Так и произошло. Христа в насмешку облачили в красную одежду, которая свидетельствовала о принадлежности к царскому роду. Плевали на Него, лукаво кланялись Ему. А Он всё это претерпевал. Потом Его заставили нести крест на Голгофу. На пути встретили Его женщины, которые хотели выразить Ему сострадание, но Господь сказал: «Обо Мне не плачьте, плачьте о себе и о детях своих, потому, что я не сотворил плохого». Ещё перед Своими страданиями Он сказал: «Грядёт сего мира князь, но во Мне он не найдёт ничего принадлежащего себе». То есть ни зла, ни греха, ни беззакония. Он пронёс Свой крест до Голгофы. Там же предали распятию ещё двух разбойников, потому что это был последний день, когда можно было предавать смерти. Так, в согласии с древними пророчествами, что с беззаконными вменися, Христос был повешен между двумя разбойниками. Вот мы знаем, что с одной стороны висит благоразумный разбойник – на все времена символ людей, которые, делая грех, каются и хотят исправиться, и Бог их оправдывает. С другой стороны – крест ожесточённого разбойника, который, страдая вместе со Спасителем, хулил Бога. Это тоже символ того, как люди приходят в совершенное безумие, не хотят понести трудности и начинают хулить Бога, отрекаться, кощунствовать. Господь страдал на Голгофе, и чтобы облегчить эти страдания, Ему подносили оцет. А в шестой час вся земля поверглась во тьму до часа девятого. Церковная завеса раздралась, и в девятый час Господь, уже изнемогая, преклонился с креста и произнёс: «Совершившишася». То есть всё совершилось, что было предначертано Премудростью Божьей в веках. Потом апостол Павел это прекрасно выразит в своих посланиях: крест есть высочайшая премудрость Божья, которая трудно постигается человеком. Для одних это кажется безумием, для других соблазном, но для всех познавших Бога, имеющих веру, является премудростью Божьей, спасающей человеческий род. Добавлю о Великой Пятнице то, о чём говорит Иоанн Богослов . Он вместе с Пречистой Божьей Матерью стоял у Креста Господня и передал нам очень важный для нас факт: Спаситель с креста усыновил Пречистой Божьей Матери Иоанна Богослова, сказав: «Жено, это сын Твой». И от того времени сказано, что Иоанн Богослов взял Пречистую деву Марию в свой дом и был Ее покровителем. А ему указал на Пречистую: «Это Мать твоя». Православные богословы видят в этом, что через Иоанна Богослова весь христианский мир усыновлён Пречистой Деве Марии.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Богослужение Великой Пятницы в Иерусалиме в IV-X вв. В Св. Граде, после его восстановления и новой застройки св. имп. Константином и его матерью Еленой, предпасхальные службы, в связи с наплывом паломников и очевидной связью между непосредственными местами Страстей и воспоминанием Страстей приобрели характер воспоминания-воспроизведения событий последних дней и часов земной жизни Господа, превратившись уже к V в. в развитую систему стационального богослужения. Наиболее ранние источники сведений о древней богослужебной практике Иерусалима - это Огласительные и Тайноводственные беседы свт. Кирилла Иерусалимского и т. н. " Паломничество " Эгерии. В " Паломничестве " Эгергии, которое обычно датируется кон. IV в., службы в Великой Пятницы подробно описаны в гл. 35-37 (SC. 296. P. 280-290). В службах этого дня участвовали все жители Иерусалима (в т. ч. и маленькие дети) и множество паломников; службы возглавлялись епископом. Служб было 3: бдение в ночь с четверга на пятницу, состоявшее из целого ряда последований на разных местах Страстей и шествий с одного места на др., во время которых пелись гимны; трехчасовая служба чтений, совершавшаяся днем (перед этой службой устраивалось поклонение Кресту, первоначально не оформленное как отдельное богослужебное последование); вечерня, которую пели сразу после службы чтений. Бдение Великой Пятницы начиналось почти сразу после литургии, вечером в Великий четверг; ко бдению все собирались в Елеонской церкви, построенной, по преданию, на месте пещеры, в которой Господь провел со своими учениками последний день перед днем Распятия. В этой церкви все оставались до 5 часа ночи (ок. 23.00 по совр. счету), здесь пелись перемежаемые молитвами гимны и антифоны, " соответствующие дню " , а также читалось то место Евангелия, где описывается беседа Господа с учениками накануне Страстей (вероятно, Прощальная беседа - Ин 14-16). Около полуночи все шли на Имбомон (место Вознесения Господня), где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвященные Великой Пятнице При первом пении петухов все переходили на то место, где Господь молился в час накануне Страстей (Лк 22.

http://ruskline.ru/analitika/2014/04/18/...

