Потому что Пасха – это свет и уверение в жизни будущего века, слава Царствия Божьего, которое стало воочию зримо, ощутимо, проповедано Святой Церковью. Потому что Воскресение – это уже не мифы, которые тысячелетиями проповедовало язычество. Воскресение – явно, и апостол так и говорит: мы не проповедуем сочиненные баснотворцами сказки, а говорим о фактах, которые сами видели и сами ощущали – что Христос умер и Христос воскрес. Это стало основой, зерном проповеди, которая потом пошла по всему миру после Воскресения Христова. Ученики Его даже боялись что-то добавлять к этому. Потому что прилагать к этому факту что-то человеческое – невозможно. Именно это и было заповедано апостолам: идите, проповедуйте, говорите, что вы видели, чему были свидетелями – Я умер и Я воскрес. Так Христос исполнил все чаяния и заветы. «Чаю воскресения мертвых и жизни будущего века. Аминь».  Читайте также: Протоиерей Георгий Бреев о Великом понедельнике (Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Вторнике (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Среде (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великом Четверге (+ Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Протоиерей Георгий Бреев о Великой Субботе (+Видео) Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 23 апреля, 2023 17 апреля, 2023 16 апреля, 2023 16 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 15 апреля, 2023 13 апреля, 2023 30 апреля, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/protoierej-georgij-bre...

Наконец, в грузинском переводе святоградского Лекционария, отражающем еще несколько более позднюю практику, сказано, что сразу после литургии Великого четверга совершается чин умовения ног, после которого начинается бдение Великой пятницы. Отправной точкой бдения Великой пятницы, согласно описанию Эгерии, была Елеонская церковь, построенная, по преданию, на месте пещеры, в которой Господь провел со своими учениками последний день перед днем Распятия. В этой церкви все оставались до 5 часа ночи (около 23.00 по современному счету), здесь пелись перемежаемые молитвами гимны и антифоны, «соответствующие дню», а также читалось то место Евангелия, где описывается беседа Господа с учениками накануне Страстей (вероятно, Прощальная беседа — Ин 14-16). Около полуночи все шли на Имбомон (место Вознесения Господня), где снова были чтения, гимны и антифоны, а также молитвы епископа, посвященные Великой пятнице. При первом пении петухов все переходили на то место, где Господь молился в час накануне Страстей (Лк 22. 41), там произносилась молитва, «соответствующая месту», пелся гимн, читался отрывок Евангелия о Гефсиманском молении Спасителя и произносилась еще одна молитва. После этого все медленно (из-за усталости) шли в Гефсиманию, на место, где Господь был взят под стражу. Там зажигали множество свеч (более 200, согласно Эгерии), читалась молитва, пелся гимн и читалось Евангелие о взятии Господа под стражу; в это время, как отмечает Эгерия, все рыдали настолько громко, что было слышно даже в городе. По окончании чтений, уже в предрассветные сумерки, все возвращались в город и сразу шли к главному храму. На рассвете все наконец приходили, на место обретения Креста, там читалось Евангелие о приведении Христа к Пилату и произносился отпуст бдения. После отпуста молящиеся отправлялись на Сион, где находилась колонна, у которой, по преданию, Господь был подвергнут бичеванию, молились у колонны и шли на некоторое время для отдыха домой. В армянском и грузинском переводах иерусалимского Лекционария бдение Великой пятницы также представляет собой шествие по местам Страстей; в переводах говорится о 7 остановках (их конкретные места могут несколько различаться) и 7 евангельских чтениях этого бдения и достаточно подробно описывается гимнография, исполнявшаяся между чтениями. Гимнография включала в себя специально подобранные псалмы с антифонами (припевами, певшимися после каждого из стихов того или иного псалма; пение псалма с припевом было в древности обычным способом заполнить время той или иной литургической процессии — в данном случае, шествий от одной остановки до другой) и ипакои (тропари) по окончании этих псалмов (вероятно, исполнявшиеся по прибытии на место очередной остановки; ипакои упомянуты только в грузинском переводе Лекционария). Евангельские чтения бдения последовательно рассказывали о событиях в промежуток времени между Тайной вечерей и Крестным путем Господа на Голгофу.

