Сего ради тя молю о сем, о свящеяная главо и честь моего царства! твоим преклоняю честным мощем и повиную к твоему молению всю мою власть, да пришед, простиши, иже тя оскорби по напраснству; раскаяся бо о содеянном и он тогда, и за того покаяние к тебе и нашего ради прошения, прииди к нам, святый Владыко! исправибося тобою и Евангельский глагол, за него же ты пострада, заеже всяко царство раздельшееся на ся не станет и несть пререкующего ти глаголати о свидениих Господних, и благодать Божия в твоей пастве, за молитвы святых ти в нашем царстве присно изобильствует, и несть уже днесь в твоей пастве некоторого разделения. Аще бы убо был, не бы стояло доселе, разделения ради; но ныне вси единомышленно просим и молим тя, даруй себя желающим тя, прииди с миром во свояси и своя ти с любовию приимут и не вмени се искус быти некий, или ино что, яже нами посылаемое моление. Веси бо, о священный верше, воистину, яко чужда нам сия, темъже и уповаем на Господа, прияти тя скоро и облобызати, яже нами уповаемыя честные мощи. О священная главо, святый Владыко Филиппе, пастырю наш! молим тя не презри нашего грешного моления, прииди к нам с миром, Царь Алексей, желая видет тя и поклониться мощем твоим святым». Здесь Алексей Михайлович высказывает всю глубину своего церковного жизнепонимания: «не бо и мы своею силою и многооружным воинством укрепляемся, но Божиею помощию и вашими святыми молитвами вся нам на пользу строятся», и в другом месте: «твоим преклоняю честным мощем и повиную к твоему молению всю мою власть». Несогласие царя и патриарха гибельно не только для церкви, но и государства, «заеже всяко царство, раздельшееся на ся не станет». Не менее замечательно для характеристики взглядов царя Алексея Михайловича следующее письмо его к Никите Ивановичу Одоевскому, главному деятелю при издании соборного Уложения. Описав встречу Москвою мощей святителя Филиппа, царь переносит мысль на интриги против святого Филиппа бояр, осуждает эти интриги и восхваляет исполняющих заповеди Господни и стоящих за правду в следующих красноречивых словах: «Где гонимый и где ложный совет? Где соблазнители и мздою ослепленные очи? Не все ли погибли злою смертью и исчезли на веки? Не все ли в здешнем мире приняли месть от прадеда моего царя Ивана Васильевича, а на том свете вечную муку, если не раскаялись? О блаженные заповеди Христовы! О блаженна истина нелицемерная! О блажен воистину и треблажен тот, кто исполнил заповеди Христовы и пострадал от своих за истину! Нет ничего лучше, как веселиться и радоваться в истине и правде, за нее страдать и людей Божиих разсуждать по правде.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/vz...

