СОБРАНИЕ ТРЕТИЕ В 27 год царствования государя Юстиниана, постоянного августа, в 12 год после консульства славнейшего мужа Василия, в седьмой день майских ид, первого индикта, заседали в судебной палате почтеннейшие епископы сего царствующего города 81 : Евтихий, святейший патриарх царствующего города Константинополя, нового Рима, Аполлинарий, святейший архиепископ великого города Александрии, Домин 82 , святейший патриарх великого города Феополя 83 , Стефан, благоговейнейший епископ рафийский, Георгий, благоговейнейший епископ тивериадский, и прочие, как выше в первом собрании. Диодор, архидиакон и первенствующий из почтеннейших нотариев, сказал: „на бывшем вчера собрании ваша святость положила собраться вашему святому собору ныне; и мы представляем о сем на благоусмотрение». Святой собор сказал: „для порядка пусть прочитают все, что сделано». Когда это было исполнено, святой собор сказал: „считая обязанностию священников – положить начало находящемуся у нас делу о трех главах, о которых письменно спрашивал нас благочестивейший и миролюбивейший император, и всем объявить о правой вере и о святых отцах и учителях, которые в разные времена сияли в святой Церкви Божией, мы исповедуем пред всеми, что содержим и проповедуем ту веру, которая сначала дарована великим Богом и Спасителем нашим Иисусом Христом святым апостолам и ими была проповедана во всем мире, которую исповедали и изъяснили и передали святым церквам святые отцы и преимущественно те, которые собирались на четырех святых соборах; им мы следуем всецело и во всем и приемлем их; приемлем также и четыре святых собора, то есть, триста восемнадцать святых отцов собиравшихся в Никее, и сто пятьдесят собиравшихся в Константинополе, и двести собиравшихся в первый раз в Ефесе, и шесть сот тридцать собиравшихся в Халкидоне, и все, что вышеуказанными четырьмя святыми соборами определено относительно одной и той же веры; а всех, осужденных вышеупомянутыми четырьмя святыми соборами, признаем осужденными и анафематствованными наравне с прочими еретиками.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Состоялась премьера фильма о преподобном Серафиме Вырицком сентября 2020 Премьера 3-й серии фильма " Преподобный Серафим Вырицкий и Русская Голгофа " прошла 21 сентября в Новом зале Святодуховского центра . Фильм создан по сценарию писателя-агиографа Валерия Филимонова совместно с кинокомпанией " Петербургская киноартель " к 20-летию прославления святого и 100-летию принятия им монашества.  В фильме представлены видеосвидетельства протоиереев Иоанна Миронова , Бориса Глебова , правнучки отца Серафима Ольги Набоко и других людей, общавшихся с преподобным. Это трогательные рассказы об исцелениях от недугов, пророчествах и предсказаниях старца, его дарах духовного утешения и неземных ощущениях, которые охватывали посетителей при встречах с великим святым. На премьере присутствовали настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого в Большом Гостином Дворе иерей Артемий Наумов , председатель Союза православных предпринимателей Владислав Жукович, режиссеры Константин Петров-Елешенков, Ольга Тавастшерна и члены съемочной группы. Авторы рассказали о своей работе, подчеркнув, что это единственный достоверный рассказ о преподобном Серафиме с участием живых свидетелей жития святого.  Кинематографисты также рассказали о кропотливой работе по восстановлению и чистке уникальных видео- и аудиозаписей, сделанных в 1990-е Валерием Филимоновым, готовившим материалы к прославлению вырицкого подвижника.  Валерий Филимонов также представил свою новую книгу " Жизнь как подвиг. Житие священномученика Философа Орнатского, пресвитера Петроградского " . Писатель рассказал о малоизвестных фактах пересечения судеб петербургского купца Василия Муравьева (ныне прославленного преподобного Серафима Вырицкого) и отца Философа.  " В наши дни житие отца Философа должно стать образцом для подражания для каждого православного христианина, независимо от его положения в церковной иерархии. Это живой урок для каждого, кто воистину желает угодить Господу, великий пример истинного благочестия, предания себя воле Божией и христианского подвига даже до смерти. Бесценным и востребованным для нашего времени стал опыт деятельности возглавляемого отцом Философом " Общества распространения религиозно-нравственного просвещения в духе Православной Церкви " - ничего подобного в истории не было. И сегодня святой незримо пребывает с нами, видит наши скорби, знает наши немощи и слышит наши молитвы. Верующие обретают в нем небесного заступника и покровителя, наставника и учителя, по прошениям которого к Пресвятой и Живоначальной Троице милосердие Божие изливается на людей " , - сказал писатель.

