7092 (1584) г. Пожаловал благочестивый Государь Царь и великий князь Феодор Иванович всея России в дом Пречистыя Богородицы по отце своем Иване Васильевиче всея России сто рублев денег. И игумен з братею учинили на братю три кормы в году болшие: на преставление его, месяца марта в 19 день; на Память святых мученик Хрисанфа и Марии. Другой корм месяца августа в 25 день на память святых апостол Варфоломея и Тита. A третий корм того ж Месяца в 29 день на память усекновения честный главы Иоанна Предтечи. На те дни игумен собором панихиду поют и обедню служат. И в синодики благоверного Царя и Великого князя Ивана Васильевича всея России, а во иноцех Иону написали и поминают, доколе благоволит Бог монастырю быти. 7107 (1599) г. Пожаловал благочестивый Государь Царь и Великий князь Борис Федорович всея России, прислал в дом Пречистыя Богородицы по Государе Царе и Великом Князе Федоре Ивановиче всея России сто рублев денег при игумене Исаии з братею. А привез те деньги в монастырь Пётр Федорович Басманов, да князь Володимир Васильевич Масальской, да дьяк Григорий Клобуков. И у Пречистые Богородицы в дому учинили блаженные памяти по государе и Великом Князе Фёдоре Ивановиче вся России три кормы в году; и в синодики написали в болшой и в меншой и поминают его, доколе благоволит Бог монастырю быти. 7112 (1604) г. Пожаловал благочестивый Государь Царь и Великий Князь Борис Фёдорович всея России, прислал в дом Пречистыя Богородицы по государыни Царице и Великой Княгине блаженныя измяти иноки схимницы Александра пятдесятъ рублев денег при игумене Исаии з братею. А привёз те деньги государев столник Алексей Романович Плешеев да дьяк Пешка Жуков. И у Пресвятыя Богородицы в дому учинили блаженныя памяти по государыни Царице и великой Княгини иноки схим. Александре три кормы в году. И в синодики написали и в болшой и в меншой и поминают, доколе благоволит Бог монастырю быти. 7133 (1625) Пожаловал благочестивый Государь, Царь и Великий Князь Михаило Фёдорович всея России в дом Пречистыя Богородицы по благоверной Царице и Великой Княгине Марии Владимировне тридесят рублев денег и игумен з братею учинили годовой корм и панихиды соборные поют и обедни служат и имя благоверной Царицы и Великой Княгини Марии Владимировны в синодики в болшой и в меншой написали и поминают, доколе благоволит Бог монастырю быти.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Evseev/op...

Алла 24 мая 2018, 06:55 Андрей, отставание в 41 как раз и доказывает, что если бы не индустриализация, шансов у нас бы вообще не было. Мы были отсталой аграрной страной в 20-е годы. Арина 23 мая 2018, 23:42 Интересно, почему никогда не сравнивают " научно-технологический прорыв " Николая II и модернизацию другого представителя династии Романовых - Петра I. Можно сравнить и попенять радикальному реформатору на жесткие методы, слом исторической России, пагубные последствия для Церкви и пр. Андрей 23 мая 2018, 20:23 Вячеслав 23 мая 2018, 07:25, степень освоения новых земель прямо пропускной способности дорог. Кому то из переселенцев климат не подошёл, иных тоска по малой родине заела, но более всего бегству способствовала смута. Только не говорите, что большевики не внесли решающего вклада в русскую трагедию 20 века. Алла 22 мая 2018, 21:03, безумие сталинского управления народным хозяйством подтверждено отставанием РККА 1941-42 годов в средствах ПВО, ПТО, связи и вездеходном транспорте. А свидетельствует об этом Г. К. Жуков, в книге " Воспоминания и размышления " . Имевшиеся тогда в СССР ресурсы были тупо брошены на второстепенные направления, в лучшем случае несвоевременно или в недостаточном объёме. Вячеслав 23 мая 2018, 07:25 Андрей Всё же освоение Сибири начлось давным давно, ещё при Иоанне Васильевиче. И продолжалось при Николае 2. Не было скачкообразного освоения при нем. ТО что дорога была построена, хорошо, но когда она была запланирована? Или её с бухты барахты построили по указу? Ну а про плодородные земли вы кому ни будь другому расскажите, по плодородию она много отстаёт от западных областей, и направляли туда народ от перенаселения западных и центральных областей. Вы кстати знает что многие возвращались оттуда? А вот какая часть поглядите сами. А вот гражданскую войну начали не большевики, такую крамольную мысль скажу, её начали те силы которые удалили Николая 2. Алла 22 мая 2018, 21:03 Сталин всё сделал правильно. Речь шла о выживании страны, а значит все средства были хороши. Даже при сверхнапряжении в годы индустриализации мы с трудом победили нацистов. А без этого, каков был бы итог? Если бы победили немцы, мы бы потеряли ещё намного больше людей, ещё десятки миллионов, и непонятно на сколько лет потеряли бы свободу. Плюс жертвы Европы, что осталась бы под гитлеровской оккупацией. Так что не надо забывать, что хотя цена была высока, получили мы намного больше, чем вложили. А именно жизнь и свободу народов СССР и других народов Европы.

