Основные сведения о князе сохранились в Типографской и Ермолинской летописях, Житиях преподобных Дионисия Глушицкого, Александра Куштского и Иоасафа Каменского. Димитрий был четвёртым сыном владетельного ярославского князя Василия Васильевича, XVII колено от Рюрика, и отцом преподобного Иоасафа Каменского. По смерти отца (между 1380 и 1410 гг.) он получил во владение Заозерье – область за озёрами Белое, Кубенское, Воже и Лача по реке Кубена. Заозерское княжество представляло мир сёл и деревень и не имело жилого места, которое можно было бы назвать городом в тогдашнем экономическом и административном смысле этого слова. Согласно житию преподобного Иоасафа Каменского, княжеский двор князя Димитрия стоял в селе Устье на реке Кубене при впадении её с юго-востока в Кубенское озеро; подле был храм святого великомученика Димитрия Солунского, вероятно, князем же и построенный в честь своего небесного покровителя; в стороне от княжеского двора «весь» Чиркова, которая вместе с ним служила приходом этого храма: «весь же зовома Чиркова к нему прихожате». По-видимому, в 90-е гг. XIV в. установились связи князя Димитрия со Спасо-Каменным в честь Преображения Господня монастырем на Кубенском озере, главными ктиторами которого в те времена выступали ярославские князья, и с игуменом обители святым Дионисием Греком (1389–1418). Князь Димитрий, известный своим благочестием, активно поддерживал деятельность монастырских иноков по созданию новых обителей на его землях. В 1400 г. Димитрий Васильевич дал разрешение преподобному Дионисию на создание Глушицкого в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастыря на Кубенском озере, прислал своих людей для помощи в строительстве – расчистки земли и постройки келий. Князь, а особенно жена его, княгиня Мария, вместе с его братом Семёном, князем Новленским, помогли также в период между 1418 и 1425 гг. преподобному Александру Куштскому основать Успенский монастырь на реке Куште, дав «потребная» и снабжая продовольствием. Обе обители получили от князя богатые вклады: сёла, деревни и земельные угодья, а также книги (в частности, Евангелие-апракос) и иконы. Позднее княгиня Мария часто посылала инокам монастыря продовольствие. (Позже, когда княгиня Мария тяжело заболела, она попросила преподобного Александра молиться о ее выздоровлении, но тот, не обнадеживая Марию, откровенно ответил, что болезнь ее смертельна, и советовал ей по-христиански приготовиться к смерти).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/svj...

6 августа 1260 г. Белозерский князь Глеб Василькович, плывший по Кубенскому озеру из Белоозера в Устюг, нашел свое спасение от бури на небольшом островке всего 60 саженей в длину и в благодарность Богу за своеспасение построил храм Спаса Преображения, давший название всему острову. " И посла мужи древоделя и постави церковь деревяну во имя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа боголепного его Преображения. И монастырь устроив, и церковь украсив иконами и книгами " , говорится в " Сказании о Спасо-Каменном монастыре " , написанном около 1481-1482 гг. иноком Паисием Ярославовым. До этого на острове проживали 23 старца, занимавшиеся обращением в христианство местного финского населения. Московские великие князья всегда уделяли свое внимание Спасо-Каменному монастырю. Так, в 1446 г. эту обитель посетил Василий II Темный во время своего пребывания в Вологде, после чего вскоре возвратил потерянный им ранее великокняжеский престол. Здесь Иван III благодарил Бога и праздновал свою победу над войсками Шемяки. В 1478 г. удельный князьАндрей Меньшой, брат Ивана III, владевший Вологдой, Кубеной, Заозерьем, начал строительство нового каменного Спасо-Преображенского собора. Кирпич для его строительства привозили из Твери и Старицы. В 1481 г. все работы по его возведению были закончены. Собор этот был первым монументальнымхрамом в северных землях Руси. В 1528 г. на Каменный приезжал Ввсилий III со своей женой Еленой Глинской и внес денежный вклад на постройку теплойцеркви и просил Бога о даровании ему наследника. В 1543-1549 гг. на вклад Василия III была построена Успенская церковь. Оказал Каменному монастырю свое внимание и Иван Грозный, этой обители им был подарен колокол и дана жалованная грамота. Но сам Грозный из-за плохой погоды на озере в монастыре не был, а время его поездки на богомолье датируется 1545 г., о чем от 16 в. сохранилось известие следующего содержания: " Лето 7053 (1545) г. поехал Государь и Великий князь Иван Грозный по монастырям... и был на Вологде у Спаса на Прилуке, в Корнильеве, Павлове... на Устье и возвратился в Москву в 7-й день " . Удостоил эту обитель своим посещением в 1692 г. и Петр I во время своего приезда на Кубенское озеро и в с.