Монастырь основан в 1554 году. Спасо-Сумориным назван монастырь по главной Спасо-Преображенской церкви и по фамилии его основателя, преподобного Феодосия Суморина, причисленного к лику святых под именем Феодосия Тотемского. Преподобный Феодосий Суморин родился в Вологде около 1530 года. Достигнув совершеннолетия, Феодосий решился посвятить свою жизнь служению Богу, для чего принял монашеский постриг в Спасо-Прилуцком монастыре. Обитель вела большую торговлю солью, которая выпаривалась в Тотьме. Монах Феодосий был направлен в Тотьму для контроля над ее производством. Здесь, на берегу реки Песья Деньга, в 1554 году он основал новый монастырь. Феодосий подал прошение в Москву для отмены налога на соль и в 1555 году получил грамоту от царя Ивана IV. Спасо-Суморин монастырь вскоре стал одной из самых богатых православных обителей вдоль реки Сухона, несмотря на то, что он состоял почти полностью из деревянных сооружений до конца XVIII века. Ныне существующие архитектурные памятники были построены позднее, чем церкви в центре города. Долго ли стояли церковь и другие здания, построенные преподобным Феодосием, неизвестно. В 1613 году, при нападении поляков и литовцев на Тотьму, монастырь, по-видимому, был разорен. В отписках монахов Прилуцкого монастыря сказано, что убитых старцев и слуг Прилуцкого монастыря «похоронити некому,– нет в Тотьме священников ни черных, ни белых», «а здесе, государи отнюдь некому погребати, нет священников нигде, все высечены». Позднейшие же документы отмечают, что не все белые священники и черные монахи были перебиты, например, часть братии Суморина монастыря успела спастись, скрывшись в ближайших лесах, и после ухода неприятеля возвратилась, чтобы восстановить монастырь. В писцовых книгах за 1685 год указывается на следующие постройки в Спасо-Суморином монастыре: - ветхая деревянная Преображенская церковь, основана была в 1554 году преподобным Феодосием; - строящаяся каменная Преображенская церковь с трапезною и Воскресенским приделом; - деревянная шатровая колокольня с десятью колоколами, с часами и «железным боем»; - семь деревянных келий. В 1693, 1694 и 1702 годах тотемский Спасо-Суморин монастырь посещал Государь Петр Великий.

http://sobory.ru/article/?object=00367

Настоятелем Любанской церкви после смерти священника Константина Василевского назначается священник Николай Бровкович, который упоминается в ведомостях личного состава Минской епархии за 1905 г. Настоятелем Николай Бровкович прослужил до 1930-х годов. Из архивных документов было установлено, что 11.03.1929 г. представителями райисполкома Смоляром и Кутуцом из архива церкви были изъяты 354 единицы книг, епархиальных и церковных ведомостей. В деле находится опись церковного имущества, по которой можно судить, что в Спасо-Преображенской церкви имелось всё необходимое для совершения богослужений. Достоверно известно, что Любанская Спасо-Преображенская церковь была разобрана в ночное время в 1935-1937 годах после того, как несколько лет там не совершались богослужения (по другим данным церковь сгорела в 1941 г. во время боев с немецко-фашистскими войсками). Последним настоятелем Спасо-Преображенской церкви перед уничтожением её богоборческими властями был Иоанн Севрук. Церковная жизнь в м. Любань возобновилась после 1940-х гг. Согласно Указа архиепископа Питирима (Свиридов) от 17.10.1943 г. священнику Сукачёву Александру Ивановичу определено быть настоятелем молитвенного дома в г.п. Любань. 13.09.1952 был заключён договор купли-продажи дома на Слободе, где проходили богослужения. Согласно акту осмотра дома инженером райисполкома было установлено: площадь молитвенного дома – 81 кв. м, обшит фанерой и не окрашен, пол земляной, крыша соломенная. 12.02.1964 г. протоколом заседания областного исполнительного комитета Минского Совета депутатов трудящихся было постановлено о снятии с регистрации православной общины Спасо-Преображенской церкви и о разобрании молитвенного дома на дрова, что в скорости было и сделано комсомольскими активистами. 12.05.1992 г. исполкомом Минской области Совета народных депутатов было выдано свидетельство о регистрации православного прихода г. Любани. Пастырское окормление прихода было временно поручено благочинному церквей Солигорского округа протоиерею Николаю Розову, он освятил место строительства Спасо-Преображенской церкви г. Любани. В городском саду было поставлено деревянное здание для использования его для нужд прихода. В 1992 г. настоятелем Спасо-Преображенской церкви г. Любани Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был назначен священник Олег Семисынов-Грибович. Его усилиями было частично перестроено здание: сделан купол и установлен крест на церкви. В феврале 1993 г. Митрополитом Минским и Слуцким Филаретом был выдан антиминс и освящена Спасо-Преображенская церковь г. Любани.