http://mitropolia.spb.ru/news/culture/?i...

Избранные творения Святитель Василий Великий Избранные творения: Сост. иеродиакон Никон (Париманчук). — М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. - 498 с. В серии «Творения святых отцов» издательства Сретенского монастыря вышла книга Василия Великого «Избранные творения». Святитель Василий Великий, архиепископ Кесарии Каппадокийской, «принадлежит не одной Кесарийской Церкви, и не в свое только время, не одним соплеменникам своим был полезен, но по всем странам и градам вселенной, и всем людям приносил и приносит пользу, и для христиан всегда был и будет учителем спасительнейшим», — так говорил современник святителя Василия, святой Амфилохий, епископ Иконийский († 344; память 23 ноября). Родился Василий около 330 года в Кесарии, административном центре Каппадокии, и происходил из известного рода, славившегося как знатностью и богатством, так и дарованиями и ревностью христианской веры. В семье было десять человек детей — пять сыновей и пять дочерей, из них пятеро были потом причислены к лику святых. Первые годы жизни святой Василий провел в принадлежавшем его родителям поместье на реке Ирисе. Первоначальное образование Василий получил под руководством отца, затем он обучался у лучших учителей Кесарии Каппадокийской, где познакомился со святым Григорием Богословом, а позже перешел в школы Константинополя, где слушал выдающихся ораторов и философов. Для завершения образования святой Василий отправился в Афины — центр классического просвещения. После четырех или пяти лет пребывания в Афинах Василий Великий обладал всеми доступными знаниями – философ, филолог, оратор, юрист, естествовед, имевший глубокие познания в астрономии, математике и медицине. Около 357 года святой Василий возвратился в Кесарию, где вскоре, отказавшись от предложения кесарийцев, желавших поручить ему обучение юношества, вступил на путь аскетической жизни. Приняв Крещение от епископа Кесарийского Диания, Василий был поставлен чтецом. «Желая снискать руководителя к познанию истины», святитель предпринял путешествие в Египет, Сирию и Палестину, к великим христианским подвижникам. Вернувшись в Каппадокию, он решил подражать им. Раздав свое имущество бедным, святой Василий поселился, собрав вокруг себя иноков, недалеко от фамильного поместья, где его мать Емилия и сестра Макрина вели подвижническую жизнь. Своими письмами Василий Великий привлек в пустыню своего друга Григория Богослова. В уединении святые Василий и Григорий усиленно занимались изучением Священного Писания по руководствам древнейших толкователей, и в частности Оригена, из произведений которого они составили сборник — И Филокалия (Добротолюбие). В то же время Василий Великий по просьбе иноков написал сборник правил нравственной жизни.

