Это является подтверждением его свободы от всякой необходимости и доказательством того, что в кафоличности православного богословия могут достичь спасения все» . Молитва за мир, которую имели святые, и есть практическое выражение этого богословия. Будем ли мы по мере сил приближаться к такой любви, которая возвышает нас до созерцания новой реальности, где, по словам Апостола, всяческая и во всех Христос (Кол. 3, 11), или нам будет достаточно нашей маленькой, частной любви, ограничивающей наш мир нашим родным домом? Сможем ли мы вместить в себя ту реальность, которую Воплотившийся Бог принес на землю и стать новыми людьми, по образу Создавшего нас Бога (Кол. 3, 10), или же мы обречем себя на жизнь осужденных на смерть животных? Изберем ли мы своим главным жизненным ориентиром ту страну живых (Пс. 114, 8), к которой направлено все наше земное странствование, или решим, что наша истинная жизнь совершается здесь, в этой «стране мертвых»? Святые говорили о себе, что они странники и пришельцы на земле; ибо те, которые так говорят, показывают, что они ищут отечества. И если бы они в мыслях имели то земное отечество, из которого вышли, то имели бы время возвратиться — обустроить, «возродить», спасти его. Но они стремились к лучшему, то есть к небесному; посему и Бог не стыдится их, называя Себя их Богом: ибо Он приготовил им город (Еф. 11, 13-15).   Аристотель. Эвдемова этика , 1242a. Старец Иосиф Ватопедский. Слова утешения: Беседы о духовной жизни и о монашестве. Богородице-Сергиева Пустынь, 2005. С. 386. Монах Диодор (Ларионов), «В МИРЕ, НО НЕ ОТ МИРА»: К вопросу о богословии «социального служения». Contr. Cels. VIII, 75. Перевод фразы — прот. Георгия Флоровского ( Антиномии христианской истории ). — Ред. Св. Григорий Богослов. Слово 6. PG 35, 729A. Ср. рус. пер.: Творения. Москва: «Сибирская Благозвонница», 2007. Т. 1, с. 128. Флоровский Г., прот. Империя и пустыня. Антиномии христианской истории // Догмат и история. М., 1998. С. 261. Для первого знакомства с рассматриваемой здесь темой мы рекомендуем прочесть эту знаменитую статью о.

http://bogoslov.ru/article/413489

Но Бог открывается лишь через веру. Вера, и только вера, есть для нас залог приближения к Богу и самого богообщения. Ибо по благодати Божией «все возможно верующему» ( Мк. 9, 23 ). Гуманизм, пытаясь упразднить веру и в ней одной укорененное боговедение, водружает на их месте нового идола – «позитивное», или «научное», знание и отводит ему самое почетное место в пантеоне лжебогов. Пренебрегаемый гуманистическим мудрованием, Бог попускает ему утвердиться, чтобы затем предоставить собственной судьбе – неизбежному поруганию от былых ревнителей, которые рано или поздно «возненавидят блудницу, и разорят ее, и обнажат, и плоть ее съедят, и сожгут ее в огне» ( Откр. 17, 16 ). И поскольку именно через «знание» – конечно, не благое и душеполезное, но сатанинское и ложное – люди, обоготворив себя, отпали от Бога, то справедливо ожидать, что продолжающееся поклонение этому «божеству» станет для их потомков источником окончательной катастрофы. Вот в каких словах описывает гнев Божий – гнев, от которого, согласно позднейшему предсказанию Мефодия Патарского , «вол возревет и камень сухой восплачет», – святой апостол Иоанн Богослов: «И поверг Ангел серп свой на землю, и обрезал виноград на земле, и бросил в великое точило гнева Божия. И истоптаны ягоды в точиле за городом, и потекла кровь из точила даже до узд конских, на тысячу шестьсот стадий... И увидел я одного Ангела... и он воскликнул громким голосом, говоря всем птицам, летающим по средине неба: летите, собирайтесь на великую вечерю Божию, чтобы пожрать трупы царей, трупы сильных, трупы тысячеиачальников... и трупы всех свободных и рабов, и малых и великих» ( Откр. 14:19–20, 19:17–18 ). Оплакать эти грядущие бедствия под силу лишь пророку Иеремии, а мы умолкаем, не дерзая ничего добавить. ПРОРОЧЕСТВО СВЯТОГО ТАРАСИЯ, ПАТРИАРХА КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО Сей святой муж, занимавший Константинопольский патриарший престол в 784–806 годах, известен, среди прочего, как инициатор VII Вселенского Собора и как автор следующего пророчества: Воздвигнется междоусобная брань, и погибнет весь род неверный. И восстанет тогда святой царь, в имени которого [буква] Ι – начальная, а Σ – конечная.