32 Произвольно отрекшийся и обратившийся причащается Святых Таин только при смерти (Васил. Вел. 83, Григ. Нисск. 2). Отрекшийся вследствие гонения и мучений – от 8 до 4 лет. На притворно показавших себя нехристианами, но не идоложертвовавших налагается отлучение полгода (Петр. Алек. 2 л. и т.д.). 33 Служб. Литург. Злат. Обыкновенно, в этом случае Агнец раздробляется так: на дискосе сдвигаются в одну сторону частицы из других просфор, а на свободной середине священник раздробляет копием на более или менее тонкие ломтики, например, часть HI, а потом – КА. Отделив несколько ломтиков, священник раздробляет их снова в длину и ширину, при чем непременно ведет счет, и затем осторожно опускает раздробленные частицы в сосуд, сдвигая их с дискоса лжицею или копием и стараясь, вместе с ними, не опускать туда мелких крошек. Число раздробленных частиц должно быть достаточно для всех причастников, а потому величина их будет зависеть от того, как много причастников. Нужно также остерегаться, чтобы вместе с частицами от Агнца не опустить в сосуд частиц от других просфор; а для этого раздроблять Агнец следовало бы лучше на дискосе свободном, не бывшем на службе в тот день, или же на проскомидийной тарелочке. 34 Число готовящихся к принятию Святых Таин можно узнавать, когда они подходят к кресту после молитв перед причащением, а также по числу свеч, приносимых ими священнику при исповеди, и по записи, которую ведет псаломщик – где эти обычаи соблюдаются (Кн. о долж. Пресв. §115). 35 Если причастников в день приготовления запасных даров не будет много, то нет надобности готовить «второй» Агнец, и можно употребить для запасных даров одну какую-либо часть, предназначаемую для мирян: HI или КА. Если же был приготовлен другой Агнец, то напояются только две части: HI и КА, другие же две части: IC и ХС должны быть в свое время опущены в потир (после Причащения) и потреблены. Впрочем, если где нужно запасать дары для священнослужащих, то должно небольшую часть отделить и от ХС и также напоять.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj-Silche...

т. I, 284–285 стр. ср. Мак. В. Добр. ч. I, 164; Григорий Нисск. «О цели жизни по Боге» ч. VII, 263–264). Все почти сочинения Ефрема Сирина проникнуты чувством скорби и плача от сознания греховности, внутреннего разлада, в силу которого человек сам по себе бессилен в делании добра; то же можно видеть и у Григория Богослова . (См. твор. т. V, стр. 10 «Плач и моление ко Христу», и «Плач о страдании души своей», т. 4 стр. 305). Эта общая мысль отцов аскетов о расстроенном внутреннем состоянии человека, о живущей в нем борьбе, получила очень ясное выражение в учении Григория Богослова о «двух умах» в человеке, влекущих человека по совершенно различным направлениям жизни, а у преп. Кассиана в учении о «двух волях» в человеке, тоже постоянно борющихся и влекущих человека по разным направлениям жизни (См. твор. преп. Кассиана, Собес. IV). «Два точно во мне ума, говорит Григорий Богослов , один добрый, и он следует всему прекрасному, а другой худший, и он следует худому. Один ум идет к свету и готов покоряться Христу; а другой – ум плоти и крови – и влечет во мрак и согласен отдаться в плен велиару. Один увеселяется земным, ищет для себя полезного не в постоянном, а в преходящем, любит пиршества, одры, обременительное пресыщение..., а другой восхищается небесным и уповаемым, как настоящим, в одном Боге полагает надежду жизни, любит нищету, труды и благие заботы и идет тесным путем жизни» (Твор. Григ. Бог. т. IV, стр. 305–306; ср. у преп. Кассиана совершенно тоже о двух волях в человеке, Соб. IV, 11). Как эти два «ума» Григория Бог., так и две «воли» преп. Кассиана взаимным самоотрицанием и самопротивлением делают совершенно невозможным для человека такой путь жизни, где без трудов и усилий достигалось бы нравственное совершенствование и в то же время отдавалось бы должное и низшим стремлениям. Человек служит или низшим влечениям, или же, если желает служить добру, должен идти путем подвига. Два «ума» или две «воли» действуют в нем, как два закона: один «греха и смерти», другой «жизни и свободы», – борющиеся между собою, как бы за обладание человеком, внося в его внутренний мир разлад и беспорядочность в отношениях между духовными и телесными потребностями жизни.