Хозяйство было небогатое, поэтому старший брат, повзрослев, уехал в Петербург и открыл там свой трактир. Второй брат остался вести хозяйство, а Иван отпросился в монастырь. Сестра, вероятно, вышла замуж, и, как знать, может быть, племянники отца Иоанна до сих пор еще живут в Тверской области. Грамоте Иван учился вместе со своими братьями и сестрой. Их учителем стал объезжавший избы крестьян портной, занимавшийся шитьем шуб. Сестра оказалась способной, грамота давалась ей легко. Ивану приходилось труднее, но со временем и он одолел учение. Еще в детстве Иван стал задумываться о том, «как спастись». Отец Иоанн вспоминал, что он покупал Жития святых – книжечки, стоившие по нескольку копеек, – и с большим интересом их прочитывал. Вместе со своим другом, «близким по духу», он ездил по монастырям. К святым местам мальчика тянуло с раннего детства. Как рассказывал отец Иоанн, его родители несколько раз совершали паломничества, в том числе и в монастырь преподобного Иосифа Волоцкого , и брали его с собой. Монастырь этот, основанный еще в конце XV века, находится в Московской губернии, в восемнадцати верстах от города Волоколамска. Преподобный Иосиф построил обитель в живописном месте на берегу большого озера. Купола и кресты многочисленных церквей и возвышавшаяся среди них звонница, похожая на московскую колокольню Ивана Великого, служили великолепным завершением природного пейзажа. Иосифо-Волоцкий монастырь. Фото 2008 г. Нилова пустынь. Фото 2008 г. Рассказывали, что особенно красив был Волоколамский монастырь при таинственном лунном свете. Во время церковных праздников сюда стекались тысячи паломников. Особенностью этой обители была давняя рукописная традиция. Преподобный Иосиф, основатель монастыря, не только переписывал богослужебные книги, но и сам составил книгу под названием «Просветитель», направленную против ереси жидовствующих. Последователи святого продолжали его труды ради духовного просвещения иноков и мирян. Волоколамский монастырь был также местом содержания важных государственных узников. Свергнутый с престола царь Василий Шуйский был сослан в эту обитель. Заслуживает внимания сообщение монастырской летописи о том, что сюда был сослан преподобный Максим Грек , которому в свое время было поручено исправление ошибок, содержавшихся в богослужебных книгах...

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Valaamsk...

Пс.37:7 .   Пострадах и слякохся до конца, весь день сетуя хождах. Души грешников как бы зверями изъязвляются и пожираются, и покрываются как бы гноем и гнилостью. От гниения греховных ран человек делается дряхл и погорблен, обличается угрызениями совести, срамом и стыдом. «Весь день», т.е. в течение всей жизни " сетуя», он помнит о своем беззаконии... (Василий В., Максим Грек ). Пс.37:8 .   Яко лядвия моя наполнишася поруганий, и несть исцеления в плоти моей. «Лядвия» – чресла (Феодорит, Иероним). Пс.37:9 .   Озлоблен бых, и смирихся до зела: рыках от воздыхания сердца моего. «Озлоблен» своими грехами и потому «смирихся до зела», до крайности. " Рыках» – ревел от стенания сердца своего. Ибо совесть, уязвляющая сердце, производила в нем стенания (Кирилл). Пс.37:10 .   Господи, пред Тобою все желание мое, и воздыхание мое от Тебе не утаися. Это слово учит нас не скрывать грехов своих и не держать их в глубине души, как черноту и гниль, но исповедывать их нещадно (Василий В.). Пс.37:11 .   Сердце мое смятеся, остави мя сила моя, и свет очию моею, и той несть со мною. Пророк сильно воздыхает от тяжести внутренней брани, по причине удаления от него «света очей» Святаго Духа за грехи (Василий В.). Пс.37:12 .   Друзи мои и искреннии мои прямо мне приближишася, и сташа. Пс.37:13 .   И ближнии мои отдалече мене сташа, и нуждахуся ищущии душу мою: и ищущии злая мне, глаголаху суетная, и льстивным весь день поучахуся. Друзья и домашние «прямо мне сташа» – против меня стали поступать враждебно и явно мне противостали; и даже «ближние» от страха отделились от меня. Бог попустил этому произойти за грехи мои. Под «ближними» подразумеваются и " ангелы», которые удаляются от человека за грехи его. «Ищущие же душу» демоны от этого сильнее нападают. «Льстивным» весь день «поучахуся» – замышляя всякий день козни (Феодорит, Афанасий). Пс.37:14 .   Аз же яко глух не слышах, и яко нем не отверзаяй уст своих: Пс.37:15 .   И бых яко человек не слышай, и не имый во устех своих обличения. Пс.37:16 .   Яко на Тя, Господи, уповах, Ты услышиши, Господи Боже мой.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/psalti...

