С докладом по итогам учебного года выступил проректор по учебной работе профессор М.С. Иванов. Советом были утверж- —589— дены разрядные списки успеваемости учащихся и принято решение подготовить проект положения о дипломной работе Семинарии, постановлено рассмотреть проект в 1 полугодии 2003/2004 учебного года. После дискуссии о порядке защиты дипломных работ Совет вынес решение позволить выпускникам Семинарии, не защитившим дипломную работу, представить работы к осенней защите не позднее 1 ноября. Совет заслушал также доклады проректора по воспитательной работе архимандрита Саввы (Базюка), и. о. заведующего Сектором заочного обучения иерея Сергия Маратканова, заведующего Регентской школой архимандрита Макария (Веретенникова) , заведующего Иконописной школой игумена Луки (Головкова) об итогах 2002/2003 учебного года. Секретарь Совета иерей Павел Великанов сделал сообщение о защите выпускниками Академии кандидатских диссертаций и дипломных работ, а также о первой защите выпускниками Семинарии дипломных работ. Совет одобрил работу комиссий по рассмотрению кандидатских диссертаций и дипломных работ и вынес решение обязать выпускников представлять научные работы, кроме печатного, также в электронном виде и просить Учебный комитет создать единую базу данных дипломных работ и кандидатских диссертаций с целью обмена между духовными школами. Председатели Богословской, Библейской, Церковно-исторической, Церковно-практической и Филологической комиссий сделали сообщения о работе комиссий. Совет принял отчеты председателей комиссий, утвердил принятые в комиссиях темы кандидатских диссертаций. Совет заслушал сообщение заведующего библиотекой игумена Всеволода (Варющенко) о работе библиотеки. В связи с большим объемом литературы, издаваемой в настоящее время, Совет принял решение возобновить деятельность библиотечной комиссии по проблемам комплектации библиотечного фонда во главе с доцентом архимандритом Макарием (Веретенниковым) . —590— Заведующий Церковно-археологическим кабинетом и помощник ректора по представительской работе протодиакон Игорь Михайлов проинформировал Совет о деятельности ЦАКа и о приеме в Академии отечественных и зарубежных гостей.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Пища и питие подкрепляют нас и утоляют наш голод только на короткое время, Иисус же Христос есть вечный наш Ходатай: поэтому вера в Него оправдывает христианина на все времена, на всю вечность. И потому если пребудем неизменны и тверды в вере, то не только на земле будем насыщаться благодати и милости Его, но сподобимся и вечной радости в небесных обителях. Итак, дорогие братия и сестры, помните это изречение Господа: блажени алчущии и жаждущии правды: яко тии насытятся – и питайте голод и жажду души своей оправданием чрез веру во Иисуса Христа. Как тело без пищи и пития не может сохранять в себе жизни и скоро умирает, так и душа скоро умирает без веры во Христа и без исполнения Его заповедей. В пятом изречении Господь ублажает милостивых: блажени милостивии: яко тии помилованы будут ( Мф.5:7 ). Господь предписывает заповедь: для достижения блаженства необходимо быть милостивым. Быть милостивым к ближним – значит не только желать им всякого добра, но и стараться делать им всякое добро по любви к ним. Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть (ср.: Лк.6:36 ). Кто алчет и жаждет правды Божией, кто стремится всей душой достигнуть оправдания пред Богом, тот, естественно, и уподобляется Богу в добродетели милосердия. Как Отец Небесный благ и милосерд ко всем, так и ученик Христов, движимый Духом Христовым, бывает милостивым ко всем. Так как человек состоит из тела и души, то и нужды бывают телесные и духовные, а, следовательно, и дела милосердия тоже бывают телесные, то есть вещественные, и духовные. Дела милосердия вещественные суть: – напитать алчущего, который по своей