И, наконец, самая «важная» богословская неточность была допущена свят. Иларием в учении о Святом Духе. По свят. Иларию, Святой Дух является, как бы подчиненным объектом в Святой Троице. К сожалению, эта богословская неточность свят. Илария и подобные суждения блаж. Августина легли в основу всего дальнейшего западного богословия и привели к догматизации «филиокве» (лат. «filioque»; учение об исхождении Святого Духа «от Отца и Сына " ). 4. Несмотря на свои богословские неточности, свят. Иларий Пиктавийский должен быть признан первым богословом запада, серьезно и, в целом, правильно исследовавшим Тринитарный и отчасти Христологический вопросы. Глава тринадцатая. Святитель Амвросий Медиоланский § 1. Жизнеописание Если свят. Илария сравнивают со свят. Афанасием, то в биографии свят. Амвросия Медиоланского можно усмотреть некоторое сходство с биографией свят. Василия Великого . Кроме того, последние при жизни знали друг о друге и пользовались взаимным уважением. Святитель Амвросий родился около 340 года в Галлии. Он принадлежал к знатному христианскому роду, который прославился несколькими христианскими мучениками. По обычаю времени свят. Амвросий не был крещен в детстве. Большую роль в формировании у свят. Амвросия христианского мировоззрения сыграла его старшая сестра Марцеллина. Отец свят. Амвросия, префект Галлии, предназначал сына к государственной деятельности. Святитель получил образование в Риме, где рано выдвинулся благодаря своему ораторскому дарованию. Около 374 года он, находясь в Медиолане (Милане), занимал пост консуляра Верхней Италии. В том же году в Медиолане скончался епископ Авксентий. Вопрос о его преемнике вызвал упорную борьбу между православными и арианами. Партии сошлись на свят. Амвросии, явившемся поддерживать порядок на собрании. Он единодушно был избран во епископа, несмотря на то, что еще только готовился ко крещению. Как архипастырь, свят. Амвросий был «радостный с радующимися и плачущий с проливающими слезы». Он усердно предавался изучению богословия и в то же время умел, благодаря своему дипломатическому такту, сосуществовать с властью, часто находившейся под влиянием ариан.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

После пяти лет пустыннической жизни архиеп. Феофил причислил свят. Кирилла к клиру, поручив ему проповедование. В 403 году Кирилл в качестве диакона, вместе с архиеп. Феофилом, был в Константинополе на «Соборе под дубом», неправедно осудившем свят. Иоанна Златоуста . В отношении к свят. Иоанну, свят. Кирилл долго оставался типичным александрийцем своего времени. Когда в 417 году мощи свят. Иоанна Златоуста перенесли в Константинополь, свят. Кирилл писал: «Если Иоанн епископ, то почему Иуда не апостол?». Однако, недоверие свят. Кирилла к константинопольской кафедре неожиданно сыграло положительную роль в его борьбе с действительным еретиком, архиеп. Несторием. В 412 году умер архиеп. Феофил, и на Александрийскую кафедру был избран свят. Кирилл. Тогда в Александрии еще сильны были язычники и иудеи. Свят. Кирилл повел решительную борьбу и с теми, и с другими. К описываемому периоду архипастырской деятельности свят. Кирилла относится перемена в лучшую сторону его отношения к свят. Иоанну Златоусту , случившаяся около 418 года под влиянием бывшего ему видения, а также благодаря преп. Исидору Пелусиоту . С 428 года заботы свят. Кирилла были устремлены на охранение Вселенской Церкви от несторианства. В тот год император Феодосий II пригласил на константинопольский престол из Антиохии пресвитера Нестория, надеясь найти в нем второго Златоуста. Несторий был подвижником строгой жизни, но отличался самонадеянностью. Вслед за пресвитером