Есть на свете скорбь земная, Ее удел – одна тоска. Печалью сердца надрывая, Она смыкает нам уста. Но есть другая скорбь – СВЯТАЯ, Она на жертву нас ведет, И буйство злобы усмиряя, Здоровье обществу дает… Явись же Праведная Тень, Любовной мукой искаженна, Опять настал твой светлый день, Святая Правда осуждена… ПРЕПОДОБНЫЙ МАКСИМ ГРЕК (21 января) Преподобный Максим Грек похоронен в Троице-Сергиевой Лавре. Его святые мощи находятся в Свято-Духовской Церкви, с левой стороны от входа. Как мученик за Правду, он и избрал себе место покоя святую Лавру Сергия Преподобного, как бы для того, чтобы в ее стенах всегда громко звучал голос святой Правды за веру Христову и Евангелие. Преподобный Максим был родом из Албании. Он был высоко образован. Сильно любил монашество. Жил несколько лет на Афоне. На Русь его вызвал московский князь Василий Иванович и поручил разобрать библиотеку, затем перевести Толковую Псалтирь. Кроме того, преподобный Максим перевел много и других церковных книг, а также святоотеческой литературы. Он много исправил в книгах ошибок. Но, так как плохо сам знал славянский язык, то и допустил немало ошибок. Его оклеветали пред Московским князем чуть ли не в ереси. Максим защищался, но успеха не имел. Его сослали в заточение в один из дальних монастырей, где он провел 6 лет в ужасных условиях. Тяжелые оковы не снимались с его рук и ног. У него была тесная дымная келия, он терпел холод и голод, а что самое страшное – он был отлучен от святого Причащения и не мог ходить в храм Божий. В слезах и изнеможении он лежал однажды на полу своей тюрьмы, как вдруг почувствовал приятное тепло и услышал голос: «Терпи, старец, этими муками избавишься вечных страданий!» Преподобный поднял голову и увидел Ангела. Он стоял в темном углу и ласково смотрел на старца. Вся келия сияла от его славы. Преподобный Максим, увидя Ангела, еще сильнее заплакал. Он плакал, как обиженный ребенок, которого пожалела мать. Ангел подошел ближе, взял старца за руку и, подняв его, кротко сказал: «Мужайся, старец, мужайся! Бог укрепит тебя». Обрадованный и утешенный, преподобный Максим написал углем на стене канон Святому Духу, который мы теперь читаем.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Твердый, благочестивый, митрополит Варлаам, строго корил Василия III за его приемы в борьбе с удельными князьями. Отдав, наконец, свой посох, он в 1522 году оставил митрополию и сослан был потом в Спасокаменный монастырь. Троицкий игумен Порфирий укорял Василия III за пленение кн. Василия Шемякина Путивльского, вопреки данному первым обещания: «Если ты приехал в храм Безначальные Троицы с тем, чтобы испросить себе прощение грехов, то будь наперед милосерд к гонимым без правды», говорил великому князю игумен Порфирий, подвергшийся за это изгнанию. А. Д. Нечволодов в своих прекрасных «Сказаниях о Русской Земле» говорит, что, когда Василий III особенно опалился на брата своего Юрия, то последний обратился к заступничеству святого Иосифа Волоколамского, дав слово не строить ков против государя. Преподобный Иосиф отправил в Москву двух старцев. Догадываясь о цели их приезда, Василий, не поздоровавшись с ними, сказал им сердито: «Зачем пришли, какое вам до меня дело?» На это один из старцев стал наставительно выговаривать ему, что Государю не подобает так выходить из себя, не разузнав наперед в чем дело, а следует разспросить хорошенько и выслушать с кротостью и смирением. Выслушав его наставление, Василий смутился, встал и сказал: «Ну, простите, старцы, я