Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Иверские преподобномученики. Икона. XX в. (Афонские) (пам. 13 мая, 10 окт. вместе с Ватопедскими и Зографскими преподобномучениками, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), насельники груз. Иверского монастыря на Афоне, пострадавшие от униатов в 1275 г. (по др. источникам, в 1276 или 1280). Сведения о них содержатся в «Сказании о 26 Зографских мучениках» (РГБ. Григор. 1706, XVI в. Л. 19б - 22; Повесть о нашествии папистов. 2002). В источнике описываются события, связанные с заключением Лионской унии между Зап. и Вост. Церквами 6 июля 1274 г., после чего визант. имп. Михаил VIII Палеолог отправил послание папе Римскому, прося помощи в борьбе с болг. царем. Однако, как передает составитель Афонского патерика, «западные государи-католики ополчились и решились идти в Константинополь не столько на помощь, сколько на погибель» (Там же. С. 234). По пути они пришли на Афон, стремясь склонить к унии и афонских насельников. Монахи Великой Лавры через отлученного священника приняли унию. В Иверском мон-ре униаты встретили сопротивление; ок. 200 старейших монахов были утоплены в море вместе с монастырским кораблем, молодые проданы в рабство «иудеям в Италии» (Там же. С. 235). Следующими были замучены монахи Ватопеда (см. ст. Ватопедские мученики ) и Зографа (см. ст. Зографские преподобномученики ), после чего «беззаконные латиняне рассеялись по всей Святой горе... все было разрушено или предано огню, а имущество разграблено». Монахи Ксиропотама встретили униатов с «ветвями в руках» и приняли в качестве дара «часть награбленных богатств», после чего случилось землетрясение и многие погибли. Уцелевшие униаты вернулись на суда и поплыли в К-поль; нек-рые остались на Афоне и приняли монашество (Там же. С. 243-244). Большинство болг. ученых (М. Живоинович, И. Божилов, И. Вишенский, К. Павликянов и др.) оспаривают историческую основу «Сказания...», считая, что афонское предание базируется на фольклорных сюжетах и на фактах из истории лат. власти над Св. Горой (1204-1224), нападений каталонцев (нач. XIV в.), войн между Болгарией и Византией (кон. XIII в.) и др.

http://pravenc.ru/text/293363.html

был принят старцем Парфением в Благовещенскую келию. 13 авг. направляет письмо в К-поль Патриарху Иоакиму III с просьбой защитить имяславие. В то же время противники имяславия также обращаются к Патриарху. 12 сент. посланием Патриарха Иоакима афонским инокам запрещается чтение кн. «На горах Кавказа» всем живущим на Св. горе, послание содержит предупреждение тем, кто распространяет «это бессмысленное и богохульное учение, смущает Св. гору», к ним «приняты будут со стороны Церкви строжайшие меры». А. делает разбор послания и направляет его Патриарху (История афонской смуты. С. 71, 76-77). Он направляет обер-прокурору Святейшего Синода жалобу на архиеп. Антония, с благословения к-рого на страницах «Русского инока» печатались статьи против имяславцев, в т. ч. и самого архиепископа. В янв. 1913 г. А. принял активное участие в низложении и изгнании игум. Андреевского скита Иеронима и избрании игуменом архим. Давида. Ватопедский мон-рь , к-рому был подчинен скит, не признал выборы законными, А. было предложено покинуть скит. (О дальнейшем развитии событий в скиту, называемых в лит-ре «афонской смутой» или «афонским восстанием», см. в ст. « Андрея Апостола скит» .) В марте 1913 г. в издании «Религиозно-философской библиотеки» мч. Михаила Новосёлова выходит в свет «Апология» А. с неподписанным предисловием («От редакции») свящ. Павла Флоренского и включенным в него письмом М. Д. Муретова . В опубликованной вскоре ст. «Афонская смута» С. В. Троицкий сближает взгляды, высказанные в «Апологии», со взглядами варлаамитов , обвиняет А. в неточном прочтении отцов Церкви; «добросовестным недоразумением,- пишет он,- следует считать все ссылки Апологии (см. главы IV, с. 55, и V) на тексты из писаний о. Иоанна Кронштадтского (С. 39, 55-56), св. Симеона Солунского (С. 56-59), Игнатия и Каллиста Ксанфопула и др., говорящих на самом деле не об объективном тождестве имени с Богом, а о субъективном отождествлении именования с именуемым лицом в молитве, в призывании Господа». Это недоразумение, считает Троицкий, явилось исходным пунктом афонской смуты (Афонская смута.