http://bogoslov.ru/article/397608

   И потому Господь молчал, потому не воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало совершить свой апостольский, свой евангельский, свой мученический, свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти.    Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице. И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает воскресенье, так и Предтеча радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда.    Когда через шесть месяцев Господь был распят, Он сошел в преисподнюю, в ад, в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало в гробе, Он душой Своей, полной Божества, сошел в царство смерти. И каково же было удивление всех душ человеческих в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто? Когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни, Вечной Правды. Является как победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло содержать Бога, Который был в душе Иисусовой, содержать Бога в своих руках, распалось царство смерти от Божества Христова, от души Его пресвятой, в которой был весь Бог. И Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле.    Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное. Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Предтечу и Крестителя Иисуса.    Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика, первого евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за Истину Христову и его святому Евангелию, святому апостольству, святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3467...

И потому Господь молчал, потому не воскресил наибольшего между рожденных женами, ибо тому надлежало совершить свой апостольский, свой евангельский, свой мученический, свой исповеднический подвиг в аду, в царстве смерти. Итак, сегодняшний день для нас, христиан, подобен Великой Пятнице. И как для Спасителя после Великой Пятницы наступает воскресенье, так и Предтеча радостно умирает, входит в смерть, ибо видит победу над смертью и знает, что Господь и ему уготовляет вечную жизнь и воскресение из мертвых в день Страшного Суда. Когда через шесть месяцев Господь был распят, Он сошел в преисподнюю, в ад, в царство смерти, со своей человеческой душой. Тело Его лежало в гробе, Он душой Своей, полной Божества, сошел в царство смерти. И каково же было удивление всех душ человеческих в аду, когда они узрели Бога в душе человеческой, как блистает она неизреченным светом, который человеку невозможно вообразить. Кто бы не уверовал в Него, кто? Когда Он является в царстве смерти настолько преисполненным Вечной Истины, Вечной Жизни, Вечной Правды. Является как победитель смерти. И поскольку царство смерти не могло содержать Бога, Который был в душе Иисусовой, содержать Бога в своих руках, распалось царство смерти от Божества Христова, от души Его пресвятой, в которой был весь Бог. И Господь вывел из царства смерти всех, поверивших до того Предтече и уверовавших в Него, Господа Иисуса Христа, что Он воистину Истинный Бог на небе и на земле. Вывел их Господь и ввел в Царство Небесное. Вот почему Господь Иисус Христос не воскресил святого Иоанна Предтечу и Крестителя Иисуса. Мы сегодня, прославляя этого великого и славного первого апостола, первого мученика, первого евангелиста и Предтечу всех от века истинных христиан, поклоняемся его радостному страданию за Истину Христову и его святому Евангелию, святому апостольству, святому мученичеству. Смотри, уже две тысячи лет тот, который допустил, чтобы его усекнул беззаконный царь, творит бесчисленные чудеса в земном мире, живя в нем рядом с Господом Иисусом Христом. Две тысячи лет он непрестанно чудотворит всем душам, обращающимся к нему с молитвой.

http://zavet.ru/usekn1.htm

На некоторых иконах Пасхи можно увидеть закованных в цепи демонов, распростертых на земле. Такова подлинная цель воплощения Слова Божия, Его уничижения, Его смерти на кресте, Его схождения во ад: победа над диаволом. Для сего-то и явился Сын Божий, чтобы разрушить дела диавола (1Ин.3:8). Свою победу Христос одержал как Человек, так как Он тоже был искушаем. Христос воспользовался не оружием Божественного всемогущества, но силой смиренного самоуничижения чтобы победить зло, корень которого есть гордыня. Литургически Пасхальная мистерия заключается в Великой Пятнице (дне распятия), Великой Субботе и, конечно, в славном дне Воскресения. Праздник Пасхи, в сущности говоря, представляет безусловную победу Христа над смертью, вхождение в вечность, поэтому Пасха празднуется в течение восьми дней; " день восьмой " - символ вечности. Пасха Христова переворачивает все: смерть устранена, тьма становится Светом, ад становится Раем. Великий русский богослов XIX века святитель Филарет Московский не может сдержать свое удивление и пишет: " Земля ли это? Небо ли это? Непостижимое прехождение от совершенного истощания к полноте совершенства, от глубочайшего бедствия к высочайшему блаженству, от смерти к бессмертию, из ада в небо, из человека в Бога! Великая Пасха! " Крест - древо жизни И если представить себе распятие Христа в динамике смерти и воскресения, то страдание, которое явно присуще драме нашего искупления, не затмевается, а ставится в перспективу, которая выводит к вечной славе. Крест перестает быть символом позорной казни, крест прославляется, становится знаком победы Богочеловека Христа над диаволом. В раю было два дерева: древо познания добра и зла и древо жизни (Быт.2:9). Адам, несмотря на запрет, данный ему Богом, поддался на соблазн лукавого и выбрал путь познания. Будете, как боги, знающие добро и зло, - сказал ему змей-искуситель (Быт.3:5). Этот путь горделивого желания стать богом самостоятельно, обойдясь без Бога, путем ложного знания, - искушение наиболее тонкое из всех. Но Адам был изгнан из рая, стал добычей смерти, вход в рай заградил херувим, потрясающий огненным мечем и запрещающий ему приближаться к древу жизни.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/373/...

