Скачать epub pdf 1. Призвание первых учеников Начало служения Иисуса ознаменовано тем, что Он собирает вокруг Себя группу учеников. О том, как это происходит, Иоанн и синоптики рассказывают по-разному. Мы уже говорили, что после искушения в пустыне Иисус не сразу отправился на проповедь, а сначала вернулся к Иоанну Крестителю на Иордан; это явствует из Евангелия от Иоанна. Из него же мы узнаем о том, что Своих первых учеников Иисус обрел в общине учеников Иоанна Крестителя: На другой день опять стоял Иоанн и двое из учеников его. И, увидев идущего Иисуса, сказал: вот Агнец Божий. Услышав от него сии слова, оба ученика пошли за Иисусом. Иисус же, обратившись и увидев их идущих, говорит им: что вам надобно? Они сказали Ему: Равви, – что значит: Учитель, – где живешь? Говорит им: пойдите и увидите. Они пошли и увидели, где Он живет; и пробыли у Него день тот. Было около десятого часа ( Ин. 1:35–39 ). Евангелист затем поясняет, что один из двух, слышавших от Иоанна об Иисусе и последовавших за Ним, был Андрей, брат Симона Петра ( Ин. 1:40 ). Кто был другой ученик, оставшийся неназванным? У нас есть все основания полагать, что это был сам Иоанн, автор четвертого Евангелия. Для такого предположения есть несколько причин. Апостол Андрей Первозванный, Икона. Афон. Ватопедский монастырь. XVb. Во-первых, рассказ написан с подробностями, выдающими очевидца событий. Два ученика появляются в самом начале рассказа. Они слышат, что говорит об Иисусе Предтеча. Они идут за Иисусом и задают Ему вопрос, не несущий, казалось бы, никакой богословской нагрузки. Сами по себе ни этот вопрос, ни ответ Иисуса, ни упоминание о том, что какие-то два ученика зашли к Нему в дом, не заслуживали бы включения в Евангелие, если бы весь рассказ не был для автора повествования драгоценным воспоминанием о своей первой встрече с Учителем. Замечание было около десятого часа выдает человека, который помнит весь эпизод до мельчайших подробностей. Во-вторых, анонимный ученик впоследствии не раз появляется в Евангелии от Иоанна. Как мы говорили выше, церковная традиция отождествляет безымянного ученика ( Ин. 1:40; 19:35 ), он же другой ученик ( Ин. 20:2–4, 8 ), он же ученик, которого любил Иисус ( Ин 13:23; 19:26; 20:2; 21:7,20 ), с Иоанном Зеведеевым, братом Иакова.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Скачать epub pdf ПРАВО БОЖЕСТВЕННОГО СЫНОПОЛОЖЕНИЯ «Кто Мне служит, Мне да последует; и где Я, там и слуга Мой будет» ( Ин.12:26 ). Через Свое воплощение Бог Слово стал и «Сыном Человеческим», единосущным нам. Все то, что исполнилось в Его земной жизни, должно быть осуществлено применительно ко всему роду человеческому. Если во Иисусе Христе, по словам апостола Павла, «обитает вся полнота Божества телесно» ( Кол. 2, 9 ) и Он Сам является мерой всего, то надлежит согласиться, что все, утверждаемое нами относительно человечества Христа, свидетельствует о полноте возможностей нашей собственной природы. Стало быть, справедливо и истинно написано, что «тем, которые приняли Его,... дал власть быть чадами Божиими» ( Ин. 1, 12 ). В нас, которым «Он должен был во всем уподобиться» ( Евр. 2, 17 ), хотя и был по сущности Богом, Христос не умаляет способности следовать Его примеру. Он говорит: " Дерзайте, Я победил мир» ( Ин. 16, 33 ). Какой «мир»? Здесь подразумевается то его состояние, которое «лежит во зле», закон повреждения, ветхий человек, и все, что приводит к тлению и смерти. Мир был побежден не волшебством или одной лишь Божественной