Если слава Его иная, чем у Отца, тогда признаем, что и песнь принадлежит только Ему. Если же славословие едино и общее для всей Святой Троицы, то и песнь единая и общая. Ибо говоря «Свят, Свят, Свят», они славословят Сына, но не Сына только, а одного из Святой Троицы, посреди Отца и Духа. (10) Затем Златоуста, на Благословенного 154 , коего начало: «От чудес к чудесам»: «Днесь Царь славы пророчески прославляется на земле, и жителей ее провозглашает сообщниками небесного пиршества, дабы показать, что Он Господь и земли, и неба, ибо от обоих согласно воспевается. Поэтому горние, возвещая спасение на земле, пели: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его», дольние же, сопразднуя небесному ликованию, восклицали: Осанна в вышних, Осанна Сыну Давидову ( Мф. 21:9 )». Кто же, будучи в здравом уме, скажет, что Сын Давидов отлучен от трисвятого восхваления? Ибо Он, один из Троицы, славословится вместе с Отцом и Духом, но Трисвятое не относится только к Нему. Ибо серафимы, говоря «Свят, Свят, Свят», знаменуют не только Отца, или только Сына, или Духа Святого, но триипостасное Божество как единое трисвятое Господство. Значит, Один и Тот же был славословим на небесах со Отцом и Духом, причем серафимы воспевали Его не одного, но вместе с Отцом и Духом, вопия: Свят, Свят, Свят. И Его же воспевали на земле: Осанна в вышних, Осанна Сыну Давидову, едва ли не доказывая песнью, что Он – одна из вышних ипостасей Божества, хотя и именовался Сыном Давидовым. (11) А если и говорит богоносный отец, что «горние пели, возвещая спасение на земле», то сказал он это прекрасно и по вдохновению. Ведь мы знаем, что небо и земля всегда полны Божественной славы. Ибо все дела Господни благословляют Господа ( Пс. 102:22 ) и проповедуют славу Его ( Пс. 18:2 ). Но так как на небесах ангелы знали славу сущего Бога, человеческая же природа, получившая в удел землю, впала в заблуждение и славу нетленного Бога изменила в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим ( Рим. 1:23 ), богоносный отец говорит, что земля исполнилась Божественной славы, когда познали оную насельники земли, и это – и ничто другое – стало им спасением. Божественная же слава, разумеется, есть Отца, и Сына, и Святого Духа. Ибо так и неложный Господь говорил Отцу: Отче, Я совершил дело, которое Ты поручил Мне исполнить… открыл имя Твое ( Ин. 17:4–6 ), и также: Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога, и посланного Тобою Иисуса ( Ин. 17:3 ). Таким образом, как природа, так и слава общая у трех ипостасей Божества.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

В Галлии главным представителем арианства являлся митрополит области, епископ Сатурнин Арльский. Между ним и свят. Иларием развернулась борьба. В 355 году Констанций лишил кафедр епископов, присутствовавших на Миланском Соборе, но не согласившихся осудить защитника Православия святителя Афанасия Великого . Свят. Иларий обратился в связи с этим к Констанцию с посланием, в котором смело защищал Православие. Тогда еп. Сатурнин созвал Собор из арианских епископов, осудивший свят. Илария на изгнание. Он был отправлен во Фригию, где пробыл более четырех лет. Пиктавийская паства не приняла назначенного на место свят. Илария нового епископа, и святитель продолжал управлять епархией заочно. Он выучил греческий язык и принимал деятельное участие в борьбе с арианством через личное присутствие на нескольких восточных Соборах и посредством богословской полемики. Впечатление от его литературной и общественно-церковной деятельности было столь сильно, что арианская партия, находя пребывание