Известные настоятели Змиевского Соборного храма и управители духовных дел по Змиевскому ведомству: а) Назарий Иванов 1677 г. б) Иван Игнатьев 1685 – 1691 г. в) Протоиерей Афанасий Яковлев 1709 года. г) Протоиерей Стефан Леонтьевич Замосский 1710 г. д) Протоиерей Стефан Михайлович Ковалевский, по переписи 1732 г. владевший хутором на р. Студенке. В укзе 1732 года Декабря 19 сказано: «городами, которые по близости к Змиевскому протопопу, Андреевкою, Бишкиным, Лиманом, сборами и всяким правлением ведать Змиевскому протопопу Стефану Ковалевскому, а тебе, Протопопу (Изюмскому) Прокопию Бужинскому, ни в чем не ведать». По ведомости 1750 г. в Змиевском ведомстве находились, кроме церквей г. Змиева, церкви: Мохнача, Лимана, Шелудковки, Гинеевки, Андреевки, Бурлея, Бишкина, Височиновки, Константиновки, Боровой, Водяного, Гнилицы. В 1699 г., по общему определению начальств полков Харьковского и Изюмского, положено быть городам Змиеву и Печенегам в составе и ведении Изюмского полка, а городам Волчанску и Салтову с их округами и Мартовети состоит в ведении Харьковского полка. Это определение подписали: а) Харьковского полку: обозный Степан Дьяков, судья Семен Афанасьев, есаул Яков Ковалевский, хорунжий Иван Макаренко, поручик Иван Барабаш, атаман Матвей Лобачевский, сотники: Харьковские – Василь Юрченко, Яков Ревковский, Ефим Савченко; Тишковский – Василь Якименко; Деркачевские – Степан Варвянский Андрей Клементьев; Пересечанский – Леонтий Косяненко; Люботинский – Михайло Ковалевский; Мерефянский – Герасим Довбиш; Валковские – Федор Неминущий и Максим Тупица; Угольчанский – Герасим Панченко. б) Изюмского полку: судья Иван Коропай, писарь Иван Височин, хорунжий Роман Щербина, сотники: Изюмский – Игнат Буцук; Цареборисовский – Ларион Самборский; Гороховатский – Гаврила Трушевский; Купянский – Иван Диский; Двуречанский – Яков Сагун; Торский – Никифор Мазан; Савинский – Савелий Шульженко; Балыклейский – Михайло Пестич; Андреевский – Данила Данилевский; Лиманский – Григораш Пашковский; Змиевской – Василь Шендригуль; Печенежский – Федор Щербина. Это определение утверждено воеводой.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

И все же наш народ – сильный духом. Все выжившие как-то налаживали быт, продолжали жить и растить детей, печь партизанам хлеб и ждать освобождения. Единственная надежда была на передовые части Красной Армии, которые только в 1944 году освободили Брянскую область. Правда Нина так и не училась больше. Как проходила в школу три года, так на этом и остановилась. С пятнадцати лет начала работать в колхозе, восстанавливать с оставшимися в селе жителями сельское хозяйство, жить и работать для фронта, для Победы. Вторая история, не менее, а может быть и более ужасающая. Там же в Брянской области, Климовском районе, только в селе Лакомая Буда жила семья Покатило Ольги Яковлевны. Мужа у нее не было, умер при раскулачивании, а дети были. Два взрослых сына были перед войной призваны в армию и встретили войну на передовой. Знала ли она в то время, когда село заняли немцы, что оба ее сына погибли или еще нет – не известно. Но осталось на ее плечах хозяйство, три дочери и кормилец – сын Василий шестнадцати лет. Немцы расположились в деревне, а когда наши части отступали, то на полях и на окраинах все заминировали. Минировали поля и партизаны. А для того, чтобы проверить – нет ли мин, немцы сразу нашли выход. Есть много фильмов, где показано, как идут русские пленные или жители деревень и тянут бороны по полю, а за ними от взрывов летит земля, остаются черные воронки. Вот так, в течение нескольких недель, ходил боронить минные поля и Василь Покатило. Брал лошадь из дома, запрягал борону и шел туда, откуда мог и не вернуться. Как было матери каждый день провожать сына на смерть – рассказать уже никто не сможет. Эти слезы с ней остались. Уходил Василь рано утром, возвращался живой. Не тронули его мины, обошел он их стороной. Выжил. А каждый раз, когда возвращался, мать громко кричала: «Девки, Василь вернулся, встречайте!». Старшая сестра лошадь распрягала, а мать не знала в какой угол его посадить, чем накормить. Сын живой вернулся. Так и жили они «под немцем» все четыре года. Выжили из семьи все. Когда Брянскую область освободили, Василя призвали в армию. Он был ранен в бою и комиссован.

