Находящиеся в отлучке, вне своего прихода более года, должны исповедоваться в приходах их отлучки, но с условием – взять оттуда заручное письмо от священника, у которого они исповедовались, т.е. свидетельство о бытии у Исповеди и Святого Причастия, для доставления своему приходскому священнику (Синод. указы 1772 г. Июл. 16 и 1873 г. Февр. 4). Наблюдение за тем, чтобы все православные были у исповеди хоть один раз в год, лежит на приходском священнике, который для того составляет исповедные ведомости о бывших и небывших у Исповеди и Святых Таин Причастия лицах своего прихода (Св. зак. т. XIV Устав. о пред. и пресеч. преступл.). Приходские священники со всей пастырской заботливостью должны увещевать молодых людей, подлежащих призыву к воинской повинности, чтобы они непременно исполняли долг о бытии у Исповеди и Святого Причастия в год их призыва, облегчая им при том всеми способами исполнение сего долга (Ук. Св. Син. 1 Апр. 1883 г.). Строжайше запрещается священнику после исповеди, при каком-либо случае, например, в ссоре с духовными детьми своими, укорять их теми грехами, о которых он узнал от них на исповеди. Ему даже запрещается вообще ссориться с духовными детьми своими – укорять их в пороках, так как слышащие брань и укоризны могут подумать, что священник знал о сказанных пороках от них на исповеди, и поверят тому, что укоряемый действительно имеет эти пороки (Дух. Регл. ст. 11). Также строго запрещается открывать и другим грехи, исповеданные кем-либо ему. Грехи, разрешенные на исповеди, должны быть преданы вечному забвению; то же, что не разрешено на исповеди, остается на совести кающегося, а совесть каждого есть неприкосновенная святыня и тайна, которую только Бог может видеть и судить (Дух. Рег. ст. 9, 10. Номокан. при б. Треб. пр. 120). Об епитимии Епитимия назначается различная, по степени грехов, по возрасту, положению, а также и по мере раскаяния кающегося (Требн. Чин испов. Дух. Регл. 1 Всел. Соб. пр. 12 IV – 102, Вас. Вел. 84. Григ. Нисск.4:5). Назначая кающемуся епитимию, состоящую в совершении каких-либо добродетелей, должно выбирать добродетели, противоположные исповеданному греху; так, сребролюбцу нужно предписывать раздаяние милостыни, блуднику – пост, слабому в вере и уповании – налагать молитву, и т.п. Но при этом следует смотреть и на то, возможно ли для кающегося исполнение назначенной ему епитимии, чтобы не назначить ему невозможного; например, нищему не назначить раздаяние милостыни, человеку занятому, обремененному многими обязанностями – хождение частое в церковь и продолжительную молитву, и т.п. (Кн. о долж. пресв. приход. §106).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Но какова, братие, наша вера, каковы дела? Достойны ли мы называться Божиими детьми? Бог есть существо святейшее, мы же — нечестивые грешники, преступники святой Его воли. Как же можем мы называть Его своим отцем? Может ли Он быть отцом человека беззаконной жизни? Может ли Бог любви, правды и мира быть отцом человека, исполненного вражды, ненависти и неправды? Может ли Отец Щедрот, полный великого милосердия, быть отцом человека корыстолюбивого, немилосердного? Что ж из того, когда мы взываем к Нему: Отче наш, а делами и жизнью своею угождаем не Богу истинному, а злому дьяволу, который есть отец лжи и неправды ( Ин.8:43 )? И что тогда ответствует вам Бог, когда мы взываем к Нему? Св. Григорий Нисский говорит: „мне кажется, вот как Бог тогда ответствует нам: как ты, растленный жизнью, Меня — Отца нетления — называешь своим отцом? Для чего ты оскверняешь скверными устами твоими пречистое имя Мое? Для чего ты произносишь ложь? Я не узнаю в тебе Моего образа. Другой твой отец, а не Я. Мои дети украшаются благими свойствами своего отца. Сын милосердого милосерд, сын чистого чист; словом: благой сын благого отца, а тебя Я не знаю, откуда ты“ (Григ. Нисск. о мил. Госп.). И так, братие, чтобы осмелиться назвать Бога своим отцом, мы должны иметь твердую веру в своего Искупителя — Иисуса Христа, и поступать так, как учит наша св. вера; должны жить не плотскою и греховною жизнью, но духовною, благодатною, и когда желаем просить у Бога необходимых благ, то должны стоять и молиться пред Ним не только со страхом, как рабы пред Господом, но как сыны по благодати — с чистою верою, отрадною надеждою и святою любовью, как покорные дети пред отцом. Тогда-то Отец Небесный будет .взирать на нас, как на своих возлюбленных детей, будет слушать наши молитвы и посылать нам свою благодать и милость. В призывании сказано: Отче наш. Сими словами Господь научает нас, что если кто и один молится, должен молиться и за ближних своих, и за самых врагов. Какое спасительное учение! Бог есть общий всем нам Отец, а мы все друг, другу братья и составляем одну великую семью Отца Небесного. Всех нас сотворил один Премудрый Творец; за всех пострадал и умер один Иисус Христос; для всех приготовил Он рай на небесах. А потому, по христианскому братолюбию, чего себе желаем и просим у Бога, того должны желать и просить и нашим ближним.