его на востоке, вблизи столицы и императора, более опасным для себя, чем пребывание на западе, сама исходатайствовала ему в 360 году возвращение в его епархию. Вернувшись через год в свою епархию свят. Иларий продолжил борьбу с арианством. Он скончался в 367 или 368 году, как и свят. Афанасий, не дожив до окончательного торжества Православия над арианством на Втором Вселенском Соборе. Жизнь свят. Илария удивительно похожа на жизнь свят. Афанасия Великого , за что первый и получил наименование «Афанасия запада». Блаженный Иероним Стридонский называл свят. Илария трубой латинской речи против ариан. После кончины свят. Иларий был причислен к лику святых исповедников и чудотворцев. В 1851 г. католики признали его «вселенским учителем Церкви». Этот факт в плане антипапистской полемики интересен тем, что свят. Иларий отстаивал Православие в то время как папа Либерий присоединился к арианской партии. Православная Церковь празднует память Илария как святителя Поатьерского. 14/27 января. § 2. Сочинения Сочинения свят. Илария делятся на догматико-полемические, экзегетические и литургические.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В 712 году в Константинополе Филиппиком Варданом был созван Собор, анафематствовавший Шестой Вселенский Собор и провозгласивший монофелитство. Под жестким давлением власти, на этом Соборе промонофелитский указ императора подписали свят. Герман Кизический и свят. Андрей Критский , вместе с подавляющим большинством прочих византийских отцов. Несмотря на это, всеобщее сочувствие было на стороне Православия, монофелитство не имело прежней силы и было насаждено искусственно. К тому же, западная часть Церкви категорически воспротивилась монофелитству. Подписав указ императора, свят. Герман Кизический, свят. Андрей Критский и многие другие в душе оставались верны Православию. Это открылось через год, в 713 году, когда Филиппик Вардан был свергнут и его место занял император Анастасий II (Артемий), содействовавший восстановлению Православия. В том же 713 году или, по другим данным, 11 августа 715 года, свят. Герман был избран на Константинопольский патриарший престол. Причем, при интронизации в патриархи, он торжественно объявил свое исповедание, полностью соответствующее прежним Вселенским Соборам. На местном Соборе 715–716 годов свят. Герман анафематствовал монофелитство и провозгласил Православие. Вместе с тем, свят. Герман имел достаточно пастырской мудрости и любви, чтобы постараться удержать в общении армян, вступивших в унию с православными после печально известного Собора 712 года. С этой целью он написал несколько посланий к Армянской церкви, объясняющих истинность православного вероучения и проникнутых братолюбием и кротостью. Такой пастырский подход свят. Германа к неправославным, хотя и не принес всех возможных положительных результатов, но вызвал у них ответное теплое чувство, о чем свидетельствует факт признания Армянской церковью свят. Германа как святого. Иконоборческая политика следующего императора Льва Исавра вызвала резкое неприятие со стороны свят. Германа, в то время как новый император всячески искал поддержки со стороны патриарха. Именно свят. Герману принадлежит золотое правило верности соборному разуму Церкви, выраженное словами: «Если я Иона, бросьте меня в море, ибо я без Вселенского Собора не имею права ничего нового узаконить касательно вероучения» (выделено – и. В.Ф.; «Жития святых, изложенные по руководству четьих-миней св. Димитрия Ростовского ». Москва, 1908 г.; «Житие свят. Германа, патриарха Константинопольского», день двенадцатый, месяц май).