Устье. Знаменита была эта обитель и своими святыми подвижниками, которые в разные годы несли здесь свое послушание. Это прежде всего преподобные Александр Куштский, Иоасаф Каменский, Дионисий Глушитский и многие другие. В период Отечественной войны 1812 г. в обители находили приют московские монахи. Некоторое время на Каменном находился на покаянии вологодский священник Василий Сиротин, автор слов считающейся народной песни " Улица " . В 1775 г. монастырь был упразднен, но в 1801 г., по повелению Павла I, открыт вновь. За свою многовековую историю он неоднократно опустошался огнем пожаров, страдал во время половодий.

http://sobory.ru/article/?object=01045

Мн. чудотворениями, в особенности во время эпидемий холеры 1830, 1870 гг., был известен образ Успения Божией Матери из Семигородной Успенской пуст., приписываемый кисти прп. Дионисия Глушицкого (в наст. время во ВГИАХМЗ), а также явленная икона Божией Матери «Семистрельная» из ц. св. Иоанна Богослова на р. Тошне близ Вологды (в наст. время в Лазаревской ц. Вологды). Во время эпидемий или при угрозе их появления с иконами совершались крестные ходы, последний состоялся в 1911 г. Явленный образ Божией Матери «Знамение» (1571) был святыней Иоанно-Предтеченского храма в Дюдиковой пуст. В честь явления иконы был возведен теплый храм и совершалось ежегодное празднование 2 сент. Свт. Антоний, еп. Вологодский. Икона. XVIII в. (ВГИАХМЗ) В кафедральном Рождество-Богородицком соборе Вологды в верхнем храме находится рака с мощами прп. Иоасафа Каменского, в часовне близ кафедрального собора почивают под спудом мощи св. блж. Николая Рынина. В вологодском храме свт. Николая во Владычной слободе почивают мощи свт. Антония (до 1988 находились в вологодском Софийском соборе). В Спасо-Прилуцком Димитриевом мон-ре в нижнем храме во имя прп. Димитрия под спудом находятся мощи прп. Димитрия Прилуцкого и прп. Игнатия, вериги угличских князей преподобных Димитрия и Игнатия. В Череповце в Воскресенском соборе под спудом покоятся мощи преподобных Афанасия Череповецкого и Феодосия Череповецкого , в часовне прп. Филиппа Ирапского - мощи прп. Филиппа Ирапского . В Устюжне в храме в честь Казанской иконы Божией Матери почивают мощи прмч. Евфросина Синоезерского. В храме во имя прп. Кирилла Белозерского в Кирилловом Белозерском мон-ре под спудом покоятся мощи прп. Кирилла, в Ферапонтовом Белозерском в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ре под спудом - мощи прп. Мартиниана Белозерского и Иоасафа (Оболенского), архиеп. Ростовского, в Вел. Устюге в соборе блж. Прокопия под спудом - мощи блж. Прокопия Устюжского , в Тотьме в храме Рождества Христова - мощи прп. Феодосия Тотемского, в Свято-Троицком Павло Обнорском мон-ре под спудом - мощи прп. Павла Обнорского . В храме в честь Происхождения Честных Древ Животворящего Креста Господня в с. Спас-Нурма Грязовецкого р-на под спудом почивают мощи прп. Сергия Нуромского . В храме в честь Воздвижения Креста Господня на месте Крестовоздвиженской пуст. в Кичменгско-Городецком р-не под спудом - мощи прп. Симона Воломского . Под руинами Спасо-Преображенского собора Спасо-Каменного мон-ря на Кубенском оз. похоронены мощи блж. Василия Спасо-Кубенского. На месте собора Глушицкого Сосновецкого мон-ря под спудом почивают мощи преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких . В деревянном храме во имя преподобных Дионисия и Амфилохия Глушицких Глушицкого Покровского мон-ря (дер. Покровское Сокольского р-на) под спудом находятся мощи преподобных Макария , Тарасия и Феодосия , чудотворцев Глушицких.

