18 декабря 2012 г. Основанный преподобным Иосифом недалеко от Волоколамска Успенский монастырь явился выдающимся центром православного подвижничества, просвещения, русской культуры. Основатель обители преподобный Иосиф принял монашество от преподобного Пафнутия Боровского (†1477; пам. 1 мая). Родители Преподобного и многие его родственники подвизались в монашеском звании. К их числу следует отнести племянника преподобного Иосифа старца Досифея (Топоркова). Он родился во второй половине XV века и “прожил долгую жизнь” 1 . Известны монашеские имена родителей старца Досифея – инок Евфимий и инокиня Юлия. Одного его брата звали Иоанн 2 , другой его брат был поставлен на Коломенскую кафедру – владыка Вассиан (Топорков; 1525–1542; †1553). Старец Досифей был не только племянником преподобного Иосифа, но и находился в родственных отношениях со святителем Макарием 3 . Некоторое время он несомненно находился в Пафнутиево-Боровском монастыре, в связи с чем позднее писал: “…сами видехом, бывшая во обители отца Пафнутиа” 4 . Старец Досифей известен как писец, одновременно сочетавший в себе большие писательские дарования; подвизался он также и на поприще иконописания. О связях с Волоцкой обителью знаменитого мастера-иконописца Московской Руси Дионисия известно следующее: “Около 1488 года художник расписывает заложенную в 1484 году соборную церковь Успения Иосифо-Волоколамского монастыря, причем выступает в окружении помогавших ему мастеров – сыновей Феодосия и Владимира, старца Паисия и двух племянников Иосифа Волоцкого – Досифея и Вассиана” 5 . Подвизаясь под руководством своего дяди, старец Досифей еще при жизни преподобного Иосифа покинул Волоколамскую обитель “немощи ради, по его благословению, но умом и сердцем повсегда с ним и с сущими его” 6 пребывая. В последующее время старец Досифей подвизался в Симоновом монастыре, где с 1502 и по 1506 настоятельствовал его дядя, брат преподобного Иосифа, архимандрит Вассиан (Санин; 1506–1515), ставший затем Ростовским архиепископом. С 1509 года в обители поселился князь-инок Вассиан (Патрикеев), вернувшийся с Белоозера, который общался со старцем Досифеем. Позднее, в 1531 году, Волоколамский инок участвовал в соборных разбирательствах воззрений князя-инока 7 . Так схематично выглядит жизненный путь духовного писателя.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Предстоятели Русской Церкви Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; †1533) Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 290 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года «Варлаам взят на Москву на Симоново» 291 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты. Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во глава с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 292 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 293 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 294 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 295 , во Владимирском уезде 296 , Коломенском уезде 297 , на Белоозере 298 и Переславском 299 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 300 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 301 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 302 , который освящал Митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf 04 декабря 2012 г. Деятельность второго Первосвятителя Русской Церкви XVI века мало изучена в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV века. Он “был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря” 1 . Подвизаясь на Белоозере, будущий Митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сор­ским (†1508; память 7 мая). В 1506 году Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником по Симонову монастырю в 1506–1511 годах стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен Митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 года “Вар­ла­ам взят на Москву на Симоново” 2 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 году, вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с Митрополитом Симоном в ходатайстве пред Московским Великим князем за К. И. Острожского 3 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности “Фео­до­сей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы” 4 , то есть дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 5 . 27 апреля 1507 года Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 6 , во Владимирском уезде 7 , Коломенском уезде 8 , на Белоозере 9 и Переславском 10 . В 1510 году Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 11 . Еще одну жалованную грамоту Васи­лий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 12 . В 1510 году в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы “при архимандритстве Варламове” 13 , который освящал Митрополит Симон. За год до своего избрания на Митрополичью кафедру он сопровождал Великого князя Василия III во время похода при покорении Пскова. “В лето 7018. Поехал князь Великии в свою вотчину, в Великий Новгород, а с ним брат его меншеи, князь Андреи Ивановичь, да Петр царевичь да владыка Коломенскии Митрофан да архимандрит Симоновскии Варлам” 14 . Во время пребывания в Новгороде епископ Митрофан дал благословение на освящение храма в Александро-Свирском монастыре.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

