Но здесь мы рассмотрели пользу аскезы с точки зрения человеческой страстности. Само устроение ветхого человека доставляет неприятности его близким, поэтому тот, кто это понимает, будет соответствующим образом бороться и избавится от своей «ветхости». Однако основополагающая ценность аскезы заключается в изменении характера, стяжании добродетелей, совершенствовании человеческой личности, дабы восполнить образ Божий Его подобием и достигнуть прямого предназначения человека. Подлинным искателям этого совершенства не понадобится далеко ходить за примерами, если только они всмотрятся в жизнь и пример Избавителя и Спасителя нашего Иисуса Христа. Помимо самого подробного описания Его жизни, преисполненной добродетелей, они обретут там Его благословение за то, что стали смело подражать Ему. Это подчеркивает и апостол Павел, стяжавший такое благословение: «Будьте подражателями мне, как я Христу» ( 1Кор. 11, 1 ). А сколько подвижников после Павла постарались воплотить в себе образ Христа! Позволим себе подробнее рассказать о такого рода подвиге, чтобы он стал более понятным. Особенно это относится к тем, кого удивляет настойчивость и ревность, с которой люди подвизаются во Христе на более высоких ступенях подвижничества. Грех первозданных людей был двояким, двоякой была и вина. Нарушением заповеди они отвергли истинность суждения Творца, а это на деле привело к нарушению запрета. Человек осквернил свою душевную красоту и чистоту преслушанием, поскольку пренебрег Божественной волей, велением Божиим. В то же время он, вкусив запретное, извратил и чувственную часть своей сущности. С того времени наша многострадальная природа лишена свободы собственной воли, но страстное начало насильно увлекает ее. «Грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» ( Рим.7, 11 ). «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю» ( Рим. 7, 15 ). «Знаю, что не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе; потому что желание добра есть во мне, но чтобы сделать оное, того не нахожу: доброго, которого хочу, не делаю, а злое, которого не хочу, делаю» ( Рим. 7, 18–19 ), так что «по внутреннему человеку нахожу удовольствие в Законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих» ( Рим. 7, 22–23 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Такова участь человека без Бога, участь, приблизительный набросок которой мы сделали. Человек после падения, человек тления и смерти не в силах избавиться от этого приговора, потому что сам изобрел смерть и утвердил ее в себе, во всем своем бытии и во всем том, что его окружает. Один лишь Господин бытия и жизни мог сойти в эту бездну все-губительной смерти и возвратить падшего, изгнанного, истлевшего и смертного в прежнее его состояние, не только искупая его от бед, но и одновременно уничтожая смерть и тление как в настоящем времени, так и во всей вечности. Указывая на это, Господь наш Иисус Христос , Сама Жизнь, ободряя нас, говорит: «без Меня не можете делать ничего» ( Ин. 15, 5 ). Одна лишь встреча с Ним может изменить все: и человека, и весь мир, мир настоящий и мир вечности. Поскольку все «покорилось суете не добровольно, но по воле покорившего» (ср.: Рим. 8, 20 ), то Господь справедливо утверждает, что только через Него восстанавливается равновесие. Это ощущение встречи и соприкосновения со Христом преобразует всечеловеческую боль и слезы в радостную весть, в Евангелие, которое не измеряется временем и не имеет конца в вечности. И тогда в бездне человеческого горя и нищеты от Единого Человеколюбца и Всеблагого, как невечерний свет, воссияет для каждого страдающего существа единственное утешение. " Придите, – говорит Он, – ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас; возьмите иго Мое на себя и научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и найдете покой душам вашим; ибо иго Мое благо, и бремя Мое легко» (ср.: Мф. 11, 28–30 ). Чем же еще является жизнь человека, как не непрестанным сражением со смертью ? Беды, наполняющие нашу жизнь, – это именно члены смерти, ее орудия, которыми она непрестанно, не заключая перемирий, атакует человека изнутри и извне. Искушения всякого рода, различные болезни, скрытые и явные, – это не что иное, как зубы смерти, непрестанно перемалывающие человечество. И потому смерть – это неиссякаемый источник всех бед и скорбей. В действительности смерть – это прежде всего горечь жизни, из которой произрастают все разочарования и само отчаяние – кульминации любой трагедии. Богочеловечество