http://pravenc.ru/text/115940.html

В нек-рых Поместных Церквах (в частности, в Антиохийской, Элладской и Румынской) одним из условий К. подвижников является срок не менее 50 лет от кончины святого. Это правило имеет целью оградить живых родственников святого от тщеславия, а также обстоятельнее изучить жизнь подвижника. Нетление или благоухание мощей не является обязательным условием К. Согласно выводам Голубинского, мощами святых не всегда признавались совершенно не тронутые тлением тела; почитались как мощи и останки, отчасти подвергшиеся тлению, кости, частицы костей и даже прах святых ( Голубинский. 1903. С. 31-39). Нетление мощей может быть лишь одним из свидетельств святости. Более того, в некоторых традициях, в частности на Св. Горе Афон, нетление останков усопшего рассматривается как признак его неправедной жизни. По обычаю Св. Горы, тело умершего монаха предается земле и откапывается через 3-4 года после погребения. По цвету костей принято судить о загробной участи усопшего: если плоть умершего истлела, а кости имеют светлый желтоватый оттенок, усопший считается угодившим Богу и его кости помещаются в кимитирий (костницу), в противном случае останки вновь закапываются и об усопшем совершается сугубая молитва. Наличие благоухания от костей иногда является на Св. Горе достаточным условием для К. монаха. Так, в 1840 г. в Ватопедском мон-ре при совершении строительных работ были обретены кости неизвестного подвижника, от к-рых исходило благоухание. Ватопедцы наименовали подвижника Евдокимом и установили празднование обретению его мощей (Афонский Патерик. СПб., 1860. Ч. 2. С. 498-505). Наличие между святыми, жившими в одну и ту же эпоху, разногласий и споров по тем или иным вопросам, не затрагивавшим самих догматов веры, и даже иногда имевшее место разделение в евхаристическом общении между ними не являются непреодолимым препятствием к К. этих святых. В эпоху гонений 20-30-х гг. ХХ в. в Русской Церкви мученическую кончину претерпели в т. ч. лица, которые пребывали в разделениях. Поэтому Синодальная комиссия по канонизации святых при Синоде РПЦ, рассматривая вопрос о К. этих лиц, выработала особые критерии ( Ювеналий (Поярков) 1996. С. 53-59).

http://pravenc.ru/text/1470233.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КУКУЗЕЛИССА» ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ [Греч. αναγα Κουχουζλισσα], чудотворный образ, находящийся в Лавре св. Афанасия на Афоне (празд. 1 окт., по др. источникам - 21 нояб., в день Введения во храм Пресв. Богородицы). Название икона получила по имени визант. певчего, монаха Лавры прп. Иоанна Кукузеля (кон. XIII - до 1341). С Житием прп. Иоанна Кукузеля связан лит. сюжет (Чудо Богоматери об Иоанне Кукузеле) о даровании преподобному Пресв. Богородицей награды за усердие и талант - золотой монеты. Существуют различные версии этого сюжета. Традиционная, наиболее пространная изложена в сб. «Вышний покров над Афоном, или Сказания о святых чудотворных на Афоне прославившихся иконах» (М., 1902, 1992р. С. 35-42) и воспроизводит текст Агапия Критянина (Ландоса) из сб. «Hamartolon soteria» (Benetia, 1641). Там говорится о явлении прп. Иоанну после исполнения им Акафиста в субботу 5-й недели Великого поста Пресв. Богородицы, Которая вручила золотую монету в качестве залога Своего благоволения. В другой версии главным действующим лицом является не Богородица, а Ее икона, перед которой читался Акафист («Сказание святым иконам», списки не ранее XVIII в., публ.: Каган-Тарковская М. Д. Повесть о Ватопедском мон-ре//Груз. и рус. средневек. литературы. Тб., 1992. С. 102). В обоих случаях прп. Иоанн привешивает полученную монету к иконе, которая с этого момента начинает чудотворить, в частности излечивает Кукузеля от телесной немощи. Упоминание в легенде о монете-подвеске на чтимом образе (известный в т. ч. на Афоне обычай прилагать к иконе в знак благодарности или обета привесы) дает основание считать «генеалогически старшими» версии, в которых прп. Иоанна вознаграждает Пресв. Богородица через Свою икону. Икона Божией Матери «Кукузелисса» (лавра св. Афанасия на Афоне) Икона Божией Матери «Кукузелисса» (лавра св. Афанасия на Афоне) Сюжет об этом чуде есть и в др. источниках, не связанных с Афоном.

