Господь говорил: «Есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе» (Мк 9:1). И церковная традиция это связывает с праздником Преображения . Но не только это. Интуиция, что Господь должен прийти в ближайшее время, жила и среди первых христиан. И апостол Павел в 1-м Послании к Фессалоникийцам говорит о том, что «не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор 15:51). То есть он ждет, что кто-то, может быть, умрет, а кто-то и дождется Второго пришествия. Но вот уже умерло чуть ли не все поколение свидетелей жизни самого Христа, парусия — Второе пришествие — таким образом, откладывается. «На что же мне надеяться? Как же нам дальше жить?» — вопрошают друзья, слушатели Луки. И апостол Лука пишет свой труд — для того чтобы показать нам: Бог никуда не ушел, Он продолжает присутствовать в своей Церкви. Лука предлагает трехчастную концепцию истории: было время Ветхого Завета , когда люди спасались через Закон, было время, когда с нами был Спаситель, и, наконец, наступает время Духа, когда Бог присутствует в Духе Своем невидимым образом, среди своей Церкви. Апостол хочет показать: все, что происходило в служении самого Господа Иисуса, происходит в служении Его учеников. В начале своего Евангелия он пишет про Богородицу — и в начале Книги Деяний он упоминает о Ней. В начале Евангелия идет разговор о Духе Святом, Который сходит на Богородицу для того, чтобы Она зачала, — и в начале Книги Деяний мы тоже видим этот разговор о Духе. Мы можем увидеть совпадение и в плане чудес, и в плане страданий. Например, страдание самого Господа имеет полную параллель в страданиях Стефана. Апостол Лука показывает, что Иисус никуда не исчез, Он живет в Своей Церкви. Просто нужно иметь глаза, чтобы это увидеть. Путешествие на край земли Апостол Лука Евангелист. Икона, 1350–1360 гг., деисусный чин иконостаса Афонского Ватопедского монастыря Два стиха — 7-й и 8-й стихи первой главы — фактически задают тон всей книге. Когда ученики спрашивают Иисуса: «Не в это ли время Ты, Господи, восстановляешь Царство Израилю?», Он отвечает им: «Не ваше время знать времена и сроки, которые Отец положил в своей власти, но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святой. И будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». И вот, собственно, это — план всей Книги Деяний. Первые восемь глав — разговор о том, что происходит в Иерусалиме, а затем в Самарии. И потом — путешествие до Рима, который считается фактически тем самым краем земли.

http://blog.predanie.ru/article/chitaem-...

«И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его, и жилище Его, и живущих на небе» ( Откр. 13, 6 ). Но какая хула на Бога и Христа сравнима с узурпацией Божественного верховенства человеческим убожеством – той узурпацией, на какую впервые в истории дерзнет антихрист, многоликий изверг, всецело порабощенный злу, чье нестерпимо смрадное дыхание уже ощущается в мире! «И дано было ему вести войну со святыми и победить их» ( Откр. 13, 7 ). Слово «победить» подразумевает здесь не победу антихриста над святыми, но лишь то, что гонения римских императоров-язычников воспринимались первыми христианами как попущенные Богом ради полноты свидетельства об Истине. И потому временное торжество империи вместо победы стало для ее владык постыдным поражением от тех, кого по человеческим меркам считали самыми беззащитными. «Победа» сына погибели над святыми означает, что Бог не воспрепятствует ему до времени мучить и убивать их, дабы они, как и предшественники их, кровью засвидетельствовали свое исповедание. «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем» ( Откр. 13, 7 ). Но как возможет диавол, не имеющий власти и над свиньями, присвоить господство над народами и племенами без попущения Бога и Господа всех? Однако и это будет попущено Вседержителем из-за любогреховного произволения, неверия и злонравия огромного большинства людей, ибо диаволу в образе антихриста «поклонятся... все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» ( Откр. 13, 8 ). Открывая верным страшную картину конечного отпадения человеческого рода, святой Иоанн Богослов в то же время ободряет их указанием: «Здесь терпение и вера святых» ( Откр. 13, 10 ). Терпение и вера – залог спасения среди всевозможных скорбей и тяжких обстояний, о чем говорит и Господь: «претерпевший же до конца спасется» ( Мф. 10, 22 ) – и: «терпением вашим спасайте души ваши» ( Лк. 21, 19 ). Все вышесказанное наводит на мысль, что дух враждебной Христу римской власти (одного тела при множестве рогов и венцов) сполна реализовался в духовно-нравственном состоянии современного Запада, который вот-вот породит из своих недр чудовищного идола – знамение грядущей гибели.