http://ruskline.ru/news_rl/2021/11/03/na...

Рядом с ней простоволосая Пашенька-преблаженная, вся в черном, худенькая и юркая. Была богатая, да сгорели у ней малютки-детки, и стала она блаженненькой. Сидит и шепчет. А то и вскрикнет: «соли посолоней, в гробу будешь веселей!!» Так все и испугаются. У нас боятся, как бы она чего не насказала. Сказала на именинах у Кашиных, на Александра Невского, 23 ноября: — «долги ночи — коротки дни», а Вася ихний и помер через неделю в Крыму, чахоткой! Очень высокого роста был — «долгий». Вот и вышли «коротки дни». Еще — курчавый и желтозубый, Цыган, в поддевке и с длинной серебряной цепочкой с полтинничками и с бу-бенцами. Пашенька дует на него и все говорит — цыц! Он показывает ей серебряный крест на шее и все кланяется, — боится и он, должно быть. Трифоныч, скорняк Василь-Василич, который говорит так, словно читает книжку. Потом, во весь сундук, певчий Ломшаков. Он тяжело сопит и дремлет, лицо у него огромное и желтое — от водянки. Еще, разные. Но после солдата интересней всего — Подбитый Барин. Он стоит у окна, глядит на сугробы и все насвистывает. Кажется, будто он один в комнате. А то поглядит на нас и сделает так губами, словно у него болит зуб. Горкин сегодня — как будто гость: на нем серенький пиджачок отца, брюки навыпуск, а на шее голубенький платочек. А то всегда в поддевке. Входит отец, нарядный, пахнет от него духами. На пальце бриллиантовое кольцо. Совсем молодой, веселый. Все поднимаются. — С праздником Рождества Христова, милые гости, — говорит он приветливо, — прошу откушать, будьте, как дома. Все гудят: «с Праздничком! дай вам Господь здоровьица!» Отец подходит к лежанке, на которой стоят закуски, и наливает рюмку икемчика. Василь-Василич наливает из графинов. Барин быстро трет руки, словно трещит лучиной, вертит меня за плечи и спрашивает, сколько мне лет. — Ну, а семью семь? Врешь, не тридцать семь, а… сорок семь! Гм… Отец чокается со всеми, отпивает и извиняется, что едет на обед к городскому голове, а за себя оставляет Горкина и Василь-Василича. Барин выхватывает откуда-то из-под воротничка конвертик и просит принять «торжественный стих на Рождество»:

http://azbyka.ru/fiction/leto-gospodne/?...