Анастасием, которого он взял с собою из Антиохии, Несторий начал распространять мысль, что не должно называть Пресвятую Деву Марию «Богородицею», а только «Христородицею». Он не признавал ипостасного соединения естеств в Иисусе Христе, по которому человеческие свойства усвояются в Нем Божеству и Божеские свойства усвояются естеству человеческому. Несторий допускал такой их союз, какой бывает между двумя совершенно отдельными лицами, по единству нравственного достоинства или могущества и власти (например, между двумя друзьями). В столице поднялось волнение, но Несторий начал гонение против несогласных. Когда свят. Кирилл узнал, что в монастырях его епархии распространяются несториевы проповеди, то написал «Послание к монахам египетским», в котором, не называя имени Нестория, обличал его учение. Послание достигло Константинополя и оказало поддержку защитникам Православия. Несторий чувствовал себя оскорбленным.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Молитву Господню читай всегда неспешно, спокойно, с размышлением, полагая на сердце каждое слово и давая должный вес каждому слову. Это великая молитва . Она заключает в себе прошения о всех наших благах, необходимых для нас. Она истинно вместилище и источник всех благ. О, если б дети (да и все христиане) научились всегда говорить ее от всей души, какие они были бы благословенные Самим Господом дети! Тропари троичные, то есть священные песни со славословием Пресвятой Троице. Воставше от сна, припадаем Ти (Тебе), Блаже (благий Боже), и ангельскую песнь вопием Ти (Тебе), Сильне (Сильный): Свят, Свят, Свят ecu, Боже, Богородицею помилуй нас (то есть ради всесильных молитв Богородицы помилуй нас, то есть ради молитв за нас Богородицы), ибо Она, пресвятая, преблагословенная, молится за нас день и ночь. Здесь вспомни, что наш долг – вечно поклоняться Отцу и Сыну и Святому Духу, Богу в Троице. И потому лишь только ты встал с постели, тотчас поклоняйся своему всеблагому и всемогущему Творцу с благодарною молитвою к Нему. Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. От одра (с ложа, с постели) и сна воздвигл мя ecu (поднял меня), Господи, ум мой просвети и сердце (источник жизни для нас), и устне (рот) мои отверзи, во еже (чтобы) пети Тя (воспевать Тебя), Святая Троице: Свят (относится к Отцу), Свят (к Сыну), Свят (относится к Духу Святому) ecu, Боже (единый в Трех Лицах), Богородицею помилуй нас (по причине беспримерного, совершенного угождения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы Всесвятому Богу – молитвы Ее к Богу всесильны). Потому мы в весьма многих молитвах просим Господа помиловать нас ради Ее святых и всесильных молитв, ибо наши молитвы грешны, хладны и недостойны Бога. И ныне и присно и во веки веков (то есть слава Отца и Сына и Святого Духа вечна, а не вчера или сегодня или за тысячу лет назад началась). Аминь. Истинно так. Напрасно (вдруг, неожиданно, внезапно) Судия (то есть общий всех нас) приидет, и коегождо (каждого) деяния (дела) обнажатся (откроются, обнаружатся), но страхом зовем в полунощи (со страхом взываем, молимся Тебе в полночь): Свят, Свят, Свят ecu, Боже (Свят, Свят, Свят Ты, Бог наш), Богородицею помилуй нас. Здесь вспомни живо о том, что мы все пойдем на суд к Господу Богу давать отчет за всю свою жизнь, за все дела, слова и помышления. Называя Бога по достоинству Святым, мы сами должны всеусильно стараться быть святыми, как Он свят, ибо Он сотворил нас по образу Своему чистыми, безгрешными и святыми.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

