В мон-ре Николы Старого было переписано Житие свт. Саввы Сербского, привезенное из афонского Ватопедского мон-ря старцем Исаией в 1517 г. (РНБ. Кир.-Бел. 30/1269). Почерк М. соседствует здесь с почерками еще 4 писцов. Один из писцов (2-й), вероятно, был учеником М. и подражал его письму. М. также правил их тексты, пронумеровал все тетради. Изготовленные тетради М. отправил в Кириллов мон-рь, «чтобы помянули в святых своих молитвах мое окаанство». По предположению Н. А. Казаковой, этот экземпляр Жития послужил протографом еще одного списка данного памятника, сделаного Гурием Тушиным (РНБ. Кир.-Бел., 27/1266). М. активно сотрудничал с прп. Максимом Греком. Из списков переведенной прп. Максимом Толковой Псалтири, переписанной с участием М., в наст. время известен лишь один (РГБ. Овчин. 63), но их было несравненно больше, т. к. имя М. как одного из сотрудников афонского старца упомянуто в пространном послесловии к переводу (в просьбе о вознаграждении сотрудников и помощников). Рукопись Цветной Триоди (ГИМ. Щук. 329) сохранила «исправление триодное», о к-ром прп. Максим писал в своем программном «Исповедании веры», а также в одном из «Слов отвещательных об исправлении книг русских». Запись-колофон рукописи сообщает о том, что в марте 1525 г. в мон-ре Николы Старого было завершено «правление с греческыя триоди Фотиа митрополита» текста Цветной Триоди, осуществленное «подвигом и трудом» М. (названная рукопись - оригинал его труда) (см.: Фонкич Б. Л. Греческая рукопись митр. Фотия//ДРИ: Рукописная книга. М., 1972. [Вып. 1]. С. 189-195). Дата записи - март 1525 г.- показывает, что работа над Цветной Триодью продолжалась и после ареста Максима Грека в февр. того же года. Один из 6 почерков рукописи принадлежит М., к-рый руководил написанием всей рукописи; он переписал целиком первые 9 тетрадей, значительное количество листов др. писцов, запись на л. 321 об., его же рукой сделана правка всей рукописи, пронумерованы все тетради. Значительная часть текстов, написанных по смытому, «заглаженному» тексту, наглядно отражает процесс правки.

http://pravenc.ru/text/2562770.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВСЕПРАВОСЛАВНЫЙ СОБОР подготавливаемый правосл. сообществом Собор всех правосл. Церквей. Общий Собор правосл. Церквей не проводился со времени VII Вселенского Собора 787 г., хотя известны Соборы с участием представителей неск. или даже всех Поместных Церквей, напр. Ясский (1642), Московский (1666-1667), Иерусалимский (1672), К-польский (1691) и др. Особенно представительным был К-польский Собор в храме Св. Софии (879), в к-ром участвовали Предстоятели 5 Церквей, в т. ч. Римской. Однако эти Соборы не имели статуса всеправославных. В XX в. также предпринимались попытки собрать представителей всех правосл. Церквей. Так, в 1923 г. в К-поле состоялся «Всеправославный конгресс» , однако название этого совещания всеправославным не может быть принято, т. к. в его работе не участвовали представители Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской и большинства др. Поместных Церквей. К-польский Патриархат предложил созвать в 1925 г. в Иерусалиме в 1600-ю годовщину I Вселенского Собора Вселенский Собор «для рассмотрения разных вопросов первостепенной важности, разрешение которых является спешным и абсолютно необходимым». Поместные Православные Церкви, приветствуя саму идею Собора, после тщательного изучения предложенных вопросов заявили о необходимости созвать прежде Предсобор из представителей всех автокефальных правосл. Церквей. По этому предложению 8-23 июня 1930 г. на Афоне, в Ватопедском мон-ре, заседала Межправославная подготовительная комиссия Предсобора, к-рая составила список тем и предложила обсудить их на Предсоборе в июне 1932 г. в том же Ватопедском мон-ре (не состоялся). В работе комиссии приняли участие Предстоятели К-польской, Александрийской, Антиохийской, Иерусалимской, Сербской, Румынской, Кипрскую Церковь представляла К-польская Церковь, Элладской и Польской Православных Церквей. Из 32 тем, определенных Межправославной подготовительной комиссией, после обсуждения осталось 16, собранных в единый каталог, к-рый был впосл. использован на I Всеправославном совещании. 1-й и основной в каталоге значилась тема о положении в РПЦ. Представители РПЦ в работе Межправославной подготовительной комиссии участия не принимали: К-польский Патриарх Фотий II направил 6 мая 1930 г. письмо 844) одновременно на имя митр. Нижегородского Сергия (Страгородского) и на имя главы «Живой церкви» «митр. Московского» Вениамина (Муратовского) . Приглашение на совещание обновленцев сделало невозможным участие в работе комиссии представителей иерархии канонической РПЦ.