Чтение первой части евхаристической молитвы завершается возгласом, составляющим заключительную часть последней фразы: Победную песнь поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще. Воспевающие, восклицающие, вопиющие и произносящие победную песнь. При произнесении этого возгласа священником диакон, взяв звездицу, крестообразно осеняет ею святой Агнец, после чего отлагает ее в сторону. Хор, в свою очередь, возглашает победную песнь: Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних. Благословен Грядый во имя Господне. Осанна в вышних. Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! полны небо и земля славы Твоей! Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господа! Осанна в вышних! И эта ангельская песнь, и предшествующий ей возглас содержат прямую аллюзию на два библейских текста – пророчество Исаии и Откровение Иоанна Богослова. В первом случае описывается видение Господа, сидящего на престоле; стоящие вокруг Него серафимы взывают: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Твоей» ( Ис.6:1–3 ). Во втором случае говорится о четырех таинственных животных, которые прославляют Бога возглашением «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель». В литургическом возгласе слово «поюще» относится к орлу, «вопиюще» – к тельцу, «взывающе» – к льву, а «глаголюще» – к человеку ( Откр.4:7–8 ). К ангельскому славословию в литургической «победной песни» добавлены слова из Евангелия от Иоанна, прозвучавшие из уст народа при входе Господнем в Иерусалим: «Осанна! Благословен Грядущий во имя Господне» ( Ин.12:13 ). Таким образом, в сознании автора евхаристической молитвы совместились три события: видение ветхозаветным пророком Господа во славе, видение народом Израильским Иисуса, грядущего на «вольную страсть», и апокалиптическое видение апостола, прозревающего в эсхатологическую реальность вечного Царства Божия. Прошлое, настоящее и будущее совмещены в едином благодарении. Еврейское слово «осанна» (Евр. hôš´-nn) буквально означает «спаси же». Оно встречается, в частности, в словах 117-го псалма: «О, Господи, спаси же (Евр. hôšî´-nn)! О, Господи, споспешествуй же! Благословен грядущий во имя Господне!» ( Пс.117:25–26 ). Именно из этого псалма были заимствованы возгласы, звучавшие из уст толпы, когда Иисус входил в Иерусалим.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

§2. Творения Сочинения свят. Космы носят литургический и полемический характер. Свое литургическое творчество свят. Косма начал, по всей видимости, с творения на Успение Богоматери, состоявшего из 14 кондаков и икоса, то есть относящегося к роду сочинений, введенных в богослужение преп. Романом Сладкопевцем. Возможно, существовали и другие сочинения свят. Космы такого же рода. Однако, вскоре свят. Косма вместе с преп. Иоанном Дамаскиным начали писать гимнографические сочинения в форме канонов и трипеснцев, то есть пошли по стопам их старшего современника, свят. Андрея Критского . Этими двумя нареченными дамасскими братьями и сподвижниками по монастырю было окончательно закреплено использование новых форм богослужения в Октоихе, над составлением коего они трудились. Кроме богослужебных текстов и системы их использования, преп. Косма сочинял богослужебные мелодии и напевы и в этом смысле именуется «начальником песнописцев». Святитель довольно ревностно относился к точному исполнению его мелодий, о чем свидетельствует следующий эпизод. Однажды, придя в Антиохию, где творения святителя уже получили распространение, он заметил, что его канон Воздвижению Креста неверно поется. Свят. Косма сделал замечание, но его не слушали, сомневаясь в том, что он и есть тот самый известный песнописец. Тогда свят. Косма, в доказательство своего авторства текста и мелодии канона, здесь же переписал 9-ю песнь канона на прежний напев и на те же буквы акростиха. Известно двенадцать полных канонов со стихирами, принадлежащих свят. Косме, но, безусловно, это только часть из написанных им канонов. Каноны свят. Космы посвящены, в основном, двунадесятым праздникам. Особенно выделяются своей торжественностью каноны на неделю Ваий, на Успение Богоматери и на Воздвижение Честного Креста. Три канона из двенадцати посвящены прославлению святых: два – святым палестинским – великомученику Георгию Победоносцу и праведному Иосифу Обручнику, третий – свят. Григорию Богослову . Далее свят. Косме принадлежат трипеснцы на четыре дня Страстной седмицы: Великие понедельник, вторник, среду и пяток; полный канон на Великий четверток и четверопеснцы на субботу Ваий и Великую субботу.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