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Спаситель совершил еврейскую пасху, установив в конце пасхальной Вечери чин Евхаристии. Первохристианская община не сразу порвала с Храмом и традицией еврейского народа. Долго еще Храм и синагога влияли на формирование христианского богослужения. Застольные молитвы наложили, как видно, глубокий отпечаток на богослужение первых христиан. План синагогальной и пасхальной «киддуши» был, в общем, воспринят без особых изменений апостолами. Ему только придали новую христианскую окраску, завенчивающую еврейскую пасхальную вечерю ее христианским исполнением – евхаристической вечерей, но план вне этого, как мы видели, остался, в общем, тот же. Следует заметить, что приведенные молитвы находятся в литургическом употреблении не только сефардийских, португальских евреев, но также и у евреев ашкеназов, немецко- польских. Такую же «киддушу» [освящение] находим в молитвеннике «Seder Hathephiloth», содержащем дневной круг молитвословий 180 . Библейским основанием для разбираемого возгласа «Свят, Свят, Свят...» является текст Ис. 6:3 . Как доказал А. Баумштарк 181 , в различные «киддуши» еврейского ритуала вошли слова не только этого места из прор. Исайи, но еще используются иногда и тексты – Иез. 3:12 : «Благословенна слава Господа от места своего» (Jöser); Пс. 145:10 : «Воцарится Господь вовек, Бог твой, Сионе, в род и род, аллилуйя» (Sêmona’esre) и Исх. 15:18 : «Господь царствуяй веки и навек» (Qêdua dhêsidhra). Но, как замечает тот же исследователь, последние тексты не имеют соответствия в христианской евхаристической молитве. Упомянутый текст Ис. 6:3 варьируется в различных восточных анафорах так: CA VIII ап . Марка ап. Иакова «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его, благословен во веки, аминь». «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля святыя Твоея славы». «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних». В основной текст Исайи всюду интерполировано «небо». Это ангельское славословие введено в западную мессу позже, чем в восточную; в Галлии только после Собора 529 года в Вуазоне, как указывает Баумштарк. При словах «Победную песнь...» диакон или иерей правой рукой (причем, если это диакон, то? захватив тремя пальцами орарь) поднимает с дискоса звездицу и начертывает ею над дискосом образ креста, стараясь касаться дискоса соответствующим концом звездицы при каждом слове иерея: поюще... вопиюще... взывающе... глаголюще. Проделав это, диакон или священник целует звездицу и полагает ее на, сложенные с левой стороны, воздух и покровец с дискоса. После этого, диакон переходит через горнее место на правую сторону престола. Для этого, и во избежание лишнего перехода через горнее место за престолом, диакон, после слов «станем добре, станем со страхом...», входит в алтарь не через южную (правую, диаконскую) дверь, а через северную, т.е. левую, чтобы стать ему с левой стороны престола для поднятия звездицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Kiprian_Kern/e...

Библейским основанием для разбираемого возгласа «Свят, Свят, Свят…» является текст Исайи 6:3. Как доказал А. Баумштарк, [ 395 ] в различные «киддуши» еврейского ритуала вошли слова не только этого места из пророка Исайи, но еще используются иногда и тексты — Иезекииля 3:12: «Благословенна слава Господа от места своего» (Jôser); псалма 145:10: «Воцарится Господь вовек, Бог твой, Сионе, в род и род, аллилуиа» (Sêmona’esre) и Исхода 15:18: «Господь царствуяй веки и навек» (Qêdussa dhêsidhra). Ho, как замечает тот же исследователь, последние тексты не имеют соответствия в христианской евхаристической молитве. Упомянутый текст Исайи 6:3 варьируется в различных восточных анафорах так. CA VIII. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Его, благословен во веки, аминь». Апостола Марка. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля святыя Твоея славы». Апостола Иакова. «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних».   B основной текст Исайи всюду интерполировано «небо». Это ангельское славословие введено в западную мессу позже, чем в восточную; в Галлии только после Собора 529 года в Вуазоне, как указывает Баумштарк. При словах «Победную песнь…» диакон или иерей правой рукой (причем, если это диакон, то захватив тремя пальцами орарь) поднимает с дискоса звездицу и начертывает ею над дискосом образ креста, стараясь касаться дискоса соответствующим концом звездицы при каждом слове иерея: поюще… вопиюще… взывающе… глаголюще. Проделав это, диакон или священник целует звездицу и полагает ее на сложенные с левой стороны воздух и покровец с дискоса. После этого диакон переходит через горнее место на правую сторону престола. Для этого и во избежание лишнего перехода через горнее место за престолом диакон после слов «станем добре, станем со страхом…» входит в алтарь не через южную (правую диаконскую) дверь, a через северную, т. е. левую, чтобы стать ему с левой стороны престола для поднятия звездицы.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=697...