http://pravoslavie.ru/6046.html

18 ноября — день памяти Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси 18 ноября 2008 г. 09:00 Василий Иванович Белавин (будущий Патриарх Московский и всея Руси) родился 19 января 1865 года в селе Клин Торопецкого уезда Псковской губернии, в благочестивой семье священника с патриархальным укладом. Дети помогали родителям по хозяйству, ходили за скотиной, все умели делать своими руками. Когда Василий был еще малолетним, его отцу было откровение о каждом из его детей. Однажды он с тремя сыновьями спал на сеновале. Ночью он вдруг проснулся и разбудил их. «Знаете, — заговорил он, — я сейчас видел свою покойную мать, которая предсказала мне скорую кончину, а затем, указывая на вас, прибавила: этот будет горюном всю жизнь, этот умрет в молодости, а этот, Василий, будет великим». Пророчество явившейся покойной матери отца со всей точностью исполнилось на всех трех братьях. В девять лет Василий поступает в Торопецкое духовное училище, а в 1878 году, по окончании, покидает родительский дом, чтобы продолжить образование в Псковской семинарии. Василий был доброго нрава, скромный и приветливый, учеба давалась ему легко, и он с радостью помогал однокурсникам, которые прозвали его «архиереем». Закончив семинарию одним из лучших учеников, Василий успешно сдал экзамены в Петербургскую духовную академию в 1884 году. И новое уважительное прозвище — «Патриарх», полученное им от академических друзей и оказавшееся провидческим, говорит об образе его жизни в то время. В 1888 году закончив академию 23-летним кандидатом богословия, он возвращается в Псков и три года преподает в родной семинарии. В 26 лет, после серьезных раздумий, он делает первый свой шаг за Господом на крест, преклонив волю под три высоких монашеских обета — девства, нищеты и послушания. 14 декабря 1891 года он принимает постриг с именем Тихон, в честь святителя Тихона Задонского, на следующий день его рукополагают в иеродиакона, и вскоре — в иеромонаха. Через год он был назначен инспектором Холмской семинарии и в том же, 1892 г., утвержден ректором семинарии с возведением в сан архимандрита. В Холме, наполовину польском и католическом городе, обстановка для ректора православной семинарии была непростой: часть русского населения оставалась в унии, большим влиянием пользовалась и еврейская община. Архимандрит Тихон был главным помощником местного архиерея; обладая большим тактом, чувством меры и мудростью, он умел, не задевая самолюбия щепетильного польского населения, оставаться непреклонным ревнителем православной веры. Холмские священники полюбили его и часто приглашали служить в свои храмы.

http://patriarchia.ru/db/text/52167.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Фото Владимира Ештокина Литургия. 4 основных чинопоследования 3 мин., 23.03.2024 Литургия (греч. «общее дело») — главное богослужение Церкви. На Литургии совершается таинство Евхаристии: под видом хлеба и вина верующие вкушают Тело и Кровь Христовы. Существует несколько чинопоследований Литургии. Например, Великим постом мы часто можем видеть в расписании богослужений помимо привычной литургии Иоанна Златоуста, литургию Василия Великого. Они различаются по предполагаемому авторству главной части богослужения — Литургии верных и собственно Анафоры (греч. «возношение»), — во время которых хлеб и вино таинственным образом становятся Телом и Кровью Спасителя. Особняком стоит Литургия Преждеосвященных Даров. Литургия Иоанна Златоуста Составитель чинопоследования: святитель Иоанн Златоуст . Совершается: десять раз в году — в сочельники Рождества и Богоявления или в сами эти праздники, если они приходятся на воскресенье или понедельник; в день памяти святителя Василия Великого; в 1-е, 2-е, 3-е, 4-е и 5-е воскресенья Великого поста, в Великие четверг и субботу. Особенность: молитвы, которые священник читает в алтаре, длиннее по сравнению с молитвами литургии Иоанна Златоуста. Поэтому все песнопения хор поет более медленно и протяжно. Подробнее о литургии Василия Великого и самом святом. Литургия Преждеосвященных даров Составитель чинопоследования: святитель Григорий Двоеслов . Совершается: только Великим постом. В среду и пятницу первых шести седмиц поста; в четверг пятой седмицы поста; в понедельник, вторник и среду Страстной седмицы; в день памяти св. Иоанна Предтечи (8 марта) и Сорока мучеников Севастийских (22 марта), если эти праздники приходятся на период Великого Поста и не попадают на субботу или воскресенье. Особенность: литургия Преждеосвященных даров не является литургией в собственном смысле слова, так как на ней не происходит освящения Святых Даров. По сути это вечерня, на которой совершается причастие Святых Христовых Таин.