http://sobory.ru/article/?object=35278

В 1764 году Спасопреображенский монастырь упразднен, монахини переведены в Устюжский Иоанно-Предтеченский монастырь, бывший до этого мужским. Церкви Спасопреображенского женского монастыря обращены в приходские. Спасо-Преображенская приходская церковь в Устюге в 18-19 веках: В 1794 году в теплой Сретенской церкви освящен Казанский придел. В 1797 году в холодной Преображенской церкви освящен придел святых Богоотец Иоакима и Анны вместо Казанского. Колокольня располагалась в северо-западном углу Преображенской церкви. В 1855 году на деньги благотворителя купца Ильи Яковлевича Грибанова построена каменная ограда вместо деревянной. В приходе Спасопреображенской церкви в 1788 году числилось 536 душ обоего пола, в 1868 году – 265 душ. Спасо-Преображенская приходская церковь в 20 веке: В 1915 году в приходе Спасопреображенской церкви насчитывалось 464 человека. Служил протоиерей Черняев Иларий Яковлевич, 1863 года рождения, выпускник Вологодской духовной семинарии. В 1928 году в Спасопреображенской церкви прошла последняя служба. Здания церквей переданы Северо-Двинскому губернскому архиву. В 1931 году Черняев Иларий Яковлевич арестован, приговор – ссылка в Северный край на 3 года. В 1932 году ссылка в Северный край заменена ссылкой в Западную Сибирь. Дальнейшая судьба священника неизвестна. В настоящее время в зданиях церквей по-прежнему располагается архив – Великоустюгский центральный архив. Православные приходы и монастыри Севера Монастырь во имя Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа (Спасо-Преображенский женский монастырь) Спасо-Преображенский монастырь был основан в 1422 году игуменьей Анисьей. Существовал 342 года (ликвидирован в 1764 году), о чем свидетельствует следующее клеймо с надписью под хорами на западной стене Спасо-Преображенской церкви: „В лето от Рождества Христова 1422 года учрежден был при сем приходе девич монастырь, который, под управлением разных игумений, и существовал 342 лета; по учреждении же штатов в 1764 году декабря 31 дня переведен при игуменье Мариам в Ивановский монастырь на гору, а сей оставлен приходскою церковью " . Косвенным упоминанием Спасо-Преображенского монастыря служит и описание городских укреплений 1438 года: «… 5. А от Ивановские башни до Спасских

