Летний фонтан Летний фонтан был построен в Спасо-Евфросиниевском монастыре в начале XX века. Он находился во внутреннем дворике обители, который охватывал территорию за Спасо-Преображенским храмом и Кресто-Воздвиженским собором, и, предположительно, предназначался для совершения водосвятных молебнов. О существовании фонтана в обители стало известно только благодаря единственной фотографии 1910 года и краткому упоминанию в монастырской летописи за 1912 год. В ней говорится о том, что в 1910 году к летнему фонтану были проведены трубы для подачи воды. Время разрушения летнего фонтана не установлено. Источники: Полоцкое Радование: Свято-Евфросиниевские Торжества 1910 года. Полоцк : Спасо-Евфросиниевский женский монастырь, 2010.  НИАБ, ф. 2563, оп. 1, д. 6, л. 41, 42, 43 об. Летопись о монастыре. Формулярная ведомость о Полоцком Спасо-Евфросиниевском первоклассном женском монастыре за 1912 год. Сестринские корпуса Полоцкого Спасо-Евфросиниевского монастыря Спасо-Евфросиниевская женская обитель, следуя древним святоотеческим установлениям, придерживается общежительного устава. Однако в XIX столетии (по данным монастырской летописи за 1912 г.) монастырь был «своекоштным». Этот факт подтверждался существованием деревянных жилых построек, отдельных домиков на несколько келий, находившихся на территории обители. В настоящее время в обители имеются три жилых корпуса для монашествующих. Исторические сведения об их постройке крайне незначительны. Строительство первого каменного двухэтажного корпуса, расположенного за Кресто-Воздвиженским собором, датируется концом XVII – началом XVIII века и относится еще ко времени господства иезуитов в городе и в самом монастыре. Известно, что в середине XIX века в этом корпусе находились келии игумении и старших инокинь, трапеза, а также классы воспитанниц Спасо-Евфросиниевского училища. Два других каменных корпуса примыкают к святым вратам обители и располагаются по обе стороны от колокольни. Второй по счету и находящийся перед Кресто-Воздвиженским собором двухэтажный корпус построен в 1912 году. Третий монашеский корпус был освящен и заселен в 2002 году. Он представляет собой двухэтажное здание с мансардой. В корпусе находятся архиерейские, игуменские и сестринские келии. Освящение места строительства нового корпуса совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II 27 сентября 1998 года и заложил в фундамент здания капсулу с особой грамотой. Кроме Первосвятителя закладную грамоту подписали присутствовавшие на престольном празднике обители митрополит Минский и Слуцкий Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси, и Президент Республики Беларусь А. Г. Лукашенко.

http://sobory.ru/article/?object=00287

И. Из истории Спасо-Евфимиева суздальского мон-ря//Владимирские ЕВ. 1869. Ч. неофиц. 19. С. 920-928; 20. С. 975-984; он же. Ист. описание суздальского первокл. Спасо-Евфимиева мон-ря. Владимир, 1870, 18782. М., 19053; Толстой М. Путевые письма из древней суздальской обл. М., 1869. С. 73-78; Ростиславов Д. И. Опыт исслед. об имуществах и доходах наших монастырей. СПб., 1876. С. 29, 77, 109, 241, 316; Шляпкин И. А. Описание рукописей суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря. СПб., 1881; Пругавин А. С. Старообрядческие архиереи в суздальской крепости. СПб., 1903; он же. Монастырские тюрьмы в борьбе с сектантством. М., 1905. С. 9-21, 95-130; он же. В казематах: Очерки и мат-лы по истории рус. тюрем. СПб., 1909. С. 139-275; Сведения о чудотворной иконе Успения Божией Матери, именуемой Корсунскою, находящейся в суздальском Спасо-Евфимиеве мон-ре//Владимирские ЕВ. 1888. Ч. неофиц. 23. С. 915-923; Викторов А. Е. Описание рукописных собр. в книгохранилищах Сев. России. СПб., 1890. С. 311-318; Маклаков Н. А. Из истории суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря//Тр. Владимирской УАК. 1900. Кн. 2. Отд. 1. С. 21-37; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской епархии, построенные до нач. XIX ст. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 33-51; Горностаев Ф. Ф., Остроухов И. С. Доклад об осмотре соборного храма Спасо-Евфимиева мон-ря в г. Суздале//Древности: Тр. МАО. 1907. Т. 21. Вып. 2: Протоколы комиссии по сохранению древних памятников. С. 28-29; Шафров С. Могила кн. Пожарского в г. Суздале//Владимирские ЕВ. 1910. Ч. неофиц. 42. С. 780-784; Добронравов В. Г. Род кн. Пожарских и Спасо-Евфимиев муж. мон-рь в г. Суздале. Владимир, 1911; Из истории суздальского Спасо-Евфимиева монастыря: По данным монастырского арх. Владимир, 1912; Суздаль и его достопамятности. Владимир, 1912. С. 23-73; Ушаков Н. Н. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ. Владимир, 1913. С. 185-208; Майские юбилейные торжества 1613-1913. Высочайшее посещение г. Владимира и Суздаля 16 мая 1913 г.//Тр. Владимирской УАК.

