Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > В нем уживались подвиг и блуд… Об Александре Васильевиче Колчаке и фильме " Адмиралъ " 26.10.2008 1613 Время на чтение 12 минут Дискуссия, возникшая вокруг нашумевшего фильма " Адмиралъ " , посвященного Александру Васильевичу Колчаку, как представляется, носит порой неконструктивный и однобокий характер. Дело в том, что этот безусловно незаурядный фильм, на наш взгляд, содержит, по меньшей мере, три смысловых пласта. Во-первых, картину можно рассматривать как идеологический феномен, предназначенный для современного зрителя и нацеленный на воспитание в нем патриотических чувств. Во-вторых, этот фильм, пожалуй, впервые за всю историю российского кинематографа, показывает Гражданскую войну и революцию глазами белых. И в-третьих, главный сюжет фильма - история любви Александра Колчака и Анны Тимиревой. Но подавляющее большинство критиков " Адмирала " почему-то предпочитают останавливаться только на одном из пластов, игнорируя другие. Одни сосредотачиваются только на первом аспекте, либо хваля фильм за патриотичность, либо ругая его за пафос; другие спорят о том, был или не был А.В.Колчак героем, достойным такой картины, и насколько фильм соответствует историческим фактам; находятся также критики, сосредоточившиеся исключительно на личных взаимоотношениях Колчака и Тимиревой. При этом взгляд на фильм и его персонажей с позиций христианской нравственности практически отсутствует, что не позволяет критикам правильно расставить акценты. Патриотизм адмирала Колчака Чаще всего фильм критикуют за героизацию Колчака, который, по мнению некоторых критиков, на самом деле не был ни героем, ни даже патриотом России. " Совершенно непонятно, с кем и за что воюет Колчак. Понятно, впрочем, за чьи интересы - американский, английский и французский флаги преспокойно полощутся немного позади российских триколоров. Ну, кондотьер-же, ей-ей, марионетка Антанты, ничего не попишешь... " - таковы впечатления анонимного автора сайта АПН " " АдмиралЪ " . Великая победа советской пропаганды " о фильме. " Колчак, опираясь на 60 тысяч чехов, на 75 тысяч японцев, 10 тысяч американцев, воевал с ними против кого? Против русских людей! Чехи, когда восстали, захватили золотой запас России. А когда Колчак вспомнил об этом золоте, он не спросил чехов: куда делась половина? Это его не волновало, потому что вторую половину он отправил в Японию. И после этого он - горячий патриот России? " , - недоумевает историк Юрий Жуков .

http://ruskline.ru/colonka_redaktora/200...

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Маршал Жуков и поэт Есенин Беседа с дочерью великого полководца 06.05.2016 1230 Время на чтение 7 минут И.В. - Мария Георгиевна, для начала скажу, что имя вашего отца сопровождало меня с детства, еще с тех времён, когда я, деревенский мальчишка играл в войну. Помню, собирал ватагу ребятишек, назначал себя маршалом Жуковым (а в заместители брал «Суворова» и «Кутузова») и шёл «войной» на неприятелей из соседней деревни. Ни тогда, ни потом мне и в голову не могла прийти мысль, что когда-то буду знаком с дочерью великого полководца. Потому я был просто изумлен тем, что именно вы стали редактором моей книги «Сергей Есенин. Путь к Богу», вышедшей в издательстве Сретенского монастыря. Расскажите, как вы стали работать в издательстве и почему, насколько я понял, с искренним интересом редактировали мою книгу? М.Г. - Я родилась в 1957 году в Москве . Закончила Московский Государственный институт Международных отношений, но по специальности не работала, чувствуя, что это не мое. Занималась архивом отца, общественной работой, связанной с его памятью, публикациями. По-настоящему нашла себя только тогда, когда стала писать книги и работать редактором в издательстве Сретенского монастыря. Желание работать с книгами мне, наверно, передалось от отца. В юности он мечтал работать в типографии (интересно отметить, что Сергей Есенин начинал свою деятельность с работы корректором в типографии Сытина). Мечта отца не осуществилась, но его тяга к книгам передалась мне. Удивительно! Вот уже более 20 лет я работаю редактором. Что же касается, Игорь Васильевич, вашей книги о Есенине, то она мне показалась не просто интересной, но и нужной, необходимой в наше время, когда искажение истории, более того, нелюбовь к нашей Родине, к ее истории, презрение к прошлому нашего народа открыто проявляются в массовой литературе. А маршал Жуков и поэт Есенин - это же яркие представители русского народа. Великие личности. И чтобы очернить нашу великую историю, противники России пытаются очернить великих людей. Вот уже четверть века против нас ведётся идеологическая война, и мы должны отстаивать свою историю, отстаивать таких личностей, как поэт Есенин и маршал Жуков.

http://ruskline.ru/analitika/2016/05/07/...