http://pravenc.ru/text/2462215.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ДЕСТУНИС Дестунис Гавриил Спиридонович, (16.03.1818, С.-Петербург - 19.03.1895, там же), рус. византинист греч. происхождения. Сын С. Ю. Дестуниса . В 1818-1826 гг. жил в Турции и Италии, где его отец служил в российских дипломатических представительствах. В 1834 г. поступил в С.-Петербургский ун-т, где изучал греч. словесность, его учителями были акад. Ф. Б. Грефе (один из основателей школы классической филологии в России) и исследователь античности М. С. Куторга . В 1838 г. Д. окончил университет со степенью кандидата. По ходатайству Куторги ему была предоставлена возможность отправиться в командировку за границу, однако из-за слабого здоровья поездка откладывалась 8 лет. После пребывания в 1846-1847 гг. в Афинах греческий язык и история Греции стали предметом его изучения. В 1848 г. Д. поступил на службу в Азиатский департамент МИД в качестве переводчика с греч. языка. Вскоре он был приглашен преподавать новогреч. язык в Ин-т вост. языков, а также начал читать курсы всеобщей и рус. истории в Александровском и Павловском жен. ин-тах. С сер. 50-х гг. активно сотрудничал с различными учреждениями АН, установил научные контакты с акад. А. А. Куником , подготовил ряд изданий по византиноведению (Исторические сказания инока Комнина и инока Прокла о разных деспотах Эпирских и о тиране Фоме Прелумбове Комнине, деспоте: Пер. с греч. СПб., 1858; Ватопедский снимок Птолемеевой географии; Мат-лы для рассмотрения вопроса о следах славянства в нынешнем греч. языке. СПб., 1860, и др.), готовил издание переводов своего отца. К 50-м гг. относятся и первые историко-этнографические работы Д. (Очерк клефтского быта//Геогр. вестн. 1855. 3. С. 27-46; Очерки Константинополя//Вестн. Имп. РГО. 1857. Кн. 1. Отд. 3. С. 1-11; Кн. 2. Отд. 3. С. 5-36, и др.). Подъем интереса к лит-ре, культуре и истории Византии в России позволил Д. при поддержке Куторги в 1859 г. обратиться в ун-т с предложением организовать кафедру визант. древностей и лит-ры и новогреч. языка. Решение о создании кафедры было принято 15 марта 1860 г., 23 сент. того же года Д. прочел вступительную лекцию «О значении византийской образованности». В 1860-1861 гг. им была прочитана значительная часть разработанного им курса визант. древностей и лит-ры, но с закрытием ун-та (1861) лекции Д. прекратились. Они возобновились в 1864 г., когда Д. получил место приват-доцента (26 авг. 1864). В 1865 г. стал д-ром греч. филологии, в 1867 г. избран экстраординарным профессором по кафедре греч. филологии, вскоре назначен ординарным профессором. В 1879 г. Д. был избран профессором еще на 5 лет, но не смог воспользоваться этим правом и через неск. месяцев отказался от преподавания из-за ухудшения здоровья. После отставки он остался почетным членом Совета ун-та и принимал активное участие в его заседаниях, обсуждении византиноведческих исследований, продолжал научную работу.

