Ср. Ап. 66; Анк. 22; Василия Вел. 8 и 43. 57. Неволею убивший десять лет да не причастится Святых Тайн. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два года да плачет, три года да совершит между слушающими, четыре — между припадающими и год да стоит только с верными, — и потом приимет Святое Причастие. См. правила, указанные в примечании к пр. 55. 58. Прелюбодействовавший пятнадцать лет да не приобщается Святых Тайн. Распределение же на сии пятнадцать лет для него следующее; четыре года да будет он плачущим, пять — слушающим Писания, четыре — припадающим, два да стоит с верными без приобщения. Ср. 6 Всел. 87; Анк. 20; Василия Вел. 9, 34, 37, 39 и 77; Григория Нисск. 4. 59. Блудник семь лет да не причастится Святых Тайн: два года да плачет, два да слушает, два да припадает и один год да стоит только с верными, в восьмой допущен будет до Святого Причастия. Ср. Василия Вел. 21, 22 и 26. 60. Обещавшаяся пребыть в девстве, и от обещания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния с распределением, смотря по ее жизни. То же и для восприявших обет жития монашеского, но падших. См. 4 Всел. 16; 6 Всел. 4 и 44; Анк. 19; Василия Вел. 6, 18, 19 и 44. 61. Укравший, если, сам по себе раскаясь, обвинит себя, на год да будет удален от причастия только Святых Тайн; если же обличен будет, то на два года. Время же это да разделится для него на припадание и стояние с верными, потом да удостоится причащения. Ср. Григория Неокес. 3, 4 и 5; Григория Нисск. 6. 62. Явившему неистовство в мужеложестве время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием. Ср. Василия Вел. 7; Григория Нисск. 4. 63. На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, такое же время да будет в запрещении. Ср. Анк. 16 и 17; Василия Вел. 7; Григория Нисск. 4. 64. Клятвопреступник десять лет да не приобщается: два года находясь между плачущими, три — между: слушающими Писания, четыре — между припадающими, один — стоя с верными, — и тогда сподобится причастия-

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

(Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория нисск. 5). Настоящее правило предписывает епитимью для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются. Эту епитимью они должны отбывать публично в течение 20 лет, проходя постепенно установленные ступени покаяния, а именно: 4 года на первой ступени, 5 лет на второй, 7 - на третьей, и 4 года на четвертой ступени. Об этих степенях мы говорили в толковании 11 правила I всел. собора (см. m.I, стр.215 и сл.). Подробное описание этих степеней находится и в каноническом Синопсисе а по нему и в Кормчей Примечания 99. Аф. Синт., IV,405. 100. Гл.23 (упом. изд., I,251). См. толкование 11 правила Григория неокесарийского в настоящем издании. Правило 57. Неволею убивший десять лет да не причастится святых таин. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие. (Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56; Григория нисск. 5). В связи с 56 правилом здесь предписывается епитимия для ненамеренных убийц, именно десятилетняя. Правило 58. Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых таин. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. (Трул. 87; анкир. 20; Василия Вел. 9, 21, 34, 37, 39, 77; Григория нисск. 4). Что такое прелюбодеяние, - мы говорили в толкованиях нескольких правил, в частности же в толковании 21 правила Василия великого. Лице, повинное в прелюбодеянии, подлежит пятнадцатилетней епитимии. Правило 59. Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 79, 80). Настоящим правилом предписывается семилетняя епитимия для блудников. Правило 60.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

(Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория нисск. 5). Настоящее правило предписывает епитимью для лиц, которые намеренно убьют кого-либо и в том покаются. Эту епитимью они должны отбывать публично в течение 20 лет, проходя постепенно установленные ступени покаяния, а именно: 4 года на первой ступени, 5 лет на второй, 7 - на третьей, и 4 года на четвертой ступени. Об этих степенях мы говорили в толковании 11 правила I всел. собора (см. m.I, стр.215 и сл.). Подробное описание этих степеней находится и в каноническом Синопсисе а по нему и в Кормчей Примечания 99. Аф. Синт., IV,405. 100. Гл.23 (упом. изд., I,251). См. толкование 11 правила Григория неокесарийского в настоящем издании.  Правило 57. Неволею убивший десять лет да не причастится святых таин. Распределение же десяти лет да будет для него следующее: два лета да плачет, три лета да совершит между слушающими, четыре между припадающими, и год да стоит токмо с верными, и потом приимет святое причастие. (Ап. 65; трул. 91; анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56; Григория нисск. 5). В связи с 56 правилом здесь предписывается епитимия для ненамеренных убийц, именно десятилетняя.  Правило 58. Прелюбодействовавший пятьнадесять лет да не приобщается святых таин. Распределение же на сии пятьнадесять лет для него следующее: четыре лета да будет он плачущим, пять слушающим писания, четыре припадающим, два да стоит с верными без приобщения. (Трул. 87; анкир. 20; Василия Вел. 9, 21, 34, 37, 39, 77; Григория нисск. 4). Что такое прелюбодеяние, - мы говорили в толкованиях нескольких правил, в частности же в толковании 21 правила Василия великого. Лице, повинное в прелюбодеянии, подлежит пятнадцатилетней епитимии.  Правило 59. Блудник седмь лет да не причастится святых таин: два лета да плачет, два да слушает, два да припадает, и едино лето да стоит токмо с верными, в осмое допущен будет до святаго причастия. (Василия Вел. 4, 21, 22, 26, 79, 80). Настоящим правилом предписывается семилетняя епитимия для блудников. 

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

Аф. Синт., III,173.  Правило 3. Недавно крещенных не подобает производити в чин священнический. (Ап. 61, 75, 80; I всел. 2, 9; неокес. 9, 10; сердик. 10; двукр. 17; Василия Вел. 89; Григория нисск. 1, 4). См. толкование 2 правила I вселенского собора.  Правило 4. Посвященные не должны давали в рост и взимати лихву, и так называемые имиолии, то есть половинный рост. (Ап. 44; I всел. 17; трул. 10; VII всел. 19; лаод. 4; карф. 5, 16; Василия Вел. 2, 14; Григория неокес. 3; Григория нисск. 6). См. толкование 17 правила I всел. собора.  Правило 5. Избрание в церковные степени не должно быти в присутствии слушающих. (I всел. 4; VII всел. 3; антиох. 19, 23; лаод. 12, 13; сердик. 6; конст. 1; карф. 13, 49, 50). Под словом χειροτονα, употребленном в оригинальном тексте правила, следует, как говорит в толковании данного правила Зонара подразумевать избрание (φφος). О том, что в древнее время это слово часто употреблялось в смысле избрания, мы говорили, на основании слов того же Зонары, в толковании 1 Ап. правила. Итак, согласно правилу, при избрании священных лиц, не должно позволять каждому слушать то, что говорится о различных кандидатах и вообще наблюдать за всем, что там совершается. Под словом κρομενοι, употребленном в правиле и переведенном на латинском языке словом audientes, a в Книге правил " слушающие " , старые латинские канонисты подразумевали кающихся второй степени (κρασις), о которых мы говорили в толковании 11 правила I вселенского собора, а некоторые (Исидор) даже оглашенных (14 правило I всел. собора и толкование) Возможно, что это правило направлено к тому, чтобы выборы священных лиц совершались только полноправными членами церкви, а не такими, которые за свои грехи поставлены в ряды кающихся или которые, как оглашенные (χατηχομενοι), также не были полноправными членами, особенно, если принять во внимание, что слово κρομενοι означало обычно кающихся или оглашенных первого разряда. Однако, если принять в расчет определения 12 и 13 правила этого собора, особенно же постановление 13 правила, запрещающего " сборищу народа " (τοις δχλοις) участвовать в выборе священных лиц, то естественнее предположить, что данным (5) лаодикийским правилом отцы хотели воспретить вообще присутствовать всем без разбора (επ κοιν κροσει) при совершении выборов и не имели в виду ни кающихся, ни тем менее оглашенных.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

