Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГРИГОРИЙ БОРИСОВ рус. зодчий, родом из Ростовской земли, работал в 20-40-х гг. XVI в. совместно с артелью мастеров, из к-рых известны по именам Третьяк Борисов и Пахомий Горяинов. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Собор святых Бориса и Глеба в Борисоглебском мон-ре в Ростове. 1522-1524 гг. Участие Г. Б. в храмовом строительстве документально подтверждается в 2 случаях: в Борисоглебском на Устье ростовском муж. мон-ре , что близ Ростова, и Успенской трапезной ц. «иже под колоколы» в Спасо-Каменном мон-ре на о-ве Каменном оз. Кубенского. В др. случаях его авторство устанавливается путем сопоставления с этими памятниками. В 1522 г. по указу вел. кн. Василия III началось возведение каменных строений в Борисоглебском мон-ре. Соборный храм во имя св. равноапостольных князей Бориса и Глеба был воздвигнут Г. Б. в 1522-1524 гг. на месте деревянного, в к-ром были захоронены основатели обители преподобные Феодор и Павел. Кубовидный 1-главый храм с 3 пониженными гранеными апсидами, 4 крестообразными в плане столбами в интерьере, поддерживающими крестовые своды, первоначально имел паперть с зап. стороны, позакомарное покрытие и был увенчан невысоким барабаном со шлемовидной главой. Фасады собора разбиты на 3 неравных прясла плоскими лопатками. Асимметрия здания уравновешивается небольшим сужением основного объема и расширением лопаток кверху, легким завалом закомар внутрь, что зрительно делает собор стройнее и выше. В XVIII-XIX вв. облик храма был сильно изменен: в стенах взамен щелевидных окон, лишенных наличников, появились большие прямоугольные окна с наличниками над порталами (2-я пол. XVII в.), перестроены глава и барабан, позакомарное покрытие изменено на 4-скатное (70-80-е гг. XVIII в.), вместо паперти пристроен придел во имя прор. Илии (1810), надстроены 4 главки на углах (1836). В 20-х гг. ХХ в. памятник исследовал П. Д. Барановский , к-рый обнаружил скрытые под совр. кровлей 10 кокошников в основании барабана и разобрал 4 поздние главки.

http://pravenc.ru/text/166820.html

10 декабря 1867 г. в приписной Успенской Александровской пустыне освящён возобновлённый храм во имя свт. Николая Чудотворца, настоятелем пустыни игуменом Фалассием соборне с монастырской братией и окрестными священниками. Перестроенный храм во имя св. благов. Князя Иоасафа освящён 3 февраля 1874 г. Новый придельный храм во имя св. Василия Блаженного Каменского чудотворца освящён 20 августа 1874 г. 16 августа 1886 г. бурей сорвало крест с юго-восточной главы Преображенской соборной церкви. 22 мая 1887 г. освящён возобновлённый холодный храм во имя Преображения Господня. Освящение совершал Преосвященнейший Израиль, епископ Вологодский и Устюжский, с участием благочинного монастырей, игумена Лопотова монастыря Анатолия, местного настоятеля игумена павла, ключаря кафедрального собора Н. Кирикова, благочинного 2-го округа Кадниковского уезда А. Левитского и двух местных иеромонахов, при многочисленном стечении богомольцев. Весной 1899 г. во время ледохода, при разливе Кубенского озера, в монастыре были повреждены почти все деревянные строения: пристройка с западной стороны братского корпуса, прачечная изба, баня и рыбацкая изба; унесено много запасных брёвен, крылечные пристройки с ретирадными местами (туалетами) и со срубами при укреплённых берегах острова. Более всего были повреждены берега острова: волнами при сильном ветре размыло берег со всех сторон почти на 1 1/2 сажени, а местами и более. Общая сумма убытка составила не менее 3 тысяч рублей. 5 и 7 апреля 1903 г. ледоходом разрушило гостинный корпус Спасо-Каменного монастыря. Все простенки между окнами с южной стороны корпуса выломало, железную крышу на корпусе исковеркало, все комнаты забиты были льдом. Уничтожены также деревянный флигель и баня. Общая сумма убытка составила не менее 1000 рублей. Когда-то замечательные сооружения Спасо-Каменного монастыря радовали глаз путников, проплывавших по озеру или проходивших по берегу. Монастырь на маленьком островке возникал подобно волшебному видению, на мгновение показавшемуся из глубины вод.