http://pravenc.ru/text/155162.html

возведен на степень 2-го класса; в 1844 г. приписан к Медзиольскому Вилен. м-рю; в 1855 г. закрыт, и имущество передано Варваринскому Пинскому м-рю. “Ист. Росс. Иер.”, IV, 297; Ратшин, 147; “Матер. для стат. Росс.”, 1841 г., I, 201; “Опис. монаст.”, 1817 г., 98; Строев, “Спис. иер. и настоят.”, 546 (игум. Паисия, 1840 г.); Архим. Николай. “Ист. стат. опис. Минск. епар.”, 117. 446. Спасо – Каменная – Белавинская , мужская пустынь, заштатная, Вологодской губ. и уезда, в 45 вер. к сев. от Вологды, на небольшом островке Кубенского оз., близ его юго-вост. берега, верстах в 5 от устья р. Кубены. Спасо-Каменный монастырь основан в XIII ст., когда эти места были заселены еще язычниками. Белозерский князь Глеб Василькович, плывя из Белоозера в свои владения в Великий Устюг, был застигнут бурею на Кубенском оз. и с трудом пристал к Каменному островку, на котором он нашел отшельников, имевших уже часовню; здесь он по обещанию поставил церковь и устроил монастырь. В 1764 г. при издании штатов положен был в 3-м классе; в 1773 г. истреблен пожаром и не был возобновлен, причем штат братии, имущество и мощи преп. Иоасафа, в мире кн. Андрея Дмитриевича, переведены в Духов Вологодский мон.; наконец, в 1801 г. сюда перенесена Белавинская – Богоявленская пустынь Кадниковского у. В монастыре покоятся под спудом мощи, почитаемые святыми, Кассиана, игумена, скончавшегося в 1453 г., Петра чудотворца, жившего около начала XV ст., и блаженного инока Василия юродивого, почивающего под Преображенскою церковью в особой палатке. В 1452 г. в монастыре принял иночество под именем Иоасафа кн. Заозерский Андрей, скончавшийся в 1457 г. В 1576 г. здесь скончался в заточении архиеп. Полоцкий Арсений Шишко. Н. Суворов , “Опис. Спасо-Камен. м-ря”, изд. 1871 г.; “Ист. Росс. Иер.”, IV, 325; Ратшин, 66; “Вологод. губ. вед. 1837 г.”, 32; 1843 г., 1; Толстой, “Древн. свят. Рост. Вел.”, в “Чтен. И. Общ. ист. и древн.”, 1847 г., 2, 13, 72, 78; “Словарь ист. о свят.”, 60, 144, 230; “Вестн. И. Р. Геогр. Общ.”, XXII, смесь, 13 (путешествие кн.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Спасокаменный , или ныне именуемый: Белавинская пустынь, мужеский заштатный, Вологодской Епархии на острове озера Кубенского, именуемом каменным, в 47 верстах от Вологды. – Первоначально построен был Белоезерским Князем Глебом Васильковичем, преставившимся в 1278 году; потом после бывших в 1472 и 1773 годах Великих пожарах возобновлен уже в 1801 г. переведением сюда братства из уничтоженной Белавинской пустыни, которой и название сей монастырь ныне имеет. В нем: 1) Соборная церковь во имя Преображения Господня, построенная в 1481 году и до сих пор находящаяся в целости; 2) во имя Успения Божией Матери, построенная в 1543 году, с приделом во имя Святого Василия Блаженного, устроенным по возобновлении сего монастыря. – Все сии церкви вновь украшены и освящены в 1801 году. Спасомирожский мужеский, 3-го класса, степенью 22-й, при Губернском городе Пскове, на устье реки Мирожи; основан в 1156 году. Ныне в сем монастыре 3 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня, построенная Святым Нифонтом, Архиепископом Новгородским; 2) над воротами во имя Св. Первомученика Архидиакона Стефана; 3) во имя Святого Николая Чудотворца. Состоит под управлением Архимандрита. Спасо-Преображенский мужеский, 2-го класса, степенью 28-й, в Астрахани; построен в 1597 году. В нем: церковь Соборная двухэтажная: нижняя во имя Казанской Божией Матери, а верхняя во имя Преображения Господня; 2) над святыми воротами во имя Преподобных Зосимы и Савватия Соловецких Чудотворцев; 3) во имя Всех Святых. Архимандрит монастыря сего носит вместо креста панагию и посох Архиерейский с яблоками. Спасо-Преображенский мужеский, 3-го класса, степенью 24-й, Тульской Епархии в городе Белеве; построен во время княжения бывших тогда Князей Белевских Сонцевых-Засекиных. В нем: 1) Соборная