Аще кто, епископ, или пресвитер, или диакон, или вообще из священного чина, удаляется от брака и мяса и вина не ради подвига воздержания, но по причине гнушения, забыв, что вся добра зело и что Бог, создавая человека, мужа и жену сотворил их и таким образом, хуля, клевещет на создание, – или да исправится или да будет извержен из священного чина и отвержен от церкви. Так же и мирянин. Прав. Св. Апост. 51. Если жена родит пред Святою Пасхою, т.е., на великой седмице, должна ли поститися и не пить вина, или разрешается она от поста и от запрещения пить вино ради того, яко родила? Пост установлен для усмирения нашего тела. Итак, когда тело находится в смирении и немощи, тο должна она принимать пищу и питье, как хочет и понести может. Тимоф., Еп. Александ., пр. 8. Если кто болен и от сильной болезни совершенно истощен и приближается святая Пасха, непременно ли должен такой поститься или по причине сильного изнеможения его священнослужитель разрешит ему употреблять что может, или и елей и вино? Должно разрешать больному приимати пищу и питие, смотря потому, что может он понести. Ибо совсем истощенному употреблять елей есть дело правое. Тимоф. Александ. еп. пр. 10. Грехи противные обязанностям внешнего богопочтения: α) механическое исполнение этих обязанностей; β) кощунство и богохульство; γ) святотатство и святокупство; δ) мнимая набожность или фарисейство. а) См. выше (о молитве наружной) Катихиз. стр. 75. β) Какие грехи запрещаются третьею заповедью (десятословия)? 1) Богохуление или дерзкие слова против Бога. 2) Ропот на Бога, или жалобы на Его провидение. 3) Кощунство, когда священные предметы обращаются в шутку или поругание. 4) Невнимательность к молитве. Катих. стр. 102. γ) ...Татьбу, гробокопательство и святотатство почитаем тяжкою болезнью, потому что таково у нас о сем преемственно от отцев предание... Григ. Нис. пр. 6. Святотатство в Ветхозаветном писании признано достойным не меньшего осуждения, как убийство. Ибо и обличенный в убийстве и похитивший посвящение Богу равно подлежали побиению камнями ( Исх.20:12 ). В церковном же обыкновении, не ведаю как, последовало снисхождение и послабление и очищение недуга сего принято более легкое. Ибо преданием отеческим определена таковым епитимия на меньшее время, нежели за прелюбодеяние. Григ. Нисск. пр. 8.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

«Он (Дух) как солнце, которым встречено чистое око, в себе самом покажет тебе Образ Невидимого, а в блаженном созерцании Образа увидишь неизреченную красоту Первообраза» (Васил. Вел.). «Дух движет твою душу», когда произносишь первый звук «после этих чудных мук рождения», именуя Бога Отцом («Отче наш»). Излияние на нас Духа, как и на апостолов в день пятидесятницы, есть «обильное орошение», «побуждающее человеческую природу воздавать плод добродетели Возделывателю людей» (И. Злат.). Итак, плоды крещения водою: очищение от грехов и возрождение; плоды крещения Духом или миропомазания: воссоздание, усыновление, усовершение веры и укрепление сил к добродетельной жизни. Действие благодати в крещении совершается «без трудов, усилий и добрых деяний», «с большою краткостью», «чрез одно краткое слово», в одно мгновение. «Образующееся во чреве требует времени, а в воде не так; здесь все совершается в одно мгновение» (И. Злат.). «Узы неведения насколько возможно быстро снимаются с одной стороны человеческою верою, с другой божественною благодатью, когда грехи прощаются чрез единое целебное лекарство, крещение Словом» (Клим. Алекс.). Возрождение – это дело не сил человеческих, а «Божье дело». Оно «приобретается не продолжительным учением, в течение длинного периода времени, но почерпается в короткое время чрез благодать, производящую зрелость». «Когда, говорит св. Киприан, при помощи рождающей волны, омыты были пятна прежней жизни, в очищенное сердце пролился свыше ясный и чистый свет, когда по поглощении Духа небесного, второе рождение сделало меня новым человеком, тогда удивительным образом» все сделалось ясным, разрешились все сомнения и я познал, что «начало быть Божьим то, что одушевил Дух Св.» (Кипр.). Хотя возрождение и воссоздание не зависят от нашей воли и благодать «непременно присуща» в таинствах, подобно солнцу, восходящему независимо от наших желаний и молитв (Григ. Нисск.), тем не менее, для «благоуспешности» действия на человека силы Божьей необходимы стремления и желания в возрождаемом.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Kata...