http://pravoslavie.ru/113013.html

Ангелов Д. Богомильство в Болгарии/Пер. с болг. М., 1954. Байер Х.-Ф. История крымских готов как интерпретация Сказания Матфея о городе Феодоро. Екатеринбург, 2001. Божилов И., Гюзелев В. История на средновековна България, Ï VII- XIV век. София, 1999. Васильев А.А. Ласкарь Канан, византийский путешественник XV в. по Северной Европе и в Исландию. Харьков, 1914. Гарретт М. Венеция: История города/Пер. с англ. М., 2007. Горянов Б.Т . Поздневизантийский феодализм. М., 1962. Домбровский О.И., Махнева О А. Столица Феодоритов. Симферополь, 1973. И. Сумрак Buзahmuje: (Време Jobaha VIII Палеолога, 1392– 1448). Београд, 1984. Еманов А.Г. Север и Юг в истории коммерции. Тюмень, 1995. Жуков К.А. Эгейские эмираты в XIV-XV вв. М., 1988. Занемонец А.В. Иоанн Евгеник и православное сопротивление Флорентийской унии. СПб., 2008. Занемонец А.В. Геннадий Схоларий , патриарх Константинопольский (1454–1456). М., 2010. КажданА.П. Аграрные отношения в Византии XIII-XV вв. М., 1952. Каллист (Властос), мон. Марк Эфесский и Флорентийский Собор. М., 2009. Карпов С.П. Трапезундская империя и западноевропейские государства в XIII-XV вв. М., 1981. Карпов С.П. Итальянские морские республики и Южное Причерноморье в XIII-XV вв.: Проблемы торговли. М., 1990. Карпов С.П. Путями средневековых мореходов: Черноморская навигация Венецианской республики в XIII-XV вв. М., 1994. Карпов С.П. Латинская Романия. СПб., 2000. Карпов С.П. История Трапезундской империи. СПб., 2007. Киприан (Керн) , архим. Антропология св. Григория Паламы . М., 1996 (переизд.). Культура Византии, [III]: XIII – первая половина XV в. М., 1991. Курбатов Г.Л. Скандербег – народный герой Албании. Л., 1961. Лебедева И.Н. Поздние греческие хроники и их русские и восточные переводы. Л., 1968. (Палестинский сборник. 18). Литаврин Г.Г. (ред.). Развитие этнического самосознания народов Восточной, Центральной и Юго-Восточной Европы в XV в. Лосева О.В. Русские месяцесловы XI-XIV веков. М., 2001. Макаров Д.И. Антропология и космология св. Григория Паламы (на примере гомилий). СПб., 2003.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В Новгородской II летописи есть существенное дополнение о том, что икона Божией Матери имела золотой фон в отличие от написанной на живописном фоне иконы свт. Николая Чудотворца (на одной доске с образом святителя были написаны образы еще 3 святых - сщмч. Власия и святых Космы и Дамиана): «…пречисты образ одегитрие пядница на золоте, да Николин образ, Власеи святыи, святыи Козма и Демиян скорописные на краске» (ПСРЛ. Т. 30. С. 190). Подобные уточнения к описанию иконы Божией Матери, кроме упоминания ее типа «Одигитрия», отсутствуют во 2-й редакции «Летописца начала царства» - наиболее полной по составу событий, касавшихся икон. Данная летопись была привлечена в качестве основного источника при создании Лицевого летописного свода в освещении времени правления Иоанна IV Васильевича ( Жуков А. Е. «Летописец начала царства» и рус. летописание XVI в.: Канд. дис. СПб., 2016. С. 324). В этот грандиозный, подробно иллюстрированный хронограф 70-х гг. XVI в. история о ругодивских святынях вошла 2 отдельными циклами миниатюр (Синодальный том//ГИМ. Син. 962). Впрочем, в силу стандартности приемов изображений икон на миниатюрах последние не могут быть привлечены в качестве аргумента о размере икон, в частности носимых в крестных ходах (все одного размера и формата), но это не касается вопроса иконографии. Первый цикл отражает события от взятия Нарвы до освящения города и включает 4 миниатюры (на последней иконы не представлены) со следующими сюжетами: 1. Переговоры русских с ливонцами (вверху); мужчина (в характерном головном уборе и костюме со сборчатыми рукавами - шаубе) кладет под котел с пивом расколотую иконную доску, и пламя вырывается вверх (в центре и внизу) (Л. 343); 2. Рус. воевода, войдя с войском в городские ворота, обретает икону Божией Матери (вокруг места, где она лежала, изображены языки пламени, не коснувшиеся самой иконы) (внизу); воины держат в руках икону свт. Николая, такая же икона святителя (видимо, она же) представлена лежащей в огне; справа - взирающие на чудо из-за стен замка жители Ругодива (в центре) (Л.