http://sobory.ru/article/?object=01045

О характере «пустыни» до превращения ее в более крупный, широко известный авторитетный монастырь можно судить по Сказанию о начале Спасо-Каменного монастыря на Кубенском озере. Оно написано после 1481 г. старцем Паисием Ярославовым, сподвижником преп. Нила Сорского . В 1341 г., как сообщает Сказание, кн. Глеб Борисович, внук ростовского князя Константина Всеволодовича, застигнутый бурей на Кубенском острове, нашел здесь монашескую «пустынь», в которой «жителствоваху иноцы пустынножители, состарев- шеся многими леты в подвизех духовных» – всего 23 человека. В пустыни не было церкви, но лишь деревянный молитвенный храм-часов- ня, где собиравшиеся иноки воссылали молитвы «втаи». Объяснена причина – отсутствие средств на сооружение церкви («скудость име- ниа») и опасность от «неверных человек», язычников, обитавших на берегах Кубенского озера. Кн. Глеб по обету, в благодарность за спасение поставил здесь деревянную церковь во имя Преображения Спаса, украсил ее иконами и книгами, устроил монастырь, вручив старейшинство богобоязненному старцу Феодору, поручив ему «строити монастырь той» и предоставив средства («милостыню»), т. е. назначил старца-строителя. Игумен был назначен позже в. кн. Дмитрием Донским в ответ на просьбу пришедших в Москву монастырских старцев. Первым игуменом был Дионисий Цареградский, постриженик Святой Горы, проживавший до назначения в келье московского Богоявленского монастыря. Он принес в монастырь устав Святой горы и был игуменом достаточно долго, до поставления в епископы ростовские по воле великого князя Василия I 377 . Дионисий Глушицкий, ученик игумена Дионисия, в стремлении к безмолвию, покинув монастырь, создал себе «кельицу», а затем решил «в пустыни съставити общий монастырь» 378 . Термин «пустынь» служил для характеристики природно-географического положения обители, места его основания, для противопоставления городскому монастырю, а также подчеркивал более последовательное осуществление монашеского идеала «отвержения мира». «Пустынью» называл свой скит преп. Нил Сорский ; но так же в актах именуется и Иосифо-Волоколамский монастырь, впрочем, лишь до определенного времени 379 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Местоположение Находился на левом берегу Сухоны, в месте выхода реки из Кубенского озера. В настоящее время на этом месте - село Погост Лука Высоковского поселения Усть-Кубинского района Вологодской области. Монастырек существовал здесь ещё в 13 веке, поэтому и местность - лука - называлась святой. В начале 15 века века запустелая обитель была восстановлена монахами Спасо-Каменного монастыря Дионисием и Пахомием. Преподобные Дионисий Глушицкий и Пахомий Великоезерский Вологодский уроженец Дмитрий постригся в монашество с именем Дионисий в Спасо-Каменном монастыре и прожил там несколько лет. В этом же монастыре подвизался и Пахомий. В начале 15 века Дионисий и Пахомий получили благословение от игумена Спасо-Каменного монастыря Дионисия Святогорца на отшельническую жизнь и покинули монастырь. В поисках подходящего места пришли на излучину Сухоны, там увидели они развалины бывшей монастырской Николаевской церкви. Монахи поставили келью, срубили новую церковь. Пахомий остался в Святолуцкой пустыни, Дионисий ушел дальше, на реку Глушица. Там он в 1403 году основал первый из трех глушицких монастырей. Дионисий скончался в 1437 году, канонизирован к общецерковному празднованию, день памяти 14 июня (1 июня по старому стилю). Когда почил преподобный Пахомий Великоезерский (Каменский), неизвестно. Мощи его в начале 20-го века покоились под спудом в Святолуцкой церкви. Память празднуется местно, в день вологодских святых. Святолуцкий Николаевский монастырь и великая княгиня Мария Ярославовна Великая княгиня Мария Ярославовна после смерти своего мужа Василия Темного в 1462 году получила в наследство Ростов и Пошехонье. Мария Ярославовна покровительствовала Борисо-Глебскому монастырю, он находился на дороге, ведущей из Ростова в Углич. Младший сын Андрей Васильевич Меньшой получил в наследство вологодские волости, в том числе, расположенные за Кубенским озером. Андрей Меньшой покровительствовал Спасо-Каменному монастырю. Каменный Спасо-Преображенский собор в островной обители построен на вклад Андрея Васильевича. В 1479 году Мария Ярославовна передает Святолуцкий монастырь вместе с его деревнями Спасо-Каменному монастырю. В жалованной грамоте игумену Спасо-Каменного монастыря Лонгину княгиня сообщает о своем решении и просит прислать старца для описи имущества Святолуцкой обители и учета хлеба, как на корню, так и в закромах. Мария Ярославовна также извещает Лонгина, что часть монастырского добра она намерена пожертвовать в Ростовский Борисоглебский монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=53497