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Знаменательно, что среди провозвестников Второго Пришествия Господня и обличителей антихриста священномученик Ипполит, кроме Еноха и Илии, называет и Иоанна Богослова. «И вот, половину седмины займут два пророка вместе с Иоанном для того, чтобы проповедовать во всем мире о пришествии антихриста... Они-то и совершат знамения и чудеса, чтобы хоть этим способом склонить людей к покаянию ввиду чрезвычайно усилившегося беззакония и нечестия их... И когда возвестят это, они падут от меча, будучи убиты диаволом» 12 . Это суждение об участии апостола Иоанна в последней миссии пророков Божиих разделяют и другие отцы, основываясь на словах воскресшего Господа Петру: «хочу, чтобы он пребыл, пока приду» ( Ин. 21, 22 ) и на засвидетельствованном самим апостолом повелении ему от Ангела: «И сказал он мне: тебе надлежит опять пророчествовать о народах и племенах, и языках и царях многих» ( Откр. 10, 11 ). И вот что говорит святой о правлении антихриста, этого вдохновляемого сатаной зверя: «Смотрите же, боголюбцы, какая скорбь будет в те дни – такая, какой не было от сложения мира, никогда не может быть, а будет только в те дни. Тогда-то... беззаконник, возгордившись сердцем, соберет своих демонов в образе человеческом, и отвратится от тех, которые призвали его на царство, и осквернит много душ. В самом деле, он поставит над ними начальников из числа демонов и уже не будет более казаться благочестивым, но всюду и во всем будет суровым, жестоким, гневливым, лютым, зловредным, непостоянным, страшным, несносным, ненавистником, гнусным, необузданным, мстительным... А из желания ввергнуть в бездну погибели весь род человеческий он преумножит ложные знамения. В самом деле, когда все народы будут вне себя от радости ввиду его наваждений, он могучим голосом воззовет столь сильно, что поколеблется место, где будут предстоять ему толпы народа: «Познайте, народы, колена и племена, мою великую власть, могущество и силу моего царства! Какой властелин так могуществен? Какой бог велик, кроме меня? Кто может воспротивиться моей власти?». И действительно, он будет переставлять горы пред очами зрителей, переходить море, не замочив ног, низводить огонь с неба, превращать день во мрак и ночь в день... вообще, силою своего наваждения покажет... что все стихии земли и моря послушны ему...

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

«И чудесами, которые дано было ему творить... обольщает живущих на земле... И он сделает то, что всем, малым и великим, богатым и нищим, свободным и рабам, положено будет начертание на правую руку их или на чело их» ( Откр. 13, 14, 16 ). Отбросив личину агнца, зверь-антихрист явит свою истинную сущность и, принимаемый ранее за мессию и спасителя, окажется всеобщим губителем. «И... никому нельзя будет ни покупать, ни продавать, кроме того, кто имеет это начертание, или имя зверя, или число имени его» ( Откр. 13, 17 ). Но и не имея никакой власти над верными, которые осенены Крестом и благодатью, диавол не оставляет привычных козней и обольщений, чтобы завлечь их в свои сети. Чего же ожидать от добровольных и послушных рабов врага, которые не только охотно поклонятся «образу», но и с готовностью примут «начертание» истинного своего владыки, то есть знак всецелой зависимости от него? Какой ум и какая фантазия опишут величайшее бедствие, когда «человекоубийца от начала» станет безраздельным господином людей, в то же время сознающим, что «немного ему остается времени?» ( Откр. 12, 12 ). Первую рану нанесли диаволу Крестная смерть и воскресение Господа. А второй и последней раной для него станет Пришествие Господне в силе и славе. И свершится оно, когда всегубитель, прославляемый в лице антихриста как истинный царь и бог, достигнет, казалось бы, предельного могущества. Главное действующее лицо двенадцатой главы Откровения Иоаннова – Церковь , непрестанно воюющая с сатаной и соблюдаемая от поглощения адом непостижимой силой ее Главы и Зиждителя. Церковь явлена апостолу как «жена, облеченная в солнце», которая «имела во чреве, и кричала от болей и мук рождения» ( Откр. 12, 1, 2 ). Но что есть дело и назначение Церкви, как не рождение людей в жизнь вечную? Воистину, «многа чада пустыя», то есть Церкви, некогда бесчадной, а ныне многочадной, «нежели имущия мужа» ( Ис. 54, 1 ). Церковь раждает, питает и усовершает чад своих, приводя их «в меру возраста полноты Христовой» (ср. Еф. 4, 13 ), и, по обетованию Спасителя, «врата адовы не одолеют ее» (ср.