Помни прочих исповедников веры Христовой: от Екатерины II пострадавшего узника Иоанна Шлиссельбургского и иных ведомых и неведомых подвижников благочестия и праведников, пострадавших от царей Московских и императоров Российских. Их подвиги, молитвенные воздыхания, покаянные и слезные вопли да будут и тебе воодушевляющими примерами правоты их страданий, но не твоих. Помни праведных служителей Церкви Христовой, близких сердцу твоему: протоиерея Иоанна, иеромонаха Даниила Николо-Столпинской пустыни. Помни прорицателей Иеронима, Илиодора Глинского и других, предрекавших гибель дома Романовых. Помни всегда, сколько милости Господь послал тебе по молитвам о тебе блаженных Ксении, Иоанна Московского и Матвея. Благодарствуй всегда и молись о упокоении их душ. Помни постоянно, и в сердце своем содержи сие, что тебе надо жить так, чтобы не унижать своего высокого сана и не соблазнять окружающих не только своими делами и словами, но и мыслями. Это да будет тебе особым подвигом – подвигом постоянного пребывания в самособранности, самосредоточии, в самоанализе, новой шкалой проверки каждого шага твоей жизни, каждого слова, каждой мысли. Этот подвиг самоотречения от утех житейских невольно поведет тебя к достижению того идеала, к которому ты стремился в годы монастырского жития и пастырства в степях сибирских, который ты воплощал в себе в годы академической учебы и пламенно претворял в первых призывах своего священства в граде св. Петра. Но ты нарушил этот идеал по малодушию и, наконец, потерял его. И после всего этого ты еще осмеливаешься роптать на Меня и докучать, ожидая от Меня новых милостей. Помни постоянно о смерти и о Великой Пятнице, предуказанной тебе еще в январе 1913 года. Сколькраты ты был у грани ее в болезнях! Сколькраты Я отвращал ее от тебя и щадил тебя, ибо ты тогда не был готов к отходу своему, ибо еще не рассчитался со Мною и не осознал ужаса конца своего. Ты и сейчас не готов еще к восприятию великих тайн неизбежной и неумолимой спутницы жизни – Смерти. Торопись поэтому служить ближнему своему, неотступно и постоянно оплакивать грехи свои и ошибки. И заметь – самое тяжелое в приходе к нам Смерти – это ее молчание. Молитвенные воздыхания о покаянии

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

ПОТРЕБНИК, в чине Латынян, сохранил полную форму Патриаршего служения. Итак, если наши русские первохристиане крестились в Великую субботу, они, без сомнения, прошли и этот торжественный чин; а если они крестились, например, в день Богоявления? Поскольку этот чин не содержит в себе никакого элемента, относящегося непосредственно к Великой пятнице, можно полагать, что не было каких-либо препятствий, которые не позволяли бы употреблять его и накануне Богоявления или Пятидесятницы. Согласно ПОТРЕБНИКУ, при крещении западных христиан чин этот употребляется вне всякого пасхального контекста. Древняя русская практика (XII—XV вв.) зависела от этого Патриаршего чина; здесь каждое отрицание делилось на 5 частей, которые повторялись 3 раза: в результате выходило, что крещающийся должен был отвечать 15 раз: «Отрицаюсь» . ПОТРЕБНИК (27): Утешительно поучение, в приходящем времени, оглашенным ко крещению, и отрицание от сатаны и сочетание ко Христу: Егда же оглашенным приспеет время сподобитися божественнаго порождения, аще случится во святую и великую пятницу, или во ино время, егда уготовятся ко святому крещению . Отречение и сложение бываемое собранным всем оглашенным в церкви. Приходит святитель и творит «Третий час и шестыи» (Тритоекти) . И по скончании, восходит на амвон и по еже обычная пеги певцем и поклонься треми поклоны, знаменует трижды со свещею, и тако отложив амофорно [sic], знаменает трижды люди, и архидиакону глаголющу: Вонмем. Святитель глаголет: Мир всем. Людие: И со духом твоим . И святитель ко оглашенным глаголет: Стоните со страхом и разрешитеся. Тоже глаголет: Се конец вашего оглашения . Предста избавления вашего время . Днесь же хощете христове вере излагати грамоту . Харатрия же и чернило и трость бывает вам совесть и язык и образ . Блюдете убо како исповедание рукописуете… (28—29).. . Обратитеся к западом горе руки своя имуще и еже аз глаголю се и вы глаголите…: Отричуся сатаны и всех дел его и всея службы его и всех ангел его и всего студа его.. . Дуньте нань и обратитеся на востоки доле руки своя имуще, со страхом стойте и еже аз глаголю, то и вы глаголите…:

http://azbyka.ru/katehizacija/chin-oglas...