Но говорит ли оно, что в сем образе есть слишком печальные и страшные черты, что оно желало бы носить токмо приятные и радостные, а распятие воли предоставить Распятому за нас плотию, что из детской преданности Богу должно исключить Богом утвержденные права разума и свободы? Ведайте, что сии или подобные сим чувствования и желания суть хотя тихие и отдаленные отголоски оного вопля Иерусалимского против Иисуса: Возми, возми, распни Его (Ин.19:15), между подражателями и врагами распятого Иисуса нет среднего состояния. Иже несть со Мною , - говорит Он, - на Мя есть (Мф. 12:30). Должно взять один из двух жребиев непременно: или жребий Распятого, или жребий распинателей. Сам Распятый нашего ради спасения благодатью своею да дарует всем нам верою разумети Его, и силу воскресения Его и сообщение страстей Его подражанием, сообразуяся смерти Его (Флп.3:10) во умерщвлении воли своей и самопредании в волю Божию, да тако и мы достигнем в воскресение мертвых [Флп.3:11]. Аминь. Слово в Великий пяток, 1806 Слово в Великий пяток, 1813 Слово в Великий пяток, 1816 Слово в Великий пяток, 1817 Великая Пятница О Великой пятнице: евангелисты, Лев Великий, Косма Маюмский, Илия (Минятий), Симеон Метафраст, Филарет Московский, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Игнатий (Брянчанинов), Иоанн Кронштадтский, Лука Крымский, Николай Сербский, Иустин (Попович), Сергий Мечев, Антоний Сурожский, Александр Мень, Александр Геронимус, Борис Гладков, Аверкий (Таушев), Кассиан (Безобразов), Чарльз Додд, Мария Красовицкая, Постная Триодь. Читать книгу Великая Суббота О Великой субботе: Кассия Константинопольская, Косма Маюмский, Амфилохий Иконийский, Епифаний Кипрский, Фотий Константинопольский, Иоанн Дамаскин, Григорий Палама, Феофан Затворник, Иннокентий Херсонский, Серафим (Звездинский), Антоний Сурожский, Александр Мень, Георгий Чистяков, Иоанн Мейендорф, Иларион (Алфеев), Александр Геронимус, Мария Красовицкая, Триодь Постная. Читать книгу Георгий Чистяков «Страстная неделя» В результате получается, будто в смерти Иисуса не виноват никто.

http://predanie.ru/tema/strastnaja-sedmi...

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в жизни свт. Иоанна Златоуста , Евтихия, Патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († около 590). При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Древу Креста было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой Пятнице. Само слово «Воздвижение» (ψωσις) среди сохранившихся памятников впервые встречается у кипрского Александра Монаха (527–565) 32 , автора похвального слова Кресту (подробнее см. в приложении). К VII веку тесная связь праздников Обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция – разрушена. Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же Обновления иерусалимского храма Воскресения, хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением. Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и по другим Церквам Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Древа, например, в Константинополе. Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении иерусалимского Древа Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «День Обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь Св. Креста 14 сентября и в новом не нуждался» 33 . Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней» 34 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

