1732 г. мая 23 дана вторая патрахельная память по приходской заручной челобитной, серпуховскаго уезда, села Шатова, церкви Архангела Михаила, вдовому попу Тимофею Евфимову на 2 года, пошлин по 5 алтын на год, итого 10 алтын, да на нем же, попе Тимофее, за полгода взято 2 алтына 3 деньги, всего 12 алтын 3 деньги. В. и Г. Холмогоровы Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст. вып. 9 (Волоколамская и Серпуховская десятины) М., 1896, с. 135-137 Источник Храм Михаила Архангела села Шатово Селение Шатово впервые упомянуто в документе 1627 г. – в качестве вотчины, пожалованной в 1617 г. Фёдору Григорьевичу Шишкину «за царя Васильево московское осадное сидение»: за заслуги, оказанные в годы Смутного времени, на службе государю Василию Шуйскому (1606-1610). Вообще дворяне Шишкины оставили заметный след в истории Серпухова XVII в. – так, Леонтий Афиногенович Шишкин был в городе воеводой (1681). В 1654 г. сын Ф. Г. Шишкина Алексей выстроил в Шатово деревянную церковь во имя Архангела Михаила с приделом Святителя Николая Мирликийского. Уже в 1692 г. храм освящается снова. Положение с. Шатово – среди изобильных лесов – было очевидной причиною того, что сельская церковь долгое время оставалась деревянной, а это, в свою очередь, объясняет недолговечность здания и частые возобновления храма, при которых не раз менялось и его посвящение. Так, в 1737 г., на средства вдовы подполковника Григория Фёдоровича Шишкина Анны Алексеевны, была построена церковь Всемилостивейшего Спаса с приделом Архангела Михаила – освящённая в следующем году игуменом серпуховского Владычного монастыря Иоанном. В нач. XIX в. шатовский храм испытывал серьёзные трудности «по малоприходству»: в 1807 г. отмечено отсутствие там священника и причта в течение не менее трёх лет, а с осени 1811 г. данный храм был приписан к Никольской церкви пог. Березна. В 1833 г. церковь с. Шатова возобновлена на средства помещицы, вдовы полковника Марфы Ивановны Аристовой – которой в 1847 г. было отказано в просьбе об учреждении в селе самостоятельного прихода. Однако Спасский храм в Шатово всё же был учреждён самостоятельным к 1900 г. – в котором сюда назначается священник.

http://sobory.ru/article/?object=07309

Иерей Мирон упоминается в церковных документах с 1600 г. как настоятель ц. во имя свт. Николая Чудотворца веси Юрола на р. Пинеге (образование Юрольского прихода датируется кон. XVI в.), находившейся «в двух поприщах» от Чёрной горы. Мирон был десятским священником, т. е. осуществлял надзор за порядком в др. приходах Кеврольского у., а также собирал церковные пошлины в пользу новгородской Софийской кафедры. Согласно «Повести...», зимой 1603 г. игум. Варлааму, настоятелю церкви Воскресенского погоста (ныне дер. Кевроль Пинежского р-на), имевшему Красногорскую икону Божией Матери (см. в ст. Владимирская икона Божией Матери ), явилась во сне Пресв. Дева и повелела передать икону свящ. Мирону, поскольку «хощет Бог сею иконою прославить место Черныя Горы». Когда священник приехал в Кевроль для сбора пошлин (обычно это происходило накануне праздника Рождества Христова), игум. Варлаам вручил ему икону с повелением строить мон-рь. Мирон поставил образ в Никольском храме, поскольку подняться на Чёрную гору из-за глубокого снега было невозможно. После молебна перед чудотворной иконой исцелилась слепая девица Марфа из веси Цимола. Пресв. Дева, явившись ей во сне, настойчиво велела перенести образ на гору: «...не изволих бо в чюжем дому пребыти». Летом 1604 г. священник исполнил повеление и поставил на Чёрной горе крест и икону, «оградив ю дщицами». В течение 2 лет чудотворный образ находился здесь без всякого присмотра, только в летнее время года свящ. Мирон на склоне горы занимался земледельческими работами. В 1606 г. игум. Варлаам уговорил священника принять иноческий постриг с именем Макарий. Вскоре к М. пришел из Москвы странствующий мон. Иона. Вместе иноки начали строительство храма. М. отправился к царю Василию Иоанновичу Шуйскому с челобитной, в к-рой следующим образом объяснял необходимость создания общежительной обители: «...жили, де, по Пенеге реке все Русские люди, а постричися и прибегнути было им негде». 28 авг. 1606 г. датированы царская грамота на Пинежский Волок выборному земскому судье И.