http://pravenc.ru/text/171757.html

В 17 веке известны песнотворцы: 1) Нафанаил митрополит Никейский, сочинивший киноник и нотный урок; 2) современник его Ипатий, писавший причастны, и 3) ученик Ипатия протопсалт Хризафи, составивший „урок похвальный“ на Пасху и похвальное пение патриарху Иерусалимскому Нектарию. В то же время пели и слагали мелодии: 4) Мануил Лампадарий и 5) ученик его монах Герасим. Позднее их жили: 6) дидаскал иерей Константин Флакки и 7) ученик его композитор Героном Трагудисти; 8) Баласий, священник и номофилакс Константинопольский, переписавший в 1674 г. нотную книгу Παπαδικη (поповку), содержащую „церковные песнопения всего года без канонов и самогласпых“. К собственным его мелодиям принадлежат: полиелей „Благословен Господь“, „Всякое дыхание“, славословие и херувимская песнь. 9) Другой Баласий – номофилакс Солунский; 10) Герман, еп. Неопатрский, написавший нотный обиход и положивший на ноты: славословие великое и херувимскую песнь; 11) ученик его Косма Афоно-Иверит, внесший его мелодии в свой обиход в 1689 г. и составивший „Всякое дыхание“ и славословие; 12) Дамиан иеромонах Ватопедский, сочинивший причастен и нотные ирмосы. 13) На рубеже 17 и 18 века Константинопольский песнотворец иеромонах и сакелларий Храли сочинил, а Петр Берекет улучшил нотное многолетие (полихронисмос) Русскому Царю Петру Великому с продолжительным финалом, выпеваемым звуками: то-то-то-ре-ри-ре-те-ре-ре-ри-то-рем-те-ре-рем. Сверх того, в нотных рукописях: Ватопедской 1674 года и Синае-Джуванийской 1689 г. упоминаются еще следующие неизвестные в предшествующих веках песнотворцы: 14) Геннадий из Анхиала, 15) Мануил Гази, 16) Лалуций, 17) Мельхиседек Редестин, 18) Мануил Влатир из Солуня, 19) Панкратий иеромонах, доместпк Иверского монасныря, 20) Паисий иеромонах, 21) Арсений иеромонах, 22) Афанасий иеромонах Иверит, 23) Сиропул, 24) Климент Лесбосец, 25) Георгий Панарет, 26) Иоасаф новый Кукузель, 27) Афанасий иеромонах Фессалиец, 28) Митрофан иеромонах, 29) Гавриил епископ Афонского городка Иериссо, 30) Арсений микрос, он же и Арсенаки, 31) Георгий протопсалт Ганский, 32) Малахия монах, 33) Афанасий митрополит Тирновский.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Voznesen...