http://pravenc.ru/text/155530.html

первомч. Стефан, М.- все фронтально в рост, М. в покровенной фелонью руке держит кодекс); образы 3 святителей имеют сходные черты облика «римского» типа - короткие вьющиеся волосы, тонзуру, короткую клиновидную бороду. В декорации кафоликонов ряда афонских мон-рей образ М. также встречается в вост. части храма: в диаконнике он изображен в кафоликонах мон-ря Кутлумуш (1539/40, мастер мон. Макарий) - в нижнем ярусе росписи вместе с фигурами др. 4 святителей - Григория Нисского, Григория Александрийского, Григория Акрагантского, Епифания Кипрского и мон-ря Дохиар (1567/68, мастер Дзордзис Критский) - в нижнем ярусе росписи вост. стены, парный М. образ - свт. Лев, папа Римский. В мон-ре Ватопед на Афоне (1311/12) М. изображен в наосе на своде юго-зап. окна вместе со свт. Сильвестром, папой Римским. Важное место в программной иерархии росписи его образ занимает в ватопедском парекклисионе Панагии Парамифии (1677/78) - медальон с изображением М. находится на примыкающем к парусам откосе вост. подпружной арки в ряду со святителями Климентом и Сильвестром, папами Римскими, между Евтихием К-польским и Модестом Иерусалимским. В основном образ М. представлен в минейных циклах с сохранившимися изображениями святых, чья память приходится на апрель. Напр., в настенных минологиях: на фреске в ц. Успения монастыря Трескавец близ Прилепа, Македония (между 1334 и 1343), М. показан (под 13 апр.) фронтально в рост, в крещатой фелони, с омофором, покровенными руками придерживает у груди кодекс, у него длинная клиновидная борода, над нимбом на греческом языке даны надпись с именем и текст: «Радостно поедающий Твою Плоть, Спасе, Мартин радуется совлечению плоти» (пер. Д. Е. Афиногенова); на откосе окна на зап. стене в притворе ц. Христа Пантократора мон-ря Дечаны (ок. 1350) М. изображен в рост, рядом также фигура мч. Крискента в пламени; в ц. свт. Николая в Пелинове, Черногория (1717-1718),- в рост (под 14 апр.). Напр., на миниатюрах рукописей: в визант. Минологии с циклами двунадесятых праздников и Жития вмч.