властью, без участия человеческой воли. Он присно побеждается добровольной борьбой, противостоянием злу. Сперва должна проявиться наша собственная воля, и уже потом – действие благодати. «Побеждающему дам сесть со Мною на престоле Моем, как и Я победил, и сел с Отцем Моим на престоле Его» ( Откр. 3, 21 ). Важна наша собственная твердость в подвиге. «Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища кого поглотить. Противостойте ему» ( 1Пет.5:8–9 ). Но современный человек поверг себя во мрак безначалия и отказался от всякой попытки противостоять падению. Даже свою обязанность бежать от греха он рассматривает как посягательство на свою свободу, и именно поэтому торжествует враг наш диавол! Есть строгое мерило для жизни каждого человека – преисполненная добродетелей жизнь Спасителя, и тем самым «заграждаются всякие уста, и весь мир становится виновен перед Богом» ( Рим. 3, 19 ). Добровольное нарушение человеком Божественной воли имело своим следствием отпадение от Бога. Человек виновен вдвойне: перед естественными законами человеческого существования, которое с момента своего возникновения зависит от Первопричины нашего бытия, и перед Богом – нашим Отцом и Создателем, Которого мы оскорбили и Которым пренебрегли.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Фото: pixabay.com Войны, катастрофы, убийства — почему мы привыкли к смерти? И как относится к ней христианин 4 июля, 2021 И как относится к ней христианин Фото: pixabay.com Тяжело пережить смерть близкого человека, особенно если он скончался скоропостижно. Игумен Ватопедского монастыря на горе Афон архимандрит Ефрем размышляет о том, что значит скоропостижная смерть и как помочь усопшим. Архимандрит Ефрем Ватопедскии «Смерть — результат грехопадения» В наше время, в век стремительного развития науки и технологий, взаимопроникновения культур и кризиса моральных ценностей, люди стараются не произносить слово «смерть», а все, что напоминает о ней, игнорируется и тщательно маскируется. Современный человек воспринимает смерть как что-то ужасное, как потерю — не зря об умершем мы печально говорим, что потеряли его. И пока человек не научится правильно относиться к смерти, он так и будет бояться, избегать мыслей о ней, превращая свою жизнь в сплошной невроз, лишенный смысла. Остановка сердца, гибель головного мозга — так называемая биологическая и клиническая смерть — не являются естественным состоянием и происходят не по желанию Бога. Бог не создал смерть (Прем.1:13). Она проникла в падшую человеческую природу через первородный грех и действует подобно паразиту. Смерть является результатом грехопадения. «Ибо в день, в который ты вкусишь от [древа], смертью умрешь» (Быт.2:17). Вспомним и слова апостола Павла: « Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков,  потому что  в нем все согрешили» (Рим.5:12).  Итак, смерть есть результат первородного греха, проникшего в человеческую природу, а через нее — и во все творения. «Чем выше духовное состояние человека, тем меньше он боится смерти» Всеблагой Господь позаботился о том, чтобы человеку был неведом его смертный час. Святые отцы объясняют это тем, что если бы мы знали день своей смерти, то постоянно бы грешили, забыв о добродетели. А неизвестность смертного часа держит нас в боевой готовности. «Итак, бодрствуйте, ибо не знаете, в какой час придет ваш Господь» (Мф.24:42). Эти слова относятся как ко Второму пришествию Христа, так и к смерти.

http://pravmir.ru/vojny-katastrofy-ubijs...