(Анкир. 22, 23; Афанасия Вел. 1; Василия Вел. 8, 43, 55; Григория Нисск. 5). Автор данного правила, по-видимому, принимает взгляды Василия Великого , выраженные в предписаниях указанных правил. Между тем, средневековые комментаторы этих правил св. Василия замечают, что правила эти трудно применимы в практической жизни, о чем мы упоминали при толковании оных правил. Правило 33. Женщин, намеренно убивающих плод в утробе своей и дающих и принимающих лекарства с целию отравления и извержения зачатаго плода, Василий Великий , своими 2 и 8 правилами, подвергает наказанию как убийц; мы же постановляем подвергать таковых пятилетней или трехлетней епитимии. (Ап. 65; Трул. 91; Анкир. 21, 22, 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 56, 57; Григория Нисск. 5). Мы считаем чрезмерным снисхождение Иоанна Постника к таким страшным грешницам, какими являются женщины, намеренно убивающие плод в своей утробе, и думаем, что в подобных случаях надлежит строго применять предписание упомянутых правил Василия Великого . Оправданием этому служит то, что сказано нами в толковании 2-го правила Василия Великого . Правило 34. Ненамеренно выкинувшая младенца подлежит епитимии на один год. (Анкир. 23; Василия Вел. 2, 8, 11, 43, 54, 57; Григория Нисск. 5). Правило 35. Мать, заспавшая во время сна ребенка своего, может быть удостоена причастия только по истечении трех лет, если притом будет воздерживаться, в определенные дни, от употребления мяса, сыра, и если усердно будет творить прочия дела покаяния. Если это произошло по небрежению и невоздержности родителей, тогда это судится как намеренное убийство; если же случилось без намерения, то может и заслуживать прощения, но все же необходима соответствующая епитимия, ибо произошло таковое вследствие других грехов. (Василия Вел. 8; Григория Нисск. 5). Правило 36. Мать, пренебрегшая новорожденным младенцем, который вследствие небрежения ея умрет, подлежит наказанию за намеренное убийство. (Василия Вел. 33, 52). Правило 37. Если, вследствие небрежения родителей, умрет младенец без крещения, то они отлучаются от причастия на три года, довольствуясь за это время сухоядением и умилостивляя Бога коленопреклонениями, плачем и посильною милостынею. Если младенец семи дней от рождения умрет без крещения, тогда родители лишаются причастия до сорока дней, причем должны ограничиться, в течение этого времени, сухоядением и творить ежедневно сорок поклонов.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

Пятое правило Василия Великого говорит следующее: «Еретиков, кающихся при конце жизни, принимать надобно, очевидно, не без рассуждения, а по изведании, точно ли истинное показывают покаяние, и имеют ли плоды, свидетельствующие о старании спастись». Правило 73 подтверждает: «Кто отрекся от Христа, поругал таинство спасения, тот во все продолжение жизни своей должен плакать и обязан каяться; но когда отходит от жизни своей, да удостаивается Святынь, по вере в Божие человеколюбие». В своих правилах св. Василий неоднократно возвращается к этой теме (ср. Василия Вел. 3, 75, 81 и 84). При этом свт. Григорий Нисский указывает на то, что духовник, «хотящий приложить приличное врачевство к недугующей части души должен, во-первых, рассмотреть, в которой части произошла болезнь, потом к страждущей, по приличию, прилагать врачевство так, чтобы не было, по незнанию врачевательного способа, подаваемо врачевство одной части, когда болезнь находится в другой, подобно как действительно видим многих врачей, которые, не узнав начально болезнующей части тела, врачевствами своими усиливают болезнь» (Гр. Нисск., 1). Своим вторым правилом тот же святитель приводит пример подобного врачевания, подчёркивая, что «грехи, касающиеся мысленной способности души, признаны от Отцов тягчайшими и требующими большего, продолжительнейшего и строжайшего покаяния» (Гр. Нисск., 2). К таковым как раз и относятся отрекшиеся от веры во Христа, но потом раскаявшиеся и пребывающие в таком положении «все время жизни своей» (аналогично: Ап. 62; 1 Вс. 10. 11, 12 и 14; 6 Вс. 102; Анкир. 109 и 21; Лаод. 2; Карф. 52; Григория Нисск. 2 и 11; Петра Алекс. 2 и 3; Григория Нисск. 3). Русская богословская наука синодального периода не видела никаких канонических проблем в связи с Таинством Елеосвящения: «О таинстве Елеосвящения мы не находим каких-либо канонических постановлений; отсутствие таких постановлений можно объяснить тем, что при совершении этого таинства не возникало в практике церковной каких-либо недоумений и вопросов, требующих канонического разрешения» [viii] .