пошутил». Сняв шапку он поклонился им, спросил о здоровье игумена и, выслушав ходатайство их, простил брата. За развод с великой княгиней Соломонией (Сабуровой) и насильственный её постриг обличали Василия III инок Вассиан (в мире кн. Василий Патрикеев Косой) и преподобный Максим Грек , подвергшийся за это ссылке в Волокаламскую и Симоновскую обитель. «Ты мне, недостойному, даешь такое вопрошение, какого я нигде в священном писании не встречал, кроме вопрошения Иродиады о главе Иоанна Крестителя» – ответил в 1525 году Василию III инок Вассиан на его вопрос о возможности развода с супругой. Евангельскими и апостольскими правилами доказывал Вассиан неправильность намерения великого князя. Святой Максим Грек и в заточении не утратил «огнь ревности яже по Бозе» и юному Иоанну IV представил удивительные по полной безбоязненности «Главы поучительны к начальствующим правоверно». Он писал, что государю необходимее всего правда: «Ничтоже убо потребнейше и нужнейше правды благоверно царствующему на Земли». Как солнце согревает вселенную, так и «душа благовидная благоверного Царя, украшенная правдой и чистотой, украшает и согревает все ей подвластное».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

Немало прожил преподобный на святой горе Афон — духовном центре христианского мира. Там он ознакомился со множеством аскетических работ. В 1505 году на Афон прибыло русское посольство. Вскоре преподобный Максим был вызван в Россию. Это как раз было время ожидания обновлений. Великий князь Василий III хотел казаться просвещенным государем и потому велел подыскать ему опытного и знающего переводчика для множества греческих книг, привезенных из Византии его матерью, Софьей Палеолог . Преподобный принял свою судьбу как из руки Господней. Может быть, он предчувствовал, что на Руси его ожидают скорби, на смену которым приходят новые скорби. Перевод Толковой Псалтыри — полторы тысячи страниц — вызвал всеобщее восхищение. За переводом Псалтыри последовали переводы Отцов Церкви: Иоанна Златоуста и Григория Богослова , Кирилла Александрийского и Афанасия Великого . В то время при царском дворе была мода на духовное просвещение. Интерес к переводам проявляли как духовные, так и светские лица. Постепенно ученый монах оказался в центре внимания. Ему открылась неприглядная подоплека русской жизни. Преподобный начал выступать против многочисленных злоупотреблений, которые видел вокруг. Вскоре наступило охлаждение в отношениях с великим князем. Затем обозначился конфликт с митрополитом Даниилом, а после Максим открыто принял сторону нестяжателей, Нила Сорского и Кирилла Белозерского. Богословские споры закончились тем, что преподобный Максим был заключен в темницу. Но это не испугало отшельника, много лет прожившего на Афоне. Углем на каменной стене преподобный написал прекрасный канон Святому Духу Утешителю . Уже в царствование Ивана Грозного отшельник был освобожден из заключения и переведен в Троице-Сергиеву лавру, к игумену Артемию. Там он и скончался в 1556 году. Мощи его покоятся в церкви Святого Духа. Канонизирован Максим Грек был совсем недавно — в 1988 году, в год Тысячелетия Крещения Руси. 4. Патриарх Ермоген В начале XVII столетия Русь пережила тяжелейшую смуту. Власть не смогла защитить сама себя, и потерпела крах. Недолгое господство поляков в Москве сопровождалось многочисленными унижениями православных святынь. Это короткое время принесло многим и мученическую кончину, и Царство Небесное.

http://azbyka.ru/fiction/sokrovishha-svy...

