха иудейская тогда свела во едино ко времени Страданий Христовых все сроки: она предварена была равноденствием, падала на четырнадцатый день Луны, и дни тогда были соответствующие нашим пятнице, субботе и дню Г осподню». И далее: «...Исправление его (человека) и обновление Бог возводит к тому сроку, который соответствует времени его создания, сводя вместе и равноденствие, и четырнадцатый день (Луны) после равноденствия, и шестой день, чтобы стечением этих моментов времени наглядно показать единый источник и Воскресения Пострадавшего, и обновления природы, и ея возглавления» с. 961,963]. При творении день был равен ночи, Солнце и Луна в фазе полноты созданы в четвертый день (среда), а человек – в шестой день, пятницу. Здесь же при воссоздании человека, Господь сводит к одному дню и полнолуние, и пятницу, и пасху иудейскую. Исходя из мысли о сосредоточении времени, можно предполагать, что и равноденствие было приурочено к этому же времени. И получается, что первое время творения – равноденствие, и весь шестоднев миротворения сводится во едино ко дню страданий Спасителя – пятнице, дню иудейской пасхи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/pasha-i...

1) ЦЕРКОВЬ Соборная каменная во имя Рождества в память дня обретения этой Иконы. Церковь эта и доныне стоит. В ней устроен после того придел во имя Рождества Иоанна Предтечи; сверх того 2) под горой, у самой реки Тускара, ЦЕРКОВЬ каменная Живоносного Источника, тогда же создана при кладезе, где найден Чудотворный Образ, или как другие уверяют, при источнике, самопроизошедшим при обретении. До этой церкви от соборной сделаны переходы в 130 ступенях каменные, крытые, на каменных столбах. Сюда во время празднества о девятой Пятнице, великое множество стекается народа для приношения молебствия Чудотворной Иконе Богоматери, носимой к кладезю из церкви соборной и паки возвращаемой. Ныне с Образа сего там находится только список; 3) КЕЛЬИ каменные, с домовой церковью о двух престолах: а) во имя Архангела Михаила и б) св. Параскевы, наречённой Пятницы, устроены при Царе Борисе Феодоровиче; 4) кругом монастыря каменная ОГРАДА с железной решёткой. Есть также несколько и деревянных строений. Пустынью называлась обитель сия до построения церквей; потом наименована монастырём с настоятельством Игуменским. В 1612 году, по построению в Курске монастыря и по внесению в оный Чудотворной Иконы, с 1618 года Коренной монастырь был приписан к сему Курскому. Потом в 1764 году, Мая 21, при сочинении Штатов, по Указу Святейшего Синода исключён он из ведомства Курского Знаменского монастыря и оставлен против прочих, по Штату положенных на своём содержании монастырей, с определением в нём начальства Строительского, на каковом основании он и поныне состоит. Содержится же он более от подаяний стекающихся богомольцев во все времена года, а особливо о девятой Пятнице по Пасхе. Однако же число усердствующих гораздо уменьшилось было с 1767 года, т. е. со времени отмены носить чудотворную икону Знамения Богоматери из Курского Знаменского в этот Коренной Рождественский монастырь, которое ношение ежегодно продолжалось перед девятой Пятницей через 149 лет. Ныне ношение сие паки возобновлено. При этой пустыни или монастыре бывает единожды в год ярмарка, начинающаяся за неделю перед девятой Пятницей по Пасхе и продолжающаяся потом через несколько дней после оной, куда наезжает множество купечества Российского из городов ближних Губерний и из Москвы, а также и другие продавцы со всякими Российскими, Немецкими и Азиатскими товарами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010