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В частности, церковные правила безусловно преграждают доступ в клир за следующие деяния, выявленные или открытые собственным признанием виновного: а) за явное отпадение от христианства каким бы то ни было образом, даже если это было сделано по малодушию, только для вида, а не искренно, из страха перед мучениями, или по причине их тяжести; также – за явное отступничество от православной Церкви и переход в еретическое сообщество (I всел. 10; Афон. Вел. 2-е посл.); – б) за убийство. Каноны считают недостойным получения священства и того, кто причинил кому-либо смерть невольно, не только нанеся неосторожный удар без намерения убить, но и случайным образом: «он сделает себя нечистым через это нечистое дело» (Григ. Нисск. пр. 5), т. е. оно должно лежать тяжелым бременем на его совести (осквернять ее) и возбранять ему совершение священнодействий. Но убийство на войне врагов не вменяется в вину как убийство (Вас. Вел. 13), а считается делом законным и похвальным: «доблестные в брани удостаиваются великих почестей» (Афан. Вел. 1-е послание). Поэтому, исполнение воинской обязанности – поражение врагов на войне – не должно считаться препятствием к рукоположению в священные степени. (Впрочем, каноны не дают на это определенных правил). В римско-католич. Церкви прохождение военной службы или такой судебной должности, которая связана с вынесением смертных приговоров, является препятствием к получению священства. – в) За намеренное и добровольное, а не вынужденное болезнью или насилием, скопчество. Совершающий подобное преступление над собой считается самоубийцей и врагом Божьего создания, а над другими – убийцей (Апост. 22; 1 Всел. 1; Двукр. 8). – г) За всякого рода любодеяние (Апост. 17, 61). д) За кражу, клятвопреступление и вообще за тяжкие преступления и пороки, которые, будучи изобличенными, подвергают виновного уголовному наказанию или публичному покаянию перед Церковью (открытой эпитимии), и таким образом роняют достоинство лица в глазах общества, колеблют доверие к нему. Искупление указанных грехов раскаянием и примирением впавших в них с Церковью не устраняет препятствий, созданных этими грехами, к вступлению таких лиц в клир. Эти грехи только тогда не препятствуют производству в церковные должности, когда они были совершены еще до крещения, которое вводит человека в новую жизнь.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Pevcov...

Но, лишивши праведника, по вышеуказанной причине, пышного людского погребения, Бог, взамен этого, окружил гроб пророка великолепием небесным. «Когда Моисей умер, Сам Господь предал его погребению на горе. Господь был для него ближним. Господь заменил ему сродников....... Стеклись сонмы Ангелов, чтобы, по своим чиноположениям, воздать честь прославленному Богом... Сокрывши гроб Моисеев, Господь соделал невидимыми и те воинства (небесные), которые сопровождали переход его из сего мира в другой» 661 . – Моисей скончался ста двадцати лет, и «не отемнесте очи его, не истлеста устне его» (Вт. XXXIV, 7.), т. е. (понимая сие место иносказательно) до того времени, как явился Еммануил и как бы предал погребению Закон. Пророки ясно видели тайну пришествия Еммануилова; пророческие трубы не умолкали, и глас провозвестников не изнемогал до дня явления Сына Божия 662 . 492 Тв. Св. Ефр. Сир., т. IV, стр. 360, На слова, сказ. Господом: «В мире скорбни будете» (Иоан., XVI, 33). 494 Св. Ирин. Лионск., Прот. ерес., кн. IV, гл. XX, 12, – см. Памятн. др. хр. письменн., стр. 485; тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, стр. 104, Толк. на кн. Исх., вопр. 4. 496 Св. Иуст. Филос. и Муч., Апология I, 62; – тоже см. Ibidem, стр. 63, – см. свящ. П. Преображ., Соч. Св. Иуст., Ф. и М., стр. 108. По мнению же Св. Ефрема Сирина , огонь купины был очистительным возгоранием духа в праведнике, „ибо возгорание духа воспламеняет сердце, а потому невещественный и Божественный огнь обыкновенно просвещает и испытывает души, как неподмесное золото в горниле, и истребляет порок, как терние и солому..... Сей-то огнь явился Моисею в купине“. (Тв. Св. Ефр. Сир., т. V, Москва, 1850 г., стр. 23, Слово к отрекающимся от мира). 499 Тв. Св. Григ. Нисск., т. I, стр. 265, О жизни Моисея законодателя; – тоже см. Тв. Бл. Феод., т. I, 105, Толк. на кн. Исх., вопр. 6. 501 Кроме того, „сим (прокажением руки), учит Бл. Феодорит, и законодателя вразумляет Бог не высоко думать о себе, но знать своё естество, памятуя прокаженную десницу свою“.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij-Protop...