http://foma.ru/liturgiya.html

В Великую Субботу Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию св. Василия Великого 18 апреля 2020 г. 14:37 18 апреля 2020 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого. Богослужение было совершено в храме святого благоверного князя Александра Невского в одноименном скиту близ Переделкина. По заамвонной молитве Предстоятель Русской Православной Церкви совершил освящение хлеба и вина. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл произнес проповедь: «Всех вас поздравляю с великим праздником — с Великой Субботой, днем, через богослужение которого мы уже входим в радость Светлого Христова Воскресения. И хотя воскресный день начинается с 12 часов, но уже вечерня, совершенная сегодня, присоединенная к Литургии Василия Великого, является частью этого воскресного торжества. Именно поэтому духовенство сменяет ризы с черных на светлые тогда, когда слышится великий возглас Воскресни, Боже, суди земли, яко ты царствуеши вовеки. Этими великими словами и должно быть сегодня проникнуто наше сознание. Никто другой не царствует над родом человеческим, царствует только Господь; а если диаволу и удается похищать человеческие души, то это лишь временные победы. Каждый христианин должен знать: победа зла, какой бы обжигающей она для нас ни была, какую бы видимую неприятность она нам ни приносила, — эта победа всегда временная. Победа зла невозможна, потому что Христос воскрес. А временные победы зла происходят для нашего испытания, чтобы мы испытали свою веру, свою способность сопротивляться злу, чтобы мы, употребляя свои силы, самих себя старались преобразовать по Божиему закону. И не только самих себя, но и окружающий нас мир. В этом и есть предназначение земной жизни христианина — преобразовывать себя, чтобы наследовала душа наша Царствие Небесное, и преобразовывать окружающий нас мир, стараясь изгонять своими трудами, своими мыслями, своими молитвами все то, что отягощает нашу жизнь и жизнь людей, нас окружающих. Это великое предназначение христианина и есть то, о чем Господь спросит нас на Втором и Страшном Суде. Мы — воины Христовы, те, кто во Христа крестился и во Христа облекся, как мы сегодня слышали. Облечься во Христа — значит принять все то, что Христос сказал нам через Своих апостолов, и одновременно облечься во Христа означает не только принять, но и осуществлять то, к чему Господь нас призывает.

http://patriarchia.ru/db/text/5623779.ht...

15 апреля 2023 года, в Великую Субботу, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил вечерню с чтением 15 паримий и Божественную литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя г. Москвы. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.      Всех вас, дорогие владыки, отцы и братия, поздравляю с великим праздником — с Великой Субботой, с преддверием Святой Пасхи! Вообще, если строго следовать уставу, праздник всегда начинается с совершения вечерни, и мы это хорошо знаем: в канун двунадесятых праздников вечерня и утреня служатся уже по праздничному чину. Но так получилось, что вечерня, которая соединяется в этот день с Литургией, совершается утром — по той причине, что у нас в новейшей практике принято совершать Литургию только утром. Данная практика была введена, чтобы люди, которые желают причаститься, не испытывали чувства голода в течение всего дня. Правильно так или неправильно, хорошо или нехорошо, но это стало нашей практикой. И вот сегодня утром, совершив вечерню вместе с Литургией, мы этим богослужением уже вошли в великий праздник, и я хотел бы всех вас сердечно приветствовать и поздравить с мироспасительным и великим событием, которое действительно открыло нам двери во спасение. Господь пришел на землю, принял зрак раба, уничижил Себя до такой степени, сверх которой и уничижить себя было невозможно. Он был допрошен римским прокуратором и казнен на кресте позорной смертью, вместе с разбойниками, — тем самым римская власть показала иудеям, что уважает их отношение к этому Человеку, которое сопровождалось, как мы знаем, ненавистью и клеветой. Вся жизнь Спасителя, Его страдания, Его смерть, Его Воскресение являет собой реальную жертву, Которая низводит милость Божию и обращает ее на род человеческий. Через Жертву Спасителя мы искуплены Его Кровью. Но искупление не означает автоматического прощения всех грехов. Ведь преступник, искупивший свою вину тюремным заключением и полностью освобожденный от бремени совершенного преступления, может снова оступиться, совершить преступление и оказаться в тюрьме. Вот так же и мы, искупленные Кровью Самого Спасителя, — для того чтобы это искупление действовало в нас, обретая для души нашей вечной спасение, мы должны жить по заповедям Божиим и не навлекать на себя гнев Божий. Ибо Он действительно искупил нас для того, чтобы каждый имел возможность войти в Его Небесное Царство и быть с Ним в вечности.

