А в это время Восточная Сирийская Церковь, которая была Церковью-матерью для христиан апостола Фомы, переживала внутренний кризис. После смерти патриарха Симона VIII Вар-Мама (1551) часть епископов избрала своим преемником его племянника Симона Вар-Денха, в то время как другие считали наиболее подходящей кандидатурой монаха Иоанна Сулака, которого и избрали. Однако он недолго патриаршествовал. Возвратившись из Рима, он был схвачен властями и в январе 1555 г. убит в тюрьме 22 . Его сторонники избрали на патриарший престол Абдишо. Он для укрепления своей духовной власти (которая, естественно, оспаривалась Симоном Вар-Денхом) во всей Восточной Сирийской Церкви поручил митрополиту Мар Илии поставить Мар Иосифа, брата последнего католикоса, митрополитом Малабарским. Однако португальцы встретили их в Гоа неприветливо, отправив в монастырь, где они пробыли полтора года (1556). В 1558 г. Мар Иосиф был освобожден и получил разрешение прибыть в южный Кочин, чтобы встать в оппозицию по отношению к другому халдейскому несторианскому епископу, который прибыл в Малабар раньше и не разделял симпатий по отношению к Риму. Мар Иосиф, получив возможность снова посещать церкви, вошел в контакт с индийскими христианами и начал распространять несторианское учение вопреки тому, чему учил раньше. Он считал, что исповедь необязательна, иконопочитание — это идолопоклонство, и Деву Марию следует называть Христородицей. В конце концов португальцы схватили его и отвезли в Кочин, где иезуиты заставили его отказаться от заблуждений. Затем он был отправлен в Гоа, а оттуда в Лиссабон, где пробыл более года. В Португалии Мар Иосиф встретил королеву и регента страны кардинала Энрико, которых пленил благородством своего обращения и исповеданием веры. В конце концов 27 июня 1564 г. в письме от папы Пия IV он получил благословение снова вернуться в Малабар и остаться верным Католической Церкви, согласно обещанию, данному в присутствии патриарха-католикоса Абдишо в 1562 г. Однако возвратившись в Индию, Мар Иосиф снова начал исповедывать веру Восточной Сирийской Церкви. Вторично схваченный в 1567 г., он был обвинен в ереси и отправлен в Португалию, а оттуда в Рим, где римские судьи отступили перед его благочестием, признав абсолютно правоверным. Вскоре он внезапно скончался (1569) 23 .

