Метафизика для Бродского оказывается критерием художественного качества. Буквальной веры у него нет. Он – агностик, тяготеющий к позитивистской картине мира. Это сугубо материальный мир, где ничего мистическое как реальное не предполагается. Смерть, по Бродскому – это абсолютное уничтожение, безысходный ужас. Такому представлению можно сопоставить 14-ю симфонию Шостаковича: гениальное выражение ужаса перед смертью и абсолютной безысходностью. Митрополит Иларион : Мне очень близко это сопоставление, потому что я по первой своей профессии музыкант, и в свое время, в юности, когда мне было 17 лет, 14-я симфония Шостаковича оказала на меня очень сильное воздействие. На мой взгляд, понятие религиозности применительно к поэтам, композиторам все-таки должно трактоваться особым образом, то есть, если, например, оценивать таких людей как Бродский или Шостакович с точки зрения ходили ли они в церковь, причащались и исповедовались, то, конечно, в таком понимании они не были религиозными людьми. Но ведь религиозное начало проявляется в человеке по-разному: прежде всего, как он реагирует на окружающий мир, на какие-то сигналы, которые ему посылает Бог. Я думаю, что у Шостаковича, даже если он не был, скажем, практикующим христианином, была очень чуткая в религиозном отношении душа. Если говорить о наших поэтах XX века, таких как Пастернак, Ахматова, то Ахматова, конечно, была верующим, церковным человеком, а о Пастернаке этого сказать нельзя. О Бродском – тем более. Тем не менее, у Пастернака есть очень глубокие и пронзительные стихи, в которых идет речь о Боге, об Иисусе Христе, Его деяниях, о временах и событиях, описанных в Библии. Они посвящены, в частности, Великой Пятнице, Великой Субботе, Страстям Христовым, Пасхе. Основная часть таких стихов содержится в романе Бориса Леонидовича " Доктор Живаго " . Думаю, что и в поэзии Бродского есть много глубоких религиозных прозрений. Не такая уж она безысходная, как Вы говорите. П. Спиваковский : Я бы не поставил Бродского в один ряд с Пастернаком. Пастернак в моем понимании все-таки поэт верующий, а религиозность Бродского я бы сравнил с религиозностью Чехова, который писал, что на всякого интеллигентного верующего он поглядывает с изумлением. Чехов растерял свою детскую веру, но при этом он с удовольствием изображает верующих людей, например, в том же " Студенте " , и как бы примеривает на себя, что было бы, имей он такую же веру. Аналогично я бы сказал и о Бродском: ему интересно представить то, что было бы, не будь он убежден в том, что ничего нет. |
Большинство проповедей и канонов О. Е. П. имело целью сохранение идентичности Армянской Церкви и установление государственности в Армении. Он выступал против развернувшейся в это время пропаганды католицизма , а также роста влияния Грузинской Православной Церкви и примкнувших к ней знатных армян-халкидонитов . Вместе с тем О. Е. П. проявлял нек-рую толерантность по отношению к исламу, что отразилось в его сочинениях. О. Е. П. активно занимался благотворительностью: вкладывал средства в развитие образования в родной провинции, вел строительные работы, создавал б-ки при мон-рях Ерзнки, учреждал школы, заказывал и копировал рукописи, способствовал популяризации связанных с именем Григория Просветителя св. мест на горе Сепух. Деятельность О. Е. П. явилась показателем расцвета арм. средневек. культуры, возрождения науки и искусства. Народная традиция сохранила множество сказаний, в к-рых с его именем связаны различные чудеса, а могила О. Е. П. в мон-ре св. Знамения в Ерзнке, где впосл. были перезахоронены его останки, стала местом паломничества. Творчество О. Е. П. отличался красноречием и великолепным знанием арм. (как литературного, так и народного) языка. Он написал более 100 догматических, экзегетических, гомилетических, канонических, дидактических, философских, естественнонаучных, грамматических, педагогических, политических, медицинских