Из сказанного само собой открывается, что публичное покаяние не было в собственном смысле наказанием: оно служило только средством воссоединения с церковью, и потому в древних канонах покаяние называется врачевством души, а не карой (6 всел. 102; Вас. Вел. 3; Григ. нисск. 8). В первые времена христианства, отлученные за такие преступления: за идолослужение, убийство, прелюбодеяние не вдруг допускались и к самому покаянию, а в полное церковное общение принимались только под конец жизни (1 всел. 13; анк. 16, неокес. 2 и др.). В древних канонах точно определен нормальный срок публичного покаяния за разные преступления, смотря по их тяжести, от двадцати лет до двух. Но и этот срок был не безусловный: он мог быть и сокращаем и удлинняем, смотря по нравственному состоянию и другим обстоятельствам кающегося, например, в случае опасной болезни. Описанная дисциплина церковных покаяний в конце 4 века подверглась в восточной церкви важному преобразованию. Вместо прежних долгосрочных покаяний, проходимых по четырем указанным степеням, установилась практика краткосрочных покаяний, с пропуском двух или трех прежних степеней. Но взамен этого от кающегося требовались внешние подвиги покаяния, каковы: усиленный пост (сухоядение), земные поклоны в церковном притворе и на дому, раздача милостыни и другие дела, благотворительности. Иногда кающиеся отсылались, для исполнения наложенных на них дел покаяния, в монастыри, где обязаны были совершать, между прочим, и разные монастырские работы. Все это в своей совокупности называлось епитимией или малым, неполным церковным отлучением, сущность которого состояла собственно в удалении преступника от принятия таинства евхаристии. Но наряду с малым отлучением оставалось в церковной практике и великое, т. е. анафема. Она по-прежнему назначалась только за самые тяжкие преступления против веры и церкви: за ересь, богохульство, отступничество и пр. Анафема могла стать и пожизненной церковной карой, если виновный оставался упорным и не приходил в раскаяние; в противном случае, когда он искал воссоединения с церковью и был допускаем к публичному покаянию, великое отлучение обращалось в малое.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Pavlov...

261 «В управлении церковном самодержавная власть действует посредством св. синода, ею учрежденного». Ст. 43. осн. зак. 262 По смерти патриарха Адриана (в 1700 г.) блюстителем и администратором патриаршего престола 6 декабря 1700 г. был назначен рязанский митрополит Стефан, с тем, чтобы по важнейшим делам церковного управления он советовался с другими епископами, вызываемыми для этой цели в Москву и о последствиях совещаний представлял на утверждение государя. Такое собрание очередных епископовназывалось освященным собором (Чистович «Феофан Пропопович и его время». 1868. Спб. 59 стр.). 264 Впрочем и раньше они не всегда были членами синода, как не всегда оставались ими и члены белого духовенства (Чистов. іbіd. 279–238). 265 Не работствуя лицеприятию, не болезнуя враждою, завистью и упрямством, и просто никаковыми же пленялся страстьми. 269 Инструкция об управлении Московской синод. области II. С. 3. 3954; более подробная инструкция явилась в 1736 г т. IX 1 П. С. 6718). Устройство конторы изменялось при Екатерине II и Александре I (1 ПС3 т. 16. 11,959.ibid.; т. 38, 29,045 ibid.; т. 30 кн. штат. 280 Самый способ новгородского избрания, по крайней мере в случае разногласия на вече, был жребий. Жребии, обыкновенно три, с надписями на них имен избираемых, полагались на св. трапезе (в Софийском соборе), куда и посылали с веча слепца (после протопопа, чтобы он взял жребий того, кого Бог даст). После – выбирался тот, жребий которого оставался на престоле. Мак. т. III, стр. 244–247. V. 103 стр. Когда значение областных князей ослабло, самое избрание епископа совершалось собором епископов и утверждалось волею митрополита. Соловьев „Ист. Росс.“ т. IV, изд. 4. стр. 297. 282 Stat. eccles. antiqua прав. 23, 32, 35. См. Loening. t. I, стр. 136. прим. 1, 3, 4. Bingh. t. I. 270–277. 285 Частный епископ может издавать свои решения, определения, но только в виде частных распоряжений; общее же значение такие определения могут приобретать только по соборному рассмотрению и утверждению. (Ап. 34. 37; ср. Вас. Вел. 30. Дион. Алевсандр. 4. Григ. Нисск. 6 и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Albov/k...