л. 228. Служба, сент. 19, новоявленным чюдотворцем Феодору и Давиду и Костянтину, с двумя канонами, по первом прологе. л. 249. Служба, июня 9, препод. Кириллу белоезерскому. л. 266 об. Служба, февр. 11, препод. Димитрию вологодскому. л. 285 об. То же, июня 1, препод. Дионисию глушицкому. л. 296. Моление и покаяние к самому образу Божию и к преч. Его Матери. Нач. Господи, Господи, Господи, великий Царю небесный, Вседержителю всея вселенныя. Русское. л. 299. Служба, апр. 26, св. Стефану епископу пермскому. По письму и фабричным знакам бумаги, изданным Тромониным 1844 г., рукопись следовало бы относить к нач. XVI в., между тем, в ней находится служба Дионисию глушицкому, которому положено праздновать в 1547 году, см. 241. Впереди на обор. порожнего листа: Книга Канунник в полдесть на бумаге Корнильевская Темнаго. 264. (1220.) Канонник с прибавлениями, полууст., XVI века, в четверть, 284 листа. л. 1. Служба препод. Макарию колязинскому. л. 11. Канон св. великомученице Екатерине. л. 18. Канон св. великомучение Варваре. л. 23. Канон св. мученику Никите. л. 26 об. Канон св. мученице Парасковии, нарицаемыа Пятницы. л. 31. Канон св. ап. и ев. Иоанну Богослову. л. 37. Канон св. великомученику Георгию. л. 42 об. Канон св. великомученику Феодору. л. 48 об. Канон святейшему в пророцех Предтечи и Крестителю Христову Иоанну. л. 60. Канон Господу нашему Ис. Христу. л. 66. Канон св. ангелу своему хранителю души и тела. л. 73. Канон Благовещению, творение кир Феофана. л. 80. Канон молебен пресв. Богородици Одигитриа. л. 83 об. Мес. марта 25, Благовещение преславныа Владычица нашеа Богородица и Приснодевы Мариа, святаго Максима. Стихиры и канон с акафистом. л. 95 об. Канон св. великомученику Мине и иже с ним. л. 100. Молитва архистратигу Михаилу. л. 101 об. Молитва св. чюдотворцу Николе. См. 262 л. 116. л. 103 об. Молитва св. мученицы Екатерины. Из жития Екатерины, самый конец. л. 105. Иже во святых отца нашего Ивана, архиеп. Константинаграда, Послание еже посла оть заточениа сый от Кукоса к Кириаку епископу сущу в заточении утешениа ради от зелныа его жалости и скорби. См, 167 л. 426.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

л. 363. Чин бываемый на одеание расы. л. 367. Чин бываемый великаго ангельскаго образа. л. 393. Канон певаемь по вся дни иноку гл. 6. См. 274 л. 220. л. 396. Последование бываемо о усопших иноких. л. 432. Канон за единаго умершаго с предисловием. л. 437. Канон за усопших гл. 8. л. 441. Канон к св. причящению. См. 267. л. 448. Таблица о 7 вселенских соборах с киноварными внизу словами: Χρωу н ографωс тасхωс, а на обороте седмерочисленник. л. 450. Канон св. Петру митрополиту киевскому и всея Русии. л. 458. Канон св. Алексею митрополиту киевскому и всея Русии. л. 469. Канон св. Леонтию епископу ростовскому. л. 477. Канон препод. Иоанну Дамаскыну. л. 483. Канон св. священномученнику Игнатию Богоносцу . л. 495. Канон препод. Ионе презвитеру, отца Феофана творца. л. 503 об. Ин канон, Иоана. л. 519. Тропари и кондакы новымь чюдотворцомь, б. ч. русским. л. 534. Канон молебен к своему ангелу хранителю. л. 537. Последование к божественному причащению. Канон см. выше 441 л. 581. Святцы в таблице. л. 582. Лунник. л. 584. Чин бываемый на одеяние рясы. То же, что выше л. 363. л. 585. Последование малого образа еже есть мантия. Последние две статьи на особой тетради. 321. (848.) Псалтирь с возследованием, полууст,, XVI века, в большую четверть, 1314 листов. Изображение прор. Давида (л. 57 об.) с красками и золотом, при закладке в рамке, искусно, заставки с красками фигурные. Рукопись, как видно по счету листов, самая огромная, но изчислять подробно все статьи было бы трудно и бесполезно, покажем только особенные: л. 470. Служба повседневная с каноном, что под 299 л. 38. л. 526 об., 533. Два канона, дек. 21, святителю Петру московскому . л. 538. Два канона принесению честных мощей иже в святых отца нашего чюдотворца Петра митрополита всея Руси. л. 547 об. Канон св. отца нашего господина Христофора и патрикиа и стихиры по вся дни общии всем Святым (и русским). л. 583. Канон св. Сергию (радонежскому). л. 589. Служба, февр. 11, препод. Димитрию вологодскому. л. 615. Служба, июн. 1, препод. Дионисию глушницкомц.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/opisan...

