(26) Сие, о божественный отче, столп и утверждение истины, мы умоляем прочесть всем отцам и братии и всей полноте Церкви, и кроткими словами увещевать отца нашего кир авву Анастасия, славного предводителя благодатной обители богоносного отца нашего Евфимия, чтобы он перестал настаивать на своем, но, вместе с нами следуя по стопам богодухновенных отцов, говорил: «Святый Бог и Отец, Святой крепкий Сын, воплотившийся и нас ради распятый плотию, Святой бессмертный Дух Святой: единый Господь Саваоф, помилуй нас». И пусть не обвиняет ни нас, ни триблаженного патриарха Иоанна, будто по нашему убеждению Трисвятая песнь сказывается об одной из Богоначальных ипостасей. Ведь всякий, кто так мыслит или говорит, есть сообщник недомыслия низкого валяльщика. Потому что кто лучше меня знает образ мыслей блаженнейшего патриарха Иоанна? Никто. По правде сказать, он ни единого вероучительного вдоха ни разу не сделал, о котором бы не поведал мне, своему ученику. Почему же, пока священный муж был жив и мог высказываться, такого о нем не говорили? В лучшем случае это не более чем какие-то домыслы, не имеющие твердого основания. Пусть не злословят они ревнителя, дышавшего огнем православия, тельца 169 прославленного Иоанна, всякого пустословия гонителя и истребителя, приобщившегося к святейшим отцам богословия. Но да приветствуют его ревность и да восхвалят его как святейшего и прославленного [мужа]. Бог умиротворения, Отец Христа Бога нашего (ибо Он есть умиротворение наше) да исполнит сердца наши Духа -Святого, чтобы испытывать спорные мнения, да прогонит от нас всякое злое упрямство, умиротворяя Святую Церковь , которую стяжал для Него возлюбленный Сын Его, Пребожественный Иисус, честною Своею кровию. Молись за нас, богопочтенный, ибо ты почтен от Бога. (27) Нужно прибавить к нашему рассуждению и следующее: на священном приношении, при совершении божественных Тайн, после того, как народ произнесет Трисвятую песнь, иерей, как будто объясняя ее, говорит: «Свят еси, Царю вечный и всякия святости Господи и Подателю. Свят и единородный Твой Сын, Имже вся сотворил еси, Свят и Дух Твой Пресвятый, испытуяй вся и глубины Твоя Божия». Почему он не говорит: «Свят, Свят, Свят Царю веков, Свят, Свят, Свят единородный Твой Сын», но сообща Троице: «Свят, Свят, Свят», а каждой из ипостасей – единожды «Свят»? И при возвышении евхаристического Хлеба мы не говорим «трижды Свят» или «трижды Господь», но «Един Свят, Един Господь, Иисус Христос во славу Бога Отца со Святым Духом, Емуже слава».

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Damaskin...