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Итак, первый натиск «светловолосого рода» окажется стремительным и успешным, и понятно, что новые пришельцы таинственным образом послужат Промыслу Божию, ибо через них будет положен конец временам осквернения. Пятимесячный срок, необходимый, чтобы взошли посаженные на Семихолмии «зелия», может означать время, за которое изготовятся к выступлению силы союзных держав, прикровенно названных «Филиппом Великим с восемнадцатью племенами». Вышепоименованные места воинских стоянок 22 указывают на колоссальную численность пришельцев, которая, согласно другим пророчествам, достигнет двухсот миллионов. Грехи и нечестие этих народов побуждают их приносить жертвы на алтари материализма и гуманизма. Вспомним слово святого апостола Павла: «Омрачилось несмысленное их сердце. Называя себя мудрыми, обезумели... и служили твари вместо Творца... И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства» (ср. Рим. 1, 21–22, 25, 28 ). То, что все эти события – и среди них небесное вмешательство, полагающее конец страшному человекоистреблению, – произойдут в Константинополе и вокруг него, указывает на особый Промысл Божий о нем. Но как бы ни утешало нас обещание грядущего благоденствия, читатель невольно содрогается от описания военных ужасов и от сознания того, что они – порождение «передовой» цивилизации с ее культом «свободы». «Вол возревет, и камень сухой восплачет...». Конечно, эти скорбные слова, как и многие другие аллегории пророческих речений, не следует понимать буквально, но в них справедливо видеть указания на неслыханную меру бед, которые будут попущены вконец развратившемуся роду людскому. Чтобы еще лучше уяснить это, припомним текст Откровения Иоаннова: «И Вавилон великий воспомянут пред Богом, чтобы дать ему чашу вина ярости гнева Его... ибо грехи ее дошли до неба, и Бог воспомянул неправды ее. Воздайте ей так, как и она воздала вам, и вдвое воздайте ей по делам ее; в чаше, в которой она приготовляла вам вино, приготовьте ей вдвое. Сколько славилась она и роскошествовала, столько воздайте ей мучений и горестей... За то в один день придут на нее казни, смерть и плач и голод, и будет сожжена огнем, потому что силен Господь Бог, судящий ее» ( Откр. 16:19, 18:5–8 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Так, Господь наш, наряду с «войнами и военными слухами» (Ср. Мф. 24, 6 ), говорит о всесветных бедствиях, вызванных тем греховным состоянием человечества, которое у апостола Павла обобщенно называется «отступлением» (Ср. 2Фес. 2, 3 ), апостасией. А то, до какой степени распространится это отступление, изъясняют нам – каждый, насколько это открывалось ему свыше, – позднейшие отцы. Мы же на основании их предсказаний и собственных наблюдений можем сказать, что оно к настоящему времени утвердилось во всех областях жизни, и последствия его утверждения не вызывают сомнений. Коль скоро образ и мера предсказанной апостасии осуществились в современном человечестве сполна, то не замедлит и Божие вмешательство. И если, по слову Господа, «ни одна иота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5, 18 ), то исполнится, без сомнения, и то, что в различное время было возвещено свыше верным рабам Его. Подводя итог множеству догадок и опасений относительно судеб мира и человека, спросим о самом главном: в чем опасность