4. В гимнографических сочинениях свят. Андрея, посвященных событиям пасхального цикла, автор часто возвращается к своей излюбленной идее: исповеданию и славословию Христа Богом и Спасителем мира. Оглядывая окружающий мир любящим взором, свят. Андрей высказывает в гимнах свое желание всем спасения во Христе. Он не смотрит на внешнее положение людей и хочет, дабы все достигли полноты духовной жизни. 5. В духовных стихах, посвященных антимонофелитским постановлениям Шестого Вселенского Собора, свят. Андрей исповедовал православное учение и прямо говорил, что во Христе два действия и два хотения. Глава четвертая. Святитель Косма Маиумский §1. Жизнеописание Свят. Косма Маиумский родился, вероятно, около 675 года в Иерусалиме. Известно, что его родители погибли в Иерусалиме в малолетство свят. Космы. Возможно, они, будучи христианами, были убиты мусульманами, господствовавшими тогда в городе. Около 676 года свят. Косма был усыновлен дамасским вельможей и сделался названным братом преп. Иоанну Дамаскину . Свят. Косма получил образование под руководством семейного воспитателя, сицилийского монаха Космы, выкупленного из плена. Завершив образование юношей, монах Косма удалился в лавру Преп. Саввы Освященного. Именно свят. Косма вдохновлял преп. Иоанна Дамаскина на составление посланий в защиту иконопочитания. Около 732 года свят. Косма, вслед за своим нареченным братом, поступил в лавру Преп. Саввы Освященного, после того, как преп. Иоанна Дамаскина постигло известное испытание при дворе дамасского калифа. В лавре свят. Косма, так же как и его нареченный брат, много занимался гимнографией. Подобно преп. Ионну Дамаскину, свят. Косма тоже был особым избранником Матери Божией. Согласно преданию, он сподобился Ее явления, после составления одного из ирмосов, особенно угодного Богородице. Около 743 года, по другим данным около 735 года, свят. Косма против своей воли, был избран Собором Иерусалимской Церкви и поставлен во епископа города Маиюма (иначе Констанции), находившегося в Палестине, близ Газы. Преп. Иоанн до конца своей жизни сохранил теплые отношения со своим нареченным братом и питал к нему глубокое уважение. Свят. Косма пережил преп. Иоанна и скончался в глубокой старости, более ста лет от роду, около 787 года. Память его совершается в день преставления, 12/25 октября.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Первоначальное воспитание свят. Григорий получил от своей матери Нонны. Свое образование он продолжил в Кесарии. Александрии и Афинах. Приняв крещение в 27 лет. свят. Григорий стал проводит жизнь в тихом уединении. Монашеская жизнь была его высшим идеалом. В 30-летнем возрасте свят. Григорий был посвящен собственным отцом во пресвитера. Свят. Григорий противился этому и потому вскоре после рукоположения удалился в пустыню, но через год вернулся, чтобы помогать отцу в управлении епархией. Примерно в то же время престарелый еп. Григорий Назианзин без долгих размышлений и борьбы подписал арианские формулы Ариминийского (359 г.) и Константинопольского (360 г.) Соборов. Это внесло смущение в жизнь епархии, так как монашество выступило на борьбу за чистоту Православия. Свят. Григорию-сыну пришлось применить большие усилия для взаимного примирения сторон. В 40-летнем возрасте свят. Григорий Богослов был посвящен во епископы для небольшой провинциальной общины селения Сасим. Случилось сие против его воли, по требовательному настоянию его друга свят. Василия Великого , в целях церковно-политической борьбы последнего. После посвящения свят. Григорий снова отправился в пустыню, но по настоянию отца опять вернулся в Назианз. Вскоре его благочестивые родители скончались: в 374 году – отец, а за ним и мать. Брат и сестра скончались еще раньше. Свят. Григорий некоторое время был временно управляющим