> Дело дня: Помогите ребёнку <

Василием Великим

 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
Церковь в конце IV века / Православие.RuИскать в Источникеpravoslavie.ru
... последовавшей вскоре после кончины святого императора Феодосия, в 398 году. Годом раньше преставился архиепископ Константинопольский Нектарий. Преемником скончавшегося в 385 году Тимофея Александрийского стал Филофей. Святителя Кирилла на Иерусалимской кафедре после его преставления в 387 году сменил Иоанн II. В Антиохии до 392 года сохранялся раскол. Помимо общины во главе с Флавианом, сохранялась признаваемая на Западе и в Египте малочисленная община во главе с Павлином, которую после его смерти с 388 по 392 год возглавлял единолично поставленный им Евагрий, когда-то в прошлом друживший с Василием Великим. Благодаря поддержке государственной власти Флавиану, павлиане не смогли после смерти Евагрия поставить своего епископа в Антиохию. В Константинопольском соборе 394 года, состоявшемся под председательством архиепископа Нектария, участвовали как Флавиан Антиохийский, так и Феофил Александрийский. Это было знаком признания Флавиана законным предстоятелем Антиохийской Церкви со стороны Александрийской кафедры. Но в Риме Флавиана признали лишь в 398 году, а отдельное существование павлианской общины в Антиохии прекратилось воссоединением ее с антиохийскими «мелетианами» ... далее ...
Духовный светильник Старой Герцеговины / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... связи с Афоном, посылая туда монахов для переписывания книг для монастыря. Естественно, что этот деятельный и ученый монах, при котором работала в Пиве мастерская по переписыванию книг, был хорошо знаком с сюжетами фресок святогорских монастырей и значительную часть сюжетов сумел перенести и в Пиву. Богатству тем росписей, которыми украшены стены наоса, способствовали и сами размеры внутреннего пространства. В конхе апсиды находится огромная фреска Богородица Платитера, под ней – небесная литургия, причащение апостолов, величественная процессия архиереев, предводимых святителями Василием Великим и Иоанном Златоустом. В наосе, помимо привычных евангельских сцен великих праздников и цикла страданий Христовых, иллюстрированных весьма обширно, изображены и сцены исцелений и других чудес Спасителя. Также изображены и события из жизни Пресвятой Богородицы, святого Иоанна Предтечи и других святых, а помимо них – редкие иллюстрации гимна «О тебе радуется» и композиция «Иерусалим», изображающая Богородицу как первую паломницу, обходящую святые места после Христова Вознесения – Иерусалим, Вифлеем и Назарет, как бы объясняя будущим паломникам, что нужно посетить на ... далее ...
Вселенские Соборы в истории христианстваИскать в Источникеpravmir.ru
... он написал, было вызвано насущной необходимостью, было создано для немедленных практических целей. Это объясняется специфичностью жизни святителя — той непрекращающейся борьбой, которую он вел всю свою жизнь. В богословии перед свт. Василием стояла сложнейшая задача: примирение эллинского ума с Христовым благовествованием, или, иными словами, выражение библейской веры в терминах, адекватных времени и окружению. Даже самому великому Оригену не удалось решить эту задачу, хотя начало было им положено. О. Георгий Флоровский выделяет следующие источники, использованные и преобразованные свт. Василием Великим в его богословско-метафизическом синтезе. Во-первых, оригеновские мотивы, дошедшие к Василию через св. Григория Чудотворца, и, прежде всего, знаменитый антитезис Григория: сотворенное и несотворенное, рабское и владетельное. Во-вторых, в своих идеях свт. Василий исходит из омиусианских предпосылок, в которых он вырос, хотя само ὁμοιούσιος он решительно отвергает, заменяя его никейским ὁμοούσιος. Однако он не уставал подчеркивать различия Ипостасей в Святой Троице, отмечая таким образом недосмотренную “старони­кейцами” опасность модализма. В-третьих, святитель принимает ... далее ...
