2. Устрояет своими правилами весь чин Богослужения, то есть, как внешний его порядок, время, место и прочие принадлежности, так и внутренний состав его; для чего составлен и определен Богослужебный устав. 3. Составляет и назначает для Богослужебного употребления разного рода молитвословия, песнопения, чтение Слова Божия и пр. Сюда принадлежат и все богослужебные книги, принятие Церковью, кроме которых никакие другие книги не допускаются к употреблению в Церкви. Ап. прав. 60 говорит: «аще кто подложные книги нечестивых, аки святыя, в Церкви оглашает, ко вреду народа и клира: да будет извержен». Лаодик. 59: «не подобает в Церкви глаголати псалмы не священные, или книги не определенные правилом, но токмо в правилах означенные книги Ветхого и Нового Завета». Карф. 116: «постановлено и сие: да совершаются всеми утвержденные на Соборе молитвы, как предначинательные, так и окончательные, и молитвы предложения, 8 или возложения рук, 9 и отнюдь да не приносятся никогда иные вопреки вере, но да глаголются те, кои просвещеннейшими собраны». 4. Так как для совершения священнодействий необходимо и особое святилище – храм, и особая утварь, как то: свящ. сосуды, одежды и пр., то и эти предметы также подлежать праву Церкви; ибо не только составляют собственность Церкви, неприкосновенную, неотчуждаемую, но и сами по себе имеют священное достоинство и ни на какое другое употребление, кроме священного, обращены быть не могут. VI Всел. 97: «тех, которые, каким-либо образом, нерассудительно, священные места обращают в обыкновенные, и небрежно окрест их обращаются, и с таким расположением в них пребывают, повелеваем изгоняти и от мест, оглашенным предоставленных при святых храмах. Кто же не будет сего соблюдати: аще есть клирик, да будет извержен: аще же мирянин, да будет отлучен». Двукр. 10: «те, кои святую чашу, или дискос, или лжицу, или досточтимое облачение трапезы, или глаголемый воздух, или какой бы то ни было из находящихся в алтаре священных и святых сосудов или одежд восхитят для собственной корысти, или обратят в употребление не священное, да подвергнутся совершенному извержению из своего чина. Ибо едино из сих есть осквернение святыни, а другое святотатство. А взимающих для себя или для других, на не священное употребление, сосуды или одежды, вне алтаря употребляемые, и правило отлучает, и мы купно отлучаем; совершенно же похищающих оный подвергаем осуждению святотатцев» (сн. св. Григ. Нисск. Пр. 6).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

трул. собора). 511 Патриархом константинопольским Мефодием (842–846) определено было воссоединение с церковью падших, смотря по возрасту и обстоятельствам падения, следующим образом. Если возвращаются в церковь люди, в детстве взятые в плен неверными и отрекшиеся от веры из страха, или неведения и непонимания, то над ними, в течение семи дней, священник читает очистительные молитвы, на восьмой день омывает их, опоясывает полотенцем и помазывает миром, как это делается с крещаемыми. Люди, отрекшиеся от веры в зрелом возрасте, но быв вынуждены к тому муками, постятся восемьдесят дней (две четыредесятницы) с коленопреклонениями и молитвами, а перед истечением этого срока, в течение семи дней, над ними читаются очистительные молитвы, и затем с ними поступается также, как с предыдущими. Люди, отрекшиеся от веры в зрелом возрасте и не по принуждению, а добровольно, держат двухлетний пост, воздерживаясь от мяса, сыра, яиц и вина; при этом, если они крепки здоровьем, делают на каждый день 100 поклонов и 200 раз произносят: „Господи помилуй“. За восемь дней до истечения срока над ними читаются очистительные молитвы и т. д. Pitra, II, 362–363. 512 Трул. 61 и лаод. 36. Подвергаются церковному покаянию те, которые водят медведиц или иных животных на посмешище и на вред простых людей и, соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии и множество других подобных толков, а равно собор отлучает и так называемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Вожаки медведей у греков обвешивали тело животного лентами и снурками, и, вместе с клочками медвежьей шерсти, продавали их женщинам, как предохранительные средства от болезней и лихого глаза. Гаданием о счастии и о судьбе занимались так называемые математики и астрологи. Облакогонителями назывались предвещатели по виду облаков. Обаятелями назы вались призыватели бесов на пользу или на вред людям: См. проф. Павлов, Номокан. при больш. требн. 2 изд. стр. 123–155. Кроме того, Василий Великий в 65 пр. говорит о приготовлении зловредных снадобий. Западные соборы вооружаются против гадания и предсказывания будущего по полету птиц, по испражнениям животных, по мозгу их, по огню, добываемому посредством трения дерева и т. п. См. об этом Stäudlin, III, 373 и сл. Начальники волхвов рассматриваются, как стоящие вне христианства. Григ. нисск. 3, трул. 61. См. также Суворов, К вопросу о западном влиянии на древне-русское право, 1893, стр. 93–97.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