Адриан пр., основавший с Зосимою сестринский бывший в волоколамском уезде монастырь. Афанасий , ученик Александра Свирского . Мощи в Задненикифоровск. пустын. Словарь истор. о св. (Никифор). Валент муч. в жнтии Феодота анкирского 18 мая. Василий , еп. Сурожа и Фулы. 9 янв. Синакс. греч. XII в. Василий Христа ради юродивый инок Спасо-каменного монастыря, бывшего на озере Кубенском. Слов. истор. о св. Вассиан , основатель Рябовой пустыни близь Углича. Вассиан , основатель крестимировского преображенского монастыря близ Белого моря. Мощи в приходской бывшей монастырской церкви. Словарь истор. о св. Даниил шужгорский основатель шужгорского Данииловского монастыря в 50 верстах от Белозерска. Мощи в приходской бывшей монастырской церкви. Слов. ист. о св. Димас муч. в Кесарии. Письмо Василия В. Твор. св. отец Т. П. Ч. II. См. 7 сент. заметку. Димитрий пр. основатель цилибинской архангельской пустыни близь Яренска. Слов. истор. о св. Дионисий пр. ученик Александра Свирского . Мощи в Задненикифоровск. пустыне. Слов. истор. о св. (Никифор). Евеник св. в полном житии пр. Феодора Сикеота 22 апр. Еврет св. там же. Емиллий муч. там же. Зосима волоколамский, основавший с Адрианом сестринский монастырь. Слов. истор. о св. Игнатий ученик Александра Свирского . Мощи в Задненикифоровск. пустыне. Словарь ист. о св. (Никифор). Кассиан игумен Спасокаменного монастыря, бывшего на Кубенском озере. Слов. ист. о св. Киприан пр. основатель сторожевского николаевского монастыря на Ладожском озере. Мощи в Никольской церкви бывшей монастырской. Слов. ист. о о св. ( Филим. 2 нояб.) Корнилий , ученик Александра Свирского . Мощи в Задненикифоровской пустыне. Слов. ист. о св. Леонид , ученик Александра свирского . Мощи в Задненикифоров. пустыне. Слов. истор. о св. Макарий пр. основатель пустыни мар. Лезне или Грезне в 110 верстах от Новгорода. Мощи под спудом на месте упраздненной обители. Слов. истор. о св. Николай первый епископ тмутараканский в конце XI в. Слов. ист.о св. В рукоп. святцах причисляется к угодникам, почивающим в киевских пещерах.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

Преображенский соборный храм построен в 1481 году. В этом монастыре 10 сентября 1453 года скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского князя Дмитрия Васильевича, князь Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сентября), святые мощи которого прославились чудесами и около 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сентября 1472 года и истребившего монастырь пожара святые мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 году ковчег со святыми мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на нее. После бывшего 24 июля 1774 года и вновь истребившего Спасокаменный монастырь пожара, этот монастырь был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов монастырь, куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки святых мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный монастырь был, по благословению Святого Синода в 1802 году, восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенской Белавинской пустынью. В 1892 году Святой Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками святых мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова монастыря в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным монастырем. Находившийся на реке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом монастыре. В монастыре покоятся под спудом мощи инока блаженного Василия (см. 2 августа); над ними металлическая рака, на ней образ святого Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV век) и Кассиана игумена монастыря (1463 год). К монастырю приписан Успенский Александре — Куштский монастырь , в 40 верстах от города Кадникова, а от Спасокаменного монастыря в 8 верстах, на берегу реки Кушты, основанный в начале XV века преподобным Александром Куштским (см.

