Такое же устройство алтарной преграды открыто в древнейших римских базиликах: не высокая, полокотная, каменная стенка с отверстием для дверей, с колоннами и пилястрами. В древнейших церквах Грузии, из которых некоторые относятся к VIII веку,. обыкновенная форма иконостасов – тоже не высокая каменная стенка, с отвергаем для дверей, на ней стоят или витые, связанный арками, византийские колонки, или резьбою украшенным пилястры с карнизом. Пространство между колонками или пилястрами остаётся сквозным, совершенно открывающим алтарь. Таковы иконостасы Сионекой церкви в Атенской долине, древней церкви в Старой Шуамте, в Мцхетском женском монастыре и церквей на вершине Казбека и на горе Армазе, рисунки которых приложены к исследованию о первоначальной форме иконостасов г. Филимонова . Наш паломник 1-й половины XVIII века Василий Григорович Барский, путешествуя по Востоку, хотя нашёл уже и там иконостасы, обставленные иконами снизу до верху церквей, но застал ещё целыми н древние алтарные преграды, который скрывались сзади новых иконостасов. Так, например, на Афоне, в главном храме Лавры св. Афанасия, сзади иконостаса он видел „обоюду царских врат столпы мраморные четыре, зелёные с белыми своды, по полторы сажени высоты, с наглавниками из белаго мрамора, с иссечением хитрым животных, верху же их деки (тябла) мраморныя, белыя, великия, от нихже едина в сажень». в главной Благовещенской церкви Ватопедскаго монастыря был „иконостас, преграждали святой алтарь, двоякий: единый внутренний предревний, от различных мраморов сложеный, и вторый древян пред ним совокупно стоящий, парадного украшения и художества, на нём же наместнип иконы стоять; во внутреннем же поряду стоящих столпов беломраморных суть оемь, гладкаго и искуснаго рукоделия. вверху четырёх средних столпов, иже обоюду царских врат, пред св. Трапезою стоящих, вместо надглавника и покрова надлежащая, от подобнаго мрамора дека красно изсеченная, имать до иготы пядии двадесять». Но всего замечательнее для нас известие, что в этом храме на двух передних порфировых пилонах, поддерживающих купол, „обоюду великого иконостаса оное древнее, еще мусиею насажденное обретается Благовещение Пресвятыя Богородицы, и св. Дева зрится стоящая над правым столпом, архангел же над левым». в Георгиевском храме монастыря Ксеноф, по ряду за иконостасом стояли „столпы белы и тонки от мрамора, числом осмь»; такие же 4-ре мраморные столпы были за иконостасом в алтаре церкви св. Пантелеймона в Руссике» 27 .

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Lebedince...

7 Протат – высшее духовное учреждение на св. горе Афон, состоящее из 20 членов по единому от каждого монастыря. Протат подчинен Вселенскому Патриарху. (Прим.сост.) 8 Учащего, что благодатные действия и свет Фаворский не суть действия тварные, но Божественные, истекающие от Самого существа Божьего.(Прим. гост.) 9 Один из экземпляров этого фанатического изуверства и хранится на память в обители Вознесения Господня. (Пр. сост). 10 Арх. О. Давид, инок Андреевского скита, произведенный в архимандриты во время настоятельства его в скитском С.-Петербургском подворье и затем проживавший в ските на покое. (Прим. сост.) 11 После сего споры еще долго продолжались, но, не содержа в себе ничего существенного, в данном труде не приводятся. (Прим. Сост.) 12 Андреевский скит расположен на земле Ватопедского монастыря и по существующим положениям состоит в зависимости от него. (Прим. ред.) 13 Один из них, уже раскаявшийся, м. Фортунат. Зри его «правдивое слово» в приложении сей книги. 14 Ант. Булатович, как показывает сотня очевидцев, все это и дело задумал с целью изгнать с игуменства о. Иеронима и самому стать игуменом. (Прим. ред. и очевид.) 15 Этот дены навсегда останется в памяти очевидцев, оставшихся верными св. церкви и законному начальству, а для Булатовича составит нравственную муку за содеянное. (Прим. ред.) 17 Из бесхитростных записок о. Иеронима мы не видим, но чувствуем, какая глубокая драма разыгрывалась тогда и что должен был испытывать игумен, изгоняемый бунтовщиками. (Пер. ред.) 19 Называем так, чтобы отделить от «имябожцев», которые в свою очередь называли православных еретиками. (Пр. ред.) 21 От. Булатович об этом не беспокоился – живя в имении своей матери он и теперь готов ко всякого рода возбуждениям. (Пр.ред.) 22 Да и трудно было что-либо подозревать в обители, где один настоятель имеет свыше тысячи человек братии, только в одном м-ре, не считая отделений и подворий. (Пр.ред.) 23 Напечатано в газете «Русская Речь». от 25 Сентября 1913 г. за 2326. за подписью Арх. Мисаила. (Прим. автора)