http://pravenc.ru/text/2562416.html

Икона состоит из единой доски (48,8×40×2,5 см), укрепленной на обороте 2 встречными шпонками (восстановлены в 1998 после возвращения образа в обитель). На основе стилистических особенностей живописи Ватопедская икона датируется 2-й четв. - сер. XVI в. (образ близок по колориту, цветовой растяжке нимбов, темноватой карнации ликов к московским иконам «Богоматерь Тихвинская» и «Свт. Николай Чудотворец» 50-х гг. XVI в. из Успенского собора в Дмитрове, ЦМиАР). В рисунке ликов ростовской иконы, написанной, несомненно, рус. мастером, просматривается ориентация на визант. образец палеологовского времени. В 2008 г. икона была украшена серебряным чеканным позолоченным окладом с драгоценными камнями, жемчугом, выемчатой эмалью и эмалями по скани (выполнен на художественно-производственном предприятии «Софрино» РПЦ). По сообщению вкладной надписи, ризу «поставили» в обитель С. Н. Сапронов и С. С. Щербинин при патриархе Алексии II, архиеп. Ростовском и Ярославском Кирилле (Наконечном), игум. Серафиме (Симонове). О появлении Ватопедской иконы у свт. Димитрия Ростовского существует неск. гипотез. Более распространено предание о том, что келейная икона - родительское благословение святому. Согласно др. версии, свт. Димитрия благословил этим образом патриарх Иоаким (Савёлов) за труд по составлению Житий святых, когда в составе свиты гетмана святитель посетил патриарха 13 сент. 1689 г. в Троице-Сергиевом мон-ре (Дневные записки. 1848. С. 489-490). Это предание можно связать со сведениями о том, что выходец из Ватопеда прп. Максим Грек последние годы жизни провел в Троице-Сергиевом мон-ре, где, возможно, остался принадлежавший ему список «О. или У.» и. Кроме того, в дневниках свт. Димитрия упоминается о благословении его в 1700 г. образом Божией Матери (назван московским, очевидно, по происхождению), взятым из алтаря Успенского собора Киево-Печерского монастыря, в прошлом был прислан царем Алексеем Михайловичем митр. Киевскому Петру (Могиле) (Там же. С. 499-500). Ватопедская икона Божией Матери.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

Сожжение Зографских мучеников. Роспись кафоликона мон-ря Зограф. 1818 г. Мастер Митрофан Зограф († 10 окт. 1275; пам. греч. 22 сент.; пам. болг. и греч. 10 окт.), 22 насельника афонского мон-ря Зограф (игум. Фома, Антоний, Варсонофий, Дометиан, Евфимий, Иаков, Иаков (второй), Иларион, Иоанникий, Иосиф, Иов, Киприан, Кирилл, Косма, Мартиниан, Мина, Михей, Павел, Парфений, Савва, Сергий, Симон) и 4 мирянина (имена неизв.), которые были сожжены в башне (пирге) обители за отказ заключить унию с католич. Церковью. О мучении З. п. подробно сообщает «Сказание о 26 Зографских преподобномучениках» (в варианте Афонского патерика - «Повесть о нашествии папистов на святую гору Афонскую»). Согласно Афонскому патерику, визант. имп. Михаил VIII Палеолог (1261-1282) после заключения Лионской унии Зап. и Вост. Церквами (6 июля 1274) попросил «государства католиков» помочь в борьбе с болг. царем Иоанном Калояном (анахронизм, т. к. он правил в 1196-1207). По пути на К-поль латиняне остановились на Афоне и через одного из отлученных священников склонили монахов Великой Лавры присоединиться к их вере. Потом они пришли в Иверский мон-рь и за отказ признать главенство Рима утопили пожилых насельников, а молодых продали в рабство (см. ст. Иверские преподобномученики ). В Ватопеде латиняне умертвили пожилых и немощных монахов, молодых иноков, к-рые пытались скрыться, повесили (см. ст. Ватопедские мученики ). Затем окружили Зограф и потребовали, чтобы мон-рь признал истинной лат. веру. Но игум. Фома и насельники были предупреждены о грозящей беде явлением чудотворной иконы Божией Матери (см. ст. Акафистная Зографская икона Божией Матери ), поэтому они заперлись в башне и из укрытия обличали еретиков. В ответ латиняне подожгли башню. Погибли все насельники, кроме экклисиарха Парфения, к-рый порывом пламени был сброшен с башни и умер через 30 дней. При пожаре сгорели 193 хранившиеся в мон-ре книги, золотая церковная утварь и облачения, подаренные болг. царями Симеоном (893-927), св. Петром (927-969) и Иоанном Асенем II (1218-1241).