Многие сцены «Щита и меча» снимались в Берлине. Там как раз шла реконструкция города – и можно было вволю повзрывать не только макеты, но и настоящие постройки. Он снова почувствовал себя на фронте, как будто на несколько месяцев вернул молодость. Этот кураж у фильма «никому не отнять». Освобождение (1968 – 1972) Если бы такого фильма не было – его следовало придумать. Масштабная эпопея показывает войну и на генеральском, и на солдатском уровне. Здесь нет тонкостей, возможных в более камерном кино. Грандиозное полотно, в котором особенно впечатляют  танковые  и авиационные батальные сцены, стало эталонным в своём жанре. Героический эпос подчас переходит в политический детектив – и очень умело выполненный, как в эпизодах о заговоре и гибели фон Штауффенберга. Одним из символов Победы стал кинематографический маршал Г.К.Жуков в исполнении Михаила Ульянова. «Кабинетные» эпизоды воспринимались как полудокументальное кино, зрители приглядывались к политическим тайнам войны… Режиссер Юрий Озеров – фронтовик, закончил войну гвардии майором. По призванию – баталист. В сражении за Кенигсберг он дал себе слово: когда-нибудь снять кино обо всем увиденном. «Освобождение» вообще создавали фронтовики: сценарий Юрия Бондарева, оператор Игорь Слабневич… Попыток повторить успех «Освобождения» было несколько – и не только в СССР. Несколько подобных фильмов снял в позднейшие годы и Озеров. Но лучшим осталось «Освобождение». Офицеры (1971 Писатель-фронтовик Борис Васильев угадал «нашенский» характер, тайны русской судьбы в ХХ веке. На первом месте – служба верой и правдой. «Есть такая профессия – защищать свою Родину».  Так бывает: лучшие друзья не видятся годами, но всё равно их связывает многое. Главное проявляется в людях в переломные моменты, из них, по существу, и состоит жизнь. Получился лаконичный кинороман, история семьи и история армии от двадцатых до шестидесятых. Война, гибель любимых героев, кровь – и верная любовь истинной «офицерской жены». Таков секрет этого фильма: в нем много подспудной правды. Её трудно препарировать, она дается в ощущениях. Наверное, теоретически такой фильм мог бы снять и человек, не знавший войны. Но режиссер Владимир Роговой ушел на фронт добровольцем. Он – «с 23 года», из погибшего поколения. «Это те, кто в штыки поднимался как один. Те, кто брал Берлин» — не забудется песня.

http://pravmir.ru/frontoviki-o-voyne-10-...

Рисунок Евгения. Новый Иерусалим. В конце фильма звучит вечно современная песня-гимн: А нынче нам нужна одна Победа, Одна на всех, мы за ценой не постоим! (Б.Окуджава)   «Либералы» часто упрекают Сталина, Жукова и других полководцев в необоснованных людских потерях в Великой Отечественной Войне. Иосиф Бродский даже дошел до того, что своим «праведным судом» «отправил» и Жукова, и даже погибших солдат (!) в ад: Сколько он пролил крови солдатской в землю чужую! Что ж, горевал? Вспомнил ли их, умирающий в штатской белой кровати? Полный провал. Что он ответит, встретившись в адской области с ними? «Я воевал». Очень надеюсь, что Бродский покаялся за эти свои кощунственные вирши. Не Сталин и не Жуков устами другого поэта сказали «Мы за ценой не постоим», а сказал весь Советский Народ. Замечу как экономист: в экономике есть различие «цены» и «ценности». «Цена» — это то, что требуют от нас уплатить сейчас, «Ценность» — это то, что мы приобретем или спасем в будущем. Цена Победы – человеческие жизни, Ценность – существование Народа и Цивилизации. Не будь народ готов к этой жертве, никакие Сталины и Жуковы не заставили бы солдат умирать за Победу. «Белорусская», «Маяковка»… Я с детства помню дух Тверских улиц и переулков: улица Горького, Васильевская, 1-я Тверская-Ямская, 2-я Тверская-Ямская, 1-я Брестская, 2-я Брестская, Миусская площадь; 2-й Часовой завод; проходные дворы и дворики-колодцы, черные ходы; магазин «Пионер»… Где все это теперь? Евгений пишет о военной Москве, и перед глазами почему-то возникают улицы в районе Тверской: Крест-накрест суета, уют зачёркнуты в клетках окон, и улицы одним намёком повелевают, и бойцы идут, и у каждого жена молодая смотрит в тьму, и потому они по фонарям гадают: убьют, не убьют, убьют, не убьют… Кто жалуется на молодость свою? Тихо. На седьмом небе с проклятьем самолёт теребит пространство. Я с удовольствием сегодня б пьянствовал, я в парке бы шатался налегке… Кто жалуется на молодость свою? Тихо. Самолёт пошёл в пике. (Евгений Поляков, 1942, январь)

http://pravmir.ru/esli-ya-ostanus-v-zhiv...