болезни или старости не может заработать себе средств к пропитанию; – напоить жаждущего, который, также по болезни, нуждается в посторонней помощи, или удовлетворить просьбу прохожего странника подать ему чашу студеной воды; – одеть нагого или доставить ему средства для приобретения одежды; – посетить, если возможно, находящегося в темнице; – посетить больного и оказать ему помощь делом или советом, утешить его, в скорби сущего. Стараться приготовить его к христианской кончине, если положение его безнадежно, и позаботиться о том, чтобы был он напутствован христианскими Таинствами Исповеди, Причастия и Елеосвящения;

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Души скорбящие, терпеливо несущие свой крест, – любимые дети Божии, так что Господь всегда с ними: близ Господь сокрушенных сердцем, и смиренный духом спасет ( Пс.33:19 ). Они идут как бы предшествуемые Самим Спасителем, Который часто оборачивается к ним с любовью. По кресту они, так сказать, родственны Господу Иисусу – какое высокое родство! Мы забываем, что если скорби не подвигают нас к Богу, то единственно по нашей вине: вместо покорности и терпения у нас является ожесточение сердца. Удивительно ли после этого, что мы впадаем в гораздо большее зло? В первые века христианства, в одно из гонений, многие, испугавшись предстоящих мучений, бежали от ужаса в пустыни Аравийские, но, думая спастись, погибли там от варваров. Не так ли и мы стараемся малодушно укрыться от скорбей и, чтобы избежать их, решаемся иногда на поступки, противные совести, которые потому, отравляя нашу жизнь, причиняют нам скорби более сильные, чем те, от которых мы думали избавиться? После этого мы погружаемся в уныние или же, в надежде заглушить совесть, потворствуем своим страстями и впадаем в сети диавола. Необходимо сказать еще следующее: часто мы слишком преувеличиваем свои скорби, замечаем всякое огорчение, и напротив, милостей, которые мы получаем от Господа, не замечаем, считая, что это так и должно быть, а поэтому остаемся неблагодарными Господу. И лишь только тогда, когда посетят нас скорби, мы оцениваем в должной степени то счастливое время, когда их не было, и даем обет, что, если скорби пройдут, будем благодарны Богу за мирное, спокойное существование и времяпрепровождение. Мы ропщем иногда на болезни, между тем как должны бы благодарить за них, потому что, не говоря о будущей награде за страдания, болезни благодетельны и тем, что укрощают наши страсти, которые бы могли в нас усилиться и Бог весть до чего бы довели нас. А потому, если посетят тебя болезни, старайся переносить их с терпением и не искушайся мыслью, что они мешают твоим подвигам духовным. «Когда болезнь тяготит нас, – говорила блаженная Синклитикия, – не надобно скорбеть, что от боли и язв мы не можем воспевать псалмы устами. Ибо болезни и раны служат к истреблению похотей, а пост и земные поклоны предписаны нам для побеждения страстей. Если же и болезни исторгают сии страсти, то не о чем заботиться. Великий подвиг – терпеливо переносить болезни и среди них воссылать благодарственные песни Богу. Мы лишились очей? Не будем печалиться, внутренними очами мы можем созерцать славу Божию. Лишились слуха? Будем благодарить за то, что вовсе не будем слушать пустых речей. Не действуют руки? Но у нас есть внутренние длани, готовые на брань со врагами. Все тело страждет болезнью? Но чрез сие умножается здравие внутреннего человека».