и др. произведений. Продолжая традицию, заложенную Ананией Ширакаци и развитую Нерсесом IV Шнорали , некоторые сочинения (особенно космологические) О. Е. П. облекал в стихотворную форму. Ряд трудов О. Е. П. был впервые издан уже в 1664-1665 гг. в Амстердаме. Богословские произведения О. Е. П. почти не изучены, нек-рые не опубликованы, аутентичность нескольких нуждается в подтверждении, напр. «О Великой пятнице в связи с таинством Распятия Христа», «О дне Рождества и Крещения Христова», «О святых апостолах», «Введение к опровержениям» (имеются в виду 3 опровержения, адресованные противникам арм. веры, к-рые составили Анания Сананеци, Хосровик Тарманич и Ованнес Имастасер , а собрал и отредактировал О. Е. П.). Из экзегетических трудов О. Е. П. приписывают толкования на отрывки из кн. Исход, Книги прор. Даниила, Евангелия от Матфея, Евангелия от Иоанна и Деяний святых апостолов, а также на отдельные псалмы (более 20), «Введение к Притчам Соломона» и др. Часто леммой для толкования является не все произведение или его глава, предложение, отрывок из него, к.-л. слово, а актуальная для О. Е. П. тема (напр., «Адаптация слов, сказанных о Давиде в Книге Царств», толкования на Пс 70, 88, 107, 118 и др.). Встречаются случаи рассмотрения одного и того же псалма в разных комментариях (напр., Пс 88). В 1280-1284 гг. О. Е. П. написал комментарии к работам Филона Александрийского , однако аутентичность сохранившихся толкований требует дальнейшего исследования. |
И если мы вчитаемся в евангельские слова, мы не увидим в них картин рыдающей Матери; мы увидим в Пречистой Деве Ту, Которая приносит в дар, в кровавую жертву Своего Сына для того, чтобы мир нашел спасение. Проходя эти часы, вслушаемся, после выноса Плащаницы, в слова канона “Плач Богородицы”, постараемся вникнуть в тайну меча, пронзающего сердце Пречистой Девы. Она едина с Господом; Он умирает – Она со-умирает с Ним... Поклонимся долготерпению Христову, поклонимся страстям Его и будем помнить, что в Страсти Его, в долготерпении Его, в Кресте и любви Его Пречистая Дева участвует до конца и что право молиться за нас перед Богом о нашем спасении Она купила смертью крестной Сына Своего. Аминь. Вынос плащаницы. Страстная Пятница. 8 апреля 1966 г. Как трудно связать то, что совершается теперь, и то, что было когда-то: эту славу выноса Плащаницы и тот ужас, человеческий ужас, охвативший всю тварь: погребение Христа в ту единственную, великую неповторимую Пятницу. Сейчас смерть Христова говорит нам о Воскресении, сейчас мы стоим с возжженными пасхальными свечами, сейчас самый Крест сияет победой и озаряет нас надеждой – но тогда было не так. Тогда на жестком, грубом деревянном кресте, после многочасового страдания, умер плотью воплотившийся Сын Божий, умер плотью Сын Девы, Кого Она любила, как никого на свете – Сына Благовещения, Сына, Который был пришедший Спаситель мира. Тогда, с того креста, ученики, которые до того были тайными, а теперь, перед лицом случившегося, открылись без страха, Иосиф и Никодим сняли тело. Было слишком поздно для похорон: тело отнесли в ближнюю пещеру в Гефсиманском саду, положили на плиту, как полагалось тогда, обвив плащаницей, закрыв лицо платом, и вход в пещеру заградили камнем – и это было как будто все. Но вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе. |