и аз недостойный иерей... прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих» и т.д... (см. в Требнике: «Чин, егда случится вскоре больному дати причастие»), 3) Причащение больных должно быть совершаемо в присутствии членов местного причта и при всех лицах, находящихся в доме больного (Регл. Приб. о правах причта церк. и чина монашеск., п. 15). 4) Если опасно больной состоит под епитимией, то, кем бы она ни была наложена, хотя бы то архиерейскою властью (карф. 52), каждый священник имеет право разрешить кающегося больного (Уст. Конс., ст. 97). 5) В случае же выздоровления такого больного, последний должен непременно окончить выполнение своей епитимии и, затем, явиться к своему духовнику («О должност. пресв.» §110; сравн. 1 всел. 13; карф. 7; Григ. Нисск. 2–5). 6) Больных, лишившихся сознания (напр. во время обморока), запрещается приобщать, доколе они не придут в себя и не будут в состоянии выразить чувство искреннего раскаяния в своих грехах (см. конец «Учит. Изв.» и «О долж. пресв.» §114). Равным образом, нельзя приобщать умалишенных и бесноватых, особенно если они, в припадках сумасшествия, богохульствуют (Тим. Алекс. прав. 3), а тем более – мертвых, как это делали некоторые неблагоразумные христиане (напр., маркиониты). Напутствование больных, со стороны священника, не должно ограничиваться только исповедью и причащением больного. Такое напутствование имело бы характер только внешнего исполнения требы. Служение же священника везде и во всем должно быть постоянно запечатлено чисто-нравственным характером и искреннею заботою о нравственном благе и душевном мире прихожан его. В этой заботе особенно нуждаются больные, у которых с мучительными страданиями нередко соединяются тягчайшие скорби душевные, вытекающие или из сожаления о своем печальном прошедшем, или из страха за свое неотрадное будущее, или из опасения за участь остающихся в живых близких их сердцу и т.п. Все подобного рода скорби могут быть весьма опасны для души, отходящей в вечность и готовящейся предстать на суд Божий.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Nechaev/u...

Тяжесть первого, по правилу 16-му Анкирского собора, определяется возрастом и семейным положением лица, совершившего этот грех. Менее строго наказывается учинивший его прежде 20 лет возраста, более строго – достигший двадцатилетнего возраста и притом женатый; строжайшему наказанию подвергается перешедший пятидесятилетний возраст и женатый (сн. пр. 17 и св. Вас. Велик. пр. 63; о мужеложстве см. святого Василия Великого правило 62). e. Кровосмешение. Святым Василием Великим определяются следующие виды этого греха: 1) Единокровных брата и сестры (как убийство. Прав. 67). 2) Брачные сопряжения, заключенные вообще в возбраненном для сего церковью родстве (как прелюбодеяние. Правило 68), а именно: а) по родству единокровному: между братом и сестрой разных отцов, но одной матери, и наоборот (прав. 75). б) Взявший в сожитие двух сестер, хотя бы другую по смерти первой (пр. 78, сн. 87). Покаяние назначается здесь под условием расторжения такого брака (Неокесар. соб. пр. 2). в) По родству двухродному или свойству: мужа с сестрой жены. г) Вознеиствовавший на свою мачеху подлежит тому же правилу (75), как и вознеиствовавший на свою сестру (пр. 79). f. Блуд. C точки зрения церковного законодательства этот грех определяется, во-первых, как удовлетворение похоти, соделанное с кем-либо без обиды другому, и этим существенно отличается от прелюбодеяния (Григ. Нисск. прав. 4): это общее понятие греха – по существу. Но чаще блудом называется: 1) Незаконная связь мужа со свободной от брака женщиной (св. Вас. Вел. пр. 21). 2) Блудодействуют отроковицы, вышедшие замуж без воли отца (пр. 38). 3) Рабы – без воли господина (пр. 40) или вообще обладающего ими: но только до прощения и примирения с последними (пр. 42). Таков этот грех в своем простом виде, представляющем суду лишь вопрос о большей или меньшей степени падения грешника. Более сложным по соприкосновенности других вопросов, представляющихся суду, является: а) Блуд, соединенный с похищением 108 (насилием) женщины, обрученной уже другому или еще не обрученной. Само действие преступное судится по общему закону (отлучением на 4, 5, 7 или 9 лет), но здесь возникает вопрос: что следует сделать с похищенной и растленной девицей? Правила Апостольские повелевают, чтобы виновные в причинении насилия девам еще не обрученным брали их себе в замужество и тем заглаживали их бесчестие и свое преступление (Апост. прав. 67). Правила IV века определяют: дев, похищенных кем-либо после обручения их с другими, возвращать прежде обручившим их (Анкир. соб. прав. 11). Правилами святого Василия Великого обручившемуся предоставляется право после похищения его обрученной или взять ее себе, или же отпустить. Что же касается необрученной и похищенной, то выдача её в замужество за похитителя или кого другого предоставляется воле её родителей или попечителей (св. Вас. Вел. пр. 22; срав. пр. 30).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Zaozer...