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых  Ukoha Пресвятой Богородицы " Елеоточивая (Элеовритисса) " Описания иконы Описание иконы Пресвятой Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса) Икона Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса) находится в Ватопедском м-ре на Афоне. День празднования 17 ноября (с. ст.)/30 ноября (нс) Икона находится в хранилище масла монастыря. По преданию во время неурожая на Афоне и, появившегося вследствии этого голода, Богородица сама наполняла цистерны маслом и вином.... Чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой, находится в Ватопедском м-ре. Однажды, когда должность дохиара в этой обители занимал преподобный Геннадий, случился недостаток в масле, так что оставался всего один сосуд с маслом. Желая сохранить эти остатки для церковных лампад, прп. Геннадий перестал давать братии масло, но игумен обители, твердо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать братии масло. Дохиар повиновался воле игумена. После этого прп. Геннадий вошел однажды в дохиарную, в уверенности найти пустым сосуд, из которого он брал масло, но, к своему удивлению, увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из [...] Описание иконы Елеоточивая (Элеовритисса) из книги Е. Поселянина Источник: Книга " Е. Поселянин. Богоматерь. Описание Ее земной жизни и чудотворных икон " На Афоне, в Ватопедской обители, однажды случился недостаток масла. Должность дохиара в монастыре занимал в это время преп. Геннадий, который, желая сохранить небольшой остаток масла для церковных лампад, не стал давать масла братии для монастырской трапезы. Но игумен твердо уповал на Божественную помощь и велел этому келарю дать масло инокам. Дохиар, повинуясь воле своего игумена, вошел в кладовую в уверенности найти здесь пустым тот сосуд, из которого он брал масло. Но каково же было его удивление, когда он увидел, что сосуд совершенно полон масла. Все тогда прославили Богоматерь перед Ее иконой за посланное утешение в монастырском недостатке. С тех пор «Елеоточивая» икона стоит неподвижно в дохиарной Ватопедской обители и от нее неистощимо исходит дивное благоухание. Некоторые эту икону называют Келарницею; до чудесного же события она называлась Одигитрией, т. е. Путеводительницей. Богослужебные тексты (молитвы, тропари, кондаки, величания, акафисты) В этом разделе записей пока нет. Описание: Изображение иконы Божией Матери Елеточивой, находящейся на св. Афонской горе в Ватопедском монастыре. Хромо-лит. А. Стрельцова. М., 1882. 36,5 х 26,5 (изобр.); 45 х 32,5 (л.) см. РГБ. Файл 35053.jpg:   Размер: 1080x1461, 1.58 MPix, 509 Kb. Дата: 2020-10-17, анонимно. Рейтинг изображения: 3 (91) , (1) .

http://pravicon.com/icon-539

Описание иконы Пресвятой Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса) Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Описание иконы Пресвятой Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса) Эта страничка относится к разделу   Икона Пресвятой Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса) Икона Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса) находится в Ватопедском м-ре на Афоне. День празднования 17 ноября (с. ст.)/30 ноября (нс) Икона находится в хранилище масла монастыря. По преданию во время неурожая на Афоне и, появившегося вследствии этого голода, Богородица сама наполняла цистерны маслом и вином.... Чудотворная икона Божией Матери, называемая Елеоточивой, находится в Ватопедском м-ре. Однажды, когда должность дохиара в этой обители занимал преподобный Геннадий, случился недостаток в масле, так что оставался всего один сосуд с маслом. Желая сохранить эти остатки для церковных лампад, прп. Геннадий перестал давать братии масло, но игумен обители, твердо уповая на помощь Пресвятой Богородицы, велел ему давать братии масло. Дохиар повиновался воле игумена. После этого прп. Геннадий вошел однажды в дохиарную, в уверенности найти пустым сосуд, из которого он брал масло, но, к своему удивлению, увидел его полным, так что масло даже переливалось через края сосуда и текло из дверей дохиарной. Все прославили и возблагодарили Царицу Небесную за чудо Ее неизреченного милосердия. С тех пор икона Богоматери, называемая Елеоточивой, стоит неподвижно в дохиарной, и от нее неистощимо исходит благоухание дивное. Эту икону иные называют Келарницею, а до этого чудесного события она называлась Одигитрия-Путеводительница. Икона имеет небольшие размеры (28x22 см), датируется XIV в. Статья опубликована участником [ tol ] 2012-05-30. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Икона Пресвятой Богородицы Елеоточивая (Элеовритисса) " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-698