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

Многими отдельными выражениями из этой книги часто пользовались отцы Церкви. Напр. слова: «Сей есть Бог наш и никто другой не сравнится с Ним» (3:36) приводятся в кондаке на память пр. Иеремии (1 мая), цитуются св. Афинагором (Legat. § 69), Ефремом Сир. (Орр. III, 212 р.). Их очень часто в полемике с арианами цитует св. Афанасий (C. § 49. De incarnat. 22...). Ими же пользуются Кирилл Иерусалимский (Оглас. поуч. XI, 13), Григорий Богослов , Василий Великий , Григорий Нис., Евсевий Кес., Дидим, Епифаний, Златоуст и др. Также слова: посем на земли явися и с человеки поживе (3:38), часто цитуют, как «пророчество» о воплощении Сына Божия, в отеческой письменности, иногда, под именем пророчеств Иеремии, напр. Ириней (Прот. ерес. V, 35), Кирилл Иерус. (Оглас. поуч. IV, 35, XII, 4), Григорий Богосл. (Epist. 102), Григорий Нис. (Adv. lud.), Епифаний Кипр. (О ересях 53. 55, 63) и мн. др. 354 Климент Алекс. цитует, как «святое писание», Вар.3:16–19 (Paed. II, 3), Ориген в том же смысле цитует Вар.3:10 (Com. in Ier. 31 c). Многократно цитуют разные места из книги Варуха Кирилл Александрийский , Анастасий Синаит , Иоанн Дамаскин и другие православные церковные писатели и учители. 355 В православном богослужении в паремиях в навечерие Рождества Христова на часах и вечерие 356 читается Вар. 3:36 – 4:4 . Итак, согласно своему общему содержанию и характеру и указанным частностям, справедливо книга Варуха помещалась и ныне помещается в ряду священно-библейских писаний. Объяснением книги Варуха в отеческий период занимался бл. Феодорит (М. 81 t.). Другие отцы и учители не оставили на нее толкований. В новое время в западной литературе ценные экзегетические монографии след. изданы: Reusch. Erklärung d. В. Baruch. Freib 1853. Trochon. Ieremie, Lamentationes, Baruch. 1878 г. Кпеикег. Das B. Baruch. 1879. Daubanton. B. Baruch. 1888. Кпавепваиег. Commentarius in рг. Daniel. Lamentationes et Baruch. Раг. 1891. Rotstein. 1900 г. (в издании Кауча). В русской литературе ценна библиологическая и критико-текстуальная, не раз упомянутая, монография архимандрита Антонина: Книга пророка Варуха.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Множество ευδοχριστν – лжемессий, о которых говорит эсхатологическая беседа, не только не объясняется указанием на одного Вар-Кохбу, но скорее противоречит этому указанию, тем более, что лжемессии рисуются у синоптиков не как гонители христиан, а как их опасные соблазнители. Преследователями христиан являются, по синоптикам, не только соотечественники, но и вообще „все языки“, что также не объяснимо из гонений иудея Вар-Кохбы. Самые войны, упоминаемые в данной беседе, не подходят к иудейскому восстанию при Адриане, так как они отмечаются как войны больших царств и целых народов, между тем восстание Вар-Кохбы приличнее назвать мятежем небольшой части народа, давно уже потерявшего свою политическую самостоятельность. Нельзя, наконец, и предсказание о мерзости запустения относить ко времени Адриана, так как невозможно допустить, чтобы евангелист, обнаруживающий такое внимание к Иудее, так тщательно отмечающий касающиеся её события, опустил разрушение Иерусалима Титом, которое, по своему значению для иудейской теократии и национальности, было несравненно важнее, чем то же событие при Адриане. Ссылка на Мф.24:2 , как сейчас увидим, в данном случае недостаточна. К этим экзегетическим соображениям, не позволяющим относить происхождение эсхатологической беседы ко 2 веку по Р. X., надо прибавить психологические, заставляющие признать её происхождение до разрушения Иерусалима. Уже à priori можно предположить, что эсхатологическая беседа произнесена незадолго до смерти Христа. Предсказание о будущей судьбе мира, о судьбе иудейского народа, о судьбе учеников Христа и Его дела на земле, предсказание, целью которого было дать правила поведения для будущего времени, утешить в предстоящей разлуке и ободрить в виду грядущих искушений, никогда не могло быть так своевременно, как в последние дни земной жизни Спасителя. В эти дни мысли и взоры Христа всего естественнее могли обратиться на судьбу тех, которые без Него были как овцы без пастыря и попечению которых вверялось, однако, продолжение дела Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij-Savinsk...