http://pravenc.ru/text/187637.html

Колокольня Спасо-Яковлевского монастыря была возведена во второй половине XVIII века, когда здесь развернулось обширное каменное строительство. Трехъярусная, простых форм, она не вступает в соперничество со столь яркими архитектурными сооружениями, как Димитриевский храм или Зачатьевский собор. Отделка колокольни отличается лаконичностью. Однако обратите внимание на присутствие колонн — в XVIII веке они были признаком столичной архитектуры. В конце XVIII века монастырская звонница состояла из четырнадцати колоколов, самый большой из которых весил около пяти тонн. К началу XX века на колокольне было уже двадцать два колокола, из них наибольший весил 12,5 тонн. Исторически Спасский храм принадлежал Спасо-Песоцкой обители, основанной, по преданию, в XIII веке вдовой ростовского князя Василия (впоследствии причисленного к лику святых) Марией. В 1765 году Спасо-Песоцкий монастырь был приписан к Яковлевскому. Строительство Спасского храма относится к концу XVI века. Освящен он был в 1603 году в честь Преображения Господня. Этот храм — единственная уцелевшая церковь древнего Спасо-Песоцкого монастыря: после его присоединения к Яковлевской обители другие церкви были разобраны за ненадобностью. К концу XVIII века кладбище Спасо-Яковлевского монастыря, в связи с возрастанием значения последнего, приобрело статус своего рода «почетного некрополя». Оно разделялось на три зоны. Первая, наиболее пространная, находилась возле Спасского храма. А самыми «престижными» считались участки возле Зачатьевского собора и Димитриевского храма. Мирские захоронения составляли до 85% всех могил на монастырском кладбище. При этом какой-либо определенной платы за место не существовало — цена варьировалась от рубля до полутора тысяч. Естественно, большую роль в данном случае играло местоположение могилы. В советские годы некрополь Спасо-Яковлевского монастыря был варварски уничтожен. Сохранилось лишь очень небольшое число надгробий. Обновление архитектурного облика Спасо-Яковлевской обители началось в 1757 году, когда была предпринята частичная замена обветшавшей деревянной ограды на каменную. Работы поначалу подвигались с большим трудом — монастырь еще не собрал достаточно средств на строительство, — и вскоре были приостановлены императорским указом. Лишь в 1776 году возведение новых каменных зданий и ограды возобновилось. Строительству предшествовала масштабная перепланировка монастырской территории. Она увеличилась, приняла более правильные очертания. По периметру вся территория монастыря была огорожена каменной стеной. Четыре угловые башни и две надвратные (с южной и северной сторон соответственно) завершили величественный архитектурный ансамбль. Кроме того, ворота были и в восточной стене, они располагались под колокольней.

