Глава I Святой Иона, епископ Рязанский. – Междоусобия между великим князем Василием и дядею его Юрием. – Митрополит Исидор и Собор во Флоренции для соединения Церквей. – Последствия этого Собора. – Злодейства Шемяки. – Обличительное послание святителей. – Возведение святого Ионы на престол митрополии. – Пастырские его подвиги. – Завоевание Константинополя турками. – Кончина святого Ионы. – Чудеса его. – Смерть Василия Темного. По кончине святителя Фотия митрополичья кафедра в Москве оставалась несколько лет праздною: непрестанные распри между юным великим князем Василием и дядей его Юрием Галицким не давали досуга позаботиться о замещении кафедры. Хотя в сан первосвятительский был избран и наречен Рязанский епископ Иона, 1 но не спешили отправить его в Царьград для посвящения. Родившись близ Солигалича, епископ Иона с двенадцатилетнего возраста был иноком в одном из Галичских монастырей, а после перешел в Московскую Симоновскую обитель, которая славилась святостью жизни первых своих настоятелей. Юный инок еще застал здесь старцев, которые хорошо помнили и неизменно хранили их правила и учреждения. Между ними известны: Варфоломей, строитель (эконом) Симонова монастыря, Иоанн Златой и Игнатий иконник. Собственная ревность Ионы к подвигам иноческим скоро сдружила его с этими благочестивыми старцами, а их наставления и пример воспитали в нем самом строгого подвижника. Подобно им, он неуклонно стоял за исполнение правил монастырских и, не выходя из границ послушания, с дерзновением напоминал новым настоятелям о правилах благочиния, переданных святыми их предшественниками. А сам подвизался в непрерывных трудах: пощении, молитве и чтении слова Божия, проходя разные иноческие послушания. 2 В этих подвигах дух его возрастал и совершенствовался столь быстро, что прозорливому оку и в простом послушнике можно было провидеть будущего великого пастыря Церкви Русской. Строгая жизнь и твердое знание правил церковных доставили блаженному Ионе такое всеобщее уважение, что он посвящен был в сан епископа Рязанского, а когда скончался митрополит Фотий, назначен управляющим делами митрополии.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Tolstoj...

Закрыть itemscope itemtype="" > Встреча с Василием Бойко-Великим Автор «Русской Народной Линии» посетил недавнего узника СИЗО 27.05.2021 2833 Время на чтение 13 минут 23 Мая по официальному разрешению следствия и надзорных органов мне было позволено посетить одного из лидеров православно-патриотического движения, просветителя-издателя церковно-исторической литературы и производителя высококачественной молочной продукции под именем «Русское Молоко» Василия Вадимовича Бойко-Великого, который только что провел один год и одиннадцать месяцев узником СИЗО и 13 Мая решением судьи Московского городского суда Сергея Геннадьевича Подопригорова, с учетом возраста, состояния здоровья, лояльного поведения в заключении и высокой общественной репутации обвиняемого был определен содержанием под арестом дома . Наша встреча была четко ограничена хронологическими рамками — с 16:30 до 19:30. Чтобы не терять драгоценного времени, подошел к квартире ровно к половине пятого. Мы обнялись, радостно похристосовались, Василий Вадимович тут же позвонил по телефону «смотрящему» за соблюдением режима ареста и сообщил, что с разрешения следствия к нему в гости пришел историк Леонид Болотин. Надо отметить, что накануне — в день Святителя Николая, Мирликийских Чудотворца, 22 Мая Василию Вадимовичу было разрешено посетить и храмовую службу в церкви Святителя Николая в Кадашах. — Впервые за два года был на Божественной Литургии почти свободным человеком. Народ в храме узнавал меня, с сочувствием и здоровым любопытством поглядывал… В тюрьме есть хороший Никольский храм, очень благоустроенный, настоящий, благочинный, но практически его я смог посещать только 4 раза за два года. Во-первых, службы там далеко не каждодневные. Во-вторых, тюремное начальство направляет на службу сидельцев только из одной камеры, реже — из двух, то есть 10 верующих или максимум 20 человек, хотя храм мог бы вмещать свободно около сотни заключенных даже с учетом карантинных норм. В-третьих, бывали случаи, когда мои сокамерники направлялись в храм, а мне надо было участвовать либо в очередных судебных заседаниях или же в следственных действиях. Так что в тюремном храме на службах за всё время побывал 7 или 8 раз. Батюшки очень хорошие, духовно опытные. Их несколько из разных Московских храмов, они служат в череде. Так что за годы сидения редко попадал на исповедь к одному и тому же Священнику. Духовная поддержка и духовные советы для сидельцев очень важны. Так, один мой сокамерник рассказывал о том, что расспрашивал Священника, как ему держать себя во время следствия. На что Отец отвечал ему: «Старайтесь говорить правду, но в первую очередь о себе самом. И не надо перекладывать вину на подельников, о них лучше молчите. Бог им Судья, а не вы…» Конечно, при таком истинно духовном подходе большинство заключенных держали себя на исповеди с полным доверием, облегчали душу покаянием и в грехах, а кто-то и в совершенных преступлениях с совершенным доверием, будучи уверенными в сохранении тайны исповеди.