Каждый вечер в эти подготовительные дни мы слышим: «Се, Жених грядет в полунощи, и блажен раб, егоже обрящет бдяща», т.е.: «Вот в полночь приближается Жених, и блажен тот раб, которого найдет Он бодрствующим». Слышим евангельский рассказ о бесплодной смоковнице, осужденной Христом за то, что не нашел Он на ней плодов, о десяти мудрых девах, запасшихся маслом для светильников, чтобы встретить грядущего Жениха, и о десяти неразумных девах, оказавшихся неготовыми к этой встрече. Слышим и пророчество Христа о том, как оскудеет в мipe любовь и восстанут друг на друга народы и царства. Слышим, наконец, и горькое вопрошание Его: Сын Человеческий, придя в мip, найдет ли веру на земле? (Лк. 18:28). И что означает все это, начиная с радостного, но и грозного утверждения «Се Жених грядет…», как не призыв пробудиться от духовной спячки, в которой мы почти всегда пребываем, и заново пережить эти святые и великие дни, как не напоминание о том главном, в чем явлен суд над нашей жизнью и одновременно – свет и сила, могущие преобразить и воскресить ее. Великий четверг. День, когда накануне Креста и смерти вспоминает Церковь Тайную вечерю – последнюю перед страданиями трапезу Наставника с учениками, за которой Господь, как свидетельствует евангелист Иоанн, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мipe, до конца возлюбил их (Ин. 13:1). Умовение ног, а затем эта трапеза, это преломление хлеба, эта чаша: Приимите, ядите, сие есть Тело Мое… Пийте от нея вси, сия… есть Кровь Моя (Мф. 26:26–28). Всецелое единение, совершенная самоотдача, радость и полнота любви! Словно в страшной, весь мip покрывающей ночной тьме, куда уходит Иуда-предатель, светит лишь эта потаенная комната, эта трапеза, где уже открыто, дано, заповедано вечное Царство любви. И вот мы в Великой пятнице, в которую вступаем через длинную-длинную службу Двенадцати Евангелий, или, как называет ее Церковь, Страстей Господних. Запомним только, что первое из этих евангельских чтений, целиком посвященных предательству, пленению, суду, издевательствам, страшному одиночеству на кресте, вплоть до вопля: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? (Мф. 27:46) – что начинается оно с победных слов Христа на пути в Гефсиманский сад: Ныне прославился Сын Человеческий, и Бог прославился в Нем (Ин. 13:31). Ибо здесь начало последней схватки в поединке между небом и преисподней, между Богом Любви и духом ненависти, и в этой схватке, для которой, как говорит Христос, Он и пришел в мip, уже светит, все более разгораясь, заря победы. |
Церковь Илии Пророка была закрыта в 1929 году, во время Великой Отечественной войны были разрушены венчания. В настоящее время действует, медленно восстанавливается. http://www.voronezhgid.ru/architecture/ Впервые церковь во имя св. пророка Илии упомянута в Писцовой книге г. Торжка 1625 г. В ней сообщалось, что тогда на месте нынешнего Ильинского храма стояли две деревянные церкви, одна была посвящена св. пророку Илии, другая — св. мученице Параскеве-Пятнице, «строение мирское того приходу посацких людей. В 1738 г. на месте этих церквей был построен каменный храм во имя св. Пророка Илии с приделом св. мученицы Параскевы. В 1818 г. началось строительство нового Ильинского храма, так как прежний пришёл в ветхость. Инициатором сооружения новой двухэтажной церкви был священник (а впоследствии протоиерей) Симеон Иоаннович Торочков (1800 -1844). Он не только организовал строительство, но и вложил личные средства в убранство храма. Церковь была освящена в 1822 г. Известны имена расписывавших её художников: А. Беренсон и И. Морозов. В приход церкви входил Императорский Путевой дворец. В хронике этой церкви под 1826 годом записано: «В сём же году февраля 13 дня в нижней церкви Ильинского храма поставлено было на ночь тело в бозе почившего Государя Императора Александра I и сего года 31 мая тело в бозе почившей его супруги Елизаветы Алексеевны». Церковь была обнесена оградой, внутри которой находились два склепа семьи храмоздателя Торочкова и сестёр Суворовых. Церковь закрыли в 1929 г., и в 1930 г. здание передали новоторжскому педтехникуму под общежитие. В 1971 г, здание храма передано ДСО «Спартак». В наши дни (до 2005 г.) здесь размещался спортивный зал школы бокса. В Ильинском храме с 1901 по 1929 год служил протоиереем Александр Вершинский. 8 декабря 1937 года он был расстрелян на полигоне Бутово. Определением Священного Синода в 2001 году о. Александр Вершинский был причислен к лику святых. В 2005 году Ильинский храм стал подворьем монастыря Нилова пустынь. С 2013 года Ильинская церковь вошла в состав Торжокского благочиния. |