http://sobory.ru/article/?object=00226

В 1787 г. по указу Екатерины II Спасо-Преображенский монастырь был преобразован в Архиерейский дом. Это было связано с образованием Ярославской губернии и переводом сюда центра Епархии из Ростова. Период пребывания здесь церковной власти губернии ознаменован обретением в 1823 г. новой святыни - чудотворного образа Печерской Богоматери, который вместе с древней святыней - Чудотворными мощами Федора, Давида и Константина привлекал в Спасо-Преображенский монастырь огромное количество паломников. Архиерейский дом прекращает свое существование в 1918 г., после подавления белогвардейского мятежа. Территория Спасо-Преображенского монастыря используется для различных нужд. Сначала в его стенах был устроен концентрационный лагерь в котором содержались противники Советской власти. Затем здесь размещаются различные организации, часть помещений переоборудуется под жилье. С начала 1950-х г.г. на территории Спасо-Преображенского монастыря начинаются масштабные реставрационные работы. В 1958 г. открывается областная выставка достижений народного хозяйства. С 1959 г. здесь располагается Ярославский историко-архитектурный музей-заповедник. Архитектурный ансамбль монастыря складывался на протяжении многих веков и в настоящее время представляет собой комплекс разновременных построек. Каменные храмы XIII в., о строительстве которых сообщают древние летописи, погибли при пожаре 1501 г. Сохранились лишь фундаменты Спасо-Преображенского собора (1216-1224) и сопредельной ему церкви Входа Господня в Иерусалим (1218-1224), расположенные ныне в подклети церкви Ярославских Чудотворцев. В настоящее время основу монастырского ансамбля составляют строения начала XVI в., являющиеся древнейшими монументальными памятниками на территории Ярославля. Смысловой и географический центр Спасо-Преображенского монастыря - Спасо-Преображенский собор. Кроме него, к началу XVI в. относятся здания монастырской трапезной, звонницы и Святых ворот - главного входа на территорию монастыря (последние два со значительными перестройками и добавлениями). Трапезная (1516) построена по «типовому» образцу монастырских трапезных и представляет собой двухъярусное, квадратное в плане здание со сводами, которые опираются на мощный четырехгранный столп, расположенный в центре зала. Конструкция повторяется на обоих этажах.

http://sobory.ru/article/?object=00216

 Рассказывая о письменности и книжности Спасо-Прилуцкого монастыря в XVI–XVII вв., М. С. Черкасова уделила внимание переписке книг в стенах обители, отметив, однако, что в отношении монастырских книгописцев «трудно установить какую-то их поколенческую преемственность, более плотной, повседневной была деловая, а не книжная письменность» (с. 237). Представляют интерес сюжет, посвященный труду книгохранителя Спасо=Прилуцкого монастыря Арсения Высокого — «Указце», составленном в 1584 г., где отмечена 31 книга из монастырской библиотеки, а также мика пополнения монастырского книжного собрания на протяжении XVI– XVII вв. Состав книжного собрания монастыря по переписной книге 1688 г. ранее проанализировал А. Н. Красиков 6 . Было бы крайне интересно, обобщив наблюдения авторов, привлечь к исследованию монастырской библиотеки и переписную книгу Спасо-Прилуцкого монастыря 1701 г., хранящуюся в РГАДА 7 , где приведен перечень книг на начало XVIII в. Это позволило бы подвести итог развитию книжности в монастыре на протяжении двух столетий.  Каждый раздел книг богат фактическим материалом, зачастую собранным по крупицам из различных источников. Исследование снабжено таблицами, наглядно представляющими в систематизированном виде собранные и проанализированные данные. История Спасо-Прилуцкого монастыря вписана в общий контекст истории России, изучается автором неотрывно от процессов, происходивших в государстве. При этом в исследовании показаны как общие тенденции, характерные для монастырей того времени (или, шире, землевладельцев), так и своеобразие обители, черты, характерные именно для ее хозяйства. Помимо общеисторических проблем, в монографии рассматриваются вопросы метрологии, исторической географии и картографии, исторической генеалогии и антропонимики, антропологии.   Самостоятельную научную ценность имеют приложения. Их основной объем составляет публикация актов Спасо-Прилуцкого монастыря XV — начала XVIII в., выполненная на высоком археографическом уровне. Всего представлены 100 документов, хранящиеся в Государственном архиве Вологодской области, ОПИ ГИМ, ОР РГБ, Архиве СПбИИ РАН и др. Большинство из них публикуются впервые. Между тем 100 документов — лишь малая часть источников, относящихся к Спасо-Прилуцкому монастырю. Только сама М. С. Черкасова выявила и перечислила в своем исследовании, посвященном монастырским архивам, около 850 документов 8 и, полагаю, это далеко не исчерпывающий список. Безусловно, продолжение начатого Мариной Сергеевной издания всего комплекса сохранившихся документов Спасо-Прилуцкого монастыря XV — начала XVIII вв. можно будет только приветствовать.

