Метафизика для Бродского оказывается критерием художественного качества. Буквальной веры у него нет. Он – агностик, тяготеющий к позитивистской картине мира. Это сугубо материальный мир, где ничего мистическое как реальное не предполагается. Смерть, по Бродскому – это абсолютное уничтожение, безысходный ужас. Такому представлению можно сопоставить 14-ю симфонию Шостаковича: гениальное выражение ужаса перед смертью и абсолютной безысходностью. Митрополит Иларион : Мне очень близко это сопоставление, потому что я по первой своей профессии музыкант, и в свое время, в юности, когда мне было 17 лет, 14-я симфония Шостаковича оказала на меня очень сильное воздействие. На мой взгляд, понятие религиозности применительно к поэтам, композиторам все-таки должно трактоваться особым образом, то есть, если, например, оценивать таких людей как Бродский или Шостакович с точки зрения ходили ли они в церковь, причащались и исповедовались, то, конечно, в таком понимании они не были религиозными людьми. Но ведь религиозное начало проявляется в человеке по-разному: прежде всего, как он реагирует на окружающий мир, на какие-то сигналы, которые ему посылает Бог. Я думаю, что у Шостаковича, даже если он не был, скажем, практикующим христианином, была очень чуткая в религиозном отношении душа. Если говорить о наших поэтах XX века, таких как Пастернак, Ахматова, то Ахматова, конечно, была верующим, церковным человеком, а о Пастернаке этого сказать нельзя. О Бродском – тем более. Тем не менее, у Пастернака есть очень глубокие и пронзительные стихи, в которых идет речь о Боге, об Иисусе Христе, Его деяниях, о временах и событиях, описанных в Библии. Они посвящены, в частности, Великой Пятнице, Великой Субботе, Страстям Христовым, Пасхе. Основная часть таких стихов содержится в романе Бориса Леонидовича " Доктор Живаго " . Думаю, что и в поэзии Бродского есть много глубоких религиозных прозрений. Не такая уж она безысходная, как Вы говорите. П. Спиваковский : Я бы не поставил Бродского в один ряд с Пастернаком. Пастернак в моем понимании все-таки поэт верующий, а религиозность Бродского я бы сравнил с религиозностью Чехова, который писал, что на всякого интеллигентного верующего он поглядывает с изумлением. Чехов растерял свою детскую веру, но при этом он с удовольствием изображает верующих людей, например, в том же " Студенте " , и как бы примеривает на себя, что было бы, имей он такую же веру. Аналогично я бы сказал и о Бродском: ему интересно представить то, что было бы, не будь он убежден в том, что ничего нет.

http://religare.ru/2_106837.html

Большинство проповедей и канонов О. Е. П. имело целью сохранение идентичности Армянской Церкви и установление государственности в Армении. Он выступал против развернувшейся в это время пропаганды католицизма , а также роста влияния Грузинской Православной Церкви и примкнувших к ней знатных армян-халкидонитов . Вместе с тем О. Е. П. проявлял нек-рую толерантность по отношению к исламу, что отразилось в его сочинениях. О. Е. П. активно занимался благотворительностью: вкладывал средства в развитие образования в родной провинции, вел строительные работы, создавал б-ки при мон-рях Ерзнки, учреждал школы, заказывал и копировал рукописи, способствовал популяризации связанных с именем Григория Просветителя св. мест на горе Сепух. Деятельность О. Е. П. явилась показателем расцвета арм. средневек. культуры, возрождения науки и искусства. Народная традиция сохранила множество сказаний, в к-рых с его именем связаны различные чудеса, а могила О. Е. П. в мон-ре св. Знамения в Ерзнке, где впосл. были перезахоронены его останки, стала местом паломничества. Творчество О. Е. П. отличался красноречием и великолепным знанием арм. (как литературного, так и народного) языка. Он написал более 100 догматических, экзегетических, гомилетических, канонических, дидактических, философских, естественнонаучных, грамматических, педагогических, политических, медицинских и др. произведений. Продолжая традицию, заложенную Ананией Ширакаци и развитую Нерсесом IV Шнорали , некоторые сочинения (особенно космологические) О. Е. П. облекал в стихотворную форму. Ряд трудов О. Е. П. был впервые издан уже в 1664-1665 гг. в Амстердаме. Богословские произведения О. Е. П. почти не изучены, нек-рые не опубликованы, аутентичность нескольких нуждается в подтверждении, напр. «О Великой пятнице в связи с таинством Распятия Христа», «О дне Рождества и Крещения Христова», «О святых апостолах», «Введение к опровержениям» (имеются в виду 3 опровержения, адресованные противникам арм. веры, к-рые составили Анания Сананеци, Хосровик Тарманич и Ованнес Имастасер , а собрал и отредактировал О. Е. П.). Из экзегетических трудов О. Е. П. приписывают толкования на отрывки из кн. Исход, Книги прор. Даниила, Евангелия от Матфея, Евангелия от Иоанна и Деяний святых апостолов, а также на отдельные псалмы (более 20), «Введение к Притчам Соломона» и др. Часто леммой для толкования является не все произведение или его глава, предложение, отрывок из него, к.-л. слово, а актуальная для О. Е. П. тема (напр., «Адаптация слов, сказанных о Давиде в Книге Царств», толкования на Пс 70, 88, 107, 118 и др.). Встречаются случаи рассмотрения одного и того же псалма в разных комментариях (напр., Пс 88). В 1280-1284 гг. О. Е. П. написал комментарии к работам Филона Александрийского , однако аутентичность сохранившихся толкований требует дальнейшего исследования.