Дух Святой, по мнению свят. Григория, исходит от Отца через Сына. Однако, это учение резко отличается от западной идеи «филиокве» – исхождения Святого Духа «и от Сына». Сын, по свят. Григорию, не есть причина бытия Святого Духа, а только как бы среда, через которую сила Отца передается Святому Духу. 6. В учении об ангелах свят. Григорий утверждает, что различие ангелов в достоинстве и положении обусловлено не различием их природы, а степенью их нравственного совершенства, зависящего от свободной воли. 7. В космологии свят. Григорий утверждает следующее: мир создан Богом из ничего. Чтобы объяснить как Бог, Существо духовное, мог создать противоположную Себе природу материи, свят. Григорий отрицает самобытие материи вне Промысла Божьего. Каждая вещь разлагается на совокупность качеств. Но если из понятия о любой вещи устранить цвет, очертание, вес, упругость, запах – то за устранением этих качеств не останется никакой материи. Качества же сами по себе – суть чистые представления. Если элементы материи умопредставляемы и духовны, то происхождение их от духовного и умопредставляемого – вполне естественно. 8. В отличие от Христологии свят. Григория Богослова , свят. Григорий Нисский утверждает, что две природы Христа – Божественная и человеческая – были соединены менее тесно во время земной жизни Христа и более совершенно – после воскресения. 9. В учении о спасении свят. Григорий синтезировал теорию выкупа Оригена с теорией дьявольского обольщения, выдвинутую свят. Григорием Богословом . 10). В эсхатологии свят. Григорий остается верен Оригену . Согласно ошибочному мнению свят. Григория, мировой процесс окончится апокатастасисом: после всеобщего воскресения, все грешники при помощи адского огня, очистятся. Такому врачеванию подвергнутся и демоны, и сам сатана. Это частное мнение свят. Григория Нисского противоречит общепринятому учению святых отцов Церкви. Глава девятая. Святитель Епифаний Кипрский § 1. Жизнеописание Свят. Епифаний родился в конце III – начале IV веков в селении Висандук в Финикии, в бедной еврейской семье. В девять лет он лишился отца. Мальчика взял на воспитание богатый иудей, в доме которого свят. Епифаний получил религиозное образование. С юности и во всю свою жизнь свят. Епифаний проявлял большую любовь к знаниям, особенно, к изучению языков. Он был полиглотом своего времени, так как в той или иной степени владел греческим, сирийским, коптским и латинским языками.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Дивное воистинну и новое показал еси чудо, дивный в высоких Господи, егда, по низпослании Пресвятаго Духа на избранныя ученики и апостолы, извел еси их на проповедь всему миру, да возвестят великое имя Пресвятыя Троицы и пленят вся языки в послушание веры: темже, чудящеся силе и действию богодухновенных словес их, с радостию зовем: Свят, свят, свят еси, Господи Боже наш, избравый немощная, худородная и буия мира, да посрамят крепкия, славныя и премудрыя. Свят еси, Господи Боже наш, воодушевивый безчисленныя сонмы мучеников, да тьмами мучений и смертей запечатлеют истину Евангелиа и силу благодати Христовой. Свят еси, Господи Боже наш, сердце равноапостольнаго Константина знамением Креста преклонивый, и тем конец лютым гонением на христиан положивый: Свят еси, Господи Боже наш, седмию вселенскими соборы богоносных Отец, яко седмию столпы, Церковь оградивый, и еретическим треволнением неприступну сотворивый. Свят еси, Господи Боже наш, богомудрым учителем и великим подвижником благочестия, яко пресветлым звездам на тверди Церкве, возсияти даровавый: Свят еси, Господи Боже наш, и владыку земли российския Владимирам свету истинныя веры наставивый, и темже всю страну нашу от прелести многобожия свободивый. Свят, свят, свят еси, Господи Боже наш, помилуй ны, падшее создание Твое, имене ради святаго Твоего. Кондак 8 Странно и чудно у дуба мамврийска узрев Тя Авраам во образе триех мужей, яки к единому беседоваше, глаголя: Господи, аще обретох благодать пред Тобою, не мини раба Твоего: трием убо, в триех явльшихся ему лицах, Отцу, и Сыну, и Святому Духу, единому же в существе Богу, до земли поклонися, зовый: Аллилуиа. Икос 8 Весь еси везде и всегда, не точию могуществом неизчетныя силы Твоея, но и богатством вседетельнаго промышления Твоего о всяцем создании Твоем: нам же, якоже рече Сын Твой, и власи главнии вси изочтени суть у Тебе, да ни един от них падет без воли Твоея: темже, уповающе на промысл Твой, со дерзновением и любовию зовем: Свят, свят, свят еси, Господи Боже наш, благоволивый всему роду человеческому разделитися на племена и языки, и коемуждо их место и время жительства указавый.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=102...