http://sedmitza.ru/lib/text/10273348/

После пожара 24 июля 1774 г. Спасо-Каменный мон-рь был упразднен, братия переведена в вологодский в честь Сошествия Святого Духа на апостолов мужской монастырь , куда вместе с уцелевшим от пожара имуществом были переданы и мощи И. С этого времени Свято-Духов мон-рь стал именоваться Спасо-Каменным. Сначала мощи святого находились в соборе в честь Сошествия Св. Духа на апостолов, откуда 27 нояб. 1867 г. были перенесены в ц. в честь иконы Божией Матери «Знамение», с юж. стороны к-рой был освящен придел во имя И. В 1801 г. Спасо-Каменный мон-рь был восстановлен с наименованием его Спасо-Преображенской Белавинской пуст. В 1892 г. ковчег с мощами И. был перемещен из Свято-Духова мон-ря в Белавинскую пуст., к-рая с того времени стала вновь называться Спасо-Каменным мон-рем. Крест с частицами мощей преподобного остался в Свято-Духовом мон-ре. В 1925 г. Спасо-Каменный мон-рь был закрыт. В наст. время ковчег с мощами И. находится в верхнем храме кафедрального собора в честь Рождества Пресв. Богородицы в Вологде. Канонизация святого подтверждена включением его имени в Собор Вологодских святых, празднование к-рому было установлено в 1841 г. Ист.: Сказание Паисия Ярославова о Спасо-Каменном мон-ре//ПС. 1861. Ч. 1. С. 197-216; То же//Памятники письменности в музеях Вологодской обл.: Кат.-путев. Вологда, 1987. Ч. 1. Вып. 2: Рукописные книги XIV-XVIII вв. Вологодского обл. музея. С. 407-417; РИИР. Вып. 2. С. 104; Описание о российских святых. С. 251; Прохоров Г. М. Житие Иоасафа Каменского//КЦДР: Севернорус. мон-ри. СПб., 2001. С. 330-349; Святые подвижники и обители Рус. Севера: Усть-Шехонский Троицкий, Спасо-Каменный, Дионисьев Глушицкий и Александров Куштский мон-ри и их обитатели/Изд. подгот.: Г. М. Прохоров, С. А. Семячко. СПб., 2005. С. 42-76; Жития Иоасафа Каменского, Александра Куштского и Евфимия Сянжемского: Тексты и словоуказ./Под ред. А. С. Герда. СПб., 2007. С. 5-11, 37-78, 88-89; Минея (МП). Сент. М., 2003. С. 318-329; Тропари и кондак прп. Иоасафу Каменскому//ЖМП. 1978.

http://pravenc.ru/text/578044.html

Вологодская Покровский-Паисиев-Угличский С.-Петербургская Посольский-Спасо-Преображенский Костромская Преображенский-Вятский Московская Происхожденский-Крестовоздвиженский Владимирская Раифская-Богородицкая Рязанская Рождественский-Богородицкий-Белгородский Новгородская Рождественский-Богородицкий-Ростовский Вологодская Свенский-Успенский-Брянский Костромская Святогорский-Успенский Орловская Седмиозерная-Богородицкая-Вознесенская Пензенская Сковородский-Михаиловский Воронежская Снетогорский-Рождество-Богородицкий Симбирская Сокольницкий-Николаевский Ярославская Спасо-Великопустынский Забайкальская Спасо-Геннадиев Вятская Спасо-Каменный Нижегородская Спасо-Мирожский Спасо-Преображенский-Енисейский Казанская Спасо-Преображенсвий-Белевский Курская Спасский-Муромский Спасский-Арзамасский Ярославская Спасский-Симбирский Спасский или Спасо-Преображ.-Старорусский Орловская Спасский-Преображенский-Севский Псковская Страстный-Богородицкий-Московский Казанская Толгский-Пречистой Богородицы Троицкий-Муромский Новгородская Троицкий-Селенгинский Псковская Троицкий-Чебоксарский Троицкий-Курский Новгородская Троицкий-Севский Псковская Троицкий-Пензенский Ярославская Троицкий-Алатырский Вологодская Троицкий-Смоленский Псковская Троицкий-Истобенский Енисейская Троицкий-Козловский Тульская Троицкий-Кондинский Владимирская Троицкий-Мангазейский-Туруханский Нижегородская Троицкий-Преображенский-Тюменский Симбирская Троицкий-Рафаиловский Новгородская Троицкий-Селижаровский Троицкий-Сергиев-Великолуцкий Орловская Троицкий-Устькиренский Московская Троицкий-Усть-Павловский Троицкий-Яблонов-Елецкий Ярославская Успенский-Тульский Владимирская Успенский-Богородицкий-Старицкий Забайкальская Успенский-Богородицкий-Каргопольский Казанская Успенский-Орловский Курская Успенский на Курцове-Холмогорский Орловская Успенский-Горицкий-Староладожский Пензенская Ферапонтов-Белоезерский-Мартемианов Симбирская Хотьков-Покровский Смоленская Христорождественский-Тверской Вятская Христорождественский-Уфимский Тамбовская