222 Неделя о блудном сыне, утреня, канон, п. 8. 223 Неделя св. Отец, предпразднство Рождества Христова, утреня, 3-й канон, п. 6, 2. 224 Октоих. Богородичен на 5-й воскресный ексапостиларий. 225 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Славу» на литии. Срав.: Неделя предпразднства Рождества Христова, 2-й канон, п. 5, 1; Благовещение, утреня, 2-я стихира на хвалитех и мн. др. 226 Октоих, 8 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 4, 1. 227 Октоих, 7 глас. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 228 Благовещение, великая вечерня, стихира на «Слава; и ныне» на стиховне. 229 Октоих, 7 гл. В Неделю вечера, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 230 22 декабря, предпразднство Рождества Христова, утреня, канон, п. 9, 3. 231 Четверг сыропустной седмицы, утреня, трипеснец, п. 8, 3. 232 Св. Симеон Новый Богослов. Слово 21-е//Его же. Слова. Вып.1. М., 1892. С. 186. 233 Срав.: Рождество Христово, утреня, 1-й канон, п. 5, ирмос. 234 Введение Пресвятой Богородицы во храм, утреня, 1-й канон, п. 6, 2; Октоих, 7 гл., утреня, 1-й канон воскресный, п. 8, 3. 235 Октоих, 1-й глас. Утреня. Догматик воскресный. Срав.: Октоих, 7 гл., 3-й канон, воскресный, п. 3, 1. 236 Рождество Христово, великая вечерня, 2-я стихира на литии. 237 Октоих, 5 глас, великая вечерня, 1-я стихира на «Господи, воззвах». 238 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 5, 1 — русский перевод. 239 Рождество Христово, великая вечерня, 4-я стихира на литии. 240 Рождество Христово, утреня, 2-й канон, п. 6, 1 — русский перевод М. Скабаллановича. 241 Октоих, 7 гл., утреня, 3-й канон воскресный, п. 1,3. 242 Суббота мясопустная, утреня, 3-я стихира на хвалитех. 243 Октоих, 2-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 1, 4. 244 Октоих, 1-й глас, великая вечерня, 10-я стихира на «Господи, воззвах». 245 Октоих, 1-й глас, полуношница в Неделю, канон, п. 8, 3. 246 Благовещение, великая вечерня, 3-я стихира на стиховне, 3-я стихира на «Господи, воззвах». 247 Рождество Богородицы, великая вечерня, 2-я и 5-я стихиры на «Господи, воззвах». Октоих, 6 гл., среда, утреня, канон Богородицы, п. 7, 3.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2762...