http://azbyka.ru/propovedi/prostonarodny...

Наконец, похитить с престола или из ризницы употребляемые евангелие, крест, потир, дарохранительницу, антиминс, святое миро, самые дары Христовы или только покрывало или пелену с престола – похитить одну из этих святынь также из кратковременного хранилища, например, из дома священника, или пользоваться в домашнем и мирском употреблении которою-либо из них (исключая, разумеется, мира и святых даров): это-то самое и почитается в строгом смысле святотатством: «святотатец, сие есть, иже украдет что из церкве священное от святаго жертвенника, от сосуд церковных», сказано в номоканоне (Прав. 50:183). Такому святотатцу полагается епитимия 15-летняя (Григ. Нисск. 8). А Валтасар, дерзнувши употребить церковные сосуды для своего пира, наказан был сначала самым тревожным страхом, затем – и неожиданною смертью ( Дан.5 ). Тяжесть святотатственной кражи увеличивается, когда она соединена бывает с оскорблением для святыни (растворят царские двери, опрокинут сосуд с миром, окровавят пол и стены храма в побоях защитникам святынь, после чего требуется уже освящать церковь и священные вещи). – О! не рука ли только некрещенного может подняться на кражу таких вещей? не довольно ли для жадного грабителя мирских домов и вещей, чтоб ограблять? Не значит ли это, например, похищая крест, потир, лжицу, – ограблять Самого Христа? О, страшные хищники! Но даждь им, Господи, «прежде конца покаяние»! В обширном или духовном смысле святотатством еще почитается: употребить для таинства не то вещество или не того качества, как требуется по правилам церковным, например, для обедни подать вино спиртовое, окислое, жидкое, дешевое или просфоры черные, черствые (все это – нередкие злоупотребления и самочиние церковных старост: мягкую и лучшую по форме просфору продадут мирянину для поминовения, а для литургии, для евхаристии нарочито выбирают черствые и худшие); самовольно совершать таинства (у раскольников служат и берутся крестить, исповедовать, венчать их попы, а в православии тот, кто состоит под законным запрещением); допускать к св. тайнам явно для всех и, по существу дела, человека недостойного ( Мф.6:6 ). Святокупство (симония)

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Popov/...

