Ростовский Спасо-Яковлевский Димитриев монастырь 4 жовтня 2009 р. 12:00 История ростовского Спасо-Яковлевского Димитриева монастыря насчитывает более 600 лет. На разных этапах своего существования он менял свой статус: с середины XVII в. — был приписан к Ростовскому архиерейскому дому; во второй половине XVIII в. — получил титул ставропигии и поступил в ведомство Святейшего Синода; с последней четверти XIX в. — служил резиденцией викарных архиереев Ярославо-Ростовской епархии; в настоящее время является обителью, возглавляемой ярославским владыкой. Название Яковлевского монастыря с течением времени также неоднократно изменялось. При основании он был назван Зачатиевским. Впоследствии за ним прочно закрепилось имя его основателя, св. Иакова, и на протяжении многих столетий монастырь назывался Яковлевским. В первой четверти XIX века, в память о присоединенной Спасо-Песоцкой обители и в знак уважения к святителю Димитрию Ростовскому, монастырь получил имя Спасо-Яковлевский Димитриев. Основан свт. Иаковом в 1389 году. Епископ Иаков скончался в 1392 г. и был погребен у северной стены Зачатиевского храма новой обители, «в церкви сей за левым крылосом». По прошествии времени у гроба святителя начали происходить чудотворные исцеления. Свт. Иаков был причислен к лику святых на Соборе 1569 г. Яковлевская обитель располагалась по соседству с мужским Спасо-Песоцким монастырем. Он был основан еще в XIII в. ростовской княгиней Марией (†1271), женой князя Василько Константиновича, погибшего 4 марта 1238 г. в битве с татарами на реке Сить. Княгиня Мария после смерти мужа правила Ростовским княжеством. С ее именем связано возобновление местного летописания. Княгиня Мария и ее младший сын Глеб были похоронены в соборе Спасского монастыря. Почти четыре столетия Яковлевская и Спасо-Песоцкая обители стояли рядом. Во второй половине XVIII в. эти два монастыря составили единое целое, причем более древний и богатый Спасский был присоединен к Яковлевскому. В начале XVII в. Яковлевский монастырь наделяется землей: в 1624 г. царь Михаил Федорович жалует игумена Павла с братией вотчинами в Порецком стане Ростовского уезда и рыбной ловлей на реке Вексе. На протяжении XVII столетия земельная собственность монастыря растет, ростовские писцовые книги фиксируют в составе его вотчины 18 пустошей, в которых насчитывалось 34 дворовых места. На эти владения в 1679 г. монастырю была дана жалованная грамота царя Федора Алексеевича.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1201947...

Вскоре выяснилось, что это указание было следствием конфиденциального отношения обер-прокурора Святейшего Синода графа Дмитрия Андреевича Толстого, писавшего, начиная с 1872 года, епископу Феогносту: «Святейший Синод, имея в виду, с одной стороны, малочисленность монашествующих в Спасо-Преображенском монастыре, при известной значительности денежных средств оного, а с другой – неоднократные заявления Вятского и Оренбургского епархиальных начальств о недостатке монашествующих лиц в тамошних епархиях... признал полезным... братию Астраханского Спасо-Преображенского монастыря переписать в один из монастырей сказанных епархий... с упразднением при сем Спасо-Преображенского монастыря...» В марте 1873 года был получен и указ из Святейшего Синода об упразднении Астраханского Спасо-Преображенского монастыря. Братия обители была переведена в Оренбургский Свято-Духов и Вятский Спасо-Орловский монастыри. Большая часть монастырских строений была передана духовной семинарии. Семинария ещё в 1867 году расположилась рядом с монастырём в доме бывшего института благородных девиц. Приобретённое помещение было очень мало для нужд семинарии, так как в нём пришлось расположить одновременно и помещёния для учителей и учеников, и учебные классы. Как только началось дело о закрытии Спасского монастыря, правление семинарии возбудило ходатайство о передаче ей монастырских зданий. Оно указывало на то, что в семинарии крайне тесно, ощущаются большие неудобства, больница отмечается сыростью и малыми размерами, двор мал и почти всегда занят дровами, так что ученикам положительно нет места ни для прогулок, ни для игр. Епископ Феогност поддержал такое ходатайство правления семинарии. Семинарии были предоставлены: настоятельский корпус, где были размещёны квартира ректора семинарии, правление семинарии с канцелярией и архивом; братский корпус, в верхнем этаже которого была размещёна семинарская библиотека и церковь Преподобных Зосимы и Савватия, которая была переименована в Спасо-Преображенскую и стала семинарским храмом с особым причтом при ней, состоявшим из священника и дьякона.