Письма свят. Василия служат источником не только для жизнеописания и выяснения догматического учения автора, но важны и для истории арианских споров. Из всех слов и бесед, приписываемых свят. Василию Великому , подлинным считается собрание 24-х бесед различного содержания. Памятником литургической деятельности свят. Василия является литургия, известная под его именем, а также отдельные молитвы. Литургия сохранилась в трех версиях: греческой или константинопольской, сирийской и александрийской. Разногласие текстов, в которых сохранилась литургия свят. Василия Великого , наводит на мысль, что употребляемый у нас текст ее не есть первоначальный, но претерпевший на протяжении веков изменения и дополнения. Предполагается, что литургия свят. Василия Великого является сокращением и переработкой иерусалимской литургии св. апостола Иакова. § 3. Учение 1.      Краткий обзор учения свят. Василия начнем с главного – с выработанной им в ходе антиарианской полемики Троичной терминологии. Свят. Василий Великий отрицал формулу: «Бог один по ипостаси, но Троичен в Лицах», ибо слово лицо, по-гречески πρσωπον (просопон), имеет еще значения: личина, маска, роль. Он выдвинул такую формулировку: «Бог Один по существу, но Троичен по Ипостасям», подразумевая под Ипостасью Ту Реальность, к которой приложимо имя собственное. В свое время свят. Афанасий Великий считал трудным доказательство существования Трех Лиц при одной сущности. Свят. Василий Великий , наоборот, считал трудным доказательство единства Трех Лиц Святой Троицы. Поэтому, некоторые обвиняли свят. Афанасия в савелианстве, а свят. Василия – в троебожии. На это обвинение свят. Василий отвечал, что Три Ипостаси не разделяют Единое Божество на три Бога, существуют не три Всемогущих, а Один. Единство Лиц выражается в следующем: а) В Боге существует одно начало – в Отце. Сын и Дух происходят от Отца. б) Ипостаси Пресвятой Троицы не разделены временем. Все Они вечны. в) Ипостаси не разделены пространством, но везде сопребывают вместе. г) Они совершенно подобны.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Святый Бессмертный!» Народ повторил вместе с отроком эту песнь, присовокупив к Ангельским словам: «Помилуй нас!» И землетрясение прекратилось. Император Феодосии и сестра его, благочестивая царица Пульхерия, издали повеление об употреблении этой молитвы во всех местах империи. На Четвертом Вселенском Соборе (в городе Халкидоне) Трисвятая песнь торжественно была провозглашена шестьюстами тридцатью отцами собора. На великом повечерии слышим другое подобное моление: «Святый, Святый, Святый, Трисвятый Господи, помилуй и спаси нас, аминь». После «Трисвятого» Церковь обычно молится: «Пресвятая Троице, помилуй нас! Господи (то есть Боже Отче), очисти грехи наша; Владыко (Сыне Божий), прости беззакония наша; Святый (Душе Святый), посети (покрой Твоим снисхождением) и исцели немощи наша (душевные и телесные), имене Твоего ради», – не ради каких-нибудь наших заслуг, но единственно ради Твоего имени, так как Ты называешься Милующим ( Ис. 49:10 ), Богом любви и мира ( 2Кор. 13:11 ) и Врачом ( Мф. 9:12 ). Обе эти молитвы сопровождаются известным нам славословием – «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу», и все они вместе, по Уставу Церковному, составляют «Трисвятое». После шестопсалмия поются иногда Троичны, особые на каждый глас; вот три из них: «Троице единосущная и нераздельная, Единице Триипостасная и соприсносущная, Тебе, яко Богу, Ангельскую песнь вопием: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, предстательствы бесплотных Твоих помилуй нас!.. Отца безначальна, Сына собезначальна, Духа соприсносущна, Божество едино, Херувимски славословити дерзающе, глаголем: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, молитвами всех святых Твоих помилуй нас!.. Неприступному Божеству, во единице Троице, Серафимскую трисвятую возсылающе хвалу, со страхом возопиим: Свят, Свят, Свят еси Боже наш, Богородицею помилуй нас!» Среди воскресных тропарей, которые поются за величанием праздника, Церковь приглашает нас: «Поклонимся Отцу, и Его Сынови, и Святому Духу, Святей Троице во едином Существе, с Серафимы зовуще: Свят, Свят, Свят еси Господи!»