http://sobory.ru/article/?object=03694

Со времени своего возобновления Спасо-Яковлевская обитель была удостоена особого статуса - её священноархимандритами являлись ярославские владыки: Архиепископ Платон (1991-1993); Архиепископ Михей (1993-2002); Архиепископ Кирилл (2002-2011). С 2011 г. обитель возглавляет митрополит Пантелеимон. Наместники монастыря: игумен Евстафий (1991-2000); иеромонах Димитрий (2000-2003); игумен Серафим (2003-2009); игумен Савва (2009-2011). С 2011 г. наместником монастыря является игумен Августин (Неводничек). Первым наместником Спасо-Яковлевского монастыря был архимандрит Евстафий, управлявший обителью восемь лет и достигший значительных успехов в ее восстановлении. В настоящее время Преосвященнейший епископ Евстафий возглавляет Читинскую и Забайкальскую епархию. С начала 1990-х г.г. в Спасо-Яковлевском монастыре широко развернулись строительные работы и обустройство монастырского хозяйства: была построена котельная, проложены теплотрасса и водопровод. В течение нескольких лет осуществлялось расселение жителей, занимавших квартиры в келейных корпусах. Со временем монастырь вернул себе все жилые площади, произвел перепланировку и ремонт помещений. В июне 1991 г. Ростовский музей передал Спасо-Яковлевскому монастырю мощи святителя Димитрия. Крестным ходом они были перенесены в монастырь. Мощи прославленного Чудотворца были возвращены на то место, где им было завещано храниться, а Яковлевский монастырь вновь обрел свою величайшую святыню. 13 мая 1993 г. Спасо-Яковлевский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2009 г. монастырь торжественно отметил 300-летие кончины Святителя Димитрия. 4 октября 2009 г., в день памяти ростовского святителя, обитель посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл и совершил праздничную Божественную литургию в Дмитриевском соборе. По монастырскому уставу в Спасо-Яковлевском монастыре ежедневно проводятся богослужения. Для служб открыты собор Святителя Димитрия Ростовского и храм Святителя Иакова Ростовского.

http://sobory.ru/article/?object=00226

Богородицкий-Казанский-Нижнеломовский Архангельская Богоявленский-Костромской Вологодская Богоявленский-Голутвин-Старый Смоленская Богоявленский за Торгом Казанская Борисоглебский-Новоторжский Пензенская Борисоглебский на Устье-Ростовский Белбажский-Троицкий Костромская Введенский-Богородицкий-Тихвинский Московская Волосов-Николаевский-Царево-Константин. Московская Воскресенский-Новоторжский Тверская Высокопетровский-Московский Ярославская Десятинский-Богород. -Рождественский Евфимиев-Благовещ.-Плотинский Костромская Заиконоспасский-Московский Новгородская Зверин-Покровский Знаменский-Тобольский Владимирская Знаменский-Богород.-Рождественский Ивановский-Предтечевский на Кулижках Тверская Иоанно-Предтечевский или Иванский Московская Иосифов-Волоколамский Новгородская Крестный-Ставрос-Кийостровский Лужецкий-Рождество-Богородицкий Новгородская Макариев-Желтоводский-Троицкий Московская Николаевский-Вяжищский Новгородская Николаевский-Греческий Тобольская Отрочь-Успенский Курская Предтечев-Вяземский Псково-Печерский-Успенский Московская Ризположенский-Евфосиниевский-Суздальский Рождественский на Рву или на Трубе Псковская Солотчинский-Рождество-Богородицкий Спасо-Авраамиев-Богородицкий Московская Спасо-Андрониев Архангельская Спасо-Евфимиев-Суздальский Московская Спасо-Преображенский-Астраханский Нижегородская Спасо-Преображенский-Казанский Новгородская Спасо-Прилуцкий-Димитриев Московская Спасо-Яковлевский-Димитриев Тверская Спасский-Преображенский-Рязанский Смоленская Сретенский-Кашинский Псковская Старо-Вознесенский Владимирская Сырков-Владимирский-Сретенский Тихвинский-Богородицкий-Успенский Московская Трифонов-Успенский-Вятский Рязанская Троице-Сергиева пустынь Троицкий-Данилов-Переяславский Смоленская Успенский-Княгинин Московская Феодоровский-Переяславский Владимирская Астраханская Казанская Вологодская Ярославская Рязанская Тверская Псковская Новгородская Новгородская Вятская С.-Петербургская Владимирская Владимирская Владимирская 1786 год Благовещенский-Назарет-Богородицкий