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Сегодняшнее воскресенье предлагает нам, хотя, можно сказать, и осторожно и деликатно, но все же твердо: прощайте друг другу, умейте прощать. Но самое тяжелое – умейте просить простить. История человечества говорит, что сердце человеческое, конечно, создано Господом Богом. Если Он Творец всего и человека, и разума его, и сердца его, и сознания его, и интеллекта его – то и сердце от Бога. Спрашивают: «Почему же Господь Бог такому-то, такому-то такое злое положил сердце?» Отвечаю, что Господь Бог всем сердце дает обыкновенное, человеческое, но человек по своем рождении, по своем крещении, по воспитании и дома, и в школе, и самообразованием мысли своей должен воспитываться, воспитывать свое сердце, чтобы оно было чисто и «дух правый» бы обновлял его. Поэтому требуется и домашняя школа, и систематическая школа, и внутренняя школа работы над самим собою. Известно, что люди все разные: разное социальное положение, разного настроения. Есть такие, которые в школе не учились, писать не умеют, читать не умеют и не хотят учиться ни читать, ни писать, и работают плохо, и в тяжесть семье, и в тяжесть обществу. Но эти люди, заметить нужно, настолько гордые бывают, как сам сатана. И кажется, такой простячок, что ему стоит попросить прощение за свое вольное и невольное, что ему стоит поклониться в ноги пред любым человеком, как пред образом Божиим, как первообразу создавшего человека, его друга, товарища, родственника, как хотите? Так есть такие люди, которые мучаются, страдают искренне и места не находят, не пьют, не едят, НО ПОКЛОНИТЬСЯ НЕ МОГУТ! Вот где красота! Изящная красота, но вместе дьявольская красота. Мы Господа Бога не можем обвинять, что в эту коробочку, в человека, положил Господь такое сердце. Бог дает сердце всем равное, проси Духа Святаго обновляющего сердце, обновляющего разум, освящающего всего. Поэтому Христос Спаситель нам говорит, через одиннадцать раз в одном утреннем воскресном Евангелии, что кто крестится, тот спасен будет. Поэтому крещение и младенцев, и юношей, и взрослых уже, которые по каким-либо причинам не были крещены, то оно полное делает обновление человека и грехов прощение. С младенцев снимаются грехи прародительские, а с человека лет преполовения – личные грехи, и с человека старости – также. Христос Спаситель говорит, кто примет крещение, тот спасен будет уже во имя крещения. Спаситель после этого слова ставит точку. В Евангелии – точка, не двоеточие, не точка с запятой, не тире, а только точка. Кто крестится, спасен будет, кто откажется от крещения – осужден будет.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Тогда Христос Спаситель и говорит, видя что он богатый человек: «Распродай свое имение, раздай бедным, иди за Мной с Моими учениками и будешь иметь то, что обещено таковым не раз уже Мною». Но это был богатый человек, этот человек не был подготовлен для высшей аскетической жизни, чтобы все оставить, распродать, раздать и, ничего почти не имея, пойти за Иисусом Христом наслаждаться Его бессмертной проповедью и быть наследником вместе с апостолами Царства Небеснаго. И он опечалился, склонил голову свою и отошел. Христос Спаситель посмотрел на учеников Своих и удаляющегося человека, которого видны были только плечи, и сказал: «Как все-таки трудно богатому войти в Царство Небесное». И здесь Христос Спаситель, конечно, не осуждает богатство. Без богатства невозможно существовать на земле человечеству. Здесь Спаситель не культивирует обязательно бедность, а здесь Христос Спаситель понятно евреям тогда и нам ныне понятно говорит, что когда богатый всецело отдаст свое: все свое, сам себя, и душу и сердце богатству, накоплению, то, конечно, он не будет думать о Царстве Небесном, он не думает уже о бедном человеке, чтоб помочь ему во имя Господа и во имя человечества, во имя любви, он тогда уже ничего не думает, как недавнишний богач ничего не хотел думать, только думал, чтобы расширить свои хранилища и собрать побольше пшеницы, чтоб долго жить, веселиться, радоваться и на золото ее обменять. Христос Спаситель у богатых людей бывал на обедах, Христос Спаситель бедных не выбирал, Христос Спаситель грань не ставил между богатством и бедностью физически, социально, но Христос Спаситель всегда ставил грань между сердцем богача и сердцем страждущего бедняка. Бедность нельзя культивировать и нищих, потому что бедность будет склонна к воровству, что запрещено в законе Моисееве. Потребности и инстинкт желудка иногда толкают на преступление человека, идти на обман. Если инстинкт у человека пьянство, то он идет на всякий обман, чтоб получить известную цифру, он должен одолжить, выпросить или обмануть, чтоб выпить ему вина и утолить свой кричащий и беснующий инстинкт пьянства.