церковь во имя Преображения Господня; 2) во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы; 3) Св. Алексея Митрополита; 4) Св. Иоанна Предтечи. Здесь находится уездное духовное училище. Состоит под начальством Архимандрита. Спасо-Преображенский мужеский, 2-го класса, степенью 3-й, в Казани; построен по повелению Царя Иоанна Васильевича в 1556 году Св. Варсонофием, первым сей обители Архимандритом. Ныне в сем монастыре 4 церкви: 1) Соборная во имя Преображения Господня; в ней почивают мощи Св. Варсонофия, Епископа Тверского; 2) во имя Св. Николая Ратного; 3) во имя Св. Великомученицы Варвары; 4) во имя Св. Николая Ратного, древняя, построенная еще при Царе Иоанне Васильевиче, также настоятельские и братские кельи и ограда все каменные. Архимандриты оного обыкновенно бывают Ректорами духовной Казанской Академии. Они имеют мантию с скрижалями, на которых вышиты изображения святых Гурия и Варсонофия; священнослужение отправляют с отверстыми царскими вратами. Вне монастыря находится церковь во имя Св. Мученика Киприана и Св. Мученицы Иустины, возобновленная в 1801 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Мученик Юрий (Юрий Петрович Новицкий) родился в 1882 в г. Умани Киевской губернии. Окончил 1-ю гимназию и Киевский университет. С 1914 года — доцент, затем — профессор кафедры уголовного права Петроградского университета. Был председателем правления «Общества объединенных петроградских православных приходов». Мученик Иоанн (Иван Михайлович Ковшаров) был родом из Одессы, юрист по образованию, бывший присяжный поверенный. Был юрисконсультом лавры в Петрограде. Память священномучеников митрополита Вениамина, архимандрита Сергия, мучеников Юрия и Иоанна празднуется 31 июля/13 августа и в день Собора новомучеников и исповедников Российских. Август 2 Василий, блаженный Каменский Блаженный Василий Каменский жил в XV веке, был иноком Спасо-Каменного монастыря, находившегося на острове Кубенского озера (недалеко от Вологды). При раке его мощей, устроенной впоследствии в церкви в честь святого Василия Блаженного, Московского находились икона святого Василия Каменского во весь рост, тяжелые железные вериги и шапка из железных полос. В 1774 году, когда во время пожара сгорело все, что могло гореть, бывшая тогда над мощами угодника еще деревянная рака и образ на ней остались неприкосновенными, хотя вся гробовая палатка его наполнена была дымом и пламенем. Память блаженного Василия совершается 2/15 августа, в день его тезоименитства. Василий, блаженный, Христа ради юродивый, Московский чудотворец Премудрость смиреннаго, — говорит Иисус, сын Сирахов, — вознесет главу его и посреде вельмож посадит его. Премудрость его поведят языцы, и хвалу его исповесть церковь (Сир. 11, 1; 39, 13) Черты сии премудрого ясно раскрываются в жизни смиренного раба Божия Василия Блаженного, Московского чудотворца; его богомудрое юродство вознесло главу его и посадило его с князьями людей своих; многие восхвалили разум его, и имя его в память вечную будет; хвалу его от лет древних поведает Святая Церковь, ублажая его как единого от людей Божиих. Блаженный Василий родился в декабре 1468 года, по преданию, на паперти подмосковного Елоховского храма в честь Владимирской иконы Пресвятой Богородицы. Родители его Иаков и Анна были из простых, и когда отрок вырос, его отдали в обучение сапожному ремеслу. Во время учения блаженного его мастеру пришлось быть свидетелем одного удивительного случая, когда он понял, что ученик его необыкновенный человек. Один купец привез на баржах в Москву хлеб и зашел в мастерскую заказать сапоги, прося сделать их такими, чтобы не сносить их за год. Блаженный Василий прослезился: «Сошьем тебе такие, что и не износишь их». На недоуменный вопрос мастера ученик объяснил, что заказчик даже не обует новые сапоги, так как вскоре умрет. Через несколько дней пророчество сбылось.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=841...