архистр. Михаила (Чудовом), удовольствуя и питая их всякими потребами от своей царской трапезы. Подобную же честь и любовь оказывал им и митр. Варлаам, который часто призывал их к себе и беседовал с ними о духовных делах 675 . Мы уже знаем, что прямое назначение Максима Грека , как переводчика, состояло в переводе Толковой Псалтири. Он говорит, что, придя в Москву, он получил эту книгу, врученную ему вел. князем, которую сподобился в конец перевести с греческой речи на русскую 676 . И уже много лет спустя, отпрашиваясь на Афон, он писал Ивану Грозному: «Ни на что больше я не нужен пресловутому граду Москве, ибо то, что он желал получить от меня грешного, получил уже, сокровище разума спасительного и неистощимого, – я говорю о собрании толкований 150 богодухновенных псалмов» 677 . Таким образом, он не считал нужным даже упомянуть о других своих трудах и этот, в отличие от прочих, он называет «делом нарочитым» 678 . Вот почему и сам вел. кн. просил о присылке переводчика на непродолжительный срок «на время» 679 . § V По словам некоторых сказаний о Максиме Греке «вскоре по прибытии» его в Россию, вел. кн. Василий Ив. в 7014 г. (!) открыл царские сокровища своих прародителей и нашел в них бесчисленное множество греческих книг 680 , которых никто не мог разобрать, а потому вел. князь послал в Константинополь с просьбой – прислать такого человека, который мог бы описать эти книги 681 . Из этого некоторые заключали, что вел. князь вызывал переводчика для описи или для разбора тех книг, которые хранились в его библиотеке, и для перевода тех из них, которые оказались бы нужными 682 . Другие же полагали, что вел. князь просил переводчика вообще для перевода греческих книг на славянский язык и для исправления церковнослужебных книг 683 . Нельзя думать, что одна случайная причина – открытие вел. князем «бесчисленного множества греческих книг» – побудила его вызвать для описи или перевода их «книжново переводчика», и мы показали выше, что главной причиной вызова была порча книг жидовствующими 684 и что первоначальная цель вызова переводчика состояла именно в переводе толковой Псалтири, как и сам М.Грек ясно говорит об этом.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Великий князь благосклонно принял все просьбы и послал Белградскому митрополиту Феофану, извещая его и о прежней своей милостыне его предместнику Григорию, три сорока соболей, три тысячи белок, новую грамоту на проезд его иноков в Россию и серебряный ктиторский ковш, или чашу, для известного употребления в обители; вдове бывшего деспота Ангелине – четыре сорока соболей и четыре тысячи белок; Преображенскому Сысоеву монастырю на горе Кучайне – сорок соболей и триста белок. Гораздо чаще обращались к нам за помощию афонские иноки. В 1507 г. приходили от всей горы Афонской из Пантелеимонова монастыря архидиакон Пахомий и монах Иаков и государь послал с ними своему Пантелеимонову монастырю пять сороков соболей, пять тысяч белок и серебряную чару, а на прочие монастыри Афона – сто шестьдесят золотых. Через два года прот Паисий со всеми иноками Афона и игумен пантелеимоновский Савва прислали к Василию Ивановичу благодарственные грамоты за эту милостыню и новые просьбы о вспоможении. Государь и в этот раз отправил Пантелеимонову монастырю пять сороков соболей и пять тысяч белок и проту Паисию такое же количество соболей и белок на все восемнадцать монастырей Афона. В 1515 г. Василий Иванович послал на Афон чрез боярина своего Василия Копыля по завещанию своего отца и матери большую милостыню на тысячу рублей