Можно к этому добавить, что в условиях официального безбожия Александр Голованов разрешил матери своей жены повесить открыто в их квартире иконы. Она обещала за него усиленно молиться. Верующим человеком был и начальник Генерального штаба Борис Михайлович Шапошников, для всех советских военачальников - легендарная личность. Благодаря своим незаурядным качествам, эрудиции, организаторским талантам он стал создателем школы генштабистов. В любые времена он оставался патриотом своей родины, своего народа. Сталин относился к нему с огромным уважением и доверием. Супруга Бориса Михайловича Мария Васильевна говорила, «Сталин знал, что начальник Генерального штаба - был человек глубоко верующий. Знал он также и о том, что Борис Михайлович никогда не снимал старинной нательной ладанки с очень древней казацкой иконкой, которой было почти двести лет. Она передавалась в семье Шапошниковых, которые вели свой род от донских казаков, из поколения в поколение. Борису Михайловичу её вручила мать. И будучи уже генералом, при советской власти, он всегда носил её на груди. Именно за то, что Шапошников никогда не скрывал своей веры, Иосиф Виссарионович его уважал - никогда не сказал он слова против веры Бориса Михайловича». Как-то однажды в открытую дверь Мария Васильевна увидела, как молится Шапошников, и услышала слова его молитвы: «Господи, спаси мою родину и русский народ». Ближайший друг и соратник Бориса Михайловича маршал Александр Василевский, сменивший его на посту начальника Генерального штаба, также был верующий человек, сын священника. Один пожилой священник из храма на Подоле рассказывал невестке Бориса Михайловича Шапошникова, Савве Андреевне, как молился Жуков: «Когда осенью 1943 года, 4 ноября, в День Казанской иконы Божией Матери, Киев был освобождён, Жуков попросил найти священников, оставшихся в городе, и отслужить молебен во здравие наших солдат и командиров, в честь очередной победы над врагом под Киевом. По словам того священника, Жуков весь молебен простоял на коленях, крестился и иногда повторял слова молитвы. В трудные времена каждый человек обращается к вере, независимо от его положения».

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/1...

В то время в русской крестьянской семье только помолясь Богу садились за стол, принимались за работу, решали важные дела, ложились спать. Вы, Игорь Васильевич, в своей книге пишете о том, как учился Есенин в церковно-приходской школе. Вот и мой отец прошел такое же обучение. В церковно-приходской школе преподавался Закон Божий (фрагменты из Священной истории Ветхого и Нового Завета в доступной детям форме, церковнославянская грамота, краткий катехизис, молитвы, церковное пение). О годах учебы у отца остались самые теплые воспоминания. Георгий учился на «отлично» и окончил школу с похвальным листом. И ведь Есенин точно так же учился и окончил школу, получив «Похвальный лист», который сейчас выставлен в доме-музее села Константиново. Так же, как и Есенин, отец бывал на церковных службах. В субботние дни ходил на всенощную, а в воскресные - на литургию. «В большие праздники, - вспоминал он, - хозяин (так он называл родного дядю, у которого учился на скорняка) брал нас с собой к обедне в Кремль, в Успенский собор, а иногда и в храм Христа Спасителя». Архимандрит Кирилл (Павлов) в письме ко мне о вере Жукова в Бога сказал так: «О Георгии Константиновиче я слышал от настоятеля храма Новодевичьего монастыря, что на Большой Пироговке, протоиерея отца Николая Никольского. Маршал Жуков приходил в их храм, и однажды он дал отцу Николаю деньги на поминовение, а отец Николай спросил его: «А кого поминать?» Георгий Константинович сказал: «Всех усопших воинов...» А вот и другое свидетельство о верующей душе Георгия Константиновича протоиерея отца Анатолия, фамилию его сейчас не помню... Однажды при разговоре он поведал нам, что во время войны был в звании генерал-майора, а когда война кончилась, он ушел в отставку, а затем принял сан и служил клириком Ижевского собора. Во время войны, говорил отец Анатолий, я как генерал встречался с маршалом Жуковым, беседовал с ним, и однажды во время беседы я его спросил, верует ли он в Бога. «Жуков мне ответил - говорит отец Анатолий, - я верю в Силу Всемогущественную, в Разум Премудрейший, сотворивший такую красоту и гармонию природы, и преклоняюсь перед этим». А отец Анатолий, а тогда генерал-майор, и говорит Жукову Г. К.: «То, что Вы признаёте, и есть Бог».