07 августа 2012 г. Епископ Суздальский Трифон, впоследствии архиепископ Полоцкий Епископ Суздальский Афанасий, впоследствии архиепископ Полоцкий     История русской иерархии еще не написана, биографические справочники еще не созданы, хотя, несомненно, различные публикации в этой области имеются и ее необходимо развивать далее. Это большое поле научной деятельности, причем не для одного исследователя. Как некоторый вклад в решение этих задач церковно-исторической науки ниже предлагаются два очерка о двух иерархах, рукоположенных святителем Макарием (†1563; пам. 30 дек.). Епископ Трифон был постриженником обители преподобного Иосифа Волоцкого , а владыка Афанасий – Кирилло-Белозерской. В их жизненных путях есть много общего; один сменил другого на Суздальской кафедре, а позднее – на Полоцкой. Но следует отметить, что смены архиерейских кафедр в Древней Руси нехарактерны, как и призвание к служению иерархов, пребывающих на покое. Время их архиерейства приходится на конец первосвятительства Митрополита Макария и первые годы после него, когда в стране началась опричнина, острее стали сказываться тяготы Ливонской войны. Епископ Суздальский Трифон, впоследствии архиепископ Полоцкий После кончины епископа Суздальского Ионы (Собины; 1544–1548) его преемником был избран настоятель Симонова монастыря архимандрит Трифон (Ступишин) 1 . Имя его матери – инокиня Антонида 2 , отца – инок Вассиан (Ступишин); он подвизался вместе со своим сыном в обители преподобного Иосифа Волоцкого (†1515; пам. 9 сент.). Епископ Рязанский Леонид в послании царю Феодору Иоанновичу (1584–1598) называет иерархов-постриженников Волоколамской обители; среди них – Полоцкий архиепископ Трифон 3 . До своего архиерейства он был недолгое время настоятелем Никольского монастыря (1542–1544) 4 , основанного преподобным Мефодием Песношским (†1392; пам. 14 июня). Самая ранняя известная грамота Митрополита Макария была дана им при игумене Трифоне Песношскому монастырю о пошлинах с приписных к обители сельских храмов 5 . После недолгого пребывания на Песноши он был переведен в Симонову обитель (1544–1549) 6 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Скачать epub pdf 02 февраля 2012 г. В святцах Православной Церкви нередки случаи, когда имя одного подвижника неотделимо от имени другого, – настолько они взаимосвязаны в своих духовных подвигах. Эта особенность в почитании Божиих угодников была отмечена известным русским богословом священником Павлом Флоренским. Он говорит: “Собранность двух или трех во имя Христово, со-вхождение людей в таинственную духовную атмосферу около Христа, приобщение Его благодатной силы претворяет их в новую духовную сущность, делает из двух частицу Тела Христова, живое воплощение Церкви (- Имя Христово есть мистическая Церковь ! -), воцерковляет их” 1 . В другом месте он продолжает: “Мистическое единство двух есть условие bIдehuя и, значит, – явления, дающего это видение Духа Истины. Вместе с подчиненностью твари внутренним законам, данным ей Богом, и полнотою целомудрия, оно соответствует пришествию Царства Божия (- то есть Духа Святого -) и одухотворению всей твари” 2 . Высказывание о двоичности можно встретить в ветхозаветной книге Екклесиаста, или Проповедника: “Двоим лучше, нежели одному; потому что у них есть доброе вознаграждение в труде их: ибо если упадет один, то другой поднимет