http://pravoslavie.ru/153156.html

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Службы Великого поста в 2024 году 4 мин., 01.02.2024 Великий пост — время покаяния и подготовки к встрече главного христианского праздника — Пасхи, Светлого Христова Воскресения. Особенности великопостного времени в Церкви выражаются в первую очередь в богослужебной традиции. Великопостные службы помогают нам сосредоточится на нашем покаянии, напоминают о событиях, предшествовавших Воскресению Иисуса Христа. В материале «Фомы» мы собрали те богослужения, которые совершаются только Великим постом, или связаны с праздниками, приходящимися на Великий пост. Мы рекомендуем этот материал для уроков ОПК и в качестве информационного приходского листа. Вечерня с чином прощения 17 марта Вечером Прощеного воскресенья , накануне первого дня Великого поста, служится богослужение, во время которого священнослужители и миряне просят друг у друга прощения. Великий покаянный канон святителя Андрея Критского: 18  — 21 марта Самый древний и длинный канон, написанный святителем Андреем Критским в VII веке. В первую неделю поста канон читается по частям с понедельника по четверг на великом повечерии. Полностью канон прочитывается на 5-й неделе Великого поста в среду ( Стояние Марии Египетской ). Стояние Марии Египетской, 17 апреля 5-я неделя Великого поста. Накануне Четвертка Великого канона (в среду вечером) читается житие Марии Египетской и Великий покаянный канон Андрея Критского целиком. Литургия Преждеосвященных Даров Богослужение, во время которого верующим предлагаются для причащения Святые Дары, освященные прежде на полной литургии ( Преждеосвященные ). Совершается во время Великого поста: В марте: 20, 22, 27, 29 В апреле: 3, 5, 10, 12, 17, 18, 19, 24, 26, 29, 30 В мае: 1 Литургия св. Василия Великого Чинопоследование литургии , составленное святителем Василием Великим. Служится 10 раз в году, 7 из которых — в Великий пост: с 1 по 5-е воскресенья Великого поста, а также в Великий Четверг и в Великую Субботу.

http://foma.ru/sluzhbyi-velikogo-posta-v...

