Оклеветанный Иоанн Златоуст жестокими преследованиями был сведен в могилу. Преподобный Максим Грек, обвиненный в ереси и отлученный от евхаристического общения, шестнадцать лет кряду не мог причаститься Святых Христовых Таин, шесть из этих лет провел в жутких условиях одиночного заточения. Святителя Нектария Пентапольского клевета сопровождала всю его жизнь, она только меняла свое содержание в зависимости от текущего момента — главный клеветник упорен и изобретателен. В средневековых житиях и патериках нередко рассказывается о том, как Сам Бог оправдывал невиновного и посрамлял клеветников. Святитель Василий Рязанский, обвиненный в преступлении монашеского обета и едва не убитый благочестивыми муромцами, многие из которых, впрямь, чувствовали себя оскорбленными в святых чувствах, расстилает свою мантию на водной глади, встает на нее и плывет вверх по течению Оки — из Мурома в Старую Рязань... Но такое бывало далеко не всегда. В большинстве случаев клевете противостояло не видимое чудо, а одна только святость со своим «оружием» — кротостью, терпением, доверием к Богу. Вот эпизод из воспоминаний игумении Феодосии (Каца) о событиях, произошедших на Эгине, в Эгинском девическом монастыре, основанном святителем Нектарием: «Вспоминаю нашего владыку во время одной ужасной сцены. На него набросился с тяжкими оскорблениями какой-то представитель власти, сбитый с толку клеветниками. Не будучи в силах это вынести, мы закричали: «Владыка, ответьте же оскорбителю!». Но тот, неизменно трезвящийся, тихий и невозмутимый, хранил молчание. Устремив взор ввысь и опираясь на малый посох, он казался небесным существом» . Итак, доверие к Богу и спокойное терпение, повторяю я про себя, возвращаясь к неприятным моментам своей жизни. Вседержитель знает всё, у Него всё, как говорится, под контролем. Повторяю, но успокоиться, освободить душу от ржавого крючка, за который она зацепилась, перестать думать о клевете, перестать этим мучиться — никак не могу... Но ведь это вообще не цель духовной жизни — перестать страдать, успокоиться, обрести внутренний комфорт. Внутренний, душевный покой, оптимальное эмоциональное состояние — это иногда (не всегда!) хороший симптом, говорящий о выздоровлении, или, лучше скажем, об относительной поправке духовных дел — но сама-то поправка не в этом заключается.

http://pravoslavie.ru/64799.html

Оно представлялось им «лучше царской державы», о нем говорили: «свет инокам ангелы, свет же мирянам иноки» 1464 ; а потому давался такой совет: «монастыри любите, то сыновья святых, пристанища сего света» 1465 . При взгляде на монастырь, как место покоя от мирской суеты, – он стал убежищем от неудач, бедствий и преследований. Князья и бояре искали в нем успокоения от неурядиц земских; физические и общественные бедствия заставляли идти туда ради покаяния в грехах, так как в то время на всякое бедствие смотрели, как на наказание свыше за грехи. И вот в 1237 году, во время осады Владимира татарами, в 1352 л 1426 гг. во время мора и язвы во Пскове, под влиянием бедствий, многие принимали монашество 1466 ; в 1510 г., после взятия Пскова, когда 300 семейств должны были переселиться в Москву, то «во граде мнози постригалися в черньцы, а жены в черницы и в монастыри поидоша, нехотяще в полон пойти от своего града во иные грады» 1467 . Если же принять во внимание обилие общественных бедствий в древней Руси 1468 , и связь их с мыслью о близкой кончине мира, то становится понятным, насколько эти обстоятельства способствовали развитию монастырской жизни. Для поступления в монашество, богатые считали долгом помогать бедным, так как при этом делались вклады. Князья, бояре и многие другие считали религиозной обязанностью постригаться перед смертью . Василий Иванович говорил митрополиту, что если его не допустят постричься, то чтобы на мертвого положили монашеское платье 1469 , и когда этому хотели воспрепятствовать окружающие, то м. Даниил сказал Воронцову: «не будет на тебе благословения ни в сей век, ни в будущий, хорош сосуд серебряный, а позлащенный лучше». За противодействие обету угрожали наказанием божиим 1470 . Для древне-русского религиозного человека переход от мирской жизни к монастырю не составлял особенной трудности. Ему запрещались гусли, песни и пляски; советовалось проводить время в «молитвах и славословии» 1471 ; пост мирян мало чем должен был отличаться от поста монахов 1472 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vladimir_Ikonn...