После кончины еп. Диания на кафедру Кесарии Каппадокийской был поставлен еп. Евсевий (не путать с Евсевием, епископом Кесарии Палестинской). Он и рукоположил свят. Василия во пресвитера, когда последнему было 34 года. Во время голода в Каппадокии свят. Василий продал свое имение и отдал деньги голодающим. После смерти епископа Евсевия около 370 года, на кафедру Кесарии Каппадокийской был избран свят. Василий. Решающую роль в избрании свят. Василия на епископскую кафедру сыграл отец свят. Григория Богослова , еп. Григорий, который, как и еп. Дианий, по своей простоте подписался под арианскими решениями Соборов, бывших в Аримине в 359 году и в Константинополе в 360 году. Сделавшись епископом, свят. Василий занял строго православную позицию и вскоре принял знамя борьбы против арианства из рук свят. Афанасия Великого , скончавшегося в 373 году. Вместе с двумя другими отцами-каппадокийцами, свят. Василий вывел так называемую новоникейскую партию на путь истинно православного исповедания. В самом начале своей архипастырской деятельности, в 371 году, свят. Василий категорически отказался исполнить приказ императора Валента о том, чтобы войти в общение с арианскими епископами и не употреблять термин «единосущный». 6 января 375 года произошла встреча святителя и императора Валента. Благодаря разумной твердости и душевному благородству свят. Василия, император разорвал уже подписанный указ о его изгнании и оставил ему богатые пожертвования. Деятельность свят. Василия не ограничивалась его собственной епархией, но простиралась на всю Церковь . Он старался привести к единству многочисленные враждовавшие между собой партии противников арианства. Также свят. Василий старался поддерживать связь с западными епископами, развеивая их подозрения в отношении некоторых своих союзников. В связи с этой деятельностью свят. Василий много пострадал, как от ариан, так и от некоторых слишком резких ревнителей Православия, упрекавших святителя за соглашательство с полуарианами. Изнурив свое здоровье всежизненным аскетическим подвигом свят. Василий скончался в возрасте 49 лет, 1 января 379 года, так и не дожив до торжества православной веры на Втором Вселенском Соборе в 381 году. Его кончина была оплакана не только христианами, но даже язычниками и иудеями, на которых простирались благотворительность и человеколюбие святителя Василия, не случайно названного Великим.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

И в сей Ангельской песни такожде разумеем, якоже и во аллилуии, в божестве Троицу и единицу: святый Боже Отец, святый крепкий Сын, святый безсмертный Дух Святый, таже «помилуй нас», а не «помилуйте нас». Се еже со Трисвятым исповедуем в трех ипостасех быти Бога, и еже «помилуй нас» едино божество: еднн бо Бог Троица, а не три. И Херувимская песнь: свят, свят, свят, Господь Саваоф, подобне являет, якоже аллилуия и святый Боже. Трижды «Свят», ради триипостаснаго божества, и «Господь Саваоф» ради единаго существа. Свят Отец, свят Сын, свят Дух Святый, таже: Господь Саваоф, сиречь Господь сил. По Дионисию Ареопагиту , се убо един Господь сил святая Троица, а не три господы. Сице и во аллилуия: 3-жды ради Троицы, и слава Тебе, Боже ради единицы, зане Бог в Троице и во единице славословится и веруется и исповедуется. Сице держит и мудрствует святая восточная апостольская церковь, якоже приять свыше и из начала писаное и неписаное предание от святых Апостолов и от богоносных отцов и вселенских соборов и прочих». Таковое изъяснение собора 1667 г. о тройственном аллилуия с приглашением слава Тебе, Боже, что в оном прославлястся Троица и единица, – троица лиц и едино Божество, согласно всем отеческим писаниям и песнопениям церковным. В подтверждение сказанного в сем изъяснении приведу из старопечатного Соборника, из слова на Пасху святого Григория Богослова : «Двема убо крылома (серафимы) лица свои покрывают, двема же ноги, прочима же двема летают и вопиют: Свят, свят, свят, Господь, славяще Святую Троицу тремя святъбами, собираемыми во едино господство: воеже бо глаголати потрижды свят, три составы назнаменует, а воеже прирещи единою Господь, едино славят божество, якоже и Афанасию Великому любомудрствовася». Дозде из Соборника. Итак, присмотритесь, какое великое различие между основанием, указанным в определении Стоглава о двойственном аллилуия, которое заимствовано от откровения Евфросинову ученику, исполненного нелепыми толкованиями о вочеловечении и воскресении в божестве Бога Отца и Святаго Духа, и между основанием определения о тройственном аллилуия на соборе 1667 r., которое, согласно с учением богоносных отцов о серафимской песни Свят, свят, свят, Господь Саваоф, содержит в себе исповедание троичности лиц и единства божества в Троице, каковым исповеданием наполнены все церковные песнопения, согласно и с учением древней греко-российской церкви об аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