Родился он в г. Мелитене на Евфрате, к северу от Эдессы, некоторое время подвизался монахом в Антиохии, затем обучался в Триполи у одного несторианского учителя. Возвратившись в Антиохию, он обучался медицине, риторике, философии и прочим наукам, став одним из образованнейших мужей своей эпохи. В 1246 г. яковитский патриарх Игнатий II (1222–1252) рукоположил его во епископа Губисы (около Мелитены) с именем Григория, а в 1264 г. он стал уже мафрианом Тагрита и яковитским митрополитом в Персии. Зная сирийский, арабский, персидский, турецкий и греческий языки, имея обширные познания в богословии, философии, физике, математике, астрономии и медицине, он был виднейшим ученым своего времени. Он составил сирийскую грамматику, прокомментировал Библию, собрал все каноны Яковитской Церкви и, наконец, написал ценнейший труд — Всемирную Историю (Хронику), которая была продолжена до 1496 года другими писателями и издана в XX в. на сирийском и латинском языках под названием “Григорий Вар-Гебреус, Церковная Хроника”. Будучи мафрианом Яковитской Церкви, он занимал умеренную позицию по отношению к несторианам и с грустью писал о разногласиях христиан, считая достойным сожаления следование за Несторием или Барадеем, в то время как Христос один. Он пользовался огромным уважением со стороны православных, несториан, яковитов и армян. Скончался он в 1286 г., похоронен в монастыре Мар Маттай 12 . В середине XIII века в Церкви наблюдаются нестроения. После смерти яковитского патриарха Игнатия III на патриарший престол был избран епископ Мелитенский Дионисий, правда, без согласия мафриана Вар-М’адене. Последний счел это антиканоническим актом и сам стал антипатриархом. Возник раскол. Бар-Гебреус, будучи на стороне Дионисия, пытался восстановить мир, однако напрасно. Спор решили фанатичные монахи монастыря Мар Вар-Саума, которые убили Дионисия в тот момент, когда он стоял перед святым престолом за всенощным бдением 18 февраля 1261 г. Однако самое сильное волнение в Яковитской Церкви имело место с 1292 по 1495 гг., когда возник невиданный раскол, давший сразу четырех патриархов.

http://pravmir.ru/drevnie-vostochnyie-ts...

греч. вар. Вг. и Кир. в толк., но Сав. цр ест, без аз. О. послушествую Сав. поведаю, Ал. всяк иже от и. без есть. Ал. истину вм. о истине др. соотв. сирскому. Ал. моего гласа соотв. греч. и Кир. вм. гласа моего др. согл. нек. Вг. и Сир. 778 Древнесл. се. Ал. как часто и точно: глет вм. обычного прошедшего древнесл. глагола соотв. сир. Слав. ни единыя вины обретаю в нем соотв. греч. др. чт. и сир. обретаю Мар. Мир., Ал. (обретох – неточно) вм. не обретаю. Кут. ни едину вину обретаю. 779 узника Кир. и в толк., но в греч. и др. нет. Слав. вам отпущу согл. вар., но Вг. Сир. отпущу вам согл. греч. автор. Слав. на пасху. 780 Слав. паки вм. вси, Ал. паки вси, Мир. паки без глаголюще и вси: все эти разночтения соотв. греч. вар. 783 Мупк. Вып. IV, 37. Акты Иверского мон. 176, 224, 225. Гиб. II, 965, 968, 969, 1096. Дело о патр. Никоне, стр. 301. 788 По сделанному нами подсчету Никон затратил на покупку для своих монастырей и вотчин на тогдашние деньги 43,812 р. т. е. на современные деньги более 800 тысяч рублей. Когда, где и по чем куплены Никоном села, деревни и пустоши, что именно, когда и где из земель и угодьев жертвовал монастырям царь, что поступало в монастыри по вкладам и духовным завещаниям, можно находить достаточные данные в сочинении архимандрита Леонида 1876 года; Историческое описание ставропигиального Воскресенского, Новый Иерусалим, именуемого монастыря, стр. 505–524. 789 Мурк. вып. IV. Стр. 63. Беднейший из основанных Никоном монастырей, Крестовый, построенный в 1656 году, уже в 1661 году, т.е. спустя только четыре года после своего основания имел у себя во владении 819 крестьянских дворов. 793 Желательные поправки к законопроекту о старообрядческих общинах Старообрядческой Комиссии назначенной их освященным собором. 795 Доклад Г. Думе комиссии по старообрядческим вопросам по внесенному Министерством Вн. Дел законопроекту о старообрядческих общинах (Представление от 20 февраля 1907 года, 4793). 797 Проект закона о старообрядческих общинах, одобренный VIII Всероссийским Съездом Старообрядцев в Нижнем Новгороде Издание Совета Всероссийского Съезда Старообрядцев.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Принимая во внимание эти исторические данные, некоторые из ученых относят происхождение иудейского учения о страждущем Мессии ко временам уже после-христианским, хотя в тο же время не думают отказываться от мысли о самобытном зарождении этого учения в среде раввинизма. Так, Гамбургер считает это учение плодом иудейского мистицизма, который после страшного разгрома при Адриане думал поддержать пошатнувшуюся в среде иудейского народа веру в Мессию вообще и в мессианское призвание Вар-Кохбы в частности путем новоизмышленного учения об искупительных страданиях и смерти Мессии. Но эта теория Гамбургера может иметь еще некоторый смысл при объяснении вопроса о происхождении иудейского учения о Мессии бен-Иосифе, который после выполнения своей политической задачи умирает подобно Вар-Кохбе, чтобы передать дело избавления Израиля Сыну Давидову; но судьба Вар- Кохбы ничего не имеет общего с раввинскими представлениями о Мессии бен-Давиде, который не умирает за свой народ, а только терпит тяжелые страдания из-за греховности Израиля. По мнению Дальмана учение о страждущем Мессии было естественным результатом пробудившагося в среде раввинов интереса к личности Мессии. Временем возникновения этого учения нужно считать по его словам период от III до VI века, после Рождества Христова, а временем дальнейшего и наиболее полного его развития – период от заключения Талмуда (в VII в.) до X века включительно; совершенно такой же прогресс наблюдается и в занятиях раввинов пророческими обетованиями о Мессии: позднейшие писания, появившияся после III-ro и особенно после VII века, говорят о Мессии несравненно чаще, чем более древние. Каким же образом усилившийся интерес к личности Мессии мог повлечь за собой образование учения о страданиях Мессии? При тщательном исследовании ветхозаветных пророчеств, говорит Дальман, раввины не могли уклониться от более или менее точного выяснения смысла 53 главы книги пророка Исаии; несмотря на общенародные представления о Мессии, как о славном и могущественном царе, некоторые из раввинов, сравнительно очень немногие, решились ввести в существующие представления о Мессии новые черты, и именно – черты унижения и бесславия, и тем приблизить народный образ Мессии сына Давидова к пророческому.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Smir...