http://sobory.ru/article/?object=01045

На первый взгляд такие понятия, как миссионерство и благотворительность, не имеют отношения к особенностям внутренней монастырской жизни. Но именно некоторые качественные составляющие внутренней жизни монастыря отражались на его внешней деятельности: здоровая духовная атмосфера обители, ревность ее насельников, уровень благосостояния занимает здесь не последнее место. Деятельность северных русских монастырей проходила среди населения, которое часто выступало против укрупнения монастырской вотчины и строительства церквей . Имели место противостояния как на почве земельного вопроса, так и на основании конфликта христианства и язычества. Если этого явно не прослеживается в житии преподобных Кирилла Белозерского и Корнилия Комельского, то в житии преподобного Дионисия это противостояние отражено. Преподобный Дионисий являлся постриженником Спасо-Каменного монастыря, в истории которого есть известия о том, что монахи этого монастыря боялись язычников, проживавших на берегах Кубенского озера . Просвещенность этого края, также как и район Глушиц и соседнего Сосновца, к XV столетию не представляла собой лучшей картины, возможно, этим и объясняется посвящение Сосновецкой пустыни святому Иоанну Крестителю . Видимо, притока крещеного населения в этот край не наблюдалось, так как преподобный Дионисий возобновлял запустевший монастырь на Святой Луке . Святой подвижник осознанно вышел навстречу грядущим испытаниям, связанными не столько с дикостью окружающей природы, сколько с язычеством, приведшим монаха-подвижника к миссионерскому служению. Ситуация изменилась, когда жалованной грамотой великого князя Василия II на имя преподобного Дионисия Глушицкого новопоселенцы на монастырских землях были освобождены на десять лет от взимания дани и пошлин . После подобных выгодных льгот окрестные крестьяне начали сами просить преподобного Дионисия о постройке в их селениях приходских церквей . Таким образом, закрепление вотчины за монастырем после официального разрешения властей проходило более мирным путем и на практике. Согласно житию преподобного Дионисия, в окрестных селениях было основано три церкви :

http://bogoslov.ru/article/6174669

Первое документальное упоминание о Евгении–Екзакустодиане мы находим в исповедной ведомости Крестовоздвиженской церкви за 1841 г., в которой отмечены его отец пономарь Федор Васильев и мать Мирония Григорьева, оба 25 лет, а также 3 сестры 2–5 Возраст Евгения показан 7 месяцев, следовательно рождение его можно отнести к августу–сентябрю 1840 После Евгения в семье родились еще 4 сына – Николай, Христофор (вскоре умерший), Василий и В том же приходе в качестве заштатного исповедные ведомости 1837–1844 гг. отметили и деда, вдового пономаря Василия Андреева Каменского 47–55 значит Федор Каменский унаследовал свою должность от отца. Таким образом, происхождение Евгения–Екзакустодина с полной уверенностью можно вести из бедной многодетной семьи потомственных сельских церковнослужителей. В публикуемых письмах он с теплотой отзывается о своей многочисленной родне, включая и мать, по которой скучал, живя в Казани. О бедности же свидетельствует факт получения им казенного пособия при обучении в Вологодском духовном училище – 6 рублей за Об окончании Евгением Каменским в 1858 г. училища можно судить по опубликованному списку выпускников, переведенных в Однако в ее низшем (младшем) отделении он проучился недолго, поскольку уже в 1859 г. поступил в послушники Успенской Семигородней пустыни. 1 августа 1867 г. он принял постриг с именем в честь одного из 7 Эфесских отроков-мучеников III в. н. э. (память 4 августа ст. ст.). В системе русской православной номинации это имя можно считать В архивных документах встречается разное его написание: Екзакустодиан и Ексакустодиан, а также Эксакустодиан. В Семигородней пустыни он последовательно исполнял должности ризничего, затем казначея, причем в ведомостях отмечалось, что он «в послушаниях поведения ревностнайшаго, полезнейшаго и а в июне 1871 г. был определен епархиальным начальством строителем Спасо-Преображенской Белавинской пустыни на Кубенском К ней тогда были приписаны Богоявленская пустынь в Заднесельской волости на Белавинском озере и Александро-Куштская в Лысогорской волости, на восточном побережье Кубенского озера, в 8 верстах от острова Заняв должность строителя, Екзакустодиан перевел в послушники управляемого им монастыря своего младшего брата Михаила, который до того являлся послушником Владимирской Заоникеевой пустыни под За благоустройство Белавинской пустыни Екзакустодиан в августе 1874 г. был возведен в сан игумена, а в мае 1876 г. в том же сане возглавил Григориев Пельшемский Лопотов