В 381 году свят. Мелетий рукоположил свят. Иоанна в диакона, а в 386 году еп. Флавиан, преемник свят. Мелетия, – во пресвитера. Свят. Иоанну было тогда около сорока лет. Став священником, он широко развил благотворительную деятельность в Антиохии. Кроме этого, он прославился своими замечательными проповедями, которые говорил на самые разные случаи. В 397 году свят. Иоанн был возведен, против своего желания, на Константинопольскую кафедру, где перед ним открылось широкое поле архипастырской деятельности. Будучи пламенным и искренним проповедником высокого евангельского идеала свят. Иоанн не всем пришелся по вкусу в столице империи. Он совершал длинные богослужения, не устраивал приемов, не дорожил дружбой с сильными мира сего, заступался за обижаемых, обличал роскошь и многочисленные пороки жителей столицы, был требователен к клиру и монашествующим. Все это вскоре доставило ему массу недоброжелателей, сама императрица Евдоксия оскорбилась обличениями легкомысленности дам высшего света. Вскоре конфликт с императрицей еще более обострился. Высшей критической точки положение свят. Иоанна в Константинополе достигло после того, как в 401 году в столицу прибыли пятьдесят египетских монахов, отлученных архиеп. Феофилом Александрийским по обвинению в оригенизме. Свят. Иоанн не нашел, что монашествующие разделяют заблуждения Оригена и желал объясниться с архиеп. Феофилом. Но последний уже готовился предъявить свят. Иоанну серьезное обвинение в новой «ереси» – поддержке оригенизма. С этой целью архиеп. Феофил привлек на свою сторону маститого старца свят. Епифания Кипрского , знаменитого, но не всегда объективного ересеолога. (Парадоксальна сама постановка вопроса: как мог свят. Иоанн, будучи типичным представителем сирийско-антиохийской школы, сочувствовать противоположным богословским взглядам александрийцев-оригенистов?). В результате, при поддержке императора Аркадия, в 403 году архиеп. Феофил провел т. н. «Собор при дубе». Свят. Иоанн трижды отклонил предложения явиться на его заседания. На Соборе, кроме оригенизма, свят. Иоанну вменяли целый ряд административных «преступлений». В результате он был «низложен» и приговорен к ссылке, хотя выдвигалось требование и о казни святителя. После удаления свят. Иоанна из столицы произошло сильное землетрясение. Испуганная императрица Евдоксия просила вернуть святителя, что и было исполнено на радость паствы.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

«Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!» С этими блаженными силами и мы, Владыко Человеколюбец, восклицаем и глаголем: свят Ты и пресвят – Ты и Единородный Твой Сын и Дух Твой Святой, Свят Ты и пресвят, и великолепна слава Твоя Анафора литургии ап. Иакова 24 Тебя воспевают небеса и небеса небес, и все силы их; и солнце, и луна, и весь хор звёзд; земля, море и всё, что в них; Иерусалим небесный, собрание избранных, Церковь первородных, записанных на небесах, души праведников и пророков, души мучеников и апостолов, ангелы, архангелы, престолы, господства, и начала, и власти, и силы страшные, и многоокие херувимы, и шестокрылые серафимы, которые двумя крыльями покрывают лица свои, а двумя – ноги; и, летая (при помощи) двух, они взывали друг ко другу непрестанными устами, неумолкающими богословиями победную песнь великолепной Твоей славы, ясным голосом воспевая, восклицая, славословя, взывая и глаголя: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, полно небо и земля славой Твоей». «Осанна в вышних, благословен Пришедший и Грядущий во имя Господне, осанна в вышних!» Свят Ты, Царь веков и всякой святыни Господь и Податель; Свят и единородный Твой Сын, Господь наш Иисус Христос , через Которого Ты все сотворил; Свят же и Дух Твой Всесвятой, исследующий все, (как) и глубины Твои, Бога и Отца. Анафоры восточно-сирийского типа Анафора апп. Аддая и Мари 25 Величию Твоему, Господи, поклоняются тысяча тысяч небесных сил и мириада мириад ангелов, и воинства духовные, служители огня и духа, Твоё имя прославляющие, вместе с херувимами и святыми серафимами беспрестанно вопия и славословя. И возглашают друг другу и глаголют: «Свят, свят, свят Господь Саваоф. Исполнены небо и земля Его славы». [«Осанна в вышних, осанна сыну Давидову! Благословен пришедший и грядущий во имя Господне! Осанна в вышних!»] И вместе с воинствами сими небесными благодарим Тебя, Господи. Анафоры эфиопского типа Анафора апостолов 26