http://pravenc.ru/text/2561300.html

Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». М., Наука, 2000, с. 571, 575-579 Село Горицы расположено на правом возвышенном берегу реки Тезы и находится в 17 верстах от уездного города Шуя и в 130 верстах от Владимира. Горицы весьма древнего происхождения. В первой половине XVI ст. село принадлежало князю М.В. Горбатому, как видно из его духовной грамоты, писанной в 1535 г. В 1553 г. село принадлежало братьям Димитрию и Василию Горбатым, как видно из духовной грамоты царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 г. Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. По смерти князей Горбатых Горицы перешли во владение князя А.И. Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 г. в гор. Буй. Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в госуд. владение. В 1613 г. царь Михаил Федорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сидение». В 1637 г. часть села принадлежала боярину Ан. И. Голицыну, а в 1695 село было дано во владение боярину П.В. Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Около 1700 г. половина Гориц принадлежала стольнику Ан. К. Черкасскому. Последними владельцами села в XIX ст. были гг. Митьков и Богданов. В 1616 г. в нашествие литовцев село потерпело страшное разорение: хлеб и сено потравили, животину всякую приели, дворы крестьянские пожгли. В 1823 г. 16 сентября село опустошил страшный пожар, истребивший 120 домов, а в 1849 г. село снова выгорело и многие крестьяне приведены были в разорение. В Горицах две каменные пятиглавые церкви: холодная – Богородицерождественская и теплая – Вознесенская. Богородицерождественская церквь в первый раз упоминается в духовной грамоте князя М.В. Горбатого, писанной в 1535 г. В 1624 г. в селе построена была новая деревянная церковь усердием помещиков окольничего Василия Васильевича и его брата Ивана Коробьиных; освящена в прежнее наименование – Рождества Пресвятой Богородицы. Эта церковь около 1760 г. за ветхостью сломана и вместо нее построена существующая каменная, с таковою же колокольнею, усердием богатых сельских крестьян Цыгановых и Холщевниковых. Вся утварь и колокола в церковь приложены были храмоздателями. На колокольне один колокол и доселе слывет под названием «Цыганова». Престол в церкви один – в честь Рождества Пресвятой Богородицы.