http://sobory.ru/article/?object=41500

Дальнейшие розыскания в области истории вологодских монастырей дали возможность исследователям местами поправить преосвященного Евгения, местами дополнить, причем, однако, они, при составлении своих описаний, не могли уже обойтись без его работ 192 . Новые описания начали выходить в свет еще с 40-х годов. Особенно много потрудился тут Н. И. Суворов 193 . Перечислим эти описания, насколько они нам известны или по указателями или по непосредственному знакомству: 1) Описание вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, составленное П. Савваитовым , Спб., 1844 г. 2) Описание вологодского Спасо-Каменного Духова монастыря, его же. Спб., 1860 г.; 8) Спасо-Прилуцкий монастырь (XIV в.) (Вологодские губернские ведомости 1865 г. 10); 4) Несколько новых сведений для истории Спасо-Прилуцкого монастыря, Н. Суворова . (Вологодские епархиальные ведомости, 1874 г., 13 и 16); 5) Описание Спасо-Каменного, что на Кубенском озере, монастыря, Н. Суворова . (Вологод. епархиальные ведомости, 1871 г., 1–10; есть и отдельный оттиск, 1871 г., 87 с. in. oct.); 6) Описание Павло-Обнорского монастыря, ib., 1866 г., 3–7; 7) Лопотов монастырь, ib., 1875 г., 18–20; 8) Глушицкий монастырь, ib., 1876 г., 16–23; 9) Исторические сведения об упраздненном Авнежском Троицком, монастыре вологодской епархии, ib., 1869 г., 11 и 12; 10) Владимирская Заоникиева пустыня, H. Суворова, ib. 1865 г., 11 и 12 (есть отдельные издания: первое 1865 г., второе – 1875 и третье – 1888 г.); 11) Описание Спасской Ульяновской пустыни, С. Мельников и Н. Суворов (Волог. губерн. вед., 1867 г., 2 и 3); 12) Описание Арсениево-Комельского монастыря, H. Суворова, (Волог. епарх. вед. 1869 г. 2–4, и 1870 г., 2–3); 13) – с приложением сведений о двух, основанных преподобным Арсением, ныне упраздненных, пустынях: Арсениево-Маслянской и Александро-Коровиной; 14) Сольвычегодский монастырь, (Иллюстрированный листок, 1862 г., 42) и 15) Новое церковно-историческое открытие. Неизвестный составителям Истории российской иерархии Николаевский женский монастырь, бывший близ Спасо-Прилуцкого монастыря, в XVII в., Н. Суворов (Волог. еп. вед., 1864 г., 2). Кроме этих своих статей г. Суворов в «Известиях Истор. Археологического Общества», т. 3, вып. 4, столб. 301–327, отпечатал кормовую книгу вологодского Спасо-Прилуцкого монастыря, и в 47 Волог. губ. вед. за 1860 г. заметку о «времени основания горная Успенская девичьего монастыря в Вологде».