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Полоцк. Спасо-Евфросиниевский женский монастырь. Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1125. Ссылки:   Адрес: Беларусь, Витебская область, г. Полоцк, ул. Евфросинии Полоцкой, 89 Координаты: 55.503881, 28.779049 Проезд: Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и тра ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда Попасть в Спасо-Евфросиниевскую обитель из Москвы можно, сев на поезд «Москва — Полоцк», ежедневно отправляющийся с Белорусского вокзала. В Полоцке от авто- и ж/д вокзалов на автобусе или маршрутном такси с тем же номером следует ехать до остановки «Лесной техникум». По вопросам проживания и трапезы необходимо обратиться к дежурной сестре монастыря (в корпусе слева от колокольни). При себе необходимо иметь паспорт. В экскурсионном бюро (находится под колокольней) помогут с проведением экскурсий. О приезде группы паломников заранее предупреждайте по телефону, предоставляя сведения о количестве человек, необходимости ночлега, трапезы, экскурсии. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Спасо-Евфросиниевский монастырь, 1 класса, в 3 верстах от города Полоцка. Основан в XII веке святой княжною Евфросиниею (см. 23 мая); в 1579 году был отдан иезуитам после взятия Полоцка Стефаном Баторием; в 1654 году возвращен в православие; в 1667 году снова попал в руки иезуитов; в 1820 году, когда иезуиты были изгнаны из Полоцка, перешел в казну; в 1832 году передан был духовному ведомству; в 1840 году восстановлен. Монастырский Спасо-Преображенский храм построен до 1160 года преподобной Евфросинией. Здесь в великолепной раке, между колоннами, параллельно иконостасу, покоятся мощи преподобной Евфросинии, торжественно перенесенные сюда из Киево-Печерской лавры, по Высочайшему соизволению, с разрешения Священного Синода, в 1910 году. Это торжество перенесения святых мощей, совершенное по особому Высочайше одобренному порядку, с остановками в заранее указанных этим порядком городах и селах, длилось месяц, с 22 апреля по 22 мая. От Киева до города Орши (Могилевской губернии) святые мощи следовали по Днепру на пароходе, а затем до города Полоцка и Спасо-Евфросиневской обители сухим путем, несомые на руках богомольцев. В монастыре также хранятся: келья преподобной Евфросинии на правой стороне хор, и устроенный ею в 1611 году драгоценный шестиконечный крест, длиною в 11 3/4 вершка с частицами святых угодников. На нем вырезана надпись на славянском языке, что крест этот должен пребывать в основанной преподобной Евфросинией обители. В 1897 году в монастыре освящен новый храм Воздвижения Креста Господня с тремя престолами. При монастыре училище и образовательная церковно-приходская школа.