Для того чтобы возродиться, мы должны умереть — умереть для связывающей нас самости, для наших страхов, умереть для всего того, что делает мир столь узким, холодным, бедным, жестоким. Умереть, чтобы наши души могли жить, могли радоваться, могли открыть весну жизни. В таком случае Воскресение Христово дойдет и до нас. Но без смерти на Кресте нет Воскресения и его радости — радости возрожденной жизни, радости жизни, которую никто больше не в силах отнять у нас! Радости жизни преизбычествующей, которая, словно поток, устремляется с высоты и несет с собой само Небо, которое отражается в его сверкающих водах. Воскресение Христа — такая же историческая реальность, как и Его смерть на Кресте, и именно потому, что оно принадлежит истории, мы верим в него. Не только сердцем, но всем целостным нашим опытом мы знаем воскресшего Христа. Мы можем знать Его изо дня в день, как знали Его апостолы. Не Христа во плоти, не Христа, каким Его с изумлением видели окружавшие его люди во дни Его земной жизни, но вечно живого, бессмертного Христа, Христа, которого, как говорит апостол Павел, мы знаем духом, воскресшего Христа, Который принадлежит времени и вечности, потому что, однажды умерев на кресте, Он живет вечно. Воскресение Христа — единственное, неповторимое событие, которое принадлежит равно прошлому и настоящему. Прошлому, потому что оно произошло в определенный день, в определенном месте, в определенный момент, потому что его видели и познали как событие во времени, в жизни тех, кто знал Христа. Но оно также принадлежит и каждому дню, потому что Христос, однажды воскреснув, жив вечно, и каждый из нас может знать Его лично; и пока мы не познали Его лично, мы не знаем еще, что значит быть христианином. Вернемся к Великой пятнице, когда Христос умер на Кресте ради того, чтобы мы смогли жить. В православном песнопении говорится: О Жизнь вечная, как Ты умираешь!? О Свет невечерний, как Ты угасаешь!?.. Действительно, кажется, что Сама Жизнь Вечная сошла в могилу, кажется, что Сам Свет Предвечный, слава Божия, открывшаяся нам в Сыне Его, погас и навсегда зашел от нас.

http://pravmir.ru/cel-nashego-puteshestv...

По свидетельству многих людей, вода из него обладает целительными свойствами, люди с тяжёлыми душевными и телесными недугами обретают здесь помощь от Пречистой Девы Богородицы. В КРЫМУ Источник Космы и Дамиана: При советской власти все монастыри в Крыму были ликвидированы, а посещение святых источникам довольно строго преследовалось. За прошлый век крымская земля потеряла не одну сотню родников. Характерной особенностью святых крымских источников является то, что к ним приходят поклониться люди различных вер и национальностей, ведь и сам полуостров представляет собой смешение восточной и западной культур. Целебные источники являются до сих пор одним из главных символов такого соседского сожительства. В Крыму существует источник святых Космы и Дамиана. Расположен он в горной местности неподалеку от Космо-Дамиановского монастыря, который был основан в середине XIX века в ущелье у реки Альма. Из-под горы пробивается чистый горный родник, который считают святым. В составе воды обнаружены полезные для здоровья вещества, в том числе серебро. В старину над Космо-Дамиановским ключом была построена часовня. Она уцелела даже в годы Великой Отечественной войны, когда фашисты подожгли монастырские строения, намереваясь вытеснить из округи партизан. Здесь, у этого источника, особо почитается день памяти святых целителей Космы и Дамиана - 14 июля. По свидетельству старинных преданий, святые целители скрывались некогда в крымских горах от гонителей христианства. Некоторые легенды даже называют крымскую землю местом мученической кончины и захоронения святых. Источник святой Параскевы: Ещё один крымский святой источник расположен вблизи Топловского Параскевиевского женского монастыря. Он основан в 1864 году. Источник посвящен святой мученице Параскеве Пятнице. Согласно существующим преданиям, Параскева приняла мученическую смерть именно на Крымском полуострове, в урочище Топлу. Там, где пролилась кровь мученицы, открылся целебный источник, никогда не пересыхавший за девятнадцать веков. Подборку подготовила Ольга МАРЫШЕВА