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/07/...

В Калининской (Тверской) епархии в начале апреля 1918 г. на волостном сходе прихожане стали упрекать красногвардейцев в том, что они незаконно захватывают имущество церквей. Наиболее активно выступали Петр Жуков и Прохор Михайлов. Красногвардейцы тут же, на сходе, арестовали около 30 человек, жестоко избили их и повели в уездный город Вышний Волочок. Дорогой 10 арестованных они замучили до смерти. С особо изощренной, садистской жестокостью были убиты Петр Жуков и Прохор Михайлов. Последнего беспрерывно били два дня, по дороге в уездный город ему нанесли 8 штыковых ран и застрелили на 9-й версте. Тела этих исповедников были торжественно погребены в своем приходе при огромном стечении народа Тысячи людей пришли проститься и с почтенным старцем, необычайно любимым всеми прихожанами - костромским протоиереем Алексеем Васильевичем Андрониковым, настоятелем Борисо-Глебской церкви, 87 лет, который прослужил в этом храме 63 года. Убийцы ворвались в спальню, нанесли ему смертельную рану в голову, кинжалом ударили в сердце Здесь нужно обязательно подчеркнуть, что и эта и другие, столь же жестокие бессудные расправы, вызывали живейший отклик в народе, похороны страдальцев проходили при огромном стечении народа, с участием немалого числа клириков и даже архиереев. Многие из этих людей, в свою очередь вскоре становились мучениками. Мы привели отнюдь не самые яркие случаи, а просто первые попавшиеся, имевшие место еще во время работы Поместного собора 1917 - 1918 гг. Подобного рода эпизоды в первые послереволюционные годы исчисляются сотнями. (К статистике гонений мы еще обратимся специально). Никакими «рациональными» причинами объяснить все эти свирепые, изощренные жестокости невозможно. Поэтому для всех объективных, непредвзято настроенных исследователей очевидно, что это была просто волна беснования, охватившая тех, кто в душе своей отрекся от Бога и Царя и «пошел в революцию». Собор принял несколько предложений своей особой комиссии, в связи с небывалыми гонениями на Церковь, из которых первое определяло назначить особый день для соборной молитвы об убиенных за веру. Таких было очень много, но документальные данные к тому моменту были получены лишь из семи епархий.

http://ruskline.ru/opp/2019/fevral/11/go...