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

11 июля 2000 года, в праздник основателей Валаамской обители, в монастыре произошло историческое событие. В верхнем храме Спасо-Преображенского собора Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II был отслужен молебен на начало восстановления былого великолепия верхнего храма. По окончании ремонтно-реставрационных работ на фасадах собора в 2001 году были разобраны деревянные леса, простоявшие с 1981 года. Спасо-Преображенский собор предстал в своей первозданной красе. При реставрации кирпичной кладки стен и столбов верхнего храма применялся специально изготовленный по заказу Валаамского монастыря большемерный кирпич, аналогичный старым образцам старого валаамского кирпича. Гранитной брусчаткой был вымощен двор внутреннего каре, озеленена и благоукрашена территория, прилегающая к собору. Совершая паломничество на Валаам, 11 июля 2002 года, в день памяти преподобных Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II особо отметил успешное завершение работ по возрождению внешнего облика Спасо-Преображенского собора и выразил надежду на то, что внутреннее убранство этого храма также будет воссоздано в прежнем виде: «Будем надеяться, что и изнутри собор приобретет былое благолепие, столь поражавшее паломников, посещавших его после реставрации 1938-1939 годов». Для возрождения уникального историко-культурного комплекса Валаамской обители и ее главной жемчужины – Спасо-Преображенского собора, в 2002 году был образован Патриарший Попечительский Совет по восстановлению Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Совет объединил усилия многих видных российских политиков и предпринимателей, которые, понимая историческую и духовную значимость Северного Афона, деятельно содействуют восстановлению и реставрации храмов, скитов и святынь Валаама, участвуют в реализации социальных и благотворительных программ. Государством и членами Попечительского Совета были выделены значительные средства на проведение огромных по своим масштабам ремонтно-реставрационных работ в верхнем храме Спасо-Преображенского собора. По сохранившимся фрагментам и архивным фотографиям предстояло восстановить утраченную золоченную резьбу, восстановить Царские врата, установить главки с крестами, венчающими последний ярус иконостаса, восстановить паркетный пол в алтаре и на хорах, воссоздать иконы для иконостаса. По сохранившимся иконам и архивным фотоматериалам были точно воспроизведены иконы для иконостаса. Предстояло восстановить и убранство интерьеров собора - два резных киота для иконы Божией Матери и Спасителя; центральное паникадило, 4 малых паникадила, подсвечники, кандила, престол, жертвенник, хоругви.

http://sobory.ru/article/?object=05454

Спасо-Преображенский собор по своей конструкции четерехстолпный крестово-куполный трехглавый храм, с позакомарным покрытием, на высоком подклете. С трех сторон окружен галереями - открытыми двухъярусными с запада и юга (последняя перестроена), с севера - закрытая двухъярусная, пристроена в XVII в. Главы собора шлемовидные, первоначально были покрыты «белым луженым немецким железом». В архитектуре Спасо-Преображенского собора встречаются элементы ордерной системы и фрагменты декора, указывающие на влияние итальянской ренесансной архитектуры, но в целом для декоративного решения памятника характерна простота и строгость, свойственные русской архитектуре XVI в. На протяжении своего существования Спасо-Преображенский собор неоднократно перестраивался, в результате чего его облик изменился до неузнаваемости. Наиболее значительные переделки были в 1709-1727, 1768-1780, 1811-1812, 1814, 1817 г.г. Архитектурная реставрация проводилась с 1919 г. в несколько этапов, самый главный и завершающий проходил в 1957-1961 г.г. под руководством архитектора Е.М. Караваевой. В результате древний облик Спасо-Преображенского собора полностью восстановлен. Интерьер Спасо-Преображенского собора расписан в 1563-1564 г.г. московскими и ярославскими мастерами. Об этом свидетельствует летопись, расположенная в двух круглых клеймах на внутренних гранях западных столпов: «…подписывали мастеры московские Ларион Леонтьев сын да Третьяк да Федор Никитины дети да ярославцы Афанасий и Дементий Сидоровы дети». Братья Афанасий и Дементий Сидоровы - первые ярославские художники, имена которых известны. На сегодняшний день это единственный в России сохранившийся памятник монументальной живописи грозненского времени, имеющий точную дату росписи и имена мастеров. Система росписи Спасо-Преображенского собора традиционна. Живопись обладает высокими художественными достоинствами, характеризуется монументальностью и духовностью. Особенно интересны композиции: Преображение, Сорок мучеников Севастийских, Покров Богородицы, Семь Вселенских соборов и др.