В древности, когда существовало рабство, рабам тоже возбранялось священство (Апост. 82), а уже в новое время и крепостные не допускались до рукоположения. Не могут быть кандидатами во священство и лица, лишенные свободы по судебным приговорам. Кандидатами во священство не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики (Вас. Вел. 14; Григ. Нисск. 6), актеры (Карф. 55), содержатели игорных домов. Не обо всех препятствиях к рукоположению того или иного лица может быть известно. Поэтому каноны предписывают подвергать ставленников предварительному испытанию: либо публично, в присутствии всей общины (Феоф. Алекс. 7), либо тайно, через исповедь, которая совершается перед рукоположением (Неокес. 9; Ник. 9). Таинство Брака Ряд канонов регламентируют условия, относящиеся к таинству Брака – главным образом в области препятствий к его совершению. Брак священных лиц, заключенный после посвящения в сан, признается незаконным. Это видно из 6-го правила свт. Василия Великого . Согласно 6-му правилу Трулльского Собора, вступление в брак запрещается не только священнослужителям, но и иподиаконам. 26-е апостольское правило дозволяет вступать в брак после поставления на церковное служение лишь чтецам и певцам. Эти церковные правила во времена императора Юстиниана были подтверждены и гражданскими законами. Император Юстиниан в своем постановлении от 18 октября 530 года узаконил следующее: Повелеваем браки, которые не позволяются по церковным правилам, чтобы они были запрещены и нашими законами – чтобы дети, рожденные в таком противозаконном браке, не считались рожденными в браке... (Код. 1. 3. 45). Юстинианов закон должен был утратить свою силу с введением 79-й новеллы императора Льва Философа, определившего, чтобы клирик, сочетавшийся браком после рукоположения, лишался священного сана, но не исключался из клира и вообще не был удаляем от церковных служений, отправлению которых не препятствует второбрачие. Согласно 16-му правилу Халкидонского Собора, 44-му правилу Трулльского Собора, 5-му правилу Константинопольского Двукратного Собора, 18-му и 19-му правилам свт.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pra...

Так как епитимия не есть удовлетворение Богу за грехи, то можно и вовсе не налагать ее на кающегося, который чистосердечно и со слезами раскаивается в своих грехах и обещается впредь всеми силами удерживаться от них (Там же, §107). Епитимия, состоящая в отлучении от причастия Святых Таин, назначается за грехи явные или более важные; такая епитимия, по указанию правил святых отцев назначается: отступникам от веры , судя по обстоятельствам, побудившим их на то и по мере раскаяния – от 4 лет (Петр. Алекс. пр.2) до самой смерти (его же пр.) 32 ; еретикам и раскольникам – доколе не отрекутся от своих заблуждений (Учит. Извест.); кровосмесникам – на 12 лет (Вас. Вел. 85, 86, 88, 89); прелюбодеям – от 7 до 15 лет (Там же, 7, 77, 87, Агкир. 20 VI Всел. 77); убийцам – от 5 до 20 лет (Там же, 7 и 65 пр. – на 20 лет, 11 – на 18 лет, 57 – на 5 лет, Агкир. 23 и Гр. Нисск. – на 5 лет); мужеложникам – от 7 до 15 лет (Вас. Вел. 7, 62. Григ. Нисск. 4); скотоложникам – от 7 до 15, и до конца жизни (Вас. Вел. там же, Григ. Нис. там же и Агкир. 16); клятвопреступникам – от 6 до 10 лет (Тго же 64,72); волшебникам – как убийцам (Его же 65, 82. VI Всел. 61. Агкир. 24); гробокопателям – на 10 лет и т.д. (Вас. Вел. 66).. Указание срока, на который должны быть отлучаемы кающиеся в сих и подобных грехах, не имеет обязательного значения и должно быть принимаемо священниками в руководство для определения тяжести того или другого греха, так что в этом, и только в этом отношении, до сих пор правила, указанные в требнике (извлеченные из правил св. соборов и отцов Церкви), должны сохранять полную силу (См. Дух. Регл. Приб. о пресв. 14 гл.). Священник если и может налагать на кающегося епитимию, состоящую в отлучении от Святых Таин, то не иначе, как, во-первых, когда «кающийся у него – есть человек, так на всякую епитимию готовый, что ни к отчаянию, ниже к лености и нерадению помянутая епитимия не опровержет его, но еще более приведет к сознанию греховной тяжести и гнева Божия и подвигнет его к полнейшему раскаянию»; но во-вторых, и в этих случаях священник не сам собою должен налагать такую епитимию, а всякий раз испрашивать на то разрешения своего епископа, объяснив ему обстоятельства кающегося, без указания на его имя (Там же).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