Андрей III Васильевич Большой Горяй, четвертый сын Василия Васильевича Темного, Великого Князя Московского и княгини Марии Ярославовны (Афанасьевны) Боровской (8 февраля 1433 г. она вышла в замужество, в 1462 году овдовела; † с иноческим именем Марфы 4 июля 1484 г. и погребена в Московском Вознесенском монастыре), родился в г. Углич (3) 13 (14–19) августа 1446 года; в силу духовного завещания своего отца, по смерти его, в 1462 г. 27 марта он получил в удел себе Углич с Устюжной, Рожаловым, Велетовым и Кистьмой, Бежецкий Верх и Звенигород; летом 1474г. мать князя Андрея, Мария Ярославовна, любившая его более чем остальных детей, дала ему с устьем Шексны свой город Романов, который утвержден был за ним 14 сентября 1473 года братом его, Великим Князем Иоанном III Васильевичем; в 1481 г. 2 февраля по договору с Великим Князем Иоанном III Васильевичем получил еще г. Можайск; в 1470 году 27 мая вступил в брак с княжною Еленою Романовною, дочерью князя Мезецкого (город Мещовск Калужской губернии) Романа Андреевича и венчан митрополитом Филиппом I (1465– 1473) «у Пречистой в Москве». В 1479 г. князь Андрей вместе с братом (младшим) своим, князем Борисом Волоколамским (Волоцким) со своим семейством и людьми вышел из своего удела и ушел к Литовской границе; когда братья пришли в Новгородскую землю, сюда приезжал и безуспешно увещевал их примириться с Великим Князем Ростовский владыка Вассиан Рыло (1467 † 1481 г. 23 марта); в 1480 году в конце октября братья возвратились в Каменец к Великому Князю и потом в свои уделы; Елена Романовна умерла в 1483 году 2 апреля и погребена в кремлевском Вознесенском монастыре; в июне 1491 года весь Углич (город и посад) выгорел (сгорело 15 церквей: за Волгою сгорело более 500 дворов); 20 сентября 1492 года князь Андрей был схвачен в Москве и посажен в заточение 26 в гор. Переяславль-Залесский, где и умер 6 ноября (или 7 октября) 1494 г. и погребен в Московском Архангельском соборе (иные в Угличском Спасо-Преображенском) 27 . У князя Андрея Васильевича были дети: 1) Димитрий (род. 1477 г.); 2) Иоанн (род. 1479 г.); оба были схвачены в Углич 22 сентября 1492 г. и сосланы в г. Переяславль Залесский, потом на Белоозеро и наконец, вскоре после смерти отца, в 1494 г., в Вологду, где князь Иоанн Андреевич принял иночество с именем Игнатия и скончался в оковах схимником 19 мая 1522 года (иные 1523 и 1525 г.). погребен в Вологодском Спасо-Прилуцком монастыре и причислен к лику святых, а князь Димитрий Андреевич получил облегчение в 1540 году: велено было «с него тягость сняти», умер в 1541 г. 28 июня и погребен у ног брата своего; 3) Евдокия (в иночестве после 1512 г. Елена) выдана была за князя Андрея Димитриевича Курбского (1470–1512), воеводу Московского и 4) Иулиания († 1537 г.), дедом своим князем Мезецким выданная в замужество за князя Иоанна Симеоновича Большого Кубенского. Были у князя Андрея и другие дети, умершие в детстве и погребенные в Угличе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Спасо-Каменный , общ., на каменистом острове Кубенского озера, в 45 в. от г. Вологды и в 40 в. от ж.