Святоотеческий период В городах Арианская ересь (IV в.) Македонская ересь (конец IV в.) Несторианство (V в.) Монофизитская ересь Три великих святителя В пустынях (египетских) Орлы и аисты Поющее сердце Поток В пустынях (российских) Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий Святой равноапостольный князь Владимир Великий Новые думы Русский народ (историческая справка) Первые мученики на Руси Преподобномученик Евстратий Князь Михаил и боярин Феодор Святой Роман, князь рязанский Полонина Святой Антоний Киево-Печерокий Вера Пядь святой земли В языческих дебрях Святой Леонтий Ростовский Святой стефан Пермский Север Преподобный Авраамий Затворник Святая тень (из предания) В дебрях лесных Преподобный Сергий Радонежский Преподобный Сильвестр Обнорский Преподобный Герасим Болдинский Преподобный Нил Столбенский (7 декабря) Преподобный Савватий (27 сентября) На “маковке” Итоги 4. Патриарший период Правда или смерть Преподобный Максим Грек (21 января) Святой Филипп, митрополит Московский Священномученик Гермоген, патриарх Московский Приметы времени Юродивые Блаженный Прокопий Устюжский Блаженные Николай и Федор Новгородские Блаженный Никола Псковский Блаженный Василий Московский Буи Травмы патриаршего периода Патриарх Никон Пролог Казнь стрельцов Доктор ф. Гааз На рубеже решающих столетий (XIX-XX вв.) Пролог 5. Эсхатологический период Мысли о православии Обновленчество в начале хх века О, нет! Мальчик ваня Племянничек Архиепископ Симон Краса подвига Героям веры Русская голгофа Падение звезд Дорога Пролог Сон Природа и человек Запечатленные (Откр. 7, 4) Легенда о рыбаке Церковь последних дней “Порфироносная” (Откр. 17 гл.) Церковь гонимая Твоя воля Это будет скоро!.. Литургия К одной цели! Веселуха Подруга В горах Михаил Великий По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, архиепископа Тернопольского и Кременецкого     “Слава Тебе, показавшему нам свет!” Таковы были последние слова схиархимандрита Пантелеймона (Агрикова) , отошедшего ко Господу 16 ноября 2000 г. Православному читателю он известен под своим монашеским именем Тихон (до принятия великой схимы) как автор прекрасной книги о Троице-Сергиевой Лавре “У Троицы окрыленные”.

http://azbyka.ru/otechnik/Pantelejmon_Ag...

Со слезами на глазах христиане смотрели, как лодка с любимым епископом уплывала от берега все дальше и дальше, навстречу гибели. Так погиб четвертый папа Римский — Климент, святой неразделенной Церкви. Преподобный Максим Грек П р еподобный Максим Грек был послан игуменом Ватопедского монастыря на Афоне в Москву по запросу великого князя Василия III. В русской столице он должен был заняться переводами духовных книг. Вскоре святой сделал перевод Псалтири, который был одобрен московским духовенством и великим князем, и уже собирался возвращаться домой. Однако Василий III повелел Максиму остаться и продолжить труды. Постепенно перед строгим взором преподобного стали открываться темные стороны общественной жизни на Руси. Не имея в себе силы молчать о них, он выступил с критикой социальных устоев, призывая вспомнить об исполнении христианских идеалов. Даже не побоялся открыто осудить желание великого князя развестись со своей женой. Собор 1525 года решил судьбу праведника, приговорив его к заточению в  Иосифо-Волоцком монастыре. Начался новый многострадальный период в жизни святого. Условия заточения были крайне суровыми. Только через шесть лет святому позволили читать и писать в темнице. Шестнадцать лет преподобному было запрещено причащаться, вести с кем-либо общение или переписку. Претерпевая скорби изоляции, Максим Грек углем на стене в темнице начертал канон Святому Духу . Преподобный написал также автобиографическое сочинение: «Мысли, какими инок скорбный, заключенный в темницу, утешал и укреплял себя в терпении». Последние годы Максим Грек провел в  Троице-Сергиевой лавре . Несмотря на пережитые тяжелейшие годы заточения, подорвавшие его здоровье, преподобный продолжал трудиться. Он умер несломленным, вдали от Родины, на 86-м году жизни.   Священномученик Иларион (Троицкий) С вященномученик Иларион Троицкий был слишком активным и деятельным архипастырем для Советской власти. В 1923 году владыка был арестован и приговорен к трем годам лагерей. В июне следующего года он прибыл на Соловки.

http://foma.ru/kak-svyatyie-sideli-v-tyu...