Назианзской епархией, а затем, чтобы посвятить себя созерцательной жизни, удалился в один из монастырей Селевкии, где провел более трех лет. Здесь он получил известие о смерти своего друга и единомышленника свят. Василия Великого . С кончиной свят. Василия в 379 году, знамя борьбы с арианством перешло к свят. Григорию Богослову . Именно к нему обращаются взоры большинства ревнителей Православия. По просьбе паствы он возглавил православную общину Константинополя, противостоя архиеп. Демофилу Константинопольскому, арианину. Первоначально свят. Григорий имел в своем ведении только одну маленькую домовую церковь , символично названную им в честь Воскресения Господня; с нее и началось победоносное шествие Православия. Святителю пришлось вести борьбу в это время не только с арианами, но и с аполлинаристами и другими еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В качестве архидиакона и секретаря свят. Александра он принимал участие в Первом Вселенском Соборе. Благодаря своей энергии, уму и красноречию свят. Афанасий имел огромное влияние на решения Собора. Очень важно отметить, что в жизни свят. Афанасия определяющую роль сыграла церковно-богословская позиция его учителя – свят. Александра Александрийского . Эту от начала до конца антиарианскую позицию, свят. Афанасий отстаивал всю жизнь. После кончины архиепископа Александра, последовавшей вскоре после Собора, свят. Афанасий был выбран на Александрийскую кафедру. В 326 году (по другим данным, в 328) собором епископов он был хиротонисан во епископа Александрийского. Вся дальнейшая жизнь свят. Афанасия была беспрерывной борьбой за Святое Православие. Большую часть своего 47-летняго епископства свят. Афанасий провел в изгнании и ссылке. Пять раз он вынужденно оставлял свою кафедру и столько же раз возвращался на нее. Несколькими Соборами, под давлением императоров, свят. Афанасий был низлагаем, однако, через какое-то время эти низложения отменялись. Хронология жизни свят. Афанасия, периода его архипастырского служения, такова: 336 г. – низложение Тирским Собором и ссылка; 337 г. – возвращение из ссылки; 339 г. – вынужденное бегство в Рим; 341 г. – признание Афанасиева учения Римским Собором; 346 г. – возращение на Александрийскую кафедру; 355 год – осуждение свят. Афанасия западным Миланским Собором; 356 г. – вынужденное бегство в египетскую пустыню; 361 г. – возращение на Александрийскую кафедру; 362 г. – свят. Афанасий созывает первый со времен Никеи православный Собор на востоке; 362 г. – ссылка в Фиваидскую пустыню; 364 г. – возращение на Александрийскую кафедру; 365 г. – изгнание из Александрии по приказу императора; 366 год – окончательное восстановление на Александрийском престоле. В условиях охватившей Церковь апостасии – повсеместного отступления от решений Вселенского Собора, – трудно переоценить роль свят. Афанасия, посвятившего свою жизнь борьбе за никейское исповедание.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

В древнейших евхологионах имеются лишь краткие указания о пении Серафимского гимна, иногда одним словом «Свят» (Барбериновский 77, литургия Василия Великого ) 307 , иногда же – «Свят, Свят, Свят» (Севастьяновский IX века 308 , Порфирьевский IX века 309 ). В Барбериновском же в литургии Иоанна Златоуста такое указание вообще отсутствует 310 , но это не значит, что гимна не произносили. Лаконичные указания можно назвать для литургических записей традиционными, так как этот гимн широко был известен в Церкви и употреблялся не только в литургиях Василия Великого и Иоанна Златоуста . В Мессинском свитке литургии апостола Марка (983 года) Серафимский гимн представляет своеобразное соединение киддуша