http://sobory.ru/article/?object=03160

Некоторые историки советской поры даже измышляли такое, будто бы Патриарх Иов уже при Царе Василии Шуйском был накануне смерти вызволен из ссылки - из Старицкого монастыря и его принудили каяться в сокрытии причастности Царя Бориса к убийству Царевича Димитрия. Другие исследователи глухо сообщали о неком " покаянном чине " Патриархов Иова и Гермогена, не вдаваясь в подробности и без ссылок на источники. В этом вопросе необходимо было разобраться. У Владыки Иоанна (Снычева) в " Руси Соборной " мы находим совершенно иной взгляд на причины Смуты. Он отмечает, что вина Бориса Годунова и Князя Василия Шуйского состояла в том, что убийство Царевича Димитрия не было убедительно дорасследовано: " Был пущен слух, что в убийстве повинен глава тогдашнего российского правительства боярин Борис Годунов. Чтобы отвести обвинения в предвзятости, Годунов поручил разбор этого дела своему личному недоброжелателю и политическому противнику Князю Василию Шуйскому. Несмотря на очевидные признаки насильственной смерти Царевича, следствие нашло тогда необходимым объявить, что юный Димитрий убился Сам, напоровшись горлом на клинок при игре в " ножички " . Это было ложью, с которой, однако, согласились все - как сторонники Годунова, так и его противники: скрыть ужасную правду ради спокойствия Державы казалось тогда наилучшим выходом из создавшего положения. Сам Борис, предусмотрительный и осторожный, в силу очевидных политических выгод предпочел кратчайший путь восстановления государственного спокойствия, не подозревая, что впоследствии никакими силами не сможет уже пресечь дальних результатов злодеяния и опрометчивой " лжи во спасение " " 1. Но главной причиной давней Смуты Митрополит Иоанн видит в ином: " Законный Наследник Отчего Престола, сын Годунова Царевич Феодор Борисович, от природы наделенный обширным умом и поистине Царским миролюбием, мог бы одарить Россию справедливостью и процветанием, если бы Русский Народ и его вожди в лице князей да бояр со смирением приняли этот БОЖИЙ Дар2. Но прискорбное неразумие одних, алчность и властолюбие других, робость и малодушие третьих толкнули общество на путь гибельного своеволия, безчиния и потакания своим разрушительным страстям... Именно цареубийство, совершенное 10 Июня года], ликвидировало последнее препятствие для безудержного распространения Смуты " 3.

http://ruskline.ru/analitika/2007/06/04/...

Октябрем 1608 г. датируется ряд коллективных заявлений населения Суздаля, Ярославля, Вологды о признании Л. В составлении заявлений участвовало и духовенство во главе с местными архиереями - Суздальским и Вологодским архиепископами (Там же. 289, 332, 347). В отличие от названных городов Ростов оказал сторонникам Л. сильное сопротивление и был взят штурмом, при этом были разграблены храмы, разломана на части золотая рака свт. Леонтия, а митр. Филарет (Романов) был силой увезен в Тушино (Там же. 265). В Москве Филарета считали «пленником». Очевидно, он им был какое-то время, однако не позднее янв. 1609 г. между ним и Л. было заключено соглашение, по к-рому Филарет стал «нареченным патриархом» - главой правосл. духовенства во владениях Л. (Там же. 12, 80). Соглашение не было формальностью. Сохранился документ, содержащий сведения о распоряжениях Филарета как «нареченного патриарха» протопопу Моисею в Юрьеве-Польском освятить храм Благовещения в киржачском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре . Грамоту скрепил дьяк Филарета Г. И. Терпигорев (Там же. 80). Т. о., Филарет как «нареченный патриарх» распоряжался на землях Патриаршей области, оказавшихся под властью Л. Как и Филарет, был взят в плен войсками Л. Коломенский еп. Иосиф, но воеводам Шуйского удалось его освободить. По-видимому, в качестве пленника находился в Тушине Тверской архиеп. Феоктист, он был убит при попытке к бегству. В этих чрезвычайных обстоятельствах опустевшие епископские кафедры оставались незанятыми. Однако не всегда. 24 авг. 1608 г. умер Псковский архиеп. Геннадий. В грамоте Л. псковичам от окт. 1610 г. упоминается Псковский архиеп. Иосиф, к-рый должен был огласить его грамоту (АИ. Т. 2. 305). Т. к. вскоре после смерти Геннадия Псков перестал подчиняться Василию Шуйскому и держался Л. до самой его смерти, то очевидно, Иосиф был поставлен на кафедру «нареченным» патриархом Филаретом. Часть правосл. духовенства (достаточно многочисленная), к-рая на землях исторического центра гос-ва подчинилась власти Л., стремилась получить от монарха гарантии сохранения своего имущества и владений.