Толпы народа собрались посмотреть на обручение молодых в Успенском соборе Московского Кремля, после чего приближенные к великокняжеской семье бояре были приглашены на свадебный пир. Великий князь Иван III умер через полтора месяца после свадьбы, Василий унаследовал московский трон, а юная Соломония (как ее только не называли — Саломея, Саломониада) стала великой княгиней. Она была князю верной и любящей супругой, а еще — много занималась благотворительностью: ежедневно кормила в своих дворцовых палатах нищих, делала богатые пожертвования на храмы и монастыри. Не случайно москвичи сравнивали щедрую княгиню с преподобной Евфросинией Московской. Вместе с девушками-вышивальщицами Соломония сама расшивала жемчугом, золотыми и серебряными нитями церковные облачения и покровы. Одна расшитая руками великой княгини пелена и теперь хранится в ризнице Троице-Сергиевой Лавры. Василий III Лишь одно омрачало жизнь добродетельной княгини: у нее не было детей. После девятнадцати лет супружеской жизни Василий III решил с ней развестись. В те времена развод был не рядовым делом, а для правителя — даже скандальным. Через московского митрополита Василий III задал вопрос о возможности развода восточным патриархам и афонским старцам. Ответ с Афона пришел однозначный: бездетность не является для христианина причиной отказываться от законной супруги. Такого же мнения придерживался занимавшийся переводом книг при дворе князя преподобный Максим Грек, многие московские бояре, да и простой народ тоже. Но Василий III уже все решил сам. Все, кто высказывались против развода, вызывали у него приступы ярости и преследовались как заговорщики против трона. Боярин Берсень-Беклемишев как-­то осмелился вслух защищать Соломонию. «Поди прочь, смерд, не надобен ми еси!» — в гневе закричал на него Василий III. В этом же году Берсень и Максим Грек были осуждены как государственные преступники: первый лишился головы, второго отправили в ссылку. Их обвиняли в разных преступлениях, а между строк сквозило: это вам и за Соломонию…

http://pravmir.ru/premudraya-solomoniya-...

22 — Василий, Геннадий, Иван, Иннокентий, Никифор, Панкрат, Петр. 23 — Аким, Анастасий, Анна, Антон, Аркадий, Валентина, Валериан, Василий, Галина, Геннадий, Герман, Григорий, Иван, Карп, Лука, Марк, Петр, Пимен, Прохор, Семен. 24 — Влас, Всеволод, Гавриил, Дмитрий, Захар, Федора. 25 — Алексей, Антон, Евгений, Мария. 26 — Анисим, Анна, Артемий, Василий, Вера, Владимир, Гавриил, Евгений, Зосима, Зоя, Иван, Ирина, Леонтий, Мартин, Михаил, Никандр, Николай, Павел, Светлана, Семен, Сильвестр, Степан, Тимофей. 27 — Авраам, Анисим, Исаак, Кирилл, Михаил, Трифон, Федор. 28 — Алексей, Анисим, Арсений, Афанасий, Евфросиния, Иван, Михаил, Николай, Никон, Пафнутий, Петр, Семен, София. Церковные православные праздники в феврале 1 февраля церковь отмечает день памяти преподобного Макария Великого, Египетского, жившего в IV в. После кончины жены и родителей он молил Бога об опытном наставнике на пути духовной жизни. Им стал старец-пустынник, по примеру которого Макарий избрал подвижнический путь. Как и его будущий учитель Антоний Великий, Макарий испытал множество искушений от лукавого. По молитве подвижника совершались многочисленные исцеления, многих он спас в опасных обстоятельствах. Преподобный провел в пустыне 60 лет, пребывая в постоянной беседе с Господом. Преподобный Макарий Великий Преподобный Максим Грек 3 февраля — день памяти преподобного Максима Грека . Святой Максим, сын богатого греческого сановника, жил в XV-XVI вв., он получил блестящее образование, знал несколько языков, много путешествовал, после чего принял иночество в Ватопедской обители на Афоне. В 1515 г. по просьбе московского Великого князя Василия III его отправили в Москву для перевода рукописей из княжеской библиотеки. Церковные нестроения обернулись для преподобного тюремным заключением и долгими годами церковного запрета и надзора. Последние годы Максим Грек провел в Троице-Сергиевой лавре, продолжая переводить Псалтирь на славянский язык. Его причисление к лику святых состоялось в 1988 г. Блаженная Ксения Петербургская