http://sedmitza.ru/lib/text/5560644/

Подробнее... Павло-Обнорский мужской монастырь [ править править код ] Дата основания: 1414 Статус: действующий Адрес: : Вологодская обл., Грязовецкий р-н, д. Юношеское Телефон: 8 (81755) 5-42-71 Сайт: http://pavelobnorskiy.cerkov.ru/ Мужской монастырь, основанный в 1414 учеником прп. Сергия Радонежского - прп. Павлом Обнорским. Отстроен в камне в 1-й пол. XVI в. на средства Василия III, в XVI-XVII вв. несколько раз страдал от набегом татар и пожаров. Весь ансамбль реконструирован в 1870-1880-х игум. Иоасафом (Тихоновым) - перестроены храмы, выстроены стена, келейные корпуса. Закрыт в 1922, использовался как школа особого режима, детский дом, интернат, многие здания сломаны, к кон. 1980-х заброшен. В 1994 передан епархии, первоначально подворье Спасо-Прилуцкого монастыря, с 2003 - отдельный монастырь. Подробнее... Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь [ править править код ] Дата основания: 1537 Статус: действующий Адрес: 162520, поселок Зеленый Берег, Кадуйский р-н, Вологодская обл. Телефон: +7-911-329-77-34 , отец Геронтий Страница в соцсети: http://vk.com/club31141087 Свято-Троицкая Филиппо-Ирапская мужская пустынь была основана преподобным Филиппом Ирапским при впадении ручья Малый Ирап в реку Андога, в сосновом Красном Бору князей Шелешпанских. Преставился преподобный Филипп в 1537 году. В конце 17 века на месте пустыни возник монастырь. При обители есть гостиница для паломников. Подробнее... Спасо-Каменный монастырь [ править править код ] Дата основания: 1260 Статус : действующий Примечания : В монастыре располагалась первая спасательная станция Российского общества спасения на водах. Адрес: Вологодская обл., оз. Кубенское, остров Каменный Тел.: 8 (921) 143-16-32 По преданию монастырь был основан в XIII в. князем Глебом Белоозерским, нашедшем на острове спасение от бури во время плавания по Кубенскому озеру. В XV-XVII вв. использовался для заточения знатных особ. Упразднен в 1774 и вновь возобновлен по указу Павла I в 1801 под именем Белавинской Преображенской пустыни. В 1892. обители было возвращено прежнее название: Спасо-Каменный монастырь. В 1925 монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта и заброшена. В 1990-х начато восстановление монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Вологодская_об...

Полученный кирпич так и не удалось использовать для строительства. До 1971 года здесь жил штатный сторож, назначенный от Управления культуры Усть-Кубенского района. Когда должность эту сократили, остров стал пристанищем местных рыбаков и самостоятельных туристов. В настоящее время из монастырских построек на острове сохранилась лишь уникальная Успенская церковь-колокольня. В 1991 году двое вологодских энтузиастов стали потихоньку восстанавливать сохранившиеся здания. Вскоре к ним присоединились неравнодушные люди. Средств на восстановление постоянно не хватало. Сначала из руин восстало последнее из появившихся здесь до революции капитальных строений - одноэтажная монастырская гостиница, сгоревшая в 1971 году по вине рыбаков. В 2006 году на Каменном острове указом архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана (Лазаренко) было учреждено архиерейское подворье " Спасо-Каменный монастырь " , настоятелем которого был назначен игумен Дионисий (Воздвиженский). В 2009 году в Успенском храме был отслужен первый молебен, а 17 августа 2010 года владыка Максимилиан освятил храм, и с тех пор богослужения в храме стали регулярными. К 2010 году, к 750-летнему юбилею, завершилось восстановление Успенской церкви-колокольни, во втором ярусе которой был устроен небольшой храм во имя Успения Пресвятой Богородицы. 6 октября 2017 года монастырь возрождён официально. Информация из книги: Выголов В.П., Удралова Н.В. " В край белых ночей " . Путеводитель. - М.: Профиздат, 1986 г. и с сайта: ru.wikipedia.org/Спасо-Каменный монастырь. Историческое местоположение: Вологодский уезд, Вологодская губерния. Спасо-Каменный монастырь был основан в первой половине XIII в. на одном из островов Кубенского озера, в 47 в. к северо-западу от Вологды. В 1774 г. все деревянные строения сгорели. В 1775 г. монастырь, по указу Св. Синода, был упразднён, а в 1790 г. восстановлен и назван Белавинской Спасо-Преображенской пустынью. Основные строения монастыря к началу XX в.: Спасо-Преображенская церковь, 1481 г., построена сыном великого князя Василия Тёмного Андреем Васильевичем Меньшим.

http://sobory.ru/article/?object=01045

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010