http://pravenc.ru/text/2463627.html

По предположению Г. С. Гадаловой, автором «канона и сказания об обретении мощей прп. Макария Колязинского, вероятно, был кто-то из московских (возможно, чудовских) иноков» ( Гадалова Г. С. Канонизация прп. Макария Колязинского: Службы и жития святого//ДРВМ. 2002. 3(9). С. 47). В сказании об обретении мощей прп. Макария сообщается, что И. передал вел. кн. Василию III Иоанновичу «от князя Георгиа (дмитровского кн. Юрия Иоанновича.- Авт.) достойное поклонение к старейшему брату» и доложил вел. князю и митр. Даниилу, что «виде святаго Макариа чюдно и преславно, паче ума человечя» (РГБ. Ф. 304/I. 802. Л. 38 об.- 39). Согласно источникам 2-й пол. XVI - нач. XVIII в., И. был одним из главных обличителей прп. Максима Грека на Соборе в февр. 1525 г. (знакомство И. с прп. Максимом началось в 1518, когда греч. книжник, прибывший с Афона в Москву, был поселен в Чудовом мон-ре). В мае 1531 г. в качестве свидетеля И. участвовал в соборном разбирательстве дела инока Вассиана (Патрикеева) , на к-ром показал, что жившие в его мон-ре афонские старцы Максим и Савва, а также книгописец М. Медоварцев переводили и толковали книги Свящ. Писания с согласия Вассиана, без повеления вел. князя и благословения митрополита. Роль чудовского архимандрита в осуждении как прп. Максима, так и Вассиана (Патрикеева) отмечается в Житии прп. Максима Грека нач. XVIII в. ( Белокуров С. А. О библиотеке моск. государей в XVI ст. М., 1899. Прил. С. LIX). Однако во фрагментарно сохранившихся текстах судных списков И. не упоминается, что заставляет относиться с осторожностью к показаниям более поздних текстов. И. вместе с др. духовными лицами ручался перед вел. кн. Василием III за представителей знатных родов: в 1522 г. за кн. В. В. Шуйского, в февр. 1525 г.- за кн. И. М. Воротынского. В 1533 г. И., как и все московское духовенство, участвовал в погребении вел. кн. Василия III в московском Архангельском соборе . В подробном летописном рассказе о болезни и смерти вел. князя среди приходивших к нему духовных лиц чудовский архимандрит не упоминается, что не позволяет отнести его к кругу лиц, близких к этому государю.

http://pravenc.ru/text/578322.html

Село Горицы расположено на правом возвышенном берегу реки Тезы и находится от уездного города в 17 верстах, а от губернского города во 130 верстах. Горицы весьма древнего происхождения. В первой половине XVI столетия село принадлежало князю Михаилу Васильевичу Горбатому, как видно из его «духовной грамоты», писанной в 1535 году, в которой, между прочим, сказано: «но душе моей прикащики мои дадут к Пречистой на Горицу три рубли.» 21 В 1553 году село принадлежало братьям Дмитрию и Василию Горбатым, как это видно из духовной грамоты Царя Иоанна Васильевича Грозного, данной в 1553 году Николо-Шартомскому монастырю. Означенные владельцы имели в Горицах дворец. Место, на коем был дворец, по преданию, местные жители показывают там, где теперь находится небольшая ненаселенная возвышенность на берегу Тезы, называемая Поляною. Тела сих князей покоятся на родовом их кладбище в Николо-Шартомском монастыре. По смерти князей Горбатых Горицы перешли во владение князя Александра Ивановича Шуйского, сосланного Борисом Годуновым в 1587 году в гор. Буй. Когда пресекся род князей Шуйских, Горицы перешли в Государственное владение. В 1618 году Царь Михаил Феодорович село Горицы пожаловал братьям Коробьиным за «Московское осадное сиденье». В 1687 году часть села принадлежала боярину Андрею Ивановичу Голицыну. В 1695 году село дано было во владение боярину Петру Васильевичу Шереметеву, отцу фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. Около 1700 года половина Гориц принадлежала стольнику Андрею Кенбулатовичу Черкасскому. Последними владельцами села в настоящем столетии были г.г. Митьков и Богданов. 22 Нельзя не отметить в истории села Гориц следующие печальные события. В нашествие Литовцев это село потерпело страшное разорение. Об этом сохранилась «допросная сказка 1616 года» такого содержания: «В 124 году, перед Николиным днем, зимним, за неделю, пан Лисовский шел со многими Литовскими людьми и Русскими воры от Костромы, и стоял в селе Горицах два дни, в Васильеве да в Иванове, в вотчине Воробьиных – в селе Горицах ночевали, и Горицкие деревни в загоны гоняли, и на Горицах на боярском дворе людей пересекли, и лошади боярские поймали, и из житницы боярской хлеб вытравили, и животину всякую приели, и крестьян на Горицах и в деревнях многих присекли, и недорослей многих в полон поймали, и крестьянские лошади пограбили, и хлеб и сено потравили, и животы, остатки крестьянские, пограбили, и дворы крестьянские пожгли.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/istori...