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 2 дня информационный портал Святой Горы Афон . Все об Афоне. Исторические описания Горы Афон . Советы о том, как организовать поездку на Афон , и отчеты о путешествиях. Паломничество на Афон : карты Афона, описания монастырей , троп и советы для самостоятельных путешественников. Рассказы о старцах Афона и афонских монахах. Переводы рукописей и Житий афонских святых. Фото и иконы Афона . Поучения, притчи и стихи монахов Афона, старцев и святых. Богословские статьи. Смотрите: Новые статьи на портале Присоединяйтесь к нам в группе ВКонтакте-1 ВКонтакте-2 Instagram и Telegram и facebook group , на странице facebook web в на канале Youtube также в zen.yandex. и получайте расширенный контент в Patreon. Рекомендуем сайты: Высказывания о духовной жизни - Жития, притчи старцев Книги Симеона Афонского (иеромонаха Симона (Безкровного)) Игумен Ефрем Ватопедский     Игумен Ефрем Ватопедский Множество иеромонахов из других монастырей прибыли в Ватопед, чтобы поддержать игумена Ефрема. Новое проевропейское правительство начинает борьбу за справедливость, порядок и законность против монастыря Ватопед. Около 30 полицейских прибыли к вратам святой Обители и караулят игумена.     В данном случае нужен не арест монаха, а требуется сделать как можно больше шума, вокруг ватопедского дела , чтобы опорочить Церковь. Как еще лишить греков  устойчивости? - Выбить единственную опору...         Встав же в синедрионе, некто фарисей, именем Гамалиил, законоучитель, уважаемый всем народом, приказал вывести Апостолов на короткое время,а им сказал: мужи Израильские! подумайте сами с собою о людях сих, что вам с ними делать. Ибо незадолго перед сим явился Февда, выдавая себя за кого-то великого, и к нему пристало около четырехсот человек; но он был убит, и все, которые слушались его, рассеялись и исчезли. После него во время переписи явился Иуда Галилеянин и увлек за собою довольно народа; но он погиб, и все, которые слушались его, рассыпались. И ныне, говорю вам, отстаньте от людей сих и оставьте их; ибо если это предприятие и это дело — от человеков, то оно разрушится,