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Zheltov...

И в сей ангельской песне такожде разумеем, якоже и во аллилуии, в божестве Троицу и единицу: святый Боже Отец, святый крепкий Сын, святый бессмертный Дух Святый, таже «помилуй нас», а не «помилуйте нас». Се еже со Трисвятым исповедуем в трех ипостасех быти Бога, и еже «помилуй нас» едино божество: един бо Бог Троица, а не три. И Херувимская песнь: свят, свят, свят, Господь Саваоф, подобий являет, якоже аллилуия и святый Боже. Трижды «Свят», ради триипостасного божества, и «Господь Саваоф» ради единого существа. Свят Отец, свят Сын, свят Дух Святый, таже: Господь Саваоф, сиречь Господь сил, по Дионисию Ареопагиту : се убо един Господь сил святая Троица, а не три господа. Сице и во аллилуии: 3-жды ради Троицы, и слава Тебе, Боже, ради единицы: зане Бог в Троице и во единице славословится, и веруется и исповедуется. Сице держит и мудрствует Святая Восточная и Апостольская Церковь , якоже прият свыше и изначала писаное и неписаное предание от святых апостолов и от богоносных отцов и Вселенских Соборов и прочих». Таковое изъяснение Собора 1667 г. о тройственном аллилуия с приглашением слава Тебе, Боже, что в оном прославляется Троица и единица, – троица лиц и едино Божество, согласно всем отеческим писаниям и песнопениям церковным. В подтверждение сказанного в сем изъяснении приведу, слова из старопечатного Соборника, из поучения на Пасху святого Григория Богослова : «Двема убо крылома (серафимы) лица свои покрывают, двема же ноги, прочима же двема летают, и вопиют: Свят, свят, свят, Господь, славяще Святую Троицу треми святбами, собираемыми во едино господство: воеже бо глаголати по трижды свят три составы назнаменуют, а воеже прирещи единою Господь, едино славят божество, якоже и Афанасию Великому любомудрствовася». Дозде из Соборника. Итак, присмотрись, какое великое различие между основанием, указанным в определении Стоглава о двойственном аллилуия, которое заимствовано от откровения Евфросинову ученику, исполненного нелепыми толкованиями о вочеловечении и воскресении в божестве Бога Отца и Святого Духа, и между основанием определения о тройственном аллилуия на Соборе 1667 г., которое согласно с учением богоносных отцов о серафимской песне: Свят, свят, свят, Господь Саваоф, содержат в себе исповедание троичности лиц и единства божества в Троице, каковым исповеданием наполнены все церковные песнопения, согласно и с учением древней Грекороссийскои Церкви об аллилуия.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Prusskij...