http://pravmir.ru/imeniny-v-fevrale/

Василий III вводит во дворец невесту Елену Глинскую, за брак с которой и за развод с первой супругой обличал царя Максим Грек Правление безумных тиранов не может продолжаться бесконечно: “То есть, ты думал про себя, что как ты относишься с бесчувствием ко всяким беззакониям и неправдам, и, видя обидящих, молчишь, и нет тебе никакого дела до тех, которые согласно с твоим неправедным мудрованием обижают других, и не мстишь им за обиженных ими, думаешь ли ты, что и Я, подобно тебе, премолчу ваши неправды и богомерзкие осквернения, и не отомщу за вопиющих ко Мне непрестанно на вас и горько плачущих по причине своих бед, какие терпят они от вас? Нет! нет! Я праведный Судья, и обличу тя, и представлю пред лицем твоим грехи твоя”. В другом своем слове преподобный Максим подробно останавливается на вопросе геополитических отношений. Отметив, что “земное же достохвальное и благочестивое царство украшает и ведет всегда к лучшему преуспеянию богодарованная премудрость благоверного царя, растворенная всякою правдою и кротостью, попеченьем о подчиненных и доброхотным расположеньем к нам”, святой Максим высказывает следующую мысль: “такую державу все окружающие ее соседние народы и любят и почитают за ее многую правоту и за справедливость православных князей и бояр, помогающих царю в управлении и судящих без мзды. С такою державою все соседние народы желают находиться всегда в мире”. То есть, условием бесконфликтности на международной арене является внутренняя порядочность и милосердие по отношению к подданным: “где правда, там непременно изобилует и мир, а не напротив”. Эта идея вполне соответствует ветхозаветной истории. Многие пророки отмечали, что причиной войн против Израиля была именно жестокость царей против своего народа, и, как следствие проявившегося греха, отступление от Истинного Бога. В свете идей преподобного Максима следует признать, что участившиеся в наше время военные конфликты  свидетельствуют о все большем отступлении мировых правителей от Божественной правды. Об этом же говорит и милитаристская риторика государств, увеличение расходов на оборону; обрастание технологической мощью и многочисленной армией. Преподобне отче Максиме, оборони нас…

http://pravmir.ru/prepodobnyj-maksim-gre...

Преподобный настаивает на разговоре, Василия предпринимает последнюю попытку увещевания Максима: “Не хотела я, о странник, поведать тебе то, что касается меня, опасаясь, чтобы ты, предав это писанию, не навлек на себя ненависти со стороны тех, которые отвращаются и ненавидят поучения старцев, и которые этим более, чем всяким другим общественным недугом, навлекают окончательную погибель на начальников и властей народных”. Однако, видя твердость вопрошающего, начинает горестный рассказ. Василий III (1479 — 1533) По ее словам, многие правители и цари не понимают природы и сущности власти. В идеале власть для граждан или подданных – крепость и утверждение; в реалиях же современного мира она превратилась в “пагубу и постоянное смятение”. В результате вместо отца-правителя, люди получают мучителя на троне, который своими делами бесчестит “Василию”, и ввергает себя в скорби и болезни, “получая от Вышнего достойное своего безумия возмездие”. Главными соблазнами для власть придержащих становятся “сребролюбие и лихоимство”, они “мучат подручных себе всякими денежными взысканиями, и принудительными работами по возведении многоценных строений, нисколько не содействующих им к утверждению их державы, а служащих лишь к излишнему самоугождению и к удовлетворению желаний их развратных душ”. В качестве образца правильного правителя, Василия приводит ветхозаветного  царя Давида. Его слова: «не уповайте на неправду, и на восхищенье не желайте, богатство аще течет, не прилагайте сердца» – она приводит в качестве девиза для современных властей. Неправда нынешних правителей имеет свою причину в том, что в них погас “Божественный свет”, который “просвещает всякого человека, грядущего в мир”.  В результате, цари обычно отходят от истинной веры, ищут сторонников среди подобных им развращенных языческих вождей соседних государств; заводят дружбу со всякого рода злокозненными персонажами, а для своего народа становятся притеснителями и угнетателями. Интересно, что святой Максим, государственно-политическая мысль которого полностью базируется на библейском учении, допускает право подданных свергнуть правителя, в результате многочисленных бесчинств ставшего тираном для  народа. Логика его рассуждений  строится следующим образом: злоба, всевластие и грех ослепляют царя, он становится безумным, в результате не может править для пользы народа, поэтому нуждается в замене. Также святой Максим высказывает мысль, что править царь должен не один. В делах управления ему необходим совет бояр и князей, особый “синклит” благоразумных, после рассуждения которых и надо принимать значимые для государства решения.

http://pravmir.ru/prepodobnyj-maksim-gre...