http://pravenc.ru/text/199953.html

2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Ватопедская икона Божией Матери. 2-я пол. XVI в. (Спасо-Иаковлевский мон-рь, Ростов) Икона была привезена в Ростов свт. Димитрием Ростовским при вступлении на митрополичью кафедру 1 марта 1702 г. После кончины святителя 28 окт. 1709 г. 2 дня образ находился при его гробе в ц. Всемилостивого Спаса Ростовского архиерейского дома, ок. месяца - в ростовском Успенском соборе в ожидании прибытия местоблюстителя патриаршего престола митр. Рязанского Стефана (Яворского). Икона участвовала в погребальной процессии с телом свт. Димитрия из Успенского собора в Спасо-Иаковлевский монастырь 25 нояб. 1709 г. и была оставлена при гробнице святого в Троицком (Зачатьевском) соборе обители. До обретения мощей свт. Димитрия (1752) почитатели его памяти молились перед его келейным образом, при описании чудес у мощей святителя нередко упоминалась Ватопедская икона. В нач. 50-х гг. XIX в. было создано «Сказание об иконе Божией Матери Ватопедской…» (Архив ГМЗРК. Р-813). Неизвестный автор Сказания писал, что икона почти 9 лет укрепляла свт. Димитрия «в спасительных подвигах, сопровождала тело его, как неутешная мать любезное чадо, до глубины земли, а праведный дух его до высоты царствия небесного…». Когда от св. мощей свт. Димитрия начали совершаться чудеса, тогда же «проявилась сила благодати сей келейной его иконы» и «во многих сердцах возбудила веру поклоняться и почитать Ее с особенным усердием». Богомольцы совершали молебны перед образом в мон-ре или «благоговейно принявши икону на руки своя, приносили в домы свои». Иногда Богоматерь являлась молящимся Ей «в том точно виде, как изображена есть на дске под именем Матери Божией Ватопедской» далеко за пределами Спасо-Иаковлевской обители. В 1848-1849 гг. во время эпидемии холеры Ватопедскую икону вместе с др. святыней Ростова - чудотворной Владимирской иконой Божией Матери из Успенского собора обносили «около своих жилищ при молебных пениях», защитив тем самым город от страшной болезни. В течение неск.

http://pravenc.ru/text/2581723.html

В 90-х гг. XII в. в В. жили Симеон (в миру серб. вел. жупан Стефан Неманя) и его сын Савва (буд. серб. архиепископ). Они подвизались в В., пока ими не был выкуплен принадлежавший В. заброшенный мон-рь Хиландар (хрисовул 1198 г. визант. имп. Алексея III Ангела -Actes de Chilandar. 1911. N 3 и 4). На средства Симеона и Саввы в В. был воздвигнут ряд построек: келлии, параклисы в честь Рождества Богородицы, Преображения Господня, во имя св. Бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста и др.; возобновлена разрушенная пиратами ц. Симеона Богоприимца в местности Просфорион; приобретено неск. запустевших метохов ( С. 17-19). Симеон и Савва чтились в В. и считались ктиторами мон-ря. Болг. правители также оказывали покровительство мон-рю. В апр. 1230 г. болг. царем Иоанном Асенем II В. была подарена дер. Семалто около г. Серры (Actes de Vatopédi. T. 1. Appendice I). Падение К-поля в 1204 г. и распад Византийской империи отрицательно сказались на жизни афонских обителей. Кроме того, в XIII в. расположенный на побережье В. страдал от нападений морских разбойников ( Μαμαλκης. Σ. 96, 101-102). Испытания продолжались и после перехода Афона под власть Никейской империи и последующего восстановления Византийской империи (1261). В 1259 г. часть владений В. подверглась конфискации, хотя впосл. эта вынужденная мера компенсировалась новыми имп. пожалованиями. В 1270 г. хрисовул Михаила VIII Палеолога закрепил за В. все его владения (Actes de Vatopédi. T. 1. N 19). Прозап. политика этого императора, одобрившего заключение церковной унии на Лионском Соборе (1274), вызвала его противостояние с афонскими монахами, отказавшимися поминать императора-униата во время литургии. Святогорское предание рассказывает, что имп. Михаил в сопровождении сторонника унии К-польского Патриарха Иоанна XI Векка (1275-1282) посетил Афон с целью убедить монахов одобрить его политику. Он был принят в Великой Лавре и мон-ре Ксенофонта, но столкнулся с оппозицией Протата, В., Иверского и Зографского мон-рей. Несогласные с политикой императора иноки подверглись гонениям. Ватопедский игум. Евфимий был утоплен в море, а 12 иноков были повешены (см. в ст. Ватопедские мученики ).