Содержание песни о десяти девах заимствовано из евангельской притчи этого имени и из беседы о страшном суде, т.е. из евангелия, которое читается во вторник страстной недели, почему этот кондакарь в Корсиниевом кодексе надписывается «в великую середу». В самом кондакаре нет указания на употребление его в страстную неделю, но совмещение двух евангелий, усвоенных вторнику этой седмицы, составляет весьма веское основание для заключения положительного. Песнопение о Богоматери при кресте (р. 101) вполне соответствует Великой пятнице, и действительно, некоторые строфы этого кондакаря вошли в службу этого дня. Оно начинается следующими словами: «распятого нас ради приидите вси воспоем, ибо увидела его Мария на древе и сказала: хотя Ты и на кресте пребываешь, но Сын еси и Бог мой». В кондакаре на пятидесятницу собрание апостолов в сионской горнице, в ожидании содействия Св. Духа, представляется в чертах, заимствованных из тогдашних церковных собраний, имевших место в этот праздник. Возбуждая присутствующих к молитве, апостол Пётр обращается к ним со словами: «νω σχμεν τς καρδας» и, став посреди их, восклицает: «δεηθμεν, γνυ κλνομεν, ατσωμεν, κκλησαν τ δωμτιον τοτο ποισωμεν... κλασωμεν κα κραυγζωμεν», – т.е. помолимся, преклоним колена, будем просить, обратим эту горницу в церковь , восплачем и воскликнем к Богу: пошли нам Духа Твоего Всеблагого, да путеводит всех к земле Твоей правой, которую Ты предуготовил чтущим и славословящим Всесвятого Духа. Итак, мы имеем здесь три литургические черты, весьма важные для характеристики тогдашнего богослужения: общие собрания в церкви в день пятидесятницы, коленопреклонение и молитву о ниспослании Св. Духа. Последняя строфа в кондакаре на усекновение Предтечи даёт самое раннее указание на связь между этим праздником, как днём памяти великого постника, и позднейшим церковным обычаем поститься в этот день. К нему, как жителю пустыни и великому воздержнику, песнописец обращается со следующими словами: дай нам силу поститься, да будем подражателями твоими по мере сил наших, да не владычествует над кем чрево наше, но мы да владеем над ним... Мы, последователи Христа, постившегося волей и снявшего с нас древний голод, которым алкал Адам ради временной сладости» (р. 185). Разумеется, из этих слов ещё нельзя заключать, чтобы в то время существовал пост в память Предтечи, но замечательно, что этот мотив проводится в позднейших поучениях и правилах относительно поста в день усекновения Предтечи. В заключение, мы должны прибавить, что большая часть кондаков и некоторые икосы Романа сладкопевца перешли в наши церковные книги и до сих пор читаются в службе великих праздников, а другие послужили образцом для позднейших песнописцев и под именем последних вошли в состав триоди и минеи.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Mansvetov...

Теперь я перейду ко второй стадии. Получивши от России Церковь и Православие, мы стали задумываться о самой Церкви. Или, вернее, Церковь , вера сами стали жить в нас, требуя какого-то углубления, требуя ответа на вопрос: о чем мы вспоминаем, когда поем «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом..»? Или можно ли в Великой Пятнице видеть только символ смерти и воскресения России? И вот я попал в Православный богословский институт. В то время в нем преподавали настоящие корифеи. Я принадлежу к последнему классу, который еще слушал отца Сергия Булгакова ; я был ассистентом по кафедре Антона Владимировича Карташева 599 ; слушал нравственное богословие у Бориса Петровича Вышеславцева 600 , историю христианства и философию у профессора Мочульского 601 . Все эти деятели были чрезвычайно русскими людьми, цветом России. Но главное в институте было то, что Церковь , Православие и вера зажили для нас своей собственной жизнью. Если раньше мы воспринимали их в основном как часть русского опыта, может быть – лучшую часть, то теперь на этом новом для нас этапе в душах наших стала выстраиваться некая иерархия ценностей. И мы начали задавать себе вечный вопрос: что значат слова Христа «Ищите прежде всего Царствия Божия, а остальное все приложится вам»» 602 ? Что к чему прикладывается? Что из чего следует? И что составляет тот религиозный центр, который делается центром жизни? Центром всего, потому что все в мире с ним соотнесено. Помню, как я сидел с открытым ртом первые три года из пяти лет моего богословского образования, когда мне все время открывались абсолютно непостижимые прежде горизонты... Я и не предполагал раньше, когда был мальчишкой, когда архиерею посох выносил, что существует такой замысел, такой потрясающий Божественный замысел о том, что такое мир, что такое человек и к чему он призван. И что за пределами всех наших религий и конфессий открывается человеку. Я вдруг понял, что каждый человек, что бы ни случилось с ним в жизни, всегда про себя может сказать: «Я изгнанник на этой земле». Я никогда не мог понять, как могут существовать какие-то «зарубежные Церкви», потому что само христианство и есть всегда некая «зарубежная Церковь », потому что мы – за рубежом мира сего. Поэтому Церковь , почувствовавшая, ощутившая себя дома, нашедшая свою окончательную обитель в какой-либо конкретной географической точке, забыла бы, предала бы свое призвание, которое положительно делает ее пришелицей и странницей на этой земле. Все мы «не имеем здесь своего града, но грядущего взыскуем» 603 . Осознание этого и стало для меня обретением самой сущности Православия. Той сущности, к которой с середины XIX века начало возвращаться русское религиозное сознание через первое поколение славянофилов, через возрождение монашества от Паисия Величковского до преподобного Серафима, когда что-то такое засияло в Православии, нечто такое, что было как будто забыто со времен Византии и святых отцов.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Shme...