http://pravenc.ru/text/2564680.html

В фонде дискотеки – более 600 стереопластинок и около 20 километров магнитофонной стереопленки с записями самых популярных исполнителей и коллективов. Приобрести оборудование помогли исполком сельского Совета и правление колхоза. Теперь дискотека находится на хозрасчете, пополняя свой бюджет за счет реализации входных билетов». Москва. Малая Пироговская. Дом Павла Дмитриевича Корина В Знаменском соборе выступал ансамбль Покровского. Надо сказать, что зал тут маленький, мероприятия, что называется, камерные, продажи билетов не существует, а существуют пригласительные билеты, которые рассылаются чаще всего по одним и тем же, пусть и немногочисленным, адресам. Неудивительно, что, придя в Знаменский собор, в любой день можно встретить тут многих знакомых. Так и на этот раз: вон Игорь Васильевич Петряев, академик и борец за сохранение и восстановление памятников старины, вон Зинаида Александровна Ткачик, химик, лауреат Ленинской премии, Василий Дмитриевич Захарченко, Дима Жуков, Федосеев и Доброхотова, Тихомировы Оля и Леонид, Володя Десятников, Витя Васильчиков… Куда ни посмотришь – знакомые лица. Ансамбль Покровского я очень люблю, но этот концерт мне не понравился. Прекрасные собиратели, восстановители и исполнители народных песен, они на этот раз пробовали новую программу, подготовленную ими с учетом предстоящей Олимпиады-80, то есть развлечения и потехи для иностранцев, и получились у них не святки, не колядки, не весенние игровые песни древних славян, не троица, не масленица, а какие-то сувениры. Тем не менее собрание людей, которые если и не вполне единомышленники, но все же любят одно, и ратуют за одно, и пришли сюда, движимые одними и теми же чувствами, – такое собрание само по себе уже есть благо и воспринимается вроде маленького, светлого праздничка. В антракте ко мне подошел Витя Васильчиков и сообщил: – В зале Прасковья Тихоновна Корина. – Что вы говорите! Как же я не увидел… – После концерта она приглашает Покровского, некоторых певцов и кое-кого из зала на чашку чая к себе домой. Просила передать, чтобы и вы тоже…

http://azbyka.ru/fiction/prodolzhenie-vr...