http://pravenc.ru/text/Ватопед.html

е. Алтарница или Ктиторская) названа так по месту ее нахождения на синфроне (горнее седалище) в виме (алтаре) соборного храма. По преданию, во время нападения на мон-рь арабов в Х в. один из монахов по имени Савва спрятал икону вместе с Крестом имп. Константина в колодце, к-рый находился под помостом алтаря, и оставил рядом горящую свечу. Инок был схвачен и продан в рабство на Крит. В В. он смог вернуться только через 70 лет. Он поведал игумену мон-ря Николаю о месте, где была спрятана икона. Плита алтарного помоста была поднята, и святыни обретены в колодце невредимыми, а оставленная иноком свеча горящей. С тех пор в память обретения иконы ватопедские монахи каждый понедельник за вечерней служат молебен иконе Божией Матери, а во вторник - торжественную литургию. Празднование ей совершается 21 янв. По др. преданиям, эта икона была обнаружена на месте спасения отрока - в купине (терновом кусте). «Повесть о Ватопедском мон-ре», содержащая сказание об иконе, стала известна на Руси не позднее 2-й пол. XV в. (т. к. вошла в состав одного из сборников книгописца Евфросина (РНБ. Кир.-Белоз. Собр. 22/1099) и получила широкое распространение в неск. редакциях ( Буланин. С. 227-229). Икона Божией Матери Парамифия. XIV в. Икона Божией Матери Парамифия. XIV в. Икона Божией Матери Парамифия (Παραμυθα, согласно слав. традиции переводится как «Отрада или Утешение», дословно означает увещание). Икона датируется XIV в., находится в параклисе, названном в ее честь. Прежде она висела в экзонартексе. Однажды игумен, передавая ключи привратнику, услышал от иконы голос, предупреждавший, чтобы иноки не отворяли ворота, а поднялись бы на стены и отразили нападение пиратов. Предупреждение прозвучало во 2-й раз. Когда игумен повернулся к иконе, он увидел, что Младенец простер руку, чтобы заградить уста Богоматери, но она, удерживая его руку, в 3-й раз повторила предупреждение. Монахи поднялись на стены мон-ря и отразили нападение морских разбойников, к-рые уже окружили мон-рь. После этого чуда изображение на иконе изменилось: лик Божией Матери повернут вправо и она отклоняет от своих уст руку Младенца.