Святой Григорий Чудотворец...Искать в ИсточникеИсточник
... именно части их, которая представляет результат нарочитого исследования вопроса, категорически отвергают принадлежность этого произведения св. Григорию, то получится общий вывод, что св. Григорий Чудотворец не был автором ή κατά μέρος πίστις. Древнейшие свидетели, начиная с блаж. Феодорита определенно говорят, что автором этого произведения был Аполинарий Лаодикийский, и это решительное удостоверение находит подтверждение и в содержании произведения. В учении о Св. Троице Аполинарий стоял в ряду энергичных и талантливых борцов с противниками православного учения вместе с св. Афанасием, Василием Великим и Григорием Богословом [696]; поэтому характерные признаки принадлежности произведения ή κατά μέρος πίστις находят не в триадологическом учении, а в тех воззрениях, в области которых Аполинарий выступил с своей собственной теорией, вызвавшей большое смятение, именно в христологии. Правда, христологическое учение Аполинария в ή κατά μέρος πίστις не выступает резко, но характерные выражения его христологических воззрений можно указать без труда. Уже св. Григорий Богослов отметил ту особенность христологического учения аполинариан, что они говорят о „воплощении“ (σάρκωσις) ... далее ...
Михаил Васильевич Ломоносов: к 300-летию со дня ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... коль много служит внимание к натуре для познания Божества: Я долго размышлял и долго был в сомненье, Что есть ли на́ Землю от высоты смотренье, Или по слепоте без ряду все течет, И Промыслу с Небес во всей вселенной нет. Однако, посмотрев светил небесных стройность, Земли, морей и рек доброту и пристойность, Премену дней, ночей, явления Луны, Признал, что Божеской мы силой созданы. Больше не остается, как только коротко сказать и повторить, что знание натуры, какое бы оно имя ни имело, христианскому закону не противно; и кто натуру исследовать тщится, Бога знает и почитает, тот с Василием Великим согласится, коего словами сие заключается (беседа 6, о бытии светил) : „Аще сим научимся, себе самыя познаем, Бога познаем, Создавшему поклонимся, Владыце поработаем, Отца прославим, Питателя нашего возлюбим, Благодетеля почтим, Началовожду жизни нашея насущия и будущия поклоняющеся не престанем” [23]. [1] Ломоносов М. В. Слово о пользе химии (отрывок) Полное собрание сочинений. Том 2. Труды по физике и химии 1747-1752гг. М. -Л. : Академия наук СССР, 1951, с. 354. [2] Ломоносов М. В. Слово о происхождении света (отрывок) Полное собрание сочинений. Том 3. Труды по физике ... далее ...
О созерцательных умозрениях преподобного Максима ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... я изучал тексты Плотина, тем более убеждался в том, что оба учения имеют единый источник - созерцательная молитва и экстатический опыт единения с Богом. Этот опыт един, но он не имеет однозначного перевода на словесный язык понятий и потому излагается различно в зависимости от существующей философской системы понятий и той меры Божьего откровения, которая была дана в то время человеку. Плотин выработал свой язык и свое учение, которое на основе его созерцательного опыта, обобщило весь эллинский опыт познания Бога. Это учение несомненно было критически осмысленно нашими великими учителями Василием Великим и Григорием Богословом, тщательно изучавших философию в Афинах одним в течение 5 лет, а другим в течение 8 лет. Но не учение Плотина стало источником христианских догматов. Оно лишь подготовило почву вместе со Священным Писанием и мистической практикой в пустынях Египта к откровению Божьему о Святой Троице, которое было дано христианам тогда, когда пришло время догматических споров и установления истины. Однако, я полагаю, что различие учений не было препятствием к экстатическому опыту единения с Богом для Плотина. Я не нахожу в учении Плотина ничего, что могло бы стать ... далее ...
Сравнительный анализ учения о границах Церкви ...Искать в Источникеbogoslov.ru
... во внецерковных сообществах, многие из которых преданы анафеме на вселенских и поместных соборах Церкви. Общества, отпавшие от Церкви и юридически и фактически, воюющие против нее на словах и на деле (иногда с оружием в руках) , оскорбляющие Православную Церковь, объявляющие ее еретической, схизматической, безблагодатной, даже «антихристовой», глумящиеся над православными Таинствами, возводящие в ранг святых тех, кто гнал и убивал православных (и даже порой – именно за эти гонения и убийства) , эти общества вдруг объявляются сохранившими благодать Таинств. Выше уже приводилась оценка Василием Великим монтанистов, которые «восхулили на Духа Святаго, нечестиво и бесстыдно присвоив наименование Утешителя Монтану и Прискилле. Посему, боготворят ли они человеков, подлежат за сие осуждению: оскорбляют ли Духа Святаго, сравнивая его с человеками, и в сем случае повинны вечному осуждению, ибо хула на Духа Святаго не отпускается» [19, с. 308]. В. В. Болотов, говоря о похожих высказываниях еп. Фирмилиана Кесарийского определяет их как «полемические натяжки»: «Фирмилиан кесарийский точно также доказывал, что даже у монтанистов догматическое учение о Св. Троице различно от ... далее ...