б) Скончалась 1812 года, декабря 20. с) Похоронена 24 числа. 12) Между Соборной и Успенской церквами отдельно стоит памятник над могилою обновителя сей обители, отца игумена Геронтия, устроенный усердием благотворительницы обители, с.-петербургской почетной гражданки Евдокии Терентьевны Лесниковой. Памятник этот состоит из чугунной четырехсторонней пирамиды с главкою и крестом: рельефный фигуры по сторонам, карнизы, глава и крест позлащены. Весь памятник обнесен чугунною же решеткою. Надписи на нем: а) Здесь погребено тело в Бозе почившего здешней пустыни отца игумена Геронтия, скончавшегося 1857 года, июля 6 дня, от роду 57 лет; в монашество поступил в 1828 году; родом из московских граждан, по фамилии Васильев. б) Управлял обителью 20 лет, обновил ее постройкою церкви, трапезы и келий, исходатайствовал от казны для обители землю. В родовой усыпальнице гг. Шепелевых, в склепе, что под приделом св. Николая чудотворца, надписи на чугунных плитах, коими вымощен пол склепа (будущей церкви во имя Воскресения Христова) указывают место погребения следующих лиц из рода гг. Шепелевых: 1) Евдокия Михайловна Шепелева. 2) Иван Дмитриевич Шепелев, скончался 1812 года, августа 20 дна. 3) Елисавета Петровна Шепелева, скончалась 1833 года, сентября 1 дня. 4) Прасковья Александровна Глебова, скончалась 1852 года, марта 14 дня. 5) Николай Иванович Шепелев, скончался 1859 года, декабря 14 дня. 7) Александра Ивановна Шепелева, скончалась 1825 года, октября 15 дня. Малолетние дети: 8) Евдокия, Варвара, Екатерина, Дмитрий, Николай Ивановичи Шепелевы. 9) Андрей Константинович Костич. 10) Анна Дмитриевна Глебова, скончалась 1806 года. 11) Александр Иванович Глебов, скончался 1837 года, февраля 8 дня. 12) Иван Александрович Глебов, скончался 1839 года, февраля 4 дня. 13) Николай Иванович Жуков, скончался 1847 года, июня 23 дня. 14) Девица Параскева Николаевна Жукова, родилась 1825 года, 10 мая, скончалась 1854 года, 1 августа. Читать далее Источник: Историческое описание Тихоновой Калужской пустыни/Сост. И.Л. - Изд. значит. испр. и доп. по первоисточникам и главнейшим пособиям под ред. [и с предисл.] И. Токмакова. - Москва : «Русская» типо-лит., 1892. - 344 с., 8 л. ил. (Авт. установлен по изд.: Масанов, И.Ф. Словарь псевдонимов. М., 1957. Т. 2). Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Leonid_Kavelin...

В Симбирске отец Константин прослужил около двух лет, одновременно преподавая Закон Божий в местном приходском училище. В 1898 году кто-то из приезжих знатоков пения обратил внимание на громкоголосого диакона и пригласил его в Москву, считавшуюся в то время певческим городом: каждый храм отличался не только своими проповедниками, но и слаженными хорами и голосистыми диаконами, как об этом свидетельствовали современники 3 . В 1898 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским и Коломенским Владимиром Розов был «определен на штатное диаконское место к Московскому Кафедральному Христа Спасителя Собору» 4 . Затем резолюцией того же (ныне причисленного к лику святых) архипастыря от 8 ноября 1902 года Константин Васильевич был определен к Большому Успенскому собору и возведен в сан протодиакона 5 .   Современники описывали его как могучего богатыря, почти великана, ростом в два метра, с пышными длинными волосами. Конечно, он производил сильное впечатление. Московская публика специально ходила в Успенский собор Кремля, чтобы посмотреть, как бас отца Константина Розова заставляет дрожать огоньки свечей. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих воспоминаниях описывает, какое впечатление на него в детстве произвел голос отца Константина:   Мы, мальчишки, порой старались удрать из церкви под каким-либо предлогом. Однако в Успенский собор ходили с удовольствием слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакона Розова... 6   В 1903 году на богослужении в Успенском соборе присутствовала императорская семья. Впоследствии протодиакон Константин был удостоен царского подарка: «…всемилостивейшим пожаловано ему из Кабинета Его Императорского Величества золотые часы с золотой цепью» 7 — и приглашения императора Hukoлaя II поступить на службу протодиаконом собора императорского Зимнего дворца. В Санкт-Петербурге отец Константин прослужил с 1904 по 1907 год, но в марте, ссылаясь на губительный для его здоровья климат города, просил перевести его обратно в Москву. Прошение его было удовлетворено, и он вернулся в Успенский собор.  

http://e-vestnik.ru/history/stoletie_kon...