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

С 60-х гг. XIX в. жители нескольких сел (в т. ч. Коровники, недалеко от Суздаля, и Омуцково) в память прекращения падежа скота ежегодно 30 июня в приходской церкви служили литургию и крестным ходом с чудотворной иконой обходили дома и стойбища. Лит.: Иоасаф [Гапонов], иером. Церк.-ист. описание Владимирских достопамятностей. Владимир, 1857. С. 57, 60-61; он же. О святых иконах, особенно чтимых, находящихся во Владимирской еп. Владимир, 1859. С. 23-24; Тихонравов К. Н. Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиева мон-ря 1660 г. [Владимир, 1878]. С. 6-7, 14; Описная книга Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря 1660 г.//Владимирские ГВ. 1877. 17. Ч. неофиц. С. 2, 4; Сведения о чудотворной иконе Умиление Богоматери, именуемой Корсунскою, находящейся в суздальском Спасо-Евфимьевом мон-ре//Владимирские ЕВ. 1888. 23. Ч. неофиц. С. 915-923; Историко-стат. сведения о нек-рых местностях Владимирской губ. Владимир, 1901. С. 68; Сахаров Л. И. Историческое описание Суздальского 1-кл. Спасо-Евфимиева мон-ря. М., 19053. С. 84-85; Косаткин В. В. Мон-ри, соборы и приходские церкви Владимирской еп. Владимир, 1906. Ч. 1. С. 37-39; Ушаков Н. Н. Путеводитель по губернскому г. Владимиру и его древнейшим уездным городам - Суздалю, Мурому, Переславлю, Юрьеву и Александрову, с указанием достопримечательностей этих городов в ист.-археол. отношении. Владимир, 1906. С. 7; он же. Спутник по древнему Владимиру и городам Владимирской губ.: Ист.-археол. описание всех городов Владимирской губ. Владимир, 1913. С. 59; Суздаль и его достопамятности. М., 1912. С. 40-42. (Тр. Владимирской УАК; 14); Добронравов В. Г. Город Суздаль и его достопримечательности. Владимир, 1912. С. 23; Георгиевский В. Т. Владимир, Суздаль, Переславль-Залесский. СПб., 1913. С. 50-51; Кондаков Н. П. Русская икона. Прага, 1933. Т. 4: Текст. Ч. 2. С. 335; Реставрация музейных ценностей в России: Кат. выст. М., 1999. Кат. 7. С. 11; Искусство земли Владимирской/ГТГ. М., 2002. Кат. 13-16. С. 81-82; Быкова М. А. Икона «Богоматерь Умиление - Корсунская» из Спасо-Евфимьева мон-ря в Суздале//Суздальский Спасо-Евфимиев мон-рь в истории и культуре России: (К 650-летию основания мон-ря): Мат-лы науч.-практ. конф. Владимир; Суздаль, 2003. С. 107-114; она же. Чудотворная икона Богоматери «Умиление Корсунская» из Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря в Суздале//ИХМ. 2003. Вып. 7. С. 136-154; Иконы Владимира и Суздаля. М., 2006. Кат. 24. Ил. на с. 159.

