П. Б. м. стал первым известным рус. мон-рем, занимавшимся социальной благотворительной деятельностью ( Кириллин. 2015. С. 48). Архиеп. Вассиан II (Санин) отмечал, что прп. Пафнутий особое внимание уделял милостыне и во время голода «всех окрестных препита, яко до тысящи на всяк день и множе собиратися, и ничто же остави в обители» ( Кадлубовский. 1899. С. 141). Духовный авторитет прп. Пафнутия и строгая иноческая жизнь братии сделали П. Б. м. известным и почитаемым. Великие и удельные князья, а также члены их семей высоко чтили игумена, приезжали к нему для исповеди и духовного окормления. Мон-рь посещали вел. княгини Московские Мария Ярославна и София (Зоя) Палеолог, верейский кн. Михаил Андреевич и дмитровский кн. Юрий Васильевич. В апр. 1477 г. Иоанн III Васильевич дважды посылал гонцов к Пафнутию с грамотами и золотыми деньгами. 1477-1922 гг. 1 мая 1477 г. скончался прп. Пафнутий, не оставивший завещания о назначении преемника ( Иосиф (Королёв). Настоятельство. 2019. С. 89-92). По воле Иоанна III Васильевича и «умолением братии» настоятелем П. Б. м. стал прп. Иосиф (Санин) Волоцкий ( Досифей (Топорков). 1865. С. 168). Вскоре у нового игумена возник конфликт с вел. князем Московским из-за «монастырских сирот» (крестьян), к-рые оказались «иные проданы, а иные биты, а иных в холопи емлют» (Послания. 1959. С. 144). Для решения этого вопроса Иосиф лично ездил в Москву, но ничего не добился. После этого он покинул П. Б. м. с целью посещения рус. мон-рей, при этом авторы его Жития называли причиной оставления им обители отказ братии принять введенный им строгий общежительный устав. После ухода Иосифа братия обратилась к Иоанну III Васильевичу с просьбой назначить им нового игумена, однако вел. князь Московский ответил: «Нет вам игумена, опричь Иосифа» - и повелел его искать (Житие и пребывание. 1868. Стб. 464). Иосиф ненадолго возвратился, но в мае 1479 г. оставил П. Б. м. уже насовсем. В кон. XV - нач. XVI в. обитель превратилась в крупнейший центр подвижничества и просветительства на Руси ( Макарий (Веретенников). 1986. С. 69). После смерти прп. Пафнутия в великокняжеской семье продолжалось почитание боровского подвижника и его мон-ря. В глазах современников рождение в 1530 г. Иоанна IV Васильевича Грозного связывалось в т. ч. с молитвой и предстательством прп. Пафнутия. 8 дек. 1542 г. вел. кн. Московский Иоанн IV Васильевич приезжал на богомолье в П. Б. м. со своим братом, угличским кн. Юрием Васильевичем Глухим, и с двоюродным братом, старицким кн. Владимиром Андреевичем (ПСРЛ. Т. 29. С. 44). В 1544 г. обитель посетил ее постриженик митр. Московский и всея Руси свт. Макарий (Там же. С. 45).