«Вокруг этой смерти было тьмы и ужаса больше, чем мы себе можем представить. Поколебалась земля, померкло солнце, потряслось все творение от смерти Создателя. А для учеников, для женщин, которые не побоялись стоять поодаль во время распятия и умирания Спасителя, для Богородицы этот день был мрачней и страшней самой смерти. Когда мы сейчас думаем о Великой Пятнице, мы знаем, что грядет Суббота, когда Бог почил от трудов Своих, – Суббота победы! И мы знаем, что в светозарную ночь от Субботы на Воскресный день мы будем петь Воскресение Христово и ликовать об окончательной Его победе. Но тогда пятница была последним днем. За этим днем не видно ничего, следующий день должен был быть таким, каким был предыдущий, и поэтому тьма и мрак, и ужас этой Пятницы никогда никем не будут изведаны, никогда никем не будут постигнуты такими, какими они были для Богородицы и для учеников Христовых». Итак, опыт конца, катастрофы, оставленности, одиночества – вот что, как мне думается, позволяет нам, хоть в малой степени, прикоснуться к опыту Страстной седмицы. И наоборот, если в жизни человека нет такого опыта, если ничего подобного он никогда не переживал, то такому человеку нелегко понять то, что происходит в эти дни. Я дважды, за один год, очень глубоко пережил такой опыт. Падение в пропасть Это был 1990 год, я учился в семинарии и был в самом начале своего христианского, да и, собственно, жизненного пути. Весной, в Крестопоклонное воскресенье Великого поста у меня состоялся очень важный разговор, по итогам которого я понял, что жизнь моя кончилась. Это очень личная, интимная история, и я не хотел бы расписывать ее в подробностях. Могу лишь сказать, что такой опыт переживали и будут переживать многие молодые люди. Острота такого рода переживаний может быть очень разная. Мне было очень больно, земля буквально ушла из-под ног, я провалился в пропасть. Дело в том, что человеческая жизнь так устроена, что в ней есть прошлое, есть «здесь и сейчас», и есть будущее. Мы можем не сильно про это думать, но это так. И прошлое важно, оно влияет на наше настоящее, но и будущее, наши планы, надежды, мечты во многом определяют нашу жизнь. А вот теперь представьте, что будущего нет. Не в том смысле, что оно неизвестно, а вот его просто нет и быть не может! Как жить? |
Многие мыслители полагали, что, может быть, самый высокий накал страданий Спасителя произошел в Гефсиманском саду. Потом поведение Христа совершенно меняется. Он идет навстречу воинам из Гефсиманского сада, тут же идет Иуда. Они стоят и не знают что сказать. «Иисус Назорей — это Я», — говорит Господь, и они от страха падают, теряют самообладание. Он опять говорит: «Встаньте, посмотрите, если вы ищете Иисуса Назарянина – Я стою перед вами. Что же вы так испугались-то?» Один из апостолов взял нож и хотел защитить Спасителя, но Он говорит: «Вложи меч свой в ножны, потому что всякий кто поднимет меч от меча и погибнет. Или вы не знаете, что Я могу умолить Отца Небесного, и двенадцать легионов ангелов защитят Меня? Но Я Сам добровольно Себя отдаю». Так мы видим, что это именно добровольное предание. Иуда подходит, набравшись смелости, и лобзает Его, подавая знак, что Он – Тот, Кого нужно забрать на суд. Солдаты берут Христа и ведут на суд. Глубоким вечером кончаются все события Великого Четверга. И Христос с наступлением нового дня идет к первосвященникам и встречает первосвященника Каиафу, который на Синедрионе произнес непростые пророческие слова. Как сказано в Писании, будучи первосвященником, он имел духа, которым сказал: «Лучше Одному