Нуча. Церковь Спаса Всемилостивого. Карта и ближайшие объекты Дивеевский скит. Село Нуча. Царский крест Село Нуча Ардатовского района Нижегородской области расположено в 6-ти км. от г. Ардатова, между двумя шоссе, идущими на село Саконы (Муромское направление) и на город Арзамас. Село стоит на реке Нуча, которая впадает в реку Тешу и является ее левым притоком. Село основано в начале XVI века и впервые упоминается в «Арзамасских поместных актах (1578-1618)» за 1593 год. Название села дано по реке. По преданию, во время похода на Казань, войско Царя Ивана Грозного через дремучие леса на хорошую дорогу провели жители села Моляксы. Государь повелел построить каменную церковь и остановился возле неизвестной речки чаю попить. Поднесли ему чашку, он выпил и говорит: «Ну, и чай!» А река с тех пор называется Нуча. До 1610 года деревней Нуча владели братья Соловцовы Павел и Остафей 1616 года Яков Павлович Соловцов, дворянин Василий Иванович Жуков, а с 1627 года еще и Левашов Федор Васильевич. В 1784 году селом владели Ивановы Петр и Александр Ивановичи, Татищев Петр Васильевич, Мантуров Федор Васильевич. Дворяне Левашовы и Словцовы являлись строителями церкви в селе Нуча. Левашовы имели земли в деревнях Шпага и Липелей, а Словцовы в деревне Леметь. Строителю Саровского монастыря о. Пахомию Владимирским Епархиальным Начальством было предписано освятить церковь в селе Нуча - так 13 июня 1787 года в день памяти мученицы Акилины при Спасской церкви был освящен придел во имя Святителя Николая Чудотворца. Существует предание, что на освящение придела в церкви с. Нучи о. Пахомий брал с собой иеродиакона Серафима (будущего святого преподобного Серафима Саровского Чудотворца). На освящение была приглашена и Александра Мельгунова - первоначальница Дивеевского монастыря многим помогавшая храму. С тех пор история храма постоянно переплетается с историей Дивеевской обители. Так два года спустя 13 июня 1789 года на первый день Святой Пасхи умер Александр Степанович Словцов, много помогавший Саровскому монастырю деньгами и хлебом, поэтому и похоронить своего благодетеля саровские монахи решили у себя возле церкви Живоносного Источника.