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=904

Это двойное преступление произошло по собственной воле человека, без всякого принуждения. И преступнику надлежало самому на деле доказать свое исправление. Однако человеколюбивое домостроительство нашего Спасителя Христа смягчило горечь справедливого приговора. Он взял на Себя бремя ответственности и, в изъявление полной покорности, вочеловечился, а тем самым обратил подневольный труд в добровольное подражание Его всеблагому житию. «О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия!» ( Рим. 11, 33 ). Для человека, желающего приблизиться к условиям и путям своего воскресения, необходимым средством служит правая и здравая вера в Бога. Входом в такую веру стало явление Бога, Который открывается в любви Своей. Уже прежде Своего воплощения Бог Слово являлся среди Своих верных рабов, праведников и пророков, пользуясь символическими образами и действованиями. Однако «когда пришла полнота времени» ( Гал.4:4 , Еф.1:10 ) Он явно и дерзновенно поселился вместе с нами, чтобы на деле научить необходимой истине. Более того, соблюдение Его Заповедей стало долгом всякого человека. «Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты – Христос, Сын Бога Живаго. Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах» ( Мф. 16:16–17 ). Возвещаю вам, братия, что Евангелие, которое я благовествовал, не есть человеческое, ибо и я принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа ( Гал. 1, 11–12 ). А нам Бог открыл это Духом Своим ( 1Кор. 2:10 ). О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими очами,... и что осязали руки наши, о Слове жизни ( 1Ин. 1, 1 ). Мы представили эти свидетельства из Священного Писания , дабы подтвердить истинность откровения, которое, таким образом, заслуживает полного доверия. Итак, не существует иного пути к Божественному познанию, кроме строгого исполнения всего того, что заповедал нам Христос, как единый Спаситель мира. Читать далее Источник: Аскеза - матерь Освящения/Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. Д.А. Поспелов]. - Москва : Храм Софии Премудрости Божией, 2005 (ППП Тип. Наука). - 99, с. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Во всяком возрасте и в любой период своей жизни человек может, если хочет, находить связь со Христом, Который желает нашей безопасности и нашего спасения, каждого в отдельности и всех вместе, поскольку Он Сам говорит: «Се, Аз с вами есмь во вся дни до скончания века» ( Мф. 28, 20 ) и: «Не оставлю вас сиры» ( Ин. 14, 18 ). Если всеобъемлющая любовь Божия убеждает нас, что «всяк просяй приемлет, и ищай обретает, и толкущему отверзется» ( Мф. 7, 8 ), то ничего из того, что нас мучает и беспокоит, не останется неразрешенным. Кто остается без помощи, должен более осуждать себя, чем прекращать просить. «Аще убо вы, лукави суще, умеете даяния блага даяти чадом вашим» ( Мф. 7, 11 ), разве наш общий Отец презрит моление ваше, когда вы просите Его избавить вас от врагов ваших и излечить от истления, которому вы подверглись по причине своего отступления от Него? Он обещает, что услышит моление наше вскоре (ср. Лк. 18, 8 ) и «по преизбыточествию, ихже просим или разумеем » ( Еф. 3, 20 ), помилует нас, – Тот, Кто «Своего Сына не пощаде, но за нас всех предал есть Его» ( Рим. 8, 32 ). 154 Рус.: «Все мне позволительно, но не все полезно; все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною». 155 Рус.: «И в знаменитых чем-либо, какими бы ни были они когда-либо, для меня нет ничего особенного: Бог не взирает на лице человека». 156 Старец Иосиф имеет в виду молитву «своими словами», когда человек непосредственным образом обращается к Богу и просит Его о помощи. Этот образ молитвы располагает к исповеданию своих согрешений и своей немощи или, в зависимости от состояния человека, к славословию Бога, поэтому старец Иосиф называет его исповедническим. Все псалмы пророка Давида, например, составляющие значительную часть православного богослужения, относятся к этой категории молитвы. Читать далее Источник: Слова утешения : беседы о духов. жизни и о монашестве/Старец Иосиф Ватопедский ; [Пер. с греч. братии Богородице-Сергиевой Пустыни]. – Изд. Богородице-Сергиева Пустынь, Москва : Типография «Наука» РАН, 2005. - 469, с. : ил., портр.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Преставился блаженный старец 1 июля 2009 года, а приблизительно через полтора часа он улыбнулся, действенно запечетлевая свидетельство Общего Воскресения. На земле блаженный старец испытал на себе радость и ликование оклеветанных и гонимых, по слову Писания: «Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах» 26 . Блаженный старец улыбнулся по смерти, потому что он плакал духовно и покаянием очистил свое сердце. «Блаженны плачущие ныне, ибо воссмеетеся» 27 сказано было неложными устами Того, Которого так любил старец в своей жизни. Кто из умерших улыбался после смерти? А старец не умер, а всего лишь уснул, по слову Господа: «есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти» 28 . Он уснул, и братия, вместо того, чтобы печалиться, праздновала его воскресение. Своим ярким присутствием Дух свидетельствовал о той радости, которая была на небесах. Благодать Господа нашего явным образом подтвердила тот факт, что он сподобился совершенной степени усыновления и дерзновения у Христа, так что мог свободно распорядиться своим усопшим телом. Он стал преобразователем Ватопедского монастыря, как и предсказывали старец Ефрем Катунакиотский и старец Порфирий Кавсокаливит . Он предпочел добровольную безвестность, безропотное терпение клеветы, бесславие, и потому Бог прославил его. Он явственным образом подтвердил нам дерзновение, которое имеет старец у Бога, как настоящий сын у отца. Последним вечным и недавним заветом его стали слова: «Любите друг друга: если вы будете едины в любви, то никто и никогда не сможет причинить вам зло». Он имел по опыту и жил глубоким видением любви. Так он говорил: «У Бога нет любви, но Он Сам есть любовь, любовь по существу. Любовь это совершенство нашей личности, а не добродетель. Именно это и есть личность Христа. Посмотрите внутрь себя, и вы обнаружите, что, когда нет любви, вы находитесь в встревоженном состоянии. Без любви личность не существует». И далее продолжает: «Разве тот, кто имеет любовь, может обвинять, укорять, оказывать преслушание, обижаться?» Но он же любит. Э, любовь – это обязанность, это онтологическое начало.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