http://pravenc.ru/text/Ватопед.html

Амфилохием (1818), и келейную икону свт. Димитрия - Божией Матери «Ватопедская». Этому же собору она подарила 4 запрестольные иконы - святителей Димитрия Ростовского, Иннокентия Иркутского, Алексия Московского и Амфилохия Иконийского в окладах. О.-Ч. также неоднократно дарила мон-рю облачения, кресты, лампады, сосуды, на ее средства были устроены медные амвоны и бронзовые позолоченные решетки для гробниц святителей Иакова и Димитрия. В 1845 г. графиня внесла в Гос. Заемный банк 28 575 р. серебром в пользу мон-ря и 10 тыс. р. серебром на трапезу братии. Большинство ее пожертвований были сделаны в период управления мон-рем племянника иером. Амфилохия архим. Иннокентия (Иванова-Порецкого). Его преемнику архим. Поликарпу (Тугаринову) в дек. 1847 г. графиня подарила драгоценные четки. В дек. 1850 г. Ярославский архиеп. Евгений (Казанцев) повелел внести имя О.-Ч. во все синодики епархии на вечное поминовение. В 1848 г. О.-Ч. встречалась в Юрьеве с буд. начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архим. Антонином (Капустиным) . Известно, что она пожертвовала Богородичную плащаницу на Св. землю в Малую Гефсиманию (напротив храма Воскресения), вероятно, с сенью-балдахином. На средства графини также были украшены патриаршие церкви К-поля, Александрии, Каира и Дамаска, ее пожертвования поступали в афонские мон-ри. После кончины духовника О.-Ч. преимущественно проживала в Витославлицах, ежедневно бывала на вечерней службе и ранней литургии в храме Похвалы Пресв. Богородицы, во время Великого поста - в Спасской ц. Каждые субботу и воскресенье она причащалась Св. Христовых Таин, дома регулярно читала Псалтирь, часы, акафисты Спасителю, Божией Матери и святым. Ее новым духовником стал монастырский ризничий иером. Илиодор. О.-Ч. скоропостижно скончалась 5 окт., в день тезоименитства своего отца, во время пребывания в Юрьевом мон-ре, вскоре после причастия и приема у архим. Мануила (Соловьёва). В течение 5 дней после ее смерти панихиды у гроба служили еп. Леонид (Зарецкий), вик.

http://pravenc.ru/text/2581547.html

В нач. XX в. в Зачатьевском соборе обители, где почивали мощи Д., хранились местночтимая Ватопедская икона Божией Матери - келейная икона святителя, привезенная им в Ростов, и Боголюбский образ Божией Матери, с к-рым жители Ростова встречали архиерея. В ризнице Спасо-Иаковлевского мон-ря находились митра, в к-рой были обретены мощи Д., и покров с его лица, серебряный ковчежец с перстом святителя, саккос, епитрахиль и посох архиерея, белое бумажное полотенце, присланное Д. из Иерусалима. Кроме того, в ризнице хранились связанные с ним документы: собственноручное письмо мон. Феологу, список проповеди, сказанной в Москве, экземпляр печатной «Книги житий...» с правкой Д., рукописная служба свт. Гурию Казанскому с поправками Д., диплом-конклюзия, выданный святителю московской Славяно-греко-латинской академией, неск. грамот и документов с его подписями и упоминаниями, подлинные акты о чудесах его. Рака с мощами свт. Димитрия. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) Рака с мощами свт. Димитрия. Фотография С.М. Прокудина-Горского. 1911 г. (Б-ка Конгресса США) В кон. 70-х гг. XVIII в. настоятель Яковлевского мон-ря архим. Амфилохий направил в Синод просьбу о разрешении сооружения над юж. вратами обители храма во имя святителя, в 1777 г. Синод не разрешил строительство. Дозволение устроить в Яковлевском мон-ре каменную ц. во имя Д. последовало в 1794 г. Строительство осуществлялось на средства гр. Н. П. Шереметева, пожертвовавшего обители 90 тыс. р. 28 окт. 1801 г. величественный Димитриевский храм был освящен. Шереметев, владевший землями в Ростовском у. и горячо почитавший Д., выступил ктитором неск. посвященных святителю храмов в округе Ростова. В 1790 г. он ходатайствовал перед Ростовским архиепископом и С.-Петербургским митрополитом о строительстве по желанию крестьян в его вотчине (в дер. Вёске) Никольского храма с приделом во имя Д. В 1806-1807 гг. гр. Шереметев на свои средства возобновил одну из первых посвященных Д. в Ростовском у. церквей - в бывш. владении Ростовских митрополитов с. Песошни (основана в 1773, упразднена в кон. XVIII в.); расходы по содержанию храма несли неск. поколений рода Шереметевых до нач. XX в. ( Виденеева А. Е. Н. П. Шереметев и Димитриевский храм с. Песошни Ростовского у.//СРМ. 2002. Вып. 12. С. 170-182).

http://pravenc.ru/text/178011.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010