эсхатологической перспективы для верных и должны ли они страшиться ее? Мы знаем, что все «ветшающее и стареющее близко к уничтожению» ( Евр. 8, 13 ) и все имеющее начало непременно имеет и конец. Поэтому конечная судьба мира не парадокс, но исполнение предначертанного. Если человек, как частица тварной вселенной, в свое время появляется на свет, достигает зрелости, стареет и умирает, то и все творение, повинуясь велению Творца, в положенные сроки окончит свое бытие. И если срокам этим суждено исполниться в наши дни, кто сможет сему противиться? Но разве истинный конец наш не «жизнь вечная во Христе Иисусе, Господе нашем» ( Рим. 6, 23 )? Да, нас не могут не устрашать чаемые бедствия и пришествие антихриста. Но страх этот – иного рода, чем у тех, кто далек от веры и всецело укоренен в нынешнем веке. Истинно верным страшиться нечего. Устранившись суеты, подчинив себя закону воздержания, они на деле отверглись мира «со страстьми и похотьми» ( Гал. 5, 24 ), твердо содержат в памяти слова апостола, что «ныне ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали», и полностью применяют к себе их продолжение: «итак, отвергнем дела тьмы и облечемся в оружия света» ( Рим. 13, 11, 12 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

В наше время путь блаж. Феодора – путь, заросший травой. Но пусть этот путь, путь полного отречения от земного, слишком высок. Пусть купец остается купцом, чиновник чиновником, земледелец земледельцем, только бы жили, не забывая Господа, не оскорбляя святых заповедей Его. Чем занят век наш? О том только хлопочут, как отыскать новые средства к жизни, и, находя, расточают их безумно; люди как в угаре от жадности к удобствам земной жизни. – «В поте лица твоего будешь есть хлеб твой», таково определение Божье о грешном человеке. Но надобно, чтобы труд твой для земли не был потерянным или во вред для вечности твоей. Ужели для тебя, как и для язычника, и боги и жизнь только на земле? Трудись, работай, но – всегда пред очами Бога, Судии всеведущего и строгого в правде. Не отнимай работой для земли ни времени, ни души твоей у дел служения Господу. Занимайся нуждами земными, но не иначе, как во славу Божью. Иначе, что ждет тебя, если ты пренебрегаешь Владыкою неба и земли? «Господи! кто может пребывать в скинии твоей? кто может обитать на святой горе Твоей? Тот, кто поступает непорочно, творить правду и говорит истину от сердца; – кто не клевещет языком своим, не делает другому зла; – кто клянется ближнему и не изменяет; кто сребра своего не отдает в рост и не принимает даров против невинного» ( Псал.14:1–5 ). «Бесполезно богатство в день гнева, а правда спасает от смерти» ( Прит.11:4 ). «Явилась благодать Божья, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, трезвенно, праведно и благочестиво жили в настоящем веке» ( Тит.2:11, 12 ). 21 ч. Воспоминание о преподобном МАСИМ греке Преподобный Максим, родом грек, по своим великим подвигам, вполне принадлежит св. русской церкви, для которой он остается светильником по своим сочинениям. 107 Получив начальное образование в отчизне в г. Арте, где отец был знатным сановником, Максим, по любви к наукам, путешествовал по Европе: в Париже у знаменитого грека Иоанна Ласкаря, потом во Флоренции и Венеции изучал словесные науки, историю, философию, богословие; основательно узнал языки латинский и древне греческий, познакомился с языками французским и итальянским. По возвращении в отечество, поступил на Афон и здесь в Ватопедской обители принял иночество.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Кто хочет насладиться сверхъестественными дарами и милостями, пусть потщится исполнить заповеди и увидит, что «верен Господь во всех словах Его» ( Пс.144:13 ). 