641 В постановлениях западных соборов прямо и ясно воспрещается отпевание самоубийц (conc. bracar. с. 16, см. Stäudlin, III, стр. 396), к которым приравниваются преступники, казненные по приговору уголовных судов, хотя приношения за них допускаются. 643 Пр. 141: „ Εν τισ δση σχοινον το ποηνξαι αυτν, κα κοπη τ σχοινον, κα λυθρωθη το κνδνου, χει πιτμιον τη iß’“. (Pitra, II, 340). Ср. Вальсам. отв. 66 Марку александрийскому, где объясняется, что муж не отвечает за жену самоубийцу, ибо всякий отвечает за свои грехи, а не за чужие, но преступность и наказуемость самоубийства, а, следовательно, и покушения на самоубийство, не подвергается никакому сомнению. Впрочем, даже в прав. Вас. В. 2-м истребление плода обсуживается: 1) как убийство того, кто имел родиться, и 2) как покушение на самоубийство со стороны матери, которая наветовала самой себе, поскольку жены от таковых покушений весьма часто умирают. Тем самым, следовательно, признается наказуемость покушения на самоубийство. 646 Кровосмешение родного брата с сестрою (пр. Вас. В. 67), кровосмешение братьев и сестер от разных отцов и матерей (пр. 75), кровосмешение с невесткой (пр. 76) и с мачехой (79). 647 О прелюбодеянии: правила Вас. В. 7, 34, 37, 39, 58; Григ. нисск. пр. 4. Взгляд отцов церкви на прелюбодеяние расходился с взглядом римского права, которое прелюбодеянием считало только нарушение брачной верности женою относительно мужа, напротив мужа считало виновным в прелюбодеянии только тогда, когда он вступал в преступную связь с чужой женой и следовательно становился виновным в том же преступлении, которое совершала эта последняя, нарушая верность своему мужу. Отцы церкви признали прелюбодеяние на обеих сторонах (См. Staudlin, III, 31, 62, 147 и др. Zhishman, Das Eherecht d. orient Kirche, 579 и сл.), хотя в канонах Василия В. прямо делается уступка обычным воззрениям (пр. 21). 651 Эта мысль выражена в трулльск. I пр., а еще яснее в правилах Никифора, который женщинам, согрешившим с монахами, назначает более продолжительное покаяние, чем самим монахам (пр. 126, 127). Западные соборы очень резко высказывали свой взгляд на женщин, как на виновниц падения монахов и клириков, предписывая, чтобы епископы, в случае если клирики не удалят из своих домов всех женщин, могущих внушать подозрение в преступных отношениях к ним, продавали их в рабство и цену отдавали бедным, или предписывая отдавать этих женщин в рабство судьям и монастырям, а также высылать их из территории (См. Thomassin. II, lib, III, cap. 106, n. 5 и 9). В восточных правилах Никифора усиливается наказуемость и тех, кто совершает грех с женой священника или дьякона (пр. 133), причем, впрочем, и виновная женщина подвергается одинаково усиленной ответственности (пр. 179, ср. 216).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Общение живых членов церкви с умершими, выражаемое исполнением их воли и молитвою за них и милостынею. (Шестая заповедь церковная предписывает) ... молиться и за усопших, которые скончались в вере православной... Испов., I, отв. на вопр. 92. См. также выше (о телесных делах милости...). Испов., II, отв. на вопр, 47. Что надобно думать о милостынях и благотворениях, которые делаются в пользу умерших? О сем рассуждает Феофилакт (в толков. на XII, 5 Еван. Луки), объясняя слова Христовы: убойтеся имущаго власть воврещи в геенну. Он там пишет: „смотри, Христос не сказал: убойтесь того, кто по убиении ввергнет в геенну, но который имеет власть ввергнуть. Ибо умирающие грешники не непременяемо ввергаются в геенну; но сие состоит во власти Божией, так что Бог может и простить их, то есть, за приношение и подаяния, делаемые в пользу умерших. Они не мало полезны и в тяжких грехах умершим. Итак, не необходимо по убиении Он ввергает в геенну; но имеет власть ввергнуть. посему не престанем стараться милостынями и молитвами нашими умилостивлять Того, Который имеет власть ввергнуть, но не непременяемо употребляет власть сию, а может даровать и прощение. И так на основании учения Свящ. Писания и толкования сего отца выводим такое заключение, что мы должны непременно молиться за умерших, приносить бескровные жертвы и подавать милостыни; ибо сами они не могут сего делать за самих себя. Испов., I, вопр. и отв. 65; срав. (выше о делах милосердия) Испов., III, отв. на вопр. 9. ...Если случится поминовение каких-либо лиц, скончавшихся в вечернее время, епископов ли то или прочих; тогда совершается оно только молитвами 108 , если совершающие его окажутся пообедавшими. Карф. соб. пров. 50. См. также (выше, о воровстве...). Григ. Нисск. прав. 7. ...Когда выносите почивших, то провожайте их с псалмопением, если они верующие о Господе. Ибо честна пред Господом смерть преподобных Его ( Пс.115:6 ) и опять: обратися, душе моя, в покой твой, яко Господ благодействова тя ( Пс.114:7 ) и в других местах: память праведных с похвалами ( Притч.10:7 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