Владыка не питал иллюзий насчет своего будущего и хорошо понимал, что Арзамас только кратковременная передышка. Письма друзей приносили печальные вести. «А много, очень много моих братий и собратий, и особенно там, откуда вывел меня Господь, уже переселились в вечный покой. Только вчера получил оттуда письма, и жутко по-человечески читать и, больше того, чувствовать, как смерть стоит почти над каждым, с кем ты связан не только общим путем, но и единством упований; но, с другой стороны, в этом умирании чувствуешь и что-то искупительное и воскресающее» (19 июня 1933 года). Арест в начале марта 1934 года он встретил спокойно. «Вы слышали о том, что Мася со второй недели поста до Вознесения была в доме отдыха (то есть в тюрьме. – А. В.), – пишет Владыка Н. А. Верховцевой по дороге в новую ссылку. – Там было очень хорошо. Она жила среди своих... Так как еще задолго до болезни ей одной дивной старицей... было предсказано все, что случилось тогда и совершается теперь, то она была очень спокойной и даже очень подбадривала своих сотоварищей». Постановление о предъявлении обвинения епископу Герману от 4 марта 1934 года гласило: «Ряшенцев Герман Степанович достаточно изобличается в том, что совместно с епископом Серапионом активно боролся за поднятие авторитета религии и сплачивание духовенства в Арзамасской епископии. (Так из уст безбожных, владевших только казенным советским „новоязом”, Бог совершил хвалу Своим святым.) Активно помогал Серапиону в руководстве к-р очагами, группировал вокруг себя к-р элемент и через них вел к-р деятельность; распространял провокационные слухи о войне и падении соввласти» 70 . Кроме епископов Серапиона и Германа, по этому делу были арестованы еще десять человек: иеромонах Герман (Архиереев), иеромонах Мартиниан (в деле Мартемьян; Васильев-Жуков), местные монахини Прасковья Кашаева и Пелагея Фокеева 71 , ссыльные Александра Федоровна Штоквич, вдова офицера, и Сергей Дмитриевич Расторгуев, служивший чтецом в церкви, и четверо мирян, из местных. Хотя оба епископа не признали себя виновными, для их обвинения оказались достаточными робкие лжесвидетельства нескольких сломленных следователем обвиняемых. Так, для обвинения епископа Германа были использованы следующие заявления, повторенные на очных ставках 15 и 24 марта: .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Во время войны многие обращались к православной вере, и значительно увеличился приход Рождественского храма. По словам архимандрита Псково-Печерского монастыря Иоанна (Крестьянкина) (1910-2006), служившего в Рождественском храме с 25 октября 1945 г., в первые послевоенные годы ежедневно крестили около 50 человек, в воскресные дни - до 150, а на гражданские праздники - до 300 человек. Многие уже тогда приходили к отцу Иоанну за пастырскими наставлениями. В ночь с 29 на 30 апреля 1950 г. отца Иоанна арестовали за активную пастырскую деятельность в Рождественском храме. Поводом послужило упоминание на службе имени благоверного князя Александра Невского, в чем усмотрели «скрытый монархизм». По приговору он был осужден на семь лет исправительно-трудовых лагерей. Отец Иоанн навсегда сохранил память о месте первого служения. В алтаре Рождественского храма хранится Иерусалимская икона Божией Матери с его собственноручной надписью: «Московскому храму Рождества Христова что в Измайлове, колыбели моего священнического служения, от архимандрита Иоанна Крестьянкина. 12/25.10.1998». С 1946 до 1971 г.г. настоятелем Рождественского храма был священник Виктор Васильевич Жуков (1903-1979). Несмотря на то, что в этот период в Советском Союзе развернулись новые гонения на Русскую Православную Церковь, в храме осуществили ремонт, над помещением для совершения крещения выстроили второй этаж, провели центральное отопление и водопровод. До этого воду для освящения носили от колонки, а храм обогревали печами, отчего многие иконы покрылись копотью. С начала служения отца Виктора иконы были очищены, некоторые из них раскрыты из-под поздних записей и отреставрированы под руководством художника-реставратора высшей категории В.В. Филатова. По заказу отца Виктора он написал в 1947 г. икону Божией Матери «Нечаянная Радость», находящуюся ныне в притворе храма. В 1971 г. он был осужден на год тюремного заключения за приобретение золота на украшение икон. После освобождения отца Виктора назначили настоятелем храма в честь иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» в Марьиной роще, но тяжелая болезнь вынудила его вскоре уйти за штат. 