из книги пророка Исаии 311  с Трисвятым: «Святый Боже, Святый Крепкий Святый Бессмертный, Господь Саваоф! Полны небо и земля святыя славы Твоея» 312 . В Россанском кодексе ( ΧΙ– ΧΙΙ века) и в Ватиканском свитке (1207 года), в литургии апостола Марка: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полно небо и земля святыя славы Твоея» 313 . Но в том же Россанском кодексе, в литургии апостола Иакова: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф! Полно небо и земля славы Твоея. Осанна в вышних! Благословен Пришедший и Грядый во имя Господне. Осанна в вышних» 314 . В литургии апостолов Фаддея и Мария: «Свят, Свят, Свят Господь Бог Саваоф! Полны небеса и земля славы Его» 315 . Гимн «Тебе поем» древний. В таком же изложении, в каком существует в наше время, он приводится в «Завещании» как ответ народа на доксологии, которыми епископ начинал предрассветную и утреннюю службы 316 . Но в том же «Завещании» употребление его на Евхаристии не указано 317 . Не говорится о нем и в Климентовой литургии 318 . Его нет в литургиях апостола Марка 319 , апостола Иакова 320 , апостолов Фаддея и Мария 321 , в анафорах Нестория 322  и Кирилла Александрийского 323 . В Барбериновском евхологионе он уже упоминается 324 . Гимн «Достойно есть» представляет сложение двух песнопений: «Достойно есть, яко воистинну блажити Тя, Богородицу», составленного на Афоне в 980 году 325 , и ирмоса 9-й песни трипеснца Великой Пятницы (творение Космы Маюмского, t после 743 года) «Честнейшую херувим» 326 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Из названных сочинений наиболее значим патерик «Жития отцов», состоящий из двадцати биографий святителей и преподобных Галлии, отчасти современников автора. Прославленное церковно-историческое сочинение свят. Григория – «Церковная история франков». Это всемирно-историческая летопись, с главной идеей торжества Церкви Христовой и благочестия над ересью и пороком. Начиная с IV-oй книги, летопись приобретает лично-мемуарный характер, но от этого ее ценность лишь возрастает. Широту взглядов свят. Григория демонстрирует факт написания им трактата по астрономии в связи с литургикой. Трактат был значим для своего времени. Язык свят. Григория – латинский с большой примесью варваризмов. Однако недостатки языка и литературной формы покрываются драматизмом, образностью и свежестью повествования свят. Григория. §3. Учение 1.      Агиографическое наследие свят. Григория Турского образует самый большой для своего времени свод жизнеописаний святых. Его жития помимо фактологической стороны, обладают аскетической и нравственной ценностью. Это подлинные патериковые «иконы» святых. 2. Свят. Григорий внимательно следит и старательно отделяет языческие суеверия, весьма распространенные в его эпоху, от истинных чудес. 3. В качестве примера патерикового сказания свят. Григория приведем рассказ о его двоюродном деде, свят. Никите Лионском. Восьмилетним мальчиком свят. Григория привели к свят. Никите, находившемуся на одре болезни. Тот умилился и приголубил внука, но при этом тщательно закрылся туникой, чтобы не коснуться обнаженного тела ребенка и не возбудить в себе плотской чувственности. Свят. Григорий видит в этом поступке свят. Никиты пример целомудрия: если совершенный подвижник прибег к подобной предосторожности, то насколько же несовершенным людям нужно быть трезвенными, дабы избегать плотской чувственности. 4. Свят. Григорию присуще внимательное отношение к знакам и знамениям в жизни человека или народов. Особая духовная чуткость святителя позволяет ему видеть сокрытую от других духовную сущность происходящего.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/pu...