И самое гробокопательство разделяется на простительное и непростительное. Ибо аще кто щадя честь мертвых и не касаясь сокрытого во гробе тела, да не явится пред солнцем неблагообразие естества, некоторые камни, на гробе положенные, употребит на какое-либо построение: сие, хотя и не похвально, впрочем по обыкновению сделалось простительным, когда оное вещество будет обращено на нечто лучшее и общеполезнейшее. А истязывати прах тела разрешившегося в земли н подвигнути кости в надежде приобрести некое украшение, закопанное с умершим, сие подлежит такому же суду, как и простый блуд, с соблюдением различия, показанного в предыдущем слове, т.е., да усматривает предстоятель целение врачуемого из самого жития его так, что может сократить продолжение епитимии, определенное правилами. Григ. Нисск. пр. 7. 4) и 5) См. вышеприведенные правила (о грехах против внешнего богопочтения). 6 и 8) Сия заповедь (8) учит не присваивать себе никакой чужой вещи всяким несправедливым образом или грабительством или воровством или удержанием собственности другого. К сему причисляется и то, когда кто-нибудь похищает у другого честь, когда кто требует от подчинённых своих подати или оброка сверх надлежащия меры или налагает на них работы не по силам. Сюда относится и рост. На все это апостол произносит такой суд: ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники царствия Божия не наследуют ( 1Кор.6:10 ). Здесь также должны быть подразумеваемы все законные договоры, где должна быть соблюдаема верность и откуда должны быть исключены взаимные обманы. Испов., III, отв. на вопр. 68. Епископ, или пресвитер, или диакон лихвы требующий от должников или да престанет или да будет извержен. Прав. Св. Апост., 44 пр. Так как многие из состоящих в клире, увлекаясь любостяжанием и лихоимством, забывают сказанное в Божественном Писании: сребра своего не даде в лихву ( Пс.14:5 ) и давая деньги в долг, требуют сотых приращений, то святый и великий собор постановил: кто после настоящего определения станет брать рост с данного в долг или производить другие обороты или требовать половинный рост или измышлять другое что ради постыдного прибытка, таковый да будет извержен из клира и отчужден от церковного чина. I Всел. соб. пр. 17; срав. VI Всел. соб. прав. 100, Лаод. соб. прав. 4, Карф. соб. 21. VIII. Обязанности христианина к ближним, как членам общества