О праздновании Воздвижения 14 сентября в IV веке на Востоке есть свидетельство также в житиях святителя Иоанна Златоуста, Евтихия, патриарха Константинопольского († 582), Симеона юродивого († ок. 590). При этом примечательно, что в IV столетии поклонение Честному Кресту было приурочено в Иерусалимской Церкви еще не к рассматриваемому празднику, а к Великой пятнице. Само слово Воздвижение в сохранившихся памятниках впервые встречается у Александра Монаха (527–565) , автора похвального слова Кресту. К VII веку тесная связь праздников обновления и Крестовоздвижения перестала ощущаться – возможно, по причине нашествия персов на Палестину и разграбления ими Иерусалима в 614 году, когда Честной Крест был пленен, а архаичная иерусалимская литургическая традиция разрушена. Впоследствии эортологическая ситуация сложилась так, что именно Крестовоздвижение стало основным праздником. Празднование же обновления иерусалимского храма Воскресения хотя и сохранилось в богослужебных книгах вплоть до настоящего времени, но сделалось предпраздничным днем перед Крестовоздвижением. Понятно, что сначала это был чисто местный праздник Иерусалимской Церкви. Но достаточно скоро он распространяется и в других Церквях Востока, особенно в тех местах, которые владели частью Животворящего Креста, например в Константинополе. Особенно широкое распространение и усиление в торжественности праздник должен был получить по возвращении Креста из персидского пленения при императоре Ираклии в 628 году. Данное событие послужило временной точкой, от которой можно отсчитывать празднование Воздвижения на латинском Западе, в период понтификата папы Гонория I (625–638), с названием «день обретения Креста». И отмечалось оно 3 мая: «Это могло произойти от того, что Восток и до этого имел уже праздник в честь святого Креста 14 сентября и в новом не нуждался» . Ср. зеркальную гипотезу: «В “Месяцеслове Востока” по этому поводу высказано такое соображение: “Вероятно, сие празднование перенесено с мая на сентябрь, кроме соединения с памятью освящения храма, еще и потому, что оно в мае приходилось на дни Пятидесятницы и не согласовывалось с радостью сих дней”» .

http://pravoslavie.ru/32069.html

Пред рассветом послышался стук в раму. Хрисанфов вскочил. Дьячок, стоя под окном, кричал: «Батюшка! дай привуз» («Привуз», вероятно связка ключей.). Священник вскочил и стал одеваться. Взяв ключи от гумна, священник пошел не на гумно, а в церковь, где ожидали его жених и невеста. Хрисанфов, увидав огонек в церкви, бросился туда, но церковь была заперта. Не смотря на брань, которую рассерженный отец осыпал причт и брачующихся, брак был совершен, а отец после помирился с зятем и до конца жизни любил его]. С 1844 года причт стал получать 150 р. казенного жалованья. Но так как в тоже время прихожане отобрали землю, дававшую до 100 р. сер. дохода, то положение причта ухудшилось. Кроме денег причт собирает петровшину, осеньшину и крестовики. Так собирается до пуда масла и до 15 пудов хлеба. Доходов получается до 200 р. с. Земли у причта 33 десятины, из них пахотной 6 дес., сенокосной - 2 дес.; остальное — не годится для обработки. Местные праздники: 1) Тихвинской Божией Матери — в Отаеве, Перевозе и Посаднице; 2) Смоленской Божией Матери — Пехолеве и Пульнице; 3) Савве Вишерскому — Пульнице, так как Рогожский приход принадлежал некогда тамошнему монастырю; 4) Казанской Божьей Матери — в Подребинье, Опоке, Пехолеве и Судемье; 5) Пророку Илии — в Перевозе, Отаеве, Матиеве, Пульнице и Подборовье. В эти праздники бывают крестные ходы, с окроплением св. водою домов и скота. В свадебных обычаях есть следующие особенности: когда жених одевается к венцу, мать опоясывает его, по голому телу, сетью, а в сапоги кладет мак, Невесту также опоясывают сетью, а в башмаки кладут серебро, в платье булавки. Причт поет «Царю Небесный». Невесту и жениха в церковь и из церкви провожает священник в епитрахили, с крестом в руках. Все это делается во избежание порчи. С тою же целью метут дорогу веником. При благословении невесты хлебом-солью, отрезывают от хлеба горбушку и соединив ее с горбушкой, отрезанной от хлеба женихова, везут в церковь. После венчания жених берет невесту в охапку, как ребенка, и садит ее в сани. По возвращении молодых из церкви, священник встречает их заздравной ектиньей и участвует в обеде. После поздравления молодых, им подается стакан с медом и они вышивают из него три раза попеременно. На бедные свадьбы священник не приглашается и свадебному поезду делаются разные препятствия, для устранения которых прибегают к угощениям, а иногда и к кулачной расправе. В обычаях над умершими замечено, что мыло, с которым омывали покойника, иные крестьяне берегут, как средство от судорог. Могилы покойников опахиваются платком, или ветвями дерев. Скажем о других поверьях и обычаях. О Великой пятнице думают, что в этот день должно брат молоко у чужих коров, класть яица под чужих кур, дабы иметь у себя обилие молока и яиц. В этот же день считают свои деньги, чтобы они всегда водились, сбивают масло, чтобы коровы имели много молока. В Иванов день собирают верес и делают из него метелку, которою метут горячую Печку, перед тем, как ставить в нее хлебы.