" ...не дает нам определенного ответа на поставленный вопрос, и что все они страдают такими существенными недостатками, при которых они ни в каком случае не могут быть приняты, каждая в отдельности " 5.5. Бессмертие души Догматическое богословие включает в онтологические свойства человека бессмертие его души. В этом вопросе православную антропологию интересуют две проблемы: как в святоотеческом опыте осмыслялось бессмертие, т.е. какова его онтологическая причина, и каковы эсхатологические перспективы бессмертной души. Бессмертие души - одно из бесспорных антропологических утверждений христианства. Но вот происхождение этого бессмертия толковалось по-разному. 5.5.1. Бессмертие души " Мы говорим, что душа проста, разумна [вар.: словесна] и бессмертна... " (Блаженный Феодорит Киррский) " Душа есть сущность мысленная [вар.: разумная], бестелесная, бессмертная " (Псевдо-Афанасий) " Христос ясно научает бессмертному состоянию нашей души " (Он же) " Душа, будучи простой, а не сложенной из разных частей... вследствие этого нетленна и бессмертна " (Преподобный Максим Исповедник) " Духовная и бессмертная сущность твоей души... " (Святитель Григорий Нисский) Но вот Татиан и мученик Иустин Философ различали бессмертие и сохранение души: " ...что души сохраняются [вар.: остаются], я показал вам из того, что и Самуилова душа была вызвана чревовещательницей " - так говорил мученик Иустин. А вот как писал Татиан Ассириец: " Душа сама по себе не бессмертна ...она смертна, но может и не умереть " Возникает тема " смерти души " , которою мы займемся в особом разделе. Сейчас же скажем, что " смерть " души не означает ее " уничтожимость " . Именно здесь смысл термина " бессмертие души " . " Как отделение души от тела есть смерть тела, так отделение Бога от души есть смерть души. Именно смерть души есть смерть в настоящем смысле этого слова " - так писал святитель Григорий Палама, но это вовсе не значило, что он имел в виду уничтожимость души. Итак, душа не вечна, но бессмертна. У души есть начало бытия, но нет конца. Будучи сотворена Богом, она уже не уничтожима. Причем ее бессмертие принадлежит ей не по природе, а по дару Творца, хотя одни святые отцы, как мы видим, называют ее " бессмертной сущностью " (святитель Афанасий и святитель Григорий Нисский), а другие называют бессмертие " состоянием " (святитель Афанасий) или " свойством " (преподобный Максим Исповедник).