3. Что такое добро и зло и когда они действуют? Добро – это есть Сам Бог и все, что от Него происходит и Его окружает. Добро присутствует в человеке, как до падения, так и после, способствуя совершенствоваться в святости. Это есть так же понятие правильного, разумного начала и их взаимосвязь, то есть полное отсутствие неразумного и худого начала и порчи. Извращение и упразднение всего, что мы описали касательно добра, напротив, является злом. Все, что происходит от него, этого тела смерти, есть части и члены смерти, отец которых диавол-искуситель и его многочисленные орудия. Если добро – бытие и сущность, так как личностно и происходит от Самого Бога, то зло, напротив, сущности не имеет и не есть начало, но возникло, как паразит там, где отсутствовало добро, точно так же, как возникает тьма в отсутствии света. Зло само по себе – не сущее, то есть не существует (самостоятельно – прим. ред.) и поэтому не должно нас пугать и устрашать. Лишь своим нерадением и предательством мы вызываем его к жизни. Это похоже на то, когда мы выключаем свет и нас окутывает тьма. Слово Божие, будучи Сам Истиной, свидетельствует: «Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает» ( Мф. 12:30 ). То же самое Он имеет в виду, когда призывает нас пребывать вместе с Ним, абсолютным добром: «Пребудьте во Мне, и Я в вас... кто пребывает во Мне, и Я в нем, тот принесет много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» ( Иоан. 15:4–5 ). 4. Как получается, что в одном месте господь говорит «не судите», а в другом «праведным судом судите»? Кто-нибудь может подумать, что здесь возникает разногласие. На самом же деле «не судите» особенно обязывает человека, потому что не имеет он способности видеть вещи, как они есть в действительности. Будучи несовершенным, человек сам всегда несет ответственность за свои ошибки и заблуждения, выводы его ошибочны и односторонни. Только всесовершенному Богу подобает судить по праву. Он, видящий не только внешнюю сторону, но и цель, ради которой совершается что-то, безгрешный и совершенный Бог, ведающий все, прежде чем совершится, и знающий помыслы человека, может выносить безошибочный суд.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Конец покаяния есть по благодати, а не по заслугам нашим, единение с Богом и Отцом и обожение, как то описывает Господь наш: «Как Ты, Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они в Нас» ( Ин. 17:21 ) и «хочу, чтобы там, где Я, и они были со Мною» ( Ин. 17:24 ). Крайняя (наименьшая) степень покаяния – это когда кающийся, сколько бы он ни предавался нерадению, сохраняет правую веру в Бога и не отрекается христианского исповедания. То, что он сохраняет и не отрицается во Христа исповедания, означает, что пребывает он в состоянии покаяния и среди кающихся. Бог же благодатию Своею пребывает с ним, ожидая его пробуждения от тьмы отчаяния. Это состояние засчитывается Божественным милосердием за исповедание веры и, таким образом, Бог, взыскующий обращения больных и немощных, воздвигнет его, потому что тот не предал до конца покаяние. Спасение наше не сделка, но вопрос веры и исповедания Того, Кто туне спасает верующих в Него и ожидающих Его неизреченного к ним сострадания и человеколюбия. 8. Что такое молитва, какой она должна быть, и каковы ее плоды? Молитва есть основное средство, что соединяет все разумные существа с их Создателем Богом. Она будет и в новой жизни их основным занятием и обязанностью. Молитва есть непосредственная связь и постоянное средство общения ангелов и людей с Богом. Молитва – это выход из бренных наших оков в область бесконечного, она выводит нас за те жалкие пределы, которыми мы ограничены, и дает ощущение безграничного и сверхъестественного. Исчезают пространство, место, образ, и мы ощущаем действие Божественных свойств. Если мы и хотим описать природу и сущность этого вышеестественного дара, то понимаем, что этот труд превосходит наши силы. Ограничимся лишь описанием