Рядом с ней простоволосая Пашенька-преблаженная, вся в черном, худенькая и юркая. Была богатая, да сгорели у ней малютки-детки, и стала она блаженненькой. Сидит и шепчет. А то и вскрикнет: «соли посолоней, в гробу будешь веселей!!» Так все и испугаются. У нас боятся, как бы она чего не насказала. Сказала на именинах у Кашиных, на Александра Невского, 23 ноября: — «долги ночи — коротки дни», а Вася ихний и помер через неделю в Крыму, чахоткой! Очень высокого роста был — «долгий». Вот и вышли «коротки дни». Еще — курчавый и желтозубый, Цыган, в поддевке и с длинной серебряной цепочкой с полтинничками и с бубенцами. Пашенька дует на него и все говорит — цыц! Он показывает ей серебряный крест на шее и все кланяется, — боится и он, должно быть. Трифоныч, скорняк Василь-Василич, который говорит так, словно читает книжку. Потом, во весь сундук, певчий Ломшаков. Он тяжело сопит и дремлет, лицо у него огромное и желтое — от водянки. Еще, разные. Но после солдата интересней всего — Подбитый Барин. Он стоит у окна, глядит на сугробы и все насвистывает. Кажется, будто он один в комнате. А то поглядит на нас и сделает так губами, словно у него болит зуб. Горкин сегодня — как будто гость: на нем серенький пиджачок отца, брюки навыпуск, а на шее голубенький платочек. А то всегда в поддевке. Входит отец, нарядный, пахнет от него духами. На пальце бриллиантовое кольцо. Совсем молодой, веселый. Все поднимаются. – С праздником Рождества Христова, милые гости, — говорит он приветливо, — прошу откушать, будьте, как дома. Все гудят: «с Праздничком! дай вам Господь здоровьица!» Отец подходит к лежанке, на которой стоят закуски, и наливает рюмку икемчика. Василь-Василич наливает из графинов. Барин быстро трет руки, словно трещит лучиной, вертит меня за плечи и спрашивает, сколько мне лет. – Ну, а семью семь? Врешь, не тридцать семь, а… сорок семь! Гм… Отец чокается со всеми, отпивает и извиняется, что едет на обед к городскому голове, а за себя оставляет Горкина и Василь-Василича. Барин выхватывает откуда-то из-под воротничка конвертик и просит принять «торжественный стих на Рождество»: С Рождеством вас поздравляю И счастливым быть желаю, Не придумаю, не знаю, — Чем вас подарить?.. Нет подарка дорогого, Нет алмаза золотого, Подарю я вам.. два слова! Ни-когда! На-всегда!

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=695...

— Доброе утро, уважаемая Агния Львовна! — сказал Иннокентий и слегка привстал со скамейки, Василь-Ваныч просто кивнул, а Гербалайф за улыбался щербатым ртом — у него не хватало двух передних зубов. — Доброе утро, молодые люди! Не промокли ночью? — поинтересовалась Агния Львовна. — Дождь был сильный, я слышала сквозь сон. — Да нет, не промокли. Мы у меня в квартире ночевали, — ответил Гербалайф. — А вы куда так рано собрались? Агния Львовна не успела ничего сказать, как Василь-Ваныч ответил за нее: — На рынок. Агния Львовна удивленно на него поглядела. Но Иннокентий возразил: — Да нет, в церковь! Агния Львовна, не меняя удивленного выражения лица, поглядела теперь на Иннокентия. — А коляску зачем с собой в церковь везете? — поинтересовался Гербалайф. — Они на обратном пути на рынок зайдут, — ответил Василь-Ваныч. — Ну, так бы и сказали! А то сначала одно, потом другое, — обиделся Гербалайф. — Так оно и есть: сначала одно, а потом другое. Сначала в церковь, а потом на рынок! — пояснил приятелям Иннокентий. — А-а! — протянул Гербалайф. — А что, Агния Львовна, сегодня праздник какой? — Церковного праздника нет, а у меня праздник! Вот я и иду в честь своего праздника причащаться, — сказала Агния Львовна, услыхав, наконец, точный свой маршрут. — Это как же так? — изумился Гербалайф. — Ни у кого нет праздника, а у вас есть! — День рожденья у меня сегодня! — пояснила Агния Львовна, удивившись недогадливости Гербалайфа. — Ну вы даете, Агния Львовна! — почему-то поразился Гербалайф. Или просто обрадовался? За сим ничего не последовало, и Агния Львов на, кивнув друзьям, отправилась дальше, только самую-самую чуточку обидевшись на Гербалайфа и компанию, не догадавшихся ее поздравить. «Да что с них взять, неудельных!» — подумала она добродушно. Выйдя за ворота, она пошла по Кузнечному переулку к Кузнечному же рынку, осторожно везя за собой коляску, обходя оставшиеся с ночи на тротуаре лужицы и размышляя о превратностях человеческих судеб. Она еще помнила то время, когда Гербалайф и Иннокентий жили на первом этаже их подъезда, занимая соседние квартиры.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010