– Но человек создан не только по образу, а и по подобию Божию. Подобие это, по учению Святых Отцов и Учителей Церкви, состоит в усовершенствовании сил и способностей души до Богоуподобления. Подобие, говорить Св. Иоанн Златоуст , состоит в том, чтобы «по возможности уподобляться Богу в добродетели, как говорит Христос: «будите» подобны «Отцу» Моему «Небесному»» 88 . Сотворив человека по образу Своему, говорит Св. Феофил Антиохийский , Бог «дал ему побуждение к преуспеянию, чтобы, возрастая и совершенствуясь, даже явленный как Бог, восходил на небо бессмертным» 89 . Следовательно, образ Божий получается от Бога вместе с бытием, а подобие должно приобретаться самим человеком, получившим всю к тому возможность. Шестым днём заканчивается творение; отселе начинается уже промышление Божие о созданных Им тварях. «И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал» 90 . А «чтобы сей один день из всех прочих не остался ненаграждённым,.... то ему, вместо созидания, (Бог) дал благословение» 91 . Кроме того, «Бог мира дал седьмой день, чтобы рабы, даже против воли господ своих, имели отдохновение; и притом, временною субботою, данною народу преходящему, хотел представить образ субботы истинной, какая будет в мире нескончаемом. Сверх того, поскольку нужно было установить седьмицы дней, Бог возвеличил благословением тот день, который не был прославлен делами творения, чтобы данною ему чрез это честью сравнился он с прочими днями, и восполнилось седьмеричное число дней, потребное для мира» 92 . Наконец, ап. Варнава указывает ещё и иное прообразовательное значение этого дня. «Замечайте, дети, говорит он, что значит: «покончил в шесть дней». Это значит, что Господь покончит всё в шесть тысяч лет, ибо у Него день равняется тысяче лет ( Пс. 89; 2 Петр., III, 8)...... Итак, дети, в шесть дней, т. е. в шесть тысяч лет, покончится всё. «И успокоился в день седьмой». Это значит, что, когда Сын Его придёт и уничтожит время беззаконного, совершит суд над нечестивыми, изменит солнце, луну и звезды; тогда Он прекрасно успокоится в седьмой день» 93 . 1 Твор. Св. Григ. Нисск., т. V, изд. 1863 г., Москва, стр. 333, Опров. Евномия, кн. II, гл. XI; – Тоже см. – т. VI, Москва, 1864, стр. 141, Опр. Евн. кн. IX, гл. I, – стр. 371, – кн. XII; Тв. Блаж. Феод., т. I, Моск., 1855 г., стр. 13; Толк. на кн. Бытия, вопр. 6. 2 Св. Феоф. Ант., к Автолику, кн. I, пункт 4; – см. свящ. П.Преображенский , Сочинения древних христианских апологетов. Москва, 1867 г., стр. 172, – тоже см. ibid., стр. 200. – К Автолику, кн. II, п. 13; – твор. Св. Григ. Богослова, т. III, Москва, 1844, стр. 140, Слово XXXII, ibidem, стр. 241, Слово XXXVIII. 5 Тв. Св. Иоан. Злат. Беседы на кн. Бытия, ч. I, Спб., 1851 г., стр. 20; – тоже см. – ibid, стр. 23–24; – Тв. Св. Ефр. Сир., т. 8, Москва, 1853 г., стр. 250. – Толк. на кн. Быт., гл. 1; August.,Ad Orosium, с. 2, –см. Догм. Бог . Преосв. Мак., т. II, 14 стр.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