http://pravenc.ru/text/2579798.html

Сохранилось неск. сборников, написанных частично или полностью В. К. и включающих в себя его сочинения: хранящиеся в ГИМ - Син. 927. Епарх. 114, 231, 258 (сб. 258 полностью переписан В. К.), 419; хранящиеся в РГБ (все полностью переписаны В. К.) - Ф. 113. 511, 517, 530; Ф. 178. 1257. Как и мн. др. постриженики Иосифо-Волоколамского мон-ря, В. К. активно занимался сбором и перепиской произведений, созданных в стенах этой обители, особенно много их в рукописях РГБ. Ф. 178. 1257 и ГИМ. Син. 927. В. К. переписал Волоколамский Патерик и дополнил его собственным сочинением - Житием прп. Фотия, его рукой переписаны «Преподобнаго Иосифа игумена... от слова 11 духовныя грамоты, яко подобает настоятелю учити и наказывати сущих под ним», «Слово кратко», посвященное борьбе между сторонниками и противниками церковного землевладения, статья «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян», житие прп. Кассиана Босого , наставника прп. Фотия, «Повесть» о прп. Пафнутии Боровском и др. Точно установлено авторство В. К. в отношении 2 произведений. Во 2-й пол. 50-х - нач. 60-х гг. он написал житие прп. Фотия Волоколамского, основанное на рассказах о старце его учеников Феодосия Луковниковского и Исаии Ртищева, к-рых В. К. расспрашивал «незадолго время до преставления» прп. Фотия (святой скончался 9 марта 1554). О последних часах жизни преподобного после его кончины В. К. рассказал Исаия. Незадолго до своей смерти В. К. создал слово «О преставлении святого епископа Тверского Акакия и о житии его вкратце» (сохранилось в списке посл. трети XVI в.- РНБ. Погод. 1564. Л. 52-56 об.). По мнению архим. Макария (Веретенникова) , прямая речь, к-рую В. К. в изобилии приводит в слове, «с большой долей вероятности передает подлинные слова А. и правдиво описывает повседневную жизнь и благочестие святителя» (ПЭ. Т. 1. С. 363). В научной лит-ре В. К. приписывают авторство азбуковника ( Будовниц. С. 9, 37; Древнерус. патерики. С. 337 и др.), Жития прп. Кассиана Босого ( Ключевский. С. 295; Древнерус. патерики. С. 337-339), статьи «О вражде старцев Кирилло-Белозерского монастыря на иосифлян» ( Строев. Библиологич. словарь. С. 44-45; Филарет (Гумилевский). Обзор. Кн. 1. С. 213 и др.). Однако авторство В. К. в отношении данных текстов не может считаться окончательно доказанным.

http://pravenc.ru/text/149895.html

В 1927 г. в связи с арестом еп. Амвросия на Мстёрскую кафедру был переведен викарий Донской епархии Усть-Медведицкий еп. Иов (Рогожин). В Мстёре он жил сначала на Б. Миллионной, затем на Кузнецкой ул. 17 февр. 1930 г. был арестован. 21 июня того же года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Ивановской промышленной обл. по обвинению в «антисоветской деятельности» приговорен к 3 годам ссылки в Северный край. Скончался в заключении 20 апр. 1933 г. 22 дек. 1933 г. указом заместителя патриаршего местоблюстителя Горьковского митр. Сергия (Страгородского) викарию Уфимской епархии единоверческому Саткинскому еп. Вассиану (Веретенникову) было поручено управлять «Керженской и Мстёрской епархиями». Т. о., в его ведение передавались все единоверческие приходы РПЦ. 2 марта 1936 г. еп. Вассиан был арестован сотрудниками Саткинского райотдела Полномочного представительства ОГПУ по Уралу на основании доноса диакона и неск. прихожан единоверческой церкви. В доносе еп. Вассиан обвинялся в том, что «иногда допускал нелицеприятные слова, направленные против бесчеловечной политики советской власти». Помимо «антисоветской агитации» архиерей был обвинен в авторстве и распространении послания, в к-ром говорилось о воцарении в России антихриста через установление советской власти. Послание распространилось среди верующих в нач. 1935 г. (Архив УФСБ по Свердловской обл. Д. 33900-П. 2 т.). Доказательств «антисоветской контрреволюционной деятельности» еп. Вассиана следствие не обнаружило. Однако в апр. 1936 г. епископ частично признал вину и был приговорен к 10 годам тюремного заключения за создание «контрреволюционной сектантской организации «воинствующих христиан», занимающейся распространением контрреволюционных листовок среди верующих и ведением контрреволюционной агитации против советской власти», и руководство ею. Архиерей отбывал наказание в Сибирском ИТЛ (Сиблаг) НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская обл.). Осенью 1937 г. в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага он был вновь арестован и 31 окт. (по др. данным, в нояб.) того же года расстрелян.