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

3 . Потому что это-то и есть чудесно в Ней и поражающе, что, будучи Одно и То же, согласно Своей природе и являясь единый Бог и единое Божество, Она обретается в Трех Лицах: не природу Свою или Божество разсекая, но в Своих ипостасях или Лицах расширяется в число не допускающее слияния. Потому что как Отец – Бог, так и Сын – Бог, так и Дух Святый – Бог . И поскольку каждый из Них именуется Бог, это являет единое Существо трех Лиц, а поскольку Отец и Сын и Дух Всесвятый (потому что это – в точности имена трех Лиц или трех, по-истине, Ея ипостасей; каковыми именами Сия Блаженная Троица различается между собою в отношении Лиц при сохранении Ими нераздельнаго естества 5 являются, по-истине, Троицей и так мы веруем, то со стороны всех верных, как и со стороны небесных и невидимых сил, велегласно возвещается и славится тремя возглашениями: «Свят, Свят, Свят»; воспеваемое (Божество), сошедшееся согласно естеству во едино Господство. Ибо шестокрылые Серафимы, сознающие больше нас основы богословия, как сущие более близкие к Богу, чем мы, и участники чистаго 6 Его светосияния и просвещаемые чистыми Его озарениями, возглашали: «Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф» ( Ис. 6, 3 ). Так со стороны их, Святейшая Троица провозглашается Святой ( γιξεται) и почитается тремя провозглашениями Ея святости и славословиями, а словами: «Господь Саваоф», неслиянно соединяется во едино Господство (Божество). Потому, как: «Свят, Свят, Свят» троекратно провозглашаемое со стороны самих Серафимов, являет воспеваемое число Лиц Блаженной Троицы; так: «Господь Саваоф», единожды и только в единственном числе реченное, обозначает единое и сущее в единственном числе Их Господство, согласно чему неслиянно и есть, и славится Троица, как единый Бог , и едино Божество почитается в Троице. Почему один раз сказав: «Свят», они на этом не остановились? Ни дважды возгласив это, почему они затем не умолкли? Но три раза повторили сие: «Свят»? – Потому что не одна и единственная имеется ипостась Троицы, – прочь, мерзостное Савеллиево нечестие! 7 – А также не только два Лица у Нея, – прочь, гнусное безбожие Македония! 8 – Но три раза они взывают, как я сказал, и восклицают: «Свят»; и неустанными языками это возглашают и немолчными устами это возвещают, поскольку этим обозначаются Три Ипостаси Блаженной и Начальствующей над всем Троицы; и пребывают Три Ея единосущныя Лица, и у Них – единочестное Божество и единое равное Господство, и Они являются единым Началом всего и обладают нераздельной царственной властью.

http://azbyka.ru/otechnik/Sofronij_Ierus...

Свят. Кирилл хотел было созвать Собор, чтобы осудить ересь Нестория и разорвать общение с Константинопольской Церковью, но вместо этого он написал Несторию увещательное послание, отличавшееся кротостью. Тот ответил грозным посланием и затем обратился за поддержкой к папе римскому. В 430 году свят. Кирилл написал, второе послание к Несторию, в котором изложил православное учение о воплощении и о двух естествах в едином Лице Иисуса Христа. Не находя поддержки со стороны светской власти, свят. Кирилл обратился за помощью к папе Целестину . Тот уполномочил александрийского архиепископа действовать от его имени в качестве папского «местоблюстителя». Здесь, конечно, нельзя не заметить враждебности Рима к Константинополю и сочувствие Александрийской кафедре св. апостола Марка, ученика св. апостола Петра. И все же о Нестории в Риме судили не только со слов свят. Кирилла. Сборник проповедей Нестория был передан для разбора преп. Иоанну Кассиану Римлянину . Его заключение оказалось резко антинесторианским. В результате, в августе 430 года папа созвал в Риме Собор, осудивший учение Нестория. По отношению же к самому Несторию было решено испробовать увещание. Для этой цели Собором было