http://sobory.ru/article/?object=05743

Замечательны древние иконы: Кирика и Иулитты, храмовая с изображением крестного хода, бывающего из этой церкви в престольный праздник 1 августа, с датою 1555 г., явления Божией Матери преп. Сергию 1671 г, Тихвинской Божией Матери 1712 г. В 1858 г. сохранялись в церкви старопечатные книги 1655-1714 гг., ноты 1743-62 гг. и синодик середины XVIII ст. Александровский М.И. «Указатель древних церквей в местности Ивановского сорока». - Москва, «Русская Печатня», Б. Садовая, дом 14, 1917 г. Происхождения Честных Древ в Чигасах, или Спас-Чигасы. Спасо-Чигасская церковь находится за рекой Яузой недалеко от ее устья на берегу Москвы-реки. Церковь - каменная, Всемилостивого Спаса, построена в 1483 году игуменом по прозвищу Чигас, основавшим на этом месте мужской монастырь, и поэтому прозвана Спас-Чигасы, или " в Чигасах " . В великий пожар 1543 года храм и монастырь сгорели. Когда монастырь уничтожен - неизвестно, но уже с 1625 года Спасо-Чигасская церковь стала приходской. В 1639 году церковь эту прихожане обновили, а в 1641 году пристроили к ней придел во имя великомученицы Екатерины, который существует и доселе. В 1647 году была построена колокольня. В 1722 году устроен еще придел во имя св. мучеников Кирика и Иулиты. Церковь - одноглавая, старинной архитектуры. В ней замечателен старинный образ Всемилостивого Спаса. В старину Спасо-Чигасский приход был одним из богатейших в Москве. О богатстве за Яузой чигасских обывателей, собиравших во множестве серебро и золото, свидетельствует народная песня. До нашествия неприятеля в 1812 году Спасо-Чигасская церковь имела весьма богатые иконы и ризницы. Потом Спасо-Чигасский приход по выходе богатых и знатных людей в другие места обеднел, потерял то значение, какое имел прежде. От Спасо-Чигасской церкви в ее храмовой праздник, 1 августа, издревле был крестный ход на Москву-реку с духовенством заяузских и других церквей. В 1771 году ход этот был отменен, но возобновлен снова в 1775 году и совершается с участием священнослужителей других церквей, отстоящих от Спасо-Чигасской не далее версты.

http://sobory.ru/article/?object=37874

Из книги Выголов В.П., Удралова Н.В. " В край белых ночей " . Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986. Спасо-Прилуцкий монастырь был основан в 1371 году, к северу от Вологды, по дороге в Белоозеро, на левом берегу реки, у села Выпрягово. Основал его Димитрий Прилуцкий, игумен Никольского монастыря в г. Переславле-Залесском, прославленный русский святой, небесный покровитель Вологды. Он построил в монастыре деревянную церковь и около нее деревянные келлии для иноков. Крестьяне, владевшие этими землями, «благонарочитый муж Илья и Исидор Выпряг, с радостью отдали оное Преподобному». Спасо-Прилуцкий монастырь пользовался большим уважением со стороны великих князей Иоанна III, Василия III и Иоанна IV. Иоанн III брал из монастыря икону Димитрия Прилуцкого, написанную Дионисием, когда шел в поход на Казань в 1503 году. После похода он украсил икону золотом и серебром. В монастыре хранится современная копия этой иконы. Василий III с женой Еленой Глинской посетили Спасо-Прилуцкий монастырь в 1528 году во время паломничества по русским монастырям. Иоанн IV брал в поход на Казань в 1552 году Киликиевский крест из Спасо-Прилуцкого монастыря. Крест запрестольный деревянный, высотой 140 см, восьмиконечный, украшенный многими резными изображениями из белой кости, покрытый серебряной позолоченной басмой. Историки связывали его происхождение с древней Киликией (Малая Азия). Крест сейчас хранится в Вологодском музее. Как указывает историк С. М. Соловьев в «Истории России с древнейших времен», Димитрий Прилуцкий построил свою обитель «на многих путях, которые шли от Вологды до Северного океана». Уже в XVI веке Спасо-Прилуцкий монастырь становится одним из богатых и известных монастырей на Севере России. Хозяйственные постройки В начале XVII века Спасо-Прилуцкий монастырь несколько раз подвергался разорению. Так 18 декабря 1618 года отряды поляков-литовцев, гетмана Шелководского и казацкого атамана Баловня сожгли в трапезной 59 монахов, а всего погибло более двухсот человек. Три дня хозяйничали литовцы и поляки в монастыре. Разграбили имущество и сожгли монастырский архив. В следующем году монастырь вновь подвергся разорению от сибирского царевича Арслана Алеевича, прибывшего для «оберегання» монастыря с татарами и казаками. Другой «сберегатель» – Барай Мураза с татарами стоял в монастыре девять дней. В 1618 году отряд литовцев сжег трапезную со службами и треть монастырских зданий. Угнали монастырский скот, ограбили имущество, сожгли вотчины, села, деревни, убили много монастырских крестьян.