Отлучение от Святых Таин на долгое время вообще не допускается (Там же). Отлучение же от Церкви принадлежит только епископу: «пресвитеру несть достойно, без повеления своего епископа, людей связовати, еже есть, отлучати» (Кормч.). Для исполнившего епитимию положена особая молитва в Требнике, в конце чина Исповеди; она должна читаться над разрешаемым не публично, и не на литургии (Лаодик. 2 Карфаг. 6). Разрешить может только тот священник, который наложил епитимию; другой же священник не может разрешать не им запрещенного (I Всел. 13. Григ. Нисск. 5. Апост. 32), исключая те случаи, когда человек умирает под запрещением; такого разрешать должен всякий священник, напутствующий его при смерти (Кн. одолж. пресв. 110). Если запрещенный, в крайней необходимости, обращается к другому духовнику, то другой должен поступить с ним еще строже (I Всел. 5. Апост. 13, 32). Переменить второй духовник епитимию, наложенную первым, может только в таком случае, если первый не сохранил надлежащей меры и справедливости и если присовокупившаяся вновь какая-либо причина сделает невозможным исполнение прежней епитимии; но переменить может не иначе, как: а) при совершении исповеди, ибо исповедь есть действие вязать и решить и б) по выслушании тех грехов, за которые была наложена епитимия, ибо судья не может судить, не узнав дела (Апост. 32. I Всел. 5. См. Напом. свящ. об обязан. его при Таинств. Покаян. Е. П. Костр. 1859 г.). Но епитимия не может быть переменена священником, если она наложена епископом (Там же). На тот же конец, чтобы запрещенный не отошел в загробную жизнь без разрешения, над ним при погребении должна быть читаема разрешительная молитва (Чин Погреб. Молитва эта обычно влагается, по прочтении, в руки умершего). Все люди светского звания, присуждаемые к церковному покаянию, проходят сие покаяние на местах их жительства, под надзором духовных их отцов, исключая тех епитимийцев, прохождение которыми епитимии на месте оказалось безуспешным и которые, посему, подлежат заключению в монастыри (Ук. Св. Син. 11 Июл. 1851 г. и 18 Март. 1868 г. 21).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

Церковные наказания для мирян. Преступление влечет за собой наказание. Особенность наказаний, применяемых духовными судами, будь то епископский суд или тайный суд духовника, заключается в том, что главная цель их не возмездие и даже не ограждение церковного народа от преступных деяний, а врачевание болезненных состояний души самих грешников. Покаяние именуется в канонах «врачеванием» (3-е прав. Вас. Вел.; 8-е прав. Григ. Нисск.; 102-е прав. Трул. Соб.). Наказания для мирян и духовных лиц в Церкви носят разный характер. Как пишет А. С. Павлов , «сущность церковных наказаний состоит в том, что преступник церковных канонов лишается всех или только некоторых прав и благ, находящихся в исключительном распоряжении Церкви. Отсюда и общее название этих церковных наказаний: отлучение. Оно может быть или полное, состоящее в совершенном исключении преступника из числа членов Церкви, или неполное, когда виновный лишается только некоторых прав и благ, находящихся в церковном распоряжении». Великим отлучением – анафемой – поражают только за самые тяжкие преступления: ересь, вероотступничество, святотатство. По «Духовному Регламенту» анафема состоит в совершенном отсечении преступника от Церкви: «Чрез анафему человек делается подобно убиенному, а отлучением или запрещением подобен есть взятому под арест». Терминология весьма характерна для Петровской эпохи и для вкусов царя и архиепископа Феофана Прокоповича . Анафеме подлежали упорные еретики и тяжкие преступники, совершившие злодеяния или политические преступления, за которые назначалась смертная казнь. Анафеме должно было предшествовать троекратное увещание. Но согласно фундаментальному церковному закону (52-му канону) даже лица, подвергшиеся анафеме, имеют право надеяться, что врата Церкви не затворены для них бесповоротно, ибо Иисус Христос пришел спасти не праведников, а грешников кающихся. В эпоху Средневековья и в Византии, и у нас на Руси, и на Западе анафематствованные, в том числе и еретики, часто подвергались смертной казни.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/kanoni...