http://pravenc.ru/text/2564274.html

На основании доноса диакона и неск. прихожан единоверческой церкви о том, что в проповедях В. «иногда допускал нелицеприятные слова, направленные против бесчеловечной политики советской власти», 2 марта 1936 г. епископ был арестован сотрудниками Саткинского райотдела ПП ОГПУ по Уралу (одновременно были арестованы 11 старообрядческих наставников). Помимо «антисоветской агитации» В. был обвинен в авторстве и распространении «Послания Господня», в к-ром говорилось о воцарении в России антихриста через установление советской власти; «Послание» появилось среди уральских старообрядцев в нач. 1935 г. Бесспорных доказательств «антисоветской контрреволюционной деятельности» В. следствие не обнаружило. Однако в ходе работы специальной коллегии Челябинского обл. суда 21-22 апр. 1936 г. В. частично признал свою вину и был приговорен за организацию и руководство «контрреволюционной сектантской организацией «воинствующих христиан», занимающейся распространением контрреволюционных листовок среди верующих и ведением контрреволюционной агитации против советской власти» к 10 годам тюремного заключения. После 5 июня 1936 г. архиерея для отбытия наказания направили в Сиблаг НКВД СССР (Западно-Сибирский край, затем Новосибирская обл.). В. вновь был арестован в Орлово-Розовском отдельном лагерном пункте Сиблага на основании заключения местного следователя от 28 сент. 1937 г.: «З/к Веретенников Иван Федорович достаточно изобличается в том, что, находясь в подконвойном лагере, среди заключенных проводил антисоветскую агитацию, являясь членом контрреволюционной группы, ставившей целью подрыв авторитета советской власти». Следствие «выявило» в лагере «контрреволюционную фашистскую нацдемовскую организацию», состоявшую из 22 заключенных (почти все они работали на одной из местных свиноферм). Никто из заключенных виновным себя не признал. 18 заключенных, в т. ч. В., были расстреляны по постановлению тройки УНКВД по Новосибирской обл. от 28 окт. 1937 г. Постановлением президиума Кемеровского обл. суда от 29 авг. 1960 г. постановление тройки УНКВД по Новосибирской обл. в отношении Веретенникова И. Ф. было отменено за отсутствием состава преступления. Постановлением Президиума Верховного суда РСФСР от 16 июня 1965 г. он был полностью реабилитирован по делу 1936 г. «за отсутствием состава преступления».

http://pravenc.ru/text/149877.html

В день наречения, то есть 26 февраля, которое литургические памятники называют также “благовестием”, или в один из ближайших дней был совершен Чин целования, когда новоизбранный “представлялся Митрополиту и епископам избирателям”9. Наконец, 4 марта в третью неделю Великого Поста, то есть Крестопоклонную, в Успенском Кремлевском соборе была совер- Святитель Макарий Митрополит Московский. Гобелен. 2000 г. шена святительская хиротония. Божественной Литургии предшествовал Чин малого знамения, главная часть которого представляет Исповедание православной веры новопоставляемым10. Во время Литургии на Трисвятом был рукоположен новый иерарх Русской Церкви. Отличительной особенностью Новгородского владыки в то время был белый клобук, который был возложен на него. Несомненно, что из всех ставленников-архиереев Митрополита Даниила святитель Макарий был наиболее известен в истории11. Летописи не называют архиереев-участников хиротонии, но возглавил ее Всероссийский Митрополит Даниил, возведший за три года до этого святителя Макария во все духовные степени, начиная со чтеца и до архимандрита. Все это характеризует и личные взаимоотношения этих двух иерархов, а также тесные связи монастырей преподобных Пафнутия Боровского и Иосифа Волоцкого. На основании справочного труда П. Строева можно говорить, что участниками хиротонии могли быть епископ Рязанский и Муромский Иона (1522–1547; поставлен в 1522 году из архимандритов Новгородского Юрьева монастыря), епископ Тверской и Кашинский Акакий (1522–1567), епископ Смоленский Иосиф (1515–1532), епископ Суздальский и Тарусский Геннадий (1517–1531), епископ Вологодский Алексий (1525–1543), епископ Коломенский Вассиан (Топорков; 1525–1542), епископ Сарский и Подонский Досифей (Забела; 1508–1544)12. Но вероятно, что съехались в Москву не все и неприехавшие иерархи прислали свои повольные грамоты. В древности особо чтилось празднование дня, в который совершилось какое-либо знаменательное событие13. Знаменательно, что из Макарьевской иконописной мастерской сохранилась икона “Герасим, иже на Иордане со лвом”14, в день памяти которого была совершена архиерейская хиротония Святителя.

http://pravmir.ru/arhimandrit-makariy-ve...