Портрет Савонаролы в изображении святого Петра из Вероны. Флоренция, Сан-Марко. Художник Фра Бартоломео (1473-1517). Фото А. Ионычевой И хотя во Флоренции Михаил Триволис сразу оказался в гуманистической греческой диаспоре, куда его ввел учитель и покровитель Иоанн Ласкарис, именно влияние проповедей Савонаролы в значительной мере определило его судьбу. Несколько лет он странствовал по Италии, изучал богословие, философию, историю, древние и современные языки, преподавал, переводил и переписывал греческие подлинники. И наконец поступил в тот самый монастырь Сан-Марко, настоятелем которого еще недавно был казненный как еретик Саванарола. Два года Михаил, рожденный и выросший православным, пробыл католическим монахом-доминиканцем, и опыт этот оказался для него горьким. В письме другу он писал: «У меня нет ни времени, ни спокойствия души и ума, не только потому, что я ничего не нашел ни у кого из здешних, но и потому, что меня бросает вверх и вниз, как корабль, сотрясаемый переменчивыми ветрами в открытом море. Поэтому-то я... отказался от монашеской жизни». Афонские университеты Помогли венецианские друзья — нашли ему работу в известном местном издательстве. Они же посоветовали Михаилу съездить на Афон в Ватопедский монастырь, славившийся своей обширной библиотекой. Там он вернулся в православие и в 1505 году принял постриг с именем Максим. С тех пор 10 лет его основным послушанием была переписка книг на заказ и на продажу. Монастырь Ватопед. Афон. Фото dimitri. moseparh. ru О его духовной жизни на Афоне мало что известно. Правда осталось документальное свидетельство его литургического творчества — во многих монастырях Святой горы до сих пор хранятся рукописи составленного им «Канона святому Иоанну Крестителю». Но, без сомнения именно эти 10 лет выковали его личность, способную до конца претерпеть все на уготованном ему крестном пути. Над Максимом сгущаются тучи В 1515 году великий князь Василий III попросил прислать ему ученого афонского монаха для перевода духовных книг, и 47-летнего Максима отправили в Москву, хотя славянского он не знал и по-русски не говорил. Но путешествие к столице Руси затянулось — посланники великого князя по делам государственным надолго застряли в Крыму. В Москву посольство прибыло лишь в 1518 году. И все это время Максим учил русский язык.

http://foma.ru/po-prozvishhu-grek-eta-is...

Из стен монастыря вышла целая плеяда подвижников и патриархов: преподобный Кирилл Белозерский, преподобный Ферапонт Можайский. Еще были святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси, святитель Геронтий – тоже митрополит, и патриарх Иосиф… Кстати, Иона стал первым митрополитом, поставленным на Руси без Константинопольского патриарха. Случилось это в 1448 году. И конечно, нельзя не сказать, что из Симонова монастыря вышел первый патриарх Московский и всея Руси Иов. Примечательно, что некоторые насельники Симонова монастыря попали сюда по воле государя. Около 1510 года по прямому царскому указу в обитель был определен Василий Косой Патрикеев (в иночестве Вассиан) 1 . И конечно, здесь жил известный Максим Грек. Преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери, приказавшей идти на Белоозеро Первый в этом списке преподобный Кирилл именно в Симоновом монастыре услышал голос Божией Матери. А чудо случилось так. Он стал архимандритом Симонова монастыря, но вскоре оставил настоятельство и затворился в келье. Однажды ночью за акафистом он и услышал голос Божией Матери: «Кирилл, выйди отсюда и иди на Белоозеро. Там Я уготовала тебе место, где можно спастись». Симонов монастырь был одним из богатейших на Руси. До 1764 года он владел около 12 тысячами крестьян. К монастырю было приписано несколько мелких монастырей и пустыней. План Симонова монастыря Известно, что патриарх Филарет в 1624 году написал указную грамоту в Осташков Григорию Васильевичу Замыцкому: он требовал разрешить крестьянам Рожковской слободы, вотчины Симонова монастыря, ловить рыбу в озере Селигер. В документе говорится, что такая практика существовала и раньше, а оброк платился в приказ Большого дворца 2 . Ловля рыбы крестьянами Симонова монастыря в озере Селигер за оброк не устраивала осташковских (видимо, государевых) крестьян, поэтому симоновским крестьянам было запрещено ловить рыбу в озере 3 . Вот такой конфликт интересов случился четыре века назад. Еще в Симоновом монастыре собственную келью имел старший брат Петра Великого – Федор Алексеевич. А известный собиратель рукописей и русских древностей граф Алексей Мусин-Пушкин в 1795 году ходатайствовал перед Екатериной II, чтобы Симонов монастырь открыли после упразднения по случаю косившей население чумы. Так чумной изолятор вновь превратили в обитель.

http://pravoslavie.ru/94333.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010