V. Уклоняйся от людей, нарушающих христианский мир. Вспомним древнее правило святых: «уклонися от зла и сотвори благо: взыщи мира и пожени и» ( Пс.33:15 ). Люди гордые, раздражительные, преданные плоти и миру, по своему характеру всегда ненавидят мир и постоянно склонны нарушать его. Всеми силами нужно избегать их, дабы и самому не обжечься пламенем вражды. VI. Имей в памяти живое представление всех преимуществ мира перед враждой. Св. Григорий Нисский , изображая преимущества мира, согласия и примирительности, пишет: «Из всего, чем люди домогаются наслаждаться в жизни, есть ли что сладостнее мирной жизни? Все, чтобы ты ни назвал приятным в жизни, все бывает приятным только тогда, когда соединено с миром. Пусть будет все, что ценится в жизни: богатство, здоровье, жена, дети, дом, родные, слуги, друзья, земля и море, доставляющие своего рода богатство. Какая польза в тех благах, когда война препятствует наслаждаться ими? Итак, мир не только сам по себе приятен для наслаждающихся миром, но и услаждает все блага жизни. Даже если случится с нами, как это обыкновенно бывает с людьми, какое-нибудь несчастье во время мира, – и оно бывает сноснее, потому что в сем случае зло умеряется добром... Ты сам по себе рассуди, что за жизнь тех, которые враждуют между собой и подозревают друг друга? Они встречаются угрюмо, и один в другом всего гнушаются; уста их безмолвны, взоры отвращены, и слух одного закрыт для слов другого. Все, что приятно для одного из них, ненавистно для другого; и, напротив, что ненавистно и враждебно одному, то нравится другому. Посему Господь хочет, чтобы ты с таким избытком умножал в себе благодать мира, (чтобы не только сам мог наслаждаться им, но) чтобы твоя жизнь служила врачевством против болезни других... Кто предотвращает других от сего постыдного порока, тот оказывает величайшее благодеяние и справедливо может назваться блаженным и достопочтенным, тот творит дело силы Божией, уничтожая в природе человеческой злое и вместо того вводя общение благ. Господь потому и называет миротворца сыном Божиим, что доставляющий такое спокойствие человеческому обществу делается подражателем истинному Богу... Податель и Господь благ всецело истребляет и совершенно уничтожает все противоестественное и чуждое добру. Подобную же деятельность Он заповедует и тебе; и ты должен погашать ненависть, прекращать войну, истреблять зависть, уничтожать ссоры, изгонять лицемерие, угашать тлеющее в сердце памятозлобие, и вместо него вводить все, что за удалением тех зол является как противоположное. Ибо как по рассеянии мрака появляется свет, так вместо каждого из сих зол приходит плод духовный – любовь, радость, мир, благость, великодушие, словом, все собрание благ, исчисленных апостолом. Итак, не блажен ли тот, кто раздает Божественные дары, кто подражает Богу в своих дарованиях, чьи благодеяния уподобляются великим дарам Божиим?» (Григ. Нисск. «Слов. о блаженств.», в «Хр. чт.» 1842 г., май, стр. 164–165, 169–170, 177–178).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

   … Poenitentia Deus mitigatur (De poenit. c. IX). И вслед затем: «itaque Exomologesis prosternendi et humilificandi hominis disciplina est, conversationem injungens misericordiae illicem…» (ibid., Patrolog. curs. compl. T. 1, p. 1243).    De lapsis c. 29. 32. 31: illic superest poenitentia, quae satisfaciat; qui autem poenitentiam criminis tollunt, satisfactionis viam claudunt (in cit. Patrolog. IV, p. 489. 491. 492).    Grandi plagae alta et prolixa opus est medicinä grande scelus grandem habet necessariam satisfactionem… Et ideo fortius dolendum, quia peccatum est fortius (De lapsu virgin. consecr. c. VIII, n. 37, in cit. Patrolog» XVI, 378—379).    Non enim sufficit mores in melius commutare et a factis malis recedere; nisi etiam de his, quae facta sunt, satisfiat Deo per poenitentiae dolorem, per humilitatis gemitum, per contriti cordis sacrificium, cooperantibus eleymosinis (Matth. V, 7) (Serm. CCCLI, c. 5, n. 12 in cit. Patrolog. XXXIX, p. 1549).    Perrone, Praelect. Theolog. vol. VII, Tract. de indulgentiis.    Известно из правил соборных, что пред смертию епитимии снимались с кающихся, и они принимались в общение церковное, а отлученные от таинства Евхаристии удостаивались св. Причащения, хотя бы время их покаяния еще не окончилось (Соб. Анкир. прав. 6. 22; Неокесар. прав. 2; Никейск. 1 пр. 13; Карфаг. пр. 7; Васил. вел. пр. 73; Григ. нисск. пр. 2).    Как заключают защитники индульгенций.    Perrone, cit. Tract. de indulgentiis, proposit. 1.    Institut. catholic. in mod. Cateches. T. III, p. 307.    Perrone, Tract. de indulg. propos. IV.    Perrone, Tract. de indulg. propos. 1.    Potest ille indulgentiam dare, sententiam suam potest ille deflectere; poenitenti, operanti, roganti potest clementer ignoscere, potest in acceptum referre quidquid pro talibus et petierint martyres et fecerint sacerdotes (De laps. c. XXXVI. in Patrolog. curs. compl. T. IV, p. 494).    Si precem toto corde quis faciat, si veris poenitentiae lamentationibus et lacrymis ingemiscat, si ad veniam delicti sui justis et continuis operibus inflectat, misereri talium potest… (ibid. p. 493).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3597...