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=725...

1.6.5. История текста и толкования . Фрагмент папируса с греческим текстом Послания обнаружен в седьмой кумранской пещере (7Q2). Текст есть в Александрийском, Ватиканском кодексах, но отсутствует в Синайском. Ориген воспринимал Послание как часть канона из 22 книг, где оно, вместе с Плачем, входило в состав книги пророка Иеремии (Евсевий. Церковная история. VI, 25, 2). Блж. Иероним хотя и смотрел на книгу, как на псевдоэпиграф, не исключил её из перевода («Пролог на книгу Иеремии»). В отечественной литературе отдельных исследований о Послании Иеремии нет, за исключением нескольких статей 78 . Книга пророка Варуха 1.7. Книга пророка Варуха . Надписание книги сообщает, что её написал Варух, секретарь пророка Иеремии: «Слова книги, которые написал Варух, сын Нирии, сына Маасея, сына Седекии, сына Асадия, сына Хелкии, в Вавилоне» ( Вар. 1:1 ). 1.7.1. Содержание и богословие . Падение Иерусалима в 586 г. до Р. Х. положило начало особой эре, и потому явилось главным определяющим моментом написания книги. В предисловии ( Вар.1:3–14 ) рассказывается о чтении книги Варухом царю Иехонии и прочим пленникам в Вавилоне, о впечатлении, которое произвело на них чтение, и последовавших плаче и посте, о сборе пожертвований и об отправлении их вместе с книгой и священными сосудами в Иерусалим к первосвященнику Иоакиму и всем оставшимся в Иудее, с просьбой на деньги купить жертвы и фимиам, принести их Богу и молиться за Навуходоносора, Валтасара и за Иудеев, чтобы Господь простил им грехи, а посылаемую книгу читать перед народом в праздничные дни. За этим предисловием следует изложение книги, которое по содержанию можно разделить на четыре части: В первой части приводится молитва о покаянии народа и помиловании его ( Вар.1:15–3:8 ). В молитве пленные евреи исповедуют правосудие Божие и свою греховность, начавшую проявляться ещё со времени Моисея и выражавшуюся в неисполнении заповедей Божиих, почему Господь и исполнил проклятие, о котором предупреждал через Моисея: «если же не будешь слушать гласа Господа Бога твоего и не будешь стараться исполнять все заповеди его и постановления его, которые я заповедую тебе сегодня, то придут на тебя все проклятия сии и постигнут тебя» ( Втор.28:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Dobyki...