http://pravenc.ru/text/2578139.html

И если мы вчитаемся в евангельские слова, мы не увидим в них картин рыдающей Матери; мы увидим в Пречистой Деве Ту, Которая приносит в дар, в кровавую жертву Своего Сына для того, чтобы мир нашел спасение. Проходя эти часы, вслушаемся, после выноса Плащаницы, в слова канона “Плач Богородицы”, постараемся вникнуть в тайну меча, пронзающего сердце Пречистой Девы. Она едина с Господом; Он умирает – Она со-умирает с Ним... Поклонимся долготерпению Христову, поклонимся страстям Его и будем помнить, что в Страсти Его, в долготерпении Его, в Кресте и любви Его Пречистая Дева участвует до конца и что право молиться за нас перед Богом о нашем спасении Она купила смертью крестной Сына Своего. Аминь. Вынос плащаницы. Страстная Пятница. 8 апреля 1966 г. Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу. Сейчас смерть Христова говорит нам о Воскресении, сейчас мы стоим с возжженными пасхальными свечами, сейчас самый Крест сияет победой и озаряет нас надеждой – но тогда было не так. Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий, умер плотью Сын Девы, Кого Она любила, как никого на свете – Сына Благовещения, Сына, Который был пришедший Спаситель мира. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем – и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе.

http://zavet.ru/sur-tr4.htm

Каждый вечер в эти подготовительные дни мы слышим: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща», т.е.: «Вот в полночь приближается Жених, и блажен тот раб, которого найдет Он бодрствующим». Слышим евангельский рассказ о бесплодной смоковнице, осужденной Христом за то, что не нашел Он на ней плодов, о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, оказавшихся неготовыми к этой встрече. Слышим и пророчество Христа о том, как оскудеет в мipe любовь и восстанут друг на друга народы и царства. Слышим, наконец, и горькое вопрошание Его: Сын Человеческий, придя в мip, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:28). И что означает все это, начиная с радостного, но и грозного утверждения «Се Жених грядет…», как не призыв пробудиться от духовной спячки, в которой мы почти всегда пребываем, и заново пережить эти святые и великие дни, как не напоминание о том главном, в чем явлен суд над нашей жизнью и одновременно – свет и сила, могущие преобразить и воскресить ее. Великий четверг. День, когда накануне Креста и смерти вспоминает Церковь Тайную вечерю – последнюю перед страданиями трапезу Наставника с учениками, за которой Господь, как свидетельствует евангелист Иоанн, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мipe, до конца возлюбил их (Ин. 13:1). Умовение ног, а затем эта трапеза, это преломление хлеба, эта чаша: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия… есть Кровь Моя (Мф. 26:26–28). Всецелое ­единение, совершенная самоотдача, радость и полнота любви! Словно в страшной, весь мip покрывающей ночной тьме, куда уходит Иуда-предатель, светит лишь эта потаенная комната, эта трапеза, где уже открыто, дано, заповедано вечное Царство любви. И вот мы в Великой пятнице, в которую вступаем через длинную-длинную службу Двенадцати Евангелий, или, как называет ее Церковь, Страстей Господних. Запомним только, что первое из этих евангельских чтений, целиком посвященных предательству, ­пленению, суду, издевательствам, страшному одиночеству на кресте, вплоть до вопля: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46) – что начинается оно с победных слов Христа на пути в Гефсиманский сад: Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем (Ин. 13:31). Ибо здесь начало последней схватки в поединке между небом и преисподней, между Богом Любви и духом ненависти, и в этой схватке, для которой, как говорит Христос, Он и пришел в мip, уже светит, все более разгораясь, заря победы.