Митрополит Антоний (Храповицкий). Ч. 3 / ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... о единстве Книги пророка Исаии. Он просто не понимал что значит критика текста, в чем проблема интегритета или автентичности текста. Он был более в этом отставшим, чем знаменитый профессор Санкт-Петербургской академии ученый протоиерей Герасим Павский, который еще во времена Филарета говорил о неединстве пророка Исаии и лекции которого были с разрешения тогдашнего начальства литографированы, и по ним студенты сдавали свои экзамены. Точно так же я его однажды насмерть огорчил, доказывая ему неподлинность ареопагитиков или что IV и V книги против Евномия написаны вовсе не святителем Василием Великим, а, вероятно, Дидимом Слепцом, и т. д. и т. д. Был ли Антоний поэтому обскурантом? Отнюдь нет! Утверждаю это со всей решительностью. Просто он был сын своего века. Он остановился в своем научном развитии в то время, когда богословская наука и в России, и на Западе начала проходить свой интереснейший этап. Митрополиту не хватало прежде всего нашей теперешней научной эрудиции, известной дрессировки научного сознания. Но он не отрицал науку, не запрещал искать. Ему, может быть, было даже и чуждо все это историко-критическое исследование. Ум его был направлен на другое. ... далее ...
Космология соглашается с первым стихом Книги ...Искать в Источникеpravoslavie.ru
... NASA, или идее «гравитационного волнолёта»? Так как, единственное направление в СССР в науке, которое соответствовало мировым стандартам, была германская техническая научная школа, то попробуем рассмотреть отдельные моменты статьи с тех позиций, которые до сих пор (до сегодняшнего дня) преподают 17- летним юношам и девушкам в технических университетах на кафедрах механики. Итак, в третьем веке два студента «афинского универа» Григорий и Василий учились в университете и ходили в Церковь Христа, позже весь христианский и научный мир по высоте и достоинству их трудов будет величать их Василием Великим и Григорием Богословом. Лариса 23 февраля 2013, 18: 23 Всё-таки Небо - это не физический мир. Когда наше сердце любит возле него нет никаких квантовых полей. Любовь - это божественная, невещественная энергия. Небесный мир имеет свои законы и свою природу. В Евангелии есть примеры проявления свойств Небесного (духовного) мира. Например, когда Христос идёт по воде. Здесь нет изменений физических параметров воды или человеческого тела, нет никаких полевых фокусов. Простое присутствие свойств духовного мира. Также, когда Христос является в помещении, когда двери заперты, или ... далее ...
Две Божественные сущности | Страница 4Искать в Источникеazbyka.ru
... природа, но не обозначено подлежащее, которое обнаруживается собственным именем. Сказавший же: «Павел» — указал в обнаруживаемой именем вещи подлежащую природу. Вот это и есть ипостась — не неопределенное понятие сущности, не задерживающееся ни на чем из-за общности обозначаемого, но понятие, которое показывает и определяет общее и неопределенное в какой-либо вещи через ее очевидные особенные свойства, как это обычно делает и Писание во многих случаях и в рассказе об Иове. Ариане выдернули из общего текста первые строчки святого, не желая или специально умалчивая дальнейщее определение Василием Великим ипостаси, - " Итак, мы утверждаем следующее: то, что говорится об особенном, называется ипостасью " Особенное, - это частное, принадлежащее, и характеризующее определённое Лицо Святой Троицы. Таким изъятием утверждается за ипостасью только индивидуальные, особенные свойства, а общность Божественной природы от ипостаси отделяется и обезличивается. Сущность Божественная остаётся ничейной вне ипостаси. Но, Василий Великий даёт определение ипостаси чуть ниже в этой же графе. - " Вот это и есть ипостась — не неопределенное понятие сущности, не задерживающееся ни на чем из-за ... далее ...
 001   002   003   004   005   006   007   008   009   010   011   012   013   014   015   016   017   018   019   020   021
В началоИскать в картинках
Постоянная ссылка на эту страницу: Василием Великим
ПОИСКОВ.РФДля Вебмастера