http://sobory.ru/article/?object=12450

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Адаменко О. Н. ,Башнин Н. В. Приходо-расходная книга «московской держи» архиепископа Вологодского и Белозерского Симона 1676 г.     В 1383 г. на территории, выделенной из Ростовской и Новгородской епархий, была учреждена Пермская епархия, которую возглавил свт. Стефан Пермский. В 1492 г. к Великопермской епархии присоединили Вологду. На соборе 1589 г. был утвержден перенос кафедры из Усть-Выма в Вологду и установлен титул архиерея – архиепископ Вологодский и Великопермский. В 1657 г. Пермь была отписана к вновь созданной Вятской епархии, а Белозерье присоединили к Вологодской, в связи с чем произошло изменение титула архиерея – архиепископ Вологодский и Изучение истории Вологодского архиерейского дома св. Софии в XVI–XVII вв. было начато П. И. Савваитовым, Н. И. Суворовым, И. Н. Суворовым, Е. А. Бурцевым, Ф. Е. Малевинским в XIX – начале XX Они опубликовали и сделали описание нескольких тысяч актовых и делопроизводственных источников из архиерейского архива. В последующие десятилетия XX в. к документальному наследию архиерейской кафедры историки не обращались. Только в 1970-х гг. Е. Н. Швейковская (Бакланова) привлекла переписные, приходо-расходные книги, а также акты Вологодского архиерейского дома конца XVII – начала XVIII в. для исследования хозяйства крестьянского Сведения хозяйственных книг были востребованы В. С. Баниге, Н. В. Перцевым, А. А. Рыбаковым, Н. И. Федышиным и др. при архитектурной реставрации Софийского собора и восстановлении и реставрации стенописи и иконостаса в этом храме в 1959–1970-х гг. В начале XXI в. М. С. Черкасова, Ю. С. Васильев и Д. Е. Гневашев продолжили изучение и публикацию документальных материалов из архива вологодских Приходо-расходные книги Вологодского архиерейского дома XVII–XVIII вв. исследовал Н. И. Суворов и оставил на них свои пометы, а также опубликовал извлечения из этих В 2016 г. О. Н. Адаменко, Н. В. Башнин и А. Е. Жуков опубликовали приходо-расходные книги Вологодского Софийского дома 1612/13, 1627/28, 1648/49 и 1677/78 Всего выявлено около 80 документов этого вида за XVII – начало XVIII в. Из них 7 приходо-расходных книг «московской езды» архиепископов Маркела и Симона, которые вели во время пребывания архиереев в Москве, одна из этих книг 1666–1667 гг. В данной работе внимание сосредоточено на аналогичном документе 1676 г.

http://sedmitza.ru/lib/text/7320381/

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации К 135-летию со дня рождения С. В. Рахманинова (комментарий в свете веры) Сергей Рахманинов 1 апреля исполняется 135 лет со дня рождения русского композитора Сергея Васильевича Рахманинова Свящ. Пафнутий Жуков Рахманинов - известный и неизвестный В 2000 году испанский тенор Хосе Каррерас, выздоровевший от лейкемии, специально приехал в Москву для того, чтобы поблагодарить Россию за Рахманинова. Этот случай не единственный. Еще при жизни Рахманинова был известен ряд случаев, когда его музыка приносила исцеление. Вдова одного врача, исцелившаяся от душевного недуга и мыслей о самоубийстве, тайком приносила на каждый его концерт букет душистой сирени. Священное Писание издревле свидетельствует о целительной силе музыки (см. 1 Цар 16:23). Музыка исцеляет человека не зарядом таинственной энергии, и не сочетанием вибраций, как полагают оккультисты; а тем Божественным, что в музыке (как и в иконографии) служит носителем подающего исцеление Святого Духа Божия. Не случайно приходится привести сравнение духовной музыки с иконографией. И то и другое бывает дано свыше, то и другое может служить лекарством для души и тела, и оба духовных искусства служат проповедью о Небесном Царстве. Господь Бог Своим непостижимым Промыслом наделяет художников, если это иконописцы - духовным зрением, а музыкантов - особым духовным слухом, открытым звучанию Божественной гармонии. И если говорить о музыке Рахманинова, то удивляться ее целительной силе не приходится. Почему речь о музыке Рахманинова? Рахманинов один из немногих поставил своей художественной задачей воссоздать на новом уровне духовную музыкальную культуру древней Руси, и вновь облечь богослужение в ткань знаменных песнопений. Ведь знаменное пение - это не только гомофонная форма музыки, записанная знаками, но и прежде всего, духовная музыкальная культура древней Руси, воспринятая в наследие от осмогласия Иоанна Дамаскина - Октоиха. Дело в том, что знаменное пение столь же органично связано с природным мелодизмом церковно - славянской речи, как с греческим языком богослужения связано осмогласие. На глубинную духовную связь знаменного пения и осмогласия указывает и то, что знаменный мелодизм и песопения Октоиха равно гамонично звучат как на церковно - славянским, так и на греческом. Пришедшее на смену русской знаменной музыке партесное песнопение, в основу которого была положена западно - европейская полифония (ее великими представителями стали Бортнянский, Архангельский, Римский - Корсаков, Чесноков, Гречанинов и Чайковский), такими качествами, к сожалению, не обладала.