«И увидел я другого зверя, выходящего из земли; он... действует... со всею властью первого зверя и заставляет всю землю и живущих на ней поклоняться первому зверю» ( Откр. 13, 11–12 ). И здесь необходимо напомнить о человеколюбивом домостроительстве Господа нашего, Который в эти страшные и беспросветные дни попрания истины пошлет двух великих ее светочей – пророков Илию и Еноха, чтобы отвратить человеческий род от антихристова соблазна. Даже в последней фазе всеобщего отступления всеблагой Бог не отменит Своего замысла, но призрит на остаток ищущих спасения. Три с половиной года будет продолжаться служение святых Илии и Еноха. Ободряя и научая христиан противиться обоим зверям – антихристу и лжепророку, эти посланцы Божии, пророки, по окончании их миссии будут убиты слугами антихриста, три дня пребудут без погребения и, чудесно воскрешенные силой Божией, вознесутся на небо. После этого начнется безраздельное господство диавола и сына погибели над несчастным родом человеческим, но одновременно – подвиг последнего свидетельства и всесовершенного исповедания. Его принесут Богу последние святые, чьи имена записаны в «книге жизни Агнца, закланного от сложения мира» ( Откр.13:8 ). Этот период станет самым тяжким испытанием для Церкви в лице остатка верных, а ее победа – победой их терпения и мученичества. Соблюдаемая и питаемая в пустыне, истинная Церковь пребудет там до исхода дней, или славного Пришествия ее Жениха Христа, Который явится в силе и славе и сокрушит многовидного врага. «Диавол, прельщавший их, ввержен в озеро огненное и серное, где зверь и лжепророк, и будут мучиться день и ночь во веки веков» ( Откр. 20, 10 ). Окончательное упразднение зла предваряется последовательным сокрушением главных после антихриста орудий сатаны. Из них в образе «града Вавилона» представлен материально-вещественный оплот его власти, в образе «жены-блудницы» – дух растления, поработивший человечество последних дней. Читать далее Источник: О кончине века и антихристе/Старец Иосиф Ватопедский ; Пер. с новогреч. Ю.С. Терентьев. - Москова : Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2010. - 80 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Великий Четверток Страстной седмицы Великого Поста Воспоминание Тайной вечери И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов. Мф. 26, 26–28 Тайная вечеря. Фреска 1312 г. Кафоликон Ватопедского монастыря. Афон    В день опресноков, когда по ветхозаветному закону должно было заклать и вкушать пасхального агнца, и когда прииде час, да прейдет Спаситель от мира сего к Отцу (Ин. 13, 1), Иисус Христос, пришедший исполнить закон, послал Своих учеников – Петра и Иоанна в Иерусалим приготовить Пасху, которую, как сень законную, хотел Он заменить Пасхою новою, – самим телом и кровью Своею. По наступлении вечера Господь пришел с двенадцатью Своими учениками в большую, устланную, готовую горницу одного Иерусалимлянина (Мк. 14, 12–17) и возлег. Внушая, что в Царстве Божием, которое не от мира сего, не земное величие и слава, но любовь, смирение и чистота духа отличают истинных членов, Господь, возстав от вечери, умыл ноги своим ученикам. Умыв ноги и возлегши опять, Господь сказал ученикам: знаете ли, что Я сделал вам? Вы называете Меня Учителем и Господом, и правильно говорите, ибо Я точно то. Итак, если Я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу. Ибо Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. По умовении ног Иисус Христос совершил Пасху сначала по закону Моисееву, потом установил и Пасху новую – великое таинство святейшей Евхаристии. Установление таинства святого причащения есть второе событие, которое Православная Церковь воспоминает в Великий четверток. Таинство святого причащения, установленное Господом пред Его страданиями и смертью, по заповеди Иисуса Христа: сие творите в Мое воспоминание, с первых времен до настоящих непрерывно совершается на многочисленных престолах Церкви Вселенской. На вечери Господь определительно предрек ученикам, что один из них предаст Его, и это именно тот, кому Господь подаст кусок хлеба, обмакнув в солило, и обмакнув, подал Иуде Искариотскому.