В Симбирске отец Константин прослужил около двух лет, одновременно преподавая Закон Божий в местном приходском училище. В 1898 году кто-то из приезжих знатоков пения обратил внимание на громкоголосого диакона и пригласил его в Москву, считавшуюся в то время певческим городом: каждый храм отличался не только своими проповедниками, но и слаженными хорами и голосистыми диаконами, как об этом свидетельствовали современники 3 .  В 1898 году Высокопреосвященнейшим митрополитом Московским и Коломенским Владимиром Розов был «определен на штатное диаконское место к московскому кафедральному Христа Спасителя собору» 4 . Затем резолюцией того же (ныне причисленного к лику святых) архипастыря от 8 ноября 1902 года Константин Васильевич был определен к Большому Успенскому собору и возведен в сан протодиакона 5 . Современники описывали его как могучего богатыря, почти великана, ростом в два метра, с пышными длинными волосами. Конечно, он производил сильное впечатление. Московская публика специально ходила в Успенский собор Кремля, чтобы посмотреть, как бас отца Константина Розова заставляет дрожать огоньки свечей. Маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков в своих воспоминаниях описывает, какое впечатление на него в детстве произвел голос отца Константина: «Мы, мальчишки, порой старались удрать из церкви под каким-либо предлогом. Однако в Успенский собор ходили с удовольствием слушать великолепный Синодальный хор и специально протодиакона Розова...» 6 В 1903 году на богослужении в Успенском соборе присутствовала императорская семья. Впоследствии протодиакон Константин был удостоен царского подарка: «…всемилостивейшим пожаловано ему из Кабинета Его Императорского Величества золотые часы с золотой цепью» 7  — и приглашения императора Николая II поступить на службу протодиаконом собора императорского Зимнего дворца. В Санкт-Петербурге отец Константин прослужил с 1904 по 1907 год, но в марте, ссылаясь на губительный для его здоровья климат города, просил перевести его обратно в Москву. Прошение его было удовлетворено, и он вернулся в Успенский собор.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/6047844...

Все письма просматривались. Было заведено дело об антисоветской деятельности подпольной группировки под названием «Священная дружина», вынесен приговор: расстрел. 15 сентября 1937 года приговор привели в исполнение . Александра Ивановна, видимо, подкупила охранников, чтобы они выдали тела убиенных . Тогда осужденные сами копали себе расстрельные ямы. А из сведений о Локчимлаге в п. Аджером известно, что ямы эти не закапывались, в лучшем случае закидывались ветками . Осужденные сами копали себе расстрельные ямы. А потом ямы эти просто закидывались ветками Можно представить себе, что испытывала матушка Мария, когда копала эту яму с остальными приговоренными – членами «Священной дружины». В Вотче у нее осталось семеро детей, их она уже никогда не увидит. Вот она, страшная неотвратимая реальность! Возможно, все это время она переживала свою Гефсиманию, свое искушение Петра, свои борения и сомнения и желание отречься и остаться в живых, но она выдержала это борение. Они погибли: были расстреляны. Единственной их виной была вера. Их было 13 человек: Герман (Ряшенцев) – епископ Вязниковский, викарий Владимирской епархии; Серапион (Шевалеевский) – епископ Арзамасский, викарий Горьковской епархии; игумен Иоанникий (Тарара), иеромонах Михаил (Любимов), монахи Иоанн (Смурыгин), Мартемиан (Васильев-Жуков), иерей Стефан Ермолин. Участь духовенства разделили и миряне, среди них Павел Елькин и Мария Шаламова . Они были разных сословий и профессий – срез общества. Павел Елькин – мирянин. Он был, подобно будущему апостолу Павлу , ревностным гонителем христиан. Занимался экспроприацией хлеба у крестьян, подобно Сталину в молодости на Кавказе, был активным членом ВКП(б). Его жизнь переменила встреча с епископом Германом (Ряшенцевым), отбывавшим ссылку в Сыктывкаре и служившим в Кочпонском храме. За 20 лет, как видно из следственного дела, Павел Елькин прошел путь от большевика до мученика. Так же, как и апостол, чье имя он носил, Павел Елькин имел горящее, искренне верящее сердце. Он не был равнодушным, теплохладным, но искренне верил в то, что делает. Поэтому был «позван», «окликнут по имени».

http://pravoslavie.ru/124499.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010