http://bogoslov.ru/article/2599680

Обещавшаяся пребыти в девстве, и от обешания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния с распределением, смотря по ее жизни. Тожде и для восприявших обет жития монашескаго, но падших. (IV всел, 16; трул. 44; анкир. 19; карф. 16; Василия Вел. 6, 18, 19, 20, 44). 19-м правилом анкирского собора подвергаются однолетней или двухлетней епитимии, подобно второбрачным, лица, давшие обет девства и потом впавшие в грех; настоящее же правило Василия Великого подвергает таковых лиц, равно и монахов, впавших в блуд, епитимии, определенной для прелюбодеев, т.е. пятнадцатилетнего покаяния. " Настоящее предписание данного правила, Василия - говорит Вальсамон - должно иметь силу, ибо издано гораздо позже упомянутого анкирского правила " Примечания 101. Аф. Синт., IV,218. Правило 61. Украдший, аще сам по себе раскаясь обвинит себя, на год да будет удален от причастия токмо святых таин: аще же обличен будет, то на два года. Время же сие да разделится для него на припадание и стояние с верными, потом да удостоится причащения. (Григория неокес. 3, 4, 5; Григория нисск. 6). Вор, исповедавший свой грех, подвергается однолетней епитимии; если же таковой не сознался сам, а был изобличен другими, в таком случае лишается св. причастия в течение двух лет. Впрочем, епитимия не смывает с вора нравственного пятна, которым себя запятнал в обществе, ибо, говорит Вальсамон, ссылаясь на соответствующее место греко-римского законодательства, вор, хотя бы раскаявшись и возвратил украденное господину, не перестает быть вором Примечания 102. Аф. Синт., IV,219. Правило 62. Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием. (Василия Вел. 7; Григория нисск. 4). За указанный здесь мерзкий грех Василий Великий предписывает пятнадцатилетнюю епитимью, как и за прелюбодеяние. Правило 63. На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, толикое же время да будет в запрещении. (Анкир. 16, 17; Василия Вел. 6; Григория нисск.4).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1331...

Правило 60. Обещавшаяся пребыти в девстве, и от обешания своего отпадшая, да исполнит время наказания, положенное за грех прелюбодеяния с распределением, смотря по ее жизни. Тожде и для восприявших обет жития монашескаго, но падших. (IV всел, 16; трул. 44; анкир. 19; карф. 16; Василия Вел. 6, 18, 19, 20, 44). 19-м правилом анкирского собора подвергаются однолетней или двухлетней епитимии, подобно второбрачным, лица, давшие обет девства и потом впавшие в грех; настоящее же правило Василия Великого подвергает таковых лиц, равно и монахов, впавших в блуд, епитимии, определенной для прелюбодеев, т.е. пятнадцатилетнего покаяния. " Настоящее предписание данного правила, Василия - говорит Вальсамон - должно иметь силу, ибо издано гораздо позже упомянутого анкирского правила " Примечания 101. Аф. Синт., IV,218.  Правило 61. Украдший, аще сам по себе раскаясь обвинит себя, на год да будет удален от причастия токмо святых таин: аще же обличен будет, то на два года. Время же сие да разделится для него на припадание и стояние с верными, потом да удостоится причащения. (Григория неокес. 3, 4, 5; Григория нисск. 6). Вор, исповедавший свой грех, подвергается однолетней епитимии; если же таковой не сознался сам, а был изобличен другими, в таком случае лишается св. причастия в течение двух лет. Впрочем, епитимия не смывает с вора нравственного пятна, которым себя запятнал в обществе, ибо, говорит Вальсамон, ссылаясь на соответствующее место греко-римского законодательства, вор, хотя бы раскаявшись и возвратил украденное господину, не перестает быть вором Примечания 102. Аф. Синт., IV,219.  Правило 62. Явившему неистовство на мужеском поле, время для покаяния да расположится сообразно времени беззаконновавшего прелюбодеянием. (Василия Вел. 7; Григория нисск. 4). За указанный здесь мерзкий грех Василий Великий предписывает пятнадцатилетнюю епитимью, как и за прелюбодеяние.  Правило 63. На скотах показавший свое нечестие, исповедавшись, толикое же время да будет в запрещении. (Анкир. 16, 17; Василия Вел. 6; Григория нисск.4).

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/1...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010