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Мелетий! Спасибо за открытку! Как учебная жизнь и житие личное твое? Мы живем: «играем, свищем и поем!» Весны послепасхальной ждем, чтобы немножко по епархии полетать! Тебе же – наш старый совет: окончить Д. Семинарию с бумажкой в руках и 3 двери: академия, брак и монашество (уже в Академии). Изучай себя... До лета! Мы живы и относительно здравы. Этого дара и тебе желаем! Алма-Ата. Не забывай нас своими философскими открыточками! М. Иосиф. 20 февраля. Более чем дорогой Феофилакт Никандрович! С приветом с гор алма-атинских! С добрыми пожеланиями от Неба и земли! С приветом к Прадедушке (с большой буквы!) Мир и благословение Буденного, 8. Была Мария Ивановна с пирогами, вспоминали «двух братьев», более многоценных для Ц. и нас... Желаю Вам обоим здоровья и успеха в ваших делах! Пожалуйста, не отвечайте на письмо, ибо вы более чем заняты... Холодно у нас, а потому не так простудно. Скучаем, а до лета далеко-далеко еще! Мы, дача, ждут не дождутся вас. Почти не хвораю, но дни свои считаю... Мария Ивановна была, пироги принесла и апельсины в футбольный мяч величины! Сейчас она у нас. Всего доброго и наше вам сердце! Дедушка Ваня и бабушка Маня. 27 февраля 1975 г. Дорогим и многоценным Харитону и Хрисанфу Трофимовичам – решили (с Марией Ивановной это!) сейчас письмо написать. Она пришла с пирогами и апельсинами в футбольный мяч величины! Привет вам дорогие и выше чем дорогие! Желаем здоровья – бесгриппья... А сами с появлением тепла загриппели... Наши новости: Слава наш нас бросил, и все музыкальные органы забрал, и не простился! Я посчитал его «жертвой» таких случаев в жизни человеческой и, немножко поскорбев, начал забывать уже. Для иноков сие естественно – «Да не здравствует привязанность вообще, а лишь добрая память с молитвою». Мы у Иверской иконы молимся об нем... Он как бы мечтает о консерватории, и это все, с нашей точки зрения, возможно, если на этом пути не встретилась жена, которая и сильнее вина и царя! Тогда и сан механически долой! Мир Вам, деда Ваня и бабуся Маня.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Желаю здоровья и радости о Христе Грядущем в ясли. Ваш собрат во Христе и архиерей в алтаре Иосиф. 30 декабря 1972 г. Дорогой Платон! С сердечным приветом! С лучшими пожеланиями... Мы пока живы и работаем. До лета! До гор! До Медео! До кур, до вина (немножко), до ягод и радостей бытия! Поспешностью мысли и технической скорости не портите свои готические почерки! Всего доброго и здоровья на первом плане. М. Иосиф. 28 января 1975 г. Суббота блинная 1973 г. † С Великим постом! Дай Боже здравия отцу и дочерям и внучатам. Вот и Великий пост . Вот и святый Андрей Критский со своим неподражаемым Каноном. Слава Богу! Мы живем, служим, читаем дома и говорим в храмах. Погода на душе – уже весна, а на улице сырость сопливая и немножко гриппоносная. Довольны мы всеми и всем, а «чудесное средство лечить сердце касторкой» – еще применимо и целительно... Да, да, туда во время приема добавляется немножечко хлебной соды, вероятно, что-то с газами. Художественно, смешно и целебно в 50 лет... А самому в июне – 80. Ваших южных новостей не знаем, и в таком случае таковых и у нас нет. Доедаем блины и рыбу, жареную, тушеную, заливную и копченую. Казахи в этой области поить, кормить – хозяева добрые и магазины дай Боже везде... Скворцы прилетели и не совсем, по-видимому, довольны. Поспешили, хотя у Оперного театра подснежники появились. «Готов к труду и обороне», т.