http://ruskline.ru/analitika/2021/05/27/...

Закрыть itemscope itemtype="" > Спасем от гибели храм, построенный великим полководцем Александром Суворовым! 31.10.2012 432 Время на чтение 3 минуты По благословению владыки Евлогия, архиепископв Владимирского и Суздальского продолжается всенародный сбор пожертвований на востановление храма святителя Василия Великого, построенного Александром Суворовым, сообщается на сайте фонда «Омофор» . За короткий срок многие неравнодушные люди пожертвовали средства на воссоздание Храма, построенного Александром Суворовым с. Кистыши Суздальского района Владимирской области. По своим возможностям люди делают пожертвования в размере от 10 рублей до 50 и более тысяч рублей и более . В народном сборе, важен сам факт личного пожертвования человека, а не его величина. «Сегодня храм возвращен Русской Православной Церкви и восстанавливается. Наша организация не носит имя Суворова, но многие из нас, имея за спиной жизнь полную боевых тревог, преклоняются перед военным гением и человеческими качествами Александра Суворова. Когда мы узнали, что разрушается храм, построенный Суворовым, то не поверили. 8 июня 2011 г. съездили и убедились, что в с. Кистыши рядом с Суздалем стоит полуразрушенный красивый каменный храм Василия Великого. Стало больно и обидно. Неужели никому нет дела до сохранения осязаемой материальной памяти Великого русского полководца?» - пишет генерал-майор Черкасов Александр Владимирович, председатель Попечительского Совета фонда ОМОФОР, руководитель инициативной группы. Сбор пожертвований организован с 22 июля 2011 г. На 21 августа 2012 г. на воссоздание храма, построенного Суворовым в с. Кистыши Суздальского района Владимирской области пожертвовали 915 человек и 17 организаций. Перечисления продолжают поступать. По предварительным подсчетам на восстановление храма потребуется до 15 миллионов рублей. В настоящее время создан приход, назначен настоятель (протоиерей Игорь Любченко), проводятся молебны, начались первоочередные работы, но они идут намного медленнее, чем процесс разрушения. Средств недостаточно, кровля, слава Богу восстановленна, вставлены окна верхнего яруса, надо срочно укрепить фундамент, стены четверика, восстановить алтарную часть (она продолжает разрушаться), колокольню, провести много других неотложных работ.

http://ruskline.ru/news_rl/2012/10/31/sp...