Церковь, Православие мы получили вот от этой России, и получили прежде всего как некое ее воплощение, присутствие, ее частицу. И все время была эта некоторая светлая, но двусмысленность. Я помню старушку учительницу математики в русской гимназии, где я одно время учился. В этой гимназии Великим постом было общее говение. И один мой приятель в то время решил, что он безбожник. Пришел к учительнице и честно сказал: «Я не хочу приобщаться, я не верю в Бога». А она ему сказала: «И дурак, это добрый, старый русский обычай». Я не знаю, что было лучше в этих словах: что это добрый обычай, старый обычай или обычай прежде всего? Но для нее это было самоочевидным. И мы вынесли из гимназии представление о вере главным образом как о части старого, доброго русского обычая… Я это говорю, когда молодость, детство давно за плечами, когда даже эмигрантское детство кажется в каком–то смысле потерянным раем. Я говорю это не так, как сказал бы несколько десятилетий назад с какой–то запальчивостью, нет. Так было. Так было! Я могу сказать, вспоминая об этом, что когда–то тогда я побывал в России. Не только потому, что тогда были бывшие. Стоишь в соборе, посмотришь вокруг — премьер–министр, граф Коковцев, два–три великих князя, и после литургии будет панихида лейб–гвардии Преображенского полка, европоходников и Смоленских институток, казанского купечества, саратовских благородных девиц и так далее. Мы побывали, мы были, мы прикоснулись. И иногда даже сейчас, когда я встречаюсь с людьми, мне кажется, что мой опыт России даже немножко шире, потому что они не видали никогда графа Коковцева, а я с ним чай пил… И Шаляпина хоронил, стоял у гроба его. Это было неразличимое, неразделимое, абсолютно неразличимое одно целое — Россия, храм, Церковь, Православие. Я перехожу ко второй стадии. Получивши от России Церковь и Православие, мы стали задумываться о самой Церкви. Или вернее, Церковь, вера сами стали жить в нас, требуя какого–то углубления, требуя ответа на вопрос, о чем мы вспоминаем, когда поем: «На реках Вавилонских, тамо седохом и плакахом…». Или можно ли в Великой пятнице видеть только символ смерти и воскресения России? Или она еще о чем–то другом говорит? В чем тут дело?!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=716...