http://sedmitza.ru/text/413954.html

Закрыть itemscope itemtype=" http://schema.org/Article " > Отец Киприан (Бурков) - Герой Советского Союза 15 февраля 1989 г. закончилась Афганская война 14.02.2018 1841 Время на чтение 3 минуты В 1769 году для того, чтобы подчеркнуть особое величие воинского подвига, указом императрицы Екатерины Великой, был учрежден самый почитаемый в военной среде орден Святого Великомученика и Победоносца Георгия. Всем хорошо известны многие кавалеры этого ордена, среди которых подполковник Ф.И. Фабрициан, фельдмаршалы А.В. Суворов, М.И. Кутузов, Маршалы Советского Союза Г.К. Жуков, С.М. Буденный, генерал-полковник В.А. Шаманов, подполковник А.В. Лебедь. Все они профессиональные военные. Гораздо менее известен тот факт, что высшего военного ордена, за проявленное личное мужество в ходе жестоких баталий, были удостоены и воины духа, которые в бою не держали в руках оружие, но словом и личным примером поднимали воинов на врага и способствовали победе русского оружия. Эти воины духа - православные священники. С Крестом и молитвой, следуя заповеди Христа: «Нет больше той любви, аще кто положит душу свою за други своя», они находились в первых рядах сражающихся и воодушевляли русское воинство на победу. Первым из них удостоился ордена Святого Георгия IV степени в 1812 году священник 19-го Егерского пехотного полка отец Василий (Васильковский). Командир дивизии, генерал Лихачев, отмечал, что отец Василий по искреннему усердию постоянно находился в «жарком огне, поощряя и воодушевляя сражающихся». В бою он был ранен, а от смерти духовного пастыря спас наперсный крест, принявший на себя удар пули. Затем было Бородино и кровопролитное сражение под Малоярославцем. Командующий корпусом генерал Дохтуров доносил Кутузову, что священник Егерского полка «все время находился с крестом в руках впереди полка и своими наставлениями и примером мужества поощрял воинов крепко стоять за Веру, Царя и Отечество и мужественно поражать врагов, причем сам был ранен в голову». Свой жизненный путь отец Василий закончил так, как подобает воину - он скончался во Франции от ран, полученных во время заграничного похода.

http://ruskline.ru/analitika/2018/02/15/...

Имя архим. Макария Глухарева, магистра II курса С.-Петербургской дух. академии, трижды появлялось на страницах академического журнала: в 30-х годах как автора миссионерских записок, в 1872 г. как переводчика на русский язык книг Свящ. Писания (в статье И. А. Чистовича ) и в 1884 г. – как основателя алтайской миссии (в статье П. Сумарокова). Но ни этими, ни многими другими материалами и статьями, особенно умножившимися в 1892 г., когда праздновался столетний юбилей со дня рождения архим. Макария, – его личность и деятельность не выяснялись вполне и во всех деталях. Вероятно, потому покойный профессор С.-Петербургской академии прот. Π. Ф. Николаевский в 1893 г. предложил для кандидатской работы биографию архим. Макария. Тему эту взял и очень хорошо выполнил Π. В. Птохов, нашедший много новых документов и после напечатавший свое сочинение в «Православном Благовестнике» за 1898 г. (и отдельно – 1899 г.). Вот, кажется, все, чем отозвалась С.-Петербургская академия на запросы истории о жизни и деятельности одного из лучших своих питомцев. Начатые академией собирание и разработка материалов для своей собственной истории побуждают посвятить несколько страниц и архим. Макарию Глухареву, связанному с академией не только высшим своим образованием. Вновь же открытая часть обширной переписки этого замечательного деятеля позволяет сказать о нем и нечто новое 2 . I. Жизнь и деятельность архим. Макария до отправления в Сибирь на проповедь Как ни странно, доселе не был точно известен даже день рождения архим. Макария. Большинство его биографов относят это событие к 8 ноября 1792 г., а священник Герболинский 3 и г. Птохов – к 8 ноября 1791 г. 4 И только A. А. Орлов, келейник о. Макария, назвал правильную дату – 30 окт. 1792 г. 5 Что последняя дата и есть настоящая, видно из документальной справки, сообщенной 19 июля 1817 г. М. Глухареву его отцом. «Рождение ж твое 1792 года октября 30-го числа с утра в. 10-м часу. Преображенской священник Иоанн Иванов Полченинов крестил. Восприемники: уездного казначейства бухгалтер Михаил Григорьев Жуков да купецкая жена Феодосия Алексеева Волоченинова... Тебе заподлинно ныне 25-ть лет, ежели Господь благословит, окончится» 6 . Вероятно, эта справка понадобилась потому, что академический аттестат М. Глухарева, вслед за семинарским, допустил большую ошибку в определении его возраста, именно увеличив на два число его лет. И это показание официального документа отразилось на формулярных отметках возраста о. Макария, даже писанных его рукою. Так, собственноручно писанная им «Ведомость о настоятеле болховскяго троицкаго оптина монастыря» за 1844 г. дает ему 54 года (вместо 52 с небольшим). А в одном письме к какому-то о. Иакову, от 9 дек. 1835 г., когда о. Макарию было 43 г., он приписывает себе 46 лет («Письма», стр. 315). Впрочем, о. Макарий не всегда забывал, сколько ему лет в действительности 7 ...