http://sobory.ru/article/?object=00287

-------- 3048. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 9 июня 1998 года: Благословить открытие Преображенского мужского монастыря в г. Каменск-Уральском . – 1998, 7, 5. 3049. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 28 декабря 1998 года: Утвердить архим. Клавдиана (Ларькова) настоятелем обители. – 1999, 1, 13. -------- 3050. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 29, 30 и 31 января 1991 года: Благословить открытие Спасо-Преображенского женского монастыря в г. Кирове. – 1991, 5, 7. -------- 3051. ДОБРОНРАВОВ О. Да возсияет и нам грешным, свет Твой присносущный! (Спасо-Преображенский монастырь г. Мурома). – 1992, 6, 22. 3052. ЮРЬЕВ Е. Юбилей древней обители. – 1996, 10, 11. -------- 3053. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 19 апреля 2000 года: Благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря в с. Посольское, Республика Бурятия. –2000, 6, 9. -------- 3054. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1996 года: 1. Благословить открытие Спасо-Преображенского монастыря в г. Рославле Смоленской области. 2. Утвердить игум. Сергия (Зятькова) настоятелем обители. – 1997, 2, 8. 3055. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 5 октября 1999 года: 1. Игумена Сергия (Зятькова) в связи с направлением в длительную заграничную командировку освободить от должности наместника монастыря. 2. Назначить на эту должность иером. Корнилия (Ефимова), клирика Смоленской епархии. – 1999, 11, 7. -------- 3056. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 28 декабря 1999 года: 1. Благословить открытие Спасо-Преображенского женского монастыря в г. Усолье Пермской области. 2. Утвердить монахиню Ариадну (Плюснину) настоятельницей обители. –2000, 2, 11. -------- 3057. ОПРЕДЕЛЕНИЕ Священного Синода от 30 августа 1991 года: Благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря в г. Усть-Медведица во Владимирской епархии. – 1991, 11, 12. -------- 3058. ОПРЕДЕЛЕНИЯ Священного Синода от 26 декабря 1995 года: 1. Благословить открытие Спасо-Преображенского мужского монастыря в пос. Учхоз Саранской епархии. 2. Назначить наместником монастыря иером. Тихона (Понадцова) с возведением в сан игумена. – 1996, 1, 10.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Практически весь архитектурный ансамбль Бородинского мон-ря сложился при жизни М. Последние 7 лет она занималась подготовкой строительства большого собора, освященного в 1859 г. в честь Владимирской иконы Божией Матери. В марте 1852 г., предчувствуя скорую кончину, М. посетила Троице-Сергиеву лавру и простилась с наместником архим. Антонием (Медведевым). М. была погребена в склепе Спасского храма, рядом с сыном. После закрытия мон-ря в 1929 г. и обращения его в коммуну убранство храмов было разорено. В 1992 г. монашеская община была возрождена. В 1994 г. создана экспозиция «Дом-музей игумении Марии». Панихидная память М. совершается 12 мая, сестры Бородинской обители собирают материалы для прославления игумении в лике святых. Ист.: Филарет (Дроздов), митр. Письма к игум. Спасо-Бородинского мон-ря Марии (Тучковой). М., 1868, 2003; Свербеев Д. Н. Записки. М., 1899. Т. 1; Муравьёв А. Н. Бородино. СПб., 1849; Игнатий (Брянчанинов), свт. Воспоминание о Спасо-Бородинском мон-ре// Он же. Полн. собр. творений. М., 2002. Т. 4. С. 473-475. Лит.: Маслов С. А. 50-летие Бородинской битвы и Спасо-Бородинский мон-рь. М., 1862; Толычева Т. [псевд., Новосильцева Е. В.] Спасо-Бородинский мон-рь и его основательница. М., 1874; Брайковский А. А. Мон-рь во имя Спасителя на Бородинском поле и его основательница. М., 1912; Подвижницы Спасо-Бородинского мон-ря. Можайск, 1994; Спасо-Бородинский жен. мон-рь. М., 1999; Жизнеописание игум. Марии (Тучковой)/Спасо-Бородинский мон-рь. М., 2002; Семенищева Е. В. «Спас Нерукотворный» Ревельского пехотного полка: Святыня полковая, монастырская, музейная//Эпоха 1812 г.: Исслед., источники, историография. М., 2003. Вып. 2. С. 161-167. (Тр. ГИМ; 137); она же. О переписке свт. Филарета и игум. Марии (Тучковой)//Там же. 2010. Вып. 9. С. 244-249. (Тр. ГИМ; 183); она же. Неизв. факты биографии М. М. Тучковой в ее переписке//Отечественная война 1812 г.: Источники, памятники, проблемы: Мат-лы XVII Междунар. науч. конф. (Бородино, 5-7 сент. 2011). Можайск, 2012. С. 79-84; Нарышкин А. К. В родстве с Петром Великим: Нарышкины в истории России. М., 2005; «Се аз, Господи, игумения Мария»: Сб. мат-лов/Сост.: Е. В. Семенищева. М., 2006; Семенищева Е. В., Хорошева Е. А. Двенадцать портретов М. М. Тучковой (игум. Марии)//Отечественная война 1812 г.: Мат-лы XVIII Междунар. науч. конф. (Бородино, 2-4 сент. 2013). М., 2014. С. 90-98.