51. VI Всел. соб. 58. гангр. 6. двукр. соб. 19. Вас. 1). – б) нерадение о исполнении религиозных обязанностей вообще, и в особенности уклонение от св. тайн (Апост. 9. антиох. 2VI Всел. 80. сардик. 11), – в) поругание святыни (VI Всел. 97. VII Всел. 9), – г) святотатство, – не только похищение церковн. вещей, но и своевольное, несвященное употребление их, несогласное с их назначением (двукрат. 10. Григ. Нисск. 6. 8), – д) несоблюдение уставов Церкви в общественном и домашнем быту, напр. постов, праздничных дней и пр. (Ап. 64. 69. VI Всел. 57. 66. лаод. 29), – е) смешение обрядов христианских с языческими, и пр., также с суевериями, и т. п. (Ап. 70. 71. лаодик. 59. VI Всел. 62), – ж) духовное общение (напр. в молитвах) с еретиками, или отлученными от Церкви (Ап. 10. 45. 65. лаодик. 55. 57) и пр., – з) принятие к себе церковнослужителей запрещенных, или изверженных (антиох. 4. Вас. 88), – и) пренебрежение общих церковных собраний в храме, уклонение от них, или неблагочинное поведение в них (Апост. 9. гангр. 6. антиох. 2), – и т. д. Наконец, есть преступления против законов церковного управления и правил христианской жизни. В порядке церковного управления самим начальствующим лицам вменяется в преступление: а) смешение Церквей, или нарушение пределов поместного их управления, по областям и городам (II Всел. 9. III Всел. 8. IV Всел. 17); б) нарушение местных прав и преимуществ, принадлежащих разным Церквам (III Всел. 8. IV Всел. 28. VI Всел. 29); в) распространение епископской власти из одной епархии на другие (антиох. 9. карф. 84 и пр.), как напр. учение в чужой епархии (VI Всел. 20. сардик. 11), священнодействие и особенно рукоположение клириков (Ап. 14. 55. I Всел. 15. II Всел. 2. IV Всел. 5) и пр.; г) принятие и удержание в своей Церкви чужих клириков (VI Всел. 18. карф. 91); д) неуважение, или изменение в своей Церкви законного суда других Церквей, как напр. общение с отлученными или изверженными от других Церквей (Ап. 16. I Всел. 5. Антиох. 5), и т. п.; е) самовольное отступление от общих правил и постановлений, признанных всеми Церквами (VI Всел.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Sokolov/...

Во всяком роде преступления прежде всего смотреть должно каково расположение врачуемого и к уврачеванию достаточным почитать не время (ибо какое исцеление может быть от времени?), но произволение того, который врачует себя покаянием. Григ. Нисск., пр.8. Принявшие от Бога власть вязать и решить должны обращать внимание на качество греха и готовность согрешившего к общению и таким образом употреблять врачевание, соответствующее болезни, чтобы, не соблюдая в том и другом отношении меры, не обмануться в спасении болящего. Ибо болезнь греха не одинакова, но различна и многообразна, и дает много вредных отпрысков, от которых повреждение развивается и идет далее и далее, пока не будет остановлено силою врача. По этому показывающему духовно-врачебное искусство надлежит прежде всего обращать внимание на расположение согрешившего, желает ли он выздоровления или, наоборот, собственными поступками накликает на себя болезнь, смотреть, как он беспокоится об обращении в состоянии среднем между тем и другим и, если он не противится врачу и растравляет рану души прикладыванием лекарств, отмерять ему милосердия по достоинству... VI Всел. соб., 102 пр. И в других случаях жизни обретаем различие бывающее по некоторым обстоятельствам, напр.: не позволительно убивать; но убивать врагов на брани и законно и похвалы достойно. Так великих почестей сподобляются доблестные в брани и воздвигаются им столпы, возвещающие превосходные их деяния. Таким образом одно и тоже смотря по времени и в некоторых обстоятельствах не позволительно, а в других обстоятельствах и благовременно, допускается и дозволяется. Из Послан. Афан., Архиеп. Александр, Аммуну монаху. Постановлено как здесь 24 , так и всюду, чтобы падшим и бывшим предстателям нечестия являть снисхождение кающимся, но не давать им места в клире; а не бывшим самовластными делами нечестия, но увлеченным нуждою и насилием давать прощение и иметь им место в клире; наипаче, когда они принесли достойное веры оправдание. Из послания Афанас., Архиеп. Александр., к Руфиниану.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ver...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010