http://azbyka.ru/otechnik/Konstantin_Har...

14.03.2018 Час духовной поэзии «Прикосновение к истокам». В рамках празднования Дня православной книги 14 марта в Казанском храме был проведен час духовной поэзии, в котором приняли участие настоятель храма отец Владимир, зав. отделом Центральной библиотеки Беспаленко Н. А., учитель русского языка и литературы Семенченко Г. М. и учащиеся третьей школы. Главной православной книгой является   Библия, святоотеческая и богослужебная литература. Отец... В рамках празднования Дня православной книги 14 марта в Казанском храме был проведен час духовной поэзии, в котором приняли участие настоятель храма отец Владимир, зав. отделом Центральной библиотеки Беспаленко Н. А., учитель русского языка и литературы Семенченко Г. М. и учащиеся третьей школы. Главной православной книгой является   Библия, святоотеческая и богослужебная литература. Отец Владимир продемонстрировал старинные книги на церковнославянском языке. Школьники узнали, что православными могут быть и публицистика, и художественная литература, но только в том случае, если они помогают читателю приблизиться к Истине, поэтому важно научиться узнавать хорошие книги, любить их и прибегать к их мудрости, особенно в сложных жизненных ситуациях. А учрежденный праздник призван помочь, как можно большему числу людей осмыслить значение православной книги и стать более взыскательными и разборчивыми читателями. В книгах издавна сохранялась и передавалась информация от поколения к поколению, от отдельного человека - автора - к его читателям. Но информация бывает разной: истинной и ложной, полезной и вредной, полезной для души и полезной для обыденной жизни. Православная же книга сохраняет и распространяет знание, которое приближает человека к Богу. Православными были почти все русские поэты. Далее в стенах храма звучали лучшие поэтические строки А. Пушкина, М. Лермонтова, Н. Заболоцкого, И. Никитина, А. Блока, Н. Рыленкова,  Б. Окуджавы, Э. Асадова и др. Исполнители: Елизавета Дудина, Руслан Алигаджиев, Сюзанна Давтян, Настя Бахтиярова, Анна Оганнисян, Дарья Глушкова, Владислав Жуков, Илья Васильев, Михаил Савельев, Светлана Гусева, Сергей Коломенский, Арина Баранкова, Артем Керн, Софья Белоусова, Полина Королева.

http://new.izdatsovet.ru/news/chas-dukho...