Д. стал верным сподвижником митр. Даниила. Известно послание Даниила Д., написанное «любви ради и спасения». Митрополит обращается к Крутицкому епископу со словами назидания, чтобы устранить возникшее недоразумение: «Мы же, враждующеся и роптающе, како не соблазним мьногих» (см.: Дружинин. С. 66-67; Макарий (Веретенников). С. 121-122). В 1522 г. Д. вместе с др. архиереями участвовал в составлении крестоцеловальных записей, где ручался в верной службе государю за кн. В. В. Шуйского (СГГД. Ч. 1. С. 414-415. 149; ДРВ. М., 1788. Ч. 3. С. 26), в февр. 1525 г.- за кн. И. М. Воротынского (СГГД. Ч. 1. С. 425-427. 154), 5 февр. 1531 г.- за кн. Ф. М. Мстиславского (Там же. С. 439-443. 159; ДРВ. Ч. 3. С. 74-83). Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 25) Митр. Даниил, епископы Вассиан (Топорков) и Досифей (Забела) посещают больного вел. кн. Василия III в. с. Воробьеве. Миниатюра из Лицевого летописнго свода. 70-е гг. XVI в. (ГИМ. Син. 149. Л. 25) Важной проблемой этого времени являлся вопрос о наследнике московского престола, поскольку вел. кн. Василий III был бездетен. События тех лет описаны в «Выписи о втором браке Василия III» (по мнению Зимина, составлена в нач. XVII в.: Зимин А. А. Выпись о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1976. Т. 30. С. 135). После отказа вост. патриархов разрешить Василию III вступление во 2-й брак при жизни вел. кнг. Соломонии (см. София Суздальская , прп.) государь «для кручины своей» отправился в Александрову слободу, где велел быть «Досифею, епископу Сарскому и Подонскому, да с ним архимандриту Ионе Михалова Чуда на согласие» (Там же. С. 145). Перед вступлением государя в брак с Еленой Васильевной Глинской митр. Даниил собирал «преосвященный сонм», к-рый утвердил вел. князя в его намерении ( Бегунов Ю. К. Повесть о втором браке Василия III//ТОДРЛ. 1970. Т. 25. С. 118; автор называет Д. в числе возможных авторов «Повести...»).

http://pravenc.ru/text/180333.html

Ч. 5. С. 290). 3 янв. 1923 г. во единоверческого епископа Саткинского в Уфимской епархии был хиротонисан Петр (Гасилов) . В февр. 1924 г. он был перемещен на неединоверческое Осинское вик-ство Пермской епархии, с 1934 г. являлся правящим епископом Сызранским. 27 янв. 1923 г. состоялась хиротония Иринея (Шульмина) во единоверческого епископа Кушвинского в Екатеринбургской епархии, хиротонию возглавил Уфимский архиеп. Андрей (Ухтомский). В нояб. того же года еп. Ириней был переведен на неединоверческое Мензелинское викариатство , позднее занимал ряд викарных и самостоятельных кафедр. По-видимому, последним каноническим единоверческим архиереем стал Саткинский еп. Вассиан (Веретенников) , хиротонисанный 20 сент. 1926 г. 5 мая 1931 г. Заместитель Патриаршего Местоблюстителя митр. Сергий письменно подтвердил, что еп. Вассиан находится в каноническом общении с Московской Патриархией. В середине 30-х гг. с титулом «епископ Саткинский и Керженский» Вассиан окормлял все оставшиеся российские единоверческие приходы, в 1936 г. был арестован, в 1937 г. расстрелян. 11 марта 1937 г. Патриарший Местоблюститель митр. Сергий постановил вслед. отсутствия (ареста) еп. Вассиана «управление единоверческими приходами в каждой епархии впредь до новых распоряжений передать местным архипастырям на общем основании» ( Мазырин А., диак. К истории высшего управления Русской Православной Церкви в 1935-1937 гг.//XVI Ежегодная богосл. конф. ПСТГУ. М., 2006. Т. 1. С. 171). Значительную роль в Е. в 20-х гг. XX в. играл архиеп. Уфимский и Мензелинский Андрей (Ухтомский), ревнитель церковного единства и воссоединения со старообрядцами. Являясь Уфимским архиереем, он в 1919 г. был избран единоверцами на Саткинскую кафедру, к-рую замещал одно время вместе с Уфимской. Распространенные в лит-ре сведения о якобы имевшем место переходе архиерея в старообрядчество опровергаются записками архиеп. Андрея (в форме письма митр. Сергию (Страгородскому)), в к-рых он убеждает адресата в желательности соединения со старообрядцами и категорически отрицает свое присоединение к ним ( Андрей (Ухтомский), архиеп.