http://sobory.ru/article/?object=00237

В болотах под Белозерском в самом деле много железа. Но его там достаточно и сегодня, и болота с названием Гледен там нет. Гледен — это древнерусский город, располагавшийся на горе Гледен при слиянии рек Сухона и Юг на месте финно-угорского поселения. На месте этого города, на правом берегу Сухоны сейчас стоит Троице-Гледенский монастырь. А часть жителей переселилась на другой берег Сухоны, где был основан Устюг (теперь — Великий Устюг). Какой монастырь не относился к Вологодским землям: Павло-Обнорский Спасо-Каменный Важеозерский Спасо-Преображенский Николо-Маркушевский Свято-Троицкий Павло-Обнорский православный мужской монастырь расположен в селе Юношеском Грязовецкого района Вологодской области. Он относится к Вологодской епархии РПЦ. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Один из древнейших монастырей Русского Севера, Спасо-Каменный мужской монастырь расположен на небольшом острове Каменном в Кубенском озере в Усть-Кубинском районе Вологодской области. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Это уже не Вологодская область. Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа. Агапитов Маркушевский Николаевский монастырь располагался на территории Тотемского уезда Вологодской губернии. В свое время знаменитая крупная обитель Вологодчины до наших дней не дошла — упразднена вместе с приписными пустынями в 1764 году. Из монастырских деревень образовались Маркушевский и Лондужский приходы. В настоящее время Маркушевская и Лондужская церкви и часовни не существуют. А вот Важеозерский Спасо-Преображенский мужской монастырь расположен не в Вологодской области, а в селе Интерпоселок Олонецкого района Республики Карелия, на озере Важа.

http://sever.foma.ru/ds_quiz/znaesh-li-t...