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2015/0...

Тем не менее, он излучал такую невыразимую благодать, что всякий раз, когда он приходил в монастырь – это был праздник и счастье. Все мы, монахи и паломники, собирались вокруг него, чтобы послушать благодатные речи, исходившие из его уст, осветиться радостью, которую излучало его лицо, хотя сам он этого не замечал. Он походил на авву, просившего Бога на прославлять его на земле. И лицо его сияло так, что трудно было смотреть ему в глаза. Видя таких смиренных и светящихся благодатью людей, ты чувствуешь, что в своем сердце они непрестанно служат двум добродетелям: Таинству покаяния и любви. Они не покаявшиеся, но кающиеся. Призыв Господа покаяться не означает однократное или эпизодическое покаяние (хотя с него нужно начинать). Надо обратить всю свою жизнь в покаяние, пребывание в состоянии непрестанного покаяния и сокрушения. Ничего не говорить, не помышлять, и ничего не делать без чувства сокрушения. Пусть оно наполнит все наше существо. Всякий раз Таинство покаяния, сокрушения и возрождения руководится Высшей силой. Каждый раз, когда чувствуешь, что Он помогает тебе подняться, помни, что ты – падение, а Он – Воскресение. Ты – небытие, а Он – бытие. И по Своей великой милости Он привел тебя в бытие, отпавшего – воздвиг и воздвигает непрестанно. Таким образом, чтобы взрастить в своей душе дух покаяния, мы приходим к тому, что “всегда носим в теле мертвость Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в теле нашем” (2 Кор. 4:10). Монахи одновременно пребывают и в Страстной пятнице, и в Пасхальном Воскресении, непрестанно переживая “живоносное умерщвление” и “радостнотворный плач”. Равно как и к покаянию, они чувствительны к Таинству любви, ибо и здесь видят путь жертвенности, безоговорочно приводящий к вечной жизни. Труд во имя любви к Богу никогда не остается без внимания. И все, что было подарено и утрачено из любви к брату, то всегда сохраняется и обретается нетронутым и приумноженным в вечной жизни. Ближний – это не просто необходимый спутник нашей жизни, но неотъемлемая часть нашего духовного самопознания. Лишь тот, кто утратил себя во имя Бога и ближнего, может по-настоящему познать самого себя. “Кто погубит, тот найдет”. Только таким образом в человеке сможет возродиться его безграничное богочеловеческое величие. Лишь это дает возможность почувствовать, что основание, на которое опирается человек, никогда не пошатнется. Это основание – смерть и гибель. Но действительность, в которой постоянно пребывает новый человек, – это всеохватывающая благодать.

http://pravmir.ru/preodolenie-smerti-v-m...