-д. ст. Марженги. Основан в пол. XIII в. белозерским кн. Глебом Васильковичем, в благодарность Всемилостивому Спасу за спасение от угрожавшей ему опасности во время плавания по Кубенскому озеру. Преображенский соборный храм построен в 1481 г. В этом мон. 10 сент. 1453 г. скончался подвизавшийся в нем в течение 5 лет сын Заозерского кн. Димитрия Васильевича, кн. Андрей, в монашестве Иоасаф (см. 10 сент.), св. мощи которого прославились чудесами и ок. 20 лет были зримы нетленными. Во время бывшего 3 сент. 1472 г. и истребившего монастырь пожара св. мощи пр. Иоасафа сгорели; лишь немногие останки их благоговейно были собраны одним иноком, вложены в ковчег и положены под престолом; впоследствии часть мощей преподобного была вложена в обложенный серебром крест, для благоговейного поклонения богомольцев. В 1650 г. ковчег со св. мощами был перенесен в особо устроенную в Преображенской церкви гробницу, и упомянутый крест возложен на неё. После бывшего 24 июля 1774 г. и вновь истребившего Спасокаменный мон. пожара, этот мон. был упразднен, а братия переведена в Вологодский Свято-Духов мон., куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и останки св. мощей пр. Иоасафа. Вследствие ходатайства окрестного населения, упраздненный Спасокаменный мон. был, по благословению Св. Синода в 1802 г., восстановлен, с наименованием оного Спасопреображенскою Белавинскою пустынью. В 1892 г. Св. Синод, снисходя к просьбе жителей прибрежных к Кубенскому озеру селений, разрешил перенести ковчег с останками св. мощей пр. Иоасафа из Вологодского Свято-Духова мон. в Спасопреображенскую Белавинскую пустынь и именовать оную Спасокаменным мон. Находившийся на раке крест с частицами мощей преподобного оставлен в Свято-Духовом мон. В мон. покоятся под спудом мощи инока блаж. Василия (см. 2 авг.); над ними металлическая рака, на ней образ св. Василия во весь рост; при раке железные вериги и шапка его из железных полос. Здесь же находятся гробницы местных подвижников Петра чудотворца (XV в.) и Кассиана игумена мон. († 1463 г.). К мон. приписан Успенский Александро -Куштский , в 40 в. от г. Кадникова, а от Спасокаменного мон. в 8 в., на бер. р. Кушты, основанный в нач. XV в. пр. Александром Куштским (см. 9 июня), мощи которого покоятся здесь под спудом в приделе его имени; над ними медная рака; этот мон. в 1764 г. был упразднен, а в 1833 г. восстановлен и тогда же приписан к Спасокаменному мон.; к этому же последнему мон. приписана Белавинская Богоявленская пуст., в 20 в. от Спасокаменного мон., на острове Белавинского озера, основанная в 1630 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Аминь. 244 ...общежитие. – Существовало три основных вида монашеской жизни: особная, общежительная и отходная. Особное житие протекало без твердого устава, заключаясь в удалении от активной мирской деятельности. Жившие «особо» – по отдельности или небольшими колониями – зачастую объединялись для жития общего. Общежитием принято называть монашескую общину «с нераздельным имуществом и общим хозяйством, с одинаковой для всех пищей и одеждой, с распределением монастырских работ между всей братией» (Ключевский В. О. Курс русской истории, т. 2. М., 1988, с. 245–246). Основателем общежительной (киновитской) формы монашества считается Пахомий Великий (ум. в 348 г.). Высшей степенью иноческой жизни было отходничество: полный уход от мира, молчание и пост. Β середине XIV в. с исихастским движением Православного возрождения на Балканах началось, а оттуда распространилось на Русь возобновление в монастырях общежительных порядков, к тому времени в значительной мере утраченных, a также создание новых обителей с общежительным уставом. «Монашеская колонизация» русского Севера в XIV–XV вв. была осуществлена именно общежительными монастырями. Основными центрами, откуда выходили создатели новых общежитий, были Троицкий монастырь Сергия Радонежского, нижегородская пещерная обитель Дионисия Суздальского и Спасо-Каменный монастырь на Кубенском озере в Вологодской земле. Кирилло-Белозерский монастырь оказался одним из самых мощных общежитий, основанных на Руси в то время. 