старец Иосиф Ватопедский Содержание Учение Господа нашего об антихристе и кончине века...     «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» (Мф. 24:3).    Ибо чуть раньше, указывая Наставнику на великолепие храмовых зданий, услышали от Него: «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» (Мф. 24:2). Когда же после такого пророческого ответа дерзнули вопросить о грядущем, в особенности же о Втором и славном Его Пришествии, Господь, открывая с высоты Своего ведения то, чему надлежало быть, прежде всего остерег их: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24:4). Всеведец знал замыслы древнего змея-сатаны, ибо тот, сам весь прельщение и обман, прибегнет к ним и тогда как к привычному средству.    Через Своих посланников и вестников — пророков, праведников и святых Ангелов — Господь непрестанно обращался к человеку и до «устроения полноты времен» (ср. Еф. 1:10), когда наконец явился в облике смирения Сам, чтобы обновить и спасти его. Но человекоубийца-диавол и после того не оставляет своих козней, всевая в среду христиан плевелы и засылая к ним лукавых делателей. Имея вид просветителей и наставников, они производят ереси и распространяют всевозможные заблуждения, чтобы удалить людей от истинной веры. И как Господь наш, не довольствуясь многообразной помощью верным Своим рабам, пришел Сам и совершил дело нашего спасения, так и обманщик-диавол, помимо великого множества пороков и соблазнов, напоследок явит главное свое орудие — «беззаконника» (Ср. 2 Фес. 2:8) и «сына погибели» (Ср. 2 Фес. 2:3), воплощение всякой неправды и пагубы, полноту и верх всех зол, когда-либо выпадавших на долю многострадальной земли. Это и будет антихрист — последнее звено в богопротивном замысле сатаны.    Конечно, ученики еще не были готовы постичь всю глубину эсхатологической перспективы, раскрытой Спасителем. Но всеблагой Господь, Который обращался не только к апостолам, но, по собственному Его слову, «говорил всем» (ср. Мк. 13:37), а значит, и нам, указал способ защиты от хищных волков в одежде овец и от ложных вестников Второго Пришествия: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» (Мф. 24:4—5). Конечно, последующий текст Матфеева Евангелия нельзя определить как всецело эсхатологический, ибо Господь говорит также о взятии Иерусалима римлянами в 70 г. Р. X. и страшных последствиях этого события. Но оставляя исторический аспект этого повествования в стороне как общеизвестный и бесконечно дорожа пророческим смыслом Откровения, обратимся к главной цели нашего труда — собственно эсхатологии.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3415...

Осуждение обнажает мою болезнь, оно моментально показывает, что у меня имеется чрезмерное себялюбие, чрезмерная зацикленность на себе, чрезмерный недостаток самопознания – проще говоря, у меня слишком ложное представление о себе. На это указывает осуждение. И если я буду продолжать постоянно делать это, то пожну последствия, заключающиеся в том, что Бог поставит меня туда, где я воображаю, будто бы нахожусь, и я, естественно, сразу же упаду, потому что не это мое естественное место. Другими словами, я понесу последствия этого ошибочного отношения, которое является ошибочным отношением к Богу. Осуждение обнажает мою болезнь, оно показывает, что у меня ложное представление о себе «И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай, я выну сучок из глаза твоего», а вот, в твоем глазе бревно?”» (Мф. 7 , 3–4). Посмотрите, как это глубоко с психологической точки зрения. Откуда Бог знает, что у меня бревно в глазу, и говорит мне это сейчас, и откуда Он знает, что у другого сучок? Да именно это и является функцией нарциссизма: преувеличивать ошибку другого. Бог говорит здесь это с иронией. Понимаете? Ты смотришь на то, что у тебя есть, как на сучок, Он это имеет в виду, в то время как оно – бревно. И видишь то, что у брата твоего, как нечто громадное, тогда как оно реально – сучок, и говоришь брату: «Иди сюда, чтобы я вынул у тебя бревно», – а по сути это у тебя бревно в глазу, но в твоих глазах оно кажется сучком, а то, что у другого, – бревном. Такое поведение по отношению к другому – это поведение враждебное, чтобы не сказать губительное. Поэтому в некоторых святоотеческих текстах оно приравнивается к убийству. Помню один случай на Святой Горе Афон. Нас было несколько человек, и мы пришли к известному старцу тех времен, автору множества книг, старцу Иосифу Ватопедскому http://pravoslavie.ru/80338.html. Это было много лет назад. Один человек из нашей группы, я его не знал, взрослый господин, в какой-то момент начал при всех говорить о себе и сказал следующее, обращаясь к старцу, а мы его слушали:

http://pravoslavie.ru/134810.html

Мы смиренно молимся, чтобы эта книга, издаваемая Ватопедским монастырем, способствовала духовному преуспеянию народа Божиего к славе Святой Его Церкви, которая всегда порождала праведников и святых. Написал 25 марта 1995 года в праздник Благовещения Госпожи нашей Богородицы архимандрит Ефрем и со мною во Христе братия в пребывающей под покровом Богородицы Святой великой Ватопедской обители. ВВЕДЕНИЕ «Пустынным живот блажен есть божественным рачением воскриляющимся» 1 . Насколько подходят эти слаще меда слова тем, кто желает взять на себя Крест Господа нашего! А также и другие: «Коль возлюбленна селения Твоя Господи сил! Желает и скончавается душа моя во дворы Господни» ( Пс.83:2–3 ). Сладчайший наш 2 , поскольку Он и «вчера и сегодня и во веки Тот же» ( Евр.13:8 ), не только «во время оно», но и сегодня призывает Своих подвижников свидетельствовать о Его постоянном, живом и действенном присутствии, подтверждающем истинность Его обетовании: «Я с вами во все дни до скончания века» ( Мф.28:20 ). Благочестивый обычай боголюбцев удаляться на безмолвие для того, чтобы, не отвлекаясь ни на что, служить Богу и всецело с Ним пребывать, существовал с самого начала как в период Закона, так и в последующий период благодати. Однако подобная практика приобрела организованный характер и достигла своего расцвета только после III века, благодаря тем благоприятным условиям, которые были свойственны пропитанной в весьма значительной степени христианским духом Византии. Но все-таки основным мотивом того, что христиане, и особенно после прекращения гонений, предавались безмолвной жизни, являлась ревность по Богу. Именно она, эта ревность в предыдущую эпоху подвигала верных самим являться на мучение, выражая тем самым их совершенную любовь к Богу, и запечатлевать это свидетельство своей кровью. Эти пламенеющие, уязвленные стрелами божественной любви сердца, не зная, как проявить свое упорное стремление к Богу, обращались теперь уже к безкровному исповеданию, к добровольному мученичеству. Зная слова апостола Павла, что «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал.5:24 ), они перенесли место подвигов с арен амфитеатров в пустыни: «...скитались в милотях и козьих кожах, терпя недостатки, скорби, озлобления; те, которых весь мир не был достоин, скитались по пустыням и горам, по пещерам и ущельям земли» ( Евр.11:37–38 ). Одни в одиночестве, «только с Богом», другие по двое или по трое, третьи – группами, имея все в общем пользовании, союзом любви, которая есть «совокупность совершенства», соединенные ( Кол.3:14 ), «сподобились обетовании», потому как всеми силами и средствами «творили правду» ( Евр.11:33 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

«Да не окажется наш народ в числе неблагодарных народов за подвиг, мужество и смелость, которые проявили лично архимандрит Ефрем и братия Ватопедского монастыря, доставив величайшую святыню - пояс Пресвятой Богородицы в Россию накануне судьбоносных событий в нашей стране, за то доброе дело, которое они совершили для нас. Оно поистине является добрым, поскольку как свидетельствуют Святые Отцы, каждому доброму делу либо предшествуют, либо последуют искушения. Эти искушения и постигли наших братьев по вере. От имени благодарных архимандриту Ефрему и братии Ватопедского монастыря православных граждан России обращаемся к Вам с просьбой о содействии российского государства, которое Вы имеете честь возглавлять, в разрешении недоразумений, возникших между правоохранительными органами дружественной нам Греции и Ватопедским монастырем Святой горы Афон», - пишет Николай Бондаренко в