http://pravmir.ru/protopresviter-aleksan...

Церковь Илии Пророка была закрыта в 1929 году, во время Великой Отечественной войны были разрушены венчания. В настоящее время действует, медленно восстанавливается. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Впервые церковь во имя св. пророка Илии упомянута в Писцовой книге г. Торжка 1625 г. В ней сообщалось, что тогда на месте нынешнего Ильинского храма стояли две деревянные церкви, одна была посвящена св. пророку Илии, другая — св. мученице Параскеве-Пятнице, «строение мирское того приходу посацких людей. В 1738 г. на месте этих церквей был построен каменный храм во имя св. Пророка Илии с приделом св. мученицы Параскевы. В 1818 г. началось строительство нового Ильинского храма, так как прежний пришёл в ветхость. Инициатором сооружения новой двухэтажной церкви был священник (а впоследствии протоиерей) Симеон Иоаннович Торочков (1800 -1844). Он не только организовал строительство, но и вложил личные средства в убранство храма. Церковь была освящена в 1822 г. Известны имена расписывавших её художников: А. Беренсон и И. Морозов. В приход церкви входил Императорский Путевой дворец. В хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны». Церковь была обнесена оградой, внутри которой находились два склепа семьи храмоздателя Торочкова и сестёр Суворовых. Церковь закрыли в 1929 г., и в 1930 г. здание передали новоторжскому педтехникуму под общежитие. В 1971 г, здание храма передано ДСО «Спартак». В наши дни (до 2005 г.) здесь размещался спортивный зал школы бокса. В Ильинском храме с 1901 по 1929 год служил протоиереем Александр Вершинский. 8 декабря 1937 года он был расстрелян на полигоне Бутово. Определением Священного Синода в 2001 году о. Александр Вершинский был причислен к лику святых. В 2005 году Ильинский храм стал подворьем монастыря Нилова пустынь. С 2013 года Ильинская церковь вошла в состав Торжокского благочиния.

http://sobory.ru/article/?object=08265

«Вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе. Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак, и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Богородицы и для учеников Христовых». Итак, опыт конца, катастрофы, оставленности, одиночества – вот что, как мне думается, позволяет нам, хоть в малой степени, прикоснуться к опыту Страстной седмицы. И наоборот, если в жизни человека нет такого опыта, если ничего подобного он никогда не переживал, то такому человеку нелегко понять то, что происходит в эти дни. Я дважды, за один год, очень глубоко пережил такой опыт. Падение в пропасть Это был 1990 год, я учился в семинарии и был в самом начале своего христианского, да и, собственно, жизненного пути. Весной, в Крестопоклонное воскресенье Великого поста у меня состоялся очень важный разговор, по итогам которого я понял, что жизнь моя кончилась. Это очень личная, интимная история, и я не хотел бы расписывать ее в подробностях. Могу лишь сказать, что такой опыт переживали и будут переживать многие молодые люди. Острота такого рода переживаний может быть очень разная. Мне было очень больно, земля буквально ушла из-под ног, я провалился в пропасть. Дело в том, что человеческая жизнь так устроена, что в ней есть прошлое, есть «здесь и сейчас», и есть будущее. Мы можем не сильно про это думать, но это так. И прошлое важно, оно влияет на наше настоящее, но и будущее, наши планы, надежды, мечты во многом определяют нашу жизнь. А вот теперь представьте, что будущего нет. Не в том смысле, что оно неизвестно, а вот его просто нет и быть не может! Как жить?

http://pravmir.ru/ottsa-aleksandra-ubili...