http://sobory.ru/article/?object=01266

Уже сейчас воскресением жало греховное – смерть – притупилось 546 . Рабство страха смерти побеждается твердым упованием Воскресения 547 . Более того, через Свое Воскресение Христос Спаситель соделал нас победителями смерти 548 . Уже здесь, жизнью во Христе мы получаем предначатки дарованного воскресением бессмертия нашему смертному естеству 549 . «Никто да не убоится смерти, – восклицает Златоуст, – свободи бо нас Спасова смерть» 550 . Залогом и надеждой этого славного нашего воскресения и обновления является «светлое, мирорадостное, господоименитое и светоносное» Воскресение Христово 551 , завершившее собой здание домостроительства нашего спасения. Поэтому такую неподдельную радость испытывает душа христианина в день Святой Пасхи: спасительная и светозарная ночь Христова Воскресения является предвозвестницей будущего дня «востания» (воскресения) нашего 552 . Это поистине – «Пасха великая», «Пасха, двери райския нам отверзающая» 553 , ибо проходит смерть 554 , является нетление и вечная жизнь. Это – Пасха Божия чистительная, спасительная 555 , «Пасха нетления, – мира спасение» 556 . И совершил это – «Христос Избавитель», «Правды Солнце» 557 , «Христос Новая Пасха, Жертва Живая, Агнец Божий вземляй грехи мира» 558 . «Живоприемное Христово востание» просветило всю вселенную, всю тварь 559 . Христос всю вселенную «озарил Божественными блистаньми Своего Воскресения» 560 . «Ныне вся исполнишася света, небо же и земля, и преисподняя; да празднует убо вся тварь востание Христово, в Немже утверждается» 561 . Весь мир (космос) Воскресением Христовым «утверждается» в надежде полного обновления. Восчувствовать эту радость обновления призывается вся тварь: «Да радуется тварь, и да процветет яко крин (как лилия), Христос бо от мертвых воста яко Бог» 562 . «Воскресе Христос из мертвых, разрушь смертныя узы: благовести земле, радость велию, пойте небеса Божию славу!» 563 . Праздник Пасхи есть древнейший праздник христианской Церкви. Он установлен и праздновался уже в Апостольской Церкви. Древняя Церковь под именем Пасхи соединяла два воспоминания: о страданиях и Воскресении Христа и сообразно с этим посвящала ее празднованию две седмицы: предшествующую дню Воскресения и следующую за ним. Для обозначения той и другой части праздника употреблялись особые наименования: Пасха крестная, Пасха страданий и Пасха воскресная, Пасха воскресения. Первое из этих наименований относилось, главным образом, ко дню смерти Спасителя – Великой Пятнице, а второе – ко дню Воскресения. Сообразно с характером воспоминаний, первая половина праздника чествовалась постом, вторая – торжественной радостью. После I-oro Вселенского Собора (325 г.) эти наименования вышли из употребления и вошло в употребление теперешнее название – Страстная и Светлая седмицы, а день воскресения назван Пасхой.

http://azbyka.ru/otechnik/Germogen_Shima...