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

В тринадцатой главе книги описан вышедший из моря «четвертый зверь» о десяти рогах и семи головах (Ср. Откр. 13, 1 ). Образ того же зверя, который «был отличен от всех и очень страшен, с зубами железными и когтями медными, пожирал и сокрушал, а остатки попирал ногами», встречается в книге пророка Даниила ( Дан. 7, 19 ), где он подробно истолкован. В двенадцатой главе Откровения фигурирует красный дракон, хвост которого низвергает «с неба третью часть звезд» ( Откр. 12, 4 ). Далее о драконе сказано, что он дал зверю «силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13, 2 ). Так как мы вплотную подходим к основной нашей теме, следует более подробно остановиться на священных текстах. Дракон – не кто иной, как денница-сатана, и огненно-красный цвет его означает, что он – «человекоубийца от начала» ( Ин. 8, 44 ). Мы знаем, что пророку Божию Даниилу были явлены в видении четыре зверя – символы последовательно сменяющих друг друга языческих империй. По наиболее авторитетным толкованиям, это царства Халдейское, Мидо-Персидское, Греко-Македонское и Римское. И хотя известно, что властители первых трех царств преследовали богоизбранный народ Израиля, но только о четвертом звере (в Апокалипсисе он – первый), то есть о державе римлян, святой Иоанн Богослов говорит, что «дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть» ( Откр. 13, 2 ). Особое попечение сатаны о последнем звере и будет сейчас в центре нашего внимания. Римская империя, как мы уже говорили, не заканчивается эпохой собственно римских императоров. Пережив византийский период, она продолжает свое существование и до наших дней как «западный мир», чьи политические и военные объединения находят весьма точное соответствие во множестве глав, рогов и венцов этого чудовищного зверя. «И поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним?» ( Откр. 13, 3–4 ). Но утвердившееся в наши дни потворство всякому злу, пороку, безрассудству и несправедливости, внутренняя солидарность с любым грехом, с любой диавольской ложью – что это, если не приятие начертания сатаны и поклонение его образу? «И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца» ( Откр. 13, 5 ). Сказанное означает, что сей губитель имеет власть не сам по себе, но лишь по мере попущения Божия. Определен здесь и кратчайший срок, на который дана ему свобода гнать верных. В другом месте вместо сорока двух месяцев говорится о «времени, временах и полвремени» (ср. Откр. 12, 14 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