того, как в нас действуют ее результаты и плоды. Настолько величествен этот Божественный дар тварным существам, что и Сам Дародатель прибегал к молитве, пребывая в нашем тленном мире. Апостол Лука сообщает, что Господь «пробыл всю ночь в молитве к Богу» ( Лк. 6:12 ). Иногда молитва Его была в виде исповеди, иногда как сугубое моление или благодарение и прошение к Начальнику Светов, Отцу; тем самым Господь хотел показать необходимость и значение этого величайшего дара. «Отче! благодарю Тебя, что Ты услышал Меня» ( Ин. 11:41 ), «Отче Святый! соблюди их во имя Твое... тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели... Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их» ( Ин. 17:11, 12, 20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

«Гнев человека не творит правды Божией», – так характеризует апостол Иаков пагубность гнева ( Иак. 1:20 ). Об этом же свидетельствуют и пророки: «вид человека гневливого неприятен» ( Притч. 11:25 ), «иссохло от печали (гнева – по перев. 70-ти) око мое " ( Пс. 6:8 ). И святые отцы особо подчеркивают: «человек гневливый, если даже он и мертвого воскрешает, неприятен». Если Сам Создатель, Вседержитель и Господь всей твари кроток и смирен, представьте себе, какого предела развращенности и порчи достиг человек, часть творения, став сосудом гнева! Что иное есть гнев, как не состояние безумия, прибежище пагубы, часть и естество диавольское, сама погибель, по сравнению с Богом, Который Вселюбовь? Причины, вызывающие гневную страсть, многочисленны, но сходны между собой и зависят друг от друга, поскольку связывает их корыстолюбие и себялюбие. Где торжествует гибельный эгоизм, там обязательно присутствует и его тень – гнев. Себялюбие состоит из двух частей: материальной (телесной) и духовной (психической). Отсюда рождаются оба вида страстей, как телесные, так и душевные. Почему же возникает гнев? Да потому, что на пути себялюбия возникают препятствия. В ком правят бессмысленные влечения и наслаждения, у злобных и порабощенных плотскими страстями гнев вызывается страхом лишиться возможности к их удовлетворению. То же самое случается и с пленниками душевных страстей: тщеславия, эгоизма, гордости, честолюбия и других. Все это – движущие силы и орудия гнева, который отделяет нас от совершенной Любви и Жизни – Бога, и уготовляет нам смерть и место в аду с сатаной. Господь, Воскресение наше и жизнь, предлагает нам искупление и свободу, научая нас подобающему поведению: «снисходя друг ко другу любовью» ( Еф. 4:2 ), «всякому просящему у тебя давай, и от взявшего твое не требуй назад» ( Лк. 6:30 ), «любите врагов ваших, молитесь за обижающих вас и гонящих вас» ( Мф. 5:44 ), «во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» ( Мф. 7:12 ) и «благословляйте, а не проклинайте» ( Рим. 12:14 ). 8. Что такое клевета, и почему мы должны переносить ее?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Следовательно, вера есть для всех нас средство и начало, что связывает нас с нашим настоящим отечеством. Справедливо получали наши предки награды за свою веру. «Поверил Авраам Богу, и это вменилось ему в праведность» ( Рим. 4:3 ). Следующие места из Писаний «Без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15:5 ) и «все можем в Нем» (см. Флп. 4:13 ) указывают на веру как средство связи с Богом. Вера бывает двух видов. Во-первых, есть вера в истины, открытые Богом Церкви, то есть в догматы . Нас это сейчас не занимает. А во-вторых, согласно отцам, есть еще «вера созерцательная». Она нам необходима, чтобы удержаться нам в равновесии, пока находимся в долине изгнания. Удерживающая сила Божия проявляется в виде действия Божественного Промысла, которым Бог сохраняет и удерживает вселенную. Эту силу мы призываем в любой нужде и веруем, что Бог нас услышит. Он, ободряя нас, говорит: «И все, чего ни попросите в молитве с верою, получите» ( Мф. 21:22 ), «если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему» ( Мк. 9:23 ) и «вера твоя спасла тебя» ( Мф. 9:22 ). Итак, вера это, безусловно, спасательный круг в несчастьях, и пусть никто не пренебрегает им никогда. Веруя в отеческий Промысл Бога, Который говорит: «Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам» ( Мф. 7:7 ), мы призываем усердно Его и справляемся со всеми трудностями, что нас обступают. 