По видению Исаии ( Ис.6:3 ) ангельские духи взывали Господу Богу сил, седящему на превознесенном престоле славы, как Богу крепкому, всесильному, воеводе небесных сил, победителю вражиих сонмищ и смерти, песнь: свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь вся земля славы Его. Ему, облекшемуся в плоть человеческую и для попрания врагов израильских грядущему в Иерусалим, как Царю всевышнему, пресвятому, еврейские отроки изъявляли радость, воспевая: осанна в вышних, благословен грядый во имя Господне. Церковь , согласно с ангелами как бы едиными с ними устами, воспевает в литургии Триипостасному Богу и воплощенному Божию Слову победную песнь, сложенную из этих ангельских и человеческих слов. §40. Четыре слова: «поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще» Четыре эти слова: поюще, вопиюще, взывающе и глаголюще отнюдь не означают поднебесного мира, из четырех стихий составленного, как некоторые утверждают, или небесного, разделяемого на четыре части, т.е. на восток, запад, юг и север, в которых слава Божия проповедуется словами: исполнь небо и земля славы Твоея; но более знаменуют тех четырех животных, в виде которых, как явствует из Писания, являются херувимы. Св. Герман говорит: «поюще – говорится об орле, вопиюще – о воле, взывающе – о льве, глаголюще – о человеке». Человек, одаренный разумом, образуя собою херувимские силы и четверовидных животных, вопиет: «Свят, Свят, Свят: т.е. трисвятой и единый Бог сил. Свят Отец, истинно святой и блаженный; Свят Сын, как Слово Божие и образ Ипостаси Его; Свят и Дух Святой, от Отца исходящий и в Сыне почивающий, и освящающий всяческая. И посему четверовидные животные попеременно один за другим восклицают, – первое во образе льва вопиет Свят, другое во образе вола или тельца вопиет Свят, третье во образе орла вопиет Свят, а четвертое во образе человека взывает Господь Саваоф». §41. Звездица поднимается с дискоса Приим святую звездицу. По востании Христове из гроба и по откровении Св. Даров, наконец, снимается и печать, которую доселе представляла звездица, когда поется победная песнь Свят, Свят и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/Veniamin_Krasn...

Во время Великого Поста и Светлой Седмицы 348 года, будучи иерусалимским пресвитером, свят. Кирилл произнес знаменитые катехизические поучения, которые и составили основу его богословского наследия. В русском переводе с греческого языка сборник творений свят. Кирилла озаглавлен «Огласительные и тайноводственные поучения». Эти поучения или слова состоят из: 1) поучения предогласительного – введения в катехизис для готовящихся к крещению; 2) 18-ти огласительных поучений, обращенных к оглашенным, готовящимся креститься на Пасху; 3) 5-ти тайноводственных поучений, где излагались основные сведения о важнейших христианских таинствах, отсюда и термин тайноводство (μυσταγωγα). Далее имеются беседа свят. Кирилла «О расслабленном при купели», «Послание к императору Констанцию о явившемся на небе светозарном знамении Креста, которое видимо было во Иерусалиме», а также три отрывка из слова «О браке в Кане Галилейской» и цитата из слова на евангельский текст «Гряду ко Отцу Моему». Свят. Кириллу приписывается слово «На Сретение, и на Симеона Богоприимца», но он не мог являться его автором, так как праздник Сретения был установлен только в VI веке по Р. X. Очевидно, свят. Кирилл много проповедовал, будучи первосвятителем Иерусалимской Церкви, но, к сожалению, эти проповеди не сохранились, так как, вероятно, говорились без подготовки и не были записаны. § 3. Учение 1.      Наиболее глубокие христианские догматические истины свят. Кирилл считал невозможным открывать неподготовленным. В своих воскресных доступных беседах он преимущественно разъяснял нравственное содержание христианского учения, непременно опираясь на Священное Писание. Сочинения свят. Кирилла насыщены цитатами из Новаго и (реже) Ветхого Заветов. 2. Догматические взгляды свят. Кирилла могут быть сведены к следующему. Фактически опровергая арианское учение, свят. Кирилл не упоминает имени Ария и кого-либо из ариан. Свят. Кирилл не использует точного текста Никейского Символа Веры , а использует Символ Веры Иерусалимской Церкви. Развивая учение о полном равенстве Бога Отца и Бога Сына, он ни разу не упоминает термина «единосущный». Это характеризует его особую осторожность и такт. «Отец и Сын – одно», – утверждает Сам Иисус Христос. Это же утверждает и свят. Кирилл. Слово же «единосущный» не упоминается в Священном Писании, и поэтому свят. Кирилл его избегает, как и свят. Дионисий Александрийский , и многие другие богословы той эпохи. Свят. Кирилл советует не любопытствовать о естестве или Ипостаси. Он говорит: «Если бы было написано (в Священном Писании – и. В.Ф.) – сказали бы и мы, а чего не написано, о том не осмелимся и говорить».

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010