Многие мыслители полагали, что, может быть, самый высокий накал страданий Спасителя произошел в Гефсиманском саду. Потом поведение Христа совершенно меняется. Он идет навстречу воинам из Гефсиманского сада, тут же идет Иуда. Они стоят и не знают что сказать. «Иисус Назорей — это Я», — говорит Господь, и они от страха падают, теряют самообладание. Он опять говорит: «Встаньте, посмотрите, если вы ищете Иисуса Назарянина – Я стою перед вами. Что же вы так испугались-то?» Один из апостолов взял нож и хотел защитить Спасителя, но Он говорит: «Вложи меч свой в ножны, потому что всякий кто поднимет меч от меча и погибнет. Или вы не знаете, что Я могу умолить Отца Небесного, и двенадцать легионов ангелов защитят Меня? Но Я Сам добровольно Себя отдаю». Так мы видим, что это именно добровольное предание. Иуда подходит, набравшись смелости, и лобзает Его, подавая знак, что Он – Тот, Кого нужно забрать на суд. Солдаты берут Христа и ведут на суд. Глубоким вечером кончаются все события Великого Четверга. И Христос с наступлением нового дня идет к первосвященникам и встречает первосвященника Каиафу, который на Синедрионе произнес непростые пророческие слова. Как сказано в Писании, будучи первосвященником, он имел духа, которым сказал: «Лучше Одному умереть, чем всему народу. Если за Ним пойдет весь народ, придут римляне, пленят нашу страну, порушат наши святыни». Христос должен был предстать вначале перед судом первосвященников Каиафы и Анны. Они уже ожидали Его и стали искать свидетельства против Него. Призвали свидетелей, но их слов оказалось недостаточно, чтобы Его придать смерти. Один из свидетелей говорит:  «Он учил, что в три дня разрушит Храм Иерусалимский». — «Что, Ты правда так учил?» — Он говорит: «Нет. Я никогда этому не учил. То, что Я говорил, было слышно всему народу. Ваши обличения не состоятельны». Тогда они прямо задают вопрос: «Ты ли сын Бога живаго?». А Господь отвечает: «Вы сказали. Я на это и родился, на это и пришел».  Тогда они разодрали одежду на себе и сказали: «Какие нам нужны ещё свидетельства? Он называет Себя сыном Бога!».

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Суд первосвященника определил, что Он достоин смерти, потому что творит Себя Богом. Это было немыслимое, ни с чем не сравнимое богохульство. Его нужно было предать смерти, побить камнями, но первосвященники не имели  права предавать смерти. К тому же, наступала Пасха. И поэтому они принимают решение, что предать казни Его должны язычники, и ведут Его к Пилату. Пилат – Римский прокуратор, наместник Римской власти. Он обрадовался, что Иисус пришёл к нему, он давно хотел Его видеть и тоже начинает задавать вопросы: «Что, мол, Ты молчишь? Я над Тобой имею власть – распять Тебя или оправдать». А Спаситель говорит: «Ты не имел бы никакой власти надо Мною, если бы тебе не дано было свыше», — имея в виду: «Меня как преступника повели, а я – Тот, Кто установлен Премудростью Божьей прежде века принять смерть за человеческий род». Пилат, получив эти ответы и не удовлетворившись, посылает Его к  Ироду Четверовластнику. Евангилие называет его «лисицей», то есть этот человек был лукавый, хитрый, изворотливый. Он тоже с радостью встречает Христа. Даже подмечено в Евангелии, что в этот день установился контакт между Иродом и Пилатом, хотя до того они враждовали между собой. Пилат таким жестом показал:  пусть другой судит, — потому что он был правителем там, где уже были и последователи Христа,  и сам много о Нем слышал, и жена его говорила: «Оправдай Его, потому что я много во сне ради Этого Праведника пострадала». Что это было, остаётся тайной. Но Пилат пытается оправдать Спасителя. Первосвященники же научают народ: «Если римлянин Его оправдает, то все наши намерения разрушатся. Будет неопределённость и волнения». Народ требует от Пилата казнить Христа, и в последний момент говорит: «Если ты Его оправдаешь, то ты не друг императору! Он Себя делает царём». И Пилат задаёт вопрос: «Ты ли царь Иудейский?» — а Он отвечает: «Царство Моё не от мира сего. Я на то и рождён, чтобы быть Царём, имеющим власть над миром временным и Миром вечным». Тогда Пилат понимает, что здесь не идёт речь о политических притязаниях, здесь нет таких юридических основ. Римское право в то время уже было разработано на высоком уровне. Однако под напором требований («Если ты не предашь Его смерти, то ты враг кесарю! Этот Человек возмущает народ и хочет провозгласить Себя царём, а ты хочешь остаться в стороне!») Пилат говорит: «Я умою руки в знак того, что я не повинен в крови Этого Праведника», — и предает его на казнь. Как Спаситель и говорил: «Предадут Меня сначала суду первосвященников, потом отдадут в руки язычников. Наругаются и оплюют Меня, и предадут смерти, и в третий день воскресну».