Значительная часть канонов, признаваемых современными исследователями аутентичными, была посвящена вопросам церковной дисциплины: осуждалась симония (канон 1); запрещалось занимать должности препозита, архипресвитера или декана лицам, не имеющим пресвитерского рукоположения, а должность архидиакона - не имеющим диаконского рукоположения (канон 6; оба канона дословно повторяют постановление Тулузского Собора 1119 г.); во епископа разрешалось рукополагать только канонически избранных кандидатов (канон 2); запрещались сожительство клириков с женами или наложницами (канон 7) и браки между кровными родственниками (канон 9). Ряд постановлений регулировал отношения светской и духовной властей, прежде всего вопрос об инвеституре. В 8-м каноне со ссылкой на постановление папы Стефана II (III) (из Лжеисидоровых декреталий ) содержался запрет светским лицам распоряжаться церковным имуществом. Отдельные каноны регулировали вопросы церковной собственности: запрещались изъятие светскими лицами пожертвований, сделанных церквам, обложение податями приходских церквей и использование храмов в качестве укреплений (канон 12). Отдельным каноном (канон 5) осуждалась деятельность низложенного в апр. 1121 г. антипапы Григория VIII (назван по своему родовому прозвищу Бурдин), все совершённые им рукоположения объявлялись незаконными. Заметное место в постановлениях Л. С. занимают меры по укреплению власти епископа в диоцезе: архидиаконы, архипресвитеры, препозиты и деканы могли назначать заместителей (викариев), поручать им пастырскую деятельность (cura animarum) и передавать церковные пребенды лишь с разрешения епископа (канон 4); указ епископа об отлучении от Церкви человека, находящегося в его юрисдикции, должен был соблюдаться др. епископом или аббатом (канон 2). Особые каноны были посвящены охране имущества крестоносцев, отправившихся на Св. землю или в Испанию (канон 10), поддержке движения «Божий мир» (канон 15) и отлучению от Церкви фальшивомонетчиков (канон 13). Нек-рые постановления Л. С. касались локальных вопросов: отлучения от Церкви лиц, к-рые облагали новыми дорожными пошлинами направлявшихся в Рим паломников или торговцев (канон 14); регулирования раздела имущества после смерти porticani - вероятно, жителей «города Льва» (civitas Leonina), ограниченного стеной папы Льва IV, или мелких торговцев и клириков-проводников, проживавших вдоль портика рим. базилики св. Петра и обслуживавших паломников в Рим (канон 11); неприкосновенности папских владений в г. Беневенто (Beneventatam civitatem; канон 17).

http://pravenc.ru/text/2463159.html

Суббота (вечером) Канон Иисусу Христу, параклисис Богородице (ирмос «Воду прошед» (параклисис – молебный канон Богородице, певаемый «во всякой скорби душевной и обстоянии), молитвы на сон грядущий и (если есть усердие) канон Ангелу Хранителю. Воскресение (вечером) Канон Иисусу, параклисис Богородице, канон Архангелам и (если кто хочет) Ангелу Хранителю. Понедельник (вечером) Канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, канон св. Иоанну Предтече и Ангелу Хранителю. Вторник (вечером) Канон Господу Иисусу, канон Богородице Одигитрии и Ангелу Хранителю. Среда(вечером) Канон Господу Иисусу, параклисис Богородице, Ангелу Хранителю, Св. Апостолам и (если кто имеет усердие) Св. Николаю. Четверг (вечером) Канон Животворящему Кресту, параклисис Богородице, канон Ангелу Хранителю. Пятница (вечером) Канон Иисусу Сладчайшему, акафист Богородице (непременно), канон Ангелу Хранителю, канон Всем Святым. 2 Как бы священник не был занят, он обязан с сердечным умилением вычитывать положенные молитвы перед Св. Причащением. Если затруднительно прочитать все «Правило перед Причащением» в один прием за вечерней молитвой после совершенной всенощной, то можно часть канонов прочитать заранее, а именно: в период от обеда до вечерней службы. В случае особо уважительных причин (например, вызов к больному) и в виде исключения, чтобы не оставлять прихожан без службы, допускается совершение литургии без полного приготовления (непременно прочитать молитвы перед Св. Причащением, а опущенное вычитать после литургии). Некоторые духовники разрешают в виде исключения, при недостатке времени, ограничиваться чтением канонов Спасителю, Божией Матери и Ангелу Хранителю. Правила Святых Соборов требуют, чтобы священнослужители совершали Божественную литургию не пивши и не евши (натощак) – VI Вселенский Собор, правило 29, Карфагенский собор, правило 58. В молитвенный круг священника, как ответственного за спасение всех членов семьи, включаются его жена, дети, родные и близкие. Нельзя отпускать молитву при наличии в доме посторонних (например, приезжих гостей).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/pas...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010