http://pravenc.ru/text/Единоверие.html

Вассиан (Веретенников) 20.09.1926 хирот. во еп. Саткинского; с марта 1937 г. епархией не управ.; † 14.11.1938. Вассиан (Пятницкий) 8.08.1921 хирот. во еп. Егорьевского, вик. Московской епархии; с 8.04.1923 на покое; с 1925 г. в григорианском расколе; принес покаяние и с 22.06.1927 еп. Козловский; с 9.04.1930 архиеп. Тамбовский и Шацкий; 20.02.1936 арестован; † 27.12.1940 в ссылке. Венедикт (Алентов) 7.03.1921 хирот. во еп. Вяземского, вик. Смоленской епархии; с 1927 г. епархией не управ.; с 22.09.1934 еп. Арзамасский, вик. Нижегородской епархии; с 12.03.1935 еп. Рыбинский, вик. Ярославской епархии; с 20.02.1936 еп. Тамбовский и Мичуринский; с 1936 г. в сане архиепископа; с 1937 г. епархией не управ.; расстрелян в 1937 г. Венедикт (Бобковский) 17.03.1941 хирот. во еп. Брестского, вик. Гродненской епархии; перешел в Белорусскую «автокефальную» Церковь ; с апр. 1942 г. архиеп. Гродненский и Белостокский; с 1944 г. в эмиграции в Германии; † 3.09.1951. Венедикт (Плотников) 15.08.1920 хирот. во еп. Кронштадтского, вик. Петроградской епархии; с 18.12.1925 епархией не управ.; с 1931 г. управ. Вологодской епархией; с 4.04.1933 в сане архиепископа; с 16.06.1933 архиеп. Вологодский; с 5.10.1933 архиеп. Новгородский; с авг. 1936 г. на покое; с 20.12.1936 архиеп. Казанский и Свияжский; с февр. 1937 г. епархией не управ.; с 23.05.1937 на покое; расстрелян осенью 1937 г. Венедикт (Пляскин) 30.01.1946 хирот. во еп. Хабаровского и Владивостокского; с 10.07.1947 на покое; с 3.06.1948 еп. Петрозаводский и Олонецкий; с 4.03.1949 на покое; в 1956 г. и 1961–1962 управ. Омской епархией; с 13.06.1962 на покое; † 30.04.1976. Венедикт (Поляков) 18.02.1947 хирот. во еп. Кишиневского и Молдавского; с 3.06.1948 еп. Ивановский и Кинешемский; с 25.02.1953 в сане архиепископа; с 23.07.1956 архиеп. Житомирский и Овручский; с 8.09.1958 на покое; † дек. 1963 г. Вениамин (Воскресенский) в 1921 г. хирот. во еп. Романовского, вик. Ярославской епархии; с 1927 г. еп. Рыбинский, вик. Ярославской епархии; с 1930 г. еп. Тутаевский, вик. Ярославской епархии; † 5.10.1932 в заключении.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Вернувшийся ранее из ссылки и поселившийся в Симоновом монастыре князь-инок Вассиан (Патрикеев) продолжал общаться с митрополитом Варлаамом. В 1515–1517 гг. он работает над составлением новой редакции Кормчей книги. Из записи в книге явствует, что на ее составление он брал благословение у митрополита Варлаама и священного Собора. «Сиа книга списана по благословению господина нашего Варлаама, митрополита всеа Русии, в лете 7025-го, месяца мая, 27 день. А писана с Симановских правил да с другово списка с правил архиепископа Васиана Ростовсьскаго, что вывез из Святой Горы Сава Савинскаго монастыря, что в Твери» (РГАДА. Ф. 181. 1597. Л. З) 174 . Составителю предписывалось из Кормчей книги «ничего не выставливати», однако данного указания он не выполнил, проводя в Кормчей свои взгляды на церковные владения. Таким образом, после Собора 1503 г. вопрос о монастырских вотчинах получает отзвуки в древнерусской письменности. В послании В.А. Челяднину преподобный Иосиф Волоцкий сообщал о поносных речах князя-инока Вассиана в адрес волоколамских монахов, которые он произносил в митрополичьих палатах 175 . Несомненно, митрополит Варлаам знал и о его письменных трудах, направленных против преподобного Иосифа. В последующее время, при митрополите Данииле (1522–1539), инок Вассиан был соборне осужден и сослан в Иосифо-Волоколамский монастырь 176 . В 1518 г. в Москву прибыло большое посольство с Афона и Константинополя во главе с митрополитом Григорием Зихновским, в составе которого находился преподобный Максим Грек († 1556; пам. 21 янв.). Великий князь расположил прибывшее посольство в Чудовом монастыре. «Такоже и Прьвосвятитель Варлам митрополит всеа Русии к Григорию митрополиту града Жыхна и к старцем Святыя Горы великую любовь и честь показуяше, и к себе призывая, и с ними чясто беседуяше о божественных словесех духовных» 177 . Константинопольский патриарх Феолипт прислал послание митрополиту Варлааму о милостыне. «Того ради к тебе посылаем, аки от нас, священнейшаго митрополита Зихновскаго, честнейшаго и место имеющего Ангирьския Церкви, о Святем Дусе възлюбленнаго брата и съслужебника нашего смирения господина Григория с ними же посылаем твоему Священнейшеству великаго мира и мощей святых» 178 .