и столько же от себя для раздачи по всем монастырям, да, кроме того, в лавру святого Афанасия и в монастырь Ватопедский – по серебряной чаре, камчатые ризы и пелены к иконам святого Афанасия и Благовещения, и Собору всех монастырей Святой горы – жалованную грамоту на приезд их иноков в Россию для сбора подаяний. Через три года пришли в Москву из Ватопедского монастыря старцы – Максим Грек , Неофит грек да Лаврентий болгарин с грамотами, в которых игумен и братия извещали нашего князя и митрополита о получении милостыни, посланной чрез Копыля, рекомендовали ученого Максима Грека и просили, когда он окончит свое дело, отпустить всех трех старцев назад с милостынею. Вместе с ними пришли и из Пантелеимонова монастыря, который при этом прямо называется в летописях русским, проигумен Савва и еще два брата также с грамотами к государю и митрополиту: здесь игумен и братия просили великого князя, чтобы обновил святой Пантелеимонов монастырь, «свою отчину и дедину», так как алтарь великой церкви расселся и падает и нужно перекрыть всю церковную крышу, а митрополита просили жаловать и миловать монастырь, напоминая, что прежний, почивший митрополит Русский миловал его.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Денис 4 февраля 2018, 00:03 Хотелось бы услышать точное определение Русской Православной Церкви, грешно ли класть деньги на депозит под проценты? Для себя пока решил не класть. И второй вопрос: грешно ли владеть акциями? Кажется, что не так грешно, как депозит, хотя зависит от характера работы бизнеса. Нужны ясные определения от священства! Или никто не знает? Александр Алексеевич 3 февраля 2018, 21:56 Ипотечные кредиты в нашей стране- это и есть самое настоящее богомерзское ростовщичество! Нигде, ни в одной стране мира нет таких кабальных процентов! Почти все банки работают в угоду и под бдительной опекой европейских содомитов-демократов и т.д. и т.п. А если кто-то ждёт чтобы святой угодник преподобный Максим Грек перечислил всех богомерзских супостатов в нашей стране- пусть помолится...Господь да откроет через святых Своих, да дарует разумение. Господи, прости меня грешного. Да будет воля Твоя и на земле как на Небе. Аминь. Аминь. Аминь! Marysia 3 февраля 2018, 19:16 А коллекторы-это что такое? Как раз именно то, о чем говорит Св. Максим. Банки, как гособразование не зло и не добро, это госинструмент. Но когда этот госинструмент подвергается такому вот извращению, возникают лихоимцы, коллекторы и прочая гадость. Когда человек берет кредит в госучреждении, то он подписывается по сути на исполнение юридического закона. Когда берет кредит в таком вот частном банке под проценты, то никакого юридического закона там нет, а где нет закона, там беззаконие. Все что угодно можно разрекламировать и завернуть в яркую обертку, но не все банки одинаково полезны. тамара 3 февраля 2018, 18:51 Святой отче Максиме,моли Бога о нас.Сказано почти пять веков назад,а всё действительно и сейчас.Спаси и помилуй нас всех,слабых и неверных,Господи. Василий 3 февраля 2018, 17:56 На сколько же мы стали хитрыми и двуличными... Сколько комментариев в защиту банков! Дескать, " современная банковская система - это не ростовщичество " . Ведь так хочется жить в комфорте, но при этом считать себя " православным " . А как же обстоит дело в реальности? Мы даем деньги банку (кладем на депозит), банк дает эти деньги под грабительский процент нашим же ближним (в виде кредитов), мы получаем свой процент. Неужели кто-то это не понимает? Делаем вид что не понимаем? Так спокойнее и комфортнее...