обр. псалмов, требовавший исполнения их грустным, заунывным мотивом, обыкновенно выражаемым глухими, низкими тонами. Древние христианские толкователи видели в этом выражении надписания указание на отношение содержания псалма к имеющему наступить после обычного, «измеряемого кругом седмиц» (Григ. Нискк. и Евф. Зигабен) времени, восьмому, великому Господню дню всеобщего воскресения и последнего страшного суда, когда мы «воспримем плоды трудов своих» (св. Афанасий, также бл. Феодорит) и наступит жизнь будущего века. Вероятно, на основании этого таинственного смысла, слав. перевод в надп. 6 Пс. отступает от греч. и евр., читая вм. женского рода (как в 9 Пс.) в мужеском: осмомъ, подразумевая при этом слово день (как в арабском пер. в надп. 11 Пс.) и) ал-аламот () в надп. 46 псалма. В русском переводе это надписание принято за название неизвестного нам музыкального инструмента: «на музыкальном орудии Аламоф» ( Пс.45:1 ). Но так как в 1Пар.15:20 тоже выражение следует уже за указанием музыкальных инструментов () и отличается от них особенным предлогом вм. 3: то вероятнее, следуя буквальному его значению: по-девичьи (по производству от ()=дева, мн.ч. ()), понимать его в значении высокого, свойственного девичьим голосам, тона пения и переводить: «тонким голосом», что вполне соответствует и радостно-торжественному содержанию псалма, требующего исполнения светлыми, высокими звуками. 70 толк. вм. аламот, вероятно, читали алюмот ( от =скрывать) и перевели: πρ τν κρυφων= тайныхъ, понимая это слово, как указание на содержащееся в псалме учение «О тайнах боговедения» (св. Григорий Нисск.) и особенно о Христе Спасителе (он же и бл. Феодорит). Этот именно смысл и выражается в лат.-слав. переводе того же слова в указ. м. 1Пар.: тайны пох. В греч. Комплют. это слово переведено так же, как и в надп. псалма, только с другим предлогом: περ τν κρυφων; во всех же других греч. списках оставлено без перевода: λειμθ или λημθ.

http://azbyka.ru/otechnik/Antonij_Hrapov...

Ср. 1 Всел. 11; Анкир. 1, 2 и 3; Василия Вел. 81; Григория Нисск. 2. 3. А ничего такового не перенесшим и не показавшим плода веры, но добровольно отбежавшим на страну злобы, коей предало их малодушие и страх, ныне же в покаяние приходящим, нужно и прилично приложить притчу о бесплодной смоковнице, как и Господь говорит: “смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену, и прииде, ища плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, как приходу, ища плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет? Он же, отвещав, рече ему: Господи, остави ю и се лето, дондеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем. И аще убо “сотворит плод, если ли же ни, во грядущее посечеши.” (Лк. 13: 6, 7, 8, 9). Положив эту притчу пред своими глазами и показав плод достойный покаяния, в продолжение такого же, то есть, четырехлетнего времени, получат тем большую пользу. Ср. Анкир. 6 и 9; Григория Нисск. 2; 4. А совершенно отчаявшимся и нераскаянным, и стяжавшим постоянную черную кожу и пестроту рыси да изречется приговор о другой смоковнице: да не будет от тебе плода во век; (Мф. 21:19) почему она тотчас и засохла. Исполняется на них и сказанное Екклесиастом: развращенное не может украситься, и лишение не может изчислиться (Еккл. 1:15). Ибо невозможно развращенному украситься, если не будет оно прежде исправлено, и не возможно исчислять лишения, если не будет оно прежде восполнено. Почему и наконец случится с ними реченное пророком Исаиею: И увидят трупы людей, отступивших от Меня, ибо червь их не умрет и огонь их не угаснет, и будут они мерзостью для всякой плоти (Исаии 66:24). Нечестивые, как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь. Нет мира нечестивым, говорит Бог (Исаии 57: 20,21) Ср. Ап. 62; Григория Нисск. 2; Василия Вел. 84 и 85. 5. Некоторые притворствовали, подобно Давиду, юродствовавшему для спасения от смерти, хотя он не был безумен. Они не написали прямо отречения от веры, но в весьма тесных обстоятельствах поругались ухищрениям врагов, подобно как дети смысленные и разумные смеются над детьми неразумными, как то: или прошли мимо идольских жертвенников, или дали рукописание, или язычников поставили вместо себя.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2286...