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . target="" > Поделиться РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Закрыть Закрыть 4. Точно, если сделать эти дни выходными, народ пойдет в храмы? Большинство значимых служб Страстной служатся вечером - в четверг - служба 12 Евангелий - последование Страстей Христовых. В Пяток вечером - канон Великой субботы и погребение Спасителя. Большинство людей эту службу игнорирует (я, кстати, всегда предлагаю считать количество верующих людей на приходе по тому количеству, что идет крестным ходом за Плащаницей с пением " Святый Боже... " ) Аналогично игнорируется вечерняя служба в Пасху... И утренняя служба в понедельник, даже если она приходится на выходной (пример - 2016 год, когда Пасха было 1 мая). очень хорошо было бы, чтобы у людей была возможность поклониться Страстям Христовым, Помолиться на Литургии в понедельник Светлой. Только много ли будет желающих? Или в Пяток люди с " чистой совестью " будут печь куличи? 3. Священный Синод и Патриарх Кирилл должны обратиться официально к Президенту, в Правительство , в Федеральное Собрание РФ об установлении дополнительного выходного дня именно в Страстную Пятницу. Страстная Великая и Светлая Пасхальная Седмицы отмечаются в основной своей массе нашими православными верующими чисто формально. Крашение яиц, испечение куличей, заготовление творожных пасох -- вот основные заботы наших православных верующих. Обрядоверие, только как правило, обрядоверие с кульминацией Крестного Хода в в ночь с Великой Субботы на Светлое Воскресение ! Как правило, молитвенности в эти дни мало, больше хлопотания о будущем Воскресении разговлении и праздности. И тем не менее, Великий Страстной Пяток должен быть выходной, как и выходные аналогичные дни у мусульман и других конфессий. 2. Еще патриарх Алексий-1 ставил эти вопросы перед Горбачевым и Ельциным -- выходной день на Страстную пятницу ! Но так и не получил положительно желаемого решения. Нужно положительное решение Путина о Страстной Пятнице. Но как видно, если " православный народ " против памятника Александру Невскому, то и выходной на Страсти Христовы ему также вряд ли будут нужны.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/03/06/pr...

Это знаменательно. Богословие Иоанна очень высокое. Он ясно научил о Боге, что Бог — есть любовь. Где это ему открылось? Конечно, это явилось с креста. Потому что Христос никого не осудил с креста, а наоборот, молился о Своих распинателях: «Отче, прости, ибо они не ведают, что творят». «Погребение Христа», картина Дирка Боутса И произошла чудная перемена. Когда Спаситель умер, начались совершаться знамения: в субботу, на Пасху, стали воскресать праведники, отверзаться гробы. Многие, возвращаясь, били себя в грудь, и признавали, что предали кровь неповинную, даже язычники, которые охраняли гроб Господень. Самые верные последователи Спасителя в этот момент почувствовали, что сейчас совершается что-то очень важное и старались не утерять живую связь с умершим Спасителем. Приходят праведный Иосиф и Никодим, снимают Его с креста, кладут на камень Помазания (он до сего времени находится в иерусалимском храме Воскресения Христова), мажут Тело Христа миром, обвивают пеленами, возлагают на голову сударь… Праведный Иосиф отдал свой новый гроб. Казалось бы, в глазах Синедриона, первосвященников Он был преступником, а конец преступников был плачевен – даже кости их были перебиты. У Спасителя же и кости не были перебиты, согласно древним пророчествам. Хотя он вменился в число беззаконников, наказание мира нашего на Нем, мы исцелились Его язвами, как говорит пророк Исаия – но Ему была воздана честь с людьми высочайшего достоинства, каким был член Синедриона, праведный Иосиф, который положил Спасителя в своем гробе. Так смерть  Спасителя открывает новую страницу Его прославления, как Он и говорил: если Я буду верен кресту страданий, то Вы узнаете, что это Я. Действительно, стали открываться глаза многих людей. Они поняли, что Этот Человек ни единого зла не сотворил, а наоборот, душу отдал за всех. Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике (Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Вторнике (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Среде (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Четверге (+ Видео) и другие материалы, посвященные Страстной седмице

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Митрополит Антоний Сурожский Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу. Сейчас смерть Христова говорит нам о Воскресении, сейчас мы стоим с возожженными пасхальными свечами, сейчас самый Крест сияет победой и озаряет нас надеждой — но тогда было не так. Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий, умер плотью Сын Девы, Кого Она любила как никого на свете — Сына Благовещения, Сына, Который был пришедший Спаситель мира. Тогда, с того креста, ученики Распятого, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем — и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, — Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе. Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Девы Богородицы и для учеников Христовых. Мы сейчас молитвенно будем слушать Плач Пресвятой Богородицы, плач Матери над телом жестокой смертью погибшего Сына. Станем слушать его. Тысячи, тысячи матерей могут узнать этот плач — и, я думаю, Ее плач страшнее всякого плача, потому что с Воскресения Христова мы знаем, что грядет победа всеобщего Воскресения, что ни един мертвый во гробе. А тогда Она хоронила не только Сына Своего, но всякую надежду на победу Божию, всякую надежду на вечную жизнь. Начиналось дление бесконечных дней, которые никогда уже больше, как тогда казалось, не могут ожить.

http://pravmir.ru/strastnaya-pyatnitsa-h...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010