http://pravoslavie.ru/1698.html

     Перед Страстной седмицей Церковь вспоминает чудо воскрешения Лазаря, которое Господь Иисус Христос сотворил на пути к Своим страданиям. Оно прообраз Воскресения Господня, напоминание об общем воскресении мертвых, а также образ духовного воскресения каждого христианина. Грехи убивают и разлагают нашу жизнь. Господь дает нам радость Воскресения, избавляя нас от греха, разложения и смерти. Редакция портала «Русский Афон» собрала десять наставлений афонских отцов о духовном воскресени. 1. Воскресение Лазаря – реального исторического лица – произошло в прошлом, однако, став аллегорией, происходит каждый день в душах человеческих. … Господь наш Иисус Христос, всегда пребывающий с нами, по Его собственным словам: «и се, Я с вами во все дни до скончания века» – не спускает с нас глаз, бдительно следя за состоянием каждого и тайно говорит Небесным Силам и спасенным: «Лазарь, друг наш, уснул». Ибо каждый из нас – это мертвый Лазарь, друг Иисусов. Старец Иосиф Ватопедский 2. Писание гласит, что старшая сестра Лазаря Марфа, несмотря на всю веру свою во Христа, стеная от боли, что потеряла своего единственного и дражайшего брата, и забыв о силе воскресения, содержащейся в Нем, с упреком обратилась к Нему, сказав: «Господи! Если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой». Иисус же на это ответил ей: «Воскреснет брат твой». И вновь она не поняла смысл Его слов и настаивала: «Да, Господи, знаю, что воскреснет в воскресение, в последний день».   И тогда Иисус провозглашает: «Я есмь воскресение и жизнь». Таков Он – Иисус, пребывающий с нами как вечное и непрестанное Воскресение и чающий воскресения каждого из нас. Если же мы обратимся к Нему, чтобы выразить боль нашей смерти, да воззовет Он и к нам «Лазарь! иди вон». Но дабы случилось сие, нужны нам и помощники, пекущиеся о нас, коими у Лазаря были две его сестры: Марфа и Мария. Согласно святым отцам, Марфа символизирует практическую деятельность, практику покаяния и телесные труды. Мария же символизирует теорию, обращение души внутрь себя, посредством чего каждая разумная душа общается с Богом.

http://pravoslavie.ru/111898.html

Скачать epub pdf УЧЕНИЕ ГОСПОДА НАШЕГО ОБ АНТИХРИСТЕ И КОНЧИНЕ ВЕКА «Когда же сидел Он на горе Елеонской, то приступили к Нему ученики наедине и спросили: скажи нам, когда это будет? и какой признак Твоего пришествия и кончины века?» ( Мф. 24, 3 ). Ибо чуть раньше, указывая Наставнику на великолепие храмовых зданий, услышали от Него: «Не останется здесь камня на камне; всё будет разрушено» ( Мф. 24, 2 ). Когда же после такого пророческого ответа дерзнули вопросить о грядущем, в особенности же о Втором и славном Его Пришествии, Господь, открывая с высоты Своего ведения то, чему надлежало быть, прежде всего остерег их: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» ( Мф. 24, 4 ). Всеведец знал замыслы древнего змея-сатаны, ибо тот, сам весь прельщение и обман, прибегнет к ним и тогда как к привычному средству. Через Своих посланников и вестников – пророков, праведников и святых Ангелов – Господь непрестанно обращался к человеку и до «устроения полноты времен» (ср. Еф. 1, 10 ), когда наконец явился в облике смирения Сам, чтобы обновить и спасти его. Но человекоубийца-диавол и после того не оставляет своих козней, всевая в среду христиан плевелы и засылая к ним лукавых делателей. Имея вид просветителей и наставников, они производят ереси и распространяют всевозможные заблуждения, чтобы удалить людей от истинной веры. И как Господь наш, не довольствуясь многообразной помощью верным Своим рабам, пришел Сам и совершил дело нашего спасения, так и обманщик-диавол, помимо великого множества пороков и соблазнов, напоследок явит главное свое орудие – «беззаконника» (Ср. 2Фес. 2, 8 ) и «сына погибели» (Ср. 2Фес. 2, 3 ), воплощение всякой неправды и пагубы, полноту и верх всех зол, когда-либо выпадавших на долю многострадальной земли. Это и будет антихрист – последнее звено в богопротивном замысле сатаны. Конечно, ученики еще не были готовы постичь всю глубину эсхатологической перспективы, раскрытой Спасителем. Но всеблагой Господь, Который обращался не только к апостолам, но, по собственному Его слову, «говорил всем» (ср. Мк. 13, 37 ), а значит, и нам, указал способ защиты от хищных волков в одежде овец и от ложных вестников Второго Пришествия: «берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «я Христос», и многих прельстят» ( Мф. 24, 4–5 ). Конечно, последующий текст Матфеева Евангелия нельзя определить как всецело эсхатологический, ибо Господь говорит также о взятии Иерусалима римлянами в 70 г. Р. X. и страшных последствиях этого события. Но оставляя исторический аспект этого повествования в стороне как общеизвестный и бесконечно дорожа пророческим смыслом Откровения, обратимся к главной цели нашего труда – собственно эсхатологии.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010