Святой мученик Василий Мангазейский В Уставе есть приятная пометочка: если во Святую Четыредесятницу выпадет престольный праздник, то людям, которые молились на службе престола, в этот день дозволяется на трапезе рыба. Так-то Великим постом лишь два раза: на Благовещение и на Вход Господень в Иерусалим... Кто постится без рыбы, тот понимает. А кто постится без рыбы в нашем месте пересечения 62-й параллели с 74-м меридианом, тот трижды понимает. И у нас в монастыре как раз такой случай – один из престолов Успенского собора освящен в честь мученика Василия Мангазейского, «егоже память» 4 апреля нового стиля, а значит, выпадает на Четыредесятницу очень часто. В годы, когда Пасха ранняя, Великим постом у нас еще болезненно мало солнца, пугающе много мороза, а всё «рыбоядение» смещается к концу поста. И прихожане, после работы добравшиеся до всенощной престола, стоят с такими умильными лицами... сразу видно, что силы их на исходе, и это уставное указание не просто позволяет им подкрепиться рыбой, а дарит надежду вообще – как таковую. И есть что-то особенно удивительное в том, что святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды. Иногда даже вот так, совсем прозаично – через Устав. Святые – люди наиболее самоотверженные в своей земной жизни – облегчают наши обычные житейские нужды Житие мученика Василия беспощадно пронзительно. И, думается, весьма важно для нашего времени, когда люди рассуждают, что, вот, на Святой Руси жизнь была приспособлена для цветения святости, как хорошие теплицы. А нынче они не работают – так что, мол, извините. История. Самое начало XVII века. Город-фактория Мангазея недалеко от Обской губы привлекает множество торговцев «мягкой рухлядью» – пушниной, дающей баснословные прибыли. Сюда едут, невзирая на опасный и изнурительный путь. Но город не только географически отдален от благоустроенных земель, он к тому же расположен в климатически тяжелом районе. Жизнь в нем не менее трудна, чем дорога сюда. Провиант и товары первой необходимости доставляются с неимоверными сложностями; их не хватает, и они д о роги. Самые убийственные формы авитаминозов развиваются не столько из-за нехватки продуктов, сколько из-за нехватки солнца и тепла...

http://pravoslavie.ru/129917.html

Слово в Великий четверг в Храме Христа Спасителя 12 апреля 2012 года, в четверг Страстной седмицы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию святителя Василия Великого в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с проповедью. Всех вас, дорогие Высокопреосвященные и Преосвященные владыки, отцы, братья и сестры, сердечно поздравляю с Великим четвергом. Этот день в середине Страстной седмицы мы именуем великим праздником, и он действительно является таковым наравне с двунадесятыми, потому что воспоминание о событии, которое легло в основу этого празднования, живет в Церкви особым образом. Многое, что приходит к нам из прошлого, содержится в летописях, в книгах. Открывая их, мы можем узнать о том, что было до нас, что было в прошлом, и это возбуждает наше воображение — мы стараемся представить себе древних героев, вождей, полководцев, императоров, князей. Такое воспоминание, которое порождается чтением, осуществляется в нашем сознании, в нашей памяти, в том числе силой нашего воображения. Но Господь Иисус Христос, совершив Тайную Вечерю, сказал Своим ученикам: «Сие творите в Мое воспоминание; и когда вы будете есть хлеб сей и вкушать от чаши сей, то вы смерть Мою будете возвещать до тех пор, пока Я не приду» (см. 1 Кор. 11:26). Совершенно очевидно, что воспоминание о Тайной Вечери — это не то воспоминание, которым мы связываем себя с прошлым. Если нечто совершается до скончания века, то это уже не воспоминание — это некая связь с той реальностью, которая была тогда, когда Христос произнес эти слова. И действительно, из слов Священного Писания, из великой святоотеческой традиции мы знаем, что воспоминание, которое творит Святая Церковь, совершая Святую Евхаристию, подобно Господу и Спасителю освящая хлеб и вино, пресуществляя их в истинное Тело и Кровь Спасителя, есть не ментальное воспоминание на уровне разума, сознания, памяти. В этом действии присутствует Дух Святой, и Он непостижимым образом вводит нас, людей XXI века, соединяющихся в храме вокруг своего епископа или священника, в соприкосновение с той Тайной Вечерей, которую совершил Господь. Находясь в храме, будучи отделены временем и пространством от той Тайной Вечери, мы силой Святого Духа становимся не зрителями, вспоминающими только сознанием своим, но реальными соучастниками той Тайной Вечери, которую Господь совершил с учениками Своими.

http://pravoslavie.ru/52901.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010