товарища своего. Но горе одному, когда упадет, а другого нет, который поднял бы его. Также, если лежат двое, то тепло им; а одному как согреться? И если станет преодолевать кто-либо одного, то двое устоят против него: и нитка, втрое скрученная, нескоро порвется” ( Еккл 4:9–12 ). Отец Павел указал некоторые духоносные пары: “апп. Петр и Иоанн, апп. Петр и Павел, свв. Косма и Дамиан, свв. Кир и Иоанн, свв. Пантелеимон и Ермолай, свв. Самсон и Диомид (Диомофей), свв. Трифон и Фалалей (Далалей), свв. Муций и Аникита” 3 . Этот перечень можно продолжить именами последующих святых, подвизавшихся в различных местах Православного мира. Близки и дороги всему славянскому миру просветители – равноапостольные братья Кирилл и Мефодий. Из отечественных святых среди тех случаев, когда имя одного неотделимо от другого, можно назвать первых русских угодников: благоверных страстотерпцев сыновей князя Владимира – Бориса и Глеба; родоначальников русского монашества преподобных Антония и Феодосия; Валаамских подвижников Сергия и Германа; Радонежских и всея России чудотворцев преподобных Сергия и Никона; пустынножителей Соловецкого острова Зосимы и Савватия; блаженных Иоанна и Прокопия Устюжских; преподобных Ефрема и Аркадия Новоторжских; Трифона и Прокопия Вятских; Иоанна и Лонгина Яренгских, Вассиана и Иону Пертоминских, Авксентия и Онуфрия Вологодских, Амфилохия и Дионисия Глушицких. В Новгороде известна почитаемая двоица святителей Иоанна и Никиты.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВАССИАН (ВЕРЕТЕННИКОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г. Фотография с сайта pravenc.ru Вассиан [Василий] (Веретенников) , ( 1877 - 1937 ), единоверческий епископ Саткинский и Керженский . В миру Иван Фёдорович Веретенников, родился 24 августа 1877 года в с. Мариинское Горбатовского уезда Нижегородской губернии в крестьянской единоверческой семье. Получил домашнее образование. 6 июля 1893 года поступил вольнонаёмным псаломщиком в Богоявленскую единоверческую церковь в селе Павлово Горбатовского уезда Нижегородской губернии (ныне г. Павлово Нижегородской области), 2 марта 1904 года определён исправляющим должность псаломщика, 27 сентября следующего года утвержден штатным псаломщиком в той же церкви и принят в духовное звание. 25 октября 1906 года назначен также учителем пения при единоверческой церковноприходской школе в Павлове. 13 апреля 1910 года принят в Ярославскую епархию на священническую вакансию к устроенной в 1910 году в деревне Рудлево Даниловского уезда Ярославской губернии единоверческой церкви. 13 июня того же года рукоположен во диакона епископом Рыбинским Сильвестром (Братановским) , 15 июня - во иерея . Во время своего служения в рудлевском храме принимал участие в миссионерских крестных ходах с чудотворной иконой прп. Анны Кашинской . В 1912 году был участником 1-го Всероссийского съезда единоверцев. Овдовев, в 1913 году принял монашеский постриг с именем, видимо, в честь прп. Вассиана Константинопольского , в некоторых древних месяцесловах названного Василием. Служил на приходе. Время конца служения в Ярославской епархии неизвестно, место и подробности служения до 1926 г. неизвестны 20 сентября 1926 года рукоположен во единоверческого епископа Саткинского , по некоторым сведениям, хиротонию возглавил епископ Андрей (Ухтомский) . Прибыл на кафедру в октябре 1926 года.