http://sobory.ru/article/?object=03247

Вонифатий , в 1775–78. Нектарий Чернявский , в 1778, из законоучителей кадетского корпуса; в 1789 перев. в Саввин Сторожевский. Евгений Романов 25 апр. 1789 перев. из Московского Златоустова, а в дек. – в Владимирский Цареконстантинов мнтрь. Евгений Резанцов в 1794; † и погребён в Новоспасском митре. Виктор Прокопович-Антонский произведён в 1794; 14 авг. 1799 перев. в Дубенский Мгарский мнтрь. Иустин Вишневский произведён 14 авг. 1799, а 19 дек. перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Вениамин Жуков 15 мар. 1800 перев. из Кириллова, под Новгородом, монастыря, а 22 апр.– в Петергофскую Троицкую Сергиеву пустынь. Ираклий Евреинов в мае 1800 перев. из Московского Златоустова; 14 апр. 1804 – в Московский Богоявленский мнтрь. Евграф Музалевский-Платонов , ректор Троицкой семинарии, произведён 25 апр. 1804; 30 окт. 1808 перев. в Валдайский Иверский мнтрь. Геннадий Челноков в 1808 перев. из Казанского Кизического (?); † 1810... Иона Васильевский в 1810 перев. из Лютикова монастыря; 29 мар. 1812 хирот. в еписк. Тамбовского. Леонид Зарецкий , бакалавр С.-Петербургской духовной акад., произведён 27 мар. 1812; † 24 нояб. 1813. Филарет Амфитеатров 2 дек. 1813 перев. из Тобольского Знаменского монастыря; 20 июля 1817 – в Новый Иерусалим. Григорий Постников , ректор С.-Петербургской духовной акад., определён 29 июля 1817; 7 мая 1822 хирот. в викария С.-Петербургской епархии (еписк. Ревельского). Геннадий Баранович в 1822 перев. из Московского Даниилова монастыря; 1 мар. 1825 – в Новгородский Северский Спасский. Гавриил Игнатьев 18 мар. 1825 перев. из Московского Знаменского монастыря; † в мар. 1839. Агапит в 1839 перев. из Можайского Лужецкого; в авг. 1852 – в Новоспасский мнтрь. Гедеон в окт. 1852 перев. из Серпуховского Высоцкого монастыря, до ныне (1869). 14 Голутвин Богоявленский, близ Коломны, на устье Москвы реки, основан будто бы Григорием, учеником св. Сергия Радонежского, около 1385 г. 45 По указу 16 окт. 1799 перев. в Коломну, в бывший архиерейский дом 46 . Ныне именуется Новоголутвин Троицкий, второклассный. [III, 738; V, 339.] С 1871 общежительный. Игумены