е. служить и воевать с бесами... ГТО! Но к смерти готовиться реально еще лень, а пора бы. М. Иосиф. Дорогой Петя! X. В. Итак, сегодня мы о. Вячеслава в Москву – Загорск проводили, у ворот: я и Джери! По-видимому, о. Слава еще не перелетел через границу своего родного Казахстана, как наши сестры-бабули единогласно его в повара произвели... Удаляясь, он рецепт-меню написал и сестрам на столе оставил... Но вот внезапно по всем комнатам «дыхание чада разлилось». Лапшу в пустую холодную кастрюлю положили и залили холодным молоком, распалив плиту, как на Деирском поле... Джери, невзирая на шоколадные конфеты, некоторое время выл... Хворостину получив – уснул.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Правило 2 Тем, которые по взятии токмо их под стражу, и по претерпении скорбей и смрада в темнице, как бы в осаде, в последствии без сражения с мучениями соделались пленниками, быв сокрушены, по крайней скудости сил и по некоей слепоте, довлеет приложити лето к предшествовавшему времени: поскольку и они со всем предали себя страданиям за имя Христово, хотя и получали в темнице великое утешение от братий. За сие да воздадут они со многою лихвою, желая освободитися от горчайшаго плена диавольскаго, воспоминая наипаче Глаголюшаго: Дух Господень на Мне, егоже ради помаза Мя: благовестити нищым посла Мя, проповедати плененным отпущение, и слепым прозрение, отпустите сокрушенный во отраду, проповедати лето Господне приятно и день воздаяния 160 . Правило 3 А ничего таковаго не пострадавшым, и не показавшым плода веры, но добровольно отбежавшым на страну злобы, коей предало их малодушие и страх, ныне же в покаяние приходящым, нужно и прилично приложити притчу о безплодной смоковнице, якоже Господь глаголет: смоковницу имяше некий в винограде своем всаждену, и прииде ишя плода на ней, и не обрете. Рече же к винареви: се третие лето, отнелиже прихожду, ишя плода на смоковнице сей, и не обретаю: посецы ю убо, вскую и землю упражняет; Он же отвещав, рече Ему: Господи, остави ю и се лето, дóндеже окопаю окрест ея, и осыплю гноем. И аще убо сотворит плод: аще ли же ни, во грядущее посечеши ю 161 . Положив сию притчу пред очи себе, и показав плод достойный покаяния, в продолжении толикаго же, то есть, четырехлетняго времени, получат тем большую пользу. Правило 4 А совершенно отчаявшимся, и нераскаянным, и стяжавшим непременяемую кожу ефиоплянина и пестроту рыси, да изречется приговор о другой смоковнице: да николиже от Тебе плода будет вовеки 162 : почему она тотчас и засохла. Исполняется на них и реченное Екклисиастом: развращенное не может исправитися, и лишение не может изчислитися 163 . Ибо не возможно развращенному украситися, аще не будет оно прежде исправлено, и не возможно изчисляти лишения, аще не будет оно прежде восполнено. Почему и, наконец, случится с ними реченное Пророком Исаиею: и узрят трупы человеков преступивших Мне. Червь бо их не скончается, и огнь их не угаснет: и будут в позор всяцей плоти 164 . Ибо, как и еще от него предречено: неправеднии же тако возволнуются, и почити не возмогут. Несть радоватися нечестивым, рече Бог 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Интересно также, что Гете общался с так называемым «первым поколением» православного духовенства в Веймаре, которое жило здесь долгое время начиная с 1804 г; с духовником Марии Павловны протоиереем Никитой Ясновским, с диаконом Алексеем Егоровым, с певчим и псаломщиком Николаем Трубчевским. Хотя имя последнего не называется, но заметка в гетевском дневнике «Венчание русского кантора» позволяет нам причислить и его к русскому окружению Гете. Имена же протоиерея и диакона в дневнике Гете встречаются часто. Мы уверены, что Гете общался с ними не только как с представителями Православия, но и как с