В дальнейших словах Господа перед нами открывается уже чисто эсхатологическая перспектива: «Тогда, если кто скажет вам: «вот, здесь Христос», или «там», – не верьте... Ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого» ( Мф. 24:23, 27 ). Вот предельно ясный образ последних дней, сполна оправдывающий нашу веру во Второе Пришествие! Ибо оно – единственное, чему не сможет подражать и что бессилен будет извратить лжемессия, «лютый волк» (ср. Деян. 20, 29 ) в овечьей одежде, несмотря на всю власть, полученную им от лукавого миродержца. Придя однажды в уничиженном образе и совершив дело спасения мира, Господь наш явится вновь в силе и славе, подобающих одному Богу, и «никтоже постоит пред великолепием славы» 2 Его. Это знамение Второго Пришествия надлежит неусыпно содержать в памяти всем христианам тех лукавых дней. Ибо приближаются знамения ложного пришествия, и да не прельстится никто обманными чудесами, маскирующими его сатанинскую суть! " Восстанут, – говорит Господь, – лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам» ( Мф. 24, 24–25 ). Воистину ничем не пренебрег Владыка и Пастырь, душу Свою полагающий за овец, но все исполнил словом и делом, чтобы обезопасить нас от общего врага и его козней! В чем смысл слов: «чтобы прельстить, если возможно, и избранных»? Ложь будет до того тонкой и искусно замаскированной, что прельстит всех, слывущих мудрыми и разумными, но не избранный «остаток» ( Рим. 11, 5 ) – тех, кто был призван благодатью Божией, возложил на себя крест Господень и проводил святую жизнь. Господь назвал и другое знамение Второго и славного Его Пришествия: «солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются» ( Мф. 24, 29 ). Согласно отцам, деятельность антихриста также ознаменуется сверхъестественными по видимости, но мнимыми по существу явлениями, которые будут совершаться «со всякою силою и знамениями и чудесами ложными» ( 2Фес. 2, 9 ). И послужат они не столько символами его пришествия, сколько средством устрашить колеблющихся в вере, дабы и те поклонились ему как Богу. Пришествие же Господа будет предварено распадом стихий и превращением небесных светил, ясным свидетельством того, что Грядущий – Сам Бог . И тогда, как последнее доказательство, «явится знамение Сына Человеческого на небе» ( Мф. 24, 30 ) – Честной Крест, орудие мироспасительного замысла Божия, конечной победы над силами тьмы, упразднения смерти и обновления твари. «И... восплачутся все племена земные и увидят Сына Человеческого», то есть Бога Слова во плоти и одновременно во всей полноте боголепного Его величия, «грядущего на облаках небесных с силою и славою великою» ( Мф. 24, 30 ). Но, Владыко Человеколюбче, даруй нам дерзновение встретить Тебя, грядущего с небес!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

«И, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь... И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец» ( Мф. 24, 12, 14 ). Следующий стих: «Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет» ( Мф. 24, 15 ) – и описание грядущих на землю ужасов относится, полагаем мы, не столько к исторической катастрофе Иерусалима, сколько к кончине века и антихристу, о чем говорит и это загадочное (как и подобает пророчеству) место: «ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет. И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни» ( Мф. 24, 21–22 ). Бедствия евреев при разорении Иерусалима Титом, при всем их масштабе, вряд ли можно признать худшими из тех, какие случались и тем более могут случиться на земле. В мире творилось бесчисленное множество злых, чудовищных и мерзких дел, но ни одно из них не запечатлено исторической памятью человечества как превосшедшее все остальные. Описанные у святого Матфея трагические события произойдут лишь в конце времен, при «беззаконнике» и «сыне погибели», когда почва для них будет подготовлена духовной деградацией человечества. Ибо «нормальным» состоянием людей станет порабощенность всеми видами греха, а любовь охладеет не то что «во многих» ( Мф. 24, 12 ), но за малым исключением во всех (ведь корыстолюбие и себялюбие уже и теперь превозносятся как подвиг и забота о всеобщем благе). Изъясняя речение Господа: «восстанет народ на народ, и царство на царство» ( Мф. 24, 7 ), мы вынуждены признать, что до сих пор не постигли его должным образом. Не наше ли время – самое лукавое и не в наши ли дни каждое государство считает своим долгом причинить вред соседу, а политики, действующие лицемерием и обманом, видят в ограблении чужих стран залог благополучия собственных? Когда до такой степени процветали кознодейство, ложь, притворство, ненависть и открытое насилие сильного над слабым? Всякое понятие о правде и справедливости попрано, средствами же успеха признаны своекорыстие и обман, якобы «заложенные» в самой природе человека, так что преступники сплошь и рядом восхваляются как герои. Достигало ли нынешней меры бесстыдства «восстание народа на народ», когда правило «твоя смерть – это моя жизнь» становится нормой международных отношений? Итак, если уже теперь налицо крушение всех нравственных устоев, что еще препятствует пришествию «сына погибели» и полному торжеству всех замыслов сатаны? А между тем царящая в мире сумятица усугубляется все новыми распрями в недрах нашей «процветающей» цивилизации!