Правило 4 (5) Григория Неокесарийского Никто да не обольщает себя тем, яко нашел что либо: ибо не позволительно корыстоватися и найденным. Второзаконие глаголет: Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь; нельзя тебе уклоняться от сего; тако глаголет Второзаконение ( Втор.22:1–3 ). В книге же Исхода, не токмо ο найденной кем-либо собственности брата, но и врага, речено: возвращением да возвратиши оную в дом господина ея ( Исх.23:4,5 ). Аще же не позволительно в мире корыстоватися от небрежнаго и роскошествующаго, и ο своей собственности не пекущагося брата или врага: то кольми паче от бедствующаго, избегающаго врагов, и по нужде оставляющаго собственность . ( Григория Нисск. 6 ). Нам известно предписание 2-го правила того же святого отца, по которому от церкви отлучается каждый, кто уличен будет в лихоимстве, или кто каким бы то ни было образом стремится присвоить себе то, что не его, на что он законного права не имеет. Настоящим правилом осуждается и тот, кто присвоил бы себе какую-либо вещь, найденную в дороге и не ему принадлежащую. В подтверждение святой отец приводит два места из Ветхого Завета. Подобное деяние наказывают гражданские законы, как старого, так и нового времени. За всякое незаконное присвоение того, что нам по праву, не принадлежит, Антиохийский Собор, своим 25-м правилом, присуждает членов клира вообще и епископов в частности к каноническому наказанию. О том же предмете говорят еще 5, 9 и 10 правила этого святого отца. Читать далее Источник: Правила [kanones] православной церкви с толкованиями Никодима епископа Далматинско-Истрийского : Пер. с серб. Т. 1-2/[Предисл.: проф. И. Пальмов]. - Санкт-Петербург : тип. С.-Петерб. духовной акад., 1911-1912./Т. 1. - 1911. - XX, 640 с.; Т. 2. - 1912. - VIII, 635 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Milash...

4.  Не се ли Ахар от сонма Зары (Иис. Нав. Гл. 7) прегрешением прегрешил, взяв от заклятого, и пришел гнев на весь сонм Израилев; он один только согрешил, но не один умер во грехе своем–И нам в настоящее время подобает заклятою почитать всякую корысть, не нашу, а чужую. Ибо как тот Ахар взял из добычи, так и эти ныне берут из добычи; но тот взял вражеское, а эти ныне братским наживаются. Пагубная корысть. Ср. Карф. 5; Григория Нисск. 6. 5.  Никто да не обольщает себя тем, что нашел что–либо: ибо не позволительно корыстоваться и найденным. Второзаконие глаголет: «Когда увидишь вола брата твоего или овцу его заблудившихся, не оставляй их, но возврати их брату твоему; если же не близко будет к тебе брат твой, или ты не знаешь его, то прибери их в дом свой, и пусть они будут у тебя, доколе брат твой не будет искать их, и тогда возврати ему их; так поступай и с ослом его, так поступай с одеждой его, так поступай со всякою потерянною вещью брата твоего, которая будет им потеряна и которую ты найдешь, "  — так говорит Второзаконие (22:1–3). В книге же Исхода не только о найденной кем–либо собственности брата, но и врага, речено; возвращением да возвратишь оную в дом господина ея (Исх. 23:4–5). Если же не позволительно в мире корыстоваться от небрежного и роскошествующего, и о своей собственности не пекущегося брата или врага, то кольми паче от бедствующего, избегающего врагов и по нужде оставляющего собственность. Заклятой правило называет всякую вещь, которая не наша, а чужая. В данном случае имеется в виду присвоение чего–либо из военной добычи, собранной варварами у братьев, а затем отнятой у неприятеля. 6.  Иные же обольщают себя, удерживая найденную чужую собственность, вместо своей утраченной. Таким образом, поскольку ворады и готфы поступали с ними вражески, то они для других соделались ворадами и готфами. Сего ради послали мы к вам брата и состарца Евфросина, дабы он, по примеру здешнего образа действования, и там ввел подобный; и от кого надлежит принимать обвинения, и кого должно отлучать от молитв.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=675...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010