Часть надгробных плит использовалась при постройке моста через пруд. В 1997 г. останки митр. Платона были перезахоронены в склепе Свято-Духовской ц. ТСЛ. В 1998 г. лавре в В. м. были переданы 2-й этаж полуразрушенного Свято-Духовского храма, здание монастырской гостиницы, нек-рые здания семинарии. В. м. восстанавливается трудами настоятеля иером. Даниила (Михайлова) и 5 трудников. На 2-м этаже Свято-Духовского собора освящен придел во имя свт. Николая Чудотворца, в к-ром в праздничные и воскресные дни совершаются богослужения. В храме хранится чтимый список XIX в. с иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)». Арх.: РГБ. Ф. 556; РГАДА. Ф. 1204. 1. Д. 24150. Л. 9, 9 об.; Д. 24215. Л. 55 об.- 57, 220 об.- 222; Д. 24298. Л. 41 об.- 46; Д. 24464. Л. 244-262; Д. 24814. Л. 196 об.- 209; Д. 24943. Л. 158 об. Ист.: Зап. о жизни Платона, митр. Московского, им самим писанные, и оконченные Самуилом, Костромским епископом// Снегирёв И. М. Жизнь Моск. митр. Платона. М., 1891. Ч. 2. С. 201-263; Монастырские письма/Сост. архим. Антоний (Медведев). [Серг. П.], 1997. С. 18-23; Голицын С. М. Зап. уцелевшего//Дружба народов. 1990. 3. С. 103-165; Пришвин М. М. Дневники: 1926-1927. М., 2003. Лит.: Краткое ист. описание Св.-Троицкой Сергиевой Лавры и Спасо-Вифанского училищного мон-ря с изложением знатных происшествий, случившихся в оной. М., 1818; Смирнов С. Спасо-Вифанский мон-рь. М., 1869; Леонид (Кавелин), архим. Вифанские келии митр. Платона и их убранство. М., 1880; Беляев А. А. К истории Спасо-Вифанского мон-ря и Спасо-Вифанской семинарии. М., 1894; он же. Хоз. деятельность митр. Платона. М., 1899; Дмитриев С. С. Платон, митр. Московский и его обитель. М., 1898; Голубинский Е. Е. Прп. Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1909; Митр. Платон и основанная им Вифанская обитель. Серг. П., 1909; Захаров А. А. Спасо-Вифанский мон-рь и его здания. Б. м., б. г.; Голубцов С. Спасо-Вифанский мон-рь Троице-Сергиевой лавры в XX в.//Моск. журн. 1992. 3. С. 23-25; Хрунова Н. В. Спасо-Вифанский мон-рь. Серг. П., 1997. Д. Б. Кочетов

http://pravenc.ru/text/158880.html

Новосильцева Екатерина Владимировна под псевдонимом Т.Толычева в 1874 г. издала историю монастыря " Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница " . (М., 1874), которую писала, " руководствуясь преимущественно преданиями Тучковых " , в частности воспоминаниями родной племянницы А.А. Тучкова Марии Алексеевны Тучковой, " рассказами бородинских монахинь " и " письмами покойной игумении " (С. 5, 12). На воспоминаниях основана история монастыря Маслова С. Пятидесятилетие Бородинской битвы и Спасо-Бородинский монастырь. М., 1862; писатель Муравьев А.Н. передал беседу с игуменьей Марией в брошюре " Бородино " (Сергиев-Посад. 1849). В последнее десятилетие усилиями сотрудников Государственного Бородинского музея-заповедника и сестер Спасо-Бородинского монастыря опубликованы архивные материалы и исследования: Се аз, Господи, игумения Мария. М., 2006, Жизнеописание игумении Марии (Тучковой). Спасо-Бородинский монастырь. 2002, Письма святителя Филарета московского к игумении Марии (Тучковой). Спасо-Бородинский монастырь. 2003 и др. 3 Там же. С. 84. 4 Цит. по книге: Бородино. М., 1987. С. 128. 5 Отечественная война 1812 года. С. 86. 6 Кирилл Михайлович Нарышкин (1785–1857) — участник войны 1812 года и заграничных походов. См.: Нарышкин А.К. В родстве с Петром Великим. Нарышкины в истории России. М., 2005. С. 451–462. 7 Глинка Ф.Н. Очерки Бородинского сражения (воспоминания о 1812 годе). Смоленск, 2008. С. 84–85. 8 Цит. по: Смирнов А. Вечная любовь Маргариты Тучковой//Наука и религия. М., 1990. 8. С. 24–27. 9 Толычева Т. Спасо-Бородинский монастырь и его основательница. М., 1875. С. 31–34. 10 Письмо П.П. Коновницына М.М. Тучковой//Се аз, Господи, игумения Мария. М., 2006. С. 69–70. Письмо датировано 10 января 1817 г. 11 Письма М.М. Тучковой императору Александру I и А.А. Аракчееву//Там же. С. 67–68. 12 Чекмарев А.В. Два ранее неизвестных мавзолея Доменико Жилярди//Материалы научно-практической конференции МАРХИ " Наука, образование и экспериментальное проектирование " 9–13 апреля 2012 года.

http://e-vestnik.ru/history/spaso-borodi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010