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Повествование святого Марка в этом отношении почти тождественно Матфееву, отличаясь лишь более сжатым характером. У святого Луки особо подчеркнуто, что грядущее запустение Иерусалима выразится в попрании его язычниками, которое будет продолжаться, «доколе не окончатся времена язычников» ( Лк. 21, 24 ); иными словами, исторический план переходит здесь в эсхатологический. Но если бы Господь и не возвестил об антихристе самолично, то из сопоставления других текстов, запечатлевших Божественное Откровение и носящих явно пророческий характер, мы непременно заключили бы, что большинство их поддается истолкованию лишь в эсхатологическом плане. Пророческие тексты Священного Писания во множестве случаев имеют многозначный смысл, метафорически представляя различные фазы жизни Церкви в ее борьбе с силами тьмы и орудиями сатаны. Но главное место среди них занимают пророчества о последних временах и антихристе, который проявит себя в свое время самым жестоким гонителем христиан и далеко опередит всех тиранов прошлого. То правда, что искушения от диавола будут для верных много сильнее прежних и повергнут их в глубочайшую скорбь. Но зато и конечное торжество Церкви над главными врагами, смертью и диаволом, которое наступит по Пришествии ее Жениха, познается ими уже не от «веры и слышания» (см.: Рим. 10, 17 ), но из самого дела и исполнения слова Господня: «Возрадуйтесь в тот день и возвеселитесь, ибо велика вам награда на небесах» ( Лк. 6, 23 ). Святой Иоанн Богослов, впервые употребивший имя «антихрист», говорит о нем и о последних временах в Откровении и посланиях. В его Первом соборном Послании мы читаем: «Дети! последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаём из того, что последнее время» ( 1Ин. 2, 18 ). Напоминая ученикам о явлении главного «беззаконника» в предоставленное время, апостол указывает, что в мире уже действуют многие его предтечи – малые «антихристы». И поясняет, что антихрист есть «отвергающий Отца и Сына» ( 1Ин. 2, 22 ). А определив правое исповедание как исповедание Иисуса Христа истинным Богом, пришедшим во плоти, учит, что всякий, кто исповедует Его иначе, носит в себе и теперь частицу антихриста, то есть «дух антихриста, о котором вы слышали, что он придет и теперь есть уже в мире» ( 1Ин. 4, 3 ). Во Втором соборном Послании столь же ясно утверждается, что не исповедующий Иисуса Христа пришедшим во плоти Спасителем мира «есть обольститель и антихрист» ( 2Ин. 1, 7 ). И понятно, почему возлюбленный ученик Господень увещевает верных беречься не столько главного антихриста, которого им, быть может, не суждено увидеть, сколько малых его подобий, ополчавшихся в те дни на Церковь . Ибо кто как не антихристы все те еретичествующие лжепастыри, которые извращают Евангелие и апостольское учение, нимало не радея о вверенном им стаде?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Когда через веру мы приходим к богопознанию, то сразу же усваиваем свои непременные обязанности, исполнением которых и сможем впоследствии стать причастниками Божественных обетований. Господь наш убеждает нас, что абстрактное знание о существовании Бога вовсе не является для нас достаточным и полезным. «Не всякий, говорящий Мне «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное» ( Мф. 7:21 ). Иными словами: к Моим обетованиям будет причастен лишь тот, «кто имеет заповеди Мои и соблюдает их» ( Ин. 14, 21 ). «Тот, кто имеет " – значит тот, кто позаботился узнать значение и цель заповедей, а после этого он начинает соблюдать их, то есть применять их на деле. При этом Спаситель заостряет наше внимание на смысле соблюдения заповедей: «тот любит Меня» ( Ин. 14, 21 ). И подтверждает: «Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих» ( Ин. 14:24 ). «Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею... и ближнего твоего, как самого себя» ( Мф. 22:37, 39 ). Разве в этих двух заповедях не заключается вся полнота закона? Именно ими доказывается цельность человеческой личности, а человеку предоставляется право быть наследником Бога и сонаследником Сына Божия. Выше мы уже подчеркнули, что подвиг – это не цель, а средство, но средство необходимое и нужное для того, чтобы обрести исцеление и вернуться к цели нашего общего предназначения. Божественное Откровение для нас – это основа здравого пути познания. Через него мы познали самих себя, окружающий нас мир и свое отношение к другим людям. Откровение – это излияние и действие Божественной благодати. Оно непогрешимо ведет нас к постижению подлинной сути вещей, в согласии с которой Творец и Промыслитель Бог , по боголепному Своему замыслу, придал этим вещам их конечное предназначение. Несомненно, падение человека повлияло на ход событий, изменило характер и темп их развития – и это было известно всесильному Богу Слову, «Имже вся быша» 8 . Отсюда возникла необходимость в усилии со стороны страждущего человека, чтобы восстановить целостность, исцелить поврежденную природу.