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

р.Божия Ольга 2013/05/24, 16:14:52 Дорогие отцы и братья Ватопедские! С Великим Вас праздником Пасхи! Христос Воскресе! Прошу Вас помолитесь обо мне, чтобы Бог простил мне мои грехи явные и не явные, помогите мне и мою сестру Нино выйти замуж,за здоровие Григория и Кетевана.Спасибо Госпаду за все. Фотине Фотине 2013/05/13, 00:26:46 Может кому поможет - Мрачное зелие, нарицаемое " табак " Из древней книги " Пандекта " Сказано: " И увидел Господь смирение его и скорбь, и послал к нему Ангела Своего в образе вельможи, разъяснить ему сонное видение, которое видел царь Анетий. И поведал, какие будут последнему роду человеческому пагуба и падение от страшного зелья, которое берет свое начало от дней сих. И явился ему Ангел Господень в образе человеческом и поклонился, говоря: " Мир тебе " . Но царь, решив, что это человек, и не желая поведать ему о сновидении своем, решился покинуть царство. Тогда Ангел Господень с казал ему: " Что ты, человек, не поведаешь мне о своем сновидении. Ибо я знаю тебя. Не убегай и не оставляй царства своего и престола своего. Ты царь Анетий. И я говорю тебе: возвратись в царство твое и не бойся сновидения бывшего тебе. Я поведаю тебе о том, что видел ты нынешней ночью. Ты же возвратись в царство твое и царствуй. А то, что ты увидел во сне, то будет в последние дни. Ты видел образ девичий, который есть предзнаменование соблазна, коим дьявол прельстит мир и обратит от трезвления в пьянство следующим образом: Была некая ... жена, соблудившая и заченшая во чреве, и родившая дочь, которую воспитывала до 12 лет. По исполнении сих лет вошел в нее сатана и растлил ее на блуд. И когда она сотворила волю диавола и осквернила ложесна свои, то продолжала жить в распутстве 30 лет. Господь же, видя, что блудница не желает приносить покаяние, послал Ангела Своего и повелел земле расступиться на 30 локтей. И пожрала ее земля и живший в ней бесстудный демон покропил землю над трупом ее из чаши, полной мерзости и скверны любодеяния. И вырос на месте том куст, семена которого, по повелению сатанинскому, еллины на прелесть будущему роду посадили в садах своих и нарекли имя ему " табак " . И сего зелия травного кто воскурит, тот будет умом растлен и обретет множесмтво страстей от опьянения им...

http://isihazm.ru/?id=384&sid=44&iid=149...