Рубрики " Морской " храм на Васильевском острове планируют восстановить за два года 2 мин., 20.06.2015 Поделиться Знаменитый " морской " храм иконы Божией Матери " Милующая " ( " Достойно есть " ) на территории учебного центра ВМФ планируется открыть для молящихся в 2017 году. Такая цель поставлена на заседании Попечительского совета по восстановлению святыни, который возглавляет заместитель председателя Федерального собрания Государственной Думы Александр Жуков. Вопросы возрождения уникальной церкви члены совета попечителей и представители Санкт-Петербургской епархии обсуждали с участием заместителя главкома ВМФ России вице-адмирала Александра Федотенкова, председателя Петербургского законодательного собрания Вячеслава Макарова, вице-губернатора Санкт-Петербурга Игоря Албина и заместителя министра культуры России Григория Пирумова. Поскольку храм — объект культурного значения общероссийского масштаба, работа по его восстановлению будет вестись на федеральном уровне. Как сообщает  Патриархия. ру  по итогам заседания, храм планируется восстановить к 2017 году. После проведения всех ремонтно-реставрационных работ будет восстановлена историческая ограда, и все желающие смогут свободно посетить историческую святыню. В приветственном обращении к участникам заседания митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий подчеркнул, что " перед этим храмом, являющимся доминантой Васильевского острова, склоняли головы моряки, прибывающие в наш город. А теперь нам с вами необходимо сделать так, чтобы, когда мы возродим эту великую святыню, была возрождена и традиция ее всенародного почитания " . По мнению владыки Варсонофия, храм в честь иконы Божией Матери " Милующая " ( " Достойно есть " ) " должен стать главным центром духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи Санкт-Петербурга " . Церковь у Галерной гавани Васильевского острова была построена по заказу Морского ведомства на месте деревянного храма. Начало сбора средств на постройку положил шкипер Гребного порта Кирин, чей вклад сделал идею строительства возможной. А самым именитым жертвователем в фонд возведения стал сам император Александр III. Энергично содействовал завершению строительства знаменитый обер-прокурор Святейшего Синода Константин Победоносцев. Проект храма стал первой крупной работой архитектора Василия Косякова, строителя Морского собора в Кронштадте. Вместе с епископом Ямбургским Вениамином главный придел церкви освящал в 1989 году святой праведный Иоанн Кронштадтский ( торжества по поводу 25-летия прославления его памяти проходили с 11 по 14 июня 2015 года ). Главной святыней стала присланная с Афона благодатная икона Божией Матери «Милующая». История этой чудотворной иконы связана с появлением известного литургического песнопения Православной Церкви «Достойно есть».

http://foma.ru/hram-gde-gotovili-vodolaz...

— Эта рукопись интересна прежде всего историей её бытования, — рассказывает сотрудник БАН Артём Жуков. — В самом начале текста, действительно, есть надпись, сделанная, возможно, еще в XVI веке: «Се яз князь велики Иван Васильевич». Под ней расположена еще одна запись, выполненная тем же почерком: «Оставил посох владыка Алексии лъта 7053-го, месяца априля 1 день, а оставил в Кириловъ». Именно на основании двух этих записей книгохранителями Соловецкого монастыря были сделаны выводы о принадлежности манускрипта Ивану IV и о вкладе рукописи в монастырь в 7053 году от сотворения мира и 1545 году от Рождества Христова. Однако однозначно утверждать, что записи были сделаны рукой Грозного, нельзя. Мы не располагаем достоверными образцами почерка государя. Это могли быть обычные пробы пера, оставленные на листах рукописи неизвестным лицом. В пользу данного предположения свидетельствует то обстоятельство, что фраза «Се яз князь велики Иван Васильевич» — типичная формулировка для русских документов XV–XVII веков. Если указанные записи являются пробами пера, то говорить о принадлежности данного списка Тактикона первому русскому царю нет оснований. С другой стороны, некоторая вероятность, что манускрипт каким-то образом связан с Иваном IV, всё же существует. Дело в том, что во второй записи упоминается некий епископ Алексий. Имеется в виду епископ Алексий Вологодский. Известно, что в апреле 1545 года он ушел на покой в Кирилло-Белозерский монастырь. В этом же году Иван IV побывал в данной обители. Ему вполне могли быть известны сведения, касающиеся посоха вологодского владыки. Важно отметить, что в Соловецкий монастырь рукопись была вложена не самим царем. На втором листе обложки есть малоприметная надпись, сделанная библиотекарем обители. «Книга от Правил старая казеная». Сотрудники отдела рукописей просветили её в ультрафиолетовых лучах, и выяснилось, что под ней есть старая запись. «Книга от Правил старца Исака Шахова». Исак Шахов — монах и старец, чьи вклады упомянуты в описи Соловецкого монастыря за 1597 год. Он и привез книгу на острова. Каким образом рукопись попала к Исаку Шахову, неизвестно. Так или иначе, данный манускрипт представляет несомненный интерес как для изучения книжных вкладов Ивана Грозного, так и для исследования истории формирования библиотеки Соловецкого монастыря.

http://aquaviva.ru/journal/?jid=204292

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010