Святитель Амфилохий Иконийский Жизнь Основным источником сведений о жизни святителя Амфилохия является его переписка со свв. Василием Великим , Григорием Богословом и Григорием Нисским . Св. Амфилохий родился в Диокесарии Капиадокийской между 340 и 345 гг., учился у Ливания в Антиохии и затем около 364 г. стал адвокатом в Константинополе. Около 370 г. он удалился из византийской столицы в свой родной город и проводил уединенную жизнь. Св. Амфилохий был другом всех трех Великих каппадокийцев, которые переписывались с ним, и, вероятно, родственником одного из них – Григория Богослова . Св. Василий посвятил ему свое сочинение «О Святом Духе». В 374 г. св. Амфилохий, но рекомендации Василия Великого , был назначен епископом Иконии и первым митрополитом Ликаонийской провинции. Св. Амфилохий отказывался от хиротонии и согласился лишь из послушания Василию, который писал ему вскоре после рукоположения: «Благословен Бог, Который в каждом роде избирает благоугодных Ему!.. Он и тебя, который бежал, как сам говоришь, не от нас, но от звания, через нас ожидаемого, уловил ныне неизбежными сетями благодати... Не сетуй на тяжесть, превышающую силы. Если бы самому тебе надлежало нести это бремя, то, конечно, оно не только тяжело, но даже невыносимо. А если Господь несет его с тобою, то возверзи на Господа печаль твою ( Пс.54:23 )» (Письмо 155). Прежний учитель св. Амфилохия Ливаний также прислал ему письмо, в котором поздравлял с хиротонией. Св. Амфилохий ревностно принялся за исправление нравов во вверенной ему епархии, советуясь во всем со своим старшим другом св. Василием Великим . Ответом на его вопросы к Василию Великому являются канонические послания последнего. Св. Амфилохий управлял епархией весьма успешно, всюду восстановив порядок и каноническую дисциплину. Своими сочинениями он укреплял православную веру, опровергая арианскую ересь. Один случай из его борьбы с арианством рассказан историками Созоменом (Церк. история 7, 6) и 6л. Феодоритом (Церк. история 5, 16). Св. Амфилохий просил императора Феодосия запретить арианам богослужебные собрания в черте города, но император не согласился. Тогда св. Амфилохий пришел к императору на аудиенцию и, оказав ему соответствующую почесть, демонстративно не поздоровался с его сыном, только что возведенным в достоинство августа. Феодосий разгневался. Св. Амфилохий сказал ему: «Видишь, царь, как тяжело тебе сносить бесчестие сына и как ты негодуешь на тех, кто не оказывает ему чести. Поверь же, что и Бог всяческих гнушается произносящими хулу на Его Единородного Сына и ненавидит их». Император, услышав это, тотчас издал необходимый указ.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Семи лет от роду Дмитрий был помещен родителями в Вышинскую пустынь под руководство ученого иеродиакона Никона, бывшего префекта Рязанской Семинарии, много сделавшего для воспитания и образования способного мальчика. После этого Дмитрий поступил в Шацкое Духовное Училище. Как-то во время каникул они с теткой решили посетить Саровскую Пустынь, где и произошла знаменательная встреча с великим светочем земли их и Русской. Биограф Филарета описывает ее так: «Пошли они в Саров пешком и, отстояв Литургию, отправились в лес, где была келия о.Серафима. Им встретился маленький согбенный старичок в белом балахончике, опоясанный веревкой. Он остановился, как бы ожидая опершись на топор, служивший ему посохом. Угадав в этом старичке того великого пред Богом человека, которого чтит вся Россия, наши богомольцы подошли к нему и поклонились ему в ноги. Блаженный провидец, благословив их и посмотрев на Дмитрия, сказал: „Сей отрок будет великим светильником Церкви и прославится по всей Руси как ученый муж”. Еще прежде Серафим спросил пришедшего к нему за благословением со своими родными Никиту, есть ли у него двоюродный брат Димитрий? И на утвердительный ответ сказал: „Он будет солить, солить на всю Россию!”» Повествователь так объясняет эту образную речь старца: «Соль предохраняет от порчи снедь, делая пищу здоровою и приятною Подобно тому Дмитрий, в последствии архиепископ Филарет, своими молитвами привлекая на мир благословение Божие, своею деятельностью и примером чистой и благочестивой жизни имея нравственное влияние на окружающую среду, будет предохранять ближних своих, свою паству от нравственной порчи и тления и способствовать нравственному ее оздоровлению». Как бы желая троекратным свидетельством подтвердить свое пророчество, тот же старец и в третий раз, когда позднее старший брат Дмитрия Василий, возымев намерение принять монашество, пришел за благословением к нему, сказал: „Это только твоему брату Бог дал талант каждый месяц по книжке из кармана вынимать, а ты ступай домой и живи как укажет Бог”. Василий поступил диаконом в церковь , где служил его отец» (с.8–9). Предсказание дивного старца полностью сбылось, и впоследствии преосвященный Филарет, действительно, стал «каждый месяц по книжке из кармана вынимать».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Sidoro...