Впрочем, говорил отец Фотий вполне разумно и обладал прозорливостью. Занимался он изготовлением ложек и продавал их довольно дешево. Если ему давали больше денег, не брал. Часто он жил на подаяния. В то же время Фотий непрестанно совершал молитву, повторяя «Богородице Дево, радуйся». Как-то его спросили, видел ли он Пресвятую Богородицу, и он с готовностью ответил: «Много раз... я видел Иверскую...». Хотя он ни разу не был в Иверском монастыре. Говорят, что преподобный Савва, Христа ради юродивый, и неизвестный святой Евдоким из Ватопедского монастыря 314 – это одно и то же лицо. Он проводил жизнь, свойственную Ангелам и бесплотным. В пустынных местах он питался дикой травой, в городах и селениях – тем, что давали в качестве милостыни. У него не было ни каливы, ни постели, ни одежды, ни друзей, ни знакомых... Ходил отец Савва совершенно обнаженным, если не считать тряпицы, покрывавшей самые сокровенные части тела. Он руководствовался словами Священного Писания : Мы безумны Христа ради... Даже доныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим; хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне ( 1Кор.4:10,11–13 ). Как-то шел отец Савва в один город на Кипре, нагой, «безумный», не имеющий пристанища. Одна женщина сказала: «Какое прекрасное тело у этого человека». Святой, с одной стороны, чтобы пресечь стремление к неге и удовольствию, а с другой – чтобы вразумить женщину не восхищаться суетными и плотскими предметами, пошел и упал в некое вместилище грязи и нечистот. Оттуда он выбрался черным и измазанным, источая зловоние. Этот случай потряс многих очевидцев, особенно ставшую причиной этому женщину, которая горячо и со слезами каялась. Дионисий, Христа ради юродивый (1814–1880) из скита Кавсокаливия, однажды в Великую Пятницу тайно молился в кириаконе в темном углу у дверей. Он думал, что никто его не видит, весь был поглощен молитвой, а ум его пребывал в неком экстатическом состоянии, так что казалось, что он находится в мире ином.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Желание стать независимым, равным Богу, которое обманом внушил диавол, и было главной причиной отступления человека. Прародители думали, что сами смогут стать богами и, следовательно, ни от кого не зависимыми, но лишь уподобились сатане, который и ввел их в заблуждение. Так сбылись слова Творца: «ибо в день, в который ты вкусишь от него (от плода), смертию умрешь» ( Быт. 2:17 ). Согрешив, человек пал с большой высоты, что имело трагические последствия. Он утратил дары благодати Духа Святого, которые имел в себе, будучи созданным по образу Божию, и, обладая ими, мог бы исполнить свое предназначение – стать подобным Богу. Отсечением себя от источника жизни вечной человек потерял возможность бессмертия, нетления и неизменяемости. Образ в нем потускнел, омрачился и пришел в совершенную немощь, но не уничтожился окончательно, как учат протестанты, или остался неповрежденным, как учат католики. После падения человек имеет в себе понятие добра и способен к добродетели. Но естество Адама испортилось полностью: он неизбежно подвергся тлению и смерти, его захлестнули страсти, пожелания и похоти. Ум, лишенный источника истинного света, помрачился, был введен в заблуждение и стал служить твари более Творца. «Человек в чести сый не разуме, приложися скотом несмысленным и уподобися им» ( Пс. 48:13 ), – говорит псалмопевец. Каждый человек по рождении своем соединяется с природой первого человека, то есть носит поврежденное естество Адама, преданное смерти. В силу этого единства человеческой природы прародительский грех и передается по наследству. Апостол Павел, описывая нашу трагедию, говорит, что «непослушанием одного человека сделались многие грешными» ( Рим. 5:19 ), и в другом месте снова: «Одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть» ( Рим. 5:12 ). Описывая же порчу естества в результате падения, он говорит: «Ибо не понимаю, что делаю: потому что не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю... А потому уже не я делаю то, но живущий во мне грех» ( Рим. 7:15, 17 ). Слова апостола Павла в небольшом этом описании нас убеждают в том, что прародительский грех вызвал порчу в естестве нашем, которую и уврачевал Господь наш пребыванием Своим здесь на земле. 7. Каковы свойства и силы человеческой души?