Я хорошо помню, как меломаны ходили по этим четырем соборам — каждое воскресенье в новый храм. Это было настоящее музыкальное событие внутри Церкви. Эта традиция жива до сих пор. Концертный хор Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова В этом году, 6 ноября, в день 130-летия со дня смерти композитора, у нас в Феодоровском соборе тоже прозвучит Литургия Чайковского в исполнении Концертного хора Санкт-Петербурга под управлением Владимира Беглецова. 12 Евангелий В детстве я был под впечатлением службы «12 Евангелий», и сейчас в записи услышал «Разбойника благоразумнаго» именно в том исполнении. Служба совершается вечером Великого четверга и относится уже к Великой пятнице . Там есть светилен: «Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи, и мене древом крестным просвети и спаси мя» . Поют его три раза. Перед пением «Разбойника» в третий раз на записи слышно, как солисты и хор озвучивают диалог между Пилатом и первосвященниками, вынесшими Христу смертный приговор. Первосвященники поют: «Распни, распни, распни Его» . Пилат им отвечает: «Царя ли вашего распну?» А они: «Не имамы царя, токмо кесаря» . Все это выглядит как настоящая трагическая мистерия. И никто мне не смог ответить, откуда это появилось и кто композитор. Ведь отец Павел не мог позволить себе никаких литургических экспериментов. Литургия апостола Иакова Остался невыясненным и вопрос, почему в Ленинградской духовной школе начали служить Литургию апостола Иакова , которая давно ушла из нашего обихода. Эта инициатива принадлежит владыке Никодиму и была для своего времени событием необычным. Возможно, такой интерес владыки Никодима к этому чину древней литургии был вызван тем, что он какое-то время возглавлял Русскую духовную миссию в Иерусалиме. И его интересовала православная жизнь Востока, особенно греческая православная традиция. Покаянный канон прп. Андрея Критского Если на УоиТиве-канале мы выложили аудиозаписи, то на сайте mn100.ru акцент сделан на тексты и фотографии. Там размещены материалы двух выпусков журнала «Вода живая» — этого года и 2008-го. Там же размещен материал о нашем издании Великого канона прп. Андрея Критского в русском переводе митрополита Никодима.

http://blog.predanie.ru/article/epoha-mi...

Надгробное пение в Великую субботу (т.е. 17 кафизма с тропарями) иначе совершалось в Великой церкви и соборах, нежели в монастырях («Како поется надгробное пение в царьградской соборной церкви и по всему митрополиям». Описание рук. С. Б. III, 215–216). Обычай совершать полную литургию в Благовещение, в какой бы день Великого поста ни случился этот праздник, – хотя бы даже в Великую пятницу, Никон Черногорец ведёт из практики Великой церкви, откуда он перешёл в уставы студийский и иерусалимский. По словам нашего литургиста, насчёт этого вопроса правила разных уставов расходились между собой, но «обретается в соборнице (синаксаре) Великия церкви, яко в молитвенных храмех Богородицы бывати приношению (т.е. проскомидии) и совершенней службе» (Пандекты слово 57, лист 579). В греческом тексте (Питра Spicil. solesm IV, p. 454) всё это место читается следующим образом: περ δ το γνεσθαι προσκομιδν τ μεγλη παρασκευ, ε τχη υαγγελισμς, κα ο καννες διηγρευον. υρσκεται δε κα ν τ συναξαρω τς μεγλης κκλησας ες τоς εκτηρους οκους τς θεοτκου γνεσθαι προςκομιδν κα τελεαν λειτουργαν. Греческий текст говорит, по-видимому, за общеизвестность этого обычая и за его разрешение церковными правилами: «ι καννες διηγρευον», но а) такие правила неизвестны: 52-е Трулльского собора говорит о Благовещении безотносительно к Великой пятнице, а 3 правило Никифора патриарха, на которое указывает Питра в объяснение этих слов Никона, разрешает в день Благовещения, когда оно случится в Великую пятницу; только употребление масла, вина и рыбы, не говоря ничего о литургии; б) славянский перевод этого места: «правила инако сказуют» находит себе оправдание в уставе патриарха Алексия, где говорится, что хотя церковные правила и не велят в дни поста быть проскумисанию, но поскольку в синаксаре Великой церкви это разрешается, то и мы «се уставляем быти». в) Наконец, разрешение совершать в этот день полную литургию допущено только там, где Благовещение – храмовой праздник – «в церквах, посвящённых Богоматери», в прочих же полагается литургия преждеосвященных (Описание р. С. Б. III, 231). Самый порядок службы, в день Благовещения, случится ли оно в один из дней Великого поста, или в неделю Пасхи, «обычаю Великой церкве вследующе уставихом», говорится в этом уставе (лист 162). По действующему ныне церковному уставу это правило распространяется на все без исключения церкви, независимо от храмового праздника. Колебание на этот счёт началось, впрочем, очень рано, как видно из правил о Благовещении в Марковых главах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010