(От сего греха рождаются следующие другие грехи): помрачение ума, отвращение от предметов божественных, нечестие, зависть, отчаяние, распутство, леность, вражда с ближним и другие подобные. Кто хочет уклониться от сего греха, тот должен непрестанно помнить, что Бог пребывает только в чистом и непорочном сердце. Посему и Псалмопевец молит Бога, чтобы Он даровал ему сердце чистое: сердце чистое сотвори во мне, Боже, и дух правый обнови внутри меня ( Пс.50:12 ). Испов., III, отв. на вопр. 28 и 29. Сравни выше (стр. 23) Испов., III, отв. на вопр. 23. Грехи, бывающие от вожделения и сладострастия, разделяются следующим образом: иной называется прелюбодеянием, а иной блудом.... Блудом называется исполнение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, а прелюбодеянием навет и обида чуждому союзу. К сему относятся скотоложство и мужеложство, потому что и сии грехи суть прелюбодеяние против естества. При таковом разделении видов и сего греха общее врачевание состоит в том, да соделается человек чрез покаяние чистым от страстного неистовства к таковому плотоугодию... Григ. Нисск. пр. 4-е. Преступность самоубийства и скопчества. Как должно судить о самоубийстве? Оно есть самое законопреступное из убийств. Ибо если противно природе убить другого, подобного нам человека, то еще больше противно природе убить самого себя. Жизнь наша не принадлежит нам, как собственность, но Богу, Который дал ее. Как должно судить о поединках для решения частных распрей? поскольку разрешать частные распри есть дело правительства, но вместо того поединщик своевольно решается на такое дело, в котором предстоит явная смерть и ему и сопернику; то в поединке заключаются три ужасные преступления: мятеж против правительства, убийство и самоубийство. Катих. стр. 111. Аще кто, будучи вне себя, подымет на себя руки или повержет себя с высоты: за такого должно ли быть приношение 89 или нет? О таковом священнослужитель должен рассудить, подлинно ли будучи вне ума, соделал сие. Ибо часто близкие к пострадавшему от самого себя, желая достигнуть, да будет приношение и молитва за него, неправдуют и глаголют, яко был вне себя. Может же быти, яко соделал сие от обиды человеческия или по иному какому случаю от малодушия: и о таковом не подобает быти приношение, ибо есть самоубийца. Посему священнослужитель непременно должен со всяким тщанием испытывать, да не подпадет осуждению. Тимофея Александ. пр. 14.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   В древности, когда существовало рабство, рабам тоже возбранялось священство (Апост. 82), а уже в новое время и крепостные не допускались до рукоположения. Не могут быть кандидатами священства и лица, лишенные свободы по судебным приговорам.    Клирики непременно должны иметь добрую репутацию, и не только у верных. По слову апостола Павла, «Надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую» (I Тим. 3:7). Поэтому кандидатами священства не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики (14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф. Соб.), содержатели игорных домов.    Все перечисленные выше препятствия к рукоположению, за исключением двух, касающихся крещения и пола, не имеют безусловного значения. Поэтому в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью могут быть допущены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часто делаются относительно канонического возраста ставленника. Испытания кандидатов    Не о всех препятствиях к рукоположению того или иного лица может быть известно. Поэтому каноны предписывают подвергать ставленников предварительному испытанию: либо публично, в присутствии всей общины (7 прав. Феоф. Алекс.), либо тайно, через исповедь, которая совершается перед рукоположением (9 прав. Неокес. Соб; 9 прав. Ник. Соб.).    Для ставленнической исповеди назначаются особые духовники, которые свидетельствуют перед архиереем об отсутствии у кандидата канонических препятствий к священству. Если же после исповеди обнаружатся пороки, не открытые духовнику, то в зависимости от их тяжести, рукоположенный, согласно канонам, подлежит либо извержению из сана, либо запрещению священнодействовать (2, 9, 10 прав. Ник. Соб; 9 прав. Неокес. Соб.).    О достоинстве кандидата священства свидетельствует и церковный народ. В чине хиротонии иподиакон, прежде чем ввести ставленника в алтарь, обращается к народу со словом «повелите».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/4122...