Тотчас была отправлена во все пределы Российского государства грамата, сообщающая русскому народу, что праведным судом Божиим, за грехи всего христианства, богоотступник, еретик, чернокнижник, Гришка Отрепьев, назвавшись царевичем Димитрием Углицким, прельстил московских людей, был на московском престоле, и хотел попрать христианскую веру и учинить латинскую и лютерскую. Но Бог объявил людям его воровство, и он кончил жизнь свою злым способом. Сообщалось во всеобщее сведение русскому народу, что у него в хоромах найдены грамоты ссылочные, воровския, с Полышею и Литвою и с папою: видно из них, что папа присылал к нему, для утверждения в вере законника монаха, который, вместе с Гришкою, также принял смерть от людей православных. Сверх того оповещалось граматою, будто поляк, живший при Гришке, объявил, что вор, разстрига, намеревался везти пушечный наряд за город, якобы для стрельбы, – созвать туда бояр, дворян и всякого звания людей, и в то же время приказал быть там литовским людям в вооружении с копьями и пищалями: на вид для воинской потехи, а в самом деле для того, чтобы всех бояр, думных людей и больших дворян побить. И было росписано у него, кому кого убивать; и была у них дума потом захватить Москву и раздарить воеводе Сендомирскому и его родне города на Руси, чтобы, таким способом, можно было насильно приводить православных людей в латинскую и лютерскую веру. Вместе с тем объявлялось, что некто Золотой-Квашнин, изменивший царю Ивану Васильевичу и уехавший в Литву, сказывал, что Гришка поступился воеводе Сендомирскому дать многие города, а королю польскому отдавал Смоленскую и Северскую земли. В заключение, грамата извещала, что совершился выбор нового царя всем Московским государством. Духовные – митрополиты, архиепископы, епископы и весь освященный собор; бояре, окольничьи дворяне, приказные люди, стольники, стряпчие, дети боярские, гости торговые и всякие люди Московского государства били челом князю Василию Ивановичу Шуйскому, чтобы он был царем и великим князем, по степени прародителей от Рюрика и от Александра Невского, от которого происходили предки князя Василия, правившие суздальским удельным княжением. Предписывалось в каждом городе собрать людей всякого чина и звания, и духовных, и светских, – и прочитать эту грамату, – и они все должны целовать крест, по крестоцеловальной грамате, и в продолжение трех дней следовало служить молебны с колокольным звоном 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostom...