http://drevo-info.ru/articles/19607.html

В Московских Духовных школах прошел традиционный годичный акт Сергиев Посад, 17 октября 2006 г . 14 октября Русская Православная Церковь торжественно отмечает праздник Покрова Пресвятой Богородицы, являющийся престольным праздником Московских Духовных школ, находящихся под особым Покровом Божьей Матери. В этом году праздничную Божественную литургию в Покровском академическом храме возглавил митрополит Калужский и Боровский Климент, управляющий делами Московской Патриархии. Ему сослужили: архиепископ Верейский Евгений, ректор МДАиС; епископы Якутский и Ленский Зосима; Моравичский Антоний; Кемеровский и Новокузнецкий Аристарх; архимандрит Закхей, представитель Православной Церкви в Америке при Московском Патриархе; архимандрит Евлогий, ректор Одесской Духовной семинарии; протоиерей Владимир Чувикин, ректор Перервинской Духовной семинарии; представители других духовных школ Русской Церкви, а также многочисленное академическое духовенство. Во время Малого входа церковными наградами были отмечены клирики Московской Духовной академии: проректор по воспитательной работе игумен Вассиан (Змеев) награжден правом ношения палицы, иерей Максим Кравченко – правом ношения наперсного креста, иеромонах Дионисий (Шленов) возведен в сан игумена. Также накануне праздника регент 2-го Академического хора иеромонах Лазарь (Гнатив) был удостоен сана игумена. После окончания Божественной литургии митрополит Климент приветствовал ректора, профессорско-преподавательскую корпорацию, студенчество и всех молящихся с праздником. Владыка Климент передал учащим и учащимся Московских Духовных школ Первосвятительское благословение Предстоятеля Русской Праволавной Церкви, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, после чего обратился к присутствовавшим со словом назидания. Затем в Большом актовом зале Академии был открыт торжественный Годичный акт, на котором традиционно подводятся итоги деятельности Духовных школ в прошедшем учебном году. Поздравительное послание Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II огласил митрополит Климент. С приветственным словом к собравшимся обратился председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, ректор МДАиС архиепископ Верейский Евгений. Научно-богословскую деятельность академии за истекший год осветил в своем докладе проректор по учебной работе М. С. Иванов. В связи с 450-летием кончины выдающегося подвижника и ученого 16 века – преп. Максима Грека, актовая речь профессора МДА архимандрита Макария (Веретенникова) была посвящена деятельности этого замечательного святого, ставшего связующим звеном между Элладой и Русью, Афоном и Троице- Сергиевой Лаврой.

http://pravoslavie.ru/18868.html

Гостевая книга [  добавить сообщение  ] Страницы: 2007-02-15 21:09 Мегалис У вас в разделе старостильников-матфеитов (группа Кирика) неверная информация: в частности об о.Андрее Сидневе. Он был рукоположен в 1997 году в Греции и там же с тех пор и служит. —— В Калуге общины не было? Благодарю за информацию. 2007-02-15 16:13 иерм. Мануил Он служил на приходах в Русинской (Питтсбургской) митрополии в США в штатах Коннектитут и других как приходской священник. Потом проживал на покое. Был похоронен по епископскому чину. 2007-02-13 20:28 иерм. Мануил А к подразделу " Титулярные Епископы русского восточного обряда " о Русской ГКЦ можете еще добавить Николай (Автономов), архиепископ Ратиарийский (06.10.1945-1947), ум. 13.08.1979 в Санкт-Питерсбург, Флорида, США —— А почему только до 1947? Что он делал еще 30 дет? Просто жил на покое или же служил? 2007-02-13 20:22 иерм. Мануил 06.02.2007 аеп. Львовский УАПЦ Макарий (Малетич) возобновил сопричастие с митр. Мефодием (Кудряковым) (смотрите: http://www.risu.org.ua/ukr/news/article;14128/) —— За подобными новостными лентами регулярно слежу, широко известных новостей не пропускаю. 2007-02-06 15:39 Ростовец Все подробности о еп. Симоне (Шлееве) есть в недавно вышедшем двухтомнике Зиминой. Там и о настоятелях Никольской церкви в СПб. Кажется, насколько помню, последним настоятелем там был о. Алексий Шеляпин. В список единоверческих епископов также следует добавить Иова (Рогожина) Вольского, потом Мстерского и Петра (Гасилова), бывшего некоторое время Саткинским, а потом новообрядческим на разных епархиях. Более-менее полную информацию о них можно найти в сети, используя поисковую систему Яндекс. Кроме того есть сомнения, что епископ Руфин (Брехов) был епископом единоверческим. Он был " андреевец " , а у них была практика служить и так и сяк. Точно известно, что с 1925 г. и до ареста в 1928 г. он служил в Сатке в " ветлужской " церкви. А с 1926 г. и, по крайней мере, до 1936 г. единоверческим Саткинским епископом был Вассиан (Веретенников). Получается два епископа в одном городе.

http://hierarchy.religare.ru/guestbook-p...