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

Священнослужители также не должны брать на себя поручительство по частным делам, заниматься откупами и предпринимательством. Отцы Халкидонского Собора в 3-м прав. изрекли: «Дошло до святаго Собора, что некоторые из принадлежащих к клиру, ради гнуснаго прибытка, берут на откуп чужия имения, и устрояют мирския дела, о Божием служении небрегут, а по домам мирских людей скитаются, и поручения по имениям приемлют, из сребролюбия. Посему определил святый и великий Собор, чтобы впредь никто, ни епископ, ни клирик, ни монашествующий, не брал на откуп имений, и в распоряжение мирскими делами не вступал, разве токмо по законам призван будет к неизбежному попечительству над малолетними, или епископ града поручит кому иметь попечение о церковных делах, или о сиротах и вдовах безпомощных, и о лицах, которым особенно нужно оказать церковную помощь, ради страха Божия. Аще же кто впредь дерзнет преступити сие определение, таковый да будет подвергнут церковному наказанию». Правило определяет, по толкованию Зонары, чтобы все принадлежащие к клиру занимались исключительно делами своей службы, и никоим образом, из «гнусной страсти к наживе», из сребролюбия, не занимались бы мирскими делами, в ущерб служению Богу, Которому себя посвятили. Любое, даже непредосудительное, занятие хозяйственной деятельностью, особенно в условиях рыночной экономики, несет в себе риск – как репутационный, так и собственно материальный — через нанесение ущерба участникам экономического процесса. Предпринимательская деятельность в классическом понимании предполагает в качестве базовой цели извлечение прибыли путем совершения гражданско-правовых сделок и заключения иных договоров, неисполнение которых может повлечь различные виды ответственности, вплоть до уголовной. В 6-м Апост. прав. говорится: «Епископ, или пресвитер, или диакон, да не приемлет на себя мирских попечений. А иначе да будет извержен от священнаго чина». Правило это выражает в виде законного предписания мысль апостола Павла, высказанную им во втором послании к Тимофею (2, 4). Это предписание выражено и во многих других канонических правилах (Апост. 20, 81, 83; IV Всел. 3, 7; VII Всел. 10; Карф. 16; Двукр. 11). Так, прав. 20 святых апостолов гласит: «Кто из клира даст себя порукою за кого-либо, да будет извержен», то есть должно быть извержено из сана всякое духовное лицо, выступающее чьим-либо поручителем в делах мирских, судебных, торговых или тому подобных, имея в виду материальную выгоду. Неоднократно устанавливается для клириков и запрет на ростовщическую деятельность. В частности, прав. 10 Трулл. Соб. гласит: «Епископ, или пресвитер, или диакон, взимающий лихвы или так именуемыя сотыя, или да перестанет, или да будет извержен». (см. также 4 прав. Лаод. Соб., 14 прав. Вас. Вел.; 6 прав. Григ. Нисск.).

http://bogoslov.ru/article/5203315

После таких слов о священстве можно ли св. Ефрема считать безпоповцем и думать, что он проповедовал безпоповство? Если безпоповцы считают его своим единомышленником, то они в этом сильно ошибаются и просто клевещут на св. отца. 11) Ещё безпоповцы ссылаются на слова ап. Павла: «овых убо положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей» ( 1Кор. 12:28 ), и говорят, что слово «в церкви» показывает, что епископы и церковь не одно и тоже, что епископы сами по себе, а церковь-миряне сами по себе, потому что епископ только положен в церкви, а не есть сам церковь , т. е. якобы не есть член церкви. По их суждению выходит так, что Бог в церковь или в собрание мирян полагает или поставляет епископа, беря его как будто откуда-то совне, так что этот епископ оказывается им будто бы ничуть не родня, как бы пришлец с иной планеты. Но такое разумение слов ап. Павла совершенно неверно, потому что это дело, т. е. поставление, епископа совершается так: из среды верных, которые составляют церковь, берётся один и поставляется епископом или пресвитером через что делается наставником и учителем других. Таким образом он им приходится роднёй, и быв вчера одним из них, сегодня он делается наставником через полученную в т. священства благодать». «Проповедуя по различным странам и городам, говорит св. Климент римский , они (апостолы) первенцев из верующих, по духовном испытании, поставляли в епископы и диаконы для будущих верующих» (Клим. рим. гл. 42, стр. 100. Ещё см. выше Григ. Нисск.) Поясню сказанное примером. Общество крестьян избирает из среды себя старосту, который через избрание и утверждение получает власть распоряжаться в обществе, так что может каждого позвать и потребовать у него отчёт в его поведении: доброго наградить, а виновника наказать; но через это избрание староста не перестаёт быть крестьянином и членом того же общества со всеми правами и обязанностями однообщественника. Так и епископ, быв до сего времени членом церкви, и по поставлении его начальником церкви он не перестаёт быть членом той же церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/bez...