умереть, чем всему народу. Если за Ним пойдет весь народ, придут римляне, пленят нашу страну, порушат наши святыни». Христос должен был предстать вначале перед судом первосвященников Каиафы и Анны. Они уже ожидали Его и стали искать свидетельства против Него. Призвали свидетелей, но их слов оказалось недостаточно, чтобы Его придать смерти. Один из свидетелей говорит: «Он учил, что в три дня разрушит Храм Иерусалимский». — «Что, Ты правда так учил?» — Он говорит: «Нет. Я никогда этому не учил. То, что Я говорил, было слышно всему народу. Ваши обличения не состоятельны». Тогда они прямо задают вопрос: «Ты ли сын Бога живаго?». А Господь отвечает: «Вы сказали. Я на это и родился, на это и пришел». Тогда они разодрали одежду на себе и сказали: «Какие нам нужны ещё свидетельства? Он называет Себя сыном Бога!». |
Суд первосвященника определил, что Он достоин смерти, потому что творит Себя Богом. Это было немыслимое, ни с чем не сравнимое богохульство. Его нужно было предать смерти, побить камнями, но первосвященники не имели права предавать смерти. К тому же, наступала Пасха. И поэтому они принимают решение, что предать казни Его должны язычники, и ведут Его к Пилату. Пилат – Римский прокуратор, наместник Римской власти. Он обрадовался, что Иисус пришёл к нему, он давно хотел Его видеть и тоже начинает задавать вопросы: «Что, мол, Ты молчишь? Я над Тобой имею власть – распять Тебя или оправдать». А Спаситель говорит: «Ты не имел бы никакой власти надо Мною, если бы тебе не дано было свыше», — имея в виду: «Меня как преступника повели, а я – Тот, Кто установлен Премудростью Божьей прежде века принять смерть за человеческий род». Пилат, получив эти ответы и не удовлетворившись, посылает Его к Ироду Четверовластнику. Евангилие называет его «лисицей», то есть этот человек был лукавый, хитрый, изворотливый. Он тоже с радостью встречает Христа. Даже подмечено в Евангелии, что в этот день установился контакт между Иродом и Пилатом, хотя до того они враждовали между собой. Пилат таким жестом показал: пусть другой судит, — потому что он был правителем там, где уже были и последователи Христа, и сам много о Нем слышал, и жена его говорила: «Оправдай Его, потому что я много во сне ради Этого Праведника пострадала». Что это было, остаётся тайной. Но Пилат пытается оправдать Спасителя. Первосвященники же научают народ: «Если римлянин Его оправдает, то все наши намерения разрушатся. Будет неопределённость и волнения». Народ требует от Пилата казнить Христа, и в последний момент говорит: «Если ты Его оправдаешь, то ты не друг императору! Он Себя делает царём». И Пилат задаёт вопрос: «Ты ли царь Иудейский?» — а Он отвечает: «Царство Моё не от мира сего. Я на то и рождён, чтобы быть Царём, имеющим власть над миром временным и Миром вечным». Тогда Пилат понимает, что здесь не идёт речь о политических притязаниях, здесь нет таких юридических основ. Римское право в то время уже было разработано на высоком уровне. Однако под напором требований («Если ты не предашь Его смерти, то ты враг кесарю! Этот Человек возмущает народ и хочет провозгласить Себя царём, а ты хочешь остаться в стороне!») Пилат говорит: «Я умою руки в знак того, что я не повинен в крови Этого Праведника», — и предает его на казнь. Как Спаситель и говорил: «Предадут Меня сначала суду первосвященников, потом отдадут в руки язычников. Наругаются и оплюют Меня, и предадут смерти, и в третий день воскресну». |