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Страшное и поистине беспримерное кощунство, но ведь дерзость и бесстыдство его столь же неописуемы. Богоравными мнили себя, как мы помним, диавол и многие из тех, кто на протяжении веков был его орудием. Так, о царе Ироде Агриппе, который позволил именовать себя богом, известно, что «Ангел Господень поразил его за то, что он не воздал славы Богу; и он, быв изъеден червями, умер» ( Деян. 12, 23 ). Но заменить Бога собственной персоной до явления «сына погибели» не дерзал никто, и понятно, что такое беспримерное нечестие повлечет за собой и неслыханную меру бед. Изъясняя Павлово пророчество об антихристе, отцы задавались и вопросом о «храме», где воссядет «мерзость запустения», которая узурпировала честь, воздаваемую лишь Богу. (Мы не рассматриваем здесь еще более богопротивные и кощунственные, на взгляд христиан, воззрения апологетов язычества. Как правило, они выражали их не столько в делах, сколько в сочинениях отвлеченного или мифологического характера. Влекомые общечеловеческим инстинктом веры, но не имевшие понятия об истинном богопочитании, языческие народы в поисках божества поклонялись то силам и стихиям природы, то собственным героям, благодетелям и даже тиранам, когда те отходили в мир иной.) И едва ли нужно говорить, как болезновало пророческое сердце апостола, который прозревал будущее словно настоящее, от предощущения духовной катастрофы, когда растление сердца и ума принесет плод последней хулы и нечестия, запустения и гибели. Поистине «не может дерево доброе приносить плоды худые» ( Мф. 7, 18 ). Наш краткий комментарий составлен нами не для напоминания исторических фактов, хорошо известных из Священного Писания , но с тем, чтобы на их основании заключить о великих испытаниях, ожидающих мир. Конечно, для этого довольно было бы и слова Господня о великой скорби тех дней, «какой не было от начала мира доныне, и не будет» ( Мф. 24, 21 ). И все же мы сочли нужным углубиться в некоторые детали, чтобы тем полнее оценить средства спасения, которые благодать Божия подает через Церковь всем верным. Мы знаем, что «всякое преступление и преслушание получало праведное воздаяние» ( Евр. 2, 2 ). Но стремление сравняться с Богом есть не только начаток, но и конец всякого греха. Устрашающий пример сатаны-денницы показывает, откуда взялась порча в творении Божием, которое от начала было «хорошо весьма» ( Быт. 1, 31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Мф. 16, 18 ). Оголтелая ярость сатаны открывается духовным очам тайнозрителя как присутствие подле жены огневидного дракона, готовящегося пожрать ее новорожденное чадо. Но дитя, которому надлежало упасти все народы, сразу по рождении «восхищено... было к Богу и престолу Его» (ср. Откр. 12, 5 ), между тем как жена «убежала в пустыню, где приготовлено было для нее место от Бога» ( Откр. 12, 6 ). Итак, не сумев погубить плод жены-Церкви, дракон обрушивает свою ярость на мать, но и она находит защиту в пустыне. А что иное означает это бегство, как не обращение Церкви, искушаемой от сатаны, к духовному деланию – усиленной молитве, подвигам поста и благодушному терпению зол, в чем подвизались ее чада-пустынножители? И кто на протяжении многовековой борьбы Церкви с силами зла спасал ее от ересей и прочих соблазнов, если не «пустынное порождение» – богоносные отцы, которые ниспровергли ложь, украсили Церковь святостью и обезопасили правилами? Но повествуя о жене, соблюдаемой в пустыне, Богослов подразумевает те эсхатологические времена, когда антихрист, крайнее порождение зла, двинет против Церкви все свои силы. «Питали ее там тысячу двести шестьдесят дней» ( Откр. 12, 6 ). Указанное число – иное обозначение срока, ранее открытого нам как «время, времена и полвремени» (См. Откр. 12, 14 ). «Горе живущим на земле и на море! потому что к вам сошел диавол в сильной ярости, зная, что немного ему остается времени. Когда же дракон увидел, что низвержен на землю, начал преследовать жену, которая родила младенца мужеского пола» ( Откр. 12, 12–13 ). Как душеполезно и спасительно для верных это напоминание о неистовой злобе диавола и каким бесценным предостережением служит оно нам, если только постоянно содержим его в памяти! Согласно отцам, враг, несомненно, торжествует, а мы терпим поражение всякий раз, когда забываем о постоянном его злоумышлении, когда не внемлем или не доверяем свидетельству о том Писания и Церкви. «И даны были жене два крыла большого орла, чтобы она летела в пустыню в свое место от лица змия и там питалась в продолжение времени, времен и полвремени» ( Откр. 12, 14 ), то есть в продолжение трех с половиною лет, пока сын погибели будет удерживать венец царства.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