Это видим в толкованиях Феофилакта, архиепископа Болгарского, и Евфимия Зигабена . Феофилакт, из диаконов великой Константинопольской Церкви возведенный на архиепископию Болгарскую вскоре после смерти Михаила Керуллария, в своем толковании на Евангелия, пользуясь большею частью трудами св. Иоанна Златоустог о, руководствуется ими в объяснении обстоятельств последней Вечери. Объясняя Мф.26:17 , он говорит: «Первым днем опресноков евангелист называет день пред опресноками. В пятницу вечером иудеи должны были есть пасху; день этот назывался опресночным 52 . Итак, Господь посылает учеников в четверг, который евангелист называет первым опресноков, потому что он предшествует пятнице, ввечеру которой ели опресноки 53 . Восхотел Он совершить Пасху, чтобы не показаться противником закона» 54 ( Мф.26:20 ). Вечеру же бывшу, возлеже. О возлежании за Вечерею и ст. 57-м о ноже Феофилакт делает те же самые замечания, какие мы видели у Златоуста 55 . ( Мф.26:57 ) Воини же, емше Иисуса, ведоша к Каиафе. «Ведут Иисуса к Каиафе, потому что он был архиерей лету тому. У него провели ночь и прочие, не вкушая тогда пасхи. Они дожидались, чтобы умертвить Господа, и преступили закон. Господь ел пасху в узаконенное время, а они, чтобы только умертвить Господа, презирают и закон. ( Мф.27:45 ) От шестого же часа тма бысть по всей земли до часа девятого. «Тма произошла не от причин физических, как-то: от затмения солнца, бывающего по физическим законам, ибо затмение солнечное не бывает в 14-й день луны, а во время распятия Господа она была в 14-м дне, ибо тогда совершалась Пасха иудейская» 56 . Объясняя Иоанна 18:28 да не осквернятся, но да ядят пасху, повторяет слова Златоуста. Мысль о совершении Господом законной Пасхи самостоятельнее раскрыта Феофилактом в его сочинении под заглавием «В чем латиняне достойны обличения». После пространного рассуждения о догмате исхождения Святого Духа здесь он говорит о новом спорном предмете: «Мы не будем перетолковывать значения слов в первый же день опресноков, утверждая, что это есть 10-й день, в который избирали овча.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Gors...

Вмешаемся в эту человеческую массу людей и посмотрим в каждый момент, куда мы принадлежим: Пилат, Иуда, недоуменный зевака, всегда колеблющийся человек, который никогда не возьмет ответственности, разбойник одесную и разбойник ошуюю, или кто же, в конце концов, я? И мы увидим, что в разные моменты мы окажемся разными людьми. И вот, если подвести итог в конце недели или в течение наступающего времени тому, что пережито, станет вероятно грустно и больно, но если эта боль будет сильная и острая, и если эта грусть будет искренняя, они могут нас подвигнуть к тому, чтобы стать немножко более Христовыми, чем мы есть. Читайте также по теме «Страсти Христовы»: Вербное воскресенье. Статьи, проповеди, видео Читая службы Великой Субботы Святыни Страстей Христовых в Москве Страстная Пятница: Христос умер на кресте Протоиерей Георгий Бреев о Великой Пятнице (+Видео) Страстная седмица: Поверить! Пасха страданий Конспект Страстной седмицы Сотник Лонгин За страданиями — радость За Великим Страдальцем Ткань, хранящая Его лик Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 апреля, 2023 8 апреля, 2023 2 апреля, 2023 18 апреля, 2022 17 апреля, 2022 25 апреля, 2021 24 апреля, 2021 19 апреля, 2021 17 апреля, 2020 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А. Адрес электронной почты редакции: info@pravmir.ru Телефон: +7 929 952 59 99 Чтобы связаться с редакцией или сообщить обо всех замеченных ошибках, воспользуйтесь формой обратной связи . Републикация материалов сайта в печатных изданиях (книгах, прессе) возможна только с письменного разрешения редакции. Мнение авторов статей портала может не совпадать с позицией редакции. Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе Правмиру нужна ваша помощь Помогите нам быть вместе

http://pravmir.ru/stradaniya-xristovy-na...