http://pravenc.ru/text/2562126.html

Белёв. Спасо-Преображенский монастырь. Собор Спаса Преображения. Карта и ближайшие объекты Хороший образец московского зодчества 2-й пол. XVII в. с богатым декором. Сооружен в 1683-1686. Двустолпный трёхапсидный четверик собора завершен пятиглавием на горке кокошников. В 1734 в пристроенной с севера к собору палатке был устроен Михаило-Архангельский придел, разобранный в 1790-х, притвор перестроен в XIX в. Закрыт в 1920-х. В 1980-х начата реставрация, не завершенная. В настоящее время пустует, в аварийном состоянии. Главный элемент архитектурного ансамбля монастыря – Спасо-Преображенский собор – является замечательным образцом древнерусского храмового зодчества конца XVII века. Собор – это композиционное ядро комплекса. Первоначально собор имел трехчастную объемную композицию и состоял из четверика, увенчанного пятиглавием, трехчастной апсиды и двухэтажной паперти, основанием которой служил, вероятно, нижний ярус утраченной колокольни. Основной объем двухстолпный. Храм неоднократно перестраивался, поновлялся, но в своей основе сохранил стилистические особенности памятника древнерусского зодчества. В 1853-1854 гг. с западной стороны собора возведена двухэтажная пристройка, несколько исказившая облик храма. Декоративное убранство собора во многом сохранило стилевые особенности и черты, присущие храмовому зодчеству конца XYII века. По верху четверика проходит двойной ряд расположенных вперебежку кокошников красивой подковообразной формы. Ниже кокошников идет сложный карниз. Углы четверика отмечены характерными для XYII века пучками из трех полуколонок. Очень пластичен восточный фасад апсиды с тремя мягкими закруглениями (в одном из них сохранился прямоугольный оконный наличник так называемого «рамочного» типа, характерный для допетровской архитектуры). В 2014-2018 г.г. в Спасо-Преображенском соборе Спасо-Преображенского мужского монастыря города Белева Тульской области (Белевской епархии) проводились ремонтно-реставрационные работы в рамках Федеральной целевой программы «Культура России (2012-2018)». Собор является объектом культурного наследия федерального значения и официально именуется: «Ансамбль Спасо-Преображенского монастыря, XVII-XVIII в.в. Собор Спасо-Преображенский, 1686 г».

http://sobory.ru/article/?object=04684

Для музея были разработаны стенды с исторической информацией, которая взята из достоверных источников — Российского государственного архива древних актов, Государственного архива Российской Федерации, нижегородских и других архивов. В части музея, посвященной истории арзамасского Воскресенского собора, выставлены отреставрированные оклады иконостаса первого каменного храма в честь Воскресения Христова, на месте которого было возведено теперешнее здание кафедрального собора. Этот иконостас, в связи со строительством нового храма, перевезли в Вознесенскую церковь села Степаново. О ходе реставрации Спасо-Преображенского собора одноименного монастыря журналистам во время их посещения обители рассказали руководитель реставрационных работ в храме Денис Полещук и руководитель объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия» Николай Юшков. Спасо-Преображенский собор построен в 1638 году, это древнейшая и самая первая каменная церковь города Арзамаса. В 1927 году Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. До недавнего времени в здании собора размещался Государственный архив Нижегородской области Обитель начала возрождаться в 2004 году. Весной 2015 года Спасо-Преображенский собор был возвращен Русской Православной Церкви. В 2016 году были отремонтированы кровля и фасад Спасо-Преображенского собора, храм Рождества Богородицы был возведен под крышу; также начались работы по строительству разрушенной монастырской колокольни и был осуществлен ремонт в здании братского корпуса, отданного монастырю в декабре 2015 года. В течение 2020 года в главном храме обители было проведено отопление, в трапезной части восстановлена живопись, в 2023 году восстановление стенописи было завершено. Расписывали Преображенский собор мастера объединения художественно-реставрационных мастерских «Византия». Работы по восстановлению Спасо-Преображенского собора велись в рамках развития паломническо-туристического кластера «Арзамас — Дивеево — Саров». «В ходе реконструкции Спасо-Преображенского собора нами были обнаружены каменные купола XVII века. Именно такие храм имел изначально. В ходе последующих строительных работ маковки одной из самых древних церквей Арзамаса приобрели другой вид. Над ними установили более современные купола с металлическим покрытием.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010