7. Какая связь между мужеством и верой? Господь, как мы уже упоминали выше, указывает, что «все возможно верующему» ( Мк. 9:23 ). Тем из нас, кому необходимо мужество в предстоящей борьбе, должно глубже укрепляться в своей вере. Она – источник мужества, как и мужество укрепляет ее в свою очередь. Имеет смысл подробно рассмотреть, что такое мужество, потому что это наша сила к действию. Веруя в наше будущее восстановление и бессмертие, нам необходимо кроме того самим подвигом исповедовать эту нашу веру. В трудные моменты жизни, когда мы страдаем от собственного бессилия или испытываем нестроения, либо подвергаемся нападкам от сатаны, воюющего на нас непрестанно, единственное наше оружие и помощь, что у нас остается – это мужество. Результат наших личных усилий, оно побуждает нас к битве и бодрствованию.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Правда Божия, как и другие свойства Бога, совершенна, и мы познаем ее по двум ее действиям: гармонии и равновесию и продолжающейся всеохватывающей любви Бога. Если мы даже нарушаем заповедь и долг свой, Бог не отнимает от нас Своей удерживающей и промыслительной любви, не переставая печься о нас, так как, по апостолу Павлу, Божественные Его милости неистощимы. Правда Божия реализуется различными путями. Псалмопевец и искусные в ведении невидимой брани святые отцы сообщают нам об этом довольно много. Если человек внимает себе, он в своей жизни может предвосхитить действие Правды Божией. Но для этого он должен загладить свое прегрешение покаянием и многими трудами, пропорционально тому сластолюбию, которому предался, нарушив заповедь. «Призри на страдание мое и изнеможение мое, и прости все грехи мои» ( Пс. 24:18 ). «Колена мои изнемогли от поста, и тело мое лишилось тука» ( Пс. 108:24 ). «Я ем пепел, как хлеб, а питие мое растворяю слезами» ( Пс. 101:10 ). «Я ходил скорбный, с поникшею головою, как бы оплакивающий мать» ( Пс. 34:14 ). «Не будь безмолвен к слезам моим» ( Пс. 38:13 ). «Ибо беззакония мои я сознаю, и грех мой всегда предо мною» ( Пс. 50:5 ). Нарушение этических законов в нашей личной жизни или законов природы в окружающем нас мире влечёт двойную вину, согласно законам всеобъемлющего Промысла, с помощью которых Бог хранит и удерживает творение. Противная здравому смыслу порча естества, произошедшая от неосторожности и безразличия, есть один из видов этого нарушения. Другой вид – противоестественное сластолюбивое удовлетворение страстной части нашего существа есть развращенность. Потому в обоих случаях необходимо вмешательство Правды Божией для восстановления равновесия. Именно эту величайшую точность, с каковой осуществляется Правда Божия, имеет в виду Господь наш, когда говорит, что «ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» ( Мф. 5:18 ). Если даже «всякое преступление и непослушание получало праведное воздаяние» ( Евр. 2:2 ), что нам еще нужно знать, чтобы убедиться в безпристрастности Правды Божией? На эту тему есть следующее изречение святых отцов: «Если не хочешь страдать, научись не поступать худо!» Куда яснее сказано. Неусыпное око всеобъемлющего Промысла Божиего безошибочно с помощью Правды, как прилично Богу, наблюдает за Своим творением, насколько бы непостижимым нам это ни казалось. 11. Что такое Промысл Божий и как он проявляется в нашей жизни?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010