поручено свят. Кириллу в третий раз обратиться к Несторию. В октябре 430 года в Александрии был созван Поместный Собор, на котором постановили послать Несторию последнее предупреждение. Собором была принята предложенная свят. Кириллом форма отречения от ереси для Нестория, в виде 12-ти анафематизмов (глав). В ноябре 430 года решения Собора и анафематизмы были переданы Несторию. Несторий переслал анафематизмы свят. Кирилла архиеп. Иоанну Антиохийскому. Тот поручил их разобрать Андрею Самосатскому и блаж. Феодориту Кирскому , которые отнеслись к ним отрицательно, заподозрив свят. Кирилла в аполлинаризме. На сочинение блаж. Феодорита по поводу 12-ти глав, свят. Кирилл дал впоследствии ответ под названием «Защита 12-ти анафематизмов». Так как Церковь волновалась распрями, то император Феодосий в 431 году согласился на созыв Вселенского Собора в Ефесе. Собор открылся без архиеп. Иоанна Антиохийского, предупредившего, чтобы в случае задержки его не ждали. Председательствовал на Соборе свят. Кирилл. Несторий отказался прийти на Собор со своими семью-восемью сторонниками-епископами. Тогда Собор приступил к заочному разбору дела Нестория. Было одобрено второе послание свят. Кирилла к Несторию, и анафематствован ответ Нестория свят. Кириллу. Собор низложил и самого Нестория. Акт Собора был подписан 197-ю участниками. Императору донесли о якобы незаконных действиях Собора, и Собор был приостановлен. Через пять дней в Ефес прибыл архиеп. Иоанн Антиохийский со своими епископами. Он поддержал Нестория и составил с ним лжесобор, низложивший святителей Кирилла и Мемнона Ефесского.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

е. Владыка небесных воинств, исполнь т. е. полны небо и земля (величества) славы Твоея. Святой Златоуст, указывая на сие песнопение Церкви и подобный ему в беседе на 2-е послание к Коринфянам, между прочим вопрошает: что дивишися, аще когда со священником людие вещают, если они и с самими Херувимами и с горними купно силами священные оные песни воссылают? (Бесед. 18). В самом деле, благоговейно внимая сей песни, возглашаемой в сонме верующих, пред лицом Господа неба и земли, как-то невольно ощущаешь, что в ней слышишь глас не земной, а небесный, не человеческий, а Божий. Песнь сию передал нам Пророк Исаия, который слышал ее из уст самих Серафимов тогда, когда, быв восхищен духом, видел Господа, седяща на престоле высоце и превознесенне, и шестокрылатых Серафимов, стоящих окрест Его и взывающих друг ко другу и глаголющих: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Твоея (гл. 6:1–3). Тоже видение только под символическими изображениями видел и туже песнь слышал и тайнозритель Иоанн в откровении своем: видех, говорит он, четыре животныя, едино коегождо их имеяху по шесть крил окрест, и внутрьуду исполненныя очес, и покоя не имут день и нощь, глаголюще: Свят, Свят, Свят Господь Бог Вседержитель, иже бе и сый и грядый ( Откр.4:8 ). Святой Златоуст и святой Амвросий Медиоланский изъясняют песнь сию следующим образом: Херувимы и Серафимы непрестанными гласы хвалят Бога и глаголют: Свят, Свят, Свят Господь Саваоф. Не единожды глаголют, да не веруеши быти в Боге единству (лиц), и не дважды глаголют, да не возмниши быти в Нем множеству (существ), но трикраты возглашают и тожде глаголют, да разумевши в песни сей разделение Троицы (лиц) и единство Божества (Книг. о Духе св. Амвр.). Свят Отец восхотевый заклатися тельцу упитанному, греха не познавшему; Свят Сын и телец, всегда закалаемый волею и присно живущий; Свят Утешитель Дух Святой, жертву совершающий (Бесед. о блуд. сыне). Слово святой, по единогласному изъяснению всех учителей Церкви, и в особенности св. Дионисия Ареопагитск ого, означает единственность существа Божия, Его исключительное отличие и превосходство, вся превосходящее.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010