http://pravenc.ru/text/2458749.html

Отец Михаил так пояснил это своей духовной дочери: «Знай, как бы кто не добивался стать монахом – без Божией воли никогда им не станешь. Я не знал, что она умрет, но было мне велено безотлагательно ее постричь. Я могу это сделать, только если есть: 1 – крайняя нужда; 2 – откровение Божие; 3 – благословение и воля высшего иерарха. Когда бывает второй случай, – Господь мне велит, – я не буду ни у кого спрашивать – ни у архиерея, ни у патриарха; не могу ослушаться повеления Божия; и в первом случае – тоже». (7, с. 1312–1313) Как батюшка знал, что так надо было поступить, как ему так ясно, явно открывается Божия воля, что он и лик Пречистой видит, и Она отворачивалась от него, потом опять обернулась, – отец Михаил ничего не ответил. Вероятно, вопрос был слишком смелый и ответ не по духовным силам вопрошавшей. Литература 1. Валаамский Патерик. Т. 1. Спасо-Преображенский мон-рь: Паломник, 2003. 2. Валаамский Патерик. т. 2. Спасо-Преображенский мон-рь: Паломник, 2003. 3. Валаамские подвижники. Второе изда. исправленное и дополненное. С.-Пб. Спасо-Преображенский мон-рь. 1997 (По изданию С.-Пб.; Тип. Н.А. Лебедева, 1891). 4. Старческие советы. Христианский Православный Благотворительный фонд «Преображение», 2000. 5. Золотая цепь старчества. Русские старцы ХХ столетия. Сост. Л.А. Ильюнина. Изд-во общественной организации «Православный Санкт-Петербург», 2010. 6. Великие русские старцы. УПЦ МП. Полтавская епархия, Спасо-Преображенский Мгарский мон-рь, 2007. 7. Беседы великих русских старцев. УПЦ МП. Полтавская епархия, Спасо-Преображенский мон-рь, 2007. 8. Великие старцы ХХ столетия. Автор-сост. С. Девятова. М.: Артос-Медиа. 2008. 9. Любовь покрывает все… Московский Сретенский мон-рь: Псково-Печерский Свято-Успенский монастырь, 2010. 10. Письма о духовной жизни. Сост. В. Дегтярев. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Спасо-Преображенский Валаамский мон-рь: ООО «Столичная ярмарка», 2007. 11. Валаам Христовой Руси. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Хризостом, 2000. 12. Схимонах Агапий. Спб. Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского мон-ря, 1997.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Затем пришел мор, неурожайные годы. Но испытания для монастырской братии на этом не заканчивались. В ночь на 24 августа 1657 года заполыхал весь монастырь на Каменном острове. Отчего вспыхнул пожар - неизвестно. Несмотря на то, что кругом была вода, ничего не удавалось спасти. После второго пожара к 1670 году обитель быстро восстановили. Помощь погорельцам собиралась по всем церковным приходам и ярмаркам. В монастыре в то время были 3 каменные церкви: холодная двухэтажная Спасо-Преображенская, теплая с трапезной палатой Успенская с надстроенной над ней колокольней и Иоанно-Предтеченская над святыми вратами. Великолепен был внутренний вид Спасо-Преображенского храма. На колокольне насчитывалось десять колоколов, из них благовестный весил 107 пудов. Больше всего во время второго пожара пострадала Успенская церковь. После следующего сильного пожара 1774 года Спасо Каменный монастырь был упразднен, спасенные братией мощи кн. Иоасафа и монастырское имущество в 1775 году были перенесены в Вологодский Духов монастырь и Спасо Каменная обитель стояла в запустении. По указу Павла 1 в 1891 году в нее была переведена братия и имущество Белавинской пустыни, основанной выходцем Спасо Каменного монастыря преподобным Марком Белавинским. Монастырь стал именоваться Белавинской Богоявленской Преображенской пустынью. В 1892 году обители вновь было возвращено прежнее название. В 1925 году монастырь был закрыт, на его территории расположилась колония для несовершеннолетних. Вскоре после пожара она была закрыта. Позднее на острове была создана спасательная станция, на колокольне Успенской церкви был установлен маяк. В 1937 году был взорван Спасо Преображенский собор. Пострадав во время пожара, обрушилась крыша гостиницы. Часть камней, укреплявших берега острова была перевезена для строительства причала на противоположном берегу Кубенского озера. До 90-х годов 20 столетия остров был в запустении. Спустя годы забвения, древнейшая православная обитель Русского Севера поднимается из руин. В настоящее время Спас Каменный является самым посещаемым объектом туристского показа Усть-Кубинского района.

http://sobory.ru/article/?object=01045

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010