Святитель Тихон, Патриарх Всероссийский Святитель Тихон (Беллавин), Патриарх Московский и всея Руси Святитель Тихон родился 19 января 1865 года в семье сельского священника Торопецкого уезда Псковской епархии Иоанна Беллавина. В миру он носил имя Василий. Детские и юношеские годы его прошли в деревне, в непосредственном соприкосновении с крестьянством и близости к сельскому труду. С юных лет он отличался особой религиозной настроенностью, любовью к Церкви и редкой кротостью и смирением. Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их. «Знаете, – заговорил он, – я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях. Учился Василий в Псковской Духовной Семинарии в 1878-1883 годах. Скромный семинарист отличался ласковым и привлекательным характером. Он был довольно высокого роста, белокурый. Товарищи любили его. К этой любви всегда присоединялось и чувство уважения, объяснявшееся его религиозностью, блестящими успехами в науках и всегдашнею готовностью помочь товарищам, неизменно обращавшимся к нему за разъяснениями уроков, особенно за помощью в составлении и исправлении многочисленных в Семинарии сочинений. В 1888 году Василий Беллавин, 23 лет от роду, окончил Санкт-Петербургскую Духовную Академию и в светском звании получил назначение в родную Псковскую Духовную Семинарию преподавателем. И здесь он был любимцем не только всей Семинарии, но и города Пскова. Стремясь своей чистой душой к Богу, он вел строгую, целомудренную жизнь и на 26-м году жизни, в 1891 году, принял монашество. На его постриг собрался почти весь город. Постригаемый сознательно и обдуманно вступал в новую жизнь, желая посвятить себя исключительно служению Церкви. Ему, с молодости отличавшемуся кротостью и смирением, было дано имя Тихон в честь святителя Тихона Задонского.

http://pravoslavie.ru/39863.html

9. Добрые пастыри Христовой церкви (Примеры) I. Святой Павлин, епископ Ноланский. Этот святитель отличался великим христианским милосердием. Раздав все свое имение бедным, он, наконец, упросил одну вдову, которая желала получить от него денежную помощь для выкупа из плена единственного сына ее, отдать его, епископа Павлина, в выкуп за сына. Вдовица никак не соглашалась на такое неожиданное и необычайное предложение, но святитель Павлин убедил ее, наконец, отдать его вандалам в выкуп за сына. Сострадательный старец, исполнявший должность садовника у вандальского князя, скоро приобрел у него расположение к себе и по устроению Промысла Божия, спустя несколько времени, был отпущен на свободу со множеством пленных христиан. Ученик св. Павлина, еписк. Ноланского, Ураний так описывает пастырскую жизнь его: «Св. Павлин старался быть более предметом любви, чем страха; гнев не возмущал покоя души его; если надобно было показать строгость, он растворял ее кротостью. Бедный не отходил от него без того, чтобы не быть выслушанным; для всех у него готов был отеческий совет, для всех нуждающихся готова помощь; щедрость его к бедным доводила его самого до бедности. Перед смертию, когда он уже приобщился Св. Таин, ему сказали, что за платье для бедных требуют 40 сребреников, он отвечал с улыбкою: будет заплачено, и через несколько часов присылают ему из другого места 50 сребреников. Павлин возблагодарил Бога, расплатился и мирно скончался в 431-м году» (Из кн: «Жития святых» архиеп. Филарета Гумилевского , январь 23 день, стр. 228 – 9). II. Св. Василий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, прозванный церковью Великим за свои заслуги, родился в 329 году по Р. X. от благочестивых и знатных христианских родителей. Первые годы своего детства он провел в доме своей благочестивой бабки Макрины, которая посеяла в его душу первые семена христианской веры и благочестия. Когда св. Василию минуло семь лет, родители взяли его к себе в дом для дальнейшего развития ума и сердца. Укрепив в душе его истинную веру, развив в его сердце пламенную любовь к Богу и ближним, благочестивые родители св.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