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Государь Царь и Великий Князь Алексей Михайлович, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержец, пожаловал бы его Великого Государя, Святейшего Никона, Патриарха Московского и всея Руси, велел бы к тому Иверскому монастырю дати загородной огород Боярина Никиты Ивановича Романова, что за Яузою. И на челобитной его помета Думного Дьяка Алмаза Иванова: «Государь пожаловал, велел тот Боярской загородной огород дать в поминок по нем Боярине Никите Ивановиче в Иверской монастырь, и дати данью из Лемского Приказу. А в Лемском Приказе в писцовых книгах, письма и меры Лазаря Ододурова, да Подьячего Семена Сергеева 146 (1638) году написано: «За Яузою, в деревянном городе, подле Земляного валу, огород Боярина Ивана Никитича Романова, вдоль против Тетериной слободы, к Земляному валу 115 сажень, в другом конце вдоль же 96 сажень, поперек 70 сажень в другом конце тож. И по Государеву Цареву и Великого Князя Алексея Михайловича, всея Руси Самодержца, Указу, Иверского монастыря Архимандриту Дионисию да Строителю старцу Нифонту с братьею, и хто по них в том монастыре иных Архимандритов и Строителей с братьею впредь будет, тем загородным городом, что за Яузою, владеть им по сей даной по Боярине по Никите Ивановиче Романове, в вечной поминок неподвижно». У подлинной грамоты печать черного воску и подписано тако: «К сей даной Роман Васильевич Жуков печать свою приложил». Да на обороте подписано тако: «Дьяк Алексей Марков, справил Аврамко Кощеев». Примеч. По соборному изложению 1667 года. VII. Список с челобитной, которую подавал Иконом Воскресенского монастыря Иеромонах Феодосий на Москве в Земском Приказе о загородном дворе, что преж сего был двор Князь Федора Ромодановского, за Петровскими вороты, возле Воротницкой слободы Царю Государю и Великому Князю Алексею Михайловичу, всея Великие, и Малые и Белые России Самодержцу, бьет челом богомолец твой, Государев, смиренный Никон Патриарх , по твоему, Государь, Указу, твоего Царского богомолья, а нашего, богомольца твоего, строения, Иверского монастыря взят под стрельцов загородной двор за Яузою, что бывал Боярина Никиты Ивановича Романова.

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

д. И в 1941 г. – очистительная война. Усатый палач Сталин вспомнил об иконе. Она была закопана в земле по благословению митрополита Сергия и так сохранена. По приказу Сталина икону отдали митрополиту для молитвы. Шли священники на передовую с иконой. Пели «Радуйся, Заступнице Усердная.» Пули их облетали – оружия ломались. Был старый прихожанин, он видел все своими глазами и рассказывал, как наши шли за священником с криком «ура!,» разгромили под Сталинградом немецкие войска и даже захватили немецкую кухню. И под Москвой Сталин выделил свой самолет, чтобы митрополит Сергий облетел вокруг с иконой, т. к. крестный ход проводить было некогда. Митрополит молился, и враг отступил. Чудом сохранившиеся во время гонений Божиим Промыслом владыки были собраны в Кремле, где был избран патриарх. Маршал Жуков обрадовался, что Матерь Божия не оставила Русь. Митрополит Илия (Антиохийский) молился о Руси Святой. Он приехал поклониться иконе после победы. Он пал на колени перед иконой, помолился и сказал: «Верю – Матушка Божия спасет Русь и мою страну». Лужкову один батюшка сказал: «Восстанови собор Казанской иконы Божией Матери на Красной площади.» И заложили новый собор. И встречает нас теперь чудный собор златоглавый с иконой Казанской Божией Матери. Там лучшие колокола, все лучшее. И Патриарх преклонил колени и молил: «Матерь Божия, верю, Ты простишь наши грехи, не оставишь нас». Кто не чтит Матерь Божию – тот враг Православия, тот никогда не будет прощен. Молитесь Ей, когда придет несчастье, уныние, непредвиденные ситуации, и с этой молитвой несите свой крест. Враги Божией Матери (сектанты, протестанты и вся нечисть) восстают на Божию Матерь. Они никогда не наследуют Царствия Небесного, примут самые тяжелые муки. Филарет тоже ненавидит Матерь Божию: «Це москальська жона, не наша жона». Убрали икону из храма, из календаря Владычицу, наименованную Вышгородскою, Казанскую тоже. Да сохранит нас Господь от этого беснования и безумия! Живите верой, что Матушка Божия всех сохранит, всех помилует.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010