X на св. Матф., рус. пер., 179–190 стр.). Впрочем, при наложении епитимии, нужно обращать внимание и на внешнее состояние кающегося, чтобы иногда не назначить такой епитимии, которой кающемуся невозможно исполнить 672 ; нельзя, напр., больным, беременным женщинам назначать пост, простому воину или нищему – раздаяние милостыни, купцу или чиновнику и вообще людям, очень занятым делами, – долговременных молитв и т.п., (см. Кн. о долж., 106 §). Епитимия назначается большая или меньшая, более тяжёлая или более лёгкая, смотря по качеству греха 673 , причинам и обстоятельствам, сопровождавшим его 674 , по полу 675 и возрасту исповедующегося 676 , его общественному, служебному, семейному положению 677 и т.п. 678 , а главное – по искренности раскаяния: человеку, искренно и глубоко раскаивающемуся в своих согрешениях, может быть назначаема епитимия более снисходительная; затем, смотря по ревности в исполнения епитимьи и самоисправлении, епитимия может быть сокращаема, а человеку холодному и нерадивому должна назначаться епитимия более суровая и продолжительная, и, в случае его упорства и коснения во грехе, должна быть увеличиваема 679 (см. I, 12; VI, 102; Вас. В. 84; Григ. Нисск., 2, 3, 4, 5). При наложении епитимии необходимо самым точным образом определить способ, время и место выполнения её, т.е., сказать, когда начать и окончить епитимию, как исполнить её и пр.; в противном случае кающийся может оставаться в недоумении, смущении и беспокойстве. Наконец, духовник должен расположить кающегося до готовности принять назначенную ему епитимию – довести до полного сознания, что епитимия налагается не по произволу, а по необходимости. 680 Так как епитимия не есть удовлетворение Богу за грехи, то можно и совсем не налагать никакой епитимии 681 на грешника, если он от сердца со слезами раскаивается во грехе и обещается впредь всеми силами удержаться от него. Св. Иоанн Креститель мытарям кающимся не назначал никакой епитимии, кроме того, чтобы они впредь всегда поступали по законам, предписанным их званию (Кн. о долж., 108 §).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

В древности, когда существовало рабство, рабам тоже возбранялось священство (Апост. 82), а уже в новое время и крепостные не допускались до рукоположения. Не могут быть кандидатами священства и лица, лишенные свободы по судебным приговорам. Клирики непременно должны иметь добрую репутацию, и не только у верных. По слову апостола Павла, " Надлежит ему (епископу) также иметь доброе свидетельство от внешних, чтобы не впасть в нарекание и сеть диавольскую " (I Тим. 3:7). Поэтому кандидатами священства не могут быть лица, занятые профессиями, которые признаются недостаточно почтенными в обществе: ростовщики (14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.), актеры (55 прав. Карф. Соб.), содержатели игорных домов. Все перечисленные выше препятствия к рукоположению, за исключением двух, касающихся крещения и пола, не имеют безусловного значения. Поэтому в случае необходимости или ввиду выдающихся качеств кандидата священства законной церковной властью могут быть допущены диспенсации (отступления от общих правил). Такие отступления особенно часто делаются относительно канонического возраста ставленника. Испытания кандидатов Не о всех препятствиях к рукоположению того или иного лица может быть известно. Поэтому каноны предписывают подвергать ставленников предварительному испытанию: либо публично, в присутствии всей общины (7 прав. Феоф. Алекс.), либо тайно, через исповедь, которая совершается перед рукоположением (9 прав. Неокес. Соб; 9 прав. Ник. Соб.). Для ставленнической исповеди назначаются особые духовники, которые свидетельствуют перед архиереем об отсутствии у кандидата канонических препятствий к священству. Если же после исповеди обнаружатся пороки, не открытые духовнику, то в зависимости от их тяжести, рукоположенный, согласно канонам, подлежит либо извержению из сана, либо запрещению священнодействовать (2, 9, 10 прав. Ник. Соб; 9 прав. Неокес. Соб.). О достоинстве кандидата священства свидетельствует и церковный народ. В чине хиротонии иподиакон, прежде чем ввести ставленника в алтарь, обращается к народу со словом " повелите " .

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1475...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010