В нижнем отделении в средине представлен вход Спасителя в Иерусалим, направо под Петром, ведомым в темницу, Адам и Ева перед древом райским и у древа змий, под Авраамом Иов на гноище, по левой стороне Даниил между львами и далее св. апостол Павел, ведомый в темницу. Из того же четвертого века сохранилась подобная гробница другого начальника императорской стражи Аниция Петрония Проба, скончавшегося в 395 году, находящаяся в Ватиканской базилике в Риме. На ней на лицевой стороне в средине изображен Иисус Христос с апостолами Петром и Павлом. К Петру обращен в руке Спасителя крест. Затем по сторонам следуют изображения других апостолов [ 16 ]. О других священных изображениях IV века, до нашего времени сохранившихся, говорить считаем излишним. После опустошения Рима Готфами в 410 г. началось запущение подземных римских усыпальниц.Итак голос вселенской церкви в четвертом столетии ясно свидетельствует за употребление святых икон. Жизнь Константина кн. 3, гл. 49. Что касается до письма Евсевия к сестре императора Констанции, которая будто просила его доставить изображение Спасителя; то это письмо считается некоторыми неподлинным (Petav. de incarnat. lib. XV, с.5, §9). Это письмо разобрано в сочинении патриарха Никифора против иконоборцев, которое издано Питрою (Antirrhet. contra Euseb. Spicilegium Solesmense 1852. Т. I, p. 31]. См. Деян. Вселен. Соборов VII , 530. Дерево, под коим сидели явившиеся Аврааму. Приводится это место из Евсевия и у Иоанна Дамаскина в III главе об иконах. " Христианское чтение " 1828 г. XXX. 15. Твор. Вас. Вел. рус. перев. Ч. 2, стр. 278. Это место приведено на 7 -ом Всел. Соборе за почитание св. икон. Деян. собор. VII, 305. Мы не приводим письма Василия Великого к Юлиану Отступнику, сильно говорящего за употребление в его время икон, потому что подлинность его противниками икон заподозривается. В нем он пишет: " образы апостолов и мучеников я почитаю и обожаю. Их видишь во всех наших церквах " . Творения Григ. Нисск. Ч. 8, стр. 200-202 рус. пер. Там же.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/1236...