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Господа священноначалники повелели вдовцем чистым дияконом причащатися во всем сану, а попом вдовым чистым причащатися во единой патрахели. Господа! Разсудите сами, достоит ли попу чисту и нескверну, отдав дух свой Богови, во едином патрахели погребену быти? И Господь рече: Горе человеку тому, им же соблазн в мир приходит ( Мф.18:7 ), лучше бы ему жерновой камень, навязав на его выю ввержену бьти в море ( Мф.18:6 ), неже соблазнити единого. Писано в Правилех: Аще епископ кого изобидит не по Правилом, ино митрополит отомстит, а митрополит кого изобидит не по Правилом, ино патриарх разсудит их по Правилом и отомстит виноватому. Аще ли патриарх с Собором изобидит кого не по Правилом, ино царь разсудит их по Правилом святых отец и отмстит виноватому. Господа и Братия! Егда седете за трапезою ясти и пити, и не глаголите скверных словес, со благодарением славите Бога, давшаго нам пищу и мир всем, и любовь душевную о Христе. А минъ 157 . Всероссийский митрополит Варлаам (1511–1521; † 1533) Деятельность второго первосвятителя Русской Церкви XVI в. является малоизученной в отечественной историографии. Митрополит Варлаам родился, очевидно, во второй половине XV в. Он «был выходцем из пределов белозерских, вероятно, из иноков Кириллова монастыря» 158 . Подвизаясь на Белоозере, будущий митрополит мог общаться с преподобным Нилом Сорским († 1508; пам. 7 мая). В 1506 г. Симоновский игумен Вассиан (Санин; 1502–1506), брат преподобного Иосифа Волоцкого , был поставлен Ростовским архиепископом (1506–1515). Его преемником в Симоновом монастыре в 1506–1511 гг. стал архимандрит Варлаам, будучи посвящен митрополитом Симоном (1495–1511). В одном из сборников Кирилло-Белозерского монастыря говорится, что 5 июня 1506 г. старец «Варлаам взят на Москву на Симоново» 159 . В эти годы вернулся в Москву с Белоозера и поселился в Симоновом монастыре опальный князь-инок Вассиан (Патрикеев). В 1506 г., вскоре после своего возведения в архимандриты, Симоновский настоятель участвует в числе духовенства во главе с митрополитом Симоном в ходатайстве-печаловании пред Московским Великим князем за К.И. Острожского 160 . Будучи настоятелем, архимандрит Варлаам произвел обмен части монастырских земель с П. Розладиным. При этом присутствовали в частности «Феодосей да Ондрей Денисьевы дети иконниковы» 161 , т. е. дети знаменитого мастера иконописца Дионисия 162 . 27 апреля 1507 г. Великий князь Василий III дал игумену Варлааму жалованные грамоты, даровав льготы на монастырские владения в Московском уезде 163 , Владимирском уезде 164 , Коломенском уезде 165 , на Белоозере 166 и Переславском 167 . В 1510 г. Великий князь дал жалованную проезжую грамоту монастырю о невзимании дани с монастырских возов 168 . Еще одну жалованную грамоту Василий III подтвердил игумену Варлааму в 1507 году 169 . В 1510 г. в Симоновском монастыре было построен собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы «при архимандритстве Варламове» 170 , который освящал митрополит Симон.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010