Вар.3:9 Слушай, Израиль, заповеди жизни, внимайте, чтобы уразуметь мудрость. Вар.3:9–38 . С 9-го ст. начинается вторая часть книги. В настоящем отделе пророк увещевает свой народ искать мудрости, от которой зависит все счастье народа ( Вар.3:9–14 ). Другие народы не поняли значения этой мудрости, будучи преданы земным интересам ( Вар.3:15–23 ). Да, впрочем, никто сам, своими собственными силами и не мог бы постичь эту мудрость! Она ведома только Одному Богу, Творцу и Устроителю вселенной, Который и сообщал ее Своему народу ( Вар.3:29–38 ). Вар.3:10 Что это значит, Израиль, что ты находишься в земле врагов? Состарился ты в чужой земле, осквернился вместе с мертвыми, Вар.3:11 причислен к находящимся в аде, Вар.3:12 оставил источник премудрости. Вар.3:13 Если бы ты ходил путем Божиим, то жил бы в мире вовеки. Вар.3:14 Познай, где находится мудрость, где сила, где знание, чтобы вместе с тем узнать, где находится долгоденствие и жизнь, где находится свет очей и мир. Вар.3:13–14 . Здесь изображаются плоды мудрости: вечный мир, долгоденствие, богатство и свет очей, или счастье и довольство. Вар.3:15 Кто нашел место ее, и кто взошел в сокровищницы ее? Вар.3:16 Где князья народов и владевшие зверями земными, забавлявшиеся птицами небесными, Вар.3:17 и собиравшие серебро и золото, на которые надеются люди, и стяжаниям которых нет конца? Вар.3:18 Где те, которые занимались серебряными изделиями, и которых изделиям нет числа? 18 . «Которые занимались серебряными изделиями». Так как непонятно, почему из числа разных художеств и ремесел поминается только это, то можно согласиться с о. Антонином, который предполагает, что слово «занимающееся» – по греч. τεκτανοντες – переводчик употребил вместо слова λογιζμενοι – думающие, интересующиеся. Вар.3:19 Они исчезли и сошли в ад, и вместо них восстали другие. Вар.3:20 Позднейшие видели свет и жили на земле, но пути мудрости не познали; Вар.3:21 не уразумели стезей ее, и не достигли ее сыновья их: они были далеко от пути ее. Вар.3:22 Не было слышно о ней в Ханаане, и не было видно ее в Фемане.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

Вар.4:9–29 . Иерусалим, как лишенная детей вдова, оплакивает и себя и своих детей, которых увели в плен халдеи. Он ничем не может пособить своим детям и будет только молиться за них Богу ( Вар.4:9–20 ). Иудеи пленные и со своей стороны должны умолять Бога об освобождении из плена ( Вар.4:21–24 ). Терпя пока бедствия в плену, они должны в то же время непрестанно просить Бога о помощи ( Вар.4:21–29 ). 9 . «Сожители Сиона» – народы, жившие неподалеку от Иерусалима и бывшие свидетелями всех несчастий, какие обрушились на Иерусалим. Вар.4:10 ибо я видел пленение сыновей моих и дочерей, которое навел на них Вечный. Вар.4:11 Я питал их с радостью, а отпустил с плачем и горестью. Вар.4:12 Никто не радуйся о мне, вдовствующем и оставленном многими; я опустел за грехи детей моих, ибо они уклонились от закона Божия; Вар.4:13 не познали уставов Его, не ходили путями заповедей Бога, и не вступили на стези учения в правде Его. Вар.4:14 Придите, сожители Сиона, и вспомните пленение сыновей моих и дочерей, которое навел на них Вечный. Вар.4:15 Ибо Он навел на них народ издалека, народ наглый и иноязычный, ибо не устыдились старца, и не сжалились над младенцем, Вар.4:16 и увели у вдовы сыновей возлюбленных, и лишили одинокую дочерей. Вар.4:17 Я же чем могу помочь вам? Вар.4:18 Кто навел на вас сии бедствия, Тот и избавит вас от руки врагов ваших. Вар.4:19 Идите, дети, идите, ибо я остался пуст. 19 . «Идите…» – выражение не совсем подходящее к тем, которые уже находились давно в плену. Может быть, в подлиннике стояло какое-нибудь другое слово, которое переводчик не точно передал выражением: βαδζετε. Вар.4:20 Я снял с себя одежду мира и оделся вретищем моления моего; буду взывать к Вечному во дни мои. 20 . «Одежда мира» – одежда, какую носили в обыкновенное время. «Вретище» – грубая одежда, какую надевали по случаю какого-нибудь большого несчастья. Вар.4:21 Дерзайте, дети, взывайте к Богу, и Он избавит вас от насилия, от руки врагов. Вар.4:22 Ибо от Вечного я ожидал спасения вашего, и мне пришла от Святаго радость о милости, которая скоро придет к вам от Вечного, Спасителя нашего.

http://azbyka.ru/otechnik/Lopuhin/tolkov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010