Тогда монах пришел в себя и воскликнул: – Да что же я делаю? Иду ли я спасти их или же погибнуть вместе с ними? Если Бог заботится о них, то чего же хочешь ты, ничтожный монашек? И он вернулся назад в свою каливу. Старец принял его с радостью и подивился силе молитвы. В скором времени их посетил житель того же села, земляк монаха. Старец тайком спросил о семье своего послушника. – А, отец, – говорит ему посетитель, – в этом доме произошло большое чудо. Приехал в нашу деревню один наш земляк из Америки, весьма состоятельный, и женился на одной из дочерей, а другой, которая на выданье, дал приданое. Велика была радость в нашей деревне, ведь мы и не надеялись, что сироты эти встанут на ноги. Тогда старец призвал послушника и рассказал ему о чуде Промысла Христова о тех, кто по любви к Нему «отрешается от всего, что имеет» (ср. Лк. 14, 33 ). 42 В «родственные отношения» с братством Ватопеда отца Ефрема поставляло то обстоятельство, что старцем и наставником собравшихся и подвизающихся в этой обители иноков стал автор настоящей книги отец Иосиф, его духовный брат. 44 Зилот (греч. ζηλωτ ς – ревнитель, приверженец) – так в Греции называются старостильники, отвергшие календарную реформу 1924 года, проведенную в жизнь патриархом Константинопольским Мелетием (Метаксакисом). 45 Карея (от греч. Καρυς – «ореховые деревья») – административная столица Святой Горы, лежащая почти в самом цент-ре Афона. Здесь находится Кинот – высший орган самоуправления Святой Горы, состоящий из представителей всех афонских обителей, по одному от каждого монастыря. В Киноте обсуждаются и решаются общие дела Афона, составляются акты и заключаются договоры между обителями. 50 «Евергетинос» (греч. « Εεργετις – «Благодетельствующий») – сборник житий и поучений сотен пустынных отцов, в XVIII в. подготовленный к изданию преподобным Никодимом Святогорцем (1749–1809). Эта онтология названа по имени своего составителя, Павла Евергетидского ( XI в.), основателя и игумена монастыря Богородицы Евергетиды (Благодетельницы) в Константинополе.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

2003), однако его атрибуция П. Л. и полная характеристика впервые были сделаны Бобровым. Шибаев обнаружил список Повести о Ватопедском монастыре (помещенной вместе со Сказанием «Об основании Дохиарского монастыря»), переписанный самим П. Л. вместе с кирилловским книжником Евфросином в его сборнике (РНБ. Кир.-Бел. 22/1099), и атрибутировал оба сочинения П. Л., датировав работу над ними 60-ми гг. XV в. ( Шибаев. 2008). Д. М. Буланин по поводу такой атрибуции заметил, «что велик соблазн» ее принять (см.: Буланин. 2012. С. 457-458). В этом Евфросиновском сборнике помещена также ст. «От Странника», куда в описанный маршрут из Москвы до Святой земли вставлено сообщение о 3 святогорских иконах (см.: Федорова И. В. «От Странника»: Путев. по Св. земле и Афону в сб. книгописца Ефросина//КЦДР: Кирилло-Белозерский монастырь. СПб., 2008. С. 183-192). Буланин предположил, что это сообщение могло появиться при участии П. Л. «Слово избрано от святых писаний, еже на латыню, и сказание о составлении осмаго собора латыньскаго, и о извержении Сидора Прелестнаго, и о поставлении в Русской земли митрополитов, по сих же похвала благоверному великому князю Василию Васильевичу всея Руси» - публицистическое сочинение, написанное в 1461-1462 гг. Оно состоит из 2 частей: 1-я, являющаяся переработкой «Повести о осьмом соборе» Симеона Суздальского, направлена против Флорентийского Собора и унии восточнохристианской и Римско-католической Церквей; 2-я посвящена истории поставления на Руси митрополитов и обосновывает законность избрания Собором рус. епископов Московского митр. Феодосия. Завершается «Слово...» похвалой вел. кн. Василию Васильевичу. Создание «Слова...» относят к периоду между возведением в Московские митрополиты Феодосия (3 мая 1461) и кончиной Василия II (27 марта 1462). Относительно атрибуции сочинения в лит-ре единого мнения не сложилось (см.: Новикова О. Л. Формирование и рукоп. традиция «Флорентийского цикла» во второй пол. XV - первой пол. XVII в.//ОФР. 2010. Вып. 14. С. 72-75).

http://pravenc.ru/text/2579870.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010