245 Благослови отче! – Обращение, указывающее на то, что Житие предназначалось для чтения в церкви или за монашеской трапезой. 250 ...самодръжцем великым княземъ Василием Василиевичем...Василий II Васильевич Темный (1425–1462 гг.), великий князь Московский и всея Руси. Β 1446 г. в ходе борьбы за великое княжение был, по приказу Дмитрия Шемяки, схвачен в Троице-Сергиевом монастыре, привезен в Москву и ослеплен (отсюда его прозвище Темный). Β качестве гарантий отказа от притязаний на Московский престол Шемяка взял у него так называемые «проклятые грамоты», в которых Василий Темный призывал на себя проклятие в случае, если возобновит борьбу против него. Особое благоволение Василия Васильевича к Кирилло-Белозерскому монастырю объясняется тем, что игумен этого монастыря Трифон освободил его от этой клятвы. Это развязало Василию руки, и он в союзе с Борисом Александровичем Тверским, а также отрядами литовцев и татар, вернул себе московский великокняжеский престол.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Даниил пользовался уважением московского государя Василия III, который, будучи на богомолье в Переславле в 1529 г., обещал построить в монастыре Даниила каменный храм. В 1530 г., в благодарность за рождение наследника - Ивана IV, в монастыре и была начата постройка Троицкого собора, одновременно с которым в трёхлетний период до 1532 г. построили и каменную Похвальскую трапезную; под ней были «устроены различные полаты, удобны ко многим службам и к потребам монастырским». Для этих построек Василий III передал в распоряжение Даниила кирпичные сараи и оставшиеся строительные материалы после сооружения каменных храмов в Никитском и Горицком монастырях. Единственным целым памятником этого строительства является Троицкий собор, четырёхстолпный крестовокупольный храм обычного типа, привлекающий к себе наше внимание изяществом и благородством своих форм и пропорций. Его план несколько вытянут и закончен с востока гранёными абсидами. Стройные крестчатые столбы не загромождают пространства, которое кажется весьма свободным и лёгким. Вместо полуциркульных сводов применены крестовые, с более плоскими поверхностями, перекрытия. Карнизы столбов и выносных кронштейнов изящно профилированы, напоминая школу столичных мастеров. Пропорциональная слаженность характеризует храм снаружи. Лёгкий карниз отрезает килевидные закомары, над которыми вздымается вытянутый барабан главы с венцом из восьми кокошников в основании. Гладь стен членится плоскими лопатками; её оживляют пятна узких окон и богато разработанные килевидные порталы входов. К позднейшим переделкам собора относятся расширение окон, замена позакомарного покрытия четырёхскатным, луковичная форма главы. Мастером этого полного благородной простоты и грации храма был ростовский зодчий Григорий Борисов. До того он построил в 1522-1524 г.г. похожий на Троицкий, но более грузный, собор Борисоглебского монастыря под Ростовом, трапезную церковь там же (1524- 1526) и вторую трапезную - в Троицком Калязинском монастыре (1525-1530). В 1543 г., после работ в Переславле, он закончил начатую ростовским зодчим Пахомием Горяиновым трапезную церковь Спасо-Каменного монастыря (на Кубенском озере) с её знаменитым шатровым восьмериком. В Троицком соборе Григорий Борисов широко использует опыт и формы современного ему русского зодчества, с большим мастерством воплощая их в изысканном единстве своего произведения.

http://sobory.ru/article/?object=00434

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010