http://pravoslavie.ru/100747.html

Однако не исключено, что «жидовствующие», которые, судя по всему, из безопасного далека следили за всем происходящим на Руси, уловили напряженность в отношениях между государем и митрополитом. Быть может, почувствовали они и то, что нет уже в живых таких решительных борцов с ересью, как преп. Иосиф Волоцкий, скончавшийся в 1515 г. Возможно, еретики надеялись на мягкое отношение к себе со стороны митрополита-нестяжателя, памятуя о том, сколь терпимо относились к ним заволжские старцы. Однако показательно, что и нестяжатели, прежде выступавшие за мягкое отношение к еретикам, теперь многое передумали и изменили свои взгляды относительно наказания «жидовствующих». Кроткий аскет-нестяжатель преп. Максим Грек уже пишет по поводу Исаака целый «Инока Максима Грека совет к собору православному на Исаака жидовина, волхва, чародея и прелестника». В этом обращении к епископату Максим решительно требует показать ревность о вере и предать еретика в руки гражданских властей для казни, дабы он своим лжеучением не вносил смуты в умы русских людей. Итак, Василий Иоаннович удалил митрополита Варлаама, после чего поставил на митрополию (опять-таки целиком самостоятельно, без соборного избрания) игумена Иосифо-Волоцкого монастыря Даниила. На этот раз государь утвердил во главе Русской Церкви вполне послушного своей воле человека. Даниил происходил из семьи простонародной, однако, сумел выдвинуться благодаря своим выдающимся способностям. О нем поначалу отзывались как о монахе строгой жизни. Это, впрочем, не мешало ему быть достаточно честолюбивым. Даниил стал непосредственным преемником преп. Иосифа Волоцкого на игуменстве в Волоколамском монастыре, однако был избран игуменом монастыря при особых обстоятельствах. Сам Иосиф перед своей кончиной предложил братии довольно обширный список из 10 кандидатов в игумены, наиболее, на его взгляд, достойных. Даниила среди них не значилось. Тем не менее, братия настояла на избрании Даниила. Причем, одним из мотивов был и такой, весьма странный: Даниил собирался уйти в другой монастырь и стать там игуменом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436281/

Но и сей внук Темного Василий вымолен у Чудотворца. Супруга Uoahha III , Царевна София, долго и тщетно желая даровать наследника престолу, в котором оживилось бы племя Греческих Царей и право на империю Восточную, с теплою верою пошла молиться угоднику, и вот не доходя обители, на Клементьевском поле, встречает она светлого старца, подобного образом Св. Сергию, который внезапно бросил ей в лоно младенца. Объятая ужасом она упала, и принесенная в обитель поверила предзнаменованию, пролив благодарные слезы над ракой Святого. Чрез год, над той же ракой крещен был обетованный сын Василий, рожденный в самый день Благовещения. В свою чреду, бездетный Василий, частыми посещениями, притекал к угоднику и на конце дней своих был утешен рождением Иоанна, от самой колыбели посвященного Сергию. К нему в раку был положен младенцем сей грозный покоритель трех царств, и как бы отдан на руки Преподобному, коего обитель он столь великолепно украсил в течение долгого своего царствования. У его же раки совершено было крещение Иоанна тремя великими старцами: Св. Даниилом Игуменом Переяславля, который, основав там обитель, прославился чудесами, и престарелым Вассияном затворником Волоколамским, и самим Игуменом лавры Иоасафом, который, впоследствии вступив на престол митрополии Российской был низвергнут: ибо и лавра страдала в бедственные дни отечества, в лице своих иноков. К молитвам Сергия прибегал Иоанн идущий ратью против Казани, на сию последнюю важнейшую в недрах России борьбу Исламизма против Христианства: и как некогда благословение Святого сопутствовало Донскому Князю на Мамаево побоище, так осенило оно и Царя Иоанна. Когда же пала пред ним сия крепкая твердыня Татарская, он освятил ее обителью во имя Сергия, на память его деятельного участия. Но еще и прежде, когда для ее покорения строился на берегах Волги городок Свияжский, имя Сергия прославилось в новой области. Пленные Черемисы объявили воеводам Московским, что часто слыхали они пение и звон на безлюдном месте и видели некоего светлого старца, неприступного стрелам их, размеряющего место граду: а старец сей был тот же Сергий, поборник отечества, который впоследствии, во время осады, являлся на стенах Казани. И в Свияжске был ему поставлен монастырь. Возвратясь из похода Иоанн, в самую блестящую минуту своей жизни, с супругою Анастасиею, сам торжественно заложил в лавре церковь сошествия Св. Духа, и не за долго до страшного перелома, последовавшего в жизни и характере Царя, он опять посетил лавру, на пути в Кириллов монастырь и Песношу, где произошло столь пагубное для него свидание с бывшим Епископом Коломенским Вассияном. Здесь, как бы предвидя злобный совет Вассияна: «не иметь советников мудрее себя,» здесь знаменитый старец Максим Грек , избавленный Иоанном от долголетнего невинного заточения, удерживал его от дальнейшего странствия и даже угрожал ему смертью Царевича, которая скоро и случилась, но тщетны были его моления.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010