Под управлением еп. Павла в 1922 г. находилось 20 единоверческих приходов в Нижегородской губ. и единоверческий Керженский Благовещенский жен. мон-рь. По мнению исследователей, Керженский епископ хотел объединить под своей властью все российские единоверческие приходы; впосл. еп. Павел писал, что патриарх Тихон не видел препятствий для подобных планов. Еп. Павел стал одним из организаторов и активных участников Всероссийского съезда единоверцев в Н. Новгороде (1928), в работе к-рого были заняты еще 2 единоверческих архиерея: Амвросий (Сосновцев), еп. Мстёрский, вик. Владимирской епархии, и Вассиан (Веретенников) , еп. Саткинский, вик. Уфимской епархии. 20 февр. 1924 г. в ведение еп. Павла поступили все единоверческие приходы Нижегородской епархии, Никольский единоверческий собор в Ленинграде и ряд др. единоверческих храмов. 10 авг. 1924 г. патриарх Тихон принял определение о юрисдикции единоверческого Керженского епископа; одновременно был издан указ на имя еп. Павла о том, что ему поручается «управление единоверческими приходами, которые к нему обратятся, то есть не только приходы Нижегородской епархии могут входить в Керженскую епископию, но и любые другие единоверческие» (цит. по: Святители земли Нижегородской. 2003. С. 445-446). Вскоре полномочия еп. Павла признали единоверческие приходы в Тюмени, в Златоусте и в др. местах. В Москве во время работы собора старообрядцев белокриницкого согласия (см. Белокриницкая иерархия ) с 5 по 14 сент. 1927 г. его участник А. А. Селезнёв по поручению священноначалия встречался с еп. Павлом по вопросу объединения 2 юрисдикций. Еп. Павел поддержал «Декларацию» 1927 г. После присоединения священнослужителей Никольского собора и неск. других единоверческих храмов Ленинграда к митр. Иосифу (Петровых) Керженский архиерей отправил послание настоятелю ленинградской единоверческой Сретенской ц. на Волковом кладбище прот. Иоанну Крючкову с увещеванием отделившихся от митр. Сергия. Послание было оглашено в единоверческих храмах Ленинграда в нач. 1929 г.

http://pravenc.ru/text/1684227.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВАССИАН [Василий] (Веретенников Иван Федорович; 7.09(24.08?).1877, дер. Таремская (Мариинская?) Горбатовского у. Нижегородской губ.- 3.11(31.10?).1937, Новосибирская обл.), единоверческий еп. Саткинский и Керженский (см. ст. Единоверие ). Из крестьянской единоверческой семьи. 6 июля 1893 г. поступил вольнонаемным псаломщиком в Богоявленскую единоверческую ц. в с. Павлово Горбатовского у. Нижегородской губ. (ныне г. Павлово Нижегородской обл.), 2 марта 1904 г. определен исправляющим должность псаломщика, 27 сент. следующего года утвержден штатным псаломщиком в той же церкви и принят в духовное звание, 25 окт. 1906 г. назначен также учителем пения при единоверческой церковноприходской школе в Павлове. 13 апр. 1910 г. принят в Ярославскую епархию на священническую вакансию к устроенной в 1910 г. в дер. Рудлево Даниловского у. Ярославской губ. единоверческой церкви. 13 июня Рыбинским еп. Сильвестром (Братановским) рукоположен во диакона, 15 июня - во иерея. Во время своего служения в рудлевском храме принимал участие в миссионерских крестных ходах с чудотворной иконой прп. Анны Кашинской. В 1912 г. был участником 1-го Всероссийского съезда единоверцев. Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г. Вассиан (Веретенников), единоверческий еп. Саткинский. Фотография. 1929 г. Овдовев, в 1913 г. принял монашеский постриг с именем, видимо, в честь прп. Вассиана К-польского, в нек-рых древних месяцесловах названного Василием. В. служил на приходе. 20 сент. 1926 г. рукоположен во единоверческого епископа Саткинского, по нек-рым сведениям, хиротонию возглавил Томский еп. Андрей (Ухтомский) . Прибыл на кафедру в окт. 1926 г. 5 мая 1931 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий (Страгородский) письменно подтвердил, что В. находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В сер. 30-х гг. Саткинская и Керженская кафедра была первенствующей среди единоверцев, В. управлял всеми единоверческими приходами на территории СССР; архиерея почитали за праведную жизнь, мудрость и дар утешения.

http://pravenc.ru/text/149877.html

  001     002    003    004    005    006    007    008