представителями русского народа. Во время встреч задавались вопросы, например, «о русской истории и литературе» и на другие сходные темы. Жене диакона Гете подарил свою книгу «Герман и Доротея» (1814 г.) с посвящением («с искренним пожеланием благополучия 18 января»). Максимилиан фон Проппер, как и советский исследователь А. Габричевский, объясняют дату тем, что это – прощальный подарок перед отъездом Егоровых, «поскольку после 1814 г. ее имя в дневниках больше не упоминается» 1632 . Однако г-жа Егорова оставалась в Веймаре еще долгое время и уехала на родину в Россию только после смерти отца диакона в 1841 г. Дату посвящения лучше объяснить следующим образом: 18 января – это очень близко ко дню памяти мученицы Татианы (12/24 января), а жена диакона Егорова как раз носила это имя. С разницей в несколько дней, точнее – за неделю мог быть и день рождения Татьяны Егоровой, так что мы, наверное, не слишком ошибемся, сочтя, что имеем дело с подарком Гете ей на день рождения. Об отношениях Гете с протоиереем Никитой Ясновским и диаконом Егоровым мы уже писали (в другой главе диссертации – Пер.) 1633 . Здесь хотелось бы только высказать наше согласие с тем исследователем, книга которого дополняет работы Максимилиана фон Проппера и представляет ситуацию следующим образом: «Разумеется, было бы ошибкой говорить здесь об учении Гете; скорее его интерес к восточной Церкви производит впечатление именно благодаря своему спорадическому и маргинальному характеру. Этот интерес был существенной составляющей воззрений Гете на историю всего современного мира» 1634 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1569 Die Huldigung der Künste. Ein lyrisches Spiel von Schiller. Tübingen in der J. C. Cottáschen Buchhandlung. 1805. S. 3. 1574 Schiliers Briefe. Bd 7. S. 187; Preller L. Ein fürstliches Leben. S. 93; Zum 24 Juni 1898. Goethe und Maria Pavlovna. Urkunden herausgegeben im Aufträge des Erbgroßherzogs Wilhelm Emst von Sachsen. Weimar, 1898. S. 132. 1575 Lehmann U. Zu den Rußlandbeziehungen des klassischen Weimar (Herder, Wolzogen, Maria Pavlovna)//Studien zur Geschichte der Russischen Literatur des 18. Jahrhundert. Berlin, 1968. Bd. 3. S. 434. 1577 Hoetzsch O. Peter von Meyendorff. Ein Russischer Diplomat an den Hofen von Berlin und Wien. Politischer und privater Briefwechsel 1826–1863. Berlin-Leipzig, 1923. Bd. 1. S. 244. 1579 Gesetzliche Bestimmungen für das patriotische Institut der Frauenvereine in dem Großherzogtum Sachsen-Weimar-Eisenach. Weimar, 1817; Milde N. von. Maria Pavlovna. S. 41–55; Morgenstern L. Die Frauen des 19. Jahrhunderts. S. 48; Preller L. Ein fürstliches Leben. S. 27–28. 1584 Kretschman L. von. Die literarische Abenden der Großherzogin Maria Pavlovna//Deutsche Rundschau, Juni u. Juli 1893. Berlin, 1893. S. 37 (отд. оттиск). В этой связи см. также Müller Fr. Dr. Johann Stephan. Schutze. Eine Vorlesung im litererischen Abendkreise Ihro Kaiserlichen Hoheit der Frau Großherzogin von Sachsen-Weimar-Eisenach//Weimars Album zur vierten Saecularfeier der Buchdruckerkunst am 24. Juni 1840. Weimar, 1840 S. 233–252. 1585 Bornhak Fr. Aus Alt-Weimar. Die Großherzoginnen Luise und Maria Paulowna. Breslau-Leipzig, 1908. S. 105; Stier F. Russische Gaste in der Stadt Goethes. Maria Paulowna, «eine der besten und bedeutendsten ihrer Zeit»//Thüringische Landeszeitung. 19. 8. 1950. 1588 Aus dem Nachlaß Vamhagens von Ense. Tagebücher von K. A. Varnhagen von Ense. Bd. 10. Hamburg, 1868. S. 236. 1589 Дурылин С. Русские писатели... c. 138. Это отметил некогда в Москве протоиерей С. Сабинин; см.: Из дневников Вольфганга Гете//Русский Архив 1911. 7, c. 449. 1591 Kennen Sie Weimar? Bewundert von manchem Besucher. Die Grabeskirche Maria Pavlovnas. – Eine goldene Pforte verschließt der Altar//Thüringische Landzeitung. 22.1.1953. 19.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010