Вообще Комиссия почему-то желает расположить старообрядческие общины к выполнению этого важного для государства дела и, чтобы не пугать старообрядцев новым для него названием ведения «книг гражданского состояния» настаивает даже на замене его в законе выражением: «метрические книги». Выше уже была разъяснена необходимость передачи ведения актов гражданского состояния каким-либо гражданским учреждениям и должностным лицам. Комиссия Г. Совета, как видим, не только не стала на путь удовлетворения этой важной государственной потребности, но едва-ли ещё более не осложнила выполнение этого дела. —379— Если общины не обязаны, а только могут вести метрические книги, если общины могут быть лишены этого права или по собственному желанию отказаться от него, а при согласии губернского правления снова заниматься этим делом, то спрашивается, в каком же положении окажутся, наприм., судебные учреждения при рассмотрении силы метрических выписей? Для обеспечения их законности и правильности придётся требовать представление при них ещё удостоверений губернского правления в том, что такая-то община ведёт метрические книги, а такая-то лишена этого права или сама отказалось от него. Всем этим Особая Комиссия лишний раз только подтвердила справедливость указания, что вопрос о ведении в России актов гражданского состояния ясно требует полного пересмотра и возможно скорого решения. По отношению же к возникающим религиозным общинам ведение этих актов должно быть немедленно поручено каким-либо гражданским учреждениям или лицам. Многие ссылаются на недостаток чиновников или нежелание общественных учреждений принимать на себя это дело. Но разве подобные обстоятельства могут служить основанием в столь важном вопросе и разве ими можно оправдать возможность допущения великой путаницы в гражданских правах населения России? В числе других изменений проекта Г. Думы, предположенных Комиссией Г. Совета, нельзя не упомянуть о включении новых статей по вопросу об освобождении духовных лиц старообрядцев от воинской повинности.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Где же лежит причина этого всеобщего преклонения —442— пред личностью Карла? – в великой-ли монархии, созданной им в течении своей сорокалетней деятельности? Правда, что громадная империя Карла, обнимавшая все христианские страны западной Европы, была самой видной, самой блестящей стороной его царствования, но эта империя, это единство, которое он хотел навечно дать западному миру, не имело в себе прочных задатков и исчезло вместе с ним, породив явления, прямо противоположные его личным замыслам. В учреждениях ли, связанных с его именем? – но и эти учреждения изменились вместе с империей, и изменились не к лучшему, а к худшему, ставши основанием феодального устройства, надолго задержавшего общественное и политическое развитие запада. В основных ли задачах, руководивших его многолетними заботами? Но и эти задачи, даже для века Карла, не составляли чего-либо нового, самобытного, лично Карлу принадлежащего; они ясно были поставлены его предшественниками, завещаны ему основателями его династии, так что в данном отношении вся заслуга Карла состоит только в том, что он сумел блестяще завершить начатое ранее его. Чтобы уяснить себе источник преимущественного величия Карла, нужно обращаться не к той или другой стороне его царствования в отдельности и вообще не к тем внешним результатам, какие явились следствием его деятельности; эти результаты, напротив, более ничтожны в сравнении с той славой, какую стяжал Карл в преданиях народов, и часто приводились в доказательство бессилия великих людей – создать что-либо прочное, тщетности их замыслов и бесполезности их для того мира, который они избороздили по всем направлениям. Тайну обаяния Карла Великого и причину его влияния на умы последующих поколений нужно искать в его собственной личности, – в том идеальном характере, какой вносила эта личность в каждое свое предприятие, и в особенностях его исторического положения. В лице Карла история дает нам любопытный пример монарха-миссионера, который не столько хотел царствовать, сколько назидать и просвещать. Принадлежа к деятелям варварской, переходной эпохи, когда повсюду царствовали порок и невеже-

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Если же служилась вседневная вечерня, то после отпустительного тропаря мы услышим неполную сугубую ектению (она начинается со слов: «Помилуй нас, Боже…») и другое окончание службы: Возглас диакона: «Премудрость!» на что лик поет «Благослови!», а иерей возглашает «Сый благословен Христос Бог наш…». Хор поет: «Аминь» и «Утверди, Боже…». Далее иерей произносит: «Пресвятая Богородице, спаси нас!» Хор: «Честнейшую херувим…» Иерей: «Слава Тебе, Христе Боже, упование наше…», хор: «Слава, и ныне». (5, с. 14). В самом конце вседневной и великой Вечерни иерей произносит великий отпуст. После отпуста поется многолетие. Выше мы говорили, что вечерня является началом суточного круга богослужения. Сейчас, после подробно ознакомления с этой службой, уместно несколько уточнить место вечерни в суточном круге. Внимательное изучение чинопоследования вечерни показывает, что граница между уходящим и наступающим днем находится внутри нее. Например, вечером в Господские двунадесятые праздники на вечерне, формально относящейся к следующему церковному дню, ради прошедшего праздника возглашаются торжественные Великие прокимны «Кто Бог Велий, яко Бог наш» или «Бог наш на небеси и на земли вся, елика восхоте, сотвори». Пограничный характер вечерни хорошо виден и в службе «Прощеного воскресенья». Во время прокимна и «Сподоби, Господи» священнослужители в алтаре переоблачаются в великопостные одежды. Просительную ектению «Исполним вечернюю молитву нашу Господеви» диакон читает уже в черном облачении, и хор отвечает ему особым великопостным напевом, а не тем, обычным, который звучал в начале службы. Еще один пример – совершение Литургии после вечерни (или на вечерне) в Великий Четверг, Великую Субботу, Рождественский и Крещенский сочельники, а также Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия, которую служат на вечерне, относится к отошедшему дню, хотя формально начались уже следующие церковные сутки (например, литургия Преждеосвященных Даров служится после вечерни среды и пятницы, но относится именно к среде и пятнице) (3, с. 44–45, 194). 2.1.3. Утреня с полиелеем в составе Всенощного бдения. Вседневная утреня

http://azbyka.ru/liturgika-bogosluzhebny...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010