Царствует Василий Иоаннович Шуйский, а смута не утихает: является второй самозванец, метко заклейменный в истории именем “тушинского вора”. Святитель Гермоген уже на престоле Патриаршем. Он мужественно стоит против смутьянов. Он посылает к мятежникам для увещания крутицкого митрополита Пафнутия. Он рассылает по городам грамоты, в которых извещает о гибели первого самозванца-еретика Гришки Отрепьева, о перенесении святых мощей Царевича Димитрия в Москву, о воцарении Шуйского – Царя благочестивого и поборателя по православной вере. Он предупреждает, что явился новый самозванец и требует от духовенства, чтобы его грамоты были по несколько раз прочитаны народу при служении молебнов о здравии и спасении Богом венчанного Госу­даря. Так он старался утвердить в умах и сердцах тогдашних русских людей верность законному Царю. И его слова ложились на добрые русские сердца, и многие отстали от само­званца и вернулись на службу к Василию Иоанновичу. Чтобы еще более рассеять туман смуты в умах, Царь и Святитель Гермоген вызвали из Старицы бывшего Патриарха Иова, чтобы он даровал народу разрешение от грехов – нарушения крестного целования и измены. 20 февраля 1607 года в Успенском соборе произо­шло всенародное покаяние пред престарелым Патриархом Иовом, который разрешил винов­ных в клятвопреступлениях и изменах. На многих это подействовало благотворно, но не на всех. Смута развратила умы до того, что люди забывали долг свой в отношении к Родине, к родной Церкви и переходили на сторону второго самозванца – Тушинского вора, несмотря на то, что он вовсе даже не был похож на первого Лжедимитрия (говорят, это был просто жид из Польши). Этого бродягу сопровождали иезуиты, которым был дан наказ действовать осторожнее, чем при первом самозванце, в деле распространения унии и латинства в Рос­сии. Иезуиты должны были удалять от самозванца русских людей, окружая его католиками и униатами, всячески склонять бояр к измене Православию, заводить в России католические и униатские школы, строить костелы, изгонять из России греков и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Rozhdest...

Царствует Василий Иоаннович Шуйский, а смута не утихает: является второй самозванец, метко заклейменный в истории именем " Тушинского вора " . Святитель Гермоген уже на престоле патриаршем. Он мужественно стоит против смутьянов. Он посылает к мятежникам для увещания Крутицкого митрополита Пафнутия. Он рассылает по городам грамоты, в которых извещает о гибели первого самозванца-еретика Гришки Отрепьева, о перенесении св. мощей Царевича Димитрия в Москву, о воцарении Шуйского - Царя благочестивого и поборателя по православной вере. Он предупреждает, что явился новый самозванец, и требует от духовенства, чтобы грамоты были по нескольку раз прочитаны народу при служении молебнов о здравии и спасении Богом венчанного Государя. Так он старался утвердить в умах и сердцах тогдашних русских людей верность законному Царю. И его слова ложились на добрые русские сердца, и многие отстали от самозванца и вернулись на службу к Василию Иоанновичу. Чтобы еще более рассеять туман смуты в умах, Царь и Святитель Гермоген вызвали из Старицы бывшего Патриарха Иова, чтобы он даровал народу разрешение от грехов - нарушения крестного целования и измены. 20 февраля 1607 года в Успенском соборе произошло всенародное покаяние пред престарелым Патриархом Иовом, который разрешил виновных в клятвопреступлениях и изменах. На многих это подействовало благотворно, но не на всех. Смута развратила умы до того, что люди забывали долг свой в отношении к родине, к родной Церкви и переходили на сторону второго самозванца - Тушинского вора, несмотря на то, что он вовсе даже не был похож на первого Лжедимитрия (говорят, это был просто - жид из Польши). Этого бродягу сопровождали иезуиты, которым был дан наказ действовать осторожнее, чем при первом самозванце, в деле распространения унии и латинства в России. Иезуиты должны были удалять от самозванца русских людей, окружая его католиками и униатами, всячески склонять бояр к измене православию, заводить в России католические и униатские школы, строить костелы, изгонять из России греков и пр.

http://ruskline.ru/analitika/2012/03/01/...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010