В 1471 году, Севастиян Кушелев послан был Иоанном Великим в Псков, собирать псковскую рать против Новгородцев, которую он 31 июля и привёл к Великому Князю, на берега Шелони. Он участвовал также, в качестве воеводы, в новгородском походе 1477 года. Василий Борисович Кушелев получил от Иоанна Великого, в земле новгородской, в вотской пятине, в погосте Егорьевском-Теребовльском, на Перебожье, отписные вотчины Новгородцев Дмитрия Победитцкого и Тимофея Иевлева. Иван чепец и Иван меньший Кушелевы находились, в 1495 году, в числе детей боярских, сопровождавших в Литву княжну Елену Иоанновну, нареченную супругу Литовского Великого Князя Александра. Из данной грамоты, Иоанном Великим, сыну его князю Юрию Иоанновичу на Дмитров и на Рузу видно, что Андрей Кушелев владел, в 1504 году, в Дмитровском уезде, деревнею Залесскою. Юрий Никитич убит в казанском походе 1550 года, а Дмитрий Данилович и Тимофей Иванович убиты при взятии Казани (2 октября 1552): имена всех трёх вписаны в синодик Успенского собора, на вечное поминовение. Фёдор Никитич и Пётр Григорьевич подписали, в 1571 году, поручную запись по боярине князе Иване Фёдоровиче Мстиславском, первый в 35 рублях, второй в 40 рублях. Ляпун и Дмитрий Фёдоровичи жалованы поместьями в 1583 году. Иван Иванович служил, при Императоре Павле Петровиче, сенатором; при Императоре Александре действительным тайным советником Егор Андреевич (рождение 1763 † 1826) служил, при Императоре Павле Петровиче, генерал-лейтенант, а при Александре I сенатором; сын его Сергий Егорович (рождение 1821), ныне полковник и флигель-адъютант. Григорий Григорьевич служил в Гатчине, при Великом Князе Павле Петровиче, полковником, и пользовался особенным благоволением Великого Князя; по восшествии Государя на престол получил чин генерал-майора и Анненскую ленту; несколько месяцев спустя чин вице-адмирала; 24 окт. 1798 г. пожалован адмиралом и вице-президентом адмиралтейств-коллегии; 22 февраля 1799 года возведён в Графское Российской Империи достоинство; и 29 июня того же года получил Андреевскую ленту. В 1801 году он оставил службу, и скончался в глубокой старости, в 1833 году. От первого брака он имел одну дочь, графиню Александру Григорьевну, за сенатором князем Алексеем Александровичем Лобановым-Ростовским; от второго брака с графинею Любовью Ильинишною Безбородко († 14 июля 1809) имел двух сыновей: Александра и Григория († 16 февраля 1855, бездетным); из них старший, граф Александр Григорьевич (рождение 1800 † 6 апреля 1855), сенатор, исправляющий должность государственного контролера, по указу 6-го апреля 1816 года принял имя и герб графов Безбородко и именуется графом Кушелевым-Безбородко 176 . От брака с княжною Александрою Николаевною Репниною-Волконскою († 8 октября 1836), он имеет несколько человек детей.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/r...