в) Но кто умер для плоти, тому закон не нужен, хотя он и свят. Puм. VII, 1–6 . Закон – пока человек жил для плоти. Но мы умерли. 7. Но закон вовсе не грех. 12. Закон свят, но мне не нужен. 15. Не я делаю, но грех VIII, 1 сл. Христос освободил от закона Глава 28. Школа имяславия. А.Ф. Лосев 607 I. 1. Современное популярное сознание не понимает ни школы религии, ни школы философии. 2. То и другое тонет в хаосе субъективных переживаний и ложно понимаемой свободы личности. 3. На самом деле, это – свобода мелкой личности в ущерб живому и цельному духу. 4. Имяславие есть как раз трудная и длительная школа и религии, и философии. II. Mucmuчecku-onыmhый и мифологический план. 1. Форма данности бытия в конкретном человеческом сознании. а) Абсолютный апофатизм. 1) Плотин. V 5, 4–13. V 6; VI 9 [VI 7]. Платон. Parm. XX. 2)  Дионисий Ареопагит . Мистическое богословие. О божественных именах (хотя бы 1, 4). 3) Григ(орий) Нисский. 4)  Максим Исповедник . [Булгаков. Свет невечерний] в) Откровение и свет. 1) Платон и Плотин. 2)  Дионисий Ареопагит (например, D. N. IV, 1; IV, 4) 3)  Григорий Нисский . 4)  Максим Исповедник . 5) Симеон Нов(ый) Богослов. 6) Исихасты и Григ(орий) Палама. с) Символизм и мистическое богословие. 1) Платон и Плотин. 2)  Дионисий Ареопагит . 3) Григ(орий) Нисск(ий). 4) Максим Испов(едник). 5) Симеон Но(вый) Богослов. 6) Григ(орий) Патама. 7) Новая мистика. Глава 29. Доклад московских профессоров-имяславцев 8-му Вселенскому Собору 608 Начиная с 1909 года на Святой Горе Афонской произошло разделение между иночествующими, которое было вызвано проникновением туда яда современного рационализма. Истинно православно мыслящие иноки противостали ложным учениям и неправославным мыслям, высказывавшимся некоторыми образованными монахами, иногда заражёнными влиянием даже таких писателей, как Лев Толстой и Ренан. Возник спор об Именах Божиих, поводом к которому послужила рецензия инока Хрисанфа на книгу схимонаха Илариона " На горах Кавказа». В этой рецензии инок Хрисанф, между прочим, заявил, что Имя «Иисус» относится только к человеческому естеству Господа нашего Иисуса Христа, вопреки постановлению Собора: «Кто изречения евангельских и апостольских книг, употреблённые святыми ли о Христе, или Им Самим о Себе, относит разделительно к двум лицам или Ипостасям, и одни из них прилагает к человеку, которого представляет отличным от (Бога) Слова Божия, а другие, как богоприличные, – к одному только Слову Бога Отца, – анафема» 609 .

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/imjasl...

Всего естественнее, кажется, понимать эта слова в том смысле, что все сестры Григория Нисского , наследницы богатых имений (ibid. стр. 351, ЗЗЗ), были выданы замуж, кроме Макрины, при чем замужество некоторых, по крайней мере, из них, по примеру Макрины (ibid. стр. 330–331), могло быть условлено еще при жизни отца. И это тем вероятнее, что св. Григорий, говоря об удалении Макрины с матерью в устроенный ими монастырь и об основании там же мужской общины братом Петром, ни слова не упоминает ни об одной еще сестре–девственнице. Допустим далее, что Феосевия сначала вышла замуж (на что указывает и ее название «жены»), а потом скоро овдовела, и стала жить с Григорием Нисским , уже епископом, в качестве диакониссы. Но, не говоря уже о том, что в таком случае является странным, почему Феосевия предпочла жить при брате Григории, а не в женской общине сестры Макрины, – возможность такого предположения совершенно исключается замечанием в упомянутом письме Григория Богослова , где о Феосевии говорится, что она «вкусила приятностей жизни» и «по самому возрасту (была, значит, еще в молодых летах) избежала скорбей» (стр. 282); а вслед затем далее замечается, что такая скорбь могла бы и ее постигнуть, если бы Григорий умер раньше ее, и Феосевии пришлось бы тогда «оплакивать» эту потерю (ibid.). Наконец, помимо всего этого, в сочинениях Григория Нисского есть прямое указание, что он был женат и что, следовательно, в понимании приведенных мест, при беспристрастном их рассмотрении, не может быть разноречия. Так, в сочинении о девстве он ясно говорит о своем вступлении в брак и высказывает сожаление, что для него бесполезно вспоминать о преимуществах девства перед жизнью брачной, что он «опоздал узнать сие благо», что для него «заграждена теперь возможность наслаждаться» благами девства и т.п. (Твор. Григ. Нисск. т. 7. стр. 292–293). Для чего же прибегать к иному толкованию в виду таких ясных свидетельств в сочинениях самого же Григория? Вместе с архим. Порфирием, мы не будем придавать особенного значения упоминанию Григория Нисского в одном из его писем о «сыне Василии» (τν υν Βασλειον τν ποτ δογεν...

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Tihomi...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010