Иногда наше сердце больно ранит неверие мира сего, забвение Божиих заповедей, нечувствительность даже к таким великим событиям, как Воскресение Христово. Ведь многие веселятся даже в Страстную пятницу, не ведая, что творят. И, конечно, у верующих людей сердце надрывается, когда они видят своих соотечественников, которые даже в эти святые дни не могут удержаться от участия в том, что никак не соответствует настроению огромного количества людей. Так, если мы смотрим телевидение, то мы не видим никакого напоминания о Великой пятнице, о страданиях Спасителя, а видим все то же — смех, развлечения… Это ранит верующих людей. Но ведь ничего нового не происходит: в самый день Воскресения одни видели Воскресшего и уверовали, а другие оклеветали Воскресение; одни встретили Его с радостью и поклонились Ему на горе в Галилее, а другие усомнились. Господь Своим Пришествием в мир проводит черту между светом и тьмой, между добром и злом, и каждый человек, с радостью встречающий Пасху Христову, принадлежит этому свету. Может быть, он не до конца знает все заповеди и не до конца их выполняет, но если в сердце его — радость о Воскресшем, то он — вместе с женами-мироносицами, вместе со святыми апостолами. Именно в тот момент, когда они поклонились, а другие усомнились, Господь и сказал ученикам: «идите в мир сей и научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа, уча их соблюдать всё, что Я заповедал вам; и вот Я с вами во все дни до скончания века» (см. Мф. 28:19-20). Эти великие слова Спасителя обращены сегодня к Церкви, которая должна идти в мир сей и проповедовать Евангелие всему творению, ибо мы знаем: тот, кто веру имеет и крестится, тот спасен будет, а кто не имеет веры, тот осужден будет (см. Мк. 16:16). Миссия Церкви, обращенная к миру, — это никакие не новомодные выдумки. Это великий наказ Спасителя, который прозвучал там, на горе в Галилее; это первейшее призвание Церкви, и никто не вправе, особенно в церковной ограде, ставить под сомнение эти великие слова Господа, этот призыв к Церкви идти, свидетельствовать, учить и крестить. |
Прощальная беседа Христа с учениками в горнице и по пути на гору Елеонскую. Предсказание об отречении Петра и других учеников. У Лк. и Ин. Христос возвещает об отречении, находясь в горнице, у Мф. и Мк. – по пути на гору Елеонскую. Некоторые толкователи указывают на то, что предсказание Христа об отречении Петра было произнесено дважды (См. Емельянов А. Евангельский синопсис) Великая Пятница/Μεγλη Παρασκευ Первосвященническая молитва Спасителя. Моление о Чаше. В святоотеческой литературе события, происходившие в ночь с четверга на пятницу, относят как к четвергу, так и к пятнице. На наш взгляд, события Великой Пятницы уместнее указывать с момента выхода Христа из сионской горницы. Взятие Христа под стражу и бегство Его учеников. Допрос Христа у Анны. Суд Синедриона над Христом у Каиафы. Отречение Петра. Согласно Ин., первое отречение Петра имело место у Анны. Приговор Синедриона. Раскаяние и самоубийство Иуды. Иисус Христос на суде у Пилата. Согласно Лк., Христа дважды приводили к Пилату, т.к. после первого допроса Он был отправлен к Ироду; при этом только Мф. сообщает о сне жены Пилата ( Мф.27-19 ). Иисус Христос на суде у Ирода. Шествие на Голгофу. Только у Лк. Христос при шествии Своем возвещает об испытаниях, с которыми предстоит столкнуться израильскому народу. Распятие Спасителя. Лк. отмечает раскаяние и уверование благоразумного разбойника во Христа. Ин. называет двух распятых просто: «два других». Также Ин. сообщает, что первосвященники просят Пилата изменить надпись на титле; Христос поручает Иоанну заботу о Своей Матери; Христу пронзают ребра. Завеса в Храме раздралась, гробы отверзлись, многие тела усопших святых воскресли. Следует обратить внимание: воскресшие вышли из гробов и явились многим только по воскресении Спасителя ( Мф.27:53 ) Исповедание сотника. Здесь Лк. пишет о возвращающемся народе. Женщины у Креста Погребение Иисуса Христа. Только у Ин. сообщается также о Никодиме. Великая Суббота/Μεγλη Σββατον Исполнение субботнего дня по заповеди. Следует обратить внимание: женщины в субботу оставались в покое по заповеди, а первосвященники и фарисеи, обвинявшие Христа в нарушении субботы, – сами нарушили заповедь. |
| |