В.Е. Кожевников Рассказ принадлежит крестьянину села Фролова (Калужского уезда) Василию Егорову Кожевникову. Кроме общего интереса, какой представляет откровенная исповедь человека о своём внутреннем перерождении, о постепенном переходе из заблуждения на свет истины, рассказ этот представляет много любопытного ещё потому, что автор находился в близких отношениях к некоторым лицам, имевшим значительное влияние на достопримечательные события, с которыми в своё время мы знакомили читателей посредством статей о современных движениях в расколе: автор упоминает нередко и об этих деятелях, и об этих событиях, притом же говорит как очевидец и непосредственный свидетель, что и делает его рассказ не лишённым значения для ближайшей к нашему времени истории раскола. Ред. Я родился от православных родителей и крещение получил в Церкви Православной; но, будучи ещё в самых юных летах, по седьмому году, лишился отца и поступил на воспитание к моему родному дяде – старообрядцу поповского согласия. Он был великим ревнителем так называемой старой веры и, разумеется, постарался воспитать меня в строгом раскольническом духе. Я воспитался, действительно, в полном отчуждении от Православной Церкви и вынес из детства самые превратные о ней понятия. Когда пришёл я в возраст, то, по совету дяди, для вящшего утверждения моего в старообрядчестве добыл себе Соловецкую челобитную. Прочитавши оную с великим вниманием, я получил ещё большее отвращение к Церкви, её учению и обрядам и почувствовал ещё большую приверженность к старообрядчеству. Обучившись потом уставу, начал я вместе с братьями моими отправлять службу в своём доме. Старообрядцы собирались в наш дом на молитву, и я им проповедовал, что наша только вера по Рогожскому кладбищу есть истинная вера, а прочие все не веры, а ереси. Народ доверчиво и усердно внимал моей проповеди , особенно потому, что жизнь я вёл строгую. Я был уже в то время женат; но, тяготясь мирской суетой и соблазнами, роздал нищим излишнее из своего имения, доставшегося от родителей, и начал помышлять, как бы удалиться из мира в какой-либо старообрядческий монастырь 1 . Однако прежде, чем окончательно решиться на это, я рассудил посоветоваться с одним известным мне человеком, знавшим хорошо монастырскую жизнь. В селе Полотняном Заводе, отстоящем от нашей деревни в семи вёрстах, был старик-уставщик, жизни воздержной, в Писании сведущий, иконописец Иван Андреевич Веселев. Я с ним познакомился коротко и однажды, беседуя с ним, завёл речь о монашеском житии.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/rasskaz-...

Владимирский кафедральный Успенский собор, построенный в 1158 году Благоверным Великим Князем Андреем Боголюбским и расширенный в 1185 году Великим Князем Всеволодом Георгиевичем, первоначально своим благоукрашением приводил в изумление не только соотечественников наших, но и иностранцев. Будучи весь устроен из белого Болгарского камня и отлично украшен золотом, серебром и дорогими камнями, он был, по свидетельству летописи, и расписан в 1161 году греческими изографами, а в 1408 году в пристройках Всеволодовых, по повелению Великого Князя Василия Димитриевича, знаменитыми русскими художниками Даниилом Иконником и Андреем Рублевым, но с течением времени, испытав на себе много тяжких погромов, лишился своих благоукрашений. Золото, серебро и другие драгоценные украшения то истреблены пожарами, то расхищены были монголами и татарами во время их нашествий. Когда в городе Владимире закрыта была Епископская кафедра, и город Владимир приписан был к области московских митрополитов, благознаменитый собор Боголюбского пришел в такое запустение, что по свидетельству летописи, птицы во множестве вили в нем свои гнезда. В бедности и запустении находился Владимирский Успенский собор до начала XVIII века, но при всем том, купола и стены его соблюдены были в том виде, как устроены были при Великих Князьях Андреем Боголюбским и Всеволоде Георгиевиче. С начала XVIII века, когда открыты были в соборе нетленные мощи святых Благоверных Князей Андрея Боголюбского и сына его Глеба, древний отечественный храм начал привлекать к себе усердное внимание не только частных лиц, но и самого Правительства. К сожалению, усердие некоторых благотворителей, к запустевшему соборному храму переходило границы умеренности, и благоукрасители храма, при восстановлении его благолепия, делали изменения в некоторых его частях. Так в 1708 году стольник Григорий Андреевич Племянников, возобновив иконостас и все иконы в соборе, пробил и расширил в главном алтаре окна, равно как и окна в самом храме, находящиеся над входом в собор и в некоторых других местах.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vino...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010