Сделаем малое отступление, чтобы показать удручающую слепоту и безответственность людей нашей эпохи. «Для чего нужна пустыня? – вопрошают многие из них. – Зачем покидают мир и человеческое сообщество питомцы ее в лице монахов? Какая польза обществу от этих дезертиров?» Ответ очевиден. Убегающие в пустыню созидают щит и ограду Церкви, воздвигают твердыни, о которые разбивается всякая дерзость, всякое злоухищрение сатаны. Образно говоря, они конструируют радиоприемники, настроенные на человеческие частоты и улавливающие небесные сигналы, с помощью которых открывают хромающему на обе ноги человечеству повеления Божии и разоблачают козни врага-сатаны. Вот в чем главная польза человечеству от неусыпной стражи этих «дезертиров», упразднение которой есть упразднение замысла Божия о мире! «И пустил змий из пасти своей вслед жены воду как реку, дабы увлечь ее рекою. Но земля помогла жене, и разверзла земля уста свои, и поглотила реку, которую пустил дракон из пасти своей» ( Откр. 12, 15–16 ). Безумная брань сатаны и его воинства с Церковью усиливается и расширяется, но та, чудесно ограждаемая промышлением Господа Вседержителя, остается невредимой. Не добившись успеха в преследовании жены-Церкви и думая затопить ее потоками ересей и лжеучений, враг вступает в схватку «с прочими от семени ее, сохраняющими заповеди Божии и имеющими свидетельство Иисуса Христа» ( Откр. 12, 17 ). Кроме непрестанной смены картин и образов, Откровению Иоаннову присущ, как мы уже сказали, сложный порядок повествования, где последующие события опережают предыдущие, а реалии раннехристианской истории вводятся в эсхатологическую перспективу. Лица и события, которым принадлежит ключевая роль в повествовании, выступают здесь в самой неожиданной последовательности. Главным «героем» последних дней, наряду с диаволом, оказывается антихрист – крайнее воплощение лютой ненависти сатаны, направленной против Церкви и верных рабов Божиих. С определенного момента в действие вступает третье лицо – «лжепророк», который довершает дело прельщения, подготовив фундамент духовной власти антихриста, а значит – всевластия сатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

И это также было некоей частью всеобъемлющей любви воплощенного Бога Слова: не насильственно действовать, не предписывать обращение падшему человеку, но собственным примером человеколюбиво указать путь такого обращения и подчеркнуть важность Божественных заповедей. После того, как Сладчайший наш Иисус «делал и учил» ( Деян. 1:1 ), могут ли найти себе какое-либо оправдание человеческие дерзость и равнодушие?! Таким образом, не только логика, но и Откровение направляют нас на путь подвижничества, предписывая его, как необходимое средство для достижения нашей цели. Если «те, которые Христовы, распяли плоть со страстями и похотями» ( Гал. 5, 24 ), то уже вполне очевидно, что только с помощью подвижничества мы добьемся преуспеяния. Святой апостол Павел, сам величайший подвижник, ведет нас за собой и ясно учит, что скудельное тело наше, «плоть, желает противного духу, а дух – противного плоти: они друг другу противятся, так что вы не то делаете, что хотели бы» ( Гал. 5, 17 ). Таким образом, подвиг – не вопрос предпочтения или выбора, а – непременное предписание, безусловная необходимость. Если бы мы позаимствовали нечто из достижений монашеского подвижничества, то, в сущности, не ошиблись бы, сколь бы дерзким это ни казалось. Ведь что такое монашество, как не одна из форм христианской жизни, нашедшая свое успешное применение? Наше намерение и цель, как было показано выше, – соблюдение Христовых заповедей. Мы же, согласно словам апостола Павла, «проданные греху» ( Рим. 7, 14 ), вынуждены делать «злое, которого не хотим» ( Рим. 7, 19 ). Какая же сила избавит нас «от тела смерти сего» ( Рим. 7, 24 )? Крайне важно и необходимо обращение к монашеской традиции аскетического опыта, поскольку сама брань, борьба за свободу, имеет множество форм и видов: как против страстей и привычек, так и «против начальств,... властей и ... мироправителей тьмы века сего» ( Еф. 6, 12 ) и всех ее сил. Защита в этой духовной брани наиболее тщательно продумана и реализована именно в монашеском образе жизни, и потому не будет преувеличением рекомендовать его в качестве образца для жизни каждого из нас.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010