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И, конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей. Так, если мы смотрим телевидение, то мы не видим никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя, а видим все то же — смех, развлечения… Это ранит верующих людей. Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились. Господь Своим Пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его — радость о Воскресшем, то он — вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: «идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28:19-20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению, ибо мы знаем: тот, кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет веры, тот осужден будет (см. Мк. 16:16). Миссия Церкви, обращенная к миру, — это никакие не новомодные выдумки. Это великий наказ Спасителя, который прозвучал там, на горе в Галилее; это первейшее призвание Церкви, и никто не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Господа, этот призыв к Церкви идти, свидетельствовать, учить и крестить.

http://patriarchia.ru/db/text/1459600.ht...

Прощальная беседа Христа с учениками в горнице и по пути на гору Елеонскую. Предсказание об отречении Петра и других учеников. У Лк. и Ин. Христос возвещает об отречении, находясь в горнице, у Мф. и Мк. – по пути на гору Елеонскую. Некоторые толкователи указывают на то, что предсказание Христа об отречении Петра было произнесено дважды (См. Емельянов А. Евангельский синопсис) Великая Пятница/Μεγλη Παρασκευ Первосвященническая молитва Спасителя. Моление о Чаше. В святоотеческой литературе события, происходившие в ночь с четверга на пятницу, относят как к четвергу, так и к пятнице. На наш взгляд, события Великой Пятницы уместнее указывать с момента выхода Христа из сионской горницы. Взятие Христа под стражу и бегство Его учеников. Допрос Христа у Анны. Суд Синедриона над Христом у Каиафы. Отречение Петра. Согласно Ин., первое отречение Петра имело место у Анны. Приговор Синедриона. Раскаяние и самоубийство Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Согласно Лк., Христа дважды приводили к Пилату, т.к. после первого допроса Он был отправлен к Ироду; при этом только Мф. сообщает о сне жены Пилата ( Мф.27-19 ). Иисус Христос на суде у Ирода. Шествие на Голгофу. Только у Лк. Христос при шествии Своем возвещает об испытаниях, с которыми предстоит столкнуться израильскому народу. Распятие Спасителя. Лк. отмечает раскаяние и уверование благоразумного разбойника во Христа. Ин. называет двух распятых просто: «два других». Также Ин. сообщает, что первосвященники просят Пилата изменить надпись на титле; Христос поручает Иоанну заботу о Своей Матери; Христу пронзают ребра. Завеса в Храме раздралась, гробы отверзлись, многие тела усопших святых воскресли. Следует обратить внимание: воскресшие вышли из гробов и явились многим только по воскресении Спасителя ( Мф.27:53 ) Исповедание сотника. Здесь Лк. пишет о возвращающемся народе. Женщины у Креста Погребение Иисуса Христа. Только у Ин. сообщается также о Никодиме. Великая Суббота/Μεγλη Σββατον Исполнение субботнего дня по заповеди. Следует обратить внимание: женщины в субботу оставались в покое по заповеди, а первосвященники и фарисеи, обвинявшие Христа в нарушении субботы, – сами нарушили заповедь.

http://azbyka.ru/shemy/posledovatelnost-...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010