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

— Недавно я беседовал с одним священником. Он живет в современном коттеджном поселке, где собирается строить духовно-просветительский центр. Нашел средства, помощников. Но тут его начал мучить вопрос, а кто будет ходить в этот центр? Люди, живущие в поселке, круглые сутки пропадают на работе, а по выходным либо едут за покупками в торговые центры, либо отдыхают, не в силах выйти из дома. Современный человек находится в плену у своей работы, в плену у суеты. Ему порой некогда прочитать утренние и вечерние правила. Не выпускать Бога из памяти, живя в таком темпе, очень непросто. — Так в этом и состоит подвиг. А что касается занятости современного человека… В свое время я услышал мудрую мысль о том, что множество наших дел и забот, наша суета связаны с не необходимым. Вот человек строит себе громадный дом. Зачем? Да, там можно принимать гостей, но как жить в такой громадине? В Ватопедском монастыре был старец Иосиф. Мне довелось лично с ним беседовать. Так вот он рассуждал так: " Что нужно человеку? Одна кружка, одна миска, одна ложка, один стол, одна постель и т.д. " А люди строят дома, где на одного человека приходится несколько постелей? Что с ними делать? Каждую ночь переезжать с одной на другую? Абсурд. Вот так очень часто не необходимые вещи заслоняют насущно необходимые. Это важно осознать. Когда к отцу Николаю Гурьянову приезжали люди и жаловались на суету, он говорил: " Проснитесь! " Как в кондаке: " Душе моя востани, что спиши, конец приближается " . Людям вроде бы некогда задумываться о смерти, им кажется, что она придет нескоро. Однако смотришь: в любом возрасте Господь прибирает. Поэтому правильно говорили святые отцы: " Помни день последний и вовек не согрешишь " . Нужно вырываться из суеты. А что касается батюшки и строительства центра, пусть строит. Не может так быть, чтобы туда никто не пришел. Апостол Павел проповедовал в Ареопаге для одного человека — Дионисия Ареопагита. Другие сказали: знаешь, нам некогда, послушаем тебя в другой раз. А Дионисий услышал. Здесь опять же нужно помнить о Боге. Господь ведь дает возможность строить, значит, это для чего-то надо? Что этот батюшка больше Ильи Пророка, который в отчаянии сказал однажды: " Сыны Израилевы оставили завет Твой, разрушили жертвенники Твои и пророков Твоих убили мечом; остался я один, но и моей души ищут, чтоб отнять ее " (3 Цар. 19, 14). А Господь посрамил его самоуверенность, ответив: " Я оставил между Израильтянами семь тысяч [мужей]; всех сих колени не преклонялись пред Ваалом " (3 Цар. 19, 18).

http://pravoslavie.ru/53551.html

До эпохи антихриста непрестанная брань сатаны против человечества заключалась в бесконечных попытках увести его от истинного богопознания и богопочитания, навязав людям вместо единого Бога множество идолов. Но когда настанет время его, с позволения сказать, «духовного воплощения», диавол прибегнет к новому образу лжи и предложит миру в качестве божества собственное подобие, присвоив ему, а через него и себе, поклонение, подобающее единому Богу. Извещенный Богом об этом чудовищном замысле, апостол открывает ученикам, что «противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, в храме Божием сядет, как Бог , выдавая себя за Него» (ср. 2Фес. 2,4 ). А у Иоанна Богослова союз и взаимоуподобление двух главных злодеев – змея-диавола и зверя-антихриста – описаны в следующих словах: «и дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть... и поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему? и кто может сразиться с ним? И даны были ему уста, говорящие гордо и богохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца... И дано было ему вести войну со святыми и победить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» ( Откр. 13, 2, 4–5, 7–8 ). С какой наглядностью Святой Дух живописует «противящегося и превозносящегося», который, узурпировав Божеское достоинство и почести, начнет терзать всех отказавших ему в поклонении! На нем в полной мере сбудется слово Господне об ученике, который сделался «сыном геенны, вдвое худшим» ( Мф. 23, 15 ), чем учитель. Если сам денница, в безумном желании присвоить всемирную власть, возомнил себя богоравным, то духовный образ и подобие его, обоготворив собственную персону, превзойдет «первообраз» и пожелает вовсе «упразднить» Бога. Слова «превозносящийся выше всего, называемого Богом» как раз и обличают его намерение подменить собой всякое божество – и мнимых богов, и единого истинного Бога, «ведомого в Иудее» (См. Пс.75:2 ), (над которой он будет, к несчастью, царствовать как долгожданный мессия и избавитель еврейского народа).

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Vatopeds...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010