обращении к Президенту России Дмитрию Медведеву. Молитва по соглашению (на церковнославянском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, Ты рекл еси пречистыми усты Твоими: «Аминь глаголю вам, яко аще два от вас совещаета на земли о всяцей вещи, еяже аще просита, будет има от Отца Моего, Иже на небесех: идеже бо еста два или трие собрани во имя Мое, ту есмь посреде их». Непреложны словеса Твоя, Господи, милосердие Твое безприкладно и человеколюбию Твоему несть конца. Сего ради молим Тя: услыши Твоих (имя рек), согласившихся просить Тя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, подаждь оправдание и свободи из темницы. Но обаче не якоже мы хотим, но якоже Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь. Молитва по соглашению (на русском языке) Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, пречистыми Твоими устами Ты сказал нам: «Истинно говорю вам, что если двое из вас согласятся на земле просить о всяком деле, то, чего бы ни попросили, будет им от Отца Моего небесного, ибо где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди их». Мы знаем, что непреложны слова Твои и безмерно милосердие Твое, и просим Тебя: услышь рабов Твоих (имена), согласившихся просить Тебя о бедствующем рабе Твоем игумене Ефреме. Помилуй его, дай ему освобождение из темницы и оправдание дел его. Но да будет не как мы хотим, но как Ты. Да будет воля Твоя во веки. Аминь.

http://ruskline.ru/news_rl/2011/12/24/ar...

Безразличие многих людей и их отказ следовать по пути обретения истины нас не удивляют по той причине, что и Сам Господь, когда «пришел к своим, свои Его не приняли» ( Ин. 1, 11 ), ибо «мир Его не познал» ( Ин. 1, 10 ). Лишь те, кто, вопреки всеобщему безразличию, смогли последовать «скорбным и узким путем» ( Мф. 7, 14 ), в новом рождении окажутся одесную Спасителя, дабы услышать: «хорошо, добрый и верный раб!» ( Мф. 25, 21 ). Более того, «тем, кто приняли Его, верующим во имя Его, Он дал власть быть чадами Божиими» ( Ин.1, 12 ). Такие и только такие люди «ни от крови,... ни от хотения мужа, но от Бога родились» ( Ин.1, 13 ). На Святой Горе мы пытаемся, насколько это возможно, противостать закону плоти и материи и осуществить закон духа. Это и есть подвижничество, которому посвящена настоящая книга – очередной труд нашего старца монаха Иосифа. Эта книга – плод более чем шестидесяти лет его подвижнической жизни во всех разнообразных ее видах, как на Афоне, так и в других местах. Нашему старцу не пришлось получить так называемого внешнего образования, даже в его наиболее простых формах. Однако же мы дерзаем о Господе хвалиться тем, что Иосиф удостоился божественного воспитания у ног святых старцев, которые пребывают ныне на небесах. Он не только многому научился у них, но и сам пережил опыт Богообщения, а на своем опыте учит и нас, неопытных и более юных. Напряженные усилия требуются и в добровольных подвигах, и в глубоком терпении тех невзгод, что мы терпим не по нашей воле, – дабы изгладить след всего того, что мы вкусили по преступному вожделению. Лукавейший род бесов, который господствует в наш коварный век, «не может выйти иначе, как от молитвы и поста» ( Мк. 9, 29 ). Молитва , пост и прочие формы духовного упражнения – только средства, но отнюдь не цель. Они являются разве что необходимым средством для того, чтобы мы «очистили старую закваску, чтобы быть нам новым тестом» ( 1Кор. 5, 7 ), и смогли «отложить прежний образ жизни ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях,... и облечься в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины» ( Еф. 4, 22–24 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

«Дух же ясно говорит, что в последние времена отступят некоторые от веры, внимая духам обольстителям и учениям бесовским, через лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей» ( 1Тим. 4, 1–2 ); «Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» ( 2Тим. 3, 13 ). Вспомним и то, как Господь наш, предсказав безмерное умножение зла, нечестия и лжи в человеках, с горечью вопросил: «Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» ( Лк. 18, 8 ). Хотя в приведенных текстах «отступление» есть прежде всего измена Богу и нравственному закону, некоторые отцы связывают его с определенными явлениями в политической и духовной жизни Римской империи. Другие понимают «отступление» как всеобщую деградацию и открытое попрание всех духовных и нравственных ценностей, относя его к неопределенному будущему, когда откроется и «мерзость запустения... на святом месте» (Ср. Мф. 24, 15 ). Мы же из сопоставления фактов и явлений, известных не понаслышке, но из непосредственного их наблюдения, заключаем, что «отступление», или «апостасия», помимо всех других значений, есть омертвение человека для всего здравого и законного вследствие неверия и греха. «И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь» ( Мф. 24, 12 ). Неразлучные с окаянным себялюбием самоугодие и корыстолюбие проистекают из внутреннего противления всему, что создано послушанием как вышестоящим властям, так и Самому Богу (Которого не стесняются объявлять мертвым!). Понимаемое так, «отступление» дошло до того, что не только узы родства и крови с их дотоле непреложным законом послушания младших старшим, но и простые требования житейской безопасности не могут склонить человека к признанию какой бы то ни было власти над собой. Не видно послушания ни в делах общественных, требующих солидарности и самоотвержения, ни в самом воспитании, которое издревле было добродетелью и долгом. Даже малые дети, и те с эгоистическим упорством противятся всем – родителям, воспитателям, учителям. Можно без преувеличения сказать, что отличительная особенность человечества наших дней – сатанинское своеволие и противление всех всему.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Итак, апостол призывает своих учеников хранить трезвение, откуда бы ни исходили вести о наступающем конце света и Втором Пришествии. Но к нам, достигшим последних времен, могут быть прямо отнесены слова Иоанна Богослова: «то, что видишь, напиши в книгу и пошли церквам» ( Откр. 1, 11 ) – и: «не запечатывай слов пророчества книги сей; ибо время близко» ( Откр. 22, 10 ). В самом деле, все, что мы ныне видим и слышим, убеждает в одном: «время близко» и стремительно сокращается. Предостерегая фессалоникийцев от легковерия, Павел говорит о знамениях, указывающих на приближение сроков. Истолкование этих знамений особенно важно для нынешних христиан, ибо на их горизонте они обозначились вполне отчетливо. «Доколе не придет прежде отступление» – подчеркивает «око благодати», божественный Павел, намечая, таким образом, рубеж, отделяющий нас от того, что ожидает мир в последние дни. Что же подразумевает он, говоря об «отступлении» как непременном условии Второго Пришествия? Этот текст в разное время привлекал внимание отцов Церкви, всегда державших эсхатологические темы в поле своего зрения, и их суждения о нем во многом совпадают, на чем мы еще остановимся. Здесь же остается предположить, что из предшествующей Павловой проповеди адресаты послания знали, какой смысл вкладывает их наставник в понятие «отступление», и одновременно с этим признать, что нам он по-настоящему неизвестен. Ясно одно: за «отступлением» почти немедленно последует пришествие «беззаконника», а значит, и великие бедствия для всех обитателей земли. А это позволяет усмотреть в «отступлении» не столько поведение властей предержащих или общества, сколько явление эсхатологического порядка. Такому пониманию не противоречит мысль, что «отступление» есть духовно-нравственное состояние человечества в конце времен. В Павловых посланиях неоднократно говорится, что времена эти будут ознаменованы полным падением нравов и оскудением веры: «Знай же, что в последние дни наступят времена тяжкие. Ибо люди будут самолюбивы, сребролюбивы, горды, надменны, злоречивы, родителям непокорны, неблагодарны, нечестивы, недружелюбны, непримирительны, клеветники, невоздержны, жестоки, не любящие добра, предатели, наглы, напыщенны, более сластолюбивы, нежели боголюбивы, имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся... Как Ианний и Иамврий